Igro-zon.ru

Работа и жизнь
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Специальный психолог это дефектолог

ДВЕ ЧАСТИ АЙСБЕРГА,
или Как разграничить дефектологию
и психологию

Родители привели ребенка к логопеду с жалобой, что ребенок еще ничего не говорит (а возраст уже такой, что надо не просто говорить отдельные слова, но исторгать потоки слов). Логопед посмотрел малыша и говорит: «Я пока еще не нужен, сначала пусть поработает психолог, а потом, если что-то по моей линии появится, тогда уж и ко мне».
Согласитесь, ситуация почти абсурдная. Какой это логопед вот так своими руками отдаст неговорящего ребенка психологу? Хотя уже развивается так называемая оротерапия — растормаживание речи средствами психологической работы. А если это нарушения чтения и письма, объединяемые логопедами в «нарушения письменной речи»? Здесь такая ситуация может произойти? К сожалению, тоже пока еще нет.
А бывает ли так, что после логопедической работы, дабы, если можно так выразиться, придать блеск работе логопеда, призывают на помощь психолога? Тоже ситуация маловероятная, за исключением одного случая, когда необходима дополнительная психотерапевтическая поддержка родителям либо самому ребенку.
Когда речь идет о личностных или, по крайней мере, эмоциональных особенностях, логопед почти безоговорочно отдаст приоритет психологу. Во всех остальных случаях, которые не касаются «души», вряд ли «поделится». Почему это происходит? Где проходит в умах специалистов водораздел между логопедией (более строго, коррекционной педагогикой, которая раньше называлась дефектологией) и психологией?

НА ДВУХ СТУЛЬЯХ

Для начала определимся с дефинициями. Как известно, логопедия входит в общий блок педагогических дисциплин вместе с олигофренопедагогикой, тифло- и сурдопедагогикой. Все они объединены в общее понятие «коррекционная педагогика». Раньше, как уже отмечалось, эта область педагогической науки называлась «дефектология», что и закрепилось в названии подобного специалиста — «дефектолог». Таким образом, если разграничивать логопедию и психологию, то надо говорить в целом о дефектологии (это определение мне ближе, да и исторические корни надо уважать) и психологии.
Но здесь есть одна немаловажная поправка. В этот же блок входит и специальная психология, которая еще относится к разделу специальных педагогических дисциплин. Правда, в последнее время даже ведущие специалисты Института коррекционной педагогики (раньше — дефектологии) справедливо поставили вопрос о выделении специальной психологии в отдельную дисциплину — скорее психологическую, чем дефектологическую (педагогическую). И это правильно.
Таким образом, как бы в промежуток между той психологией, которой занимаются школьные психологи, и дефектологией вклинилась еще и специальная психология. Получается, что существует отдельная отрасль психологии (со своими объектом и предметом, методологией и методами с методиками), которая пока еще «сидит на двух стульях»: на педагогическом (немножко) и психологическом (все увереннее, даже в чисто юридическом плане).
Хотя суть дела это не меняет. И дефектологи, и «чистые» педагоги относят специальных психологов к «чистым» психологам. Для нас это разграничение очень важно. На мой взгляд, отличие психологии от специальной психологии достаточно условно и проходит по линии: общетеоретические вопросы психологии развития, сопровождение образования (экспертиза образовательных программ, образовательной среды, учебников и т.п.), нормативы развития ребенка, с одной стороны, и практическая работа с детьми, родителями и педагогами — с другой.
Как только речь заходит о конкретной, непосредственной работе с детьми и другими субъектами образовательного пространства, я считаю более правильным говорить именно о специальной, а не о практической психологии, поскольку на практике психологу приходится иметь дело исключительно с проблемами — детей, их родителей, а следовательно и педагогов, обучающих этих детей и «вправляющих мозги» их родителям.
И проблемы в обучении (то есть «включение» ребенка в образование и стандартная динамика усвоения знаний и развития) — тоже область специальной психологии как науки об оказании специализированной помощи всем, кто в ней нуждается. Как только возникают проблемы с присутствием ребенка в образовательной среде — милости просим к специальному психологу.
Вот мы и разобрались, по крайней мере, со специальной психологией.

ЧТО МЫ ИМЕЕМ?

А что же логопедия (то есть дефектология)? Что отделяет ее от специальной психологии? Сказать просто, что логопедия занимается речью и всем «речевым», а специальная психология — психическими феноменами и психологией детей в образовательном пространстве, значит ничего не сказать. Действительно, разве не является наша речемыслительная деятельность (и логопеды с этим согласны) единой и неделимой? Значит, нужна совместная работа? Пока нет разграничения, это не вполне понятно.
Юридически и в плане профессиональной подготовки — это дисциплины «одного поля». Логопедия идет под кодом 031800 — педагогические науки (03), собственный код (18). Специальная психология — соответственно 031900. Совсем рядом.
Чтобы сделать еще один шаг в понимании общего и различного, необходимо вернуться в прошлое и рассмотреть, откуда вышла специальная психология и что мы имеем на настоящий момент.
Очевидно, что специальная психология одной ногой стоит в патопсихологии, основателями которой были отечественные психиатры и такие великие психологи, как Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия и их последователи. Именно в их работах (если не считать Л.С. Выготского, с которого все началось) речь идет о «проблемных» детях с точки зрения «клиники». Следует отметить, что о выраженных проблемах, как тогда говорилось, аномальных детей в рамках образования, в различных образовательных системах заговорили еще в 80-е годы XIX века, когда появились специализированные учреждения.
Список отечественных дефектологов и психиатров огромен, начиная с Г.Я. Трошина, Н.И. Озерецкого и других ученых. Конечно, необходимо сказать о М.П. Кононовой и С.Я. Рубинштейн, которые, с одной стороны, были клиницистами, а с другой — в своих работах тяготели к специальному образованию. Это как бы третий источник специальной психологии.
Как видно, и дефектология, и специальная психология имели огромный уклон в психиатрию и остаются «уклонистами» до настоящего времени. Но дефектология (в том числе и логопедия) имеет значительно более длительную историю развития по сравнению со специальной психологией. Мы помним еще мнение С.Я. Рубинштейн, фактически отрицающее какую-либо коррекционную работу психолога с детьми, признающее только лишь диагностическую — в помощь врачу. И такая ситуация длилась почти до середины 80-х годов XX века!
Здесь следует оценить тот поистине революционный шаг, который сделала К.С. Лебединская: она включила психологов в коррекционную работу с детьми с ранним детским аутизмом — одной из наиболее сложных категорий проблемных детей. Именно с Лебединской, пожалуй, надо начинать отсчет начала коррекционной деятельности психолога. Таким образом, работа психолога на поле специализированной помощи детям (не только коррекционной, но и, наверное, диагностической тоже) в условиях образования насчитывает немногим более тридцати лет.

НА ОДНОМ ПОЛЕ

Психологи ворвались в образовательную среду — туда, где все давно было «расфасовано», распределено между другими специальностями — в первую очередь, педагогическими. Ну о медицине и речи нет. Не секрет, что здравоохранение до сих пор «держит» психологов за «золушку», не давая ни охнуть, ни вздохнуть.
Но, как и любой другой области науки, психологии в образовательной среде, да еще в среде проблемных детей необходимы все атрибуты научной дисциплины: объект, предмет, методология и т.п. Иначе это не наука, а прислужница других областей знания, все это имеющих и правомерно считающих себя науками.
Чем же объединяются все эти атрибуты, что является «связующей субстанцией», своего рода «цементом»? На наш взгляд — это собственная терминология. Именно она и отграничивает смежные и даже отчасти взаимопроникающие дисциплины.
А что мы видим здесь? Психологи, по сути дела, пользуются терминами логопедов и педагогов: «задержка психоречевого развития», «дисграфия-дислексия» (последнее вообще медицинский термин). Не говоря уже о «нарушении речевого развития», «общем недоразвитии речи» — на все это логопеды справедливо обижаются. Да и работают психологи «с заиканием», «с мышлением» — фактически с той же речью, поскольку и речь и мышление теснейшим образом связаны, и в тех несложных в речевом плане случаях, к которым психологов «допускают» логопеды, — это одно и то же поле деятельности.
Таким образом, по крайней мере в этой ситуации психологи напрямую заимствуют и терминологию, и содержание деятельности логопедии. С другими смежными дисциплинами (медицина, педагогика) отношения те же самые — почти полное заимствование.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ

Все это можно понять — слишком мало времени было у психологии, чтобы развернуть собственные знамена. Отсюда возникает настоятельная необходимость определить «богу — богово, кесарю — кесарево». И первое, что необходимо сделать на этом пути, — развести терминологию смежных дисциплин. Создать отдельную психологическую терминологию, может быть за исключением общих для всех слов, таких как «диагноз», «анамнез», «синдром» и некоторых других, прочно вошедших в специальную психологию.
Именно тогда появятся четкие «межевые» столбы. И не только в терминологии. Сразу же выделятся: и собственное содержание, и методология, и методики работы. Это касается и диагностики (еще один болевой момент). Ведь большинство методик специальной психологии впрямую заимствованы из дефектологии (большой поклон ей за это), используются логопедами и другими дефектологами. Что, в свою очередь, обижает психологов и точно так же требует определенных разграничений, по крайней мере стимульных материалов.
И только тогда можно будет говорить о реальном разграничении содержания дефектологии и специальной психологии.
Но в любом случае (как бы это ни принижало значения и не ущемляло психологической гордости) необходимо рассматривать психолога как вспомогательный субъект образования. Он, на мой взгляд, лишь помощник педагога, в том числе и логопеда. Подобную ситуацию следует распространить не только на специальное образование, где вообще дефектолог и логопед главные из главных, но и на общее образование.
В психологических центрах ситуация несколько иная, здесь уже психолог и логопед в равных позициях, хотя и не совсем (исключительно из-за недостаточной профессиональной подготовки психолога). Можно сказать, что психолог подготавливает базу, создает необходимые психологические предпосылки для эффективной и более успешной деятельности логопеда, дефектолога, педагога.
Опираясь на этот, не побоюсь сказать, методологический подход, можно понять и роль психолога в совместной работе с логопедом. Она должна быть не столько вспомогательной, сколько создающей основу (естественно, психологическую) для логопедической работы. Именно здесь, на мой взгляд, и проходит основное разграничение логопедической и психологической деятельности.
И не зря в названии статьи возникает метафора айсберга. Действительно, логопед работает, в первую очередь, с видимой частью айсберга под названием «ребенок» — оттачивает, шлифует до блеска вершину, то бишь феноменологию. В то же время психолог должен создать ту гигантскую «подводную» базовую часть, за счет которой айсберг не перевернется и будет дальше гордо плыть в безбрежном образовательном пространстве.

Читать еще:  Психолог тесты онлайн

Дефектология и специальная психология

Введение

В 60-70 годы прошлого столетия шла интенсивная акселерация детей и подростков. С середины 70-х годов до середины 80-х этот процесс стабилизировался, а с 90 года отмечается ретардация или «децелерация». Выявляется больше детей с задержкой физического развития, поздним половым созреванием. Двигательные качества подростков 90-х годов значительно ниже, чем у сверстников 60-х годов.

За последние 35 лет число практически здоровых школьников (I и II группы здоровья) снизилось в первых классах с 61% до 46%, в восьмых классах с 60% до 48%.

80% школьников испытывают стрессовые перегрузки, которые нарушают саморегуляцию физиологических функций и способствуют хронизации заболеваний.

На съезде психиатров России (ноябрь 1995) также констатировалось увеличение пограничной нервно-психической патологии у детей и подростков, доходящей у школьников города и села до 70-80%.

53% подростков с девиантным и делинквентным поведением имели психические аномалии и только половина из них находилась под наблюдением психиатра до правонарушения.

По материалам коллегии министерства образования РФ, посвященной здоровью школьников, 12.05.95 года, можно считать, что в настоящее время снизилось физическое и психическое развитие учащихся. Уже в 1-м классе 15% детей с хронической патологией (3-4 группы здоровья), а 80% с морфо-функциональными отклонениями (2группа здоровья).

За годы обучения в 5 раз снижается количество здоровых школьников. 30% школьников имеют нервно-психические отклонения.

В начальной школе 30% детей со слабым типом ВНД вследствие недоношенности, физиологической незрелости, перинатальной патологии (период с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки жизни новорожденного). По своему поведению и работоспособности эти учащиеся могут напоминать нервных детей.

Особую тревогу вызывает факт, что 70% учителей – невротики. Педагог становиться фактором риска для нервно-психической дезадаптации ученика.

В настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии – около 10%. Имеются в виду такие существенные отклонения, которые предполагают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих его взрослых, в первую очередь – родителей, требуют комплексного вмешательства специалистов – врачей, педагогов, психологов и нередко ставят вопрос о необходимости воспитания и обучения ребенка в особых учебных заведениях (детских садах и школах) или классах, а в отдельных случаях и индивидуально в домашних условиях или специальных интернатах.

Изучением аномалий развития психики детей занимаются три основные дисциплины: 1. Дефектология; 2. Детская патопсихология; 3. Детская психиатрия.

Дефектология (от лат. defectus – недостаток и греч.logos – учение, наука) – наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной (коррекционной) педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. Дефектология изучает также проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ЗПР, а также со сложными дефектами. К дефектологии относятся сурдотехника и тифлотехника, разрабатывающие технические средства коррекции и компенсации сенсорного дефекта.

В тесной связи с развитием дефектологии в нашей стране развивалась и оформилась специальная психология.

Специальная психология(психология аномальных детей) представляет собой сложную отрасль психологии, состоящую из отдельных дисциплин, каждая из которых изучает психологические особенности определенной категории аномальных детей и ход развития этих детей в условиях воспитания и обучения. В зависимости от специфики дефекта выделяют психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология), а также детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи и др.

В исследованиях по специальной психологии пользуются методом сравнительного изучения нормальных и аномальных детей, страдающих определенным дефектом; это позволяет выявить общие для всех детей закономерности развития и типичные для каждой из категорий аномальных детей.

Изучая особенности, типичные для определенной категории детей, психологи исследуют, как под влиянием воспитания и обучения развивается аномальный ребенок, как корригируются вызванные дефектом особенности и формируются положительные стороны его личности.

В процессе изучения применяется метод наблюдения, широко используются естественный и обучающий эксперимент, проводятся лабораторные эксперименты, осуществляется психологический анализ уроков и ознакомление с результатами разных видов деятельности детей. Имеются также исследования, основанные на длительных наблюдениях за детьми в условиях специально организованного направляющего педагогического воздействия. В зависимости от изучаемой проблемы каждая из ветвей специальной психологии в различных сочетаниях использует совокупность указанных методов исследования.

Разрабатывая свои теоретические позиции, специальная психология учитывает достижения детской и педагогической психологии, с которыми тесно связана.

Опыт педагогической работы с аномальными детьми и психологическое изучение этих детей показывает, что успехи в их развитии еще в большей мере, чем успехи в развитии нормальных детей, зависят от характера их воспитания и обучения.

Истории дефектологии хорошо известны случаи, когда заброшенные глухие, слепые, а тем более умственно отсталые дети оставались на крайне низком уровне развития из-за того, что не осуществлялось необходимого воспитания и обучения. И, напротив, работа специальных школ показывает, какого высокого уровня достигают помещенные в благоприятные для их развития условия глухие, слепые, слепоглухие, как успешно удается подготовить к трудовой деятельности умственно отсталых детей, если их обучение направлено на формирование личности ребенка в целом.

Итак, положение о ведущей роли обучения в развитии является одним из отправных положений не только детской, но и специальной психологии.

Выдающийся вклад в изучение аномалий развития сделал Л.С. Выготский, который на модели умственной отсталости сформулировал ряд общетеоретических положений, оказавших фундаментальное влияние на все дальнейшее изучение аномалий развития.

К ним, прежде всего, относится положение, что развитие аномального ребенка подчиняется тем же основным закономерностям, которые характеризуют развитие здорового ребенка.

Л.С. Выготский выдвинул положение о первичном дефекте, наиболее близко связанном с повреждением нервной системы, и ряде вторичных дефектов, отражающих нарушения психического развития в условиях первичного дефекта. Им было показано значение этих вторичных дефектов для прогноза развития и возможностей психолого-педагогической коррекции.

К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций ЦНС, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей.

Первичный дефект является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга. Возможно и их сочетание – при повреждении подкорковых образований возникает недоразвитие со стороны коры. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога.

Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций и т.д.

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизиологического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.

Механизм возникновения вторичных дефектов различен.

Вторичному недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. Например, по этому типу возникает нарушение формирования речи у глухих, конструктивного праксиса (от греч. praxis – действие; организованное, координированное сознательное действие) при детском церебральном параличе.

Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые во время повреждения находились в сенситивном периоде развития. В результате этого разные вредности могут приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном возрасте в сенситивном периоде развития находится произвольная моторика. Поэтому различные вредности (перенесенный менингит, травма черепа и т.д.) могут привести к явлениям задержки в формировании этой функции, что проявляется как двигательная расторможенность.

Важнейшим фактором возникновения вторичного недоразвития является социальная депривация (от лат. deprivatio – лишение). Дефект, препятствующий нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков.

Направление вторичного недоразвития чаще отмечается от элементарных функций к более сложным. Так, недоразвитие функций восприятия и памяти при некоторых органических поражениях головного мозга приводит к задержке в развитии интеллекта. Но возможно и противоположное направление формирования вторичного дефекта. Так, например, при олигофрении недоразвитие мышления способствует и вторичному недоразвитию потенциально более сохранного праксиса.

Читать еще:  Психолог после 9 класса пермь

Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект. Возможны несколько типов личностного реагирования.

Игнорирование – часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.

Вытеснение – относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.

Компенсация – такой тип реагирования, при котором происходит осознание и замещение утраченной функции за счет более сохранных.

Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.

Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.

Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений связана с особенностями детского возраста. Пропущенные сенситивные периоды в обучении и воспитании приводят к усугублению явлений недоразвития в подростковом возрасте.

Если у ребенка отмечается невозможность усвоения обычной программы при обучении в младших классах, весьма мала вероятность самостоятельной компенсации этого состояния в дальнейшем. Трудности в обучении детерминируют не только педагогическую запущенность, но и стойкое отрицательное отношение к школе, приводят к отклонениям в поведении.

В подростковом возрасте часто уже не сам первичный дефект, а явления вторичного недоразвития и личностные реакции на это состояние приводят к выраженным нарушениям социальной адаптации.

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 2188 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Специальное (дефектологическое) образование. Дефектолог: где и кем работает

В высших учебных заведениях поступающим предлагается широкий перечень направлений подготовки. Одна из специальностей, которую можно увидеть в некоторых университетах, академиях и институтах, – это «Специальное (дефектологическое) образование». Люди, отучившиеся на этом направлении, считаются уникальными и востребованными специалистами в современном мире. В каких вузах предлагается это направление подготовки? Кем работают выпускники, освоившие образовательную программу и получившие дипломы?

Дефектологическое образование: сущность направления

Дети и взрослые с ограниченными возможностями нуждаются в квалифицированной помощи специалистов. Ее оказывают подготовленные педагоги-дефектологи. Такую профессию получают люди после завершения обучения в вузах по направлению «Дефектологическое образование».

Во время учебы каждый студент изучает немало дисциплин. В их число входит и «Педагогика», и «Психология», и «Медико-биологические основы дефектологии», и «Клиника интеллектуальных нарушений», и т. д. В результате освоения программы человек может заниматься коррекционно-педагогической и консультативно-диагностической деятельностью:

  • корректировать нарушения развития;
  • разрабатывать индивидуальные образовательно-коррекционные программы;
  • изучать особенности психофизического развития и потребности лиц с ограниченными возможностями;
  • давать рекомендации лицам с ограниченными возможностями, членам их семей.

Профили специального (дефектологического) образования

Поступая на направление «Дефектологическое образование», абитуриенты, как правило, делают выбор между профилями. Их количество зависит от вуза. К примеру, поступающим на бакалавриат могут предлагаться следующие профили:

  • «Специальная психология»;
  • «Логопедия»;
  • «Педагогическое и психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Олигофренопедагогика».

Для получения более глубоких знаний во многих вузах по направлению «Дефектологическое (специальное) образование» создана магистратура. Программы подготовки встречаются следующие:

  • «Инклюзивное образование»;
  • «Педагогическое и психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Логопедия (образование лиц, имеющих нарушение речи)»;
  • «Инновационные технологии в дефектологическом образовании».

Актуальность специальности в современном мире

Университеты, академии и институты, имеющие специальность «Дефектологическое образование», приглашают студентов на обучение. Члены приемных комиссий, преподаватели говорят об ее актуальности, ведь в настоящее время является довольно острой проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Около 9–11 % лиц из числа детской популяции нуждаются в помощи педагогов-дефектологов. Помощь также необходима некоторым взрослым.

Люди, отучившиеся на направлении «Дефектологическое специальное образование», занимаются развитием, воспитанием и обучением детей с различными проблемами развития, относящимися как к психологической сфере, так и к физической. Направления работы специалистов нацелены на лиц с приобретенными и врожденными нарушениями зрения, слуха, патологиями речевого аппарата, снижением интеллекта, психоневротическими реакциями.

Наличие необходимых личностных качеств

Направление подготовки «Дефектологическое образование» интересное, но оно подходит далеко не всем людям. При выборе этой специальности следует учитывать, что дефектолог должен обладать определенными личностными качествами. Этот специалист должен быть:

  • инициативным;
  • энергичным;
  • доброжелательным;
  • тактичным;
  • уверенным в успешных результатах своей деятельности, применяемой коррекционной программы.

Будущий специалист должен быть оптимистично настроен. Оптимизм у уже работающих людей проявляется в социально активном отношении к субъекту, имеющему ограниченные возможности, к обществу, в которое будут включаться воспитанники, к самому себе.

Получение образования в РНУ

Практически в каждом городе есть вуз, в котором имеется направление «Дефектологическое образование». В Москве их функционирует несколько. Одно из учебных заведений – Российский новый университет (РНУ). Это автономная некоммерческая образовательная организация, существующая с 1991 года.

«Дефектологическое образование» в университете предлагает факультет психологии и педагогики. При поступлении каждому абитуриенту предоставляется возможность выбрать наиболее удобную для себя форму обучения. На дневном отделении занятия проводятся 5 дней в неделю. Пары начинаются в вузе в 9 часов. На заочной форме в Российском новом университете студенты самостоятельно осваивают образовательную программу. Занятия в вузе проводятся 2 раза в год во время сессий, продолжительность которых составляет около 20 дней.

Обучение в МПСУ

Из числа вузов, осуществляющих подготовку педагогов-дефектологов, можно еще привести в пример Московский психолого-социальный университет (МПСУ). Эта образовательная организация тоже является автономным некоммерческим учреждением. Свою деятельность вуз ведет с 1995 года.

Московский психолого-социальный университет, называвшийся ранее институтом, реализует огромное количество современных образовательных программ. Среди них имеется «Дефектологическое образование» на бакалавриате. Предлагается очная, очно-заочная и заочная форма обучения. Магистерские программы для этого направления в вузе не предусмотрены.

Будущее выпускников

Людям, отучившимся по направлению «Дефектологическое (специальное) образование» в вузах и получившим дипломы, можно работать в различных организациях:

  • в образовательных учреждениях всех видов и уровней;
  • в специальных (коррекционных) дошкольных, школьных и медицинских учреждениях;
  • в центрах по оказанию психолого-медико-педагогической и социальной помощи населению;
  • в учреждениях социальной защиты;
  • в благотворительных и общественных организациях по работе с людьми, которые имеют ограниченные возможности.

Выпускников в будущем ждет нелегкая работа. Им при работе с конкретным человеком нужно будет оказать помощь не только ему, но и его близким. Приведем пример. Итак, педагог-дефектолог занимается с ребенком в соответствии с разработанной коррекционной программой. В квалифицированной помощи нуждается и он, и его родители, близкие родственники, ведь семья играет важную роль в процессе коррекционно-педагогического воздействия. Сущность оказания помощи родителям заключается в консультировании по вопросам развития, обучения, социализации и интеграции ребенка в общество. Таким образом, работа будет трудной, но при этом интересной, поэтому специальность «Дефектологическое (специальное) образование» заслуживает внимания.

Специальность дефектолог

1.1. можете проводить занятия.

1.2. Да. можете проводить.

2.1. Юлия! Дефектологи относятся к группе специальных педагогов, так как их профессиональная деятельность тесно связана с медициной, социологией, психологией.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

3.1. Вам нужно смотреть код специальности (направления подготовки), чтобы понят, на кого учится Ваша дочь, потому что в Приказе Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061 (ред. от 30.08.2019) «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» отсутствует такая специальность, как Вы указали.
В укрупненных группах «Образование и педагогика» имеются направления и специальности, причем специальности есть в специалитете, в подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры, ассистентуры-стажировки, а в бакалавриате и магистратуре — только направления подготовки.
Дефектологом можно работать только с образованием по направлению бакалавриата или магистратуры 44.03.03.

4.1. Для работы учителем в школе на должности логопед — переподготовки будет не достаточно.
Логопедом (согласно ЕКС) может работать человек с высшим профессиональным образование в области дефектологии.
Надеюсь Вам помог.

На текущий момент профстандарт учителя-дефектолога не принят, поэтому квалификационные требования к данной должности устанавливаются Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»», утвержденным Приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761 н:

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

То есть для работы учителем-дефектологом необходимо наличие высшего профессионального образования в области дефектологии, курсов профессиональной переподготовки недостаточно.
В то же время согласно пункту 9 ЕКС:

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

То есть Вас могут принять на данную должность по рекомендации аттестационной комиссии.

6. Имею высшее дефектологическое образование по специальности учитель-логопед.

Достаточно ли пройти курсы переподготовки на дефектолога в объеме 720 часов без присвоения квалификации, чтобы работать дефектологом?

Или нужно обязательно проходить переподготовку на дефектолога с присвоением квалификации?

Читать еще:  Психолог конфликтолог обучение

Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»», утвержденному Приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761 н к должностям учителя-дефектолога и учителя-логопеда предъявлены одинаковые квалификационные требования:

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, Вы уже обладаете необходимым образованием для занятия должности «учителя-дефектолога».

7.1. Ирина!
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» требования к квалификации учителя-дефектолог установлены такие: Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
Однако тем же Приказом установлено, что допускается установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

Требования к уровню образования для воспитателя установлены Приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»:

Воспитатель: [quote]высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
[/quote]

Чтобы установить, относятся ли специальности учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог к укрупненным группам направлений подготовки «образование и педагогические науки» (у Вас правда три высших образования или это должности), следует изучить следующие нормативные акты:
1) Приказ Минобра РФ от 12 сентября 2013 г. №1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования;
2) Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 №1245 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования. »
В соответствии с первым приказом код направления подготовки по программе бакалавриата должен быть 44.03.01, 44.03.02, 44.03.03, 44.03.04, 44.03.05.
Если Вы получили диплом специалиста, то код направления должен быть: 050100, 050400, 050700, 051000.

9.1. В данном вопросе Вам вряд ли кто-либо даст исчерпывающий ответ. Все будет зависеть от требований Вашего работодателя в России, и квалификационной комиссии которую Вам необходимо будет пройти в России. Так же это будет зависеть от срока «пробела» в Вашей педагогической деятельности (если таковой имеется). Если не было перерыва в деятельности-все будет на много проще. Что могу указать точно-Вам необходимо будет подтвердить свой педагогический стаж до настоящего времени-развернутой справкой с последнего места работы и трудовой книжкой. Удачи Вам!

10.1. Смотрите на ставку. Если доплата не предусмотрена — а она точно не предусмотрена, то никаких шансов нет. Предпочтительнее устроиться ещё на несколько ставок в других ООУ — заработаете больше, и не будете в зависимости от одного работодателя.

11.1. Поскольку Вы ранее заключали трудовой договор, то вы уже не являетесь молодым специалистом к сожалению. А как вы сами написали, вы уже работали поваром кондитером, следовательно у вас не первых трудовой договор и рассчитывать на эти деньги вы не можете.

11.2. В данном случае Молодой специалист — в РФ — лицо, окончившее полный курс обучения и защитившее дипломный проект, сдавшие государственные экзамены в высшем или среднем специальном учебном заведении и направленные на работу комиссией по персональному распределению.

12.1. Согласно квалификационным требованиям к должности у вас должно быть соответствующее образование учителя начальных классов. Нужно переквалифицироваться по данной специальности иначе могут уволить.

13.1. Маргарита, Требования к должностям учителя и воспитателя — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Закон об образовании ст. 46 говорит, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

14.1. Вы вправе пойти работать в школу. Условия работы обсуждайте с администрацией образовательного учреждения.

14.2. По действующему законодательству Вас не могут взять на работу учителем, требования для данной должности установлены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761 н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Требования к квалификации учителя таковы: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

15.1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
36. К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

16.1. данный вопрос не является юридическим, вам необходимо точно узнать, что необходимо для устройства по данной специальности. Спасибо за выбор нашего сайта, всего доброго, до свидания.

16.2. Не совсем так, как написала коллега. Вопрос, конечно же, юридический. Просто смысл в том, что требования к кандидатам на должность -определяет работодатель. И если в должностной инструкции указано, что может быть принят работник со средне-специальным образованием и курсами, то Вас примут. Поэтому надо уточнять у потенциального работодателя.
Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.

17.1. При наличие диплома о прохождении переквалификации по специальности «дефектолог» сможете. Считайте у Вас новая квалификация просто будет)

18. Может ли кандидат философских наук с опытом работы в вузе, работать в школе?

Специальность 09.00.13 — философия культуры, философская антропология, религиоведение.

Необходима ли переаттестация?

Какие предметы он может вести?

Какой разряд и выплаты у него будут?

*высшее педагогическое (дефектолог+логопед)

* диплом преподавателя высшей школы

* диплом академии наук социальных технологий и местного самоуправления.

18.1. Со всеми теми регалиями что вы приложили работать в школе человек может логопедом. Разряды и выплаты зависят от условий его трудового договора стажа, переаттестация нужна именно по педобразованию. К примеру если в школе есть предмет мировая художественная культура может его вести.

19.1. Да имеете право, если должность предусматривает вашу специализацию почему нет? необходимо знать требования учреждения к кандидату — например наличие опыта работы..

19.2. Ваш вопрос необходимо уточнять не у юристов, а в департаменте образования. Там вам скажут точно, можете ли вы работать в детском саду дефектологом.

20.1. да , работать может

22.1. Это нужно уточнять у руководства.

23.1. Согласно Единому квалификационному справочнику должностей работников образования для того, чтобы работать учителем-дефектологом, необходимо наличие высшего профессионального образования в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
Подробнее >>>

23.2. Работать не сможете согласно новым квалификационным требованиям.

24.1. Нет, не нужно более ничего проходить.

25.1. статус никто не убирал.

26.1. Нужна проф. переподготовка.

27.1. Каким специалистом, если вы не работаете по специальности?

28.1. Нет. не можете. Нужно проходить профессиональную переподготовку.

29.1. В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н, утвердившего квалификационный справочник, к должности учителя-дефектолога предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы. Соответственно Вы не можете работать учителем-дефектологом.

30.1. Да, педагог и воспитатель это разные профессии. Достаточно пройти переподготовку, а не получать другое высшее образование

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector