Igro-zon.ru

Работа и жизнь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Строительство гоночной трассы

От первого лица: Проектировщик гоночных трасс

«Гоночную трассу должен проектировать автогонщик» — азбучная истина.

ПрофГид продолжает рубрику «От первого лица», и сегодня о своей профессии рассказывает автоэксперт, журналист, в прошлом автогонщик, Мастер спорта и Чемпион СССР, а ныне тренер-инструктор, создатель авторской программы безопасного вождения и гоночной теории, автор бестселлеров по безопасному вождению автомобиля, дизайнер гоночных трасс Михаил Георгиевич Горбачев.

Ваша компания проектирует в России профессиональные гоночные трассы и автодромы. Ура, что в России они есть, такие трассы и автодромы.

В начале двухтысячных гоночных трасс не было. Закрыли «Невское кольцо», и осталась одна импровизированная трасса в Мячково на аэродроме. Сегодня в России есть профессиональные гоночные трассы: Москоу рейсвей (МРВ), Нижегородское кольцо, Смоленское кольцо, Казаньринг, и другие. Несколько трасс находятся в стадии проекта, строятся или готовы открыться.

В чем особенности проектирования гоночных трасс в отличие от проектирования шоссе, автодорог между городами?

«Гоночная трасса, хотя и напоминает обычную дорогу, но проектируется и строится совершенно по другим принципам!» — Герман Тильке (архитектор гоночных трасс Формулы1).

Особенность в поперечном сечении, в первую очередь. Поверхность дороги делается «домиком», для отвода воды. Полотно гоночной трассы имеет уклон в одну сторону. По безопасности гоночные трассы должны соответствовать строгим нормам ФИА ( Международной федерации автомпорта). Форма гоночной дорожки в плане не ограничивается, носит произвольный характер, но FIA может рекомендовать изменения, направленные на обеспечение спортивной конкуренции и на другие цели практического характера. Максимальная разрешенная длина прямых участков трассы не должна превышать 2 км. Существует рекомендация для новых трасс не превышать общую длину в 7 км. Когда планируются новые постоянные трассы, ширина дорожки должна быть не менее 12 метров.

Чем отличаются трассы для дрэга, дрифта и картинга?

Каждая из этих трасс имеет свою специфику. Трасса для дрэга — дрэг-стрип для гонок на ускорение на 402 метра, прямая как стрела, шириной 15 метров и длиной минимум 902 метра. Специальных трасс для дрифта не делают, а используют подходящие площадки или часть гоночной трассы. Картинг — это минитрасса и у неё свои особенности, например, прямые участки между поворотами не более 200 метров.

Что представляет собой автодром? Каким он должен быть в идеале?

Никаких жёстких правил относительно крутизны и профиля виражей не существует, но не следует забывать, что гоночная трасса состоит как и всякая обычная дорога из поворотов и связывающих их прямых участков. Первые наброски, сделанные от руки переносим на компьютер и всю дальнейшую работу производим на нём. Главное, придерживаться строгих ограничений FIA по продольным и поперечным углам и прочим параметрам.

Приходится ли приглашать иностранных специалистов или можно обойтись без них?

Без иностранных специалистов обойтись можно! Именно так и спроектированы несколько автодромов и гоночных трасс в России.

Кто инициатор проектирования и строительства гоночных трасс в России? Кто финансирует?

Инициируют энтузиасты автоспорта. Обычно, они и финансируют, за некоторым исключением.

Вообще — как обстоит дело с динамикой в развитии этого вида строительства дорог?

Динамика впечатляет. За последние 8 лет в России построено и строится около 10 гоночных трасс. В идеальном варианте, гоночная трасса должна быть в каждом российском регионе.

Заинтересовано ли государство в распространении соревнований типа «Формула» в России?

Не только Формулы ездят по гоночным трассам, но и кузовные автомобили. Проведение мероприятий национального, а впоследствии международного и мирового масштаба является основой для расширения географии туризма, притока финансовых ресурсов и позволяет с высокой эффективностью эксплуатировать автодромы. Во всех развитых странах мира автоспорт стал самостоятельной отраслью автомобильной промышленности, рентабельным бизнесом с обширной инфраструктурой. Успех развития автоспорта базируется на строительстве специализированных автодромов, предназначенных для проведения спортивных соревнований и иных мероприятий.Государство всегда заинтересовано в развитии автоспорта, так как это кузница кадров молодых специалистов.

Какой экономический и психологический потенциал гоночных трасс? Это поднимает дух у мужчин? Дает им надежду, профессии?

Экономический и психологический потенциал гоночных трасс очень высок! Гоночная трасса — место особое. В воздухе витает накал борьбы, пахнет жжёной резиной, колодками, да и сами выхлопные газы автомобилей, такие ненавистные в городе, имеют здесь свой сладковатый, приятный привкус. Мужчины здесь становятся сосредоточенными, их лица приобретают особое, мужественное выражение, они готовятся к подвигу. Именно так! Выезд на гоночную трассу — это поступок сродни подвигу. Здесь всё зависит от тебя, — все ограничения сняты. Получится? Должно получиться! Именно поэтому желающих промчаться на своей машине по гоночной трассе, проверить края, хоть отбавляй. А гонки! Вот это впрыск адреналина! Известно, что зрители волнуются и переживают больше самих гонщиков. Гоночная трасса притягивает как магнит, манит своей волшебной магией.

Что делает проектировщик трасс и автодромов? Он сидит и чертит, рисует? Он ездит, смотрит, измеряет?

Проектировщик гоночной трассы, безусловно, сидит и чертит, рисует, выезжает на местность, смотрит участок под автодром. Он, в первую очередь, должен создать мастер-план, то есть спортивный проект гоночной трассы или автодрома. Он включает в себя:

  • Мастер-план комплекса технических видов спорта на площади 12Га, включая крытую часть картодрома (около 3Га) с обозначением всех необходимых элементов инфраструктуры. Масштаб 1:500.*
  • Расчет траекторий и максимальных скоростей для картов и автомобилей по всем важнейшим точкам трасс, путём виртуальной симуляции проезда.
  • Конфигурации всех гоночных трасс (трассы для спортивного картинга, прокатного картинга, парных гонок, автокросса и зимних гонок).
  • Планировка здания комплекса. Масштаб 1:200.
  • Описание элементов спортивной инфраструктуры (поребрики, ограждения, зоны вылета, судейские посты)
  • Рекомендации для дальнейших проектных работ (асфальтирование, вентиляция, отопление, электроника с расстановкой камер видеонаблюдения).
  • Презентационные материалы в 3Д (виды комплекса с нескольких ракурсов, виды внутри крытой части картодрома, с зрительских зон и с камер видеонаблюдения).

Далее, к работе подключается проектная организация для работы над рабочим проектом и разрешительной документацией.

Случается ли, что проектировщик трасс сам гонщик?

«ГОНОЧНУЮ ТРАССУ ДОЛЖЕН ПРОЕКТИРОВАТЬ АВТОГОНЩИК» — азбучная истина.

Она же главная истина, которую должны усвоить инициаторы проектов автодромов. «Да, действительно это так» — подтвердил Герман Тильке, немецкий архитектор, инженер-строитель, автогонщик ( род. 31 декабря 1954 года в г. Ольпе Германия) спроектировавший и построивший самые грандиозные автодромы Формулы 1 и автодром в Сочи, в том числе. Тильке продолжает: — «Моё преимущество в том, что я представляю себе, как ехать по трассе, которая существует ещё только на бумаге. Я знаю уже в этой стадии проектирования, что будет происходить с машиной в том или ином повороте, и где могут возникнуть трудности, в каком повороте будет ехать сложно, но интересно, где будут находиться обгонные зоны или захватывающие зрителей дуэли.

Сколько зарабатывает проектировщик трасс и автодромов?

Гонорары за эту работу не превышают тех, что получают архитекторы за стадию «предпроектная документация» или эскизы.

Что нужно закончить, чтобы работать проектировщиком трасс для картинга?

В первую очередь, нужно иметь гоночный опыт, понимать и чувствовать трассу и повороты. Надо так же хорошо разбираться в автоспорте, поэтому вузы, связанные с автомобильным направлением, предпочтительней. Так же, необходимо обладать знаниями инженера, талантом архитектора и художника, иметь отличное пространственное воображение, досконально знать все тонкости требований ФИА по безопасности трасс и в совершенстве владеть компьютером и работать в программе Автокад. Трасса должна быть интересна автогонщикам, предоставлять возможность для конкурентной борьбы и отвечать всем требованиям ФИА. Согласитесь, это не мало.

Читать еще:  Что нужно сдавать на строителя

Строительство гоночной трассы

Проект RaceTracks.ru оказывает содействие в проектировании, реконструкции, сертификации современных автодромов и картодромов, соответствующих всем международным (FIA) и российским (РАФ) стандартам.

Мы будем рады поделиться своим опытом в области устройства и проектирования автодромов, и предлагаем сотрудничество по следующим направлениям:

  • проектирование автодромов и центров автомотоспорта;
  • проектирование картодромов;
  • создание спортивных проектов гоночных трасс для кольцевых авто-мотогонок;
  • создание мастер-планов трасс для автокросса и ралли-кросса;
  • создание мастер-планов трасс для парных гонок;
  • создание мастер-планов центров контраварийной подготовки и содействие в заказе специального оборудования без посредников;
  • подготовка материалов для профессиональной презентации проектов автодромов (мастер-планы, 3Д, описание, экономические и социальные составляющие и пр.);
  • содействие и консультации на любом этапе проектирования и строительства;
  • содействие проектным институтам и архитектурным бюро в осуществлении проектов автодромов в России, СНГ и других странах;
  • подготовка необходимых документов для лицензирования и омологации гоночных трасс в соответствии с требованиями FIA, FIM и/или РАФ (создание досье автодрома);
  • подбор соответствующего проектного учреждения для разработки рабочего проекта и разрешительной документации;
  • консультации по устройству автодромов и центров контраварийной подготовки (оборудование, судейские вышки, сооружения безопасности и пр.);
  • консультации по строительным работам (рецептура асфальта, сооружения безопасности);
  • помощь в дальнейшем оснащении и развитии автодрома;
  • консультации по мерам безопасности и организации спортивного судейства во время проведения соревнований по автоспорту и других гоночных мероприятий;
  • подготовка и обучение судейских бригад;
  • подготовка и обучение тренеров гоночных школ и инструкторов по экстремальному вождению;
  • разработка технических заданий и условий на проектирование автодромов;
  • экспертное заключение о проекте и определение возможности выполнения его в российских условиях.

На данный момент ( 02.06.2015 ) мы являемся авторами:

  • спортивного проекта автодрома «Нижегородское кольцо» и его развития до категории «1Т», Богородский р-н Нижегородской области;
  • спортивного проекта автодрома «Холмы» («Swell ring») – кольцевые трассы категории «1Т» и «3», Малоярославецкий р-н Калужской области;
  • спортивного проекта автодрома и картодрома «Т-Моторс», г.Магнитогорск, Верхнеуральский р-н, п.Смеловский;
  • спортивного проекта «Автодром Санкт-Петербург»;
  • реконструкции трассы для ралли-кросса «Белый колодец» в г.Воронеже;
  • реконструкции трассы для ралли-кросса автодрома «КВЦ» в г.Тольятти;
  • реконструкции кроссовой трассы «Юниор» в подмосковном г.п. Калининец;
  • типового спорткомплекса для автомотоспорта на участке 55Га в Туркменистане;
  • проекта картодрома «Аксай» (категория «А»), Алматинская обл. Казахстан.
  • мастер-планов картодромов в Московской области (кат. «В») и Санкт-Петербурге (кат. «С»).
  • спортивного проекта автодрома «Крепость Грозная» (кольцо, картинг, дрифт, автокросс, парные гонки), г.Грозный, Чеченская республика.
  • спортивного проекта комплекса «Кузбасский автодром» (кольцо, дрифт), Кемеровская область.
  • спортивного проекта многофункционального картодрома «Атрон» (картинг, дрифт, ралли-кросс, ралли-спринт), Рязанская область.
  • спортивного и 3Д проекта автодрома «Орхей» (картинг, ралли-кросс, автокросс, мотокросс, дрэг-рейсинг, ралли-спринт), г.Оргеев, Молдова.
  • спортивного и 3Д проекта комплекса для дрэг-рэйсинга, дрифта, ралли-спринта и ралли-кросса — Racepark в Быково, Московская область.
  • спортивного проекта автодрома в г.Нальчик (кольцо кат.2, кросс, картинг, ралли-кросс, дрифт, дрэг-рэйсинг).
  • Картодрома категории А в г. Минск, Беларусь.

Мы оказывали консультации по устройству трассы для показательных заездов болидов Формулы-1 Bavaria City Racing вокруг Кремля в 2008г., консультировали по устройству и плану безопасности временной городской трассы для кольцевых гонок в г.Одесса (Украина) в 2010г, готовили материалы для профессиональной презентации проектов автодромов (Ярославль, Санкт-Петербург, Туркменистан, Красноярск), а также координировали проектную работу со специалистами архитектурного бюро Tilke Gmbh Co&KG в осуществлении проекта автодрома «Смоленское кольцо».

Мы так же можем подготовить компьютерный 3D макет и видео-презентацию автодрома.

Этапы и приблизительные сроки проектирования и строительства автодрома:

  • Создание топографического плана земельного участка, на котором возможно строительство автодрома (от 2 недель).
  • Согласно предоставленной территории с нашим представителем согласовывается приблизительная длина трассы и её назначение, а так же расположение основных объектов комплекса (1 день).
  • Мы разрабатываем спортивный проект автодрома (1 месяц – 1,5 месяца).
  • Спортивный проект отсылается в Национальную автомобильную федерацию (НАФ) и/или в Международную автомобильную федерацию (FIA) для согласования (от 1 недели до 2 месяцев). При необходимости делаются корректировки согласно замечаний НАФ/FIA.
  • Далее согласованная документация спортивного проекта вместе с пояснительной запиской передается в проектную организацию/институт (как техническое задание), где готовится рабочий проект комплекса (от 2 месяцев). Всё это, то есть разрешительная часть проекта, и образец рабочего чертежа, проходят госэкспертизу и инициатор проекта получает разрешение на строительство.
  • Выбор генподрядчика и строительство автодрома (от 5 месяцев).

Мы оказываем содействие на всех этапах проектирования, мы непосредственно разрабатываем спортивный проект трассы (2-3 этапы), вносим корректировки согласно замечании НАФ/FIA (4 этап) и далее консультируем проектантов в разработке рабочего проекта для получения разрешения на строительство (5 этап) и генподрядчика по вопросам строительства (6 этап).

Список документации спортивного проекта автодрома:

Основной пакет:

  1. Мастер-план комплекса.
  2. Мастер-план основной гоночной трассы в слоях FIA.
  3. Продольный профиль средней линии основной трассы, аксонометрия.*
  4. Расчет скоростей и ориентировочного времени круга.
  5. Типовые сечения дорожки гоночной трассы (пит-лейн, первый поворот и другие сложные участки).
  6. Планировка здания боксов и пункта управления гонкой.
  7. Планировка рекомендуемого FIA медицинского центра.
  8. Дополнительные материалы:
  9. Схемы всех конфигураций гоночных трасс.
  10. Схемы и чертежи применяемых поребриков, барьеров из шин, отбойников, ограждений и знаков.
  11. Рекомендуемая схема расположения линий хронометража, замера скорости, постов световой сигнализации, камер видеонаблюдения.
  12. Презентационные материалы в 3Д.

* Окончательный вариант предоставляется проектной организацией в процессе подготовки рабочего проекта.

Примеры 3D визуализаций автодромов, картодромов

Друзья Путина под Питером построили трассу для «Формулы-1». Обошлась в миллиарды и уже лучше Сочи

Первые гонки пройдут в 2020 году.

Перед Гран-при России в «Формуле-1» рванула медийная бомба: британский таблоид Daily Mail сообщил, что с 2021 года Гран-при России могут перенести из Сочи в Санкт-Петербург на новую трассу «Игора Драйв». Информацию подтвердил и работающий несколько десятков лет в «Формуле-1» журналист Дитер Ренкен: по его данным, на территории Олимпийского парка планируется строительство концертного зала, что сократит протяженность «Сочи Автодрома» до 2 км.

Перенос гонки в Питер быстро опровергли зампредседателя правительства РФ Дмитрий Козак и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Но «Игора Драйв» уже захватила повестку: всем стало интересно, что за трассу построили под Питером. Раньше в России было лишь две трассы мирового уровня – «Сочи Автодром» и «Москоу Рейсвей». Теперь появилась еще одна.

Автодром принадлежит друзьям Владимира Путина

Проект «Игора Драйв» на удивление слабо пиарили по ходу строительства, зато вовсю включились ближе к его завершению. Например, в новостях «Первого», «Пятого канала», «РЕН ТВ» вышли большие сюжеты о новой трассе. Все эти каналы входят в «Национальную Медиа Группу» бизнесмена Юрия Ковальчука – одного из учредителей знаменитого кооператива «Озеро» и друга Владимира Путина. Состояние Ковальчука в 2019 году Forbes оценил в 1,3 млрд долларов. Именно он является одним из главных инвесторов автодрома: по данным ЕГРЮЛ, его компании «Арконн» в ООО «Игора Драйв» принадлежит 25%.

Другие совладельцы: ООО «Акцепт», принадлежащая родственнику президента России Михаилу Шеломову (50%), владелец строительного холдинга «Русь» и гонщик Владимир Васильев (15%), а также Владимир Колбин (10%) – по данным «Ведомостей», так зовут сына друга детства Путина и частного инвестора Петра Колбина.

Еще в 2017 году Business FM оценивал стоимость «Игоры Драйв» в 11 млрд рублей. Однако итоговую сумму представители трассы не называют, ссылаясь на коммерческую тайну.

Изначально трасса не подходила для «Формулы-1», но ее доработали

Архитектором «Игоры Драйв» стал Герман Тильке – творец всех современных автодромов, входящих в календарь гонок Гран-при. Изначально проект был более скромным: предполагалось получение лицензии FIA Grade 2, с которой нельзя претендовать на проведение гонок «Формулы-1». Но минувшей зимой в ФИА убедили доработать проект до высшей категории – в частности, модифицировать зоны вылета, установить поглощающие энергию отбойники TecPro и построить большую постоянную трибуну на 5000 зрителей.

Читать еще:  Строительство городских путей сообщения

По заверениям организаторов, автодром сможет вместить до 50 тысяч болельщиков – окончательно работы еще не завершены. Большая часть фанов будет смотреть гонки по-европейски, в зонах свободного размещения – то есть, не на сиденьях, а на земле.

При строительстве «Игора Драйв» решили не ограничиваться трассой для шоссейно-кольцевых гонок. В итоге получился целый мультидром: кроме главного трека есть еще 9 трасс для ралли-кросса, мотокросса, дрифта, эндуро, картинга, внедорожников, супермото и парных гонок, а также центр контраварийной подготовки. Особенно удалась трасса для ралли-кросса: интересная и с перепадом высот в 20 метров. Еще на всех площадках установлено искусственное освещение – то есть, можно проводить ночные гонки.

Трассу постарались выделить в визуальном плане. На «Игоре» есть архитектурно интересное здание автоклуба – вполне тянет на главную особую примету трассы, как комплекс «Крыло» у «Сильверстоуна» или колесо обозрения на «Сузуке». А рядом с главной прямой есть здоровенный шар, на котором проецируется реклама – он смотрится как минимум стильно.

«Я побывал на не менее чем 30 трассах. И этот проект – один из лучших», – так отозвался об «Игоре» Ренкен. Это не стандартные дифирамбы от президента ФИА Жана Тодта, представителей ДТМ или некоторых наших СМИ – критично настроенный журналист редко кого-то хвалит.

Трек недостаточно длинный

По сравнению с первоначальным проектом, трасса изменилась не только в плане доработок до уровня «Формулы-1». Ее протяженность сократилась почти на 700 метров – с 4764 до более скромных 4086 метров (длина большинства современных трасс «Ф-1» – более 5000 метров). Это произошло за счет укорачивания и упрощения третьего сектора. Сразу несколько быстрых и техничных поворотов заменили на более простую связку, явно копирующую последние виражи испанского автодрома «Моторленд Арагон». Его тоже проектировал Тильке.

Вот первоначальный проект:

Вот актуальная конфигурация:

А вот «Моторленд Арагон». Кстати, «Игора Драйв» похожа на него не только последней связкой.

Тем не менее, именно последний, «слепой» поворот в интервью Motorsport расхвалил чемпион ДТМ Рене Раст: «Он находится на подъеме и при этом медленный. Риск возникновения пробуксовки будет гораздо выше, чем обычно – этот момент нужно будет контролировать очень тщательно. С учетом износа шин, к концу гонки покрышкам здесь будет очень тяжело и не всем удастся избежать ошибок. Так что, не удивлюсь, если однажды в последнем повороте решится судьба победы».

Скромная длина трассы сама по себе не станет препятствием для «Формулы-1». «Интерлагос» (4309 м), «Ред Булл Ринг» (4326 м) и «Хунгароринг» (4381 м) ненамного длиннее «Игоры», а городская трасса Монте-Карло вообще всего 3337 м длиной. В любом случае, возможность со временем удлинить трассу и переделать третий сектор есть: предназначенную под изначальный вариант часть земельного участка не застроили.

Еще из минусов – при строительстве трассы не удалось избежать неприятных инцидентов. В мае 2019-го в ходе работ по строительству трибун обрушились строительные конструкции, в результате чего пострадало семеро рабочих.

«Игора Драйв» круче, чем Сочи?

До первых гонок на этот вопрос нельзя однозначно ответить. На бумаге конфигурации «Маньи-Кура» и городской трассы в Валенсии казались шикарными – но гонки на них часто вылечивали бессоницу. Но в любом случае, превзойти по унылости трассу в Сочи будет трудно. Она не бросает вызова, не поощряет обгоны, а из-за ограничений, накладываемых олимпийскими объектами, как-то изменить ее невозможно.

«Игора» выглядит техничной, и на ней просматривается минимум два места для обгонов: первый поворот и, возможно, 13-й. В отличие от плоского «Сочи Автодрома», на «Игоре» есть некоторый перепад высот на третьем секторе (17 м). А еще в плюс качеству гонок пойдет фактор питерской погоды: шанс увидеть дождевую гонку тут гораздо выше.

«Игора Драйв» потенциально способна привлечь куда больше зрителей, чем «Сочи Автодром»: питерская агломерация куда больше и платежеспособнее сочинской, на «Сапсане» из Москвы до Петербурга можно добраться за 4 часа. И совсем рядом – Финляндия с легионами гоночных фанатов. Они способны превратить питерский этап практически в Гран-при Финляндии.

В вопросах удобства для болельщиков все сложнее. «Сочи Автодром» – фактически городская трасса: совсем рядом есть ж/д вокзал и автостанция, с отелями тоже проблем нет. «Игора» же расположена в 54 км от Питера – без личного автомобиля уже не очень удобно, и даже с ним добираться надо примерно час. Прямо рядом с трассой есть отели и коттеджи горнолыжного курорта «Игора», который находится прямо напротив автодрома – но всех болельщиков они точно не вместят. Вероятно, основной части зрителей придется останавливаться в городе.

«Игора Драйв» тоже очень живописна, но это не главная ее особенность. Такого ландшафта [как в Сочи] там, конечно, нет. Нет таких высоких гор. Но особенность питерской трассы в конфигурации, в перепадах высот, в возможности большого количества обгонов. Что касается достопримечательностей, трек находится недалеко от Санкт-Петербурга – вся красота там», – сравнил две трассы Герман Тильке в интервью ТАСС.

Первые гонки на «Игоре» пройдут уже в 2020-м

В следующем году на «Игоре» уже точно пройдет этап немецкой кузовной серии ДТМ. Контракт заключен на три сезона с возможностью продления еще на два. Первая гонка пройдет в последний уик-энд мая, в период белых ночей. Владимир Васильев заявил, что в 2020-м трасса примет этапы еще двух международных чемпионатов – возможно, одним из них станет женская Серия W (гонки поддержки ДТМ). А на 2021-й запланировано уже пять таких уик-эндов.

«Формулу-1», по словам Васильева, пока ждать не стоит: «Мы не проводили никаких переговоров с «Формулой-1», слухи – это слухи. Во-первых, сейчас «Формула-1» приезжает в Сочи. Руководство серии не хочет проводить две гонки в России – вот почему мы еще не начали ничего обсуждать. Во-вторых, мы не хотим стартовать с высшего уровня – нужно двигаться постепенно, а потом ускориться, чтобы заработать максимум очков. Я бы сказал так: если «Формула-1» захочет с нами пообщаться, то мы готовы к переговорам».

Вероятно, переговоры последуют: в ФИА и «Либерти Медиа» вполне могут перенести Гран-при России с пресного «Сочи Автодрома» на потенциально более успешную «Игору».

Других серьезных чемпионатов на самом деле остается не так много – и даже с лицензией Grade 1 не все из них реально заполучить. Например, американская «формульная» серия «Индикар» в Россию точно не поедет. Как и в «НАСКАР», ее руководство осознанно концентрируется на Америке: в плане логистики это дешево и удобно, а главным спонсорам чемпионата выход на внешние рынки не нужен.

«Формула Е» предпочитает городские заезды – и кстати, ведет переговоры о гонке в Петербурге. Но не на «Игоре», а по центральным улицам города. А в свете недавнего ухода SMP Racing из чемпионата мира по гонкам на выносливость (WEC) появление марафонской гонки в России кажется маловероятным.

Читать еще:  Специализация в строительстве

Самое вкусное из оставшегося – MotoGP. Для проведения такой гонки нужна отдельная лицензия от Международной мотоциклетной федерации, но ее требования не сильно отличаются от требований ФИА. В основном они касаются качества дорожного полотна и зон вылета – они должны быть достаточно широкими, а еще для мотогонщиков гравийные ловушки предпочтительнее асфальта.

Этап MotoGP стал бы для России прорывом: мотогонок такого уровня в нашей стране еще не проводилось. Вопрос в том, сколько это будет стоить и окупится ли впоследствии. В отличие от «Ф-1», MotoGP в России не так популярна: все знают, кто такой Михаэль Шумахер, а вот про Валентино Росси или тем более Джакомо Агостини слышали немногие. Вариант мотогонок попроще – Мировой Супербайк, который уже приезжал на «Москоу Рейсвей».

На «Игоре» почти точно будет этап чемпионата мира по ралли-кроссу World RX – иначе зачем было строить такой мощный ралли-кроссовый трек. По данным Motorsport, уже в этом году на трассе пройдут тесты с участием машин WRX. Из сильных европейских серий еще можно выделить Blancpain GT (гонки спорткаров категории GT3) и WTCR (мировой туринг) – возможно, говоря о международных сериях, Васильев имел ввиду эти чемпионаты.

В любом случае, появление «Игоры Драйв» – это большой шаг вперед для русского автоспорта. Не так давно в стране не было ни одной приличной трассы – а теперь их три. «Сочи Автодром» принимает «Ф-1», но его мало кто любит. «Москоу Рейсвей» после мощного старта растерял международные гонки вместе с посещаемостью и превратился в трассу для внутреннего пользования. Теперь будет интересно следить, удастся ли в Питере создать реально мировой гоночный центр и точку притяжения для фанатов. Если получится – это уже будет космос.

Автодром как бизнес: расходная и доходная часть на примере Moscow Raceway

AUTOSPORT.com.ru в преддверии Russian Autosport Show, которое пройдет 13-14 октября на автодроме Moscow Raceway, совместно с организаторами Форума продолжает цикл материалов, посвящённых бизнесу в автоспорте.

Сегодня мы поговорим о том, сколько стоит построить первый в России современный автодром, отвечающий международным стандартам, и возможно ли подобное «мероприятие» сделать прибыльным делом.

Когда ты что-то делаешь первым, есть шанс, что проект выстрелит, так как он будет единственным на рынке, но в тоже время отсутствие за ненадобностью (профессиональных гоночных трасс никогда не было в России) грамотно подготовленных специалистов может поставить весь бизнес под угрозу. Не зря говорят, что кадры решают многое.

«В России не было ничего. Мы катались на части стадиона имени Кирова в Питере, на Ходынском поле, но это старый аэродром, не приспособленный для гонок. Потом мы ездили в Тольятти, там была прекрасная трасса, но на городских дорогах. Это было начало 2000-х годов, и российского кольцевого автоспорта фактически не существовало, – говорит владелец Moscow Raceway Рустем Терегулов.

moscowraceway.ru

Поэтому мне и моим единомышленникам просто хотелось создать достойный спортивный объект. Вторая причина строительства автодрома, несмотря на малую рентабельность проекта, инвестиционная: мы рассчитывали, что 2-4% годовых от вложенных средств мы будем получать».

Получается срок окупаемости у подмосковной трассы, которая уже приняла на своем асфальте множество международных серий, 30-50 лет. С момента открытия прошло пять, а значит можно подвести промежуточные итоги.

Итак автодром Moscow Raceway был открыт в 2012 году, и на строительство трассы, всех окружающих её строений и сооружений было потрачено 5 млрд рублей – немалая сумма, но более чем оптимальная для объекта такого уровня сложности.

Вопрос текущей окупаемости стоял с первого дня работы автодрома, так как оптимизацией расходов и увеличением доходов должен заниматься любой бизнес, а Moscow Raceway – проект коммерческий, возведенный и функционирующий без какой бы то ни было финансовой поддержки государства.

moscowraceway.ru

1. Расходная часть

Годовые расходы на деятельность автодрома составляют 120 миллионов рублей, включая налоги. Эта сумма не содержит в себе затраты на проведение международных чемпионатов.

Сам по себе автодром – это крупный объект, на поддержание которого в соответствующем состоянии требуются средства. Например, на все те системы специальной электроники, без которых Moscow Raceway не был бы автодромом высочайшего международного уровня.

Также возникают расходы на медицинские бригады, дополнительное техническое оснащение и многое другое.

Не стоит забывать, что важнейшая часть автодрома – трасса, полотно которой требует подготовки к сезону, а также к этапам чемпионатов. Здесь все нестандартное – вплоть до краски. А все специфические спортивные детали трека стоят дорого.

moscowraceway.ru

2. Доходная часть

В первые годы своей работы автодром функционировал строго по сезону – то есть с начала апреля по конец октября. Естественно, это накладывало отпечаток на финансовые результаты. В последние два года ситуация изменилась: зимой 2016 года компания Porsche несколько раз устраивала свой яркий праздник – Porsche фестиваль, а зимой 2017 года занятость автодрома была уже почти равна сезонной – мероприятия и обучающие курсы проводили несколько автопроизводителей.

Работа над загруженностью трека ведется постоянно. К примеру, в этом году были введены дополнительные трек-дни по конфигурации – Sprint (до этого было только на Super Sprint). Это позволило предоставлять трек одновременно под два различных мероприятия. Увеличение числа трек-дней в календаре приводит и к постепенному росту аудитории автодрома, а также делает автоспорт более привычным и понятным способом проведения досуга. Тем более, что записаться на трек-дни не составляет большого труда. Все можно сделать online на сайте трассы.

В 2015 году на автодроме появился Porsche Driving Center – это стало новым витком в развитии отношений между брендом Porsche и Moscow Raceway. Финансовой стороной сотрудничества довольны обе стороны, все вложения принесли свои результаты.

Итак, резюмируя рассуждения о доходах и расходах – автодром операционно окупаем и даже приносит прибыль. Но даже текущее состояние бизнеса не скоро, а может быть и никогда, не окупит вложений в строительство.

Рустем Терегулов надеется, что рано или поздно земли вокруг автодрома, которые находятся в свободной продаже, заинтересуют инвесторов, и это частично отобьет расходы на возведение Moscow Raceway.

moscowraceway.ru

Имиджевая история

Было бы неправильно не упомянуть о том, каковы расходы и доходы, связанные с проведением международных чемпионатов. Конечно, проведение масштабных мероприятий требует не только высочайшей квалификации всех сотрудников, но и привлечения внешних ресурсов. Спортивная часть чемпионатов, зрительская инфраструктура, обеспечение потребностей серии на территории автодрома – это также затраты автодрома.

Ну и, конечно, взнос промоутера за проведение чемпионата – эта часть может равняться нулю, а может быть очень внушительной и сильно влиять на итоговый финансовый результат.

Для Moscow Raceway, например, все международные мероприятия, которые автодром проводил как промоутер и организатор, были прибыльными. Исключение составляет DTM.

Доходы по международным мероприятиям, как и размер взноса, зависят от условий каждого конкретного контракта. Если автодром имеет возможность привлекать спонсоров и партнеров, то это сильно улучшает финансовую ситуацию. В остальном составляющими доходов выступают средства от продажи билетов (обычных и VIP), а также поступления от сдачи в аренду VIP-лож.

Подробнее об этом и многом другом можно будет узнать у представителей Moscow Raceway, на котором 13-14 октября пройдет Russian Autosport Show.

moscowraceway.ru

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector