Igro-zon.ru

Работа и жизнь
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое инновационная работа

Что такое инновационная деятельность в работе педагога

Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса. Изменения, затрагивающие постоянно меняющееся общество, не обходят стороной и школу. Внедрение инноваций означает необходимость учителей подстраивать свою деятельность под меняющиеся условия и использовать нестандартные приёмы в ходе урока. Педагогическая инноватика как наука изучает инновации в преподавании.

Работа педагога не должна ограничиваться рамками исключительно старых и проверенных методов, необходимо некоторое разнообразие. Педагогическая деятельность должна носить творческий характер и вовлекать учащихся в учебный процесс, осуществляя, таким образом, цель преподавания – передачу знаний и воспитание подрастающего поколения. Сделать предмет интересным помогают инновационные педагогические методы и подходы.

Образовательные инновации становятся необходимыми в России, поэтому выдвигаются две основные задачи, идеи, которые стоят за данным явлением. Во-первых, это определение целей и направлений развития образовательных нововведений, места инноваций в педагогическом процессе, поиск возможностей для воплощения и популяризации идей. Вторая задача — привлечение творческих, талантливых педагогов, готовых придумывать, представлять и продвигать собственные подходы. Требуется преодоление технических, финансовых и социальных препятствий ради модернизации учебного процесса.

Определение понятия «педагогические инновации»

Понятие «инновационная педагогическая деятельность» означает новый подход к организации учёбы и воспитания. Это, в первую очередь, применение новых способов продуктивного взаимодействия между учащимися и педагогами, которое приводит к достижению нужных результатов.

Инновационное обучение подразумевает поиск и применение новых идей. Педагог разрабатывает и реализует новые методики и самостоятельно выбирает решения. Таким образом, на первый план выступает необходимость создания условий для педагогического творчества, материальная поддержка, организация мероприятий по повышению квалификации сотрудников учебных заведений.

Компоненты деятельности

Создание инновационной учебной среды включает в себя:

  1. Мотивацию. Причиной для введения новшеств становятся как внешние стимулы: признание в обществе, награды или повышение в должности, материальное поощрение, так и внутренние мотивы, такие как необходимость самореализации на работе, желание принести пользу собственным трудом.
  2. Креативность. Под этим компонентом подразумевается способность педагога создавать и воплощать новые идеи. Развитие креативности проходит путь от подражательной деятельности в создании проектов до настоящего творчества, результат которой – создание педагогом новой методики обучения и воспитания.
  3. Технологию. Этот компонент включает в себя поиск информации и ознакомление с существующими инновациями, постановку целей и средств их достижения, разработку основных идей, их осуществление и контроль, а также рефлексию, иными словами анализ, направленный на оценивание как положительных, так и отрицательных свойств проделанной работы.

Инновационная модель Л.С. Подымовой и В.А. Сластёнина

Согласно этой модели, компоненты инновационной деятельности педагога выделяются по структуре (мотивация, креативность, технология и рефлексия) и функции: переработка программ обучения, целеполагание и разработка общих подходов, этапов, прогнозирование, коррекция и оценка деятельности преподавателя.

В данной модели выделяются и критерии: восприимчивость к новизне, творчество, техническая способность воплотить нестандартные идеи, инновационное мышление и культура общения. Уровни инноваций по Л.С. Пoдымoвой и В.А. Слаcтёнину подразделяются на репродуктивный (переработка существующих методов), эвристический (поиск новых способов и решений) и креативный (самостоятельная творческая активность).

Структура деятельности

Образовательные инновации делятся на:

  • Общие (концепции образовательного процесса, основные положения управления образованием) и частные (авторские разработки);
  • Внутрипредметные (специфичные для отдельного предмета) и общеметодические;
  • Административные (исходящие от руководителей предписания, определяющие направление образовательной деятельности) и идеологические (вызванные особенностями современного мира);
  • Системные и стихийно протекающие;
  • Частные и массовые;
  • На федеральном, национально-региональном уровнях и на основе отдельного учреждения;
  • На основе модификаций уже имеющихся методов, комбинированные (смешение старого и нового) и абсолютно новые;
  • Ориентированные на методику, такие как проектное, модульное, развивающее, дифференцированное обучение, а также использование на уроках современных технологий.

Все виды инновационной деятельности второстепенны по отношению к идеологическим инновациям, которые продиктованы временем и исходят из стремления учебных заведений к новым возможностям в обучении.

Особенности

Направленность занятий обусловлена условиями, которые так или иначе влияют и на её особенности. Среди них:

  • Современные социально-экономические процессы, требующие пересмотра образовательной политики в стране;
  • Изменение характера образования: гуманитаризация, появление новых предметов и изменение их объёма в расписании;
  • Перемена отношения педагогов к инновационной деятельности, уход от новшеств, рекомендованных министерством образования, в сторону поиска индивидуальных решений;
  • Выход учебных заведений на рынок, дифференциация типов школ и вузов, инновации внедряются из соображений конкурентоспособности;

Выделяют и такие особенности данного вида педагогической деятельности, как умение создавать новые идеи и ставить перед собой задачи, содержательность, оригинальность в использовании ранее созданных методов, разработка деятельности по обучению и воспитанию, способность к саморазвитию.

Экспериментальная деятельность педагога

Задействование педагогов в учебных экспериментах имеет преимущества и недостатки. Применение инновационных технологий помогает преподавателю профессионально развиваться, с другой же стороны новая методика может при неправильном применении привести к слабым результатам учащихся, а также к кризису профессиональной деятельности педагога.

Интерактивные технологии как вариант инновационной деятельности преподавателя предполагают трансформацию ролей, типичных для процесса обучения. Преподаватель выступает в роли «менеджера», советника или координатора процесса, учащиеся – как субъекты взаимодействия, а не объекты. Сюда относятся ролевые игры, семинары-диспуты, учебные дискуссии и игровое проектирование. Упор в подобной деятельности делается на групповую занятость учащихся, происходящую под контролем преподавателя. Нередко воплотить идеи в жизнь помогают компьютерные технологии.

Ещё одним распространённым в педагогической практике методом является метод проектов. Метод проекта подразумевает использование полученных знаний в конкретных целях для решения практической задачи. Преподаватель в данном случае выступает как эксперт и организатор проектной деятельности. Данный метод учит анализировать информацию и работать в команде(коллективный проект) или самостоятельно (индивидуальный проект).

В образовательной практике используется метод портфолио. Портфолио – это набор достижений учащихся, опыт, приобретённый в учёбе, творчестве и общественной жизни. Данный метод акцентирует внимание на достижениях человека и наглядно показывает личный прогресс учащихся. Такой метод подойдёт для разных учащихся. Тем, кто имеет средние способности, портфолио придаст уверенности в своих знаниях и станет дополнительным стимулом в обучении (при условии, что в него включены действительно стоящие достижения). Для сильных учеников портфолио является дополнительным показателем их прогресса наряду с золотой медалью и грамотами, которые больше уделяют внимание не самим работам, а их поощрению.

Инновации в России

Российский опыт показывает, что инновации в образовании присутствуют на таких уровнях, как начальная школа, средняя школа и ВУЗ. Педагогика, как теоретическая область, обогащается новыми подходами и приёмами, постепенно внося разнообразие в устаревший образ обучения, где учащимся отводится пассивная роль слушателей, а обучение ориентировано на получение теоретических знаний.

Российское образование постепенно переходит на новый уровень за счёт применения новых технологий в обучении. Таким образом, двумя направлениями развития этой области должны стать как развитие общей концепции, популяризация инновационной деятельности педагога, так и поиск и обучение профессионалов, готовых взять на себя подобные проекты.

Читать еще:  Что такое социальный работник определение

Учебные пособия

В данной статье были использованы работы по педагогике Борисовой Н.Я., Загвязинского В.И., Кларина М.В., Курмановой Э.А., Подымовой Л.С., Сластёнина В.А., Солодухиной О.А., а также словари Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. и Рапацевича Е.С.

Сущность и понятие инновационной педагогической деятельности

Марина Горина
Сущность и понятие инновационной педагогической деятельности

Сущность и понятие инновационной педагогической деятельности

Консультация для воспитателей

Воспитатель — Горина М. В.

Что такое инновация?

Приведем несколько определений этого понятия.

В «Современном словаре иностранных слов» (1993) инновация трактуется как нововведение.

Инновация – (от латинского «innovation» — нововведение) – в социально-психологическом аспекте – создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск,1998 г.)

Нововведение (инновация) – комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т. д. – новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В. М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. М., 1995г.)

Нововведение – целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М. ,1995г.)

Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п., а инновация — процесс освоения этого средства.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М. ,1995г.)

Процесс (продвижение) — совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Участники инновационного процесса всегда должны помнить,что новое:

• добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом;

• носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.

Новое может выступать в разных формах:

• принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);

• условная (относительная) новизна;

«оригинальничанье» (не лучше, но по-другому, формальная смена названий, заигрывание с наукой;

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.

1.По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

— в содержании образования;

— в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

— в управлении дошкольным учреждением;

2. По масштабам (объему)преобразований:

— частные, единичные, не связанные между собой;

— модульные (комплекс частных, связанных между собой);

— системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:

— усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);

— новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);

— радикальные инновации.

4.По отношению к предшествующему:

— новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

— прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);

— освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

— ретровведение – освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Существуют различные причины нововведений. К основным, на наш взгляд,нужно отнести следующие:

1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.

2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.

3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.

4. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности к большему, значительному делу.

5. Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания.

6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.

7. Конкуренция между детскими садами.

Инновационная педагогическая деятельность как особый вид творческой деятельности направлена на обновление системы образования. Она является результатом активности человека не столько в приспособлении к внешней среде, сколько в изменении его личных и общественных потребностей и интересов.

Инновационная педагогическая деятельность — целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении практического педагогического опыта, ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики.

Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию.

Инновационныйпотенциал личности связывают со следующими основными параметрами:

— творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное — проектировать и моделировать их в практических формах;

— открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;

— культурно-эстетическая развитость и образованность;

— готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;

— развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной; инновационные потребности; мотивация инновационного поведения).

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).

Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому общество вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации, стоящих перед обществом задач он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.

Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.

Какие обстоятельства в современной системе образования определяют необходимость инновационной деятельности педагога?

Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества,культуры и образования определяется рядом обстоятельств:

— происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагоговвыступает средством обновления образовательной политики:

— усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в педагогической среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;

— изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса педагог был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, методических разработок, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Сейчас инновационная деятельность в образовании приобретает избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в деятельности руководителей педагогических коллективов, методических служб учебных заведений становится анализ и оценка вводимых педагогических инноваций, создание необходимых условий для их успешной разработки и применения;

Читать еще:  Что нужно закончить чтобы работать в прокуратуре

— вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Если говорить более просто и однозначно, то главной причиной, заставляющей обращаться к инновационной деятельности, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически каждому коллективу, оказывающему услуги в сфере образования. Сегодня коллективы дошкольного учреждения обязаны самостоятельно заботиться о сохранении конкурентоспособности, отслеживать и прогнозировать ситуацию на образовательном рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических достижений и, соответственно, быть чуть впереди.

Физическое развитие детей в инновационной деятельности В 2015году Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №10 был присвоен статус Муниципальной инновационной.

Конспект релаксационного занятия с воспитателями с использованием инновационной деятельности на световых планшетах Конспект релаксационного занятия с использованием инновационной деятельности на световых планшетах с воспитателями и специалистами детского.

Консультация «Организация инновационной деятельности» Цель: Повышение теоретического уровня педагогов по данной теме. Задачи: 1. Познакомить с теоретической основой инновационной деятельности,.

Музей как модель инновационной деятельности по патриотическому воспитанию Создание музейной комнаты началось с определения методической темы, определения цели и задач инновационной деятельности, разработки модели.

Опыт работы по инновационной педагогической деятельности «Формирование нравственного здоровья дошкольников» Основной целью является формирование личностно значимых нравственных ориентиров у детей, с помощью которых они могут «измерить» свои и чужие.

Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогических кадров Современный период развития российского образования характеризуется наличием сложных задач в связи необходимостью повышения доступности.

Понятие и сущность двигательной активности Двигательная активность — одно из обязательных компонентов здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующим возрасту,.

Повышение профессионального мастерства педагога посредством активизации инновационной деятельности Повышение профессионального мастерства педагога через активизацию инновационной деятельности. Современная образовательная политика в сфере.

Применение игровых технологий в ходе подготовки к практическому этапу инновационной деятельности «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн План:.

Приоритеты методической работы дошкольной организации в условиях инновационной деятельности Современное образование развивается в режиме инновационного поиска. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание,.

Что такое инновационная работа

Раньше роль государства в инновационном процессе заключалась в создании инновационной среды и спонсировании фундаментальной науки и новых разработок. В современном мире из-за большого количества переменных, высокой степени взаимного проникновения отраслей и растущей скорости изменений роль государства становится еще более значимой.

Активная позиция государства в инновационном процессе может значительно ускорить темп развития отдельных отраслей. Речь идет как о финансировании стратегически важных проектов напрямую, так и о сервисной поддержке бизнеса, например, о содействии экспорту инновационной продукции.

Государство также стимулирует межотраслевое сотрудничество, организует площадки для диалога крупного бизнеса из разных отраслей. Наконец, государство идентифицирует препятствия к развитию инноваций (законодательные, инфраструктурные) и активно работает над их устранением. Авторы исследования «Инновации в России — неисчерпаемый источник роста» агентства McKinsey выделяют пять факторов успеха инноваций в стране, и в каждом из них государство играет сегодня существенную роль.

1. Государство как заказчик инноваций

Первый фактор успеха инноваций — это наличие спроса на новые технологии и продукты. Государственный заказ на инновации — значительный стимул для инновационной деятельности университетов, исследовательских институтов и компаний, а также для последующего распространения новых технологий в разных отраслях. Например, такие неотъемлемые элементы смартфонов, как GPS, сенсорные экраны и доступ в интернет, изначально разрабатывались по заказу Минобороны США, а солнечные батареи и технологии аккумуляторов Tesla — при грантовой поддержке Минэнерго США.

Пример подобной инновации в России — система навигации ГЛОНАСС, которая была создана в военных целях по государственному заказу, а в 1995 году стала доступна для гражданского применения и в настоящее время используется в навигационных устройствах, радарах-детекторах и других системах.

В России государство прилагает существенные усилия для поддержания спроса на инновации и через субсидии, и прямыми заказами. Дополнительными мерами по усилению спроса на инновации могут стать внедрение программ софинансирования НИОКР и предоставление преференций и льгот для компаний, проводящих НИОКР по приоритетным направлениям. Кроме того, как акционер крупных корпораций правительство России может создать спрос на инновации через госкомпании, используя элементы корпоративного управления.

2. Государство как создатель инфраструктуры

Инновационная инфраструктура включает в себя систему образования, инновационные кластеры и особые экономические зоны, агентства и институты развития инноваций, защиту интеллектуальной собственности и правовую систему, систему стандартов, сертификации и аккредитации, а также институциональную среду, в том числе благоприятные условия ведения бизнеса и фискальную политику. В России при существенной господдержке была создана инфраструктура для развития инноваций, но качественного скачка в их развитии и в деловой активности пока не произошло, так что потенциал улучшения условий по-прежнему есть.

Из пяти типов институтов развития инноваций в России успешно функционируют четыре:

  • финансирование фундаментальных или прикладных исследований — Российский научный фонд (РНФ), Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ);
  • технопарки, инкубаторы и прочие институты по предоставлению услуг инновационным компаниям — «Сколково», технопарк «Мосгормаш» и прочие;
  • прямое финансирование инновационных компаний — например, Фонд содействия инновациям, «ВЭБ Инновации»;
  • финансирование отдельных приоритетных направлений — например, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).

В меньшей степени в нашей стране развиты институты, целенаправленно развивающие сотрудничество между наукой и производством. Сейчас эти функции, пишут аналитики McKinsey, берут на себя технологические площадки, но в них не так часто участвуют компании-лидеры отраслей, что необходимо для эффективного диалога.

Это направление можно развивать, например, создавая консорциумы и повышая эффективность площадок для диалога об инновациях между игроками из разных отраслей, стартапами и исследовательскими институтами. Центром компетенций для взаимодействия научной и деловой среды могло бы стать специализированное агентство по сотрудничеству производства и науки. Оно могло бы определять приоритетные направления развития в этой области, координировать действия ведомств и меры поддержки различных кластеров.

3. Государство как источник финансирования

Государство выборочно спонсирует фундаментальные и прикладные исследования, которые удовлетворяют определенным критериям (как правило, это приоритетные направления развития), а также другие исследования, обладающие значительным потенциалом. То есть речь идет не только о вопросах национальной безопасности и оборонного комплекса, но и об исследованиях за пределами этих тем.

Например, еще до того, как коммерческий сектор заинтересовался сланцевым газом, Минэнерго США финансировало фундаментальные исследования в области его добычи. В результате была создана технология промышленного освоения месторождений и сейчас 60% американского природного газа добывается с ее использованием.

Читать еще:  Что надо закончить чтобы работать в фсб

Сейчас 60% природного газа в США добывается по технологии, выработанной учеными на деньги Минэнерго задолго до того, как частные фирмы стали интересоваться сланцевым газом.

В России государство сыграло существенную роль в формировании системы финансирования инноваций, в том числе рынка венчурного финансирования. Важное направление дальнейшего развития — модификация подхода к управлению инновациями: внедрение портфельного управления инновационными проектами и исследованиями с учетом развития приоритетных направлений, для чего необходимо развитие новых компетенций. Для эффективной работы с инновациями требуется изменить отношение к инвестициям в инновации, повысить толерантность к риску, так как лишь малая часть инновационных проектов заканчивается грандиозным успехом. Существенно упростить процесс привлечения финансирования для развития инноваций может снижение уровня бюрократических препятствий при выдаче грантов.

4. Государство и создание новых компетенций

По прогнозам McKinsey, к 2030 году по всему миру может быть автоматизировано от 10 млн до 800 млн рабочих мест. Это меняет требования к ключевым компетенциям сотрудников как в частном, так и в государственном секторе. Важнейшей задачей в самое ближайшее время станет создание системы профессиональной переподготовки и предоставление работникам возможностей для приобретения новых навыков, востребованных на рынке, на всем протяжении карьеры.

Бизнес здесь может взять на себя роль лидера в некоторых областях, включая организацию обучения сотрудников без отрыва от работы и предоставление им возможностей повышения квалификации. Но ключевая роль в данном процессе останется у государства.

По прогнозам McKinsey, к 2030 году от 10 млн до 800 млн рабочих мест по всему миру может быть автоматизировано.

Ряд мировых тенденций, таких как глобализация, размывание границ между работой и учебой, модуляризация, создают новые возможности для развития образования и поддержки инноваций в России. В числе прочих к ним относятся развитие бескампусного вуза, создание модульных курсов по отдельным компетенциям для быстрого обучения специалистов (по аналогии с системой онлайн-образования Coursera), внедрение в программы среднего и высшего образования курсов по развитию новых компетенций XXI века, таких как критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект (EQ), гибкость мышления, предпринимательство и цифровые навыки.

С помощью регуляторной политики государство стимулирует развитие НИОКР и компетенций в частном секторе, создает государственные и частные центры компетенций, поддерживает их функционирование, а также занимается трансфертом зарубежных технологий. Также государство выборочно привлекает иностранные компании с передовыми технологиями на национальный рынок.

Хорошим примером служит Вьетнам: развивая инфраструктуру и вводя налоговые льготы, страна привлекла таких гигантов, как Intel, Samsung и производителя электроники Foxconn, ведущего партнера Apple. В итоге Intel не только разместил на территории страны свое производство, но и помог запустить программу повышения качества высшего инженерного образования в университетах Вьетнама.

Cледующими шагами для государства могут стать развитие в стране совершенно новых компетенций (таких как управление инновационными процессами и углубленная аналитика) и запуск программы обучения и стажировок для специалистов инновационных профессий (специалисты по управлению инновациями, биотехнологи) в передовых компаниях и университетах с целью развития новых компетенций по примеру ассоциации WorldSkills.

5. Государство и культура инноваций

Важную роль государство играет в развитии культуры предпринимательства и инноваций, реализуя образовательные программы, поддерживая систему наставничества, создавая и помогая агентствам и институтам развития. Кроме того, оно активно занимается популяризацией инновационного предпринимательства.

Россия прошла большой путь в развитии предпринимательской культуры. Но с учетом сравнительно короткой истории рыночной экономики в стране необходимо продолжать курс на популяризацию предпринимательства и инновационной деятельности, например увеличивая количество инкубаторов и проводя для участников венчурного рынка больше мероприятий и конкурсов, подобных Skolkovo Startup Village и Startup Tour. Также важны активная пиар-поддержка и распространение историй успеха крупных российских компаний и стартапов, которые пока не известны широкой общественности.

Яркий пример успешной отечественной инновационной компании — «Транзас», один из мировых лидеров в производстве высокотехнологичного оборудования, программного обеспечения и системной интеграции для морского судоходства. На «Транзас» приходится более 35% мирового рынка электронно-картографических и навигационных систем (ЭКНИС), около 25% инсталляций систем управления движением судов (СУДС) и свыше 45% мирового рынка морских тренажеров.

Инновационный менеджер

Инновационный менеджер — преобразователь реальности, профессия нового поколения современной России. Профессия подходит тем, кого интересует физика, химия и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

В современной России инновационной деятельности уделяется особое внимание. Условием успешного процветания любой компании и экономики в целом является развитие инновационной составляющей. Для этого, помимо квалифицированных технических специалистов в производстве или науке, необходимы грамотные управленческие кадры с инновационным мышлением. Поэтому многие ВУЗы России включили в программу обучения отдельную специализацию и даже целые факультеты инновационно-технологического бизнеса. У профессии инновационного менеджера большое будущее.

Особенности профессии

Профессия инновационного менеджера подразумевает поэтапное решение разноплановых задач:

  • маркетинговое исследование рынка с целью выявления потребности населения в новых продуктах, услугах, материалах, высоких технологиях;
  • предварительный расчет объема потребностей в инновационном продукте;
  • поиск (или создание) и анализ инновационных идей, соответствующих потребностям населения;
  • разработка проекта по внедрению идеи, маркетинговой политики и бизнес-плана;
  • поиск подходящего предприятия, способного внедрить данную инновацию;
  • совместная работа с конкретным предприятием по разработке технологии и техники производства продукции;
  • поиск поставщиков необходимого оборудования и сырья, заключение контрактов.

Отдельно следует отметить и работу с рисками. Любой инновационный проект может оказаться нерентабельным или неудачным. Инновационный менеджер должен иметь это в виду и оградить проект от рисков, составив перечень событий и условий, при наступлении которых проект лучше свернуть.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Серьёзные инновационные проекты, как правило, запускаются в крупных и продвинутых компаниях. Работа в них сама по себе является большим плюсом в смысле профессионального роста, возможностей для творчества, достойной оплаты труда и, в конечном итоге, престижного статуса.
  • В процессе работы с инновационными проектами можно стать высококлассным экспертом, уверенно прогнозирующим перспективность проектов.

Минусы

  • Любая инновация подразумевает риск неудачи.
  • Негарантированная занятость и невысокая востребованность по причине того, что в России не так много компаний, постоянно внедряющих инновационные проекты. Кроме того, в условиях кризиса уменьшение расходов любой компании начинается с сокращений инновационных проектов.
  • Постоянная интенсивная работа по созданию нового и неординарного продукта влечет за собой усталость и так называемое «профессиональное выгорание». Нелегко быть всегда на высоте, генерировать гениальные идеи и удивлять яркими новинками.

Важные качества

Успешные инновационные менеджеры обладают способностями ученого-исследователя, традиционного менеджера и квалифицированного экономиста.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector