Строитель широкого профиля
Профессия Мастер общестроительных работ
Обучится профессии мастера общестроительных работ достаточно сложно, но вполне возможно. Для этого нужно всего лишь стать квалифицированным рабочим, способным выполнить любые простейшие действия начиная от каменных, печных, электросварочных работ до монтажа конструкций, бетонных и погрузочно-разгрузочных действий. Помимо этого мастер должен уметь вручную разобрать фундаменты, разрушить кирпичную кладку и прочие монументальные конструкции, соблюдая при этом инструкции по правилам безопасности.
Как стать мастером общих работ на стройплощадке
Большинству строительных профессий обучают в колледжах. Будущие мастера общестроительных работ постигают азы своей специальности за партами, в лабораториях и на практических занятиях под руководством опытных педагогов и практикующих преподавателей. При поступлении в училище с молодыми людьми проводится собеседование для выявления у абитуриентов особенностей, которыми должен обладать будущий мастер общестроительных работ, а именно:
- Ответственностью;
- Выносливостью;
- Коммуникабельностью и организаторскими задатками;
- Психической устойчивостью;
- Хорошим зрением, слухом и двигательной координацией;
- Крепкой памятью;
- Ловкостью;
- Аккуратностью;
- Математическим мышлением.
По окончании учебы специалист обязан знать:
- Какие бывают основные типы материалов;
- Как приготовить качественный цементный раствор;
- Технологический процесс кладки кирпича;
- Как ухаживать за приспособлениями, инструментарием и оборудованием;
- Азы работы стропальщика, электрогазосварщика и печника.
Только в этом случае в трудовой книжке молодого специалиста появится первая запись: 270802.09 «Мастер общестроительных работ».
Специальность мастера общестроительных работ имеет следующие квалификации:
- Арматурщик;
- Бетонщик;
- Каменщик;
- Печник;
- Стропальщик;
- Электросварщик ручной сварки;
- Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций.
Подробнее о том, кем может работать мастер общестроительных работ, читайте ниже.
Какие обязанности у монтажника-железобетонщика
Где учиться мастеру общестроительных работ, понятно, а вот где приобрести специальность монтажника стальных и ж/б конструкций? Естественно, в одном из многочисленных колледжей, а еще на укороченных курсах и во время общения с коллегами на стройплощадке. В процессе работы и совершенствования навыков монтажник участвует в постройке зданий из привезенных блоков и выравнивает цементным раствором места сочленения панелей. Пользуясь инструментами, он равняет блоки и приподнимает панели, придавая им определенное положение. Закрепив панели, железобетонщик варит их с соседними, швы забрасывает раствором, а затем переходит к монтажу очередного элемента.
К монтажнику по монтажу стальных и железобетонных конструкций предъявляются повышенные требования:
- Выносливость и недюжинная сила;
- Отсутствие проблем с вестибулярным аппаратом;
- Пространственная ориентация;
- Отсутствие боязни высоты;
- Координация;
- Отличный глазомер;
- Осторожность.
Функции каменщика
Специальность СПО Мастер общестроительных работ предусматривает наличие квалификационных навыков каменщика – работника, играющего в строительстве, эксплуатации и ремонте жилых зданий, промобъектов, мостов и прочих сооружений далеко не последнюю роль. Чтобы быть каменщиком, необходимо обладать выносливостью в совокупности с подвижностью тела, отсутствием страха высоты, глазомером, пространственным воображением, математическим мышлением, наглядно-обзорной памятью и устойчивым вниманием.
Каменщик выполняет следующие виды работ:
- Монтирует в кирпичных домах перекрытия, ж/б балки, плиты и прочие сборные элементы;
- Заливает швы в сборных ж/б конструкциях;
- Монтирует/демонтирует все виды каменных сводов;
- Восстанавливает кирпичные стены и меняет фундаментное основание зданий;
- Монтирует вентиляционные блоки.
При этом успешно использует в своей повседневной деятельности как ручные, так и механизированные приспособления.
Работа бетонщика на стройке
Только специалист по бетону в состоянии произвести бетонирование сборных и монолитных конструкций, лишь он с точностью до миллиметра изготовит перекрытия, панели, лестничные марши, плиты и тому прочее. Бетонщик не сможет стать настоящим специалистом при наличии медицинских противопоказаний, такие как:
- Болезни дыхательных органов;
- Понижение слуховой и зрительной чувствительности;
- Хронические воспалительные процессы;
- Патологии сердечно-сосудистой системы;
- Изменения опорно-двигательного аппарата;
- Мозговые и нервные болезни.
Эти отклонения могут влиять на физическую форму, выносливость, цветоразличение, глазомер, пространственное воображение, сосредоточенность и внимание бетонщика, без которых достичь высших разрядов в его профессии невозможно.
В чем задача печника
Кладка печей, каминов, кухонных плит, вытяжных труб и каминных очагов разного назначения, облицовка изделий, обкладывание топок огнеупорными кирпичами, установка и замена печных контрольных приборов – все это функции каменщика-печника. Кроме этого, печник занимается:
- Отделкой сводов в котлах жаротрубной и водотрубной систем;
- Ремонтом каминов, печей и вытяжных труб;
- Заменой кладки плиток;
- Переоборудованием древесных печей под питание газом;
- Приготовлением глинистых растворов.
Для печника очень важны фундаментальные знания по классическим школьным предметам, обладание первичными трудовыми навыками – столярным, слесарным и строительным делом. Также необходимы сведения из материаловедения, теплотехники, природоведения, не говоря об умении класть и разбирать печи, подбирать изразцы, проверять качество кирпича и консистенцию растворов.
В чем заключены задачи арматурщика
Арматурщик – это обыденное название профессии изготовителя арматурных сеток и каркасов. Мастер занимается изготовлением каркасов для ж/б конструкций, сваривает и/или связывает элементы изделий при помощи специальных шовных машин, работающих в автоматическом или полуавтоматическом режимах. Также специалист занимается регулировкой данных агрегатов, наблюдает за исправностью сварочных приборов.
При подготовке к самостоятельной деятельности у арматурщика накапливается немало знаний, которые рано или поздно бывают нужны ему в работе на стройплощадке:
- Марки и свойства сталей;
- Области применения стальных изделий;
- Чтение чертежей для изготовления арматурных сеток;
- Основы электротехники;
- Схематические чертежи сварочных агрегатов;
- Виды сварных соединений;
- Методы выполнения электродуговой сварки;
- Способы испытания и контроля соединений.
Чем интересна работа стропальщика
В специальность мастера общестроительных работ также заключено и овладение навыками работы стропальщика. При необходимости мастер общестроительных работ без ущерба для деятельности всей строительной бригады может подменить стропальщика и взяться за крепление грузов, транспортируемых на высоту подъемными механизмами. В русский язык понятие «строп» (петля), пришло из морского дела, где оно являлось приспособлением для подвешивания разнообразных грузов на траверсы и к крюкам. Стропальщик на строительстве занят увязкой грузов, цеплянием его к крюкам подъемных кранов и слежением за положением груза при перенесении, после чего по прибытии на место отцепляет его вкупе со стропами.
На стропальщике лежит большая ответственность, ведь плохо закрепленный груз в состоянии свалиться на головы рабочих и даже перевернуть подъемное устройство. Особенно это касается грузов большой площади. Они имеют большую парусность, а потому сильный ветер способен их сорвать или сильно раскачать. Не меньшую опасность являют движущиеся машины и части механизмов. Эти и другие нюансы работы стропальщиков стали причиной для необходимой ежегодной переаттестации.
Инженер-строитель: плюсы и минусы профессии
Инженер-строитель – это человек, являющийся специалистом по координации строительных работ. Он планирует бюджет, набирает работников и занимается строительством объектов, согласно созданного им проекта. Обязанности инженера-строителя практически такие, как у прораба. Без такого специалиста не обходится ни одна крупная стройка. Эта профессия довольно востребована, она дает возможность реализовать свои способности по проектированию и возведению различных зданий или сооружений.
Общие сведения
Описываемую профессию относят к типу: «Человек-Техника». Без творческого мышления здесь не обойтись, ведь необходимо заниматься проектированием, монтажом, сборкой и наладкой технических объектов. Окончив ВУЗ и получив данную специальность, не придется тратить много времени на поиски работы.
Такого специалиста возьмут в любую большую компанию. Профессионалов в этой сфере деятельности сегодня не хватает, а конкуренция довольно низкая. Инженер-строитель является специалистом широкого профиля. Этот человек отвечает за весь комплекс мероприятий во время строительства и на нем лежит большая ответственность.
Необходимо вести деятельность с организациями-подрядчиками, нести ответственность за сроки доставки материалов. Он следит, чтобы работы выполнялись в соответствие с установленным графиком и объекты вовремя вводились в эксплуатацию. Этот человек отвечает за качество выполненных работ, контролирует соблюдение техники безопасности и многое другое. Инженер-строитель должен обладать такими качествами:
- Творческое мышление.
- Аккуратность.
- Внимательность.
- Точный глазомер.
- Хорошая зрительная память.
Кроме этого, требуется обладать крепким физическим здоровьем, выносливостью, ведь трудиться придется в различных погодных условиях, и чаще всего совсем не в офисе.
Обязанности
У инженера-строителя могут быть разные обязанности, это зависит от его специализации, но стандартный перечень выглядит так:
- Необходимо разрабатывать технические и методические материалы, графики и нормативные документы, касающиеся проекта.
- Вести работы, предусмотренные строительным планом.
- Искать пути, чтобы оптимизировать ресурсы и обосновывать принятые решения.
- Анализировать технико-экономические характеристики возводимого объекта. Участвовать в исследовательских работах, касающихся использования стройматериалов, систем и другого оборудования, а после готовить отчеты и заключения.
- Следить, чтобы все строительные участки обеспечивались стройматериалами, документацией и техсведениями.
- Применять в реализации строительного проекта современные автоматизированные системы для создания экономического эффекта.
- Составлять заявки, инструкции, карты, схемы, разбираться с заказами, соблюдая форму и время подачи.
- Оказывать профессиональную помощь коллегам.
- Проводить экспертизы документов и процессов, полностью контролировать ход работ.
Инженер-строитель должен во многом разбираться, у него широкий и разнообразный спектр обязанностей. К такому специалисту высокие требования.
Место работы
По названию профессии инженер-строитель можно понять, что основное место трудовой деятельности такого специалиста – строительные площадки. Объекты могут быть разной направленности. Это производственные предприятия, ЖД и автодороги, электростанции, нефтепроводы, офисы и жилые здания, мосты, станции метро.
Обучение
Чтобы стать инженером-строителем, требуется получить образование, нужно поступить и окончить высшее учебное заведение. Из самых престижных в России стоит выделить такие ВУЗы:
Завершив обучение в одном из перечисленных ВУЗов, вы получите заветный диплом и сможете работать по специальности.
Заработная плата
Заработная плата инженера-строителя во многом зависит от его конкретной специализации и региона страны. Минимальная зарплата в России такого специалиста составляет 30 тысяч рублей. Что касается среднего дохода, то он колеблется в районе 50-56 тысяч рублей. Максимальная зафиксированная заработная плата доходит до 413 тысяч рублей.
Профессия — строитель
О том, как прошел путь от простого рабочего-мостростроевца до учёного международного уровня, завкафедрой Строительного производства ВлГУ Борис Григорьевич Ким рассказал в день своего 75-летнего юбилея.
В строительстве с 13 лет
Родился наш герой в далеком 1944 году, так что детские годы выпали на время после военной разрухи. Страну надо было отстраивать заново, требовались и квалифицированные инженеры, и рабочие руки. Но с фронта вернулось немногие. Кому идти на стройку?
— Я попал в строительство в 13 лет, — с неизменной своей улыбкой начинает рассказ Борис Григорьевич. – Мой дедушка был строителем, и я просил у него взять меня на лето подработать. Дед согласился, и я трудился разнорабочим целый сезон. Но когда получил первую свою зарплату, признаюсь, был несколько разочарован. Работа разнорабочим тяжелая, а на руки дали копейки. Однако это не сломило моей решимости стать строителем. Я продолжал просить деда брать меня на стройки – это был мой летний заработок.
По окончании семилетки Борис пошел в ковровский техникум транспортного строительства. После учебы встал вопрос, куда идти работать. Были места в Москву, но мальчишкам хотелось романтики, их тянуло в Сибирь, где как раз начинались громкие стройки века: железные дороги Ачинск – Абалаково, Абакан – Тайшет, Красноярская, Саяно-Шушенская ГЭС. Вот и попросились три выпускника на распределение в знаменитый трест «Мосторой-2», о котором в ту пору говорили: «Это половина Советского Союза!». Слава о предприятии гремела на весь СССР. Уже через год новоявленный рабочий-мостостроевец стал руководителем мостостроительной машины. Тогда юному Борису едва исполнилось 18 лет.
— Дело в том, что я и в школу-то пошел не в 7 лет, как все остальные дети, а на год раньше, — поясняет он. – Вышло это по воле случая: я со старшими ребятами отправился на поле собирать колоски после уборки урожая, была у нас такая традиция…
Смышленого мальчишку заприметила учительница. Спросила, умеет ли тот читать и считать, а, получив утвердительный ответ, пригласила в школу. В классе Борис был одним из лучших учеников. Педагоги всегда отмечали его целеустремленность и серьезность.
Консольный кран
Эти же качества, спустя десяток лет, оценило и руководство мостотряда №7, где он трудился. Восемнадцатилетнего юношу поставили начальником консольного железнодорожного крана, который укладывал блоки пролетных строений.
— Это был целый состав со стрелами, вагонами-противовесами, жильем на колесах, собственной мастерской, электростанцией, — рассказывает Борис Григорьевич. – Меня вызвали к начальству и спросили: «Знаешь, что такое консольный кран?» Я честно ответил, что не знаю. Им эта честность очень понравилась, потому что никто из них не знал, что это за техника. Между тем, это был единственный консольный кран на всю страну. Его построили в середине 50-х годов. Подъемный механизм управлялся ручными лебедками. На каждой из восьми лебедок стояло по четверо рабочих, и по моей команде они поднимали мостовые пролеты весом до 130 тонн и укладывали их на опоры моста.
Обучение проходило быстро: с предыдущим начальником консольного крана построили мост на Красноярской ГЭС, а дальше молодому технику предстояло действовать самому. Как признается Борис Григорьевич, ему эта работа очень нравилась. В первую очередь тем, что можно было чувствовать причастность сразу ко многим большим стройкам: кран приезжал и укладывал пролеты на опоры, мост получал законченный вид, а мостостроевцы двигались дальше.
С дисциплиной в трудовом коллективе у юного начальника вопросов не возникало.
— Меня слушались беспрекословно, — рассказывает Борис Ким. — Я еще со своего «строительного детства» понял одну вещь: главное на стройке – это дисциплина. И никогда не надо зазнаваться. В моем подчинении были монтажники, старше меня на 20, на 30 лет. Конечно, они были опытнее в других делах. Но все они видели эту технику впервые, поэтому подчинялись специалисту. Руководители подразделений также быстро выполняли мои просьбы.
За годы работы в Сибири Борис Григорьевич принимал участие в строительстве автодорожных и железнодорожных мостов в Красноярске, Кемерове, Комсомольске — на Амуре, трудился на строительстве мостов железных дорог Красная Сопка – Горячегорск, Ачинск – Абалаково, Абакан – Тайшет, Решеты – Богучаны, Транссибе, транспортных путей Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС и других объектов строительства.
Ушёл в науку
В армию Бориса Кима призвали, когда он был студентом Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта. Учился по специальности инженер-механик строительных, путевых и дорожных машин. Сначала направили в ракетные войска, но начальство треста походатайствовало за молодого специалиста, и его перевели в войска железнодорожные, где он снова смог заниматься любимым делом.
— Это был своего рода уникальный случай, — говорит Борис Григорьевич, — чтобы призвали в одни войска, а потом перевели в другие. И второй не менее уникальный, когда пришла разнарядка прислать из части человека в военную академию. Командир части никого из своих офицеров отдавать не захотел. Вспомнили, что служит молодой боец Борис Ким. Но я отказался наотрез: «Я сугубо гражданский человек, хочу после армии вернуться в строительство». Офицеры приходили посмотреть на меня: кто это такой – сам отказался от Академии. Для них военная карьера была пределом мечтаний. Только после академии военнослужащий мог претендовать на полковничьи и генеральские погоны.
А молодому человеку хотелось учиться на строителя. Настолько хотелось, что перевелся на заочное отделение родного вуза и сдавал экзамены, служа в армии. Как шутит Борис Григорьевич, во время простоя работы заняться было все равно нечем, вот и брался за учебники каждую свободную минуту.
В итоге вместо шести лет в вузе закончил его за четыре с половиной, блестяще сдав все экзамены! После демобилизации вернулся в Сибирь, строить мосты, теперь уже не на ручном, а на электрическом кране. Исполнял инженерные обязанности, включая обязанности главного инженера своей организации – ремонтно-прокатной базы треста. Сейчас это управление механизации. Но тут специалиста уговорили заняться научной деятельностью.
— Руководитель моего дипломного проекта, с которым потом сложились добрые отношения, убедил, что мне надо писать кандидатскую диссертацию, — продолжает Борис Григорьевич. – Мое исследование было связано с производственной работой – тогда техническая диагностика машин считалась прорывной темой. Мне даже пришло персональное приглашение в Париж на Международный конгресс по технической диагностике.
Но в Париж молодого ученого не пустили — по тогдашней традиции существовал план загранкомандировок. Из Москвы пришел ответ: «План загранкомандировок уже сверстан». После этого в институт прислали счет на 1000 франков – своеобразный штраф за то, что ученый, которого уже включили в состав делегаций и на которого забронировали гостиницу, от поездки отказался. Видимо, капиталистам и в голову не могло прийти, что участник конференции пропустил ее не по своей воле.
Как-то пришло письмо из библиотеки конгресса США: за любую разработку мистера Кима мы предлагаем цветную ксерокопию любой книги, имеющейся в нашей библиотеке.
Борис Григорьевич Ким является одним из первых разработчиков автоматизированной системы управления парками машин. Много лет он занимался вопросами совершенствования системы технической эксплуатации парков машин. Им предложена система прогнозируемого ремонтно-профилактического обслуживания парков машин, в основе которой лежит широкое применение методов технической диагностики. Он — автор теории обеспечения работоспособности и исправности парков техники. Его научные разработки внедрены в строительных организациях Новосибирской, Омской, Владимирской областей, Алтайского края, Ленинграде и так далее.
Рекомендации Бориса Григорьевича Кима приняты к внедрению Минстроем, Минтрансстроем СССР, проектными институтами. Широко известны его работы по организации технической диагностики строительных машин. По заданию Госстроев России и Украины разрабатывал нормативные документы.
Всего же Борис Григорьевич является автором более 200 научных, учебно-методических и публицистических работ, а также нормативных изданий Госстроя России.
Преподавательская деятельность
С 1984 года основной для Бориса Григорьевича стала преподавательская деятельность. Сначала он был доцентом Новосибирского инженерно-строительного института им. В.В. Куйбышева. Во Владимир перебрался в 1985 году, стал доцентом, а затем и профессором ВПИ – ВлГУ, воспитал не одну сотню инженеров-строителей.
Борис Григорьевич Ким — организатор многих конференций, в том числе и международного уровня, главный редактор целого ряда сборников научных трудов, был членом Советов по защите докторских диссертаций во ВлГУ, Нижегородском архитектурно-строительном университете, региональном (совместно с Ивановским ГАСУ). В настоящее время профессор руководит кафедрой с коллективом исследователей, занимающихся созданием новых строительных материалов, в том числе с применением нанодобавок.
В личной жизни все тоже сложилось удачно: с супругой познакомился еще в Новосибирском инженерно-строительном институте. Имеет сына и дочь, а также троих внуков.
Страстно увлекается чтением и «тихой охотой». Еще одна страсть – футбол. И не только болеет, но и сам активно играет на открытых площадках города и в спортзале родного университета. А соперники ветеранов… молодые люди из окрестных домов и студенты. Играют практически на равных!
Борис Григорьевич активно участвует в общественной жизни страны. Он – председатель регионального отделения НТО строителей России, член центрального правления НТОС Российской Федерации, был президиума Союза строителей Владимирской области, технического комитета 376 Госстроя и Госстандарта России, НМС по строительным, дорожным и подъемно-транспортным машинам вузов СНГ, редколлегии «Стройкомплекс», редакционного совета журнала «Механизация строительства», совета ветеранов – строителей Владимирской области, других общественных организаций.
За производственные успехи, научные заслуги Борис Григорьевич награжден двумя медалями СССР, знаком Российского Союза строителей «Строительная Слава», отмечен наградами центральных органов СССР и России, Отмечен многими корпоративными наградами. «Заслуженный строитель России», Почетный работник высшей школы Российской Федерации», «Почетный строитель России» «Почётный транспортный строитель», «Почётный строитель земли Владимирской».
Ким Б.Г. является действительным членом Петровской академии наук и искусств, Международной академии инвестиций и экономики в строительстве.
Инженер-строитель: плюсы и минусы профессии
Инженер-строитель – это человек, являющийся специалистом по координации строительных работ. Он планирует бюджет, набирает работников и занимается строительством объектов, согласно созданного им проекта. Обязанности инженера-строителя практически такие, как у прораба. Без такого специалиста не обходится ни одна крупная стройка. Эта профессия довольно востребована, она дает возможность реализовать свои способности по проектированию и возведению различных зданий или сооружений.
Общие сведения
Описываемую профессию относят к типу: «Человек-Техника». Без творческого мышления здесь не обойтись, ведь необходимо заниматься проектированием, монтажом, сборкой и наладкой технических объектов. Окончив ВУЗ и получив данную специальность, не придется тратить много времени на поиски работы.
Такого специалиста возьмут в любую большую компанию. Профессионалов в этой сфере деятельности сегодня не хватает, а конкуренция довольно низкая. Инженер-строитель является специалистом широкого профиля. Этот человек отвечает за весь комплекс мероприятий во время строительства и на нем лежит большая ответственность.
Необходимо вести деятельность с организациями-подрядчиками, нести ответственность за сроки доставки материалов. Он следит, чтобы работы выполнялись в соответствие с установленным графиком и объекты вовремя вводились в эксплуатацию. Этот человек отвечает за качество выполненных работ, контролирует соблюдение техники безопасности и многое другое. Инженер-строитель должен обладать такими качествами:
- Творческое мышление.
- Аккуратность.
- Внимательность.
- Точный глазомер.
- Хорошая зрительная память.
Кроме этого, требуется обладать крепким физическим здоровьем, выносливостью, ведь трудиться придется в различных погодных условиях, и чаще всего совсем не в офисе.
Обязанности
У инженера-строителя могут быть разные обязанности, это зависит от его специализации, но стандартный перечень выглядит так:
- Необходимо разрабатывать технические и методические материалы, графики и нормативные документы, касающиеся проекта.
- Вести работы, предусмотренные строительным планом.
- Искать пути, чтобы оптимизировать ресурсы и обосновывать принятые решения.
- Анализировать технико-экономические характеристики возводимого объекта. Участвовать в исследовательских работах, касающихся использования стройматериалов, систем и другого оборудования, а после готовить отчеты и заключения.
- Следить, чтобы все строительные участки обеспечивались стройматериалами, документацией и техсведениями.
- Применять в реализации строительного проекта современные автоматизированные системы для создания экономического эффекта.
- Составлять заявки, инструкции, карты, схемы, разбираться с заказами, соблюдая форму и время подачи.
- Оказывать профессиональную помощь коллегам.
- Проводить экспертизы документов и процессов, полностью контролировать ход работ.
Инженер-строитель должен во многом разбираться, у него широкий и разнообразный спектр обязанностей. К такому специалисту высокие требования.
Место работы
По названию профессии инженер-строитель можно понять, что основное место трудовой деятельности такого специалиста – строительные площадки. Объекты могут быть разной направленности. Это производственные предприятия, ЖД и автодороги, электростанции, нефтепроводы, офисы и жилые здания, мосты, станции метро.
Обучение
Чтобы стать инженером-строителем, требуется получить образование, нужно поступить и окончить высшее учебное заведение. Из самых престижных в России стоит выделить такие ВУЗы:
Завершив обучение в одном из перечисленных ВУЗов, вы получите заветный диплом и сможете работать по специальности.
Заработная плата
Заработная плата инженера-строителя во многом зависит от его конкретной специализации и региона страны. Минимальная зарплата в России такого специалиста составляет 30 тысяч рублей. Что касается среднего дохода, то он колеблется в районе 50-56 тысяч рублей. Максимальная зафиксированная заработная плата доходит до 413 тысяч рублей.