Igro-zon.ru

Работа и жизнь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто такой креативный директор

Профессия: Арт-директор, креативный директор

Дизайн. Инсайт. Креатив. Чем еще занимается арт-директор и его команда? Откуда начинается путь к должности креативного директора?

Хороший дизайн виден сразу. Отличный дизайн незаметен
Джо Спарано

Цепляющая реклама, душевная атмосфера в кафе, зажигательные ди-джеи в ночном клубе – это результаты кропотливой работы арт-директора и его творческой команды. Сегодня расскажем о том, где востребованы арт-директора и как они работают.

Кто такой арт-директор
Арт-директор (креативный директор, дизайн-директор, художественный руководитель) – специалист в сфере дизайна и руководитель творческих проектов. Арт-директор отвечает за разработку и реализацию креативной концепции проекта, он выступает в творческой команде в роли менеджера, дизайнера, гуру и идейного вдохновителя в одном лице.
Организации в сфере культуры, искусства и медиа не обходятся без должности арт-директора. В больших рекламных или event-агентствах позиций арт-директора может быть даже несколько, в этом случае арт-директорами, ведущими проекты, руководит вышестоящий креативный директор.

Где работает арт-директор
Позиция арт-директора имеет свою специфику в каждой сфере:

Кино и театр. Арт-директор – это художник-постановщик, который создает и воплощает единую концепцию фильма или спектакля с помощью команды художников, декораторов, костюмеров и других специалистов.
Рекламный бизнес, креативные агентства и креативные отделы компаний. Обилие информации и конкуренция на рынке заставляют коммерческие компании привлекать к себе внимание наиболее необычными способами. Хорошая реклама не обязательно должна быть яркой, ее цель — выстроить быструю коммуникацию с потенциальным покупателем, зацепить его смыслом или эмоцией. Для создания запоминающейся и действенной рекламы работает целая команда дизайнеров, иллюстраторов, фотографов, привлеченных специалистов. Но возглавляют ее арт-директор и копирайтер, которые соединяют идеальную визуальную форму и содержание для будущей рекламы.
СМИ и издательское дело. Арт-директор в издательском деле наряду с главным редактором отвечает за единый узнаваемый стиль передачи, журнала, газеты, книги. Как и в рекламе, визуализация в СМИ должна представлять единое целое с текстом. Смысл порождается именно на стыке восприятия слова и изображения. Плодотворный тандем арт-директора с редактором создают лучшие примеры медиапродуктов с наиболее вовлеченной аудиторией – популярные радиопередачи, самые читаемые онлайн-журналы, видеоблоги с большим количеством подписчиков.
Ресторанный и отельный бизнес. Арт-директор в ресторане / кафе / ночном клубе / отеле / гостинице работает не только над декором и стилем заведения. В его задачи также входит создание неповторимой атмосферы, которая привлекает гостей и постоянных посетителей. Арт-директор составляет развлекательную программу, а часто и план мероприятий, решает организационные вопросы.
Музейное дело. Арт-директор необходим как самим мастерам для продвижения их работ, так и в галерее / музее / центре современного искусства для работы с авторами, организации выставок, адаптации музейного пространства для новых проектов.
Event-агентства. Каждое крупное корпоративное мероприятие, международный форум, свадьба требуют разработки творческой концепции: главная идея, сюжет, декорации, световое и звуковое оформление. Арт-директор придумывает идеи и контролирует процесс подготовки к событию.

Во всех сферах главной задачей арт-директора остается понимание потребностей аудитории, генерация свежих идей и воплощение их силами творческого коллектива.

Что такое инсайт и как его найти
Понимание своей аудитории, ее мыслей и чувств, фоновых знаний приводит арт-директора к созданию наиболее успешных и популярных проектов. Для обозначения этих скрытых фрагментов информации, которые важны для целевой аудитории, специалисты в области рекламы, маркетинга и современного искусства позаимствовали у психологов термин инсайт (англ. insight, озарение, неожиданное решение проблемы).
Команда креативщиков старается «посмотреть на мир глазами покупателя», понять его проблемы и дать короткое и визуально интересное решение, которое помогает преодолеть барьер к восприятию выгоды. Инсайт помогает выстроить коммуникацию между продавцом и будущим покупателем – «мы оба понимаем проблему, а наш продукт ее решит наилучшим образом».
Например, реклама мужского дезодоранта Axe для молодежной аудитории отсылает к инсайту – все молодые люди хотят нравиться девушкам, и чем большему их количеству, тем лучше. Серия рекламных роликов интересно и с юмором обыгрывает этот инсайт и цепляет целевую аудиторию. Поиск инсайта – самое важное и самое интересное в работе креативного директора. Верно найденный инсайт и его грамотная визуализация выделяет продукт или услугу из ряда других, отражается на продажах и прибыли компании.

Какие универсальные компетенции нужны арт-директору
Работа арт-директора требует богатого опыта создания творческих проектов в качестве дизайнера, художника или event-менеджера. Он должен хорошо разбираться в технологиях и постоянно обучаться. Например, арт-директору в рекламном бизнесе необходимо на базовом уровне владеть Adobe XD, Photoshop, Illustrator, разбираться в колористике, построении композиции, психологии аудитории.
Из необходимых для арт-директора компетенций можно выделить:

    ✎ Креативность
    ✎ Художественный вкус
    ✎ Эмоциональный интеллект
    ✎ Коммуникабельность
    ✎ Работа в команде
    ✎ Тайм-менеджмент
    ✎ Ответственность
    ✎ Ориентированность на результат
    ✎ Наставничество
    ✎ Умение вдохновлять
    ✎ Умение делегировать
    ✎ Обучаемость

Средняя заработная плата и востребованность
Арт-директора и креативные директора относятся к одним из самых востребованных и высокооплачиваемых специалистов в сфере культуры, искусства, медиа и рекламы.
Диапазон зарплат:

    60 000 – 200 000 рублей

Где учиться
Специальности «арт-директор» не учат в России ни в одном вузе или колледже. Арт-директором можно стать, пройдя путь от дизайнера, художника, музыканта. Будущий работодатель в первую очередь смотрит на портфолио соискателя и опыт работы в сходных проектах, а в последнюю очередь — на диплом.

Что делать уже сейчас
Стать арт-директором с собственным творческим коллективом сразу после вуза вряд ли получится. Молодой арт-директор обычно сам работает в роли дизайнера или менеджера проектов, а на визитке гордо пишет должность арт-директора.

С чего начать дорогу к большим проектам:

✔ Занимайтесь в творческих кружках, художественной и музыкальной школе.
✔ Составляйте портфолио – рисуйте логотипы, придумывайте рекламу, декорации для спектакля. Оно необходимо при поступлении на работу.
✔ Ходите на выставки, в музеи, в театр и в кино. Анализируйте увиденное.
✔ Изучайте историю искусства: живопись, музыка, кино и театр. Художественный вкус и понимание красоты развивается на примере шедевров.
✔ Смотрите в интернете фестивали рекламы «Каннские львы», «Clio Awards», «Andy Awards». Анализируйте инсайты, заключенные в рекламных роликах.
✔ Посетите DesignСмену нашей выездной программы «Профессионалы будущего»: там вы получите первые профессиональные навыки в сфере дизайна, научитесь пользоваться современными инструментами, с которыми ежедневно работают дизайнеры, и пообщаетесь по-настоящему креативными людьми.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Пройдите тест на профессию, чтобы узнать, к какой сфере деятельности вы наиболее склонны.

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Обязанности и функции креативного директора

За последние 10 лет появилось много новых профессий. Их названия на слуху, но мы зачастую не знаем, что они из себя представляют. Одна из них – креативный директор. Кто это такой, чем занимается, в каких сферах востребован и как им стать, читайте в этой статье.

История

Профессия креатора сформировалась в ходе развития рекламы. Первые сообщения, привлекающие внимание потенциального покупателя, появились в государствах Древнего мира – Египте, Греции, Риме. Их записывали на папирусе, камнях, стенах и плитах, зачитывали на рыночных площадях. С созданием первого печатного станка в 1450 году наступил новый этап в становлении рекламы. Сначала объявления содержали просто информацию о продаже какого-либо товара. Но вскоре стало ясно, что этого недостаточно и нужны необычные ходы для того, чтобы заинтересовать потребителя. Первые креативные объявления содержали басни, пословицы, поговорки, сюжетные истории, искусно предлагающие товар.

С возникновением фотографии, телеграфа и кинематографа в конце 19 века возможности рекламы значительно расширились. Появились первые агентства, а с ними и люди, придумывающие концепцию продвижения товара на профессиональном уровне. На рубеже 20–21 веков реклама стала главным звеном между производителем и потребителем, средством борьбы с конкурентами и влияния на рынок.

В последние 20 лет над созданием качественного информационного продукта, формирующего и поддерживающего покупательский интерес, работает команда профессионалов. Ее руководителем и вдохновителем является креативный директор.

Описание и характеристика профессии

Креативный директор – создатель уникальной концепции проекта, фирменного стиля, впечатляющих образов, способствующих продвижению продукции. Человек, выбравший эту профессию, должен быть изобретательным, мыслить нестандартно, иметь творческую смелость, развитое воображение и отличный вкус.

  • Его цель – найти лучший способ представления компании, ее продукции.
  • Его работа – поиск новых, оригинальных ходов в формировании общественного мнения, стимулировании спроса на товар или услугу.
  • Задача креативного директора – понять ожидания заказчика и привлечь внимание целевой аудитории, гармонично объединить творческую и маркетинговую составляющие.

Он должен создать продаваемую идею и правильно донести ее до коллектива дизайнеров, копирайтеров, арт-директоров, программистов, проектировщиков, декораторов, художников, находящихся у него в подчинении, для ее разработки и осуществления. Креативный директор отвечает за результат командной работы и за престиж компании в целом.

Читать еще:  Курсы коммерческий директор

Современность предъявляет к профессии креативного директора жесткие требования. Он должен быть на волне трендов и технологий, внедрять новые модели коммуникации с потребителями, быть готовым моментально менять концепцию и средства для ее воплощения. Креативный директор должен знать программы Adobe Photoshop, Illustrator, уметь сочинять сценарии рекламных роликов, придумывать слоганы, делать макеты. Скорее всего, лично он не будет все это выполнять, но иметь понимание, как это работает, для этой должности обязательно.

Где учат профессии

На должность креативного директора может претендовать человек, имеющий высше образование, знания в области менеджмента, дизайна, эстетики, этики, психологии, рекламной деятельности. Профессию криэйтера в Российской Федерации нельзя получить ни в одном учебном заведении.

Базовые знания, которые впоследствии нужно будет развивать и дополнять, дают в ходе обучения специальностям:

  • креативный менеджмент;
  • искусства и гуманитарные науки;
  • прикладная филология;
  • менеджмент маркетинговых и социальных коммуникаций;
  • филологический менеджмент и реклама;
  • реклама;
  • контент-менеджмент;
  • продюсирование;
  • медиакоммуникации в социальных системах;
  • кино и медиа.

Для поступления на бюджетные места средний проходной балл колеблется от 50 до 85, на платные – от 32 до 70. Проходные баллы на различных программы примерно такие:

  • русский язык – 40–70;
  • литература – 45–68;
  • история – 40–65;
  • иностранный язык – 65;
  • обществознание – 43–50.

Креативному директору необходимо иметь широкий кругозор, развитое творческое начало, знать несколько языков, быть готовым отслеживать новаторские тенденции в сфере PR, рекламы и СМИ.

Обязанности

Креативный директор – создатель и куратор творческих проектов. В его обязанности входят:

  • координация работы отделов, находящихся у него в подчинении;
  • контакты с заказчиками, проведение переговоров, выявление требований и пожеланий к заказу, согласование сроков выполнения работы;
  • разработка концепции проекта;
  • разъяснение работникам основной идеи и постановка задачи;
  • контроль творческого процесса;
  • выбор технологий, ресурсов и инструментов для реализации заказа;
  • составление и согласование сметы;
  • сотрудничество с типографиями, СМИ, рекламными агентствами.

Креативный директор создает команду и мотивирует подчиненных, анализирует и опережает события. Он должен найти квалифицированных специалистов, которые органично впишутся в коллектив, смогут полностью раскрыть свои творческие способности и возможности. Для этой профессии очень важно интуитивное чутье, умение точно реализовать пожелания заказчика и угодить целевой аудитории. Кандидат на эту должность должен иметь опыт работы в креативной команде рекламного агентства, СМИ или в сфере маркетинга. Нередко руководитель такого ранга выращивается внутри компании.

Кому подходит профессия

Креатив всегда востребован, разрушает обыденность и рутину. Это творчество с учетом интересов и запросов обывателей, его цель – реализация продукта или услуги, борьба за конкурентное преимущество. Стать креативным директором, возглавить команду творческих людей может не каждый. Это занятие для людей, которые успешно сочетают творческую смелость и деловую хватку, коммуникабельность и тактичность, умение слушать и убеждать.

Креативный директор должен обладать:

  • умением организовать подчиненные ему команды;
  • чувством юмора;
  • харизмой;
  • свойством мыслить глобально и быть внимательным к мелочам;
  • стремлением избегать штампов.

Должности креативных директоров чаще всего занимают мужчины, они прагматичны, больше нацелены на успех, не боятся рисковать. Нужно быть готовым к ненормированному рабочему дню и большой ответственности – все требования заказчика и сроки выполнения должны быть соблюдены.

Заработная плата

Должность креативного директора относится к числу престижных и высокооплачиваемых в России. Наибольшее количество вакансий открыто в Московской, Ленинградской областях и Краснодарском крае. Уровень зарплат зависит от региона, специфики компании и ее внутренней политики в вопросе оплаты труда сотрудников.

Самые высокие оклады предлагают в Ростовской, Московской и Ленинградской областях – от 70 000 до 140 000 рублей, в других регионах – от 25 000 до 60 000.

Как строить карьеру

Креативным директором может стать представитель творческой профессии, обладающий необходимыми знаниями и личностными качествами. Путь к цели начинается в команде креативщиков, где можно приобрести опыт и проявить себя.

Через 2–3 года упорной работы первой ступенью наверх станет должность арт-директора. Недостающие знания можно получить в рамках специальных профессиональных программ обучения. Существуют как краткосрочные курсы, так и длительные, например, «Визуальные технологии» на базе Британской высшей школы дизайна. Арт-директор отвечает за детальную разработку и воплощение идеи творческого проекта.

После нескольких лет успешной работы можно претендовать на должность руководителя креативной группы. Он распределяет обязанности среди подчиненных, следит за бюджетом проекта, представляет результат коллективной работы, фиксирует замечания и вносит коррективы. Высшая ступень – должность креативного директора компании, который отвечает за реализацию всех проектов и деятельность творческих групп.

Перспективы профессии

Должность креативного директора – верхняя ступень карьерной лестницы творческого человека. Выше в иерархии только топ-менеджеры, руководящее звено компании. Многим достаточно достигнутого устойчивого среднего результата, они вполне успешны и довольны уровнем зарплаты. Если есть амбиции, стремление возглавить компанию – все возможно, лишь бы хватило опыта, образования и таланта. После многолетней работы в крупной фирме бывшие креативные директора нередко открывают собственное дело.

Профессия. Директор по креативу: менеджер или творец

Автор: Евгений Колодин | Источник: Куда пойти учиться

Рекламный бизнес – это в первую очередь, работа с творческими людьми. Сами знаете, управлять такими нелегко. А что делать, если в коллективе их человек 30, и все — творцы? Спросите об этом директора креативного отдела.

Креативщики — по парам!

Пожалуй, это одна из самых ярких и интересных профессий в рекламном агентстве. Креативный директор руководит процессом работы над творческими идеями. Под его началом находятся арт-директора и копирайтеры, организованные в креативные пары. Они-то и придумывают сюжеты роликов, тексты радиорекламы, оформляют рекламные щиты и т. д. Копирайтер отвечает за текст, арт-директор – за визуальное воплощение идеи. Но на практике часто бывает наоборот: образ придумывает копирайтер, а арт-директору приходит в голову слоган… Каждая творческая пара выполняет те или иные проекты разного уровня сложности. Если речь идет о масштабной рекламной кампании, включающей целый ряд мероприятий, то за работу принимается команда специалистов. Креативному директору приходится одновременно вести несколько разноплановых проектов.

Не подавляйте личность!

Дисциплина не самая сильная сторона творческих работников. Отдельных креативных личностей с разнообразными амбициями и интересами нужно объединить в эффективную творческую команду, нацеленную на общий результат. Заставить таких людей работать под нажимом невозможно; не помогут ни кнут, ни пряник. Их можно только заинтересовать. Конечно, ни от кого нельзя ежедневно требовать гениальных идей. Но в то же время рекламный бизнес – тот же конвейер, так что на творческие кризисы нет времени. Опытный креативный директор знает, как выйти из этого тупика. Он умеет задать команде нужное направление таким образом, чтобы креаторы сохранили полную уверенность, что это их собственные мысли, рожденные свободно, без всякого принуждения…

Творец и управленец в одном лице

Чтобы подтолкнуть команду к нахождению верного рекламного хода, в первую очередь самому нужно быть талантливым. Креативный директор — яркий, неординарный человек с отлично развитым воображением, умеющий быстро генерировать интересные, необычные, хорошо продаваемые идеи. Он интуитивно чувствует, что может заинтересовать потребителя. Еще на стадии невнятных мыслей и черновиков креативный директор корректирует предложения копирайтеров и арт-директоров, дает советы, одобряет дальнейшую работу в выбранном направлении или наоборот — сворачивает проект, пока не поздно. Если общая идея неудачна, то даже лучшие режиссеры, фотографы и дизайнеры не смогут вдохнуть жизнь в рекламу. Но делать это нужно тактично, ведь творческие люди – натуры ранимые. Любое решение должно быть обоснованным и убедительным.

Фигаро — здесь, Фигаро — там

В этой профессии необходимо уметь быстро и многократно переключаться с одной проблемы на другую. Решение нужно принимать мгновенно: с десяток креативных групп в агентстве хотят пообщаться с директором как минимум раз в день, а ведь еще надо встретиться с тремя-четырьмя клиентами. Сегодня предстоит придумать генеральный слоган торговой компании, завтра – рекламу отдельной акции одного из операторов мобильной связи… Все проекты приходиться держать в голове и принимать участие в создании рекламы на всех этапах: начиная с обсуждения брифа (технического задания клиента) и заканчивая презентацией готовой идеи в офисе заказчика.

Защитник креативной идеи

Большую часть рабочего времени креативный директор взаимодействует с людьми. На нем — контроль исполнения заказа клиента, оценка эффективности деятельности творческой группы. Нужно иметь развитые коммуникативные навыки, уметь общаться, убеждать. Приходится быть «своим» не только для команды рекламистов, но и для представителей фирм-заказчиков. Повседневная работа подразумевает многочисленные встречи и переговоры с первыми лицами компаний-клиентов. Подавать готовые идеи клиенту – тоже искусство, и креативный директор владеет им в совершенстве. Этот процесс напоминает защиту дипломных проектов в вузе. Отстаивать приходиться сразу несколько идей. Нужно аргументировать выбор, объяснить заказчику, чем каждая из них может «зацепить» аудиторию. Предложения не всегда нравятся клиенту. Тогда креативному директору приходится искать компромисс, ненавязчиво переубеждать… Развитое чувство юмора, гибкость мышления и активная жизненная позиция окажутся при этом весьма кстати.

Читать еще:  Креативный директор обязанности

За призами рекламных фестивалей!

Стать креативным директором сразу после институтской скамьи невозможно. Сначала нужно снять не один десяток рекламных роликов, написать множество рекламных текстов, сочинить массу слоганов… Только тогда, получив необходимый опыт работы и разобравшись в «кухне» рекламного агентства, вы сможете объективно оценивать творчество креаторов и направлять его в нужное русло. Не случайно, большинство профессионалов в этой области начинали с позиции копирайтера, дизайнера или арт-директора. Путь к позиции креативного директора извилист, и точного маршрута никто не укажет. Единственная путеводная нить в профессию – непреодолимое желание придумывать новые творческие ходы в рекламе, готовность круглосуточно работать над интересной задачей. Вот тогда появляются призы рекламных фестивалей, статьи в газетах, приходит признание в профессиональных кругах, складывается репутация.

Будни профессионала

Дмитрий Авдеенко, руководитель креативной группы рекламного агентства MAXIMA

Восемь проектов одновременно – почти норма. Правда, степень важности у них может быть разной. Одно дело – проконтролировать написание копирайтером текста для радиоролика, и совсем другое – создать концепцию сложной рекламной кампании. От уровня проекта зависит степень мобилизации нашей группы и других отделов. После обсуждения брифа, какое-то время перевариваем информацию, а потом собираемся для мозгового штурма. Все идеи скидываются в «общую корзину», попутно проходя фильтр на соответствие брифу и оригинальность. Процесс обсуждения напоминает игру «Что, Где, Когда?» причем креативный директор выступает в роли капитана команды, помогающего найти верный ответ. Он подхватывает удачные мысли и развивает их, предлагает свои варианты. Только у нас на обсуждение, как правило, отводится больше минуты. Да и однозначно правильного ответа не существует, поэтому генерируем разные идеи: «спокойные», промежуточные, эпатажные… А клиент, выслушав наши доводы на презентации, сам решит, что ему больше подходит.

Поручая задание креативной паре, я исхожу из опыта общения с этими людьми и прикидываю, смогут они эффективно работать над данным проектом или нет. Ведь если человек по жизни – скорее панк, чем выпускница института благородных девиц, то вместо «правильного» ролика для домохозяек у него получится «безбашенный креатив» для молодёжи. Но понятия скучного проекта для нас не существует —каждый раз надо показывать класс.

Я стараюсь каждому сотруднику найти то, что ему ближе для творческой самореализации, создать атмосферу команды, которой по зубам любой бриф. Ну и, конечно, корректирую продукт, выдающийся на гора. Важно спланировать процессы так, чтобы избежать общего спада творческой активности. Только что выложились на сложном проекте, а на очереди уже три следующих.

Управление в моём случае не означает слежку – кто во сколько пришёл на работу. Речь идет о взаимоотношениях с другими отделами, планировании внутренних встреч, расстановке приоритета задач. Проектов много, я собираю ребят и говорю: «Вот это нужно сделать в первую очередь, выложиться по максимуму. Остальное – пока держим в голове.

«Амбразуры», которые нужно закрывать, возникают постоянно, но этот экстрим, приток адреналина мне и нравится. Каждый день приходится знакомиться с чем-то новым. Придумывать интересные ходы, впитывать информацию. Моя жизнь не делится на работу и личное время. Приходишь домой и продолжаешь прокручивать все эти брифы в голове. Иногда самые интересные идеи приходят в голову на грани сна и бодрствования. «Вот это мысль!, — думаешь про себя. — Ай да я, ай да… как там у Пушкина?». Придешь потом на рабочее место и продолжаешь удивляться: я, конечно, не Пушкин, но самоопределение было верным.
Для кого-то ненормированный рабочий день – минус, но для меня это большой плюс. Будни состоят из постоянного общения: со своей командой, с агентской группой, наконец, с клиентами. Умение продавать идею — очень важное качество в нашей профессии. Можно грамотно организовать весь процесс, добиться по-настоящему гениального результат, но на презентации не произвести впечатления на заказчика — тогда вся работа пойдет насмарку и в лучшем случае останется удачным экспонатом в портфолио. И хотя ты видишь клиента второй раз в жизни, нужно с ходу найти к нему «ключик». На одного произведет впечатление эмоциональное выступление, на другого — спокойное, рациональное, раскладывающее вес доводы по полочкам. Вот и получается, что на всех этапах работы креативному директору необходима интуиция.

Слухи и факты

Одна из самых высоких зарплат в сфере рекламы
Чем солиднее рекламное агентство, тем выше заработки. Разброс зарплат — от 1500-4500 у. е. В некоторых известных агентствах считают, что запись в трудовой книжке о работе креативным директором в их компании — сама по себе путевка в жизнь, и на первых порах могут платить не очень большие деньги. Но дальше все зависит от человека.

Дальнейшего карьерного роста не предполагается
Креативный директор подчиняется непосредственно генеральному директору компании. Выше — уже уровень топ-менеджмента. Имея за плечами солидный опыт работы, можно создать собственное рекламное агентство. Речь, конечно, не идет об организации, в штате которой будет 100 и более сотрудников (это уж очень далекая перспектива), но вчерашнему креативному директору вполне по силам создать рекламный бутик, набрать команду фрилансеров и самостоятельно выполнять заказы клиентов.

Долгий карьерный путь
Сегодня рекламные агентства в столице исчисляются тысячами. Все они нуждаются в грамотных специалистах. Талантливый копирайтер за два-три года вполне может стать если не креативным директором, то руководителем одной из креативных групп (в крупных агентствах их может быть несколько).

Нервная работа
Один из минусов профессии — клиенты, которые сами начинают «творить» и диктовать условия. Если человек, приходя к портному, говорит: «Мне нужен костюм такого-то покроя» — это нормально. Но если он начнет указывать мастеру, что куда нужно пришивать, вряд ли готовое изделие будет качественным. Похожее отношение к креативу встречается довольно часто: «Я человек занятой, но в принципе дайте мне полчаса – и я сам все придумаю». Идти на поводу у клиента, который навязывает свое мнение, непрофессионально. Приходится убеждать его: «Данная идея вам не подходит, мы придумаем то, что поспособствует развитию вашего бизнеса». Очень редко клиент дает возможность почувствовать себя соавтором — чаще он выступает с позиции барина, который «заказывает музыку».

Нужно выглядеть ярко и оригинально
Действительно, профессия креативного директора не предполагает обязательного ношения костюма и запонок. Однако необходимо учитывать, какое впечатление ты произведешь на клиента. Рваные джинсы и пестрая рубаха — вряд ли подходящий наряд. И потом, как замечают сами специалисты, яркая одежда еще не гарантирует наличия столь же ярких идей в голове.

ПОРТРЕТ ПРОФЕССИИ. Креативный директор – это основной «разрабатывальщик» идей? ЧАСТЬ 1

Marketing.by решил составить портрет одной из самых важных и интересных, на наш взгляд, профессий в области рекламы – профессии креативного директора. Для этого мы поинтересовались мнением креативных директоров и представителей ведущих рекламных агентств Беларуси.

В опросе приняли участие:

Александр Капелевич, креативный директор Sup Александр Шевелевич, председатель правления «SMG-Крынь», исполнительный продюсер KINO production Андрей Халецкий, креативный директор рекламного агентства Forte Grеy Дмитрий Аполенис, креативный директор брендинговой компании aIDa pioneer Евгений Юнов, креативный директор агентства primary Saatchi&Saatchi Belarus Олег Романов, креативный директор Efecta BBDO Павел Дедков, креативный директор студии спецпроектов pRKVaDRaT Святослав Семеницкий, креативный директор Efecta BBDO Сергей Филазапович, креативный директор tdI Group Юлия Ляшкевич, независимый рекламный консультант

Креативный директор – уникальная профессия, объединяющая в себе два начала – креативное и управленческое. Таким образом, суть профессии креативного директора заключается в самом ее названии. Так описывает эту профессию Евгений Юнов: «Творческий» – значит должна голова работать. «Директор» – должен уметь найти, организовать, вдохновить и направить своих коллег».

Говоря об этом сочетании, Павел Дедков отмечает, что у креативного директора должны одновременно хорошо работать обе части головы, «и поэтому таких людей по природе быть не должно, они получаются случайно».

По мнению Юлии Ляшкевич, в креативном директоре объединяются человек придумывающий и человек составляющий. «С одной стороны, он человек-ограничитель, с другой стороны – вдохновитель», – также отмечает Юлия.

Святослав Семеницкий так описывает суть этой профессии: «Креативный директор – это человек, который должен сам генерировать идеи и руководить людьми, которые работают над этими же идеями».

По мнению Александра Капелевича, «КД – это очень хороший копирайтер или арт-директор. А лучше – и то, и другое. Конечно, этого мало – теперь, помимо собственного крафта, нужно направлять, поощрять, огорчать и удерживать тех, кто готов пойти за тобой».

Читать еще:  Курсы финансовый директор

Задачи и функции, которые должен выполнять креативный директор

Креативный директор – это «человек, который выполняет огромное количество функций, начиная от презентаций для клиентов и заканчивая копирайтингом».

В основном, утверждает Святослав Семеницкий, задачи креативного директора должны заключаться: «a) в брифинге, постановке задач, b) контроле исполнения, с) выходе на клиента, чтобы показать и презентовать идею, которую создал копирайтер, у которого не всегда есть презентационные навыки. Соответственно, у него остается меньше времени на генерирование идей. Но это вовсе не означает, что он не участвует в процессе обсуждения идеи, и выхватить какую-то идею из обсуждения тоже является частью процесса и задачей креативного директора».

Задача креативного директора, по мнению Дмитрия Аполениса, в том, чтобы «не дать заиграться дизайнеру и копирайтеру. Он должен балансировать между мнением сотрудников и клиента, ведь дизайнеры и копирайтеры – люди более творческие. Мы же пытаемся блюсти интересы клиента и направлять людей». Кроме того, «важно уметь принимать решение – увидит заказчик работу или она пойдет в корзину. Некоторые агентства предоставляют заказчику все сделанные 20 вариантов, но клиенту предоставляется 1, 2, 3 максимум. Таким образом, ты должен сортировать и осуществлять внутренний контроль».

Работа креативного директора – творческая работа, однако вместе с тем, отмечает Дмитрий Аполенис, «организационные моменты у меня, например, занимают около 40% моего рабочего времени, но я стараюсь как можно меньше этим заниматься. Да, мне приходится подписывать документы, пробегаться по основным проектам со всеми ребятами, ставить задачи, мне приходится распределять работу. Работая над большим проектом, я планирую время копирайтера и дизайнера. В некоторых больших агентствах есть такая должность, как трафик-менеджер. У нас такого человека пока нет. Я искал такого человека, но пока не нашел. Компетенция у него должна быть на уровне креативного директора».

Итого, креативный директор должен уметь:

Генерировать идеи Правильно объяснить задачу и заставить правильно и грамотно работать людей над этой задачей Всегда должен помнить об интересах клиента Принимать и понимать чужие идеи Следить за всем, что происходит вокруг Знать потребителей, клиента и бизнес Должен быть опытным психологом Эффективно распределять ресурсы Уметь принимать решение Быть в теме Уметь сформировать команду Вызывать доверие

По мнению Евгения Юнова, для креативного директора очень важно выполнять еще и представительскую функцию. «То, что мы продаем, вещь не очень материальная. Существует доля нерационального доверия со стороны клиента. Креативный директор должен быть таким человеком, который это доверие вызывает и поддерживает».

Кроме того, по мнению Андрея Халецкого, «креативный директор должен отвечать за стратегию развития продукта». А по утверждению Александра Шевелевича, «это человек, который несет персональную ответственность за все, что происходит в агентстве».

Какими качествами должен обладать креативный директор?

КД должен иметь:

Лидерские качества Образное мышление Ощущение баланса и гармонии Жизненный опыт Амбиции

По мнению Сергея Филазаповича, креативный директор должен обладать «сибирским здоровьем, кавказским долголетием, швейцарским благополучием, восточной мудростью и мексиканским задором».

Также креативному директору «пригодятся грамотная теоретическая база, самая разнообразная практика, эрудиция, наивность, цинизм, честность, терпение, импульсивность, математика и поэзия… Короче, противопоказаны жадность, бессребрие, гордыня и смирение», – отмечает Александр Капелевич.

Чем отличается белорусский креативный директор от своих зарубежных коллег?

Креативный директор – это универсальный солдат, играющий тренер и основной «разрабатывальщик» идей

Многие специалисты рекламной отрасли убеждены, что в идеале белорусский креативный директор не должен отличаться от своих коллег, работающих за границей, но вместе с тем функции, которые выполняют креативные директора, гораздо шире.

Как утверждаетАндрей Халецкий, «креативным директорам в нашей стране приходится делать ту работу, с которой они, собственно, начинали, – копирайтингом, арт-дирекшеном, плюс немного стратегического планирования и аккаунтинга. Получается такой универсальный солдат. А в некоторых структурах это человек, который делает лучше всех остальных абсолютно все то, что делает структура.

Юлия Ляшкевич также считает, что в белорусском рекламном бизнесе креативный директор – основной «разрабатывальщик» идей. Кроме того, отличие еще и в том, что в большом западном агентстве креативному директору подчиняется больше людей.

Дмитрий Аполенис утверждает, что единственная разница между директорами белорусскими и директорами, работающими за границей, в частности в Украине или в России, заключается в том, что «в наших агентствах работает меньше людей, и поэтому креативным директорам приходится больше работать».

Белорусский креативный директор – это «играющий тренер». Так называет его Александр Капелевич. Это связано, прежде всего, с дефицитом специалистов и денег в нашей стране.

Схожего мнения и Святослав Семеницкий, имевший богатый опыт работы в России: «Я могу сказать, что отличие от российского, не говоря уже о западном, с работой которого я фрагментарно был знаком в Париже, в том, что здесь на креативного директора ложится больше повседневной работы. Что касается России, креативный директор руководит процессом. Больше людей находится под твоим началом и больше времени идет на коммуникацию с клиентом, и с юридическим отделом, с твоими непосредственными подчиненными. Здесь же ты остаешься многостаночником. Несмотря на то, что ты должен руководить процессом, ты продолжаешь и генерировать идеи, и писать, а иногда и рисовать. Соответственно, в этой многостаночности, в универсальности заключается отличие белорусского креативного директора».

Павел Дедков, работавший креативным директором с 2005 по 2009 гг. в украинском рекламном агентстве Talan Group, утверждает, что работа креативного директора имеет свои особенности в силу того, что «топ-агентства Беларуси слишком разные по структуре, клиентской политике, спектру услуг и отношениям собственности. Поэтому креативный директор занимается не утвержденным списком из должностной инструкции, а тем, о чем он договорился с руководством агентства. Чаще всего это определяется личностью и опытом самого человека, и весь отдел создается под этого человека. Поэтому было бы очень болезненно, например, взять и поменять двух белорусских креативных директоров местами».

Кроме того, Павел отмечает, что «российские и украинские КД более публичны и рафинированы – они больше работают над своим образом, над продажей себя и, соответственно, немалых гонораров своих агентств. Что касается совсем зарубежных КД, то они меня постоянно удивляли своей безумной и искренней энергией: они на самом деле тащатся от рекламы и все время учатся, даже если сами уже давно в сединах и львах».

По мнению Сергея Филазаповича, «особенностей и отличий много, но самые заметные – это «талерантнасць», «памяркоўнасць» и «працаздольнасць» в белорусских реалиях!»

Евгений Юнов утверждает, что не видел двух похожих креативных директоров. «Независимо от гражданства, расы и пола. Реклама – очень космополичный, глобалистский бизнес по своей сути. Все говорят по-английски, и не особо видно, кто из какой страны». Гораздо интереснее, по мнению Евгения, другой вопрос: как отличаются клиенты.

В целом, в Беларуси понимание профессии креативного директора несколько искажено, считает Александр Шевелевич. «У нас до сих пор бытует мнение, что креативный директор – это человек, который все придумывает, а если придумывает не он, то это неправильно. А остальные сотрудники агентства, креативный отдел – копирайтеры, арт-директора, дизайнеры – должны работать на него. На мой взгляд, это неверно. Да, креативный директор – это лидер, эта флагман, это лицо. Но он должен вести за собой, это не тот человек, который придумывает все».

Конечно, креативный директор должен также работать над созданием идей, уверен Александр. «Это как режиссер в кино, человек, который управляет самим процессом. Когда дизайнеры выполняют то, что сказал креативный директор, это принцип построения какого-то маленького агентства, креативного бутика, где есть одна большая голова, а все остальные люди занимаются обслуживанием. Если мы говорим о большом рекламном агентстве, то это разные творческие центры, ядра, которые креативят и создают. Но они не всегда имеют достаточно сил и профессионализма, чтобы понять, что они сделали хорошо, что они сделали не очень хорошо. И должен быть человек, который не боится взять на себя ответственность за это решение. Это и есть креативный директор.

Дело в том, что я работал в Украине, в одном из передовых агентств, креативный отдел которого состоит из 60 человек. (У нас немного агентств, штат которых насчитывает несколько десятков человек). Там креативный директор – это, в первую очередь, менеджер. Я входил в менеджмент всего холдинга. Творчества там практически не было, меня это немного угнетало, но, с другой стороны, это реальный опыт».

В продолжении белорусские КД расскажут про 360 в глазах, как у мухи, и уши такого же размера, и Можно ли обучиться профессии креативного директора?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector