Igro-zon.ru

Работа и жизнь
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое социальная работа определение

Социальная работа: понятие, сущность

Социальная работа имеет очень большое значение для нормального развития и функционирования государства, так как она охватывает практически все сферы жизни человека — личную, социально-бытовую, общественную, трудовую, культурную, политическую и т.п. В сущности, органы социального обеспечения, как это ясно уже из названия, именно обеспечивают здоровую атмосферу жизни общества, состоящего из индивидуумов, корректируют ее, «врачуют» общество. А общество, как известно, это совокупность больших и малых населенных пунктов, каждый из которых играет свою немаловажную роль в развитии и жизни государства — это и мегаполисы, и большие города, областные и районные центры, села и деревни. И социальная помощь равно важна для жителей всех поселений, ибо они в целом и составляют государство, страну.

Социальная работа — это профессиональный вид деятельности, направленный на оказание помощи отдельному человеку, группе или общности в решении их социальных проблем, в усилении или восстановлении способности социального функционирования и создание общественных условий, способствующих достижению этих целей. [12]

Интегрируя подходы отечественных и зарубежных ученых к определению сущностного содержания социальной работы, можно предположить, что оно включает в себя три аспекта:

  • — оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, путем поддержки, консультирования, реабилитации, патронажа и использования других видов социальных услуг;
  • — актуализацию потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
  • — целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях — от муниципального до федерального с целью обеспечить социально здоровую среду жизнедеятельности человека, создать систему поддержки людей. [12]

Задачи отделений социальной помощи:

  • — выявление и учёт совместно с органами здравоохранения и другими организациями одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан;
  • — установление и поддержание связи с трудовыми коллективами, где ранее работали подлежащие обслуживанию лица, советами ветеранов войны и труда и другими общественными организациями с целью оказания шефской помощи одиноким гражданам;
  • — содействие в оформлении необходимых документов для установления опёки или попечительства, а так же помещения в дома — интернаты или территориальные центры социального обслуживания;
  • — доставка на дом обедов, полуфабрикатов, продовольственных, необходимых промышленных товаров и медикаментов;
  • — сдача и доставка предметов домашнего обихода и вещей в стирку, химчистку, прачечную, мастерские по ремонту;
  • — содействие в оказании необходимой медицинской помощи, уборке жилого помещения, ремонте жилья и внутриквартирного санитарно-технического оборудования;
  • — выполнение просьб, связанных с ведением переписки, оплата коммунальных услуг;
  • — организация погребения умерших одиноких пенсионеров и инвалидов и т.п.

Основные цели социальной работы:

  • — увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  • — создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
  • — адаптация или ре-адаптация людей в обществе;
  • — создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
  • — как конечная цель — достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у пациента сводится на нет, больше не нужна. [8]

Все идеи и теории социальной работы группируются вокруг одного центрального блока проблем:

  • — условия формирования и осуществления жизнедеятельности человека;
  • — соотношение свободы и социальной обусловленности личности, социально оправданной (или неоправданной) меры этой свободы и возможностей ее реализации в обществе.

Социальное обслуживание населения характеризуется не просто суммой учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, но и совокупностью определенного порядка взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственной взаимосвязью, последовательными и обоснованными действиями всех учреждений, направленными на поддержку различных слоев населения, формой организационной деятельности учреждений социального обслуживания, финансово-экономическим и материально-техническим обеспечением деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги населению, многоуровневого научно-методического и кадрового обеспечения деятельности территориальных социальных служб, степенью сформированности нормативно-правового поля, содержащего необходимые условия для становления и развития социальных служб и гарантирующего необходимый статус работников этих служб. [5]

Принципы социального обслуживания:

  • — адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • — конфиденциальность;
  • — профилактическая направленность;
  • — соблюдение прав человека и гражданина, преемственность всех видов социального обслуживания.

Формально социальное обслуживание — это вид деятельности, осуществляемый через сеть социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления пациентам социальных услуг.

Вопрос об организации социальных служб рассматривается как с позиции территориальности, так и ведомственности. Учреждения социального обслуживания населения имеют двойное административное подчинение и нередко — множество источников финансирования.

Практика позволяет говорить о становлении подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств социальной защиты населения (образование, МВД, служба занятости и т.д.)

Путем выявления и уяснения структуры видов, форм и методов социальных услуг; структуры социальных служб и учреждений; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное) — раскрывается сущность социального обслуживания как социальной системы. [5]

Функции системы социального обслуживания:

I группа: — сущностно-деятельные (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охрано-защитная, социальный патронаж);

П группа — нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).

Реализация этих функций связана с оптимальным уровнем функционирования всех подсистем и элементов социального обслуживания. Свойства социальных служб различаются в зависимости от их целевой предназначенности, сферы существования и специфики контингентов клиентов социальных служб.

Особую роль в осуществлении социальной работы с различными категориями населения играют территориальные социальные службы. Им удается сконцентрировать внимание на таких проблемах, как:

  • — организация в различных формах материальной помощи особо нуждающимся, содействие их самообеспечению и достижению ими материальной самостоятельности;
  • — оказание разнообразных видов психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной помощи, широкого комплекса услуг по семейному консультированию и планированию семьи;
  • — осуществлению ряда мероприятий по охране прав детей, передаче их на усыновление, под опеку и попечительство;
  • — предоставление информации гражданам об их социально-экономических правах и пр.

Бесспорным достоинством является то, что центры помогают наладить разнообразные формы социальной работы с учетом интересов и потребностей различных категорий населения, в непосредственном с ними контакте и на наиболее доступном для них территориальном уровне. Определяющее значение получает принцип содействия самопомощи, организаций, что, предоставляя помощь и услуги клиенту, социальные работники должны стимулировать его реализовать потенциал своих сил и возможностей, восстанавливать свою дееспособность и активное социальное функционирование, опираясь на собственные силы.

Социальная работа базируется на социально-психологических, виталистических и социально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека.

Принципы социальной работы:

  • · методологические — гносеологического подхода, детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода;
  • · организационные — планомерности, преемственности и последовательности в работе с индивидуумом, группой;
  • · взаимодействия всех социальных институтов;
  • · контроля исполнения;
  • · содержательные — объективности, системности, максимизации минимума, толерантности, уважения прав и интересов личности, гуманизации технологий.

Основные направления социальной работы:

Социальный надзор (контроль) и профилактика — форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей. Субъекты социального надзора — законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный, прокурорский, административный, посткриминальный, социальный (неформальный) надзор); объекты — процесс выполнения нормативных актов общегосударственного и местного уровней, принятых соответствующими органами по социальной защите населения, ход выполнения социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (это — дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии, другие специальные учреждения), а также контроль за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц групп социального риска и девиантного поведения (психически больные, алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки и т.п.).

Социальная реабилитация — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и / или социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации — восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).

Читать еще:  Что нужно чтобы работать барменом

Социальная интеграция — процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени.

Социальная реинтеграция — процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных, социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультурном пространстве.

Социальные службы — государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу. [5]

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальная помощь населению.

К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления

К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.

Итак, разрушение единой социальной системы ценностей общества, как это произошло в России после распада СССР, способствует дезинтеграции общества, росту его конфликтогенного потенциала, рискогенности, так как в нем отсутствует единое мировоззренческое и ценностное пространство, в котором отражается всеобщее для данного социума понимание того, что есть добро, зло, добродетель, счастье, любовь, порядочность, честь и т.д. И в связи с этим значительно возрастает роль социальной безопасности и социальной работы, которые призваны для восстановления, сохранения и защиты этих ценностей, а также для защиты интересов и потребностей населения.

Социальный работник

Социальные работники оказывают всестороннюю помощь людям, взаимодействуя преимущественно с незащищенными категориями граждан. Они работают с беженцами, детьми-сиротами, пенсионерами, помогая им получить социальную, правовую, материальную поддержку. Профессия подходит тем, у кого нет интересов к школьным предметам (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Профессия очень древняя, несколько сотен лет назад таких специалистов называли благотворителями, миссионерами. Часть социальных обязанностей возлагалась на монахов и монахинь, которые давали приют, пищу и минимальный уровень образования бедным людям. Сегодня все изменилось, а эту работу выполняют уполномоченные представители социальных служб, которых прикрепляют к каждому человеку или семье, нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Преимущественно специалист ведет следующие группы граждан:

  • пенсионеры и люди с ограниченными возможностями;
  • дети и подростки, страдающие от врожденных и приобретенных заболеваний, семейного насилия и других проблем;
  • женщины, ставшие жертвой любого вида насилия;
  • зависимые граждане;
  • люди, лишившиеся жилья, получившие травмы, потерявшие близких во время катастроф;
  • многодетные семьи и другие.

Социальный работник напрямую контактирует с населением, проверяя, в каких условиях содержатся дети, как распределяются средства, выделенные государством на новорожденного. Они носят продукты больным людям и пенсионерам, оказывают эмоциональную поддержку гражданам, страдающим от зависимостей (алкогольная, наркотическая, игровая и другие). Труд непростой и опасный, ведь специалист никогда не знает о том, что ожидает его за закрытой дверью той или иной квартиры. Социальные работники получают не слишком высокий оклад, традиционно эту профессию выбирают женщины, более склонные к состраданию, чем мужчины.

Особенности профессии

Социальный работник должен любить людей. Это первое требование, которое негласно выдвигают к специалистам. В обязанности такого сотрудника входит следующий перечень обязательных работ:

  • анализ вверенного участка, выбор людей, нуждающихся в социальной помощи и защите (временно или на постоянной основе);
  • работа с жалобами и обращениями населения, проверка информации, принятие решения по каждому отдельному заявлению;
  • предоставление всех видов социальных услуг, информирование граждан об их правах и обязанностях;
  • оказание помощи в получении правовых и других видов консультаций;
  • доставка на дом продуктов питания, питьевой воды, медикаментов, а также других товаров. Соцработник может следить за порядком в доме людей, к которым прикреплен, готовить или разогревать пищу, доставлять готовую еду от родственников или из специальных столовых, оплачивать счета;
  • помощь в оформлении заявлений и прошений на получение социальной помощи, льготных путевок, услуг;
  • общение с социально незащищенными гражданами и их родственниками;
  • оказание дополнительных услуг: первая медицинская помощь, психологическая поддержка и другие;
  • ведение учетной и отчетной документации.

Соцработник должен иметь минимальные знания о медицине, быть отличным психологом, ведь его труд объединяет в себе основные черты этих профессий. Сегмент отличается высокой текучестью кадров, поэтому сотрудники всегда необходимы. Специалист взаимодействует с представителями правопорядка, волонтерскими организациями, разными группами педагогов и врачей.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Огромная социальная значимость профессии, ведь ежедневно такие специалисты выполняют сложную и важную работу, повышающую качество жизни многих людей.
  2. Официальное трудоустройство и солидное количество вакансий.
  3. Специалисты востребованы в каждом крупном и маленьком городе России.
  4. Можно трудоустроиться без высшего образования.
  5. Стабильное обучение и развитие.
  6. Большое количество бюджетных мест в вузах, возможность получить образование на очном, очно-заочном или заочном факультете.
  7. Работа станет идеальным решением для гуманитариев.

Минусы

  1. Низкооплачиваемая работа.
  2. Постоянный контакт с разными слоями населения, представители которых не всегда приветливые, честные.
  3. Взаимодействие с больными, зависимыми людьми может привести к заражению инфекционными и другими видами заболеваний.
  4. Труд недооценен в странах СНГ.
  5. Специалист проводит много времени на ногах, вынужден выполнять большой объем работ.
  6. График может быть ненормированным.
  7. Социальные работники часто сталкиваются с вопиющими случаями человеческой жестокости, что может оказывать подавляющее воздействие на моральное состояние.

Важные личные качества

Эмоциональная стабильность и спокойствие – вот два важнейших качества, которые обязательно должны присутствовать в характере хорошего социального работника. Этот специалист должен иметь отлично поставленную речь, вызывать доверие и уважение, уметь слушать и понимать людей. Важны и другие качества:

  • человеколюбие;
  • толерантность;
  • находчивость;
  • самоконтроль;
  • склонности к работе в коллективе;
  • обостренное чувство справедливости;
  • четность;
  • увлеченность социальными процессами.

В характере специалиста должна отсутствовать гордыня, а также жадность, брезгливость.

Обучение на социального работника

Освоить эту непростую профессию можно как в вузе, так и в колледже. Поступая в вуз, стоит выбирать направление подготовки «Социальная работа», сдавая экзамены по русскому языку, истории и обществознанию, срок обучения составляет 5-6 лет. Также рекомендуется рассмотреть следующие программы:

  • «Социальная работа с молодежью»;
  • «Социальная работа в системе социальной защиты».

После 9 или 11 класса можно подать документы в колледж, выбирая факультет социальной работы. Срок обучения составляет 2-3 года, что зависит от базовой подготовки абитуриента и выбранного учебного заведения. В некоторые колледжи можно поступать по результатам среднего балла аттестата, не сдавая экзамены.

Глобальное определение социальной работы

Глобальное определение социальной работы в копилку специалиста. Утверждено Общим собранием Международной федерации социальных работников и Генеральной Ассамблеи МАШСД в июле 2014 года. Определение ценно тем, что содержит комментарий, раскрывающий его суть.

Глобальное определение социальной работы как профессии

Социальная работа является практической профессией и академической дисциплиной, которая способствует общественным изменениям и развитию, содействует социальной сплоченности и укреплению способностей к самостоятельному функционированию людей в обществе, их освобождению. Принципы социальной справедливости, прав человека и уважения многообразия являются центральными в социальной работе. Опираясь на теории социальной работы, общественные и гуманитарные науки, специализированные знания, социальная работа вовлекает людей и структуры в решение жизненно важных проблем и повышение благополучия.

Данное определение можно расширять на национальном и/или региональном уровнях

КОММЕНТАРИИ

Комментарии служат для разъяснения ключевых концептов, используемых в определении, и конкретизируются относительно ключевых полномочий, принципов, знания и практики профессиональной социальной работы.

Ключевые полномочия

Ключевые полномочия профессиональной социальной работы включают в себя содействие общественному изменению, социальному развитию, социальной сплоченности, а также укреплению способностей к самостоятельному функционированию людей в обществе, их освобождению.

Социальная работа является практической профессией и академической дисциплиной, которая признает взаимосвязь исторических, социально-экономических, культурных, пространственных, политических и личностных факторов, выступающих возможностями и/или барьерами для человеческого благополучия и развития.

Читать еще:  Что нужно диджею для работы

Структурные барьеры способствуют увековечиванию неравенства, дискриминации, эксплуатации и угнетения. Развитие критического сознания через осмысление структурных источников угнетения и/или привилегий на основе расовых, классовых, языковых,религиозных и гендерных различий, ограниченных возможностей в развитии, культурной и сексуальной ориентации, а также разработка действенных стратегий, направленных на преодоление структурных и личностных барьеров, являются центральными в освободительной практике, цели которой — укрепление способности людей к самостоятельному функционированию в обществе и их освобождение. Солидаризируясь с обездоленными людьми, профессия стремится облегчить нищету, освободить уязвимые и угнетенные группы, и содействовать социальному включению и общественному сплочению.

Полномочие для социального изменения основано на предпосылке того, что интервенция в социальной работе осуществляется в случае, когда текущая ситуация на любом уровне (индивидуальном, семейном, малой группы, сообщества или общества) нуждается в изменении и развитии. Она вызвана потребностью ответить на вызов и изменить те структурные условия, которые способствуют маргинализации, социальному исключению и угнетению.

Существенное место в инициативах социального изменения отводится человеческой деятельности по продвижению прав человека, экономической, экологической и социальной справедливости. Профессия в равной степени посвящает себя обеспечению социальной стабильности, если такая стабильность не используется в целях маргинализации, исключения или угнетения особых групп людей.

Концепция социального развития определяет стратегии интервенции, стремление к изменению государственных и политических структур, дополняющих более популярные — остаточные и институциональные структуры. Она основана на целостных биопсихосоциальных, духовных оценках и интервенциях, которые выходят за пределы микро-макро-деления, включая мульти системные уровни, межсекторное и межпрофессиональное сотрудничество, нацеленное на устойчивое развитие. Она отдает приоритет социоструктурному и экономическому развитию и не разделяет расхожее мнение о том, что экономический рост является предпосылкой для социального развития.

Принципы

Всеобъемлющие принципы социальной работы — уважение неотъемлемой ценности и достоинства людей, непричинение вреда, уважение многообразия, поддержка прав человека и социальная справедливость.

Защита и поддержка прав человека и социальной справедливости являются мотивацией и основанием для социальной работы. Профессиональная деятельность социальных работников рассматривает права человека и коллективную ответственность как взаимосвязанные части целого. Идея коллективной ответственности выдвигает на первый план понимание того, что права отдельного человека могут быть реализованы только на ежедневной основе при условии обоюдной ответственности за себя и окружающую среду, и создания взаимных отношений внутри сообществ. Поэтому основной фокус социальной работы должен быть направлен на защиту прав людей на всех уровнях и способствовать тому, чтобы люди принимали на себя ответственность за благополучие друг друга, понимали и уважали взаимозависимость между людьми, а также между людьми и окружающей средой.

Социальная работа охватывает права первого, второго и третьего поколений. Права первого поколения относятся к гражданским и политическим правам, таким как свобода слова и совести, свобода от пытки и незаконного задержания; второе поколение относится к социально-экономическим и культурным правам, которые включают права доступа к образованию, здравоохранению и обеспечению жильем, право на язык национального меньшинства; права третьего поколения фокусируются на мире природы и праве на биомногобразие видов, а также межпоколенческую справедливость. Эти права укрепляют друг друга, они взаимозависимы и включают как индивидуальные, так и коллективные права.

В некоторых случаях «непричинение вреда» и “уважение многообразия” может представлять противоречивые и конкурирующие ценности, например, когда со ссылкой на культуру нарушаются права, включая право на жизнь, права таких меньшинств, как женщины и гомосексуалисты. Глобальные образовательные стандарты по подготовке и обучению социальных работников рассматривают эту сложную проблему, выдвигая подход к обучению социальных работников, опирающийся на основные права человека. В примечании поясняется, что:

Такой подход смог бы облегчить конструктивную конфронтацию и внести изменения там, где определенные культурные верования, ценности и традиции нарушают основные права человека. Поскольку культура социально сконструирована и динамична, она выступает предметом деконструкции и изменения. Такую конструктивную конфронтацию, разрушение и изменение можно ослабить с помощью внутренней настройки и понимания конкретных культурных ценностей, верований и традиций, через критический и рефлексивный диалог с членами культурной группы с глазу на глаз по более широким проблемам прав человека.

Знание

Социальная работа является как междисциплинарной, так и трансдисциплинарной. Она опирается на широкий спектр научных теорий и исследований. ‘Наука’ в данном контексте понимается в своем наиболее основном значении, как ‘знание’. Социальная работа опирается на свои собственные постоянно развивающиеся теоретические ресурсы и исследования, а так же на теории других гуманитарных наук, включая, но не ограничиваясь, социальным развитием, социальной педагогикой, администрированием, антропологией, экологией, экономикой, образованием, управлением, сестринским уходом, психиатрией, психологией, здравоохранением и социологией. Уникальность исследований социальной работы и ее теорий состоит в том, что они применимы на практике и имеют освободительный характер. Большая часть исследований социальной работы и ее теории проводятся и создаются при участии пользователей услуг (клиентов) в интерактивном, диалогическом процессе и поэтому привносятся через специфические контексты практики.

Данное определение подтверждает, что социальная работа формируется не только за счет знаний, привносимых специфическими контекстами практики и западными теориями, но также и на основе коренных знаний. Частью наследия колониализма является то, что западным теориям и знаниям отводилась первостепенная роль, а знания коренных народов были обесценены и поглощены западными теориями. Предложенное определение пытается остановить и полностью изменить этот процесс, признавая, что коренные народы в каждом регионе, стране или области несут свои собственные ценности, способы познания и передачи своих знаний, и вносят неоценимый вклад в науку.

Социальная работа стремится исправить исторический западный научный колониализм и его гегемонию, слушая и извлекая уроки у коренных народов во всем мире. Таким образом, знания социальной работы будут создаваться и привноситься в копилку коренными народами, и соответственно применяться на практике не только на локальном, но также и на международном уровне. Опираясь на работу Организации Объединенных Наций, Международная федерация социальных работников определяет коренные народы следующим образом:

  • Они живут в пределах (или сохраняют привязанность) географически определенных наследственных территориях.
  • Они стремятся поддерживать определенные социальные, экономические и политические институты на своих территориях.
  • Они как, правило, стремятся остаться в своих культурных, географических и институциональных рамках, вместо того, чтобы ассимилировать полностью в национальное общество.
  • Они идентифицируют себя как представители коренной национальности или рода.
Практика

Законность и полномочия социальной работы лежат в ее интервенции в сферы, где люди взаимодействуют со своей средой. Окружающая среда охватывает различные социальные системы, в которые включены люди, а также природную, географическую среду, которая оказывает глубокое влияние на жизнь людей. Методология участия, используемая в социальной работе, отражается в том, чтобы “привлечь внимание людей и структур к жизненным проблемам и улучшению благополучия».

По мере возможности социальная работа поддерживает работу с людьми, а не только для людей. В соответствии с парадигмой социального развития социальные работники используют диапазон навыков, методов, стратегий, принципов и действий на различных системных уровнях, направленных на поддержание системы и/или ее изменение.

Практика социальной работы охватывает диапазон действий, включая различные формы терапии и консультирования, групповую работу и работу по месту жительства; разработку политики и анализ; защиту интересов клиента и политические интервенции.

В рамках освободительной перспективы, которую поддерживает данное определение, стратегии социальной работы нацелены на усиление надежды людей, их самооценки и творческого потенциала, чтобы противостоять и бросить вызов деспотической динамике власти и структурным источникам несправедливости. Таким образом, стратегии связывают в единое целое микро-макро, и личностно-политическое измерение интервенции. Целостный фокус социальной работы универсален, но приоритеты социальной работы изменяются от страны к стране и иногда зависят от исторических, культурных, политических и социально-экономических условий. Ответственность социальных работников во всем мире состоит в том, чтобы защитить, обогатить и реализовать ценности и принципы, отраженные в этом определении. Определение социальной работы может быть значащим только тогда, когда социальные работники активно передают его ценности и видение.

Данный материал опубликован на официальном сайте МФСР и доступен на нескольких языках, включая русский. В этой статье приведен без сокращений в авторской редакции.

Профессия социальный работник

Многим людям, которые оказались в беде, приходится общаться с социальными работниками. Кто эти специалисты, чем они занимаются, и какую помощь они могут оказать нуждающимся в поддержке.

Читать еще:  Что должен знать фронтенд разработчик

История профессии

Люди издавна живут в социуме, и практике помощи слабым и немощным уже тысячи лет. В глубокой древности у разных народов функции утешения и поддержки выполнялись жрецами и волхвами. Позже, с принятием на Руси христианства заниматься такой деятельностью стали монахини, в обиход вошли слова «милосердие» и «благотворительность».

Да и сами члены общины часто проводили «совместные помочи» – толоки, чтобы коллективными усилиями быстро вырубить лес и построить дом для погорельца, запасти на зиму сена для безлошадных селян, оказать помощь по хозяйству вдовам, сиротам и солдаткам.

В XVIII веке при правлении Екатерины II начала развиваться система государственного призрения, создавались воспитательные дома для сирот и училища для бедных. Их сотрудники получали за свою деятельность заработную плату, поэтому можно говорить, что возникла профессия социальный работник. В советские времена появился целый ряд организаций (Фонд соцстрахования, Пенсионный фонд, общества слепых и глухих), призванных помогать незащищенным группам населения. В современной России институт социальных работников был утвержден в 1991 году, когда эта специальность была прописана в официальном перечне профессий.

Описание профессии

Разберемся подробнее, кто такой социальный работник. Это специально обученный человек, который оказывает различные виды услуг определенным категориям граждан:

  • лицам с ограниченными физическими возможностями;
  • пенсионерам, престарелым и одиноким людям;
  • многодетным малообеспеченным семьям;
  • бездомным;
  • жертвам насилия;
  • беженцам;
  • алко-, наркозависимым и их семейному окружению;
  • семьям, которые по разным причинам оказались в сложных жизненных обстоятельствах, и не могут их преодолеть самостоятельно.

Социальные работники изучают проблемы таких людей, оказывают профессиональную поддержку (правовую, психологическую, моральную), консультируют их по разным вопросам, обеспечивают коммуникацию с соответствующими государственными и муниципальными организациями.

Заниматься соцподдержкой можно, работая:

  • в госструктурах (управления труда и социальной защиты, службы занятости, пенсионные фонды, пенитенциарные органы);
  • в коммунальных учреждениях (детские дома, приюты, центры социального обслуживания, реабилитации и ресоциализации);
  • в благотворительных и общественных организациях;
  • частным консультантом.

В зависимости от места работы перечень функций специалистов может сильно отличаться. Одни в основном занимаются приемом посетителей и оформлением им необходимых социальных выплат, другие работают непосредственно «в поле», навещая подопечных по месту их проживания и оказывая самые разные услуги.

На каких специальностях лучше учиться

Обучение на социального работника организовывают средние профессиональные и высшие учебные заведения. Колледжи и техникумы предлагают специальность, которая так и называется – «социальная работа», в университетах выбор направлений гораздо шире:

  • психология и социальная педагогика;
  • медико-социальная работа с населением;
  • социальная защита и социальное обслуживание детей и семей;
  • социальное страхование и пенсионное обеспечение;
  • социальная работа с молодежью и др.

Чтобы поступить в колледж, достаточно предоставить приемной комиссии аттестат об окончании 9 или 11 классов, зачисляют по результатам конкурса средних баллов. Чтобы получить высшее образование, нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию, математике, биологии или истории (при поступлении на разные специальности).

Лучшие ссузы и вузы для обучения

Теперь о том, где учиться. Можно за 2–4 года получить среднее профессиональное образование и устроиться соцработником в какое-то коммунальное учреждение. Вот несколько подходящих вариантов:

  • Колледж по подготовке социальных работников Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Здесь можно бесплатно учиться на всех специальностях, основными являются профили «Право и организация социального обеспечения» и «Социальная работа». Курс на базе 9 класса длится 3 года 10 месяцев. Партнерами ссуза являются различные государственные органы, реабилитационные центры, приюты.
  • Северный педагогический колледж (г. Екатеринбург). Выпускник этого учебного заведения может работать не только в школе, но и в учреждениях социальной сферы. Имеется хорошая специализированная библиотека и развитая материально-техническая база.
  • Факультет среднего профессионального образования «Колледж» Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. После окончания курса обучения многие выпускники становятся студентами вуза. Тем, кто хочет пойти работать, помогут с трудоустройством: многие партнеры ссуза ищут себе квалифицированных сотрудников.

Для тех, кто хочет получить высшее образование, подойдут классические и педагогические вузы, которые занимаются подготовкой кадров гуманитарного профиля:

  • Российский новый университет (г. Москва) – негосударственная организация, он обучает бакалавров по направлению «Социальная работа», привлекая дополнительно преподавателей из других ведущих столичных вузов. Студенты могут параллельно получать квалификацию переводчика или углубленно изучать иностранные языки. У РосНОУ есть договор с МГУ им. М. В. Ломоносова о подготовке студентов по специальности «социальный педагог».
  • Башкирский государственный университет (г. Уфа) занимается подготовкой специалистов по соцработе, социологии, работе с молодежью. Бакалавры после окончания вуза умеют оказывать профессиональные услуги разным категориям населения (семьям, детям, пациентам больниц, военнослужащим, заключенным). Выпускники без труда находят себе работу в самых разных структурах Республики Башкортостан.
  • Московский социально-экономический институт – это негосударственное учреждение, делающий упор на подготовку соцработников для сферы здравоохранения, образования и специализированных государственных органов. Основными являются три профиля: «Менеджмент социальной работы», «Социально-правовая защита населения» и «Социальная работа в системе социальных служб». Срок обучения – 4 года, есть возможность освоить курс очно и заочно.

Окончив колледж, выпускник может повышать уровень своей квалификации в университете. Диплом вуза становится своеобразным пропуском на руководящие должности государственной службы в соответствующей сфере деятельности.

Обязанности на работе

К основным обязанностям социальных работников можно отнести:

  • выявление людей или семей, которые в связи со сложными жизненными обстоятельствами нуждаются в помощи;
  • предоставление им сведений об их правах и о структурах, которые могут оказать им услуги;
  • содействие в составлении необходимых документов;
  • помощь в решении бытовых вопросов (приготовление еды, уборка в доме, приобретение медикаментов, оплата жилищно-коммунальных услуг);
  • различные виды терапии, особенно для детей (музыкальная, арт-терапия);
  • оказание социальных услуг (психологическая поддержка, налаживание коммуникации с родственниками, правовое консультирование);
  • регулярное посещение клиента в соответствии с утвержденным графиком;
  • составление отчетности.

Специалист обязан владеть основами психологии и медицины, знать нормативную базу. Важно уметь выявить проблему, четко ее идентифицировать и определиться с тем, какие органы помогут ее максимально эффективно решить.

Кому подходит

Профессия социальный работник подходит тем, кто открыт для общения с людьми, готов к сопереживанию и помощи другим. Основную массу сотрудников в этой сфере составляют женщины, которые могут глубже понять проблему человека.

Специалист, занимающийся такой работой, должен обладать таким набором личных качеств:

  • ответственность и порядочность;
  • чувство такта и коммуникабельность;
  • развитая интуиция и умение слушать;
  • организаторские способности;
  • компетентность в разных вопросах;
  • умение выбрать оптимальный вариант решения проблемы.

В данном виде деятельности важно соблюдать профессиональную этику, конфиденциальность персональных данных клиента, уметь выстраивать взаимоотношения внутри семьи и направлять ее внутренние резервы на решение проблемы.

Плюсы и минусы профессии

К преимуществам профессии можно отнести шанс за бюджетный счет получить образование, востребованность специалистов во всех регионах страны, высокая значимость их деятельности для общества. Также важны официальное трудоустройство и возможность самореализации. Минусы – низкая зарплата, сложные категории населения, с которыми приходится иметь дело, риск подхватить инфекционное заболевание, психологические перегрузки.

Сколько получают

Профессия социального работника не относится к числу высоко оплачиваемых, нередко эта работа является призванием человека. Средняя зарплата по стране составляет около 15 тысяч рублей. Больше можно заработать в Москве и отдаленных регионах (30–45 тысяч рублей).

Как построить карьеру

После окончания колледжа карьерные перспективы соцработника невелики. Но при наличии высшего образования он может претендовать на руководящие должности в организации (начальник отдела или сектора, заместитель директора по данному направлению).

Перспективы профессии

В наше время потребность в социальных работниках очень велика и в ближайшие десятилетия она не уменьшится. Если всевозможную продукцию все больше выпускают автоматизированные станки, то с человеком, имеющим жизненные проблемы, сможет работать только квалифицированный специалист.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×