Igro-zon.ru

Работа и жизнь
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Строительное образование это техническое

Высшее профессиональное строительное образование

Профессия архитектора или инженера-строителя почиталась в мире тысячелетиями – ведь без них невозможно было бы появление ни древних египетских пирамид, римских акведуков или московского Кремля, ни современных рукотворных островов в океане, башен вроде «Бурдж-Халифа» или «умных» домов. Но встать в один ряд с создателями всего этого (или хотя бы приблизиться к ним) невозможно без получения глубоких теоретических знаний в инженерно-строительных дисциплинах, подкреплённых практическими навыками проектирования.

Специальности

Согласно новым государственным образовательным стандартам, только перечней направлений подготовки будущих специалистов строительного направления существует более двух десятков: 2 – для бакалавров, 3 – для магистров и 16 – для инженеров (дипломированных специалистов). И это не считая смежных инженерных специальностей и новых дисциплин, связанных с творчеством. Наиболее популярными же специальностями, которые можно получить вместе с высшим строительным образованием – своеобразным ТОП-5 строительной сферы – являются профессии инженера-архитектора, инженера путей сообщения, магистра градостроительства, архитектора-дизайнера и специалиста по экспертизе и управлению недвижимостью.

Где получить строительное образование

Высшее строительное образование можно получить в любом из вузов этой направленности, коих в России насчитывается 76. В целом же на просторах бывшего СССР по-прежнему существует структура, объединяющая 142 ВУЗа как РФ, так и стран СНГ, носящая название «Международная ассоциация строительных ВУЗов».

ТОП-3 среди них, безусловно, составляют три старейших и крупнейших архитектурно-строительных вуза России:

За более чем 200 лет со дня основания первого строительного ВУЗа, всеми ими было подготовлено и выпущено более полумиллиона инженеров-строителей, среди которых такие легенды, как В.А.Щуко, И.В.Жолтовский, Л.А.Ильин, М.В.Красовский и другие – авторы величайших книг по архитектуре и градостроительству и проектировщики самых известных российских зданий и сооружений.

Содержание программ обучения

Согласно новому, 3-му поколению ФГОС, программы обучения ведутся по 5 направлениям:

  • архитектура и строительство;
  • дизайн архитектурной среды;
  • реставрация и реконструкция архитектурного наследия;
  • градостроительство;
  • строительство.

По каждому направлению планы обучения предусматривают более 20 профильных предметов, среди которых архитектурно-строительное материаловедение, водоснабжение промышленных предприятий и городов, землеустройство и кадастр недвижимости, системы обеспечения микроклимата, гидротехнические сооружения, полимерные строительные материалы и многие другие.

Формы обучения

Формы обучения с ВУЗах строительной сферы ничем не отличаются от общепринятых в высших учебных заведениях других направлений. В каждом из них студенты имеют возможность проходить обучение либо на бюджетной, либо на платной основе — в зависимости от результатов сдачи вступительных испытаний.

Помимо этого, форма обучения практикуется как очная, так и заочная, без отрыва обучающегося от своей профессиональной деятельности.

И, наконец, с развитием информационных технологий и повсеместным внедрением интернета, популярность стала набирать дистанционная форма обучения, а в ВУЗах, ориентированных на сотрудничество и выпуск специалистов для работы в зарубежных строительных компаниях – обучение на иностранном (чаще всего английском) языке.

Второе высшее

Второе высшее образование можно получить практически по той же схеме, как и первое – хотя, разумеется, на бюджетной основе сделать это практически невозможно. Тем не менее, для получения второй, смежной профессии, расширения кругозора и палитры знаний в области постоянно совершенствующихся строительных технологий, увеличения вероятности продвижения по карьерным ступеням и некоторым другим причинам стремление к получению второго высшего образования присутствует у многих специалистов-строителей.

Ограничения для выбора вуза здесь не существует – хотя, по статистике, вторым высшим учебным заведением оказывается чаще всего ВУЗ более престижный, чем тот, в котором получалось первое.

СТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, высшее, среднее и профессионально-технич. образование, имеющее целью подготовку специалистов для проектирования, конструирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений различного назначения.

Строит, иск-во зародилось в глубокой древности. Подготовка строителей вначале осуществлялась под руководством мастеров непосредственно в процессе строительства различных сооружений, в Др. Греции и Др. Риме появились спец. школы (см. Архитектурное образование)

Истоки С. о. в России относятся к 10 в. Обучение мастеров-строителей осуществлялось непосредственно на стройке.

В 1724 по предписанию Петра I в Москве было создано неск. т. н. архитектурных команд, ученики к-рых изучали арифметику, черчение, рисование и получали практич. навыки по архитектуре, ремонту и перестройке зданий. По мере совершенствования мастерства их производили в сержанты (что давало право проектировать и строить), из сержантов — в гезели (производители работ).

M. Ф. Казаков основал в Москве архит. команду, к-рая в 1788-89 была реорганизована в Первое архит. уч-ще, а с 1814- в Моск. дворцовое архит. уч-ще.

В 1773 в Петербурге учреждено горное уч-ще (нынеЛенинградский горный институт), студенты к-рого изучали проектирование и стр-во каменных и деревянных плотин, шлюзов, фундаментов и т. д. В уч-ще в нач. 19 в. преподавал И. И. Свиязев — автор первого рус. руководства по архитектуре (с основами строит, иск-ва).

В горнозаводских школах Урала, особенно в Екатеринбургском уч-ще, кроме горного производства, изучались также механика, архитектура, фортификация и др. предметы строит, иск-ва.

Для подготовки инженеров по стр-ву дорог и искусств, сооружений в 1809 в Петербурге осн. Ин-т корпуса инженеров путей сообщения (ныне Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта). В ин-те изучались математика, геодезия, рисовальное искусство и архитектура, производство строит, работ, основы механики и гидравлики, составление проектов и смет и др., проводилась практика по стр-ву. Ин-т окончили ставшие впоследствии известными учёными и инженерами, построившими крупные сооружения и создавшими научно-пед. школы: M. С. Волков (строительное иск-во), С. В. Кербедз и H. Ф. Ястржембский (организаторы механич. лаборатории по испытанию материалов), Ф. С. Ясинский (теория упругости), П. П. Мельников (прикладная механика), П. И. Собко,

Д. И. Журавский и H. А. Белелюбский (строит, механика).

Первым специализированным высшим уч. заведением по подготовке кадров для стр-ва инж. сооружений было Уч-ще гражд. инженеров, осн. в 1832 в Петербурге, с 1882 — Ин-т гражд. инженеров (ныне Ленинградский инженерно-строительный институт). Изучение теоретич. курсов сочеталось с практич. и лабораторными работами, курсовым проектированием, практикой на строит, объектах. В ин-те были созданы научно-пед. школы по проектированию и стр-ву жилых, гражд. и пром. зданий, сан.-технич. устройств и др. (В. В. Эвальд, С. Б. Лукашевич, В. А. Косяков, И. А. Евневич, А. К. Павловский и др.). В нач. 20 в. началась специализация в подготовке инженеров строит, профиля, и с 1905 ин-т стал выпускать инженеров-архитекторов, инженеров санитарной техники и дорожников.

В 1907 в Петерб. политехнич. ин-те открылось инженерно-строит. отделение (с гидротехнич. и сухопутно-дорожным подотделениями), где сформировались научно-пед. школы в области механики сыпучих тел, гидравлики и гидротехники (С. П. Белзецкий, В. Л. Кирпичёв, Б. Г. Галёркин, К. Г. Ризенкампф, Б. А. Бахметев, H. H. Павловский).

В 1902 в Москве акад. И. А. Фомин организовал первые женские строит, курсы, а в 1905 проф. H. В. Марковников открыл женские техническо-строит. курсы. В 1909 эти курсы объединились и в 1916 были преобразованы в женский политехнич. ин-т с архит. и инженерно-строит. отделениями (после Окт. революции 1917- Моск. политехнич. ин-т, затем Моск. ин-т гражд. инженеров). Выпускникам ин-та присваивались звания инженера-архитектора или инженера-строителя.

Существенную роль в становлении С. о. сыграли осн. в Москве в 1905 ср. строит, уч-ще и в 1907 ср. строит, уч-ще Товарищества инженеров и педагогов, членами к-рого были В.Н.Образцов, Е.Р.Бриллинг, И. В. Рыльский, A. E. Ильин и др. (в 1921 на базе этих уч-щ создан Моск. практич. строит, ин-т, объединённый затем с Моск. ин-том гражд. инженеров).

Читать еще:  Творчество в строительстве

В 1907 в Моск. высшем технич. уч-ще (МВТУ) введено преподавание курса архитектуры (проектирование, конструирование и строительство зданий и инж. сооружений), в 1918 открылся инженерно-строит. ф-т с архитектурным отделением (в 1924 в состав ф-та влился Моск. ин-т гражд. инженеров), к-рый стал центром подготовки инженеров-строителей. Значит, вклад в развитие С. о. внёс осн. в 1896 Моск. ин-т инженеров ж.-д. транспорта (МИИТ).

В 30-е гг. созданы самостоят, инженерно-строительные институты и в ряде политехнич. ин-тов — строит, ф-ты; началась подготовка инженеров-строителей на вечерних и заочных ф-тах. Учебные планы строит, специальностей (пром. и гражд. стр-во, гидротехнич. стр-во речных сооружений, гидроэлектростанций, портов и водных путей, теплогазоснабжение и вентиляция, водоснабжение и канализация, стр-во ж.-д. путей и путевое X-BO, автомоб. дороги, мосты и тоннели, произ-во строит, изделий и конструкций и др.) включают общенаучные дисциплины (обществ, науки — история КПСС, марксистско-ленинская философия, политич. экономия, науч. коммунизм; основы сов. права, иностр. язык, высшая математика, физика, химия, теоретич. механика и др.), общеинженерные (инж. геодезия, сопротивление материалов, строит, механика, электротехника, теплотехника, гидравлика и др.) и специальные (архитектура, строит, конструкции, водоснабжение, канализация, теплогазоснабжение, вентиляция, технология строит, произ-ва, организация, планирование и экономика стр-ва, автоматика и автоматизир. системы управления, вычислит, техника и т. д.). За время обучения студенты выполняют 15-20 курсовых проектов и работ в зависимости от специализации, проходят уч. и производств, практику (до 25 недель). Обучение заканчивается защитой дипломного проекта (дипломной работы). Сроки обучения — 5-6 лет. Выпускники вузов проходят по месту работы стажировку сроком до одного года.

Подготовка техников-строителей ведётся (1975) в дневной, вечерней и заочной формах обучения по 22 (более узким, чем в вузах) специальностям в 221 строительном и 252 др. отраслевых (нестроительных) техникумах (см. Среднее специальное образование).

Резкое увеличение масштабов и темпов строит, произ-ва обусловило дальнейшее совершенствование С. о. и увеличение выпуска специалистов. В 1950 строит, специальностям в вузах обучалось 37,1 тыс. чел. и выпуск составил 4,9 тыс. чел., в 1955 соответственно — 232,8 тыс. и 14,6 тыс., в 1974- 340,1 тыс. и 21,3 тыс. чел. В техникумах в 1950 обучалось 79,6 тыс. чел. и выпуск составил 36,2 тыс. чел., в 1965 соответственно- 247,7 тыс. и 38,7 тыс., в 1974 — 424,4 тыс. и 87,9 тыс. чел. В 1975 в вузы принято 71,9 тыс. чел., в техникумы — 76,2 тыс. чел.

Широко известны в СССР и за рубежом рус. научно-пед. школы по строит, механике и строит, конструкциям (H. С. Стрелецкий, А. Ф. Лолейт, А. А. Гвоздев, В. 3. Власов, H. M. Беляев, А. Ф. Смирнов, И. П. Прокофьев, И. M. Рабинович, E. О. Патон, Л .И. Онищик, Г. Г. Карлсен, К. В. Сахновский и др.), по гидротехнич. стр-ву и гидравлике (Б. E. Веденеев, В. E. Ляхницкий, M. M. Гришин, P. P. Чугаев и др.), по механике грунтов (H. M. Герсеванов, В. А. Флорин, H. Я. Денисов, H. А. Цытович, H. H. Маслов и др.).

Проф.-технич. С. о. осуществляется по более чем 150 профессиям и специальностям (арматурщик-электросварщик, каменщик-монтажник конструкций, машинист кранов, маляр, столяр, штукатур-облицовщик-плиточник и др.). Квалифицированных рабочих для стр-ва и пром-сти строит, материалов в 1974 готовили св. 1,5 тыс. профессионально-технических учебных заведений (ок. 650 тыс. уч-ся); в 1975 строит, уч-ща выпустили св. 370 тыс. чел., приём — 405 тыс. чел. Научные и научно-пед. кадры по инженерно-строит. специальностям готовятся в аспирантуре, во втузах и н.-и. ин-тах.

Системы С. о. в др. социалистич. странах во многом сходны с сов. системой, однако профили подготовки специалистов несколько шире, чем в СССР. Напр., в ПНР инженеров-строителей готовят по специальностям — наземное стр-во, гидротехника, санитарное оборудование и др., в ГДР — инженерное стр-во, технология строит, индустрии, гидротехнич. стр-во и водное X-BO и др. Подготовку инженеров-строителей осуществляют спец. ф-ты политехнич. вузов и ун-тов (напр., в ЧССР — инженерно-строит. ? ты политехнич. ин-тов в Праге, Брно и др.; в СФРЮ — ф-ты ун-тов в Белграде, Загребе, Любляне, Сараево и др.), в нек-рых странах есть специальные строит, вузы (напр., в ГДР — в Лейпциге и Веймаре).

В капиталистических странах подготовка инженеров-строителей ведётся в специализированных вузах и на ф-тах ун-тов. Крупнейшим центром С. о. во Франции является Нац. школа мостов и дорог в Париже (осн. в 1747, готовит также инженеров по гражд. стр-ву, строит, конструкциям и гор. благоустройству). Период обучения в вузах Франции, как правило, делится на 3 цикла. После 2-го цикла присуждается академич. степень инженера (срок обучения 4 года), а после 3-го — доктора 3-го цикла или доктора-инженера в зависимости от перечня экзаменов и дипломной работы. Общий срок обучения примерно 6 лет. В Японии инженеры-строители подготавливаются в течение 4 лет, как правило, на инж. ф-тах ун-тов и колледжей в порядке специализации; в Великобритании — в течение 3 лет в ун-тах, высших технич. колледжах (напр., строит, школа Лондонского совета в Ламбете — Брикстоне, Ливерпульский строит, колледж) и ряде политехнич. колледжей. В США в 1974 инженеры-строители готовились в более чем 200 ун-тах и колледжах (срок обучения 4 г.). После защиты дипломной работы выпускник вузов Великобритании, США, Японии и нек-рых др. получает степень бакалавра (архитектуры, инженерных наук, технологии), далее может сдать дополнительные экзамены и защитить вторую дипломную работу (диссертацию) на получение степени магистра наук (1-1,5г.), доктора философии, доктора технич. наук или доктора наук (2-3 г.). Однако эти степени не дают права на самостоят, проектирование сооружений и производство строит, работ; оно приобретается после 2 — 5 лет работы на производстве на инженерно-технич. должностях в сдачи комплексных экзаменов (по фундаментальным и спец. дисциплинам). В Массачусетсском технологич. ин-те (США) получившие степень бакалавра в течение 2 лет дополнит, обучения могут получить академич. степень инженера. В ФРГ инженеры-строители готовятся в гос. строит, школах или инж. школах по стр-ву, а также в Высших технич. уч-щах (Брауншвейг, Дармштадт, Карлсруэ, Мюнхен и Штутгарт). В инж. школах преподавание ведётся с практич. уклоном в тесной связи с процессом производства. Курс обучения (3 г.) заканчивается сдачей гос. экзаменов на звание инженера. Для поступления в эти школы требуйся стаж практич. работы по специальности. Срок обучения, включая сдачу экзаменов на диплом инженера, — 4-5 лет. Практически студенты завершают весь уч. план за 5-6 лет. Это образование позволяет выпускнику работать самостоятельно как на стройке, так и в проектных и н.-и. организациях. Выполнившему и защитившему диссертацию присуждается академич. степень доктора-инженера (эквивалентная квалификации инженера, присваиваемой в сов.вузах).

Техническое образование

Подготовка инженеров и техников для промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства. (Подготовка квалифицированных рабочих для народного хозяйства осуществляется в системе профессионально-технического образования (См. Профессионально-техническое образование).) Под термином «Т. о.» понимается также совокупность научно-теоретических и практических знаний и навыков, позволяющих получившим это образование решать производственно-технические, экономические и др. задачи по своей специальности. Наряду со специальным существуют вспомогательное и общее Т. о. Вспомогательное Т. о. имеет целью дать студентам вузов и учащимся средних специальных учебных заведений технические знания и навыки, необходимые для изучения и использования машин, механизмов, аппаратов, автоматизированных средств управления, применяемых во многих сферах науки, образования, культуры. К вспомогательному Т. о. относятся технические и технологические дисциплины, которые изучаются на геологических, химических, физических, биологических и др. факультетах университетов (См. Университеты), на агрономических и зооветеринарных факультетах с.-х. вузов, в медицинских, педагогических и др. институтах и средних специальных учебных заведениях. Значение вспомогательного Т. о. возрастает по мере оснащения техническими средствами различных областей науки и культуры (техника экспериментальных исследований, вычислительная техника, технические средства обучения, аппараты и приборы для диагностики и лечения и т. д.). Общее Т. о. даёт средняя общеобразовательная школа, закладывающая основы технических знаний, умений и навыков в процессе трудового, политехнического обучения (см. Политехническое образование).

Система специального Т. о. в СССР включает отрасли: геологическое, горное, энергетическое, металлургическое, машиностроительное, приборостроительное, радиоэлектронное, лесоинженерное, химико-технологическое, технологическое (в области производства продовольственных продуктов и товаров широкого потребления, а также бытового обслуживания), строительное, геодезическое, гидрометеорологическое, транспортное и связи (о содержании и развитии отраслей Т. о. см. специальные статьи, например Горное образование, Транспортное образование и др.).

Читать еще:  Чем занимается землеустроитель

Специалисты с высшим Т. о. готовятся в политехнических и индустриальных институтах, отраслевых втузах (в том числе заводах-втузах (См. Завод-втуз)), на технических факультетах некоторых университетов, а также в высших технических военно-учебных заведениях (см. Высшие учебные заведения и статьи об отдельных группах втузов, например Авиационные институты, Энергетические институты). Число втузов в СССР составляет около всех высших учебных заведений (266 в 1975), в союзных и автономных республиках, во многих промышленных центрах созданы политехнические и отраслевые втузы. Подготовка специалистов во втузах рассчитана на 5—6 лет. Учебный план каждой специальности Т. о. состоит из общенаучных, общеинженерных и специальных дисциплин. В цикл общенаучных дисциплин входят социально-экономические науки (история КПСС, политэкономия, марксистско-ленинская философия, научный коммунизм), высшая математика, теоретическая механика, физика, химия, иностранный язык и другие — в зависимости от специальности; к общеинженерным относятся: начертательная геометрия и графика, вычислительная техника в инженерных и экономических расчётах, детали машин, теория механизмов и машин, технология конструкционных материалов, материаловедение, сопротивление материалов, электротехника, гидравлика и гидравлические машины, теплотехника с термодинамикой и другие — в зависимости от требований специальной подготовки. Общенаучные и общеинженерные дисциплины обеспечивают подготовку специалистов широкого профиля. В цикле специальных дисциплин особо важное значение имеют общеспециальные дисциплины, закладывающие научный основы специальной подготовки (например, теория различных технологических процессов; теория, расчёт и конструирование тех или иных машин, приборов; автоматика и т. п.). Большое внимание уделяется экономической подготовке будущих инженеров: на всех специальностях изучаются конкретная экономика и организация, планирование и управление производством. В учебных планах всех специальностей есть курс охраны труда, включающий основы техники безопасности и противопожарной техники. В соответствии с требованиями научно-технического прогресса в учебные планы втузов введены курсы промышленной электроники, автоматики, автоматизации производственных процессов, применения атомной энергии в народном хозяйстве и др. Значительно увеличено количество часов на изучение математики; в программу общего курса включены теория вероятностей, математическая статистика, элементы линейного программирования и оптимального управления процессами. Чаще всего первые два (иногда три) года изучаются общие для всех специальностей дисциплины. Специальная подготовка в большинстве случаев начинается с 3—4-го курса. В процессе обучения студенты самостоятельно выполняют ряд расчётно-графических работ и курсовых проектов (См. Курсовой проект) (например, в машиностроительных институтах—по теории машин и механизмов; по деталям машин, подъёмным машинам и механизмам). На старших курсах выполняются 3—5 курсовых проектов по специальности (по инженерно-строительным и архитектурным специальностям — 6—9). Студенты проходят учебную практику в учебных мастерских, на учебных полигонах и т. п. и производственную практику (См. Производственная практика) на предприятиях. Получение высшего Т. о. завершается подготовкой и защитой дипломного проекта (См. Дипломный проект) (или дипломной работы (См. Дипломная работа) экспериментального характера). Выпускники получают квалификацию инженера соответствующей специальности, по научному уровню эквивалентную квалификации, которая присваивается, например, выпускникам высших технических учебных заведений США, Великобритании, Японии и др. стран, защитившим диссертационную работу на соискание 2-й профессиональной академической степени — Магистра.

Подготовка техников ведётся в средних специальных учебных заведениях (См. Средние специальные учебные заведения) по широкому перечню специальностей (но более узким, чем во втузах, профилям). Учебные планы средних технических учебных заведений (техникумов) рассчитаны на 3,5—4 года (для окончивших 8-летнюю школу) и 2,5—3 года (для окончивших среднюю школу). Техникумы на базе 8-летней школы дают не только специальные знания, но и общее образование. Особое значение придаётся производственному обучению (600—700 часов учебного времени), в процессе которого учащиеся получают квалификацию по рабочей профессии, а также производственной работе и производственной практике по специальности. Так же как и во втузах, в средних технических учебных заведениях принята система курсового проектирования и по окончании обучения — защита дипломного проекта (см. Среднее специальное образование).

Для получения Т. о. без отрыва от работы существуют заочные и вечерние втузы и техникумы, а также факультеты (отделения) при дневных высших и средние специальные учебные заведениях. Сроки обучения в вечерней и заочной системах Т. о. на 6—12 мес больше, чем на соответствующих специальностях дневных отделений. Многие втузы имеют общетехнические факультеты (1— 3-й курсы), которые дают студентам общетехническую и общенаучную подготовку, позволяющую в дальнейшем продолжать Т. о. по избранной специальности. Систематическое повышение научного уровня подготовки специалистов обеспечивается научно-исследовательской работой кафедр вузов, введением элементов исследований в лабораторные работы, курсовые и дипломные проекты. Для повышения уровня научных исследований во втузах организованы проблемные лаборатории и вычислительные центры, в некоторых — научно-исследовательские институты. Для подготовки инженеров, владеющих основами технических наук наряду с глубокими математическими, физическими, экономическими знаниями, в системе советской высшей школы созданы Московский инженерно-физический институт, Московский физико-технический институт, ряд инженерно-математических факультетов во втузах и т. д. Научные и научно-педагогические кадры по техническим наукам готовятся преимущественно в аспирантуре (См. Аспирантура) втузов и научно-исследовательских институтов.

В условиях научно-технической революции в связи с быстрым обновлением, расширением знаний в Т. о. включается также система повышения квалификации (См. Повышение квалификации) и переподготовки руководящих инженерно-технических работников и специалистов. В институтах повышения квалификации (См. Институты повышения квалификации), на курсах при предприятиях, организациях и учебных заведениях специалисты с высшим и средним образованием изучают новейшие достижения науки и техники, средства комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, эффективные методы научной организации производства, труда и управления. В вузах созданы факультеты повышения квалификации специалистов с высшим образованием и в ряде институтов (например, в Уральском политехническом институте, Московском институте управления и др.) — факультеты по подготовке организаторов промышленности и строительства. В МГУ, московских авиационном, энергетическом, инженерно-физическом. институтах, МВТУ им. Н. Э. Баумана, Ленинградском технологическом институте, Новосибирском университете и др. созданы специальные факультеты переподготовки инженеров по новым, перспективным направлениям развития науки и техники.

Значительных успехов достигло Т. о. в др. социалистических странах, где число студентов и учащихся, получающих Т. о., непрерывно растет и составляет в некоторых странах (например, в ЧССР, ПНР, НРБ) до 40—50% общей численности студентов. Системы Т. о. отвечают требованиям народного хозяйства и национальным особенностям стран. В ряде стран (например, в ПНР, ВНР, СРР) ведётся подготовка инженеров двух типов: профессиональных (срок обучения 4 года) и магистров (4—5 лет). Профессиональные инженеры готовятся главным образом для практической деятельности, инженеры-магистры — для научно-исследовательских и проектных организаций. В НРБ Т. о. близко по структуре советскому Т. о. Крупнейшие центры Т. о. в социалистических странах: Варшавский и Познанский политехнические институты, Краковская горно-металлургическая академия (ПНР); Дрезденский и Магдебургский технические университеты, Фрейбергская горная академия (ГДР); Пражский политехнический институт, Высшая техническая школа в Кошице, Горно-металлургическая школа в Остраве (ЧССР); Будапештский (ВНР), Софийский (НРБ), Белградский (СФРЮ) политехнические институты и т. д.

Читать еще:  Характеристика на инженера строителя

В капиталистических странах высшее Т. о. осуществляется в университетах и специализированных высших технических учебных заведениях, среднее — в университетских колледжах и других средних технических учебных заведениях различного назначения. В ряде стран специалисту, получившему высшее Т. о., выдаётся диплом инженера, который не даёт права вести инженерную работу (быть автором проекта и т. п.); широкие права он получает после присуждения инженерной квалификации соответствующими инженерными обществами; она присуждается при наличии нескольких лет стажа практической работы и сдачи специальных экзаменов (см. Высшее образование и раздел Просвещение в статьях о странах).

Высшее Т. о. в США получают, как правило, в 2—3 этапа: первый (4 года) охватывает изучение общенаучных и специальных технических дисциплин и завершается присвоением окончившему инженерный факультет степени Бакалавра; второй (примерно 1 год) — направлен главным образом на повышение уровня теоретических знаний по избранной специализации, выработку навыков самостоятельной научно-исследовательской работы и завершается сдачей экзаменов или защитой диссертации на соискание степени магистра наук. Введена академическая степень инженера (например, в Массачусетсском технологическом институте (См. Массачусетсский технологический институт)), которую могут получить бакалавры после прохождения дополнительного курса обучения (до 2 лет). Получившие степень магистра нередко поступают на работу в научно-исследовательские и проектные организации. В крупных фирмах организуется третий этап Т. о. непосредственно на производстве для лиц, имеющих степень бакалавра или магистра. В течение этого этапа (до 1 года) слушатели изучают технологию, организацию и управление производством, а также специфику производства фирмы и конкретного предприятия, где предстоит им работать. Совершенствуется система специальных школ и институтов, предназначенная для повышения квалификации специалистов и осуществления т. н. продолженного образования технических кадров. Во многих технических колледжах и институтах Великобритании обучение строится по системе так называемого слоёного пирога (sandwich), рассчитанной на 4—5 лет и предусматривающей чередование (через 3—6 мес) теоретических занятий с практической работой в промышленности. Во Франции инженерно-технические кадры обычно готовятся в университетах и специальных институтах различного профиля (высшие школы горного дела, мостов и дорог, аэронавигации и др.). Курс обучения— 4—6 лет, состоит обычно из 3 циклов, причём в течение второго студент сдаёт экзамены на степень Лиценциата и может получить звание инженера, по окончании третьего — степень доктора 3-го цикла и при наличии звания инженера может стать соискателем степени доктора-инженера. В Японии Т. о. осуществляется на базе институтов и отраслевых технических институтов, как правило, в течение 4 лет. Окончившие курс получают степень бакалавра, после дополнительного (1—2 года) обучения — степень магистра наук.

Важнейшие центры Т. о.: в США — Массачусетсский технологический институт (Кембридж), Технологический институт Карнеги (Питсбург), Бруклинский, Вашингтонский технологические институты, технические факультеты и колледжи Гарвардского, Колумбийского, Калифорнийского, Иллинойсского, Станфордского и др. университетов; в Великобритании — технические факультеты и колледжи университетов Кембриджа, Бирмингема, Манчестера, Эдинбурга, Лидса, Шеффилда и др.; в ФРГ — Горная академия в Клаустале, высшие технические школы в Ахене, Гамбурге, Кельне и др.; во Франции — высшие технические школы и технологические институты в Париже, Марселе, Лионе, Страсбурге, институты металлургии в Париже и Сент-Этьенне и др.

В развивающихся странах Т. о. осуществляют в Индии — Бомбейский, Кхарагпурский, Канпурский и Мадрасский технологические институты, Бенгальский инженерный колледж, инженерные колледжи в Пуне и Варанаси; в Бирме — Рангунский технологический и Мандалайский технический институты; в Египте — Каирский и Александрийский университеты, Эт-Таббинский металлургический институт; в Алжире — Национальная политехническая школа, Аннабский горно-металлургический институт и др.

В соответствии с потребностями научно-технического прогресса во многих странах разрабатываются и осуществляются реформы Т. о., направленные главным образом на качественное совершенствование его.

Лит. см. при ст. Высшее образование и статьях об отраслях спец. образования.

А. И. Богомолов, А. А. Пархоменко.

Высшее техническое образование

Высшее техническое образование

Современный ритм жизни диктует свои требования к образованию граждан. Именно сейчас настал такой период, когда самыми востребованными являются специалисты технического профиля, инженеры. Развитие промышленности, так популярные ныне нанотехнологии, производство испытывают настоящий кадровый голод. Стране не хватает высококвалифицированных инженеров. Именно этой сфере уделяется особое внимание Правительством РФ, выделяются дополнительные бюджетные места и дополнительное финансирование. Поэтому можно смело утверждать, что выпускники техвузов без работы не останутся.

По каким же направлениям учат в технических вузах России? Перечислим основные:

— медицинская промышленность и т.д.

Среди технических специальностей высшего образования сегодня востребованы следующие:

— инженер-прочнист (испытывает на прочность);

— инженер по технике безопасности;

— инженер-механик и др.

Развитие технологических процессов привело к значительному снижению тяжести труда, что привело к увеличению количества девушек, желающих работать в промышленности.

Среди девушек популярны профессии:

— инженера (причем любого направления);

— энергетика и др.

Высшее инженерно-техническое образование стремится соответствовать веяниям времени, поэтому постоянно появляются все новые специальности, а неактуальные (например, телефонист станции) исчезают.

Топ-5 технических специальностей (бакалавриат) выглядит так:

1. Программист/специалист ИТ-области.

4. Инженер-маркшейдер (горный инженер).

В стране свыше тысячи вузов с техническими направлениями подготовки, однако в список технических вузов России (имеются в виду строго специализирующиеся университеты) входит порядка 250 вузов.

Анализ рейтингов Минобра, Эксперт РА, 100 лучших вузов, Интернет-рейтинга позволяет выделить лучшие технические вузы России. Это университеты, авторитет которых не вызывает сомнений, их выпускники востребованы работодателями.

Топ-5 технических специальностей (бакалавриат) выглядит так:

1. МГУ – один и самых знаменитых вузов, попасть сюда мечтают выпускники со всех концов страны. Учиться здесь сложно, но престижно и перспективно.

2. МГТУ им.Н.Э.Баумана — очень высокий проходной балл – свыше 200, но качество подготовки идет на мировом уровне.

3. МФТИ готовит лучших физиков, техников.

4. СПбГУ – его еще именуют «северный» аналог МГУ, ни в чем не уступает МГУ в качестве подготовки.

6. Тюменский нефтегазовый университет – безапеляционный лидер Интернет-опросов.

7. Санкт-Петербургский политехнический университет – имеет военную кафедру, число желающих учиться здесь растет ежегодно.

8. МИФИ – «ядерный» вуз, относящийся к числу элитных.

9. Госуниверситет нефти и газа им.Губкина – здесь много иностранных студентов, выпускники очень востребованы в самых различных областях.

10. Новосибирский техуниверситет является крупным образовательным научным центром.

Если анализировать зарплаты выпускников, то Топ-5 будут представлять:

Востребованность и господдержка технического образования приводит к тому, что многие экономисты, юристы стремятся получить второе высшее техническое образование. Это позволяет стать не только многопрофильным специалистом, но и существенно поднять уровень доходов, выстроить более успешную карьеру, ведь спрос на юристов/экономистов в промышленности не достигает 80% предложения. Одновременно техспециалистов отмечается острая нехватка.

Портал ВСЕОБУЧ

Комментарии:

Обратите внимание: комментарии оставленные посетителем не зарегистрированным на сайте будут размещены после проверки модератором. Комментарии зарегистрированных посетителей размещаются на сайте сразу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector