Креативный директор зарплата
Креатор: плюсы и минусы профессии
За последнее время появилось большое количество интересных профессий, о которых мало кто знал вплоть до нового тысячелетия. Зачастую их названия имеют иностранное происхождение, что порой затрудняет понимание специфики деятельности таких сотрудников. Так, например, у многих возникают трудности с пониманием кто такой креатор (либо криэйтор), ведь данный специалист часто попадает в поле зрение людей, изучающих списки самых востребованных и престижных профессий наших дней. За короткий промежуток времени креаторы завоевали на рынке свою нишу и вошли в число высокооплачиваемых специальностей, поэтому предлагаем подробно разобраться со спецификой их профессиональной деятельности.
Общие сведения
Криэйтор (с англ. creator – создатель, творец) – это человек, несущий ответственность за разработку и воплощение новых рекламных идей и проектов.
В настоящее время креатором называют конкретного директора компании, отвечающего за рекламные проекты. Также к данному числу специалистов вполне можно отнести как копирайтеров, создающих рекламные тексты, так и арт-директоров – сотрудников, цель которых заключается в определении основных идей и создании эскизов проектов.
На практике очень часто должность креативного директора и арт-директора сочетаются в одну. Но все же, криэйтор больше занимается организационными моментами и взаимодействием с заказчиками, а арт-директор уделяет внимание художественному направлению в деятельности организации.
Криэйтор контролирует качество воплощения в жизнь идеи, сопровождает проект от возникновения мысли до ее представления потребителю, осуществляет координацию «креативного центра». Поэтому именно он несет ответственность за все творческие процессы, направленные на раскрутку и продвижение продукта.
В связи с творческой направленностью профессии, обращать внимание на нее стоит только людям, обладающим перечисленными ниже личностными качествами:
- Творческое мышление;
- Развитое воображение;
- Художественный вкус;
- Умение создавать яркие продаваемые идеи;
- Умение владеть свежей информацией и анализировать ее;
- Мобильность;
- Организаторские способности;
- Наличие базовых знаний в области психологии, менеджмента и маркетинга;
- Коммуникабельность;
- Энергичность;
- Утончённый вкус;
- Высокая степень ответственности и самоорганизации;
- Стрессоустойчивость;
- Умение работать в коллективе.
Профессия креатора имеет существенные достоинства, которые делают ее привлекательной для многих. Также ей присущи и некоторые недостатки, без которых не обходится ни одна из специальностей. К положительной стороне профессиональной деятельности можно отнести:
- Востребованность в различных социальных сферах;
- Возможность карьерного роста;
- Достаточно высокая заработная плата;
- Творческая и не рутинная профессия;
- Возможность самовыражения.
К «минусам» работы на данной должности причисляют:
- Высокая ответственность;
- Изначально высокие требования к претендентам при трудоустройстве;
- Психологическое напряжение;
- Возможность несовпадения вкусов заказчика и исполнителя.
Обязанности
Список должностных обязанностей креатора достаточно обширный. Он охватывает как творческие функции, так и организаторские:
- Осуществлять организацию рабочего процесса рекламного отдела.
- Проводить переговоры и согласовывать с заказчиками главный замысел рекламы, уточнять основные моменты рекламного проекта.
- Осуществлять координацию деятельности рекламного отдела с творческой позиции и требований заказчика.
- Подготавливать концепции рекламных проектов по поступившим заказам от клиентов.
- Проводить анализ преимуществ и отличительных свойств товаров, работ, услуг.
- Назначать ответственных за выполнение определенного этапа проекта, разъяснять сотрудникам основную идею рекламного проекта и задачи по его воплощению.
- Определять вид рекламы.
- Оказывать содействие в разработке рекламных инструментов, изготавливать макет афиши (сценарий рекламных роликов).
- Нести ответственность за визуальное восприятие рекламного продукта.
- Проводить анализ наиболее подходящих видов рекламы (журналы, постеры, рекламные ролики и др.) для проекта.
- Регулировать процесс создания рекламных обращений и слоганов, в соответствии с характеристиками товара или услуги, которые будут эффективно влиять на сознание и поведение потребителя.
- Составлять календарный и организационный планы проведения рекламных мероприятий.
- Вести документацию расходов по проекту и утверждать их у заказчика.
- Согласовывать с заказчиком список замечаний по проекту и устранять их.
- Структурировать подготовку рекламных материалов и презентовать их заказчикам.
- Заключать договора о взаимодействии с издательскими домами, СМИ, рекламными агентствами, WEB-студиями и др.
Место работы
Позицию креативного директора можно встретить в разных сферах деятельности. Например, выпускнику, получившему соответствующее образование, необходимо искать работу в рекламном бизнесе (брендинговые и рекламные агентства), средствах массовой информации, издательских домах, ресторанном и отельном бизнесе, WEB-студиях и Event-агентствах. Также стоит обратить внимание на биржу фриланса, на ней тоже можно найти достаточно интересные и хорошо оплачиваемые проекты.
Хочется отметить, что барьер для входа молодых специалистов в данную сферу профессиональной деятельности относительно небольшой, а перспективы роста высокие и составляют 68%. Что касается конкуренции, то в силу новизны профессии на Российском рынке она невысокая и составляет порядка 37%.
Обучение
Основным требованием, выдвигаемым работодателями к кандидатам, является умение сотрудников генерировать нестандартные и творческие идеи. Для того, чтобы претендовать на должность криэйтора, специалисту необходимо иметь высшее образование и обладать знаниями в сфере рекламы, маркетинга, креативного менеджмента и филологии.
Следует сказать, что в Российских вузах данная профессия не представлена отдельно. Поэтому человеку, мечтающему в будущем занимать должность креативного директора, следует выбрать одну из приведенных ниже специализаций:
- «Реклама»;
- «Менеджмент маркетинговых и социальных коммуникаций»;
- «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере»;
- «Прикладная филология»;
- «Креативный менеджмент»;
- «Креативные технологии в сфере рекламы и связей с общественностью»;
- «Контент-менеджмент»;
- «Медиакоммуникации в социальных системах».
Поступление на перечисленные выше образовательные программы подразумевает наличие ЕГЭ, где средний балл для поступления на бюджет составляет 50-84, а на платную основу – 31-69. Предметы, которые необходимо сдать абитуриенту, могут отличаться в зависимости от выбранного направления. Общий список для представленных программ выглядит так:
- Русский язык;
- Литература;
- История;
- Иностранный язык;
- Обществознание.
Изучить профильные дисциплины, необходимые для работы креатора, можно, получив диплом бакалавра и магистра в следующих ВУЗах, разделенных по направлениям подготовки:
- Программа бакалавриата «Реклама» представлена во многих учебных заведениях страны. Наиболее престижными из которых являются Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российский университет дружбы народов, Воронежский государственный университет и т.д.
- Учебные программы по специальности «Менеджмент маркетинговых и социальных коммуникаций» представлены в «Московском политехническом университете» (сокращ. «Московский политех»), Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов и т.д.
- Требуемые знания для получения профессии криэйтора студент может получить, поступив на бакалавриат «Реклама и связи с общественностью». В список ВУЗов, готовящих специалистов по данному профилю входят: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Дальневосточный федеральный университет, Государственный университет управления, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ и т.д.
- Программа «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере» имеется в Московском гуманитарно-экономическом университете, Российском государственном гуманитарном университете, Московском государственном лингвистическом университете, Техническом университете связи и информатики, Университете промышленных технологий и дизайна и т.д.
- Образование по направлению «Филология» можно получить: Дальневосточный федеральный университет, Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина и т.д.
- Получить диплом по направлению «Креативный менеджмент» следует в Российском университете дружбы народов, Краснодарском государственном институте культуры и т.д.
Заработная плата
Заработная плата специалиста данного профиля зависит от региона, компании, количества проектов и многого другого. В связи с этим, сказать точные данные, касающиеся заработка креаторов, достаточно сложно. В целом начинающий специалист имеет оклад в пределах 20-45 тыс. руб., а уже более опытный может рассчитывать на доход свыше 100 тыс. руб. Если говорить о границах и среднем уровне заработной платы, то приблизительно он выглядит следующим образом:
- Минимальная – 20 тыс. руб.
- Средняя – 60 000 тыс. руб.
- Максимальная – 390 тыс. руб.
Такой большой разрыв между минимальным и максимальным показателями еще раз доказывает, что заработок во многом зависит от региона деятельности и занимаемой должности. Однако, имея энтузиазм и стремление к совершенствованию своих умений и навыков, можно добраться до высокооплачиваемой вершины карьерной лестницы.
Топ-менеджер с творческой жилкой: работа арт-директором
Лет 30 назад арт-директоров называли художественными руководителями. Такие специалисты отвечали как за художественную организацию мероприятий или выступлений, так и занимались организационными вопросами. Сегодня требования к креативным директорам повысились. Устроиться на работу арт-директором можно только с высшим образованием и опытом в профессии.
Профессия: арт-директор
Проведенный несколько лет назад эксперимент показал, что люди способны запомнить более двух с половиной тысяч изображений с точностью воспроизведения 90 %, несмотря на то что смотрели на картинки всего в течение 10 секунд. Даже год спустя точность воспроизведения оставалась высокой, достигая 63 %. Об этом пишет биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга».
Креативный бизнес основан на визуальном сообщении. Таким компаниям, как дизайн-студии, рекламные и digital-агентства, нужен арт-директор, который был бы посредником между клиентом, потребителем и творческим коллективом.
Работа связана с визуальным восприятием и креативным воплощением идей, но современный худрук — это не дизайнер и не художник, но хороший организатор и руководитель, творческий человек, психолог, оптимизатор процессов. Это подтверждает Мердан Агаев, дизайн-директор электронной коммерции компании «Афиша.Рамблер». Он считает, что на такой должности необязательно уметь рисовать, зато необходимо постоянно находить способы привлечь внимание пользователя.
Мнение Артемия Лебедева о том, кто такой арт-директор:
Должностные обязанности
Людвиг Быстроновский, один из арт-директоров студии Артемия Лебедева, рассказывает, что креативный директор общается с заказчиком, дает задания команде и отвечает за концепцию продукта. В коллективе он выступает менеджером, дизайнером и идейным вдохновителем в одном лице.
В издательстве такой специалист заказывает иллюстрации, контролирует верстку, разрабатывает макеты страниц, концепции фотосессий. В других компаниях, которые занимаются реализацией товаров и услуг, арт-директор делает проекты рекламных кампаний, следит за соблюдением стиля компании, представляет новые продукты.
В общих чертах должностная инструкция креативного руководителя включает организацию, планирование и контроль деятельности предприятия при осуществлении определенного творческого проекта, производстве продукта или предоставлении услуги, разработку планов рекламных кампаний и арт-мероприятий.
Беседа с Эркеном Кагаровым о работе арт-директора (о таланте, страсти к профессии):
Функции арт-директора
Арт-директор — не просто руководитель. Этот специалист часто совмещает функции управленца, PR-, контент-менеджера, дизайнера, администратора. На должности руководителя креативного отдела приходится заниматься не только искусством и самореализацией — в обязанности входит ответственная организаторская работа.
Задачи арт-директора
Сферы занятости специалистов отличаются, но можно выявить общие задачи, которые решают как в рекламных агентствах, так и в издательствах или других компаниях:
- анализ рынка;
- создание макетов, эскизов;
- авторский надзор проектов;
- оформление презентаций;
- участие в тендерах;
- взаимодействие с партнерами;
- разработка рекламной кампании;
- создание креативной концепции проекта;
- формирование стратегии и планирование продаж;
- организация и контроль проведения фотосессий;
- соблюдение дедлайнов при выполнении проекта.
Основной задачей креативного директора является правильное оформление проекта — привлекательное для потребителя, технически выполнимое, соответствующее требованиям заказчика и экономически выгодное.
В сферу обязанностей арт-руководителя входит управленческий учет, а вся его деятельность связана с командой партнеров и исполнителей — сотрудников нанимателя, участников мероприятий, дизайнеров и фотографов, заказчика.
Как стать арт-директором
Должность сложная и с большим разнообразием обязанностей, которые меняются в зависимости от области работы компании. Научиться профессии теоретически нельзя. Профессионализм можно наработать только опытом.
Алексей Ивановский, арт-директор сайта W-O-S говорит, что многие руководители получили образование, не связанное с их родом деятельности, но успешно работают. Учиться разрабатывать продукт и управлять творческим коллективом нужно в процессе. А Людвиг Быстроновский, арт-руководитель студии Артемия Лебедева, считает, что сейчас всё не так просто, как было лет 5-6 назад, когда люди попадали в профессию случайно.
Из-за того, что на российском рынке нет понимания, чем занимается арт-директор, нет и выбора образовательных программ. Но высшее образование управленцу необходимо.
Креативный директор студии Артемия Лебедева проводит параллель с Западом: в Европе и США арт-руководителей готовят целенаправленно и с учетом требований рынка труда. В обучающие программы входят:
Во время учебы студенты работают над реальными проектами. На такую модель обучения желательно ориентироваться и тем, кто хочет занять подобную должность в России.
Должен ли арт-директор знать всё лучше всех:
В каких вузах можно получить профессию
Факультетов, выпускающих дизайн-директоров, в России нет. В профессию приходят с факультетов культурологии, рекламы и PR, дизайна, станковой живописи, искусствоведения и даже маркетинга. Можно учиться на художника-декоратора, художника-костюмера, заниматься промышленным дизайном или скульптурой. Ведущие вузы — МГАХИ им. В. И. Сурикова, МГУП им. И. Федорова, ВГИК, МГХПА им. С. Г. Строганова.
Арт-директор digital-агентства PRO100 Ярослав Трегубов рассказал, что одних только художественных навыков в большинстве случаев будет недостаточно. Креативный директор должен уметь управлять коллективом и организовывать работу, разбираться в бизнес-планировании, а этому не учат в художественных вузах. Ключевые компетенции:
- умение выстраивать все процессы с нуля;
- создание комфортного микроклимата в коллективе;
- навыки рекрутинга и пиара;
- применение креативных методик;
- анализ рынка, использование новых маркетинговых инструментов;
- визуальная коммуникация и юзабилити.
Так что занять должность может либо специалист с дипломом художественного вуза и навыками руководителя, либо хороший менеджер с насмотренностью и пониманием конъюнктуры.
Какие курсы помогут стать арт-директором
Специализированные курсы — это способ повысить квалификацию, а не обучиться профессии с нуля. Профессионалы-практики учат студентов разрабатывать дизайн-концепции, управлять командой, защищать проекты перед заказчиком. Курсы подходят графическим и веб-дизайнерам, начинающим руководителям студия, менеджерам проектов.
Обучение и работа над собственным проектом под менторством профи длится около 2,5 месяцев. Средняя стоимость курсов на рынке — 30-50 тыс. руб. Есть возможность пройти пробный урок, чтобы познакомиться с преподавателем, оценить формат подачи материала и программу.
Вакансии в Москве
В столице открыто почти 150 вакансий для креативных директоров. Работодатели ищут дизайнеров упаковки и интерфейсов, руководителей отдела планирования и сопровождения мероприятий, менеджеров по продвижению, продуктовых дизайнеров. На Indeed размещено более 50-ти предложений в столице. Среди работодателей — рекламные и креативные агентства, клубы и рестораны, IT-компании.
Сколько зарабатывает арт-директор
По данным портала поиска работы SuperJob, арт-директор зарабатывает в Москве в среднем 125 тыс. рублей в агентствах, 115 тыс. рублей — в других компаниях. В Санкт-Петербурге доходы составляют 103 тыс. рублей и 94 тыс. рублей соответственно.
Ассоциация Интерактивных Агентств (АИА) совместно с аналитическим агентством AdIndex провела свое исследование зарплат в digital-сегменте. Выяснилось, что директор художественного/творческого отдела получает 106 тыс. рублей (медианная зарплата), старший креативный директор — 141 тыс. рублей. Разброс доходов у старших арт-руководителей — 95–220 тыс. рублей.
Такие разные арт-директора
Специалисты работают в киноиндустрии, ресторанном и рекламном бизнесе, издательствах и СМИ, event-агентствах и фэшн-индустрии. Без креативного директора не обойтись при создании единой концепции бренда, оформлении рекламы, организации выставок и мероприятий. На каждой позиции требования и задачи отличаются.
В отеле
Работодатели, которые ищут креативного директора в отель или гостиницу, обычно публикуют такой ориентировочный список обязанностей:
- планирование, организация и обеспечение развлекательных мероприятий для гостей;
- продвижение продуктов event-сектора и команды аниматоров;
- ведение важных мероприятий в качестве ведущего;
- подбор кадров, контроль графика службы анимации.
Также специалист обеспечивает фото-, видео-отчетность мероприятий, отвечает за подготовку пост-презентаций, ведет внутренний документооборот по арт-проектам.
Логист и арт-директор
В компаниях, которые занимаются логистикой, арт-директор требуется, когда нужно разработать логотип или бренд-бук, организовать мероприятие или выпустить нетипичный продукт. Это, скорее, проектная работа. Большинству компаний, не связанных с рекламой и разработкой творческих проектов, такой специалист в штате не нужен.
Арт-директор ресторана
В ресторанах и клубах руководитель данного профиля организовывает мероприятия, общается с прессой и артистами, готовит пресс-релизы. На небольших концертных площадках всем занимается один человек, в больших клубах специалист выполняет в основном менеджерские обязанности.
Глеб рассказывает, что занимался составлением программы и контролировал пиар-активность вокруг событий. Остальная часть работы — техническая. Нужно было проводить переговоры с партнерами, составлять гонорарные ведомости, обсуждать технический райдер, заказывать дизайн афиш (а иногда еще и рисовать его), отвечать на письма.
Отзывы графических дизайнеров
1. Евгений Бородин, арт-директор студии «Бренда»
Считает, что профессия будет оставаться востребованной, особенно в рекламе. Сегодня стандартная реклама не работает, поэтому нужно идти к дизайнеру, который сделает продающую визуализацию. Арт-директор на ступень выше, этот специалист является начальником творческого или художественного отдела целого медиа-проекта.
2. Дмитрий Глазырин, известный CGI-специалист (англ. CGI — «изображения, сгенерированные компьютером»)
Рассказал в интервью SkillBox, что карьерный путь, который приведет к позиции креативного директора может быть разным. Он рекомендует начать работать в большой рекламной компании, чтобы создать портфолио и получить опыт. Специалист тем ценнее (и тем проще ему самому найти работу), чем больше знает в смежных областях — рекламе, дизайне, графике, IT.
Как проверить себя, есть ли шанс стать арт-директором:
Креативный директор — топ-менеджер, творческий человек с лидерскими качествами. Специалисту нужно постоянно развиваться, быть универсальным, постоянно мониторить происходящее в своей сфере деятельности.
Креативный директор Grape — о рекламе, эмоции, креативе и Казахстане.
Алексей Максименко — креативный директор creative solution agency Grape Ukraine. В прошлом аналогичную должность занимал в креативном агентстве BBDO Central Asia и агентстве стратегического маркетинга Aimbulance.
За 11 лет в рекламе успел поработать с MasterСard, Visa, Carlsberg Group, Mars, PepsiCo, Bacardi Martini, Unilever, Danone, Henkel, KFC, WOG и многими другими брендами.
Получал награды Red Dot Awards, Golden Drum, КМФР, WoW Done Awards, Adc ua, Effie, Ukrainian Design The Very Best Of, Kakadu, AdBlackSea, Red Jolbors.
Член клуба ADC Ukraine.
В интервью Алексей рассказывает о профессии креативного директора — как руководить креативной командой, где черпать новые идеи для рекламы и какой креатив его вдохновляет.
Чем занимается креативный директор
Креативный директор отвечает за качество продуктов рекламного агентства. Без крутого продукта не будет клиентов, наград, развития. Так что все силы КД идут на обеспечение этой самой «крутости».
И тут все — формирование команды, курирование проектов, оценка идей, шторминги, презентации, промо агентства и работ, фестивали, разработка методологий и фреймов работ внутри агентства.
Если выделять какие-то функции КД, то мне интересно находить способы «поженить» желания всех участников проекта (мои личные, членов креативной команды и агентства, клиента и его потребителя), чтобы получить работающий эффективный продукт.
Каждый ведь хочет свое: креативщик — наград, клиент — минимальных бюджетов, а потребитель — чтобы его и развлекли и не беспокоили одновременно. И эта классная задачка — понять, как сделать так, чтобы все эти желания не убили проект.
Еще одна задача — понять, как помочь команде стабильно выдавать крутые идеи и проекты. Я ищу какие-то критерии, правила генерации идей, их оценки, анализирую успешные проекты, читаю советы маркетинговых гуру.
Но чем дольше работаю, тем больше понимаю, что в креативе нет догм. Нет правил, по которым ты день за днем гарантировано будешь создавать крутую эффективную коммуникацию.
Есть только теории, гипотезы и через раз работающие инструменты. С другой стороны, они хоть не гарантируют успеха, но повышают его шансы — уже хорошо.
Как руководить креативной командой
Я беру в команду креативщиков ответственных ребят, чьи цели совпадают с моими и целями агентства.
Есть ребята, которым важно просто сдать проект, отсидеться или работать так, чтобы все оставались счастливы и довольны — таких или увольняю или не беру на работу, если их майндсет считывается сразу на собеседовании.
Вообще, если ты хочешь сделать отлично, то быстро понимаешь, что отсидеться не получится и спорить придется. Ребята, которые это понимают, бесценны в любой команде. Ими и руководить-то не особенно не нужно, а только поддерживать.
А еще я верю в самоорганизацию.
Наше время на каждый проект не безгранично, а их еще параллельно по несколько штук в работе может быть. И если не можешь спланировать свою работу — быть беде. Быть плохо написанному сценарию, поверхностной идее, неработающим инсайтам.
Я со своей стороны стараюсь организовать работу таким образом, чтобы все всё успевали. Статус раз в неделю, мегаплан/asana/basecamp для работы над задачами. Toggle, чтобы понять, сколько реально времени уходит на ту или иную задачу.
О кадровом голоде
Реклама как индустрия перестала быть сексуальной для молодежи. Если в 1990-х и 2000-х многие мечтали работать в креативном агентстве, то сейчас образа крутой рок-н-рольной профессии нет, поэтому и свежих кадров меньше. А старые вымываются, выхолащиваются, вымирают.
Сейчас вижу два подхода на нашем рынке. Одни планомерно воспитывают новых специалистов, возвращают профессии лоск, учат и не боятся делиться опытом. Но есть агентства и креативные директора, нацеленные на поиск или переманивание готовых спецов.
Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!
Оба подхода имеют право на жизнь, но у обоих есть свои минусы. Учить — долго и затратно, а переманивать — велик риск получить спеца, который не подойдет для твоей команды и методологии.
Да, чаще всего подходы миксуются, но выделить агентства, которые больше тяготеют к одному из подходов — легко.
Что круто?
В Украине все больше крутого креативного продукта. Все больше примеров того, как можно делать красиво, интересно, эмоционально. И это возвращает индустрии крутость.
Banda, Fedoriv, Spiilka, Bart&Fink создают продукт, который может вдохновить молодых ребят пойти в индустрию, делать также, делать лучше.
Ведь кому интересно снимать очередной ролик про счастливую семью, говорящий желудок/печень/почки или пиво, которое объединяет миллионы?!
О рекламном рынке Казахстана и Украины
Мы похожи общим совковым прошлым. И там, и тут — много спецов и на клиентской, и на агентской стороне, которые работают ради галочки и движимы только страхом «как бы начальника не разозлить и не привлечь лишний раз его внимания».
Похожи и боли и инсайты потребителей. Большинство хотят счастливую здоровую семью, дом, машину, путешествия, удобных сервисов, вкусной еды.
Отличия проявляются, если копнуть глубже. Для казахстанцев еще важнее, чем для украинцев, шоу оф — показать успешность, достаток, причем не важно, есть ли они на самом деле.
Нормально купить дорогущую машину в кредит, пока живешь в съемной «убитой» квартире на выселках. Машина важнее. Там важнее семья, уважительнее относятся к старшим.
Безусловно, в Казахстане не стоит забывать об отношении к женщинам, влиянии религии — все это накладывает свой отпечаток на коммуникацию.
Как понять, что креатив «зайдет»
Оценить креатив мне помогают четкие критерии и интуиция.
Например, как-то мне нужно было впервые разработать айдентику. Вместо того, чтобы сразу окунуться в работу, я изучил, кто, что и как делает. Проанализировал успешные работы. Почитал.
На основе всей этой информации выделил важные в айдентике критерии — они помогают команде работать, а клиенту — оценивать идеи.
Интуиция — это тот же опыт.
Правда, в креативе опыт может и подвести. Ведь каждый раз нужно искать новое решение, новый путь. То, что не работало вчера, может сработать сегодня. То, что не поняли бы вчера, на хайпе сегодня. Об этом важно помнить.
Если выделять что-то главное, то я верю, что два главных критерия хорошей коммуникации — эмоция и идея. Я не верю в рациональную коммуникацию — ну не принимают люди решение рационально, они постанализируют.
Так что нам нужно зацепить эмоцией и потом уже дать информацию для рационализации. С идеей, надеюсь, все и так понятно.
Примеры плохого креатива
Худший ролик 2018 года для меня — это реклама «Роллтон». Ничего безвкусней и бессмысленней в 2018 году я не видел.
Но и среди моих работ есть не самые достойные примеры. Именно они научили меня, как должно быть, а как не должно. Как работает процесс. Что важно в продакшене. Почему просто придумать — не значит сделать круто.
Что вдохновляет работать лучше
Что они говорят. Почему принимают те решения, которые они принимают. Не только почему, когда и где покупают продукт, а почему конкретный Петя после работы идет в зал, а не смотреть новую серию любимого сериала. Что его мотивирует?
Это любопытство, интерес к людям помогает потом придумывать идеальные коммуникационные решения.
Проекты, которыми горжусь
В Aimbulance мой любимый проект — BRAnd Health Monitor. Устройство в режиме реального времени отображает показатели бренда в соцсетях — охваты, вовлеченность — и даже оповещает о старте кампаний конкурентов.
Первая моя фестивальная идея и, если не ошибаюсь, самая награждаемая работа Aimbulance за все время.
Еще люблю вот эту айдентику, которую сделали в BBDO. Она для очень важного продукта — вещества, которое очищает загрязненную воду и почву. Для меня проект особенно важен, потому что он построен на моей инициативе с помощью двух дизайнеров. Больше никого в проекте не было.
Клиента нашел я, в процесс создания айдентики я погружался по самые уши. Мы продавали, презентовали, отвечали за дедлайны — сами, без аккаунтов, клиент- сервиса, CEO и так далее.
Именно на этой айдентике я сформировал для себя понимание того, какой вообще она должна быть. И в целом начал понимать, как хочу строить работу в агентстве, что для меня важно, а что нет.
Любимые ролики
Начиналось все к любви к рекламе Guinness Surfer. Даже сейчас мурашки, когда смотрю.
Из старых еще вот этот ролик Volkswagen люблю.
А еще вот хорошая работа для FINISH.
Люблю всю серию и конкретно этот ролик для YouTube Music. Он же очень жизненный, очень понятный.
Из свежих, абсолютный космос — вот эта реклама HomePod от Apple. И главное — посмотреть making of, чтобы понять крутость до конца.
И последний в списке ролик — чистое искусство сторителлинга в рекламе.
О трендах в рекламе в 2019 году
Чтобы ответить на этот вопрос, я решил заморочиться и почитал, что о трендах на следующий год говорят уважаемые люди.
Оказалось, каждый говорит о чем-то своем. У всех свои тренды. У кого пост-VR, у кого усиление видео-контента, у кого упрощение, дестереотипизация или возвращение к рекламе о продукте, а не его социальной функции.
Кому верить? Не знаю. Но знаю, что планирую в следующем году делать сам, а как это совпадает с трендами, меня мало интересует.
Я буду стараться делать креатив во всех его проявлениях эмоциональнее, проще, понятнее и ближе клиентам и клиентам наших клиентов.
Продолжу напоминать всем, что у креатива и коммуникации нет границ, что они только в головах.
И буду отстаивать эстетику в коммуникации — я чувствую слишком большую ответственность перед людьми, которые видят рекламу, чтобы показывать им что-то заезженное и пошлое в баннере, ролике или сторис.
Какие книги почитать
«Джедайские техники» Максима Дорофеева
«Корпорация гениев» Эда Кэтмелла и Эми Уоллес
«Как люди думают» и «Как люди видят» Дмитрия Чернышева
«CRAFT: Как создавать большие идеи» Василия Лебедева
«Rework. Бизнес без предрассудков» Джейсона Фрайда
«История на миллион долларов» Роберта Макки
«Руководство астронавта по жизни на Земле» Кристофера Хэдфилда
«Марсианин» Энди Вейра
«Первому игроку приготовиться» Эрнеста Клайна
Профессия. Директор по креативу: менеджер или творец
Автор: Евгений Колодин | Источник: Куда пойти учиться
Рекламный бизнес – это в первую очередь, работа с творческими людьми. Сами знаете, управлять такими нелегко. А что делать, если в коллективе их человек 30, и все — творцы? Спросите об этом директора креативного отдела.
Креативщики — по парам!
Пожалуй, это одна из самых ярких и интересных профессий в рекламном агентстве. Креативный директор руководит процессом работы над творческими идеями. Под его началом находятся арт-директора и копирайтеры, организованные в креативные пары. Они-то и придумывают сюжеты роликов, тексты радиорекламы, оформляют рекламные щиты и т. д. Копирайтер отвечает за текст, арт-директор – за визуальное воплощение идеи. Но на практике часто бывает наоборот: образ придумывает копирайтер, а арт-директору приходит в голову слоган… Каждая творческая пара выполняет те или иные проекты разного уровня сложности. Если речь идет о масштабной рекламной кампании, включающей целый ряд мероприятий, то за работу принимается команда специалистов. Креативному директору приходится одновременно вести несколько разноплановых проектов.
Не подавляйте личность!
Дисциплина не самая сильная сторона творческих работников. Отдельных креативных личностей с разнообразными амбициями и интересами нужно объединить в эффективную творческую команду, нацеленную на общий результат. Заставить таких людей работать под нажимом невозможно; не помогут ни кнут, ни пряник. Их можно только заинтересовать. Конечно, ни от кого нельзя ежедневно требовать гениальных идей. Но в то же время рекламный бизнес – тот же конвейер, так что на творческие кризисы нет времени. Опытный креативный директор знает, как выйти из этого тупика. Он умеет задать команде нужное направление таким образом, чтобы креаторы сохранили полную уверенность, что это их собственные мысли, рожденные свободно, без всякого принуждения…
Творец и управленец в одном лице
Чтобы подтолкнуть команду к нахождению верного рекламного хода, в первую очередь самому нужно быть талантливым. Креативный директор — яркий, неординарный человек с отлично развитым воображением, умеющий быстро генерировать интересные, необычные, хорошо продаваемые идеи. Он интуитивно чувствует, что может заинтересовать потребителя. Еще на стадии невнятных мыслей и черновиков креативный директор корректирует предложения копирайтеров и арт-директоров, дает советы, одобряет дальнейшую работу в выбранном направлении или наоборот — сворачивает проект, пока не поздно. Если общая идея неудачна, то даже лучшие режиссеры, фотографы и дизайнеры не смогут вдохнуть жизнь в рекламу. Но делать это нужно тактично, ведь творческие люди – натуры ранимые. Любое решение должно быть обоснованным и убедительным.
Фигаро — здесь, Фигаро — там
В этой профессии необходимо уметь быстро и многократно переключаться с одной проблемы на другую. Решение нужно принимать мгновенно: с десяток креативных групп в агентстве хотят пообщаться с директором как минимум раз в день, а ведь еще надо встретиться с тремя-четырьмя клиентами. Сегодня предстоит придумать генеральный слоган торговой компании, завтра – рекламу отдельной акции одного из операторов мобильной связи… Все проекты приходиться держать в голове и принимать участие в создании рекламы на всех этапах: начиная с обсуждения брифа (технического задания клиента) и заканчивая презентацией готовой идеи в офисе заказчика.
Защитник креативной идеи
Большую часть рабочего времени креативный директор взаимодействует с людьми. На нем — контроль исполнения заказа клиента, оценка эффективности деятельности творческой группы. Нужно иметь развитые коммуникативные навыки, уметь общаться, убеждать. Приходится быть «своим» не только для команды рекламистов, но и для представителей фирм-заказчиков. Повседневная работа подразумевает многочисленные встречи и переговоры с первыми лицами компаний-клиентов. Подавать готовые идеи клиенту – тоже искусство, и креативный директор владеет им в совершенстве. Этот процесс напоминает защиту дипломных проектов в вузе. Отстаивать приходиться сразу несколько идей. Нужно аргументировать выбор, объяснить заказчику, чем каждая из них может «зацепить» аудиторию. Предложения не всегда нравятся клиенту. Тогда креативному директору приходится искать компромисс, ненавязчиво переубеждать… Развитое чувство юмора, гибкость мышления и активная жизненная позиция окажутся при этом весьма кстати.
За призами рекламных фестивалей!
Стать креативным директором сразу после институтской скамьи невозможно. Сначала нужно снять не один десяток рекламных роликов, написать множество рекламных текстов, сочинить массу слоганов… Только тогда, получив необходимый опыт работы и разобравшись в «кухне» рекламного агентства, вы сможете объективно оценивать творчество креаторов и направлять его в нужное русло. Не случайно, большинство профессионалов в этой области начинали с позиции копирайтера, дизайнера или арт-директора. Путь к позиции креативного директора извилист, и точного маршрута никто не укажет. Единственная путеводная нить в профессию – непреодолимое желание придумывать новые творческие ходы в рекламе, готовность круглосуточно работать над интересной задачей. Вот тогда появляются призы рекламных фестивалей, статьи в газетах, приходит признание в профессиональных кругах, складывается репутация.
Будни профессионала
Дмитрий Авдеенко, руководитель креативной группы рекламного агентства MAXIMA
Восемь проектов одновременно – почти норма. Правда, степень важности у них может быть разной. Одно дело – проконтролировать написание копирайтером текста для радиоролика, и совсем другое – создать концепцию сложной рекламной кампании. От уровня проекта зависит степень мобилизации нашей группы и других отделов. После обсуждения брифа, какое-то время перевариваем информацию, а потом собираемся для мозгового штурма. Все идеи скидываются в «общую корзину», попутно проходя фильтр на соответствие брифу и оригинальность. Процесс обсуждения напоминает игру «Что, Где, Когда?» причем креативный директор выступает в роли капитана команды, помогающего найти верный ответ. Он подхватывает удачные мысли и развивает их, предлагает свои варианты. Только у нас на обсуждение, как правило, отводится больше минуты. Да и однозначно правильного ответа не существует, поэтому генерируем разные идеи: «спокойные», промежуточные, эпатажные… А клиент, выслушав наши доводы на презентации, сам решит, что ему больше подходит.
Поручая задание креативной паре, я исхожу из опыта общения с этими людьми и прикидываю, смогут они эффективно работать над данным проектом или нет. Ведь если человек по жизни – скорее панк, чем выпускница института благородных девиц, то вместо «правильного» ролика для домохозяек у него получится «безбашенный креатив» для молодёжи. Но понятия скучного проекта для нас не существует —каждый раз надо показывать класс.
Я стараюсь каждому сотруднику найти то, что ему ближе для творческой самореализации, создать атмосферу команды, которой по зубам любой бриф. Ну и, конечно, корректирую продукт, выдающийся на гора. Важно спланировать процессы так, чтобы избежать общего спада творческой активности. Только что выложились на сложном проекте, а на очереди уже три следующих.
Управление в моём случае не означает слежку – кто во сколько пришёл на работу. Речь идет о взаимоотношениях с другими отделами, планировании внутренних встреч, расстановке приоритета задач. Проектов много, я собираю ребят и говорю: «Вот это нужно сделать в первую очередь, выложиться по максимуму. Остальное – пока держим в голове.
«Амбразуры», которые нужно закрывать, возникают постоянно, но этот экстрим, приток адреналина мне и нравится. Каждый день приходится знакомиться с чем-то новым. Придумывать интересные ходы, впитывать информацию. Моя жизнь не делится на работу и личное время. Приходишь домой и продолжаешь прокручивать все эти брифы в голове. Иногда самые интересные идеи приходят в голову на грани сна и бодрствования. «Вот это мысль!, — думаешь про себя. — Ай да я, ай да… как там у Пушкина?». Придешь потом на рабочее место и продолжаешь удивляться: я, конечно, не Пушкин, но самоопределение было верным.
Для кого-то ненормированный рабочий день – минус, но для меня это большой плюс. Будни состоят из постоянного общения: со своей командой, с агентской группой, наконец, с клиентами. Умение продавать идею — очень важное качество в нашей профессии. Можно грамотно организовать весь процесс, добиться по-настоящему гениального результат, но на презентации не произвести впечатления на заказчика — тогда вся работа пойдет насмарку и в лучшем случае останется удачным экспонатом в портфолио. И хотя ты видишь клиента второй раз в жизни, нужно с ходу найти к нему «ключик». На одного произведет впечатление эмоциональное выступление, на другого — спокойное, рациональное, раскладывающее вес доводы по полочкам. Вот и получается, что на всех этапах работы креативному директору необходима интуиция.
Слухи и факты
Одна из самых высоких зарплат в сфере рекламы
Чем солиднее рекламное агентство, тем выше заработки. Разброс зарплат — от 1500-4500 у. е. В некоторых известных агентствах считают, что запись в трудовой книжке о работе креативным директором в их компании — сама по себе путевка в жизнь, и на первых порах могут платить не очень большие деньги. Но дальше все зависит от человека.
Дальнейшего карьерного роста не предполагается
Креативный директор подчиняется непосредственно генеральному директору компании. Выше — уже уровень топ-менеджмента. Имея за плечами солидный опыт работы, можно создать собственное рекламное агентство. Речь, конечно, не идет об организации, в штате которой будет 100 и более сотрудников (это уж очень далекая перспектива), но вчерашнему креативному директору вполне по силам создать рекламный бутик, набрать команду фрилансеров и самостоятельно выполнять заказы клиентов.
Долгий карьерный путь
Сегодня рекламные агентства в столице исчисляются тысячами. Все они нуждаются в грамотных специалистах. Талантливый копирайтер за два-три года вполне может стать если не креативным директором, то руководителем одной из креативных групп (в крупных агентствах их может быть несколько).
Нервная работа
Один из минусов профессии — клиенты, которые сами начинают «творить» и диктовать условия. Если человек, приходя к портному, говорит: «Мне нужен костюм такого-то покроя» — это нормально. Но если он начнет указывать мастеру, что куда нужно пришивать, вряд ли готовое изделие будет качественным. Похожее отношение к креативу встречается довольно часто: «Я человек занятой, но в принципе дайте мне полчаса – и я сам все придумаю». Идти на поводу у клиента, который навязывает свое мнение, непрофессионально. Приходится убеждать его: «Данная идея вам не подходит, мы придумаем то, что поспособствует развитию вашего бизнеса». Очень редко клиент дает возможность почувствовать себя соавтором — чаще он выступает с позиции барина, который «заказывает музыку».
Нужно выглядеть ярко и оригинально
Действительно, профессия креативного директора не предполагает обязательного ношения костюма и запонок. Однако необходимо учитывать, какое впечатление ты произведешь на клиента. Рваные джинсы и пестрая рубаха — вряд ли подходящий наряд. И потом, как замечают сами специалисты, яркая одежда еще не гарантирует наличия столь же ярких идей в голове.