Что нужно учителю для работы
Школьный учитель
Учитель – профессия в сфере образования, которая заключается в обучении и воспитании молодого поколения с целью успешного и быстрого вхождения его в общественную жизнь. Профессия подходит тем, кого интересует психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Краткое описание
Большинство педагогов работает в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных предметов. Профессия учителя востребована в школах-интернатах, ПТУ, техникумах, колледжах, ВУЗах, в дошкольных учреждениях. Преподавателей различных курсов (английского языка, компьютерной грамотности, йоги и т.д.) также можно назвать высоким званием Учителя.
Специфика профессии
Работа учителя многопланова и включает в себя следующие функции:
- объяснение нового материала доступными для определенного возраста средствами;
- контроль за усвоением материала: опрос и оценка знаний учащихся;
- проверка классных и домашних работ;
- консультирование учеников и их родителей по подбору необходимых для обучения книг, пособий, рабочих тетрадей;
- классное руководство;
- проведение воспитательной работы с детьми;
- помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;
- выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения;
- изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;
- формирование личности ученика;
- развитие у учеников стремления к освоению новых знаний;
- организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;
- объяснение текущих социальных событий и явлений;
- участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;
- составление тематических и урочных планов;
- оформление документации (журналов, отчетов).
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- творческая работа, предполагающая постоянный рост;
- возможность подработки репетиторством;
- возможен неполный рабочий день;
- радуют успехи учеников;
- высокий авторитет успешного педагога и благодарность учеников;
- длинный 2-месячный отпуск – гарантированно летом;
- работа с молодежью заряжает энергией, оптимизмом.
Минусы
- невысокая зарплата в государственных школах;
- нервная работа, требующая колоссального терпения;
- подготовка к завтрашнему уроку, проверка тетрадей отнимают много личного свободного времени;
- много общественной работы и ненужной писанины;
- повторение одной и той же информации из года в год надоедает.
Место работы
- образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи, техникумы, ВУЗы);
- социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, детские центры творчества и досуга);
- подготовительные курсы для дошкольников;
- работа в правоохранительных органах (детские приемники-распределители, колонии);
- Российская академия образования;
- городские и муниципальные учебно-методические центры;
- репетиторская деятельность.
- Личные качества
- склонность к работе с детьми;
- наблюдательность: умение увидеть тенденции в развитии ребенка, способности для формирования его умений, навыков;
- умение заинтересовать учеников, повести за собой;
- высокая степень личной ответственности;
- ораторские и организаторские способности;
- высокий уровень коммуникативных способностей;
- способность уделять внимание нескольким объектам одновременно;
- психическая и эмоциональная уравновешенность;
- выдержка, самоконтроль и самообладание;
- умение урегулировать конфликты;
- терпение;
- интерес и уважение к другому человеку;
- стремление к самопознанию, саморазвитию;
- оригинальность, находчивость, разносторонность;
- тактичность;
- целеустремленность;
- энтузиазм, артистизм;
- требовательность к себе и другим.
Обучение на Школьного учителя
Первой ступенью профессионального педагогического образования в России являются педагогические колледжи, дающие среднее профессиональное образование для преподавания в дошкольных учреждениях и в начальной школе.
Специальности: «Преподавание в начальных классах», «Педагогика дополнительного образования», «Cпециальное дошкольное образование», «Физическая культура», «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и др.
Второй ступенью профессионального педагогического образования являются высшие учебные заведения, в которых можно получить высшее педагогическое образование, а также психологическое. Специальности: «Педагогика и методика дошкольного образования», «Иностранный язык», «Филология», «Математика», «Физика», «Химия» и т.д.
Бакалавриат и магистратура – это два уровня высшего педагогического образования.
Первый уровень — бакалавриат, в котором обучение длится 4 года. Диплом бакалавра дает право работать педагогами в разных учебных заведениях.
Второй уровень — подготовка магистров, которая осуществляется за 2 года и готовит специалистов для решения разнообразных педагогических проблем и научно-исследовательской деятельности.
Аспирантура
Третьим уровнем подготовки педагогов является аспирантура и докторантура, которые выпускают научно-педагогические кадры высшей квалификации для подготовки педагогов в высших учебных заведениях.
Курсы
Какие предметы нужно сдавать на педагога?
Педагогом можно стать после окончания вуза или ссуза. В первом случае абитуриенты сдают 2-4 предмета в рамках единого государственного экзамена, во втором – 4 предмета в рамках ОГЭ (русский и математика – обязательно, 2 – на выбор абитуриента). В ссузах чаще всего проводится конкурс аттестатов, возможно дополнительное профессиональное испытание. В вузах требования более строгие, а набор экзаменационных предметов ограничен.
В педагогических вузах открыто огромное количество бюджетных мест. Конкурс на специальности не слишком большой, поэтому вероятность поступления на бюджетное место очень и очень высокая. Выбирая классическое вузовское направление подготовки «Педагогическое образование» (код: 44.03.01), абитуриент в обязательном порядке будет сдавать обществознание (профильный предмет), а также русский язык.
Перечень других предметов зависит от направления подготовки и специализации. Например, если речь идет о преподавателе русского языка и литературы, то дополнительный предмет – это литература. В случае с музыкальным искусством или физической культурой потребуются лишь результаты ЕГЭ по обществу и русскому, ведь абитуриент во время вступительной кампании проходит профессиональное испытание.
Что еще сдавать на педагога после 11 класса в вузах?
Если абитуриент хочет поступить на профиль «Психолого-педагогическое образование» (код: 44.03.02) или «Специальное (дефектологическое) образование» (код: 44.03.03), то ему необходимо сдать ЕГЭ по биологии (профиль) и русскому языку, а также один предмет на выбор вуза: общество, история, математика, иностранный язык, химия.
Будущие специалисты по дошкольному и начальному образованию сдают в рамках ЕГЭ общество и русский язык, а также математику, биологию, иностранный язык – все зависит от требований учебного учреждения и специализации. В некоторых вузах третий предмет заменяет профессиональное испытание в форме собеседования.
Карьера
Перспектива карьерного роста учителей связана с повышением уровня педагогического мастерства, победой в конкурсах профессиональных достижений, подготовкой успешных учеников (победителей предметных Олимпиад). Учитель может стать завучем или директором школы, перейти на руководящую работу в РОНО или ГорОНО. Можно открыть собственный бизнес по оказанию образовательных услуг.
Как стать учителем ОБЖ
Преподаватель ОБЖ — специалист не только в вопросах выживания в чрезвычайной ситуации, но и бытовой безопасности – он знает, как правильно пользоваться электроприборами, как оказать первую помощь при ожоге или отравлении, какие лесные растения и грибы можно употреблять в пищу и много других правил, которые в конечном итоге могут спасти жизнь.
Что собой представляет профессия учителя ОБЖ
«Основы безопасности жизнедеятельности» – это учебный предмет, который содержит знания и умения, необходимые для обеспечения безопасности жизни человека в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях.
Это предмет о жизни, и в этом его преимущество над остальными предметами. Проведение ролевых и сюжетных игр, демонстрирование ситуаций с использованием цифровых технологий, дополнительных материалов и предметов, приглашение на урок профессионалов, которые разбираются в тонкостях безопасной жизни – врачей, пожарных, спасателей – на уроках ОБЖ основной фокус перенесен в сторону выполнения практических заданий для отработки конкретных навыков и умений.
Чтобы организовывать и успешно проводить такие уроки, учитель ОБЖ должен быть профессионально грамотным, лидером и примером для ребят. Он должен сочетать в своей деятельности математическую точность и творчество, уделять внимание самообразованию.
Существует мнение, что профессия учителя ОБЖ больше мужская, чем женская. Это связано с тем, что в 90-годы и в начале нулевых чётких требований к этой профессии не было. Учителями ОБЖ в основном устраивались работать бывшие военные. Действительно, среди преподавателей ОБЖ в общеобразовательных школах преобладали мужчины. Сейчас ситуация изменилась. По статистике, больше 50% учителей ОБЖ – женщины.
Специфика деятельности преподавателя ОБЖ
Объем учебных часов в неделю в учебном плане для универсального (непрофильного) обучения «Основам безопасности жизнедеятельности» в 10 и 11 классах составляет 2 часа.
Но учитель ОБЖ, как и любой другой педагог, занимается не только преподаванием. Он организует и проводит различные внеурочные занятия, мотивирующие школьников вести здоровый образ жизни, участвует в мероприятиях по охране труда и пожарной безопасности, совместно с медработниками организует проведение медицинских обследований учащихся, ведет учёт военнообязанных в школе и предоставляет соответствующие отчеты в военкомат.
Кто может преподавать ОБЖ в школе — требования к образованию учителя
Согласно требованиям профстандарта 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», претендовать на должность учителя ОБЖ можно:
- на основе среднего специального образования или высшего образования по направлению подготовки «Образование и педагогика»;
- на основе среднего специального образование или высшего по любому направлению подготовки, к которому нужно добавить дополнительное профессиональное образование (переподготовку) в области образования и педагогики.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость за преступления;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
Требование к опыту работы не предъявляется.
Требования ФГОС к уровню подготовки учителя ОБЖ
Согласно требованиям ФГОС к уровню подготовки, учителю ОБЖ необходимо обладать знаниями и умениями по следующим темам:
- Нормативно-правовая база, регламентирующая образовательную деятельность, законодательство в области гражданской обороны и обеспечения функционирования образовательного учреждения при чрезвычайной ситуации;
- Основы педагогики, психологии;
- Теория и методика основ безопасности жизнедеятельности;
- Правила охраны жизни и здоровья обучающихся, методику работы на спортивных снарядах и приспособлениях;
- Основные принципы и методы защиты населения при стихийных и экологических бедствиях, крупных производственных авариях, катастрофах, а также защиты от современных средств поражения, порядок оповещения населения при возникновении ЧС;
- Методы оказания первой медицинской помощи;
- Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения;
- Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- Правила по охране труда и пожарной безопасности.
Где учат на учителя ОБЖ
Получить профессию учителя ОБЖ можно на базе школьного образования в педагогическом вузе. Вступительные испытания – предметы «Русский язык», «Обществознание» и в некоторых учебных заведениях – профессиональное испытание (спортивные дисциплины). Срок обучения – 5-6 лет (в зависимости от формы обучения).
На основе среднего-специального образования или высшего образования по любому направлению подготовки, не связанному с педагогикой, необходимо пройти программу профессиональной переподготовки в организации дополнительного профессионального образования. Срок обучения – от 2 месяцев.
Преимущества профессиональной переподготовки:
- поступление без вступительных испытаний;
- небольшой срок обучения (от нескольких месяцев до двух лет);
- доступная цена (по сравнению с платным обучением в вузе);
- практикоориентированность программы (только профильные дисциплины).
Как можно обучиться дистанционно
Чтобы учиться на учителя ОБЖ дистанционно, достаточно только компьютера, планшета или смартфона со стабильным доступом в Интернет.
Некоторые думают, что дистанционное обучение предполагает установку каких-либо специальных программ на компьютер или «продвинутого» уровня пользователя. На самом деле это не так.
Например, в Академии бизнеса и управления системами дистанционное обучение проходит в личном кабинете, доступ осуществляется через сайт. От слушателя требуются лишь общие знания компьютера. Благодаря интуитивно-понятному интерфейсу, любой пользователь без трудностей может ориентироваться в СДО. Здесь он подгружает необходимые документы, получает доступ к учебным материалам и практическим заданиям, сдаёт тесты.
Вопросы, связанные с обучением, можно задать по телефону персональному куратору, который помогает слушателю до завершения обучения.
Приезжать на сдачу итогового экзамена не требуется, всё происходит в режиме онлайн-тестирования, а получение диплома – через почту России.
Дистанционное обучение на учителя ОБЖ может стать отличным вариантом для тех, кто решил сменить род деятельности или работающих педагогов. Неважно, где вы проживаете и для решения какой жизненной ситуации вам потребовалось образование – в Академии вы можете удобно пройти дистанционное обучение по доступной цене.
Трудоустройство педагогического работника в школу в 2020 году
Настоящий нормативно-правовой документ, именуемый профессиональным стандартом, является своего рода усовершенствованным заменителем тарифно-квалификационного справочника. Его ключевое назначение — определение требований к образованию, опыту, личностным качествам представителя определенной профессии. Читайте также статью ⇒ Прием работника на постоянную работу.
В части образовательной сферы утверждены и действуют с 2017 года 5 профстандартов педагога.
Назначение действующего профстандарта | Основание для применения, требования к квалификации |
Приказ Минтруда № 544н от 18.10.2013 (проектирование, общеобразовательный процесс в детсадах, школах, для специалистов 5 и 6 уровня) | |
Распоряжение Минтруда РФ № 514н от 24.07.2015 (для специалистов высшего профильного образования, 7 уровня квалификации) | |
Педагогу дополнительного образования (методисту, тренеру-преподавателю и т.п.) | Распоряжение Минтруда РФ № 613н от 8.09.2015 (требуемый уровень квалификации — 6.1, 6.2, 6.3) |
Для педагога профобразования (ссуза, вуза) | Приказ Минтруда РФ № 608н от 8.09.2015 (для специалистов 6—8 квалификационных уровней) |
Соцпедагогу (учреждений образования разного типа) | Распоряжение Минтруда РФ №10н от 10.01.2017 (для организации воспитательного процесса необходимы педагоги со средним либо высшим образованием, имеющие 6 уровень квалификации) |
Стандартно шаблон подобного документа (приказ Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013) включает 4 раздела и преимущественно содержит:
- Главные критерии отбора и формирования преподавательского состава.
- Квалификационные требования к педагогам (в части образования, опыта).
- Условия допуска к работе.
Применять данные нормы обязаны все наниматели, организации всех форм собственности сообразно ст. 195.3 ТК РФ. С учетом действующего профстандарта уровень квалификации педагогов в 2020 году также оценивается сообразно новым установкам. На основе данного документа на локальном уровне составляется план его реализации.
Правила допуска к педагогической деятельности
Наниматель не вправе отказать в работе лицам, перечисленным в ст. 64 ТК РФ (к примеру, гражданину РФ без постоянной регистрации либо инвалиду, направленному согласно имеющейся квоте вакансий).
Основные ограничения по допуску (трудоустройству) к педагогической работе определяются ст. 331 ТК РФ. Речь идет не о квалификационных требованиях, а об особых случаях, при которых на законодательном уровне конкретным лицам запрещено работать по данной специальности.
Эти условия наниматель обязан учитывать при приеме на работу, дабы не совершать ошибок при оформлении работника либо нарушений трудового законодательства. Итак, запрещено допускать к педагогической деятельности следующие категории физлиц:
- утративших это право по решению суда;
- признанных недееспособными;
- педагогов, которые имеют судимость по ст. 16, 17, 18, 20, 24, 25, 29 УК РФ.
- больных наркоманией, острыми либо хроническими заразными болезнями;
- лиц с тяжелыми, устойчиво прогрессирующими, затяжными психическими расстройствами.
Оформление на работу в школу
Прием на работу в школу производится стандартно общим порядком.
Основные этапы трудоустройства педработника | Пояснения |
Написание, оформление заявления о приеме на работу | Составляется произвольно, регистрируется, подается на согласование нанимателю |
Представление документов для приема на работу вкупе с заявлением | Пакет документов готовится и отдается сообразно ст. 61 и 65 ТК РФ. Обычно он включает: · документы об образовании; · справку из суда об отсутствии судимостей; · медсправку на предмет отсутствия противопоказаний к педагогической работе |
Ознакомление с правилами внутреннего распорядка, коллективными договором, должностной инструкцией, иными локальными актами | Производится под подпись принимаемого на работу лица |
Составление, подписание, регистрация трудового договора (в 2 экземплярах) | На основе обычной формы подобного документа с учетом требований профстандартов, ТК РФ компилируется содержание договора для педработника Трудовой договор для учителя школы |
Издание, регистрирование приказа о приеме на работу | С изданным распоряжением нужно ознакомить трудоустроенного педработника под подпись не позднее третьего дня работы |
Внесение сведений в кадровые документы | Сотрудник кадрового отдела делает записи в трудовую, личную карточку, иные документы принятого на работу лица |
Ключевой момент в оформлении — соответствие будущего работника предъявляемым требованиям, наличие надлежащих документов, отсутствие запретов на занятие педагогической деятельностью.
Ошибочные действия нанимателя при приеме на работу педагога
Описание ситуации | Правильное применение законодательных норм к рассматриваемой ситуации |
Наниматель отказался брать на работу учителем женщину. Единственная причина — ее мужу по решению суда запрещено заниматься педагогической деятельностью | Данная причина не может служить основанием для отказа в трудоустройстве женщины. |
Отказ в данной ситуации необоснованный, т. к. на нее основание ст. 331 ТК РФ (по части привлечения к уголовной ответственности) не распространяется, а применяется только по отношению к мужу
Примечательно, все основания сообразно ст. 331 ТК РФ при трудоустройстве действуют только в отношении тех лиц, к которым они непосредственно относятся. Речь идет о недееспособности, наличии судимости, заболеваний, при которых нельзя допускать педагога к работе, и пр. При этом родственников они не касаются
Экспертное пояснение о сроках применения профстандарта
К вопросу о времени реализации профстандарта педагога обращается в письме № 08-241 от 3.03.2015 Минобрнауки РФ. В частности, было предписано не применять нормы профессионального стандарта к педагогическому составу организаций, ведущих образовательную деятельность, вплоть до 1.01.2017.
Соответственно, новые требования к квалификации, аттестации, профподготовке педагогов сообразно профстандарту предъявляются в полной мере только с 2017 года.
Письмо удостоверено директором Департамента А. В. Зыряновой.
Пример 1. Работа педагога по совместительству
Е. В. Поленова при наличии основной работы в школе (на полной ставке), по совместительству подрабатывает в другой организации образования. Во второй организации с ней заключен отдельный трудовой договор. Суммарно, в неделю она трудится 54 часа (36 основных + 18 дополнительных).
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос №1: Какой деятельностью, на каких условиях вправе заниматься педагоги по совместительству?
Педагоги имеют полное право работать по совместительству. Для них это может быть воспитательная, учебная, иная педагогическая деятельность. Правовую сторону данного вопроса регулируют:
- Постановление Минтруда № 41 (указание на конкретные должности, объемы работ, их длительность, которые предусмотрены при совместительстве).
- ФЗ № 273 «Об образовании» (о трудовых обязательствах и правах педагогов).
- ТК РФ, статьи 282, 283, 285 (трудовые отношения между нанимателем и совместителем).
По совместительству работник образования вправе трудиться у другого нанимателя, выполняя иные обязательства, что непременно оформляется отдельно полноценным трудовым договором.
На совместителя будут распространяться все привилегии сообразно ст. 287 ТК РФ. Ему должны будут предоставить отпуск вкупе с отдыхом по основному месту работы (ст. 286 ТК РФ). Аттестацию работник вправе проходить на любом месте работы.
Если педагог подрабатывает на основном месте работы, то это будет уже совмещением, что, соответственно, фиксируется посредством допсоглашения.
Вопрос №2: Сколько часов педагог-совместитель по закону вправе работать дополнительно и будет ли этот период засчитываться в стаж?
Законодательно для работника образования на основной работе предусмотрена 36-часовая рабочая неделя. При этом по совместительству этот же педагог вправе трудиться не более 18 часов в неделю (ст. 284 ТК РФ).
Стаж будет учитываться только при работе на полной ставке. Это касается и основной, и дополнительной (по совместительству) работы.
Можно ли стать учителем без педагогического образования?
Еще недавно профессия учителя считалась не слишком престижной. Однако в последнее время все больше людей хотят работать в этой сфере, даже не имея соответствующего образования. В частности, сказывается то, что на рынке труда не хватает педагогов, так что трудоустроиться сравнительно несложно. И довольно часто всплывает вопрос: «Как мне устроиться на работу учителем, если у меня нет педагогического образования?» Давайте разбираться.
Как стать педагогом? Варианты
У тех, кто вдруг осознал, что хочет стать педагогом, но не имеет профильного образования, есть несколько вариантов. Все зависит от уровня образования и потребностей.
Самый затратный по времени и ресурсам – второе высшее в педагогическом вузе. Бакалавриат отнимает четыре года. В магистратуре можно выучиться всего за 2 года, при желании – заочно.
Еще один способ – профильная переподготовка (на нее требуется около 2 лет). Во многих высших учебных заведениях занятия вечерние и очные, но некоторые предметы при необходимости можно сдать дистанционно. Этот вариант подойдет тем, у кого уже есть среднее профобразование и стаж работы в образовательной организации. Полученный по итогам переподготовки диплом установленного образца подтвердит право ведения нового вида деятельности.
С дипломом о высшем образовании, но в иной сфере, также можно пройти переподготовку и, получив диплом, стать не только учителями, но и менеджерами образования, социальными педагогами, педагогами-психологами.
Краткосрочная переподготовка – третий вариант обучения – может длиться от полугода. Важно уточнить в школе, куда вы собираетесь устраиваться на работу, подойдет руководству сотрудник, прошедший короткий усиленный курс, или нужна более основательная база.
Как проходит профпереподготовка?
Обучиться можно как очно, так и очно-заочно и даже дистанционно. Стоимость курсов варьируется в зависимости от вуза/учебного центра.
Помимо программ основного образования (базовый уровень), для желающих доступны дополнительные и сетевые программы (позволяют общаться с преподавателями онлайн). Для тех, кто уже работает в сфере образования и имеет педагогический стаж, есть сокращенные варианты программ.
Слушатели изучают нормативно-правовые основы, слушают лекции по своей области работы и обучаются по практико-ориентированному направлению. Слушатель курсов может выбрать для себя образовательные модули и получить конкретные знания, которых ему не хватает.
Можно ли сразу устроиться на работу?
Некоторые учреждения, предлагающие профпереподготовку, организуют стажировки: договариваются с местным отделом образования, чтобы студенту подобрали рабочее место. Могут и порекомендовать конкретного студента работодателям. Некоторые после окончания курсов сразу устраиваются в школы. Поначалу, правда, новичку могут не доверить вести предмет – поручат организовывать факультативы или дополнительные занятия.
Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе?
У многих возникает вопрос, как дело обстоит с юридической точки зрения? Можно ли претендовать на место школьного учителя без педагогического образования? По закону ограничений вроде бы нет. Профессиональная переподготовка по педагогике обязательно нужна только для работы с дошкольниками.
Министерство образования и науки обозначило в письме от 10.08.2015 N 08-1240, что для работы в школе необходимо обладать высшим, либо средним специальным образованием по направлению «Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету. То есть, например, специалист с квалификацией историка, закончивший истфак, вполне может стать учителем истории в школе.
Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации». Решение принимать человека на работу в любом случае принимает руководство школы (директор) и аттестационная комиссия, оценивая его навыки и деловые качества.
При этом, как показывает практика, в государственную школу без профобразования или переподготовки предпочитают никого не брать. Всё дело в новых профстандартах для педагогов, за соблюдением которых строго следит Минобразования.
Однако в то же время в школах сейчас острая нехватка кадров. Поэтому хорошо знающего свой предмет специалиста могут принять на работу, как только он предоставит справку о том, что начал переучиваться на педагога. Особенно спокойно к отсутствию «корочки» относятся в частных школах, где первостепенным считается наличие знаний и умений ими делиться.
С высшим медицинским образованием можно преподавать химию или биологию, с гуманитарным – русский язык или обществознание, инженерное образование позволит преподавать физику или математику.
Подтянуть педагогические навыки помогут и старшие коллеги. Во многих школах сложилась практика помощи опытных учителей и психологов молодым педагогам.
Далеко не каждый учитель без педагогического образования – непрофессионал. Во время проверок в российских детсадах и школах выясняется, что даже на руководящих должностях много лет успешно работают люди, не имеющие профильного образования. Но поскольку у них большой трудовой стаж, им, как правило, идут навстречу и дают право продолжить трудиться после прохождения переподготовки.