Igro-zon.ru

Работа и жизнь
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолог социальный педагог

Педагог-психолог: плюсы и минусы профессии

Будущие студенты факультетов психологии, а также те, кто уже получил высшее образование по специальности «Педагог-психолог», начинают размышлять о том, что предусматривает выбранное ими направление деятельности. Это связано с тем, что сфера психологии подразумевает много разнообразных областей. Чтобы выбрать действительно подходящее профессиональное направление будущей деятельности, которое будет приносить удовольствие, необходимо обладать как можно большим количеством информации о том, что входит в обязанности такого рода специалиста, где он может работать, какими качествами должен обладать, где получить соответствующее образование.

Общие сведения

Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души. С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии.

Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ». Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы.

  • Рост заработной платы в связи с увеличением интереса к данной профессии в последнее время;
  • Возможность оказывать помощь людям и быть полезным социуму;
  • Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
  • Большой выбор сфер деятельности для трудоустройства.
  • Размер оклада у начинающего специалиста;
  • Эмоциональные нагрузки и переживания за подопечных;
  • Коммерческая сфера не развита в России.

Обязанности

Специалист, желающий занять должность «Педагога-психолога» должен иметь диплом о высшем или среднем специальном образовании по направлению «Педагогика и психология». Должностные обязанности данной профессии могут отличаться в зависимости от выбранной области деятельности. Ниже приведены основные пункты из должностной инструкции:

  • Проведение работ по сохранению психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в учебных заведениях;
  • Участие в охране прав в соответствии с «Конвенцией по охране прав ребёнка»;
  • Проведение анализа факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие личности учащихся и воспитанников, а также принятие мер по оказанию различного рода психологической помощи;
  • Составление психолого-педагогических заключений на основании материалов исследовательских работ;
  • Оказание психологической поддержки творчески одарённым детям;
  • Ведение документации по установленной форме;
  • Осуществление работы по устранению проблем в развитии личности;
  • Проведение различных социально-психологических тренингов;
  • Консультирование и оказание психологической помощи сотрудникам учреждений;
  • Проведение занятий по профилактике социальной дезадаптации.

Место работы

В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.

Получив диплом о соответствующем образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:

  1. Психологическая консультация в школьных и дошкольных учреждениях.
  2. Медицинский вид психологических консультаций.
  3. Преподавание психологии.
  4. Деятельность в службе работы с кадрами.

В соответствии с выделенными направлениями деятельности, квалифицированные специалисты востребованы в:

  • Дошкольных и образовательных (школы, техникумы, ВУЗы) заведениях;
  • Медицинских учреждениях (реабилитационные центры) и сфере здравоохранения (детские больницы, санатории);
  • Социальных службах (центры социальной защиты, приюты для бездомных и др.) и правоохранительных органах (полиция, воспитательные колонии и др.);
  • На предприятиях в любой сфере человеческой деятельности, где работа сотрудников подразумевает наличие психологически-эмоциональных нагрузок;
  • В специальных подразделениях, созданных Министерством по чрезвычайным ситуациям;
  • Предоставление индивидуальных профессиональных услуг в частных кабинетах.

Важные качества

Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.

Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя. Из этого следует, что к личным качествам относится:

  • Богатый лексический запас;
  • Знание литературы, истории, искусства;
  • Умение приводить аргументы, используя примеры известных личностей и литературных персонажей.

Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:

  • Гуманитарный и аналитический склад ума;
  • Воспитанность и тактичность;
  • Гуманность и деликатность;
  • Уравновешенность и спокойствие;
  • Учтивость и вежливость;
  • Общительность и умение располагать к себе человека;
  • Человеколюбие;
  • Наблюдательность и проницательность;
  • Обладать даром убеждения.

Обучение

Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».

Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:

  • Русский язык;
  • Математика (базовый уровень);
  • Биология (профильный предмет).

Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.

Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:

  1. «Психология личности и группы».
  2. «Формирование педагогической деятельности».
  3. «Психология развития».
  4. «Психологическое сопровождение педагогического процесса».

Во время учебного процесса студент изучает как общеобразовательные дисциплины, так и профильные, а именно:

  • Общая психология;
  • Психология управления;
  • Психодиагностика;
  • Индивидуальная и социальная психология;
  • Психологическое консультирование;
  • Возрастная психология;
  • Социальный и психологический тренинги;
  • Социальная педагогика.
  • Теория и методика обучения и воспитания;
  • Психология в коммерции и образовании;
  • Менеджмент организации;
  • Управление персоналом;
  • Конфликтология;
  • Иностранный язык.

Как видно из данного перечня, студент получает не только знания по психологическим и педагогическим наукам, но и изучает менеджмент и управление персоналом, что расширяет круг мест для трудоустройства.

Получить диплом о соответствующем образовании можно в следующих ВУЗах страны:

  • Московский социально-педагогический институт (средний балл ЕГЭ – 56.8, стоимость обучения 110 тыс. руб. в год);
  • Московский городской педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 72.12, стоимость обучения 199,6 тыс. руб. в год);
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (средний балл ЕГЭ – 67.07, стоимость обучения 138,7 тыс. руб. в год);
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет
  • (средний балл ЕГЭ – 62.5, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
  • Уральский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 63.81, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
  • Новосибирский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 61.73, стоимость обучения 87 тыс. руб. в год);
  • Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (средний балл ЕГЭ – 63.10, стоимость обучения 95,3 тыс. руб. в год).

Напоследок следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии по стране составляет 79.1%.

Заработная плата

Средний оклад педагога-психолога по РФ составляет 31 000 руб. В зависимости от региона и места работы данная цифра может изменятся.

Минимальная зарплата – 15,4 тыс. руб. Максимальный заработок в месяц – свыше 100 тыс. руб. и выше.

Средний оклад по должностям представлен ниже:

К заработной плате могут добавляться надбавки:

  1. За высшее образование – 10%.
  2. За специфику работы – 20%.

Социальный педагог и психолог

Социальный педагог Петергофской гимназии

Гинц Надежда Алексеевна
тел. 417-34-58

График работы социального педагога.

Дни неделиВремя работыПриемные часы
Понедельник8.30-16.0015.00-17.00
по вопросам питания
Вторник8.30-16.00
Среда8.30-16.00
Четверг8.30-16.00
Пятница8.00-18.0015.00-18.00
Субботаметодический день

Педагог-психолог Петергофской гимназии

Рябоконь Наталья Юрьевна

Дни приема:
понедельник, вторник – 09.00-11.00, среда – с 16.00 до 18.00
В социально-педагогической деятельности социальный педагог руководствуется следующими основными нормативно-правовыми документами:

Читать еще:  Психолог это человек который

В основе социально-педагогической деятельности лежат следующие принципы:

  • принцип взаимодействия – сотрудничество со всеми работниками школы, социальными институтами города по решению проблем ребенка;
  • принцип индивидуального и личностно-ориентированного подхода, основанного на гуманном отношении к личности, уважении прав учащегося, педагога и родителя, создание условий для саморазвитии и социализации личности;
  • принцип позитивного восприятия, толерантности личности, основанного на принятии ребенка и взрослого такими, каковы они есть, и опираясь на положительные качества, формировать другие, более значимые свойства личности;
  • принцип конфиденциальности, в основе которого лежит открытость, доверие, сохранение профессиональной тайны.

Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:

1. Аналитико-диагностическое.
Социально педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка: изучаем личность ребенка, его индивидуальные особенности, школьную документацию, медицинскую карту, жилищно-бытовые условия, особенности развития и воспитания ребенка, семейных отношений, образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы, анализируем, систематизируем полученную информацию для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности. Проводим мониторинг социальной ситуации развития ребенка

2. Социально-правовое.
Социально-педагогическая защита прав ребенка – выявляем и поддерживаем учащихся нуждающихся в социально-педагогической поддержке.

3. Консультативное.
Социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении, предпрофильной подготовке, консультирование родителей, педагогов, классных руководителей, по решению социально-педагогических проблем ребенка.

4. Профилактическое.
Социально-педагогическая профилактика и коррекция – способствуем своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся, формированию потребностей в ведении учащимся здорового образа жизни, проводим профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в школе, отделе по делам несовершеннолетних при городском отделе милиции, повышаем уровень правовой культуры учащихся и родителей.

5. Методическое.
Организационно-методическая деятельность – проводим анализ своей социально- педагогической деятельности, с целью повышения педагогического мастерства, участвуем в работе педагогических советов школы, школьном факультете повышения квалификации, методических объединениях классных руководителей, по социально- педагогическим проблемам, участвуем в городских методических объединениях социальных педагогов, изучаем новинки методической литературы по социальной педагогике, достижения науки и практики, проводим социально-педагогические исследования, участвуем в конкурсах педагогического мастерства: городских, региональных, всероссийских. Основными чертами современного человека является готовность и умение непрерывно учиться; способность к логическому, аналитическому, критическому и конструктивному мышлению; способность к ответственным решениям; умение общаться и сотрудничать, точность и продуктивность; толерантность и ответственность, физическая и психическая выдержка – эти качества возможно развивать, реализуя компетентностный подход. Наша социально-педагогическая деятельность позволяет осуществлять компетентностный подход – мы разделяем точку зрения коллектива исследователей под руководством А. П. Тряпицыной на компетентностный подход, где “способность” рассматривается как “умение делать”.

Такой подход помогает учащемуся реализовать интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. При этом умения носят интегративный характер и формируются в рамках изучения всех школьных курсов и предметов, но образуются в ситуации активного использования их в учебных или жизненных ситуациях. Задача социального педагога состоит во включении ученика в реализацию социально-значимой деятельности, поддержка в ребенке стремления к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке.

Для эффективности решения поставленных задач мы взаимодействуем со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом школы и внешними социальными институтами города. Используются при этом различные методы, способы, приемы и формы работы.

Основные направления и формы работы.

1) Взаимодействия с классным руководителем:

  • Семинары;
  • Консультации;
  • Педсоветы;
  • Выступления на родительском собрании

.2) Работа с неблагополучными семьями:

  • Посещения на дому;
  • Консультации;
  • Индивидуальные беседы.

3) Работа с учащимися девиантного поведения:

  • Индивидуальные беседы;
  • Посещение на дому;
  • Посещение уроков.

4) Работа с семьями опекаемых детей:

  • Обследование материально-бытовых условий;
  • Организация летнего отдыха.

5) Работа с учащимися:

  • Беседы;
  • Посещение уроков;
  • Анкетирование;
  • Классные часы;
  • Общешкольные мероприятия.

6) Методическая работа:

Объявления!

Уважаемые родители !
С 16 марта вводится свободное посещение школ. Решение о посещении ребенком школы принимается родителями. Это решение может быть выражено как в письменном заявлении, так и в свободной форме через мессенджеры классному руководителю.

25.04.2020 – вступительные экзамены для будущих пятиклассников, начало в 14.00.

Для входа в новую версию портала “Петербургское образование” используйте адрес https://dnevnik2. petersburgedu.ru/

Логины и пароли для входа остаются прежние! Заново регистрироваться и подавать заявление в школу не нужно! Обращаем Ваше внимание, что со стороны школы все условия для предоставления услуги выполняются в полном объеме! По всем вопросам, связанным с техническими проблемами работоспособности сервиса “Электронный дневник”, Вы можете обращаться в службу технической поддержки портала по телефону +78126704307

Уважаемые гимназисты и родители!
Выдача справок, личных дел, прием документов в гимназию осуществляется по будним дням с 14-00 до 15-00.
Тел. для справок:
417-34-58, 417-38-64.

Дистанционное обучение

Электронные образовательные ресурсы

1. Портал дистанционного обучения (http://do2.rcokoit.ru). Интерактивные курсы по основным предметам школьной программы.

2. Российская электронная школа. Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам.

3. Учи.ру. Интерактивные курсы по основным предметам 1-4 классов, а также математике и английскому языку 5 – 9 классов.

4. Московская электронная школа. Видеоуроки и сценарии уроков.

5. Лекториум. Онлайн-курсы и лекции для дополнительного образования.

6. Интернет урок. Библиотека видеоуроков по школьной программе.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ и
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ:
рядом или вместе?

Деловая игра

Регулярно работая на курсах повышения квалификации с социальными педагогами и педагогами-психологами, мы обратили внимание, что вопросы профессиональной деятельности, волнующие этих специалистов, практически идентичны. Это работа с «трудными» подростками, с «кризисными» семьями, с детьми, находящимися в социально опасном положении, работа, связанная с профильным обучением и пр.

Анализ учебников по социальной педагогике, занятия с социальными педагогами убедили нас в том, что формы работы и тех и других специалистов во многом подобны. Вот выдержка из книги по основам социально-педагогической работы: «Социально-педагогическую работу в первом приближении можно представить схемой: получение необходимого фактического материала — социально-педагогический диагноз — коррекционно-терапевтические и другие помогающие воздействия» (из книги А.С. Никончука «Введение в методические основы социально-педагогической работы»).

В «Справочной книге социального педагога» Р.В. Овчарова приводит пример социально-педагогической технологии работы с подростками в школе, в которую входит, помимо организационной деятельности, проведение диагностических процедур (для изучения личности подростка предлагается опросник Кэттелла, Шмишека и т.п.), проведение тренинга (например, личностного роста (!) или жизненных умений), консультативно-методическая работа и пр., и пр. Правда, коллеги-психологи, знакомо до боли?! И для нас скорее речь не о том, что социальные педагоги используют психологические технологии, а о том, что с конкретным школьником могут работать разные специалисты, занимаясь примерно одним и тем же.

И кстати, в этой ситуации не работает закон перехода количества в качество (например, если школьник два раза выполнит тест Шмишека, его характеристика не станет более полной, а отношение к подобной деятельности взрослых у него вряд ли будет серьезным).

С целью осознать необходимость координации деятельности между социальными педагогами и педагогами-психологами по основным направлениям воспитательной работы в учреждении образования, выработать подходы к разделению зон ответственности, мы провели деловую игру. В ней участвовали двадцать шесть социальных педагогов и педагогов-психологов разных типов учреждений образования республики (общеобразовательные школы, школы-интернаты, социально-педагогические центры).

Продолжительность игры: 3 часа.

Оборудование: доска, мел, бэйджи, тарифно-квалификационные характеристики социальных педагогов и педагогов-психологов, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Разминка 1

Цель: актуализация представлений о состоянии сотрудничества социальных педагогов и педагогов-психологов в конкретном учреждении образования.

Читать еще:  Специальность психолог в екатеринбурге

Участникам было предложено представиться и оценить по 10-балльной шкале степень сотрудничества психолога и социального педагога в том учреждении образования, в котором они работают.

Комментарии. Чаще всего участники оценивали степень сотрудничества на 4–5 баллов, были единичные оценки 2, 3, 6, 7 баллов. Лишь в одном случае социальный педагог и педагог-психолог оценили свою совместную деятельность на 9 баллов. При обсуждении участники обратили внимание на следующее: чем больше стаж совместной работы специалистов, тем выше степень координации.

Разминка 2

Цель: содействие осознанию социальными педагогами и психологами общих проблем и общих профессиональных «радостей» в работе.

Участникам по кругу было предложено вначале сказать, что в работе им меньше всего нравится, а затем (следующий круг) — что привлекает больше всего, доставляет профессиональное удовлетворение.

Комментарии. Первый круг прошел без единой паузы, на одном дыхании. Участники, перебивая друг друга говорили о большом количестве бумаг, которые им приходится заполнять, о выполнении работы, не соответствующей их функциональным обязанностям (замена болеющих учителей-предметников, выполнение диспетчерских функций по поручению администрации. ), об отсутствии четко прописанного функционала, отсутствии компьютера, о большом количестве различных направлений в работе, о частых авралах. Второй круг прошел менее оживленно, участники с трудом находили какие-то аспекты в своей работе, которые их привлекают. Называлась возможность профессионального роста, некоторая свобода в выборе форм деятельности, возможность постоянного общения с детьми, участники вспоминали конкретные успешные дела.

В ходе обсуждения было отмечено, что проблемы, характерные отдельно для социальных педагогов и отдельно для психологов, практически отсутствуют. В основном трудности связаны с недостаточной квалификацией, недостаточным уровнем профессиональных знаний, неопределенностью своего места в образовательном пространстве школы.

ХОД ИГРЫ

С алгоритмом этой игры авторы познакомились в ходе круглого стола, проведенного С.В. Алехиной на Второй Всероссийской неделе школьной психологии в Туапсе в октябре 2005 года.

Цель игры: осознание специфических ожиданий основных участников учебно-воспитательного процесса от социальных педагогов и психологов, а также выделение областей сопряженного функционала.

Из числа присутствующих выбираются исполнители следующих ролей:

заместитель директора школы по воспитательной работе;

Инструкция. Вам по очереди будут представлять свою работу социальные педагоги и педагоги-психологи. Ваша задача: проанализировав содержание их обращения к вам, определить, в чем состоит специфика работы того или иного специалиста, а также соответствуют ли ваши ожидания (не забывайте, что вы играете роль!) тем предложениям работы, помощи и т.д., которые будут вам адресованы.

Из числа участников выбираются по три социальных педагога и педагога-психолога.

Инструкция. Ваша задача — представить себя, предложить свою помощь как специалиста, принимая во внимание, с кем вы будете разговаривать (с директором, родителем и пр.).

В помещении расставляются два круга стульев: внутренний и внешний. Во внутреннем рассаживаются Директор, Подросток и т.д (название роли написано на бейджиках). Во внешнем круге лицом к ним рассаживаются социальные педагоги и психологи (у них также имеются бейджики).

В течение полутора-двух минут социальные педагоги и психологи рассказывают о своей работе. По истечении времени они пересаживаются по часовой стрелке к следующему участнику.

После завершения работы внутреннему кругу предлагается по очереди высказаться о соответствии предложений специалистов ожиданиям участников. При этом ведущий обращает внимание на то, что в игре не важны персоналии (кто конкретно что сказал). Ведущий на доске обобщает, чего каждый участник игры ждет от психолога и социального педагога.

В результате участники получают наглядный перечень ожиданий и информацию о наиболее типичных ошибках специалистов при установлении помогающих отношений.

Комментарии. В ходе обсуждения участники получили неожиданные в некоторых случаях результаты.

Основное отличие социальных педагогов и психологов, на которое обратили внимание участники, — это умение психологов устанавливать отношения, формировать коммуникативный контакт, в то время как у социальных педагогов отмечалось неумение слушать и склонность к поучениям. Интересные результаты получились относительно ожиданий. Так, подросток ожидает от специалистов установления партнерских отношений с ним (не принимает нотаций и навязчивого отношения), уважения к себе, предложения конкретных дел, не верит угрозам и обещаниям. При этом для него неважно, от кого исходят предложения — от социального педагога или от психолога. Ожидания у него одинаковые.

Классный руководитель ожидает и от того и от другого специалиста разделения ответственности за воспитательную работу, а педагог-предметник — помощи только тогда, когда у него возникает необходимость. Он не нуждается в помощи по организации индивидуальной работы с учащимися, не интересуется данными психодиагностики. Интересные результаты получились при анализе ожиданий заместителя директора по воспитательной работе. В отличие от других, завуч дифференцирует профессиональные обязанности психологов и социальных педагогов. При этом социальный педагог в представлении завуча — первый помощник в работе с «трудными» подростками, с родителями, а психолог — помощник в работе с учащимися. Как сказала одна из участниц игры — социальный педагог: «После того как я выполнила весь комплекс социально-педагогической работы, а у ребенка ничего не меняется, тогда я уже обращаюсь к психологу, чтобы он нашел причину и закончил работу».

Группа пришла к выводу, что сегодня существует два подхода к работе. Наиболее часто встречающийся: каждый специалист выполняет работу по собственному плану и обращается за поддержкой к другим специалистам только в случае субъективной необходимости. И другой подход: деятельность осуществляется на проектной основе, когда определяется конечная цель, формулируются задачи, определяются этапы реализации, разделяются зоны ответственности.

В ходе предыдущей работы члены группы уточнили ожидания по отношению к ним основных субъектов учебно-воспитательного процесса.

Разговор о сопряженном функционале было решено продолжить, опираясь на содержание нормативных документов. Основными нормативными документами являются постановления Минтруда, в которых утверждены тарифно-квалификационные характеристики педагогов-психологов и социальных педагогов. Они представляют собой несколько страниц сплошного текста.

Задание. Участникам деловой игры было предложено в микрогруппах:

1) выделить из содержания тарифно-квалификационных характеристик субъектов учебно-воспитательного процесса, на которых должна быть направлена профессиональная деятельность социального педагога и педагога-психолога;

2) выделить из содержания нормативных документов специфические направления работы.

В результате анализа тарифно-квалификационных характеристик социального педагога были выделены такие субъектные категории: «дети, молодежь, семьи, родители», «дети и молодежь, которые испытывают трудности социализации», «семьи социального риска», «дети и молодежь с особенностями умственного и физического развития».

В характеристике педагога-психолога указаны следующие категории: «лица, нуждающиеся в психологической помощи», «ученики, родители, учителя», «лица, находящиеся в зоне психологического риска», «семья», «группы и коллективы».

№ п/пУчастники учебно-воспитательного процесса
Социальный педагогПедагог-психолог
1Дети, молодежь, педагоги, семьи, родителиУченики, родители, учителя, семья
2Дети и молодежь, которые испытываютЛица, нуждающиеся в психологической трудности в социализации помощи, лица, находящиеся в зоне психологического риска
3Семьи социального рискаСемья
4Дети и молодежь с особенностями умственного и физического развитияЛица, нуждающиеся в психологической помощи
5Группы и коллективы

Комментарии. После совместной работы по составлению таблицы некоторое время пришлось потратить на сопоставление определений категорий. Работа проходила не без маленьких конфликтов. Первые две строки не вызвали сопротивления участников: это действительно общие группы, и понятно, что многие направления работы будут пересекаться. А дальше — для социальных педагогов и психологов оказалось неожиданным, что в текстах характеристик для социальных педагогов встречается категория «дети и молодежь с особенностями умственного и физического развития». Социальные педагоги категорически не принимали возможность организации работы с такими детьми, в то время как педагоги-психологи исподтишка торжествовали.

Читать еще:  Собачий психолог в москве

При соотнесении направлений работы и видов деятельности получилась следующая таблица:

Участники УВПСоциальный педагогПедагог-психолог
Дети, молодежь, педагоги, семьи, родителиЗащищает права и интересы
Профилактика и предупреждение правонарушений, преступлений
Консультационная помощь
Организация видов социально-значимой деятельности
Помощь в профессиональном самоопределении
Пропаганда здорового образа жизни, общечеловеческих ценностей
Профилактическая работа
Просветительская работа
Консультационная работа
Развитие способностей
Измерения, подготовка заключений и рекомендаций
Психодиагностика
Профориентационные исследования, профконсультации
Забота о психическом здоровье, участие в создании развивающей, психологически комфортной среды
Дети и молодежь, которые испытывают трудности в социализации, находятся в экстремальной ситуацииОрганизация учета, социально-педагогическая помощь и поддержкаПсихокоррекционная работа
Психологическая помощь
Семьи социального рискаПомощь
СемьяСоциально-педагогическая помощь родителямПомощь семье в воспитании детей, создании благоприятного микроклимата
Дети и молодежь с особенностями умственного и физического развитияОбеспечение социально-педагогической помощи и поддержкиПсихокоррекционная работа
Психологическая помощь
Группы и коллективыУчастие в создании благоприятного психологического климата

Комментарии. Обсуждение результатов временами принимало бурный характер, психологи и социальные педагоги долго выясняли зоны ответственности относительно кризисной семьи, обсуждали незаполненные поля таблицы.

Участники семинара отметили, что полученные результаты дают возможность координировать деятельность психологов и социальных педагогов, при этом специфика каждого конкретного учреждения образования вносит свои коррективы. Но самым большим достижением явилась совместная деятельность в парах «социальный педагог — педагог-психолог», опыт которой был получен в ходе деловой игры.

Участники договорились продолжить работу. Следующим этапом станет освоение технологии проектной деятельности и составление на ее основе программ по областям сопряженного функционала.

Чем отличается социальный педагог от психолога?

Социальный педагог и психолог – это не одно и то же. Есть разница. Чем отличается социальный педагог от психолога? Узнаем!

В большинстве школ (да и в головах многих людей) понятия социального педагога и психолога слились в одну специальность.

Более того, часто обе должности совмещает один конкретный человек, которого по привычке зовут «Школьный психолог». И, тем не менее, отличаются социальный педагог и психолог как небо и земля, это абсолютно разные профессии, по сути даже не смежные.

Отличия социального педагога от психолога

Сравнивать профессии почти так же некорректно, как, например, профессию дирижера и инструктора по йоге. Однако раз путаница имеет место, мы все же сравним и попробуем разделить их.

Чем занимается социальный педагог?

Функций, возложенных на него, огромное количество. Все они заключаются в слове «социальный». Если говорить проще, социальный педагог помогает ребенку адаптироваться в обществе, контролирует сам процесс адаптации либо, если проблемы между ребенком и социумом себя уже проявили, ликвидировать их.

То есть речь идет о вполне реальных жизненных условиях и обстоятельствах, в которых растет школьник, вплоть до теплой обуви.

Чем занимается психолог?

Он тоже занимается проблемами (в том числе и социальными) ребенка, но разница в том, что психолог работает с душой, психикой ребенка, с его переживаниями, а не с его, например, жилищными условиями. Трудный возраст, асоциальные поступки, первое чувство – всё это к специалисту с профессией психолога.

Таким образом, чем отличается педагог от социального психолога становится совершенно очевидно. Но профессии взаимосвязаны. Несмотря на абсолютно разные функции и методы. От психолога социальный педагог часто узнает, что в семье ребенка не всё гладко. И наоборот – школьник из неблагополучной семьи направляется к психологу.

Обе миссии один человек выполнять не может (хотя, по факту, часто так и случается), слишком разная методология и принципы работы.

Чем еще отличается социальный педагог от психолога?

Чтобы лучше понять, чем отличаются социальный педагог и психолог, необходимо разобрать их деятельность пошагово.

Социальный педагог работает по нескольким направлениям, и все они нацелены на то, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта как бытового, так и в отношении общения с людьми (не только сверстниками).

Защита прав – ключевой момент. Приведем несколько примеров, которые помогают понять отличия социального педагога от психолога:

  • Выявление возникших (или только появляющихся) трудностей. То есть в буквальном смысле необходимо вглядываться в ребенка. Насколько хорошо и опрятно одет, цела ли одежда, есть ли всё необходимое для учебы. Как учится и, главное, как посещает уроки. В каких взаимоотношениях с другими школьниками, с учителями. Любой «звоночек» может говорить о том, что в семье ребенка не всё ладно. К примеру, видя агрессивный макияж и смелую одежду на ученице средних классов, можно предположить, что это – самовыражение. А можно увидеть в этом протест и задаться вопросом, видят ли родители, в каком виде посещает школу их дочь.
  • Способствование социализации. Деятельность, направленная именно на то, чтобы ребенок научился быть частью коллектива и взаимодействовать с другими людьми. Организация внеурочной деятельности, поездки, сотрудничество с Детскими центрами или Домами Детского Творчества – всё это забота социального педагога, которая нередко в школах перекладывается на плечи родительских комитетов.
  • Защита прав ребенка. Если говорить простым языком, то это в буквальном смысле защита права быть сытым, тепло одетым; защита от обид одноклассников; защита права иметь всё необходимое для успешного получения знаний. Такая защита может быть в форме диалога, внушения, предупреждения; а может пойти в ход буква закона, вплоть до лишения родительских прав. Здесь и социально-правовая поддержка, и юридическая, и – человеческая, моральная. Одним словом, закон на стороне ребенка, а социальный педагог – на стороне закона.

В отличие от социального педагога, психолог выявляет, и, скажем так, «разгребает» последствия тех жизненных ситуаций, с которыми ребенку пришлось столкнуться, помогая ему понять и принять себя самого.

Опять же, ряд примеров деятельности школьного психолога:

  • Обследование школьников на предмет выявления характерных особенностей их личности, наличия проблем, тревожности, негативных склонностей и многого другого. Это могут быть и регулярные групповые тестирования, и индивидуальные консультации. Именно чтобы не работать с ребенком по факту проблемы, необходима регулярная диагностика. Полученная информация обычно имеет отношение либо к задачам психолога, либо к обязанностям обоих специалистов сразу.
  • Работа с семьями школьников. Это могут быть коллективные мероприятия, где психолог консультирует родителей по общей обстановке в коллективе и дает ряд наставлений (опять-таки, общих). Также психолог работает и индивидуально с семьей ребенка, который по тем или иным причинам попал в зону риска. Не обязательно асоциальное поведение – достаточной причиной для диалога может стать внезапная замкнутость, резкий скачок успеваемости, синяки, о которых ребенок молчит или внезапные перемены во внешнем виде.
  • Участие в педагогических советах. В принятии любого рода решения на педсовете решающее слово за психологом. Например, ребенок прекрасно учится и претендует на обучение экстерном, через один класс. Учителя в данном случае в один голос будут твердить, что по их предмету ребенок выше всех похвал. И только школьный психолог сможет заметить то, что школьник просто морально не выдержит такой нагрузки.
  • Индивидуальная работа. То есть работа с конкретным ребенком и конкретной ситуацией. Основная задача – помочь справиться с проблемой, разобравшись в себе.

Резюмируя, стоит отметить, что отличия социального педагога от психолога кардинальные. По сути, эти специалисты занимаются совершенно разными вещами. Работа психолога возможна без привлечения социального педагога, наоборот – не получится. Но обе направлены на одну и ту же цель: комфортное существование личности ребенка.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector