Igro-zon.ru

Работа и жизнь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальный психолог это

Социальная психология: введение в предмет

Социальная психология – это довольно сложная и многопрофильная область психологической науки. Она направлена на изучение практически каждой из отраслей жизни и деятельности человека в обществе: социального общения и взаимоотношения людей в социуме, психологических закономерностей социального поведения людей, а также мотивов объединения их в группы, конфликтов и общественных настроений. Социально-психологические знания необходимы любому индивиду, так как каждый общается и взаимодействует с прочими индивидами, а также сталкивается с межличностными проблемами.

Знания теоретического плана касательно социально-психологических процессов разрабатывались в классических работах отечественных и заграничных авторов, таких как Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, Д. Майерс, Б.Д. Парыгин, Т. Шибутани и прочих. В данном материале отображены результаты исследований в социальной психологии, проводившихся в современное время.

Можно выделить следующие актуальные направления – введение в социальную психологию, понятие о группе как социально-психологическом феномене, психологию общения, а также феномен личности в социальной психологии.

Введение в социальную психологию

Важно получить сведения об объекте и предмете социальной психологии, а также о ее задачах.

В начале двадцатого века, в 1908 году, были впервые напечатаны практически в одно и то же время работы англичанина В. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» и американца Э. Росса, специализировавшегося на социологии, «Социальная психология». Социальная психология в качестве отдельной науки появилась только в конце девятнадцатого столетия на стыке таких наук, как социология и психология. Постепенное развитие социума ставило перед учеными деятелями разнообразные социально-психологические задачи, своевременное решение которых стало очень важным для совершенствования таких областей общественной жизни, как политика, воспитание, производственные отношения и управление и так далее. Но оказалось, что данные проблемы довольно трудно изучать исключительно в рамках существовавших на тот момент научных дисциплин. Нужна была, в первую очередь, интеграция психологии и социологии, так как психология занимается изучением психики человека, а социология – изучением общества.

Психология и социология, по мнению Г.М. Андреевой, превратились в «материнские» дисциплины по отношению к появившейся социальной психологии. И при этом нельзя думать, что социальная психология – это только некая часть психологии и социологии. Самостоятельность этой сферы научного знания обуславливается спецификой предмета исследования, и он не способен изучаться в рамках одной из этих дисциплин.

Специфика предмета социальной психологии

Касательно специфики предмета социальной психологии есть разные мнения. В первую очередь под социальной психологией традиционно понимают многообразие проявлений социальной психики индивида: некие особенности его психического состояния, а также поведения в ситуации группового и массового взаимодействия с прочими индивидами. Во вторую очередь понятие «социальная психология» используется для обозначения научного направления, которое изучает закономерности психической жизнедеятельности индивида в обществе, в общении, а также во взаимодействии с прочими индивидами. Здесь указывается определение данной научной сферы, которое наиболее распространено именно в отечественной социальной психологии.

Социальная психология – это наука, которая занимается изучением закономерностей поведения, а также деятельности индивидов, объединенных в некие социальные группы, а также психологических характеристик данных групп.

Социальные группы формируются в рамках исторически определенного общества как некая совокупность людей, которые связаны между собой единством интересов, национальных и культурных ценностей, а также норм поведения.

Предмет изучения социальной психологии

Предметом изучения социальной психологии являются конкретные социально-психологические феномены, среди которых:

  • Некие психологические факты, закономерности, а также механизмы общения и взаимодействия индивидов при совместно осуществляемой деятельности.
  • Проявление, а также формирование определенных особенностей личности в разных общностях людей.
  • Психологические взаимосвязи, которые формируются между индивидами в процессе их взаимодействия друг с другом.
  • Психологические процессы появления, функционирования и развития разноплановых общностей индивидов и другие социально-психологические процессы и явления.

В конкретной зависимости от одного либо другого понимания предмета социальной психологии можно выделить базисные объекты социальной психологии, которые изучает данная наука, то есть носители социально-психологических явлений. К ним причисляют:

  • Личность в группе как в некой системе отношений.
  • Взаимодействие в рамках системы «личность-личность» (родитель-ребенок, руководитель-исполнитель, психолог-клиент, доктор-пациент и так далее).
  • Малая группа, такая как семья, трудовая бригада, учебный класс, воинский экипаж, группа приятелей и так далее.
  • Взаимодействие в рамках системы «личность-группа» (лидер-ведомый, руководитель-трудовой коллектив, ученик-учебный класс, командир-взвод и так далее).
  • Взаимодействие в рамках системы «группа-группа» (соревнование команд между собой, групповые переговоры, межгрупповые конфликтные ситуации и так далее).
  • Большая социальная группа (это может быть этнос, общественное движение, партия, социальный слой и так далее).

В последнее время большинство ученых, раздумывая над актуальными научными задачами, говорят о том, что активные социальные преобразования в мире требуют от специалиста любой психологической сферы социально-психологического понимания социальных процессов.

Практика последних лет и десятилетий продемонстрировала, насколько важной проблемой является психологическая неготовность индивидов к изменениям — социальным, политическим, экономическим, идеологическим.

Знаменитый отечественный социальный психолог Б.Д. Парыгин полагает, что большинство затруднений в социально-экономическом, политическом и правовом реформировании социума можно объяснить не только и не столько несовершенством одних либо других частных социальных проектов, сколько их полной несоотнесенностью с духовно-нравственным и социально-психологическим состоянием индивида. Он утверждает, что необходимо развивать и улучшать духовно-нравственную и социально-психологическую культуру, а также гражданское самосознание индивидов. Для успешного решения таких задач требуются глубокие и разноплановые знания в области именно социальной психологии.

Проводя оценку перспектив фундаментальных психологических исследований, Д.И. Фельдштейн рассматривает разные аспекты влияния глобальных общественных перемен на отдельного индивида. Большой объем данных, дискредитация значительного числа нравственных ориентиров, манипулирование сознанием индивида через СМИ, нестабильность экологической, политической, общественной и экономической обстановки – все это меняет сознание, деятельность, а также мотивационно-потребностную и эмоционально-волевую сферы личности.

Одной из главнейших исследовательских задач Д.И. Фельдштейн называл исследование проблемы самоопределения индивида, а также его личной идентификации с конкретной группой – страной, этносом, человеческим сообществом в целом. Нужно исследовать недостаточно изученные грани проблемы отношений, и в первую очередь «по вертикали»: дети-взрослые, молодые-пожилые. При этом нужно рассматривать не только отношения детей и взрослых, но конкретно их взаимодействие, и в том числе взаимовлияние.

Г.М. Андреева, указывая на важность развития психологии социального познания, утверждает, что нет ничего более значимого для индивида в сложном сегодняшнем мире, чем познание того, что его окружает, какие переживания данное окружение в нем вызывает и, конечно, как в подобных условиях нужно действовать. Практическая значимость социальной психологии, а также понимания предмета и методов социальной психологии, предопределяется важностью решаемых ею задач, напрямую связанных с жизнью индивида в обществе.

Читать еще:  Чем клинический психолог отличается от обычного

Задачи исследований социально-психологических феноменов действительно многогранны, среди них можно выделить:

  • Изучение содержания, форм проявления, а также закономерностей функционирования определенных социально-психологических процессов и явлений.
  • Установление всесторонних связей с представителями смежных наук, таких как социология, философия и прочие общественные науки, в совместном исследовании социально-психологических феноменов.
  • Прогнозирование экономических, политических, национальных и прочих существующих процессов в развитии государств на основании учета социально-психологических механизмов и закономерностей.

Социальная психология должна заниматься вопросами, которые волнуют определенное общество. В некоторых частях нашей планеты гораздо более значимы вопросы межрасовых отношений, а также дискриминации женщин. В других на первый план выходят вопросы межкультурной миграции населения, реформы образования, мотивации трудовой деятельности, экологического сознания, перемен в институте семьи и брака и так далее. Изучая личность, социальная психология в одно и то же время учитывает микро- и макросоциум, в которые она включена. Рассматривая социальные явления, наука помогает понять чувства, мотивы ценности стоящих за ними настоящих людей.

Социальный психолог

Социальный психолог специализируются на изучении различных групп: малых, крупных, рабочих коллективов, населения региона, спортивных команд и т.п. Его интересуют феномены, возникающие и протекающие в этих группах, закономерности их развития, способы управления ими, а также социометрия, прогнозирование, психодиагностика и многое другое. Работа относится к разряду «человек – человек». Профессия подходит тем, кого интересует психология и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Социальная психология потому и получила такое название, что специализируется на изучении социума, а заодно способов его менять, управлять им, помогать людям успешно функционировать в его рамках. Социальный психолог неплохо разбирается во всех отраслях психологии, но в первую очередь специализируется именно на работе с коллективами, на алгоритмах возникающих и протекающих в них процессов, на правила и принципы их жизни.

Особенности профессии

Профессия социального психолога может быть направлена как на исследовательскую деятельность, так и на разработку практических, прикладных решений для конкретных коллективов. Оба варианта по-своему важны: первый улучшает теоретическую базу социальной психологии, второй – помогает создать здоровую атмосферу в любой группе. Основные трудовые обязанности специалистов в этой области следующие:

  • Исследование состояния коллектива и всех его участников, в том числе, за счет использования психодиагностических методик.
  • Мониторинг психологической безопасности участников группы.
  • Оказание психологической помощи участникам группы или всему коллективу в целом (социальные психологи могут проводить мероприятия, направленные на сплочение команды).
  • Создание и реализация программ, направленных на психологическое просвещение, психокоррекционную работу, профилактическое воздействие, повышение психологического здоровья населения.
  • Психологическое сопровождение людей, относящихся к социально уязвимым слоям населения, психологическая помощь сотрудникам социальных организаций, психологическое сопровождение образования и жизни замещающих семей.
  • Разработка и реализация тренинговых программ, направленных на улучшение психологического климата в коллективе, ведение терапевтических и других групп.
  • Проведение психологических исследований, разработка теоретических концепций, оформление соответствующей документации.
  • Психологическая помощь при реабилитации в результате серьезных травм и повреждений, возвращение человека в социум.

Социальный психолог может заниматься достаточно разнообразной деятельностью, специализироваться на разной проблематике, однако суть ее – работа с коллективом и человеком в нем – остается неизменной.

Плюсы и минусы

Плюсы

  1. Интересная, общественно полезная профессия.
  2. Активно развивающаяся отрасль психологической науки, имеющая особую значимость в контексте глобализации.
  3. Возможность помогать людям.
  4. Возможность использовать профессиональные знания в собственной жизни.

Минусы

  1. Быстрое профессиональное выгорание при постоянной работе с социально уязвимыми категориями населения.
  2. Невысокая заработная плата.
  3. Высокая ответственность за состояние подопечных.

Важные личные качества

Для социального психолога важен аналитический склад ума примерно в той же степени, как и способности к эмпатии. Также подобный специалист должен быть ответственным, трудолюбивым, терпеливым, готовым к постоянному пополнению багажа своих знаний, к разработке нестандартных решений для заданных проблем. Не помешает ему и умение абстрагироваться от ситуаций своих подопечных, не принимать их слишком близко к сердцу.

Обучение на социального психолога

Чтобы стать социальным психологом, нужно получить высшее образование по общему профилю «Психология», его код — 37.03.01. Для поступления нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, биологии и иностранному языку либо математике (на усмотрение вуза). Некоторые высшие образовательные учреждения в качестве третьего предмета выбирают обществознание. Форма обучения может быть очной, заочной, очно-заочной. В первом случае диплом бакалавра студенты получают за 4 года, в остальных – за 5 лет.

Современная социальная психология

Социальная психология представляет большой интерес для студентов и исследователей, а также для экономики, бизнеса и многих общественных и политических институтов. Социальная психология нередко причисляется то к социологии, то к психологии. В США, например, сформировались две ветви социальной психологии: социологическая и психологическая. Организации ученых и практиков в области социальной психологии существуют как внутри Американской социологической ассоциации, так и внутри Американской психологической ассоциации. Социальная психология как учебная дисциплина преподается или социологами, или психологами. В нашей стране неоднозначность положения социальной психологии между социологией и психологией также достаточно заметна.

Социальная психология имеет много общего с социологией. Но социологи в большинстве своем изучают группы (большие и малые), а социальные психологи — индивидов. Сюда входит и изучение влияния группы на отдельных людей, а индивида — на группу.

В современной социальной психологии выделяют такие разделы, как социальная психология личности; социальная психология общения и межличностного взаимодействия; социальная психология групп. Социальная психология личности изучает, например социализацию личности, социально-психологические качества индивида, мотивацию поведения личности, влияние социальных норм на это поведение. Социальная психология общения и межличностного взаимодействия исследует различные виды и средства коммуникаций между людьми, механизмы этих коммуникаций, тины взаимодействия людей в процессе решения задач — кооперацию, конфликты, компромиссы, а также вопросы социального познания, такие как восприятие, понимание и оценка людьми друг друга. Социальная психология групп рассматривает разнообразные групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, динамику их функционирования и стадии развития, а также межгрупповые отношения. В рамках этих разделов разрабатываются теории и проводятся эмпирические исследования. Рассмотрим их подробнее.

1. Социальная психология рассматривает личность в контексте разнообразных социальных связей человека и его включенности в различные социальные группы. При этом акцепт делается па процессах взаимодействия и взаимовлияния личности и тех групп, в которые она включена. Социально-пcихологичeскиe теории личности характеризуют социальную обусловленность психических явлений человека в условиях социального взаимодействия. При этом изучаются социальные установки личности (аттитюды), стереотипы и предрассудки, ценностные ориентации, процессы социализации человека.

Читать еще:  Социальный педагог психолог обучение

Социальная установка — это отношение человека к определенному объекту в определенных условиях, которое вызывает у него психологическое переживание и соответствующим образом регулирует поведение. В социальной установке обычно изучается отношение и поведение относительно социальных объектов. Социальные объекты понимаются в широком смысле, как институты общества и государства, явления, события, процессы, нормы, личности и т.д. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд».

Социальные установки в большой мере предопределяют восприятие человеком тех или иных явлений. Иллюстрацией этому может служить эксперимент американского психолога Соломона Аша, проведенный в 1952 г. В двух группах испытуемых поставили вопрос, согласны они или нет со следующим утверждением: «Я считаю, что маленький бунт время от времени — полезная вещь и необходим в политическом мире, как гроза в мире физическом». Но при этом автором утверждения в первой группе назвали Т. Джефферсона, одного из первых президентов США, а во второй В. И. Ленина, российского революционера и одного из главных организаторов социалистической революции 1917 г. в России.

Большинство испытуемых в первой группе выразили согласие с утверждением, понимая «маленький бунт» буквально, как нe несущий с собой большой опасности. Большинство во второй группе с утверждением не согласились, ассоциируя «маленький бунт» с кровавой революцией. Таким образом, социальные установки испытуемых но отношению к Джефферсону и Ленину (и связанным с ними событиям) предопределили разный характер их перцептивных установок при восприятии одного и того же утверждения.

Выделяют две разновидности социальной установки — стереотип и предрассудок. Стереотип социальная установка с застывшим, нередко обедненным пониманием объекта. Предрассудок социальная установка с извращенным пониманием объекта, вследствие чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном, искаженном виде.

Понятие ценностной ориентации используется в социальной психологии для характеристики обобщенного эмоционального отношения человека к различным сторонам жизни. Ценностные ориентации включают в себя интересы, убеждения, идеалы, направленность личности.

Социализация понимается как усвоение индивидом социального опыта, как формирование и развитие системы социальных установок личности. Социализация происходит через формальные (семья, детский сад, школа) и неформальные (товарищи, случайные знакомые) группы, к которым принадлежит человек в разные периоды своей жизни.

2. Важнейшим предметом исследования в социальной психологии является психология межличностного взаимодействия. В рамках этой тематики изучаются общение, межличностные отношения, конфликты, социальная перцепция.

В социальной психологии выделяют три функции общения: информационную, интерактивную и перцептивную. Информационная функция предполагает обмен информацией между людьми в процессе общения. Коммуникация может быть вербальной (с помощью речи) и невербальной (жесты, мимика, пантомимика, интонации голоса, контакт глаз и т.н.). Интерактивная функция общения, в отличие от коммуникативной, характеризует взаимодействие людей. В связи с этим исследуются процессы воздействия людей друг на друга: подражание, внушение, убеждение, организация совместной деятельности, сотрудничество, соперничество, конфликты. Помимо межличностного общения, большое внимание в работах социальных психологов уделяется изучению эффективности делового общения.

В результате взаимодействия между людьми возникают определенные отношения: социальное притяжение, симпатия, антипатия, совместимость, дружба, любовь, которые также являются предметом изучения в социальной психологии.

Социальная перцепция характеризует закономерности и особенности восприятия и понимания человеком других людей. Большое количество исследований проводилось и проводится в социальной психологии в этом

направлении. Изучено, какое влияние на понимание другого человека оказывают пол, возраст, национальность, темперамент, социальный интеллект, психические состояния, установки, опыт общения, профессиональные и личностные особенности людей.

3. Социальная психология традиционно занимается изучением малых групп и отношении в них. Экспериментально изучается структура малых групп, их развитие, различные эффекты взаимодействия индивида и малой группы. Разрабатывается классификация малых групп. В частности, различают формальные и неформальные группы. Формальными называются группы, членство в которых носит преимущественно формальный характер, т.е. определяется официальными (формальными) предписаниями. К формальным малым группам относятся учебные (класс), трудовые (бригада) и другие первичные коллективы социальных организаций. Неформальные малые группы — это объединения людей, возникающие на основе внутренних потребностей членов группы в общении. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

В каждой группе складываются определенные взаимосвязи, которые описывают ее структуру, при этом отношения между членами группы развиваются. Взаимодействие индивида и группы характеризуется целым рядом социально-психологических феноменов: групповое давление, внушаемость, конформизм, совместимость, сплоченность, кооперация, лидерство.

Исследование конформности Соломона Аша. Один из ранних и самых известных экспериментов по изучению влияния группы на мнение индивида провел американский психолог Соломон Аш в 1950-х гг. Он изучал явление конформности в контролируемых лабораторных условиях на примере простых задач визуального сравнения. Серия экспериментов но стандартной методике заключаюсь в следующем.

Выло сформировано несколько групп студентов по семь участников в каждой. Однако шестеро человек в каждой группе были подставной группой, и только седьмой участвовал в опыте «по-настоящему». Все участники присутствовали в комнате и отвечали на вопросы ведущего по очереди. При этом единственный настоящий участник опыта каждый раз отвечал последним.

Ведущий показы ваз участникам две карточки с линиями. На одной карточке (А) была нарисована одна линия — линия-образец, а на другой карточке (Б) — три линии разной длины, одна из которых такой же длины, как и образец. Длина линий была такова, что их легко можно было сопоставить.

Ведущий предлагал участникам ответить на вопрос, какая из линий на карточке Б совпадает по длине с линией, изображенной на карточке А.

Эксперимент был организован так, что сначала все участники эксперимента были единодушны в своих оценках. Однако в последующих опытах участники подставной группы стали утверждать, что более короткая линия равна по длине линии-образцу, а более длинная совпадает с короткой.

В некоторых опытах члены подставной группы единодушно выбирали один и тот же неверный ответ. Эти группы назывались критическими.

В результате эксперимента выяснилось:

  • — одна треть настоящих испытуемых давали неверную оценку длины линий, совпадающую с оценками членов подставной группы;
  • — студенты, вошедшие в контрольную группу и отвечавшие на вопрос конфиденциально, в письменной форме, практически нe допустили ошибок при выполнении этого задания;
  • — около 30% всех настоящих испытуемых согласились с мнением большинства не менее чем в половине «критических» исследований;
  • — 70% студентов как минимум один раз проявили конформность;
  • — 25% настоящих испытуемых последовательно отстаивали свою независимую позицию на фоне остальных участников эксперимента.
Читать еще:  Чем занимается психолог в образовательном учреждении

Таким образом, эксперимент Аша показал, что даже при наличии надежных признаков верной оценки неправильное мнение группы способно оказать существенное влияние на отдельных ее членов. Работы Аша стали толчком к исследованию механизма конформности и продолжаются в современной социальной психологии.

Особый интерес в социальной психологии вызывает проблема конфликтов, требующая изучения причин конфликтных ситуаций, механизмов конфликтного взаимодействия, путей и методов управления ими.

Семья как малая группа также является актуальным предметом социально-психологических исследований. Изучаются проблемы межличностной симпатии и притяжения, любви, супружеской совместимости, различные аспекты взаимоотношений взрослых и детей в семье.

4. Психологические аспекты функционирования больших социальных групп и массовые социально-психологические явления — еще один важный раздел социальной психологии.

Большими социальными группами считаются нации, социальные классы, ассоциации, союзы, партии, демонстрации и митинги, толпа. Психологические феномены в условиях больших групп имеют свою специфику, поэтому становятся особым предметом исследований. В связи с этим в социальной психологии изучаются социальное мышление, общественное мнение, менталитет, традиции, ценности, предрассудки, подражание, психологическое заражение, слухи, паника и другие формы группового взаимодействия.

Актуальными проблемами социальной психологии являются также психология толпы, массовой коммуникации, моды, пропаганды, исследования методов психологического воздействия на людей.

Психология межгрупповых отношений — относительно новое направление в социальной психологии, где изучаются разные типы отношений между производственными, социальными, этническими, политическими группами людей.

Потребность в социально-психологических исследованиях в условиях современного общества возникает во многих областях общественной жизни: в сфере экономических отношений, в средствах массовой информации, политике, сфере обслуживания. В последние годы психолога можно встретить в рекламном агентстве, банке, штаб-квартире политической партии, государственном комитете. Появляются практические социально-психологические центры и фирмы. К социальной психологии обращаются также и специалисты в педагогике, юриспруденции, медицине. Существуют большие возможности использования прикладной психологии и в средствах массовой коммуникации: печати, телевидении, радио. Работа в этой сфере может касаться проблем эффективности восприятия тех или иных сообщений, впечатления, которое производит человек.

Социальная психология в разнообразных прикладных вопросах становится одной из наиболее популярных отраслей современной психологии. Расширились возможности использования практической социальной психологии. Количество журналов и книг по социальной психологии значительно возросло.

Практическое применение социальная психология как наука находит в экономике, юриспруденции, политике. У нас в стране и за рубежом развиваются такие направления прикладной социальной психологии, как промышленная социальная психология, психология управления, торговли, рекламы, политическая психология, психология религии, психология семьи. Многие из этих направлений исследований и практической психологической работы носят междисциплинарный характер и в большей мере связаны с экономической, организационной психологией или психологией труда, потому рассматриваются в других главах учебника.

В Российской Федерации утвержден профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере» (приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 682н), определяющий типы и виды работ, которые выполняет психолог в социальной сфере [1] . Он перечисляет типичные задачи, которые решают психологи, и категорий людей, с которыми они работают в обществе. Многие из этих задач освещены в других разделах. В этой главе мы рассмотрим только те, которые относятся непосредственно к компетенции социальной психологии.

Социальная психология

Социальная психология — одно из наиболее быстро развивающихся и востребованных направлений. В последнее время спрос на специалистов в этой области все возрастает.

Поскольку основным предметом социальной психологии является поведение человека в группе, а также закономерности формирования и развития самих этих групп, выпускник РГГУ, получивший эту специальность, в дальнейшем способен работать в сфере бизнеса и рекламы, образования и психологического консультирования.

Где работают социальные психологи?

Практическая деятельность социального психолога включает работу с организациями – отбор сотрудников, их обучение и развитие.

Кроме того, социальный психолог может работать в области маркетинга и рекламы. В данном случае его деятельность связана с оценкой и анализом условий эффективности рекламного воздействия.

Социальные психологи работают и в системе образования, в частности, в школах. Они занимаются психологическим обеспечением педагогической деятельности, а также созданием условий для развития учащихся.

И наконец, работая в психологических центрах, наши выпускники осуществляют работу в области индивидуального и группового психологического консультирования.

Как происходит обучение?

Для решения практических задач социальному психологу необходимо получение фундаментальных знаний в разных областях психологии. Поэтому учебная программа, созданная для студентов ИП РГГУ, обучающихся по специальности «Социальная психология», включает три блока психологических дисциплин.

Цель первого блока — ознакомление студентов с основными разделами психологии. Он одинаков для представителей всех специализаций.

Цель второго блока — формирование у студентов глубоких зданий в области социальной психологии. Он включает в себя дисциплины, дающие общее представление о психологии социальных групп. Среди них «Психология коммуникации», «Психология конфликта», «Психология социального познания», «Социальная психология личности», «Психология малых групп», «Психология межгрупповых отношений», «Этнопсихология» и т.д.

Практическое приложение знаний требует владения методами социально-психологического исследования и воздействия. Для этого в программу специализации введены курсы «Практикум по социальной психологии» и «Основы социально-психологического тренинга».

Третий блок дисциплин рассчитан на углубленную специализацию студентов в одной из двух областей: «Политическая психология. Психология рекламы» или «Организационная психология».

Студенты, специализирующиеся в области политической психологии и психологии рекламы, посещают курсы «Психология рекламы», «Планирование и организация рекламных компаний», «Психология потребительского поведения», «Политическая психология», «Психологическое консультирование в политических процессах» и др.

Для тех, кто выбрал организационную психологию, читаются такие дисциплины как «Организационная психология», «Организационная диагностика и консультирование», «Управление персоналом», «Управление организационными проектами и изменениями», «Психотехнологии командообразования» «Психотехнологии ведения переговоров».

Для того чтобы помочь студентам овладеть навыками практической работы, в процессе обучения проводится производственная практика. Ее место зависит от выбранной студентом специализации.

На сегодняшний день выпускники кафедры социальной психологии Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ являются одними из самых востребованных специалистов на рынке труда. Возможности трудоустройства обеспечивает высокое качество образования, актуальность учебных дисциплин, их соответствие запросам практики.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector