Igro-zon.ru

Работа и жизнь
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что относится к социальной работе

Социальный работник

Социальные работники оказывают всестороннюю помощь людям, взаимодействуя преимущественно с незащищенными категориями граждан. Они работают с беженцами, детьми-сиротами, пенсионерами, помогая им получить социальную, правовую, материальную поддержку. Профессия подходит тем, у кого нет интересов к школьным предметам (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Профессия очень древняя, несколько сотен лет назад таких специалистов называли благотворителями, миссионерами. Часть социальных обязанностей возлагалась на монахов и монахинь, которые давали приют, пищу и минимальный уровень образования бедным людям. Сегодня все изменилось, а эту работу выполняют уполномоченные представители социальных служб, которых прикрепляют к каждому человеку или семье, нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Преимущественно специалист ведет следующие группы граждан:

  • пенсионеры и люди с ограниченными возможностями;
  • дети и подростки, страдающие от врожденных и приобретенных заболеваний, семейного насилия и других проблем;
  • женщины, ставшие жертвой любого вида насилия;
  • зависимые граждане;
  • люди, лишившиеся жилья, получившие травмы, потерявшие близких во время катастроф;
  • многодетные семьи и другие.

Социальный работник напрямую контактирует с населением, проверяя, в каких условиях содержатся дети, как распределяются средства, выделенные государством на новорожденного. Они носят продукты больным людям и пенсионерам, оказывают эмоциональную поддержку гражданам, страдающим от зависимостей (алкогольная, наркотическая, игровая и другие). Труд непростой и опасный, ведь специалист никогда не знает о том, что ожидает его за закрытой дверью той или иной квартиры. Социальные работники получают не слишком высокий оклад, традиционно эту профессию выбирают женщины, более склонные к состраданию, чем мужчины.

Особенности профессии

Социальный работник должен любить людей. Это первое требование, которое негласно выдвигают к специалистам. В обязанности такого сотрудника входит следующий перечень обязательных работ:

  • анализ вверенного участка, выбор людей, нуждающихся в социальной помощи и защите (временно или на постоянной основе);
  • работа с жалобами и обращениями населения, проверка информации, принятие решения по каждому отдельному заявлению;
  • предоставление всех видов социальных услуг, информирование граждан об их правах и обязанностях;
  • оказание помощи в получении правовых и других видов консультаций;
  • доставка на дом продуктов питания, питьевой воды, медикаментов, а также других товаров. Соцработник может следить за порядком в доме людей, к которым прикреплен, готовить или разогревать пищу, доставлять готовую еду от родственников или из специальных столовых, оплачивать счета;
  • помощь в оформлении заявлений и прошений на получение социальной помощи, льготных путевок, услуг;
  • общение с социально незащищенными гражданами и их родственниками;
  • оказание дополнительных услуг: первая медицинская помощь, психологическая поддержка и другие;
  • ведение учетной и отчетной документации.

Соцработник должен иметь минимальные знания о медицине, быть отличным психологом, ведь его труд объединяет в себе основные черты этих профессий. Сегмент отличается высокой текучестью кадров, поэтому сотрудники всегда необходимы. Специалист взаимодействует с представителями правопорядка, волонтерскими организациями, разными группами педагогов и врачей.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Огромная социальная значимость профессии, ведь ежедневно такие специалисты выполняют сложную и важную работу, повышающую качество жизни многих людей.
  2. Официальное трудоустройство и солидное количество вакансий.
  3. Специалисты востребованы в каждом крупном и маленьком городе России.
  4. Можно трудоустроиться без высшего образования.
  5. Стабильное обучение и развитие.
  6. Большое количество бюджетных мест в вузах, возможность получить образование на очном, очно-заочном или заочном факультете.
  7. Работа станет идеальным решением для гуманитариев.

Минусы

  1. Низкооплачиваемая работа.
  2. Постоянный контакт с разными слоями населения, представители которых не всегда приветливые, честные.
  3. Взаимодействие с больными, зависимыми людьми может привести к заражению инфекционными и другими видами заболеваний.
  4. Труд недооценен в странах СНГ.
  5. Специалист проводит много времени на ногах, вынужден выполнять большой объем работ.
  6. График может быть ненормированным.
  7. Социальные работники часто сталкиваются с вопиющими случаями человеческой жестокости, что может оказывать подавляющее воздействие на моральное состояние.

Важные личные качества

Эмоциональная стабильность и спокойствие – вот два важнейших качества, которые обязательно должны присутствовать в характере хорошего социального работника. Этот специалист должен иметь отлично поставленную речь, вызывать доверие и уважение, уметь слушать и понимать людей. Важны и другие качества:

  • человеколюбие;
  • толерантность;
  • находчивость;
  • самоконтроль;
  • склонности к работе в коллективе;
  • обостренное чувство справедливости;
  • четность;
  • увлеченность социальными процессами.

В характере специалиста должна отсутствовать гордыня, а также жадность, брезгливость.

Обучение на социального работника

Освоить эту непростую профессию можно как в вузе, так и в колледже. Поступая в вуз, стоит выбирать направление подготовки «Социальная работа», сдавая экзамены по русскому языку, истории и обществознанию, срок обучения составляет 5-6 лет. Также рекомендуется рассмотреть следующие программы:

  • «Социальная работа с молодежью»;
  • «Социальная работа в системе социальной защиты».

После 9 или 11 класса можно подать документы в колледж, выбирая факультет социальной работы. Срок обучения составляет 2-3 года, что зависит от базовой подготовки абитуриента и выбранного учебного заведения. В некоторые колледжи можно поступать по результатам среднего балла аттестата, не сдавая экзамены.

Основные категории и понятия социальной работы

Ответы к экзамену по Теории социальной работы. Сущность социальной работы, ее объект и предмет.

Социальная работа как наука выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности.

Она исследует:

— проблемы закономерности, принципы и методы осуществления СР с различными социальными группами;

— пути и способы эффективной реализации функций СР, ее кадрового и информационного обеспечения;

— структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения;

— закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе социальной СР.

И возможность определения путей оптимального решения социальных противоречий и конфликтов.

Объект СР – система социальных отношений (устойчивые связи между субъектами, группами и слоями общества).

Объект СР – это целый ряд социальных связей (социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация), который не изучался специалистами ни одной науки. СР изучает тот же объект (общество), что и ряд других гуманитарных наук (социология), при этом каждая из них исследует свой специфический предмет.

Предмет СР – группа отношений, которые являются наиболее проблемными, и приводят к нестабильности, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов СР при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта).

Основные категории и понятия социальной работы

Существуют следующие группы понятий и категорий социальной работы:

— категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (естественно, что подобные явления рассматриваются каждой наукой через призму ее предмета и применяемых методов); например, «социальные отношения», «социальная деятельность», «социализация», «личность» и т.д.;

— категории, относящиеся к теории социальной работы по преимуществу, но используемые также другими отраслями знания, например, «психосоциальная работа», «социальная реабилитация», «семейный конфликт» и др.;

— категории, являющиеся собственно категориями социальной работы, такие, как «социальный работник», «социальное обслуживание», «адресная социальная помощь» и т.д.

Соц. обслуживание – деятельность по оказанию различных видов соц. услуг, предоставляется на льготных условиях лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Социальный работник — это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.
Социальная помощь — это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей.

Основные закономерности и принципы СР

Теория СР выявляет и описывает основной комплекс компонентов СР.

К этому комплексу относится:

— объект сознательного воздействия и условия его жизнедеятельности;

— субъект сознательного воздействия и его возможности;

— цели и закономерности взаимодействия объекта и субъекта;

— принципы и методы воздействия субъекта на объект;

— непосредственные итоги взаимодействия субъекта и объекта.

Закономерности СР проявляются не как самостоятельные образования, а как показатели, определяющие наличие происходящих социальных процессов. Закономерности СР недоступны чувственному восприятию, они могут быть восприняты на основе мышления. К тому же междисциплинарный, интегративный характер закономерностей СР, необходимость статистической обработки огромного количества эмпирического материала, опытных данных, наблюдений осложняет их выявление.

В самом общем виде закономерности СР выражают наиболее важные связи между специалистами органов социальной защиты населения и различными группами или индивидами, выступающими в роли потребителей социальной помощи и услуг. Имеется в виду специфическая разновидность управленческих отношений субъекта и объекта социального взаимодействия, характер которого обусловлен закономерностями, чей учет позволяет эффективно достигать цели этого взаимодействия.

Читать еще:  Чтобы работать в аптеке нужно образование

Под принципами СР — понимаются основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов социальной работы, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики. Принципы СР объективны по содержанию и субъективны по форме. Подобная особенность принципов СР исходит из зависимости в их повседневной практике от соблюдения социальных закономерностей, поскольку использование принципов должно осуществляться эффективным образом.

Вся сложность и многообразие социальной сферы в отношении принципов работы в ней подразделена на несколько групп. Можно выделить три таких группы принципов: социально-политические, организационные, психолого-педагогические.

Социально-политические принципы пытаются обеспечить те требования, которые вытекают из научно-обоснованного содержания и характера социальной политики государства.

Это обеспечение следующих требований:

1) соблюдение государственного подхода к задачам, решаемым в социальной работе;

2) гуманизм и демократизм социальной работы;

3) тесная связь содержания и форм социальной работы с конкретными условиями жизнедеятельности личности, социальной группы;

4) законность и справедливость социальной работы.

Соблюдение государственного подхода в СР на практике предполагает: способность анализировать и выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы решения задач СР; понимание перспективы развития СР, подчиненной интересам социальной защиты населения, и способность решать актуальные задачи; решительную борьбу с любыми проявлениями ведомственности и местничества, наносящими ущерб интересам личности, семьи, общества.

Соблюдение принципа гуманизма СР предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного и всестороннего проявления способностей личности. Социальный работник обязан по отношению к своим клиентам относиться человечно, поскольку только при соблюдении этого принципа его деятельность может иметь успех и достигать целей социальной работы.

Демократизм СР важен в практической деятельности, она носит неформальный характер. Следование социального работника принципу демократизма позволяет устанавливать контакт с клиентом, не выходить за рамки норм и правил общения, уважать и внимательно относиться к личности клиента, вовлекать его в активный поиск путей разрешения личностных проблем и ненавязчиво влиять силой своего ума, знаний, нравственности, опыта на жизненную позицию субъекта социальной работы.

Реализация принципа тесной связи с конкретными условиями жизнедеятельности людей находит свое воплощение в проявлении единства теории и практики социальной работы, а его использование обеспечивает реалистичность и научную обоснованность заимствованных форм и методов социальной поддержки населения, защиты их прав и интересов. Здесь необходимы четкий анализ и оценка конкретной ситуации, социальная диагностика жизненных обстоятельств человека.

Соблюдение принципа законности предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.

Организационные принципы подразумевают:

— контроль и проверку исполнения выполнения должностных обязанностей и поручений;

— единство полномочий и ответственности.

Под социально-технологической компетентностью понимают глубокую осведомленность социального работника в отношении условий и технологий решения возникающих проблем и умение правильно реализовывать свои знания на практике. Социально-технологическая компетентность в социальной работе обозначает необходимость систематической учебы и переподготовки кадров, четкой организации системы сбора информации, аналитической и прогностической деятельности во всех звеньях управления, всестороннего знания объектов социальной работы, их типологию и специфику, деловитость и организованность при работе с клиентами социальных служб.

Под стимулированием в СР подразумевается побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной цели. Важно понимать, что подобная побудительная сила обнаруживает свой источник не в самих по себе интересах и потребностях человека, а в степени их удовлетворения. Имеется в виду то, что успешное достижение цели СР возможно в случае, когда клиент на собственном примере реально убеждается в действенности своего взаимодействия с социальным работником. Контрольно-проверочная функция в социальной работе заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения.

Принцип единства полномочий и ответственности, прав и обязанностей социальных работников достигается: ясными представлениями своих функций и задач, а также соответствующих прав для самостоятельного принятия решения каждым социальным работником; строгим определением полномочий и ответственности каждого подразделения органов СР в отношениях; установлением нормальных связей между подразделениями и службами СР.

Психолого-педагогические принципы предполагают воздействие социальных работников на людей средствами педагогики и психологии. Изучение и учет интересов, потребностей, настроений людей, прогнозирование характера влияния социально-политических, социально-психологических и материально-бытовых факторов на их поведение и состояние; умение работать с людьми, их профессиональной принадлежностью, социальным статусом, бытовыми условиями и жизненным опытом. Последовательное и разумное применение всех имеющихся в распоряжении средств и методов воздействия на клиента для активизации его физических и духовных ресурсов; контроль за реализацией задач и установок СР для анализа и оценки действенности и своевременного внесения коррективов в содержание и формы СР.

В рамках практики СР при соблюдении психолого-педагогических принципов обращается внимание на важность дифференциального подхода к людям. Его важность обусловлена характером выработки у представителей всевозможных социальных слоев, групп, профессий и возрастов специфических взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, к окружающему нас миру, не учитывая которые невозможно целенаправленное воздействие на сознание, чувства, волю и поведение людей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Социальная работа как профессия

Мы часто слышим из разных источников о важности социальных профессий. А что подразумевается под этим термином, и чем занимаются люди таких специальностей? Ответы – в этой статье.

Какие профессии относятся к социальным

Профессии социальной сферы – понятие достаточно размытое. В разных источниках вы найдете свой список специальностей, и каждый из его составителей будет по большому счету прав. Все дело в используемом подходе.

Одни аналитики в этот перечень включают исключительно сотрудников, целенаправленно в рамках своей профессиональной деятельности оказывающих помощь отдельным социально незащищенным категориям граждан. К этой группе можно отнести представителей таких специальностей:

  • социальный работник;
  • социальный педагог;
  • специалист органа опеки и попечительства относительно несовершеннолетних;
  • медиатор;
  • специалист по работе с молодежью;
  • представитель службы занятости.

Другие дополняют список социальных профессий всеми специальностями, представители которых в ходе своей деятельности так или иначе пересекается с людьми, требующими психологической поддержки или определенного рода помощи. В этом расширенном перечне есть место представителям таких разных профессий, как:

  • психолог;
  • полицейский;
  • юрисконсульт;
  • педагог (учитель, воспитатель, преподаватель);
  • медик (врач, медсестра, санитар);
  • социолог;
  • журналист.

Эти люди могут состоять на государственной службе, трудиться в муниципальных или частных организациях, заниматься общественной или благотворительной деятельностью.

Самые распространенные

По мнению экспертов по трудоустройству, наиболее распространенными и актуальными являются такие специальности:

  • Социальный работник. Так называют сотрудников, в обязанности которых входит оказание помощи пенсионерам, детям, инвалидам, кризисным семьям с целью улучшения условий их быта и правовой защиты. Услуги клиенты могут получать как в учреждении, так и непосредственно на дому. Соцработники могут консультировать граждан по разным вопросам, помогать по хозяйству, покупать медикаменты и продукты.
  • Социальный педагог. Деятельность этого работника заключается в оказании помощи, направленной на социализацию ребенка в обществе, его адаптацию к жизненным условиям. Специалист может выявить проблемы в развитии подростка и своевременно принять меры по их устранению, он также работает с семьями (биологическими или приемными), консультируя их по вопросам воспитания детей. Трудится в школах или в других государственных и коммунальных учреждениях.
  • Специалист органа опеки и попечительства. Он занимается защитой интересов и прав детей, а также людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, недееспособных и инвалидов. В его функции также входит контроль над попечителями и опекунами, профилактическая работа с несовершеннолетними во избежание совершения ними правонарушений.
  • Социолог. Эта профессия не связана непосредственно с оказанием помощи гражданам, но ее представители во многом формируют государственную политику в социальной сфере. Ученые и специалисты изучают процессы, происходящие в обществе, актуальную проблематику, волнующую людей в целом и отдельные категории граждан в частности. Исследования могут проводиться по заказу государства или других структур, результаты принимаются во внимание при принятии управленческих решений.
Читать еще:  Что мешает в работе

Сейчас появляются новые направления, связанные с работой с людьми. На рынок труда выходят специальности, которые совсем недавно называли профессиями будущего.

  • Геронтолог. Специальность ориентирована на решение проблем пожилых граждан, которых с каждым годом становится все больше. Представители этого профиля помогают людям лучше понять и безболезненно принять возрастные изменения, приспособить к ним свою жизнь. Геронтологи проводят консультирование по наиболее важным вопросам: состояния здоровья, сохранение двигательной и мозговой активности, правильное питание, личная гигиена.
  • Специалист по адаптации мигрантов. Активное перемещение населения – один из признаков современного мира. Люди, прибывающие в Россию из-за рубежа на постоянное место жительства или на работу, часто не готовы к местным реалиям, укладу жизни и традициям. Государству нужны рабочие руки, поэтому разрабатываются программы поддержки мигрантов во время их пребывания в нашей стране.
  • Медиатор социальных конфликтов. В условиях многонациональности и многоконфессионности регулярно возникают проблемы в отношениях между отдельными личностями или группами людей. Имущественное расслоение общества и исчерпаемость природных ресурсов только усугубят конфликты, для разрешения которых будут необходимы посредники.
  • Специалист по адаптации инвалидов посредством Internet. В некоторых вузах уже опробовали программы по этому профилю. Подготовленные сотрудники через различные каналы интернет-связи будут помогать людям с ограниченными физическими возможностями найти себя в этом мире. Психологическая поддержка, советы по организации полноценной жизни, поиск удаленной работы – лишь малая часть вопросов, которыми они будут заниматься.

Перечисленные профессии сейчас находятся в процессе своего становления, однако их необходимость с каждым годом становится все более очевидной.

На каких специальностях учиться

Перечень специальностей в вузах в основном совпадает с названиями профессий, указанных выше. Для освоения большинства из них необходимо получить высшее образование, хотя стать социальным работником можно и с дипломом среднего профессионального учебного заведения. Нередко к помощи нуждающимся подключаются работники других сфер деятельности, чаще всего, педагоги и медики, которые также умеют ладить с самыми разными людьми.

Поступить в училище или колледж можно по конкурсу аттестатов после 9 или 11 класса школы.

Для учебы в вузе необходимо сдавать ЕГЭ по гуманитарным предметам: обществознание, химия, биология, история.

Лучшие вузы для обучения

Получать образование социального направления можно во множестве вузов по всей стране. В первую очередь нужно обращать внимание на гуманитарные, педагогические или классические университеты.

  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург). Это один из ведущих вузов страны, имеющий в своей структуре институты психологии, педагогики и детства. Здесь можно получить профессии семейного психолога, способного оказать поддержку кризисной семье, социального педагога для разных учреждений, высококвалифицированного соцработника. При формировании программ применяются лучшие отечественные и зарубежные достижения.
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. В этом вузе кроме стандартных специальностей есть ряд интересных программ, в частности «Педагогика и психология девиантного поведения» (работа с трудными детьми и подростками), «Социальная демография», «Конфликтология» (в корпоративном управлении, а также в этно-культурной среде). Все институты вуза сотрудничают с крупными университетами Европы, Азии и Северной Америки.
  • Московский государственный психолого-педагогический университет. На факультете социальных коммуникаций можно получить знания по социальной работе, организации работы с молодежью. Выпускники смогут поддерживать молодежные проекты, направленные на позитивные изменения в обществе, в качестве инициаторов, менеджеров и наставников. Они получают навыки использования ресурсов государства, бизнеса и других структур для решения важных проблем.
  • Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) в своей деятельности ориентируется на медико-социальную работу с населением. Выпускники могут трудиться в медицинских, реабилитационных, спортивно-оздоровительных учреждениях, оказывать помощь на дому. Также готовятся специалисты по адаптивной физической культуре для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры предлагает выучиться по специализации «социально-культурная деятельность». Кроме того, здесь есть профиль, готовящий квалифицированных сотрудников по психологии межнациональных отношений и поликультурному образованию молодежи, что особенно актуально в крупных городах страны.

Учеба в вузе дает не только познания в избранной специальности, но и широту мышления, понимание человеческой психологии, без которого невозможно качественно выполнять свою работу.

Обязанности на работе

Основной функцией представителей социальных профессий является оказание услуг своим клиентам. Обязанности заметно отличаются в зависимости от рода деятельности, поэтому назовем лишь самые важные из них:

  • определение категорий лиц, нуждающихся в поддержке;
  • консультирование их по различным вопросам;
  • защита их прав и интересов;
  • помощь на дому;
  • реабилитационные услуги;
  • общение с целью психологической поддержки;
  • содействие в оформлении официальных документов;
  • посредничество в решении конфликтов;
  • адаптация в социуме инвалидов, подростков с девиантным поведением, выпускников интернатов, жертв насилия, лиц, вышедших из мест лишения свободы, мигрантов и др.

Существуют профессии, представители которых оказывают широкий спектр услуг, и узкоспециализированные специалисты, концентрирующие свое внимание на отдельных направлениях.

Плюсы и минусы

К преимуществам работы с людьми можно отнести ее значимость для общества, моральное удовлетворение от выполнения высокой миссии, возможность общаться с представителями разных слоев и групп населения. Кроме того, есть возможность освоить перспективную профессию. Минусы – это недооцененность труда в части заработной платы, не всегда хорошие условия труда, негатив от общения с асоциальными элементами, разочарование в людях, бюрократические процедуры.

Кому подходят

Социальные профессии больше всего подходят тем, кто имеет склонность к работе с другими людьми, способен сострадать и готов посвятить свое время решению чужих проблем. Уровень владения школьными предметами зачастую отходит на второй план.

Связывая свою жизнь со служением людям, представитель любой социальной профессии должен обладать такими качествами:

  • гуманность и уважение к другим гражданам;
  • готовность выслушать и помочь;
  • честность и искренность;
  • способность мобилизовать все ресурсы для поддержки клиента;
  • справедливость;
  • умение работать в команде;
  • готовность следовать социальной этике.

Несовместимы с такими профессиями равнодушие, черствость, меркантильность, формальный подход к делу. Чаще всего в эту сферу ведет не жажда заработать, а внутренний позыв.

Сколько получают

Работников сферы соцподдержки в основном не балуют высокой зарплатой. В среднем социальный работник или педагог получает около 15–18 тысяч рублей в месяц. Представители более дефицитных новых специальностей могут зарабатывать от 30 до 45 тысяч рублей. Размер дохода также сильно зависит от уровня квалификации специалиста и региона (в столицах их труд ценится выше).

Перспективы профессий

Перспективность профессий социального направления на сегодняшнем этапе не подвергается сомнению. Множество глобальных процессов происходит на наших глазах: открытие границ с расширением межнационального общения, трудовая миграция, увеличение продолжительности жизни населения. Для приспособления человека к меняющимся условиям ему все чаще нужна помощь извне. К тому же в последние годы наблюдается большая ориентация на отдельную личность, а не на общество в целом.

Обязанности и должностная инструкция социального работника

Кто такой социальный работник

Социальный работник — это специалист, трудящийся в Центре социального обслуживания населения. Основной задачей данной организации является оказание содействия незащищенным и слабозащищенным слоям населения.

Каковы обязанности социального работника:

  • он отслеживает и выявляет круг нуждающихся в помощи лиц;
  • старается улучшить материально-бытовые условия их жизни;
  • обеспечить социально-правовую защиту.

Помимо бесед и консультаций, соцработник осуществляет регулярные выезды на места нахождения своих подопечных, наблюдает за их жизнью и бытовыми условиями. Работа социального работника с пожилыми людьми обязанности предусматривает следующие: покупку продуктов питания, медикаментов, товаров повседневного спроса, оформление различных льгот и т. д.

Специалист, претендующий на такую должность, должен иметь общие социологические знания, а также некоторые прикладные, включающие в себя знание этики, социологии, педагогики, экономики, права, медицины.

В своей работе соцработник руководствуется ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», в котором рассматриваются права и обязанности социального работника, иными нормативными актами, а также своей должностной инструкцией.

Трудится социальный работник в школах, приютах, домах престарелых, колониях, центрах социального обслуживания, комитетах социальной защиты, службах психологической помощи и т. д.

Профессиональный стандарт

Прежде чем говорить о том, что входит в должностные обязанности социального работника, выясним, каким требованиям он должен отвечать, какими навыками, знаниями и умениями необходимо обладать.

Для должности «Социальный работник» разработан профессиональный стандарт, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 № 677н.

Согласно профстандарту, для замещения должности соцработника необходимо удовлетворять одновременно четырем условиям:

  • отсутствие медицинских противопоказаний к работе;
  • наличие среднего профессионального образования либо среднего общего образования при условии прохождения стажировки на рабочем месте;
  • прохождение курсов по оказанию первой медицинской помощи;
  • отсутствие судимости за преступления против личности и половой неприкосновенности.
Читать еще:  Что можно съесть на обед на работе

Должностная инструкция работника составляется с учетом требований указанного профстандарта. Состоит должностная инструкция из следующих разделов:

  • общие положения;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность.

Сотрудники, которых касается этот документ, должны быть ознакомлены с его содержанием под подпись.

Должностная инструкция

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности соцработника на дому, права и ответственность.

1.2. На должность социального работника назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование — программы подготовки рабочих, служащих либо среднее общее образование и профессиональная подготовка (стажировка) на рабочем месте без требований к опыту практической работы, прохождение учебного курса по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи.

К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации. Необходимо прохождение медицинских осмотров в установленном законодательством порядке.

1.3. Социальный работник должен знать:

  • основы законодательства федерального и регионального уровней, основные положения нормативных правовых актов в сфере социального обслуживания населения, включая административные регламенты, национальные и государственные стандарты социального обслуживания населения;
  • иметь навыки работы с ПК и оргтехникой, средствами коммуникаций и связи;
  • правила внутреннего трудового распорядка организации, нормы охраны труда, противопожарную безопасность;
  • политику организации в области системы качества;
  • регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств;
  • основы психологии личности и отдельных категорий населения;
  • приемы оказания неотложной врачебной помощи;
  • санитарно-гигиенические требования по уходу за гражданами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании;
  • организацию ведения домашнего хозяйства.

1.4. Социальный работник должен обладать необходимыми знаниями и умениями, соответствующими профессиональному стандарту «Социальный работник», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 № 677н.

1.5. Социальный работник должен обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о получателе социальных услуг.

1.6. Социальный работник назначается на должность и освобождается от должности приказом директора организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.7. Социальный работник подчиняется директору организации.

2. Должностные обязанности

В этом разделе подробно указывается, какие обязанности у соцработника. Перечислим обязанности социального работника по уходу за престарелыми людьми. В его функции входит:

2.1. Выявление лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальном обслуживании.

2.2. Приобретение и доставка на дом продуктов питания, в том числе горячих обедов.

2.3. В должностные обязанности социального работника на дому входит помощь в приготовлении пищи из продуктов.

2.4. Приобретение и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости.

2.5. Доставка воды (для лиц, проживающих в помещениях без централизованного водоснабжения).

2.6. Какие обязанности социального работника в сельской местности: это растопка печи, доставка топлива от места хранения к печи.

2.7. Содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления (оформление заявки и иных необходимых документов).

2.8. Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт, получение их и доставка.

2.9. Содействие в организации устранения неисправностей и ремонта жилых помещений (вызов сантехника, электрика и других необходимых работников, поиск исполнителей и помощь в заключении с ними гражданско-правовых договоров на выполнение соответствующих работ).

2.10. Организация уборки жилых помещений, в том числе с привлечением иных лиц (служб).

2.11. Соцработники по уходу за пенсионерами обязанности выполняют следующие: помощь в оплате жилья и коммунальных услуг (заполнение квитанций, оплата услуг через кредитные организации, организации жилищно-коммунального хозяйства, расчетно-кассовые центры).

2.12. Оказание содействия в получении услуги «социальное такси».

2.13. Содействие в приобретении товаров и услуг в организациях торговли, коммунально-бытового обслуживания, транспорта, связи и других организациях, оказывающих услуги населению (оформление заявок, содействие в осуществлении доставки к месту проживания, при необходимости в рабочее время сопровождение клиента в указанные организации).

2.14. Помощь в написании и прочтении писем.

2.15. Содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами (приобретение и доставка на дом, заполнение квитанций на подписку).

2.16. Содействие в посещении кино, театров, выставок и других культурных мероприятий (информирование о предстоящих культурных мероприятиях, приобретение билетов, при необходимости в рабочее время сопровождение при посещении культурных мероприятий).

2.17. Организация работы на приусадебном участке, в том числе с привлечением иных лиц или служб (поиск исполнителей и помощь в заключении с ними гражданско-правовых договоров на выполнение соответствующих работ, привлечение волонтеров, спонсоров).

2.18. Соцработник для пожилых людей обязанности предусматривают следующие: содействие в направлении в стационарные учреждения социального обслуживания, помощь в оформлении необходимых документов.

2.19. Содействие в организации ритуальных услуг (при отсутствии у умерших родственников или невозможности самостоятельного решения указанной задачи родственниками по состоянию здоровья).

Обязанности соцработника по уходу за инвалидом несколько иные и часто предусматривают оказание первой медицинской помощи и выполнение элементарных медицинских процедур (например, измерение подопечному температуры или артериального давления). Перечислим, какие обязанности у социального работника, работающего с человеком, нуждающимся в особом уходе.

2.1. Что входит в обязанности соцработника: содействие подопечному в оказании медицинской помощи (сопровождение в медицинские организации, взаимодействие с лечащим врачом, доставка анализов и др.).

2.2. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы (сопровождение в бюро медико-социальной экспертизы).

2.3. Содействие в обеспечении подопечного по заключению врачей лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (приобретение и доставка на дом, в том числе в составе мобильных бригад социального обслуживания).

2.4. Содействие в проведении реабилитационных мероприятий, в том числе на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).

2.5. Содействие в предоставлении реабилитационных услуг, в обеспечении техническими средствами реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия. Наблюдение за состоянием здоровья подопечного, измерение температуры, артериального давления.

2.6. Оказание при необходимости первой помощи до оказания медицинской помощи, вызов на дом врача либо скорой медицинской помощи.

2.7. Оказание помощи в оформлении документов для госпитализации, сопровождение в стационарные медицинские учреждения для госпитализации и посещение подопечного в этих учреждениях.

2.8. Содействие в выполнении медицинских процедур по назначению врача (вызов соответствующего специалиста для выполнения медицинских процедур, накладывание горчичников, компрессов, закапывание капель), наблюдение за своевременным приемом лекарственных препаратов, назначенных врачом.

2.9. Содействие поддержанию личной гигиены, при необходимости выполнение санитарно-гигиенических процедур (обтирание, обмывание больного, вынос судна, мытье лежачего больного в ванне полностью, мытье головы, стрижка ногтей, стрижка волос, бритье, смена постельного и нательного белья, кормление ослабленных больных).

2.10. Какие обязанности у соцработника: содействие в консультировании родственников подопечного и приобретении ими практических навыков ухода за престарелыми и инвалидами и т. д.

3. Права

Социальный работник имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности у директора.

3.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).

3.3. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3.4. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения трудовых споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.

3.5. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Привлекать специалистов всех структурных подразделений организации к решению задач, возложенных на него (с разрешения директора).

4. Ответственность

Социальный работник несет ответственность за:

4.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей, нарушение правил внутреннего трудового распорядка, установленных в организации.

4.2. Невыполнение распоряжений и поручений директора организации.

4.3. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

4.4. Некачественное предоставление услуг и ведение учетно-отчетной документации.

4.5. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

За вышеперечисленные нарушения социальный работник может быть привлечен, в соответствии с действующим законодательством, в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.

Образец должностной инструкции

Предлагаем вам для ознакомления образец должностной инструкции социального работника. В нем указано, какие должен иметь социальный работник должностные обязанности. Документ разработан в соответствии с требованиями ТК РФ, профессиональным стандартом «Социальный работник», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 № 677н и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector