Igro-zon.ru

Работа и жизнь
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальный психолог в школе

ПРОГРАММА Социально-психологической службы в школе
рабочая программа на тему

ПРОГРАММА

Социально-психологической службы

в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_raboty_sotsialno-_psihologicheskoy_sluzhby.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сакмарская СОШ»

директор ________ Горбунова Л.М.

Приказ № _____ от «____»_____200__г

Социально — психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально — психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.

В ходе социально — психологической работы с педагогами, учащимися и их семьям важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребенка реальны: семья, школа (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).

В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель — ребенок — учитель.

Данная программа предусматривает оказание помощи учащемуся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами.

Объектом работы социального педагога и психолога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми, контакты — адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.

Цель работы социально — психологической службы:

Содействие социально — психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка.

  • 1.создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
  • 2.выявить индивидуальные качества личности ребенка;
  • 3.оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем.

Структура работы службы:

Директор школы – общее руководство по реализации программы.

Зам. директора по учебно-воспитательной работе – создание воспитательно-образовательной среды для учащихся (малые педсовет,методсоветы, психолого- педагогический консилиум и др.). Организует работу по обучению педагогического коллектива работе с «трудными» учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса. Анализирует общую ориентированность работы в данном направлении, определяет её перспективы.

Зам. директора по воспитательной работе – создание воспитательной среды и привлечение учащихся к внеклассной работе. Организует работу по обучению педагогического коллектива работе с «трудными» учащимися в ходе воспитательного процесса.

Психолог – пропагандирует психологические знания об особенностях развития «трудных» учащихся и факторов, способствующих их неблагополучию, а также способов их педагогической коррекции. Проводит диагностическую, консультативную и коррекционно-развивающую работу.

Социальный педагог – изучает социальную микросреду, в которой находятся дети, требующие особого внимания и неблагополучных семей (работа с семьёй), ведёт строгий учет и контроль за разными категориями «трудных» детей, досуг детей вне школы. Работает с неблагополучными семьями совместно с классными руководителем и индивидуально с «трудными» детьми с целью коррекции их поведения. Проводит профилактическую работу. Осуществляет связь с городскими организациями социальной защиты, правоохранительными органами.

Классный руководитель – изучение личности учащихся, умение составлять личную характеристику и диагностическую карту. Классный руководитель должен владеть определёнными методиками, учитывать в работе возрастные особенности, создавать в коллективе комфортную обстановку через активную общественную деятельность учащихся, способствовать развитию и воспитанию зрелой личности.

Педагоги-предметники – создание на уроках через грамотное методическое преподавание, использование приёмов активизации познавательных процессов и дифференцированный подход адекватной среды для обучения «трудных» учащихся, умение грамотно общаться с ними.

Руководители ШМО – организация в методическом объединении работы по подбору материала и созданию методической базы для детей, имеющих трудности в обучении и развитии.

  1. Изучает ребенка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта
  2. Оказывает помощь ребенку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
  3. Анализирует состояние социально — психологического воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
  4. Направляет деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.
  5. Координирует и объединяет работу различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
  6. Охраняет и защищает личность, ее права, интересы ит.д.
  7. Создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся.
  8. Организует социально — психологическую и правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей.
  9. Решает конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями.
  10. Способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.

Принципы работы службы:

  • доступность — возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
  • своевременность — включение в работу службы на самых ранних стадиях;
  • индивидуализация — индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
  • комплексность — психологическое изучение личности и коррекция, подъем образовательного уровня, восстановление социального статуса;
  • эффективность — ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;
  • преемственность — единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;
  • многофункциональность — выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;
  • интеграция — полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
  • оперативность — быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
  • репрезентативность — представительство во всех социальных группах учащихся и учет их интересов;
  • адаптация — ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

2. Психологические и педагогические методики;

3. Психолого-педагогический анализ;

4. Социально-психологические методы.

Этапы реализации программы работы службы.

I этап – 2012 – 2013 учебный год.

II этап – 2013 – 2014 учебный год.

III этап – 2014 – 2015 учебный год– анализ и обобщение результатов. Разработка программы дальнейшей работы.

  • 1.Повысить социально — психологическую устойчивость учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.
  • 2.Смотивировать интересы учащихся к образовательному процессу.
  • 3.Быть способными к переменам, не замыкаясь в себе и стремиться к разнообразию контактов с окружающими людьми.

План работы социально-педагогической службы в школе на 2012-2013

Социально-психологическая служба

Состав службы социально-психологической помощи:

Зам. директора по ВР — Преснякова Екатерина Владимировна

Социальный педагог — Матвеева Елена Владимировна

Педагог-психолог — Силантьева Марина Владимировна

Основной целью деятельности службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.

Одна из задач социально — психологической службы – обеспечить такой психологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют, что своего ребенка отдали именно в эту школу.

Зачем нужна школе психологическая служба?

В каких случаях обращение к школьному психологу просто незаменимо? Чем может помочь психолог-педагог родителям, учителям, учащимся? Давайте разбираться в этом.

В современном сложном мире любой взрослый человек испытывает трудности, под влиянием которых начинает сомневаться в себе, в своих близких. Мы вступаем в конфликты с друзьями и незнакомыми людьми, что может нас раздражать, а иногда и повергать в депрессию. Напряженная жизнь и стремление все успеть порождают стресс. Если же мы обратимся к детям, подросткам, девушкам и юношам, то вышеописанная ситуация усугубляется тем, что все они находятся в процессе развития, формирования, со многими явлениями сталкиваются впервые и иногда отчаянно нуждаются в помощи такого профессионала, который выслушает, поддержит, откроет нечто важное в самом себе. Таким профессионалом является психолог.

Даже если жизнь складывается вполне нормально, именно психолог своими методиками подтвердит, что это действительно так. А может уловить некие предвестники будущих трудностей и скорректировать развитие так, чтобы избежать нежелательных последствий. Вот мама заметила, что ее первокласснику трудно сосредоточиться на простом домашнем задании или применить правило. Психолог проведет диагностику, установит причину, даст рекомендации.

Давайте вспомним, как нелегко большинству из нас давался выбор профессии. Начиная с 7-х – 8-х классов, психолог помогает подростку лучше понять себя, выявить свои предпочтения, а затем в старших классах сделать правильный профессиональный выбор.

Психолог работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и неуспешности.

Социальный педагог Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетному (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении.

Взаимодействие внутри службы:

Основное взаимодействие социального педагога и психолога идет по направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся, наркопрофилактика, просвещение, работа с «трудными» детьми. Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей учащихся различных возрастных категорий.

1. Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов.
2. Социально-правовое. Защита прав ребенка.
3. Социально-психологическое. Психолого- педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме.
4. Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у обучающихся.
5. Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи.
6. Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности.

Основные направления работы

  • Проверка посещаемости занятий учащимися.
  • Составление социального паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся с девиантным поведением.
  • Помощь в составлении планов классным руководителям индивидуальной работы с «трудными» учащимися.
  • Профилактические беседы с трудными» учащимися и их родителями.
  • Участие, в проверках планов воспитательной работы с «трудными» учащимися, работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсовета и т.д.
  • Взаимодействие с органами.
  • Развитие индивидуальных способностей учащихся.
  • Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.

  • Индивидуальное консультирование учащихся, родителей, педагогов по проблемным вопросам.
  • Диагностика индивидуальных способностей учащихся.
  • Участие в административных совещаниях, в работе Совета профилактики, малого педсовета и т.д., участие в мониторинге учебно-воспитательного процесса.
  • Помощь классным руководителям в составлении планов индивидуальной работы с «трудными» учащимися.
  • Помощь педагогам в составлении планов по самообразованию.

Сотрудники социально-психологической службы имеют право:

  • Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия группы продленного дня с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся;
  • Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
  • Проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);
  • Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др;
  • Обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайством в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;
  • Обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения.

Основные виды деятельности:

  • Социально-психологическое просвещение- приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к социально-психологическим знаниям.
  • Социально-психологическая профилактика- специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех этапах школьного возраста.
  • Социальная и психологическая консультация (индивидуальная, групповая, семейная).

  • Если ты никак не можешь добиться успеха в своем деле, подумай, может, причина в каком-нибудь из этих признаков:
  • У тебя нет четко поставленной цели: это сокращает путь к успеху.
  • Нет общего замысла: важно понимать, зачем ты ставишь перед собой именно эту цель.
  • Отсутствует план действий: если не знаешь, какие шаги предпринимать, цели не достигнешь никогда.
  • Ты слишком самоуверенна: допуская возможность ошибки, чтобы быть готовой изменить план действий.
  • Не веришь в успех: это парализует твои действия.
  • Ты не учишься на своих ошибках: не пугайся их, а проанализируй.
  • Не слушаешь советов: это не признак мягкотелости, а шанс поучиться на чужом опыте.
  • Ты боишься, что тебя скопируют: это может стать тормозом.
  • Ты устала: это провоцирует неудачи.
  • Ты боишься успеха: потому что не знаешь, что будешь делать после него.

Советы социального педагога

  • Чем больше добрых поступков мы совершаем, тем более счастливыми себя ощущаем.
  • Эту прямую зависимость подтвердило масштабное исследование психологов и социологов.
  • Те, кто выражает свою благодарность, нежность и другие добрые чувства к людям в конкретных повседневных делах, не только с большим оптимизмом смотрят на мир, но и физически чувствуют себя лучше, ощущают свою жизнь более гармоничной.
  • Конечно, хорошие поступки — это не единственный путь к счастью, но все же эти явления взаимосвязаны.
  • И потому, если в какой-то несчастливый момент вам покажется, что все идет не так, стоит попробовать творить добро чаще, чтобы восстановить душевное равновесие.

Практическая социальная психология в школе (Е.М. Дубовская, О.А. Тихомандрицкая)

Практическая социальная психология применяется в маркетинге, политике, в экстремальных ситуациях, при работе с кадрами (персоналом организации), в рекламе, в школе.

Особенности практики в школе: проблемы педагогической, возрастной, медицинской и социальной психологии переплетены.

Работа в школе включает два принципиально различных вида работы, две стратегии:

1. Психологическое консультированиекоррекция уже сложившейся ситуации, помощь клиенту в адаптации к уже существующим условиям. Задача психолога – проникновение в особенности конкретного случая и поиск психологических механизмов его коррекции.

2. Проектирование – создание проекта, прогнозирование будущей ситуации и закладывание в неё психологических условий для оптимального протекания определенной социальной деятельности. Задача психолога – выявление психологического содержания ситуации путём взаимодействия с педагогами.

Задача психолога – создание в школе условий, в которых ребенок мог бы приобретать социальный опыт, соответствующий реальной ситуации в обществе; становиться личностью на основе возможности свободного выбора, самоорганизации и саморазвития.

1) Педагогические коллективы не осознают глобальных проблем, сводя работу к устранению конфликтов и споров о правах учителя и учеников;

2) Организационные изменения (типа смены названия) воспринимаются педагогами как серьёзные инновации, которые должны тут же дать положительный эффект.

3) Нестабильность в обществе сказывается на индивидуальном, личностном уровне: повышение тревожности, деструкция социальной идентичности и пр.

4) Традиционная модель современной школы – манипулятивная: педагог – субъект, ученик – объект пед.воздействия. А нужно субъект-субъектное взаимодействие ребёнка и взрослого.

5) Психологическая подготовка учителей явно недостаточная, психологам, работающим в школе, надо восполнять эти пробелы.

Особенности консультирования в школе:

— Психолог – связующее звено между клиентом (ученик, учитель, родители) и узким специалистом.

— Часто у школьного психолога бывает одновременно два клиента: реальный – учитель (родитель), который просит помощи в работе с конкретным ребёнком, и потенциальный – этот ребёнок.

— Школьный психолог сам может выступить для себя заказчиком после проведения диагностики: он может видит возможные проблемы и потенциальных клиентов, может предотвратить кризисную ситуацию. Стирается грань между консультацией (коррекцией уже сложившейся ситуации) и проектированием (попыткой создать условия для оптимального развития ребёнка, для эффективности педагогической деятельности учителя, функционирования школы).

Школьная психологическая служба должна осуществлять работу, направленную на исправление уже сложившейся ситуации, а также создавать программы, которые обеспечили бы возможность избежать множества психологических ошибок, трудностей в педагогической деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Социально-психологическая служба

Здравствуйте! Вас приветствует Психолого-педагогическая служба

ГБОУ Школа №2005

Уважаемые родители и педагоги!

Психолого-Педагогическая служба – один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы. Основной целью службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе воспитания и обучения. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни воспитанников и обучающихся, становлению их индивидуальности, развитию творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению и познанию в целом.

Будем рады, если информация окажется полезной для Вас!

Основная цель деятельности Социально-психолого-логопедической службы школы – обеспечивать сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического здоровья воспитанников и обучающихся, содействовать развитию личности ребенка в процессе его воспитания, образования и социализации .

Педагоги-психологи, учителя-логопеды, учитель-дефектолог осуществляют сопровождение и поддержку всех участников учебно-воспитательного процесса (учеников, их родителей, педагогов).

Психолого-педагогическое сопровождение в ГБОУ организованно с целью создания благоприятных психологических условий для развития всех обучающихся, работы педагогов и воспитателей, оказания поддержки родителям и педагогам в воспитании и обучении детей и подростков, формирования психологической культуры взаимодействия, оказания психологической, логопедической, дефектологической помощи детям и подросткам в процессе обучения и воспитания

Задачами психолого-педагогического сопровождения в ГБОУ Школа № 2005 являются:

► обеспечение полноценного психического и личностного развития обучающихся в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями при освоении ими основных общеобразовательных программ;
► просветительская, психопрофилактическая, консультативно-диагностическая, социально-психологическая и иная диагностическая помощь;
► содействие в профессиональной ориентации обучающихся;
► предупреждения и профилактика нарушений в развитии устной и (или) письменной речи обучающихся (воспитанников);
► преодоление трудностей в освоении обучающимися (воспитанниками) основных общеобразовательных программ;
► разъяснение специальных знаний по логопедии, психологии, дефектологии среди педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников);
► обеспечение взаимодействия в разработке и (или) реализации адаптированных образовательных программ ГБОУ Школа №2005 и (или) других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям
► совершенствование методов психологического, дефектологического, логопедического сопровождения в соответствии с возможностями, потребностями и интересами обучающихся (воспитанников);
► возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи.

Педагоги-психологи организуют работу по основным направлениям деятельности:

Психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей, у педагогических работников и руководителей образовательных организаций потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углубленная) – психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов. Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Работа учителей-логопедов и учителя-дефектолога, с одной стороны, определяется общими стратегическими целями и задачами школы и находится в соответствии с государственными стандартами образования. С другой стороны, учитель-логопед следует частным чисто профессиональным целям и задачам, которые определяют основные направления деятельности, оказывая, прежде всего, помощь детям, испытывающим трудности при освоении общеобразовательных программ (прежде всего, по русскому языку), содействуя учителям в учебно-воспитательной работе с данной категорией детей, что в итоге способствует оптимизации общеобразовательного процесса. Организована логопедическая помощь следующим образом: С 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая проводятся логопедические скрининги.

Коррекционно-развивающая работа проводится в течение всего учебного года за исключением каникулярного времени (школа).

Логопедическое просвещение, консультативную деятельность для родителей, учителей и воспитателей учителя–логопеды и учитель-дефектолог начальной школы осуществляют в каникулярное время.

Социально-психолого-логопедическая служба ГБОУ Школа № 2005
2018-2019 учебный год.

Адрес

Специалист

Фамилия, имя, отчество

Читать еще:  Сколько зарабатывает психолог в екатеринбурге
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector