Психолог профориентация школьников
Роль психологического сопровождения в профориентации подростков
статья по психологии на тему
В материале раскрывается важность психологического сопровождения в профессиональной подготовке учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст | 258 КБ |
презентация | 445.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль психологического сопровождения в профориентации подростков»
Выступление методиста, педагога-психолога
ЦПМСС «Преображение» Голиченко Е.В.
в рамках круглого стола по вопросам
профориентационной работы с обучающимися
29 октября 2015 г.
Пожалуй, на сегодняшний день трудно назвать более актуальную проблему, чем проблема профессионального становления подрастающего поколения и осуществления им профессионального выбора.
И это обусловлено не только социально-экономической обстановкой в стране и мире, запросами общества, требованиями, предъявляемыми нормативно-правовыми документами к личности выпускника школы, но в первую очередь тем, что от того, как решит подросток эту проблему, зависит его благополучие и комфорт как в эмоциональном, так и в личностном планах.
Ведь ни для кого не секрет, что работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Исследования показывают, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворённость жизнью, и таким образом влияет на общее качество жизни не только отдельно взятого человека, но и, соответственно, всего общества в целом. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
Проблема профессионального выбора, профессионального самоопределения существовала во все времена. Оглядываясь на три десятка лет назад, хорошо помню свою растерянность и ту неопределенность жизненной перспективы, слабо вырисовывающуюся передо мной, выпускницей 10 класса: пойти налево, направо или прямо, послушать маму, бабушку или подругу, стать врачом или педагогом, пойти в вуз или предварительно поработать где-нибудь и т.д. и т.п.….
Сейчас выбор будущего профессионального пути осложняется многими объективными факторами, которые оказывают негативное воздействие, на осуществление правильного выбора:
-во первых, это высокая степень нестабильности и неопределенности жизни, приводящая к тому, что смысл выбираемой профессии зачастую находится не в самой трудовой деятельности, а в благах получаемых за эту деятельность (уровень зарплаты, престижность и т.д.);
-во-вторых, материальные трудности, не позволяющие некоторым претендовать на получение желаемой профессии(часто престижной, модной) на коммерческой основе (т.е. приходится приспосабливаться и брать, как говорится, что есть) и соответственно приводящие к противоречию между желаемым и возможным ;
-в третьих, быстрая изменчивость профессий: ежегодно появляется несколько сотен новых профессий, при этом многие из них существуют лишь короткий срок, а затем либо “умирают”, либо меняются до неузнаваемости и т .д.
Можно перечислить множество подобных факторов, но на первый план все же выходит неготовность ( и личностная, и эмоциональная и информационная) подрастающего поколения к осознанному выбору.
Это подтверждают результаты социологических и психологических исследований, проведенных в последние годы нашим центром, которые говорят о том, что значительная часть выпускников школ не имеет сформированных планов профессионального самоопределения и не делает осознанного выбора профессии, их выбор не основывается на представлении о своих способностях и возможностях, личностных особенностях
СОЦИССЛЕДОВАНИЕ: на вопрос о том, что знают учащиеся о своей будущей профессии , получены следующие ответы:
- знают все 8%
- знают достаточно много 42%
- знают, но недостаточно 43%
- не знают ничего 7%
Итого, 50% на 50%, т.е. 50% респондентов не владеют в достаточной мере информацией о своей будущей профессии, поэтому возникает необходимость ознакомления с ними.
На вопрос «Кто или что повлияло на профессиональный выбор респондентов? » получены следующие ответы:
- родители и близкие родственники 46%
- друзья и знакомые 10%
- средства массовой информации 23%
На вопрос о том, какое они хотели бы получить образование (притязания в сфере образования), получены следующие ответы:
- неполное среднее 2%
- среднее 6%
- средне-специальное 8%
- высшее 84%
- В то же время по результатам диагностики с использованием теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра у большинства подростков определяется средний уровень умственного развития. Эти старшеклассники обладают понятийным интеллектом интуитивного типа, для них вполне реально получение лишь общего или среднего специального образования.
На вопрос «Какая должность была бы для тебя достаточной?» (притязания в производственной сфере), получены следующие ответы:
- рабочий 6%
- служащий 6%
- руководитель отдела 19%
- руководитель предприятия (фирмы) 33%
- руководитель отрасли 6%
- затруднились ответить 30%
Согласно же тесту Гуленко среди девятиклассников чаще всего встречаются профессиональные типы, которым рекомендована работа в гуманитарной и социальной сферах, р еже всего встречаются профессиональные типы, которые могли бы руководить и управлять людьми.
Резонно возникает вопрос: «Что же делать? Как активизировать подростков, как помочь им сориентироваться и выбрать сознательно свою будущую профессию?»
Мы видим решение вопроса в комплексном подходе к организации работы по сопровождению профессионального становления подростков с признанием особой важности психологической составляющей данного процесса.
Особое место в процессе профессионального самоопределения отводится психологическому сопровождению не случайно и не по нашей прихоти.
Надеюсь согласитесь, чтобы выбрать профессию, подростку необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя — свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой — соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту — умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу — физическую подготовку и организаторские способности, корректору важно внимание, художнику — образное мышление и т.д., и т. п.
То есть при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками профессии. И в любом виде деятельности важно, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально-важные качества». Поэтому, выбирая определенную профессию, важно выяснить, определить, есть ли у человека СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам.
Кроме того, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом, типом темперамента. То есть, если человек общителен и коммуникабелен, то ему подойдёт профессия, связанная с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив – то он не сможет выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Все выше сказанное еще раз доказывает необходимость и важность именно психологической помощи, психологического сопровождения процесса профессионального становления и профессионального выбора. Именно педагог-психолог, обладая необходимым багажом знаний, методикой и технологией осуществления различных диагностических и коррекционных мероприятий, способен объективно оценить перспективы и возможности учащегося и, анализируя объективную ситуацию на рынке труда, реально помочь в принятии решения относительно выбора профессионального и жизненного пути.
Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем превентивную и оперативную помощь в развитии и содействии саморазвитию учащегося, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных с продвижением в профессиональном самоопределении.
СЛАЙД 5. Психолого-педагогическое сопровождение процесса саморазвития личности позволяет интенсифицировать процессы самопознания, творческой самореализации, а также активизировать внутренние психологические ресурсы личности с тем, чтобы, включаясь на дальнейшем этапе в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии.
СЛАЙД 6. Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает создание, условий для эффективного личностно-профессионального самоопределения старшеклассников посредством решения конкретных задач:
- Формирование у старшеклассников адекватной самооценки, уверенности в себе и в своих силах.
- Развитие волевой и мотивационной сферы, самостоятельности и ответственности.
- Формирование жизненных ценностей, образа желаемого будущего и позитивного его восприятия.
- Формирование жизненного плана – определение жизненных целей и помощь в выборе будущей профессии с учетом склонностей, способностей, характерологических проявлений.
Наш центр занимается проблемами профессионального становления подростков и осуществляет деятельность по психологическому сопровождению профессионального выбора не первый год. Специалисты центра осуществляют деятельность по нескольким направлениям. Это, прежде всего, индивидуальная консультативно-диагностическая помощь подросткам и их родителям на базе центра, а также групповая и индивидуальная на базе ОУ города (по запросу ОУ). Цель: изучение характерных особенностей личности (ценностные ориентиры, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную направленность, черты характера, темперамент).
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов-психологов города по вопросам профессионального становления подростков, организации психологического сопровождения данного процесса, а также обеспечения их новейшим диагностическим инструментарием методическая служба центра систематически проводит обучающие семинары и методические консультации.
Также психологи нашего центра курируют школы Центрального района, где постоянно реализуют комплексную модель психологического сопровождения профессионального становления, которая, с одной стороны интегрирует диагностическую, консультативную, просветительскую и тренинговую работу, а, с другой стороны, включает в процесс сопровождения всех субъектов : учащихся, родителей, педагогов, значимых сверстников. Главная задача их деятельности педагогов-психологов – создание условий для осознания старшеклассниками своих возможностей и способностей, своего жизненного пути, ведь как известно, именно старший школьный возраст сензитивен для формирования социально-личностной рефлексии, мировоззрения и отношения к окружающей действительности.
Нами накоплен большой опыт работы в этом направлении, большая база данных мониторинговых психологических и социологических исследований (мы занимаемся, предлагаем свои услуги всем ОУ города по компьютерной обработке результатов исследований.). В методической копилке Центра имеются разработки психологических профориентационых игр, тренинговых программ, а также диагностических методик, направленных на всестороннее изучение личности во всех ее проявлениях ( цель таких тестов — не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет и т.д .)
В заключении хочется сказать, что не случайно существует термин «профессиональное самоопределение», ведь самым главным итогом, результатом нашей работы в этом направлении является сформировавшееся у подростка ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор.
И еще, мы всегда открыты для сотрудничества и если вас заинтересовало взаимодействие с нами, обращайтесь! Спасибо за внимание!
Психолог — профориентация школьника, выбор профессии
«Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» — пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, который волнует подростков и их родителей чаще всего. Для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя.
Как выбрать профессию?
Выбор профессии – это серьезно! Выбор профессии определяет ваше будущее как минимум на ближайшие несколько лет, а в лучшем случае и на всю жизнь. Поэтому нужно подобрать такую специальность, которая учитывает ваши предпочтения, способности и возможности, а также перспективы дальнейшего трудоустройства.
Каковы первые шаги выбора профессии?
- Разберитесь в себе. Попробуйте самостоятельно определить, кем вы хотите стать, где работать. Подумайте о своих интересах и увлечениях – хобби. Спросите совета у родителей и друзей.
- Выявите свои способности. Обратитесь за помощью к психологу, специалисту по профориентации, который поможет определить ваши способности и выбрать профессию.
- Узнайте информацию об интересующих вас профессиях. Ваша цель – максимально возможная информированность о профессии, чтобы вы в полной мере понимали, чем конкретно будете заниматься.
- Оцените реальную возможность трудоустройства. Для этого необходимо проанализировать нынешнее состояние рынка труда и узнать о прогнозах на будущее. Помните, что спрос постоянно меняется, поэтому не ориентируйтесь на то, что нужно сейчас – смотрите в будущее.
- Соберите информацию об учебных заведениях, в которых идет обучение по интересующей вас специальности. Узнайте, какие экзамены сдавать – подготовку надо начать заранее. Решите вопрос со стоимостью обучения: при успешной сдаче экзаменов возможно получение образования на бюджетной основе, но в любом случае обсудите денежный вопрос с родителями.
Существуют основные факторы выбора профессии:
- Позиция старших членов семьи
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии. - Позиция товарищей, подруг
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь. - Позиция учителей, школьных педагогов
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя. - Личные профессиональные планы
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии. - Способности
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности. - Уровень притязаний на общественное признание
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний. - Информированность
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними. - Склонности
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.
Задумываться о выборе профессии нужно уже лет в 12-13. Родители могут вести серьёзные разговоры с ребёнком, выясняя его склонности и побуждая думать в этом направлении. Это помогает ему лучше понять себя. К 12-13-ти годам уже пора задумываться о будущей профессии всерьёз. К чему склонен ваш ребёнок? Что у него получается лучше всего, а что даётся с трудом? Каков он по характеру, как справляется с трудностями?
По мнению специалистов, с 13-14 лет детей можно основательно готовить к будущей профессии, проводя тестирование после 8-го класса. Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник) и средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Вот эти типы:
- Человек — человек
- Человек — природа
- Человек — техника
- Человек — знак
- Человек — художественный образ
По этим простым правилам можно составить для себя «идеальную формулу профессии» и понять, какая профессия подходит в том или ином случае.
«Кем я хочу быть?»
Тесты на профориентацию как раз и помогают заглянуть в потайные уголки человеческой психики, узнать, на что способен человек в силу особенностей своего характера. Ответив на вопросы теста, можно сделать вывод о том, в какой области тебе работа больше подойдет.
Что же еще могут измерить тесты на профориентацию? При выборе профессии или поступлении на работу при помощи такого теста можно определить, на сколько человек общителен, дисциплинирован, уверен в себе, умение работать в коллективе.
Сегодня в сети есть немало возможностей пройти тесты на профориентацию онлайн — ничего считать не надо, результат выскочит сам по завершении теста. А при выборе своего жизненного пути, стоит рассмотреть все варианты своей пригодности. И дело здесь не столько в престижности, сколько в полезности и собственном желании работать и постоянно развиваться. Ведь не важно, какой профессией ты владеешь, главное — чтоб ты был мастером своего дела, достойным восхищения.
Сложные психологические тесты позволят узнать больше не только о наиболее подходящей сфере приложения сил, но и о наличии важных качеств для той или иной профессии. Тесты на профориентацию, как правило, предназначаются для взрослых и подростков с 14 лет. В юношеском возрасте приоритеты часто меняются, формируется личность, поэтому есть смысл проходить тест на профориентирование каждый год с 9 по 11 класс — это позволит вовремя изменить направление профильного обучения в школе.
Правильно «расшифровать» результаты теста на профориентирование помогут профессиональные консультанты. Они не только объяснят, что значит тот или иной показатель, но и расскажут о сути профессий.
Направление «гуманитарное или техническое?»
Разграничение имеет значение, в том случае, если рассматривать конкретно спрос на рынке труда. Срез сегодняшнего рынка труда может помочь тем, кто уже определился с выбором профессии и заканчивает образование. По последним данным, на сегодня в числе безусловных лидеров следующие специальности:
- Менеджеры по продажам.
- Технические специалисты в области IT. Несмотря на финансовый кризис, технический прогресс не стоит на месте, предприятия развивают коммуникации, информационные технологии совершенствуются. Но и в этой сфере требования к профессиональному уровню работников также высоки.
- Замыкают тройку лидеров бухгалтеры и специалисты в области финансов — эти профессии востребованы всегда, пока в мире правят деньги.
Но это не значит, что необходимо следовать только этим профессиям, в любом случае психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен — тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив — не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
До сих пор есть такие люди, которые с детства мечтали стать врачом или учителем, и совершенно не сомневаются в правильности своего выбора. Что бы ни говорила семья и школа, такой человек уже все решил и определил для себя.
Хорошо, если проблема выбора профессии тревожит — это означает социальную и психологическую зрелость личности. Действительно, в каждой профессии свои особенности, своя «изюминка». Сегодняшним абитуриентам есть из чего выбирать: гуманитарные профессии или технические, творческие или рабочие… Выбор профессии – это шаг очень ответственный и серьезный. Обязательно помните, что при выборе профессии обязательно нужно просмотреть много вариантов и выбрать из них самый подходящий. Почитайте перечень современных профессий и попытайтесь почувствовать, к чему «душа лежит». Подумайте, будет ли востребована выбранная профессия на рынке через пять, десять, двадцать лет? Если вы полностью уверены, то смело идите к своей мечте, поступайте в вуз, учитесь – и будьте успешными!
Психолог профориентация школьников
Электронные версии учебников:
Республиканская акция “Малая родина: эстафета полезных дел”
Профориентационное направление в работе педагога-психолога школы
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности: выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда .
Задачи: получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения, обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе.
Профессиональная ориентация — это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов.
Таким образом можно выделить следующие аспекты:
социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект — это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
- Работа координаторов по профориентационной работе с уч-ся.
- Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
- Работа с учащимися
- Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Анкетирование
- Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
- Работа с родителями
- проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
- лектории для родителей.
- индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
- анкетирование родителей учащихся;
- привлечение родителей школьников для выступлений пере
- учащимися с беседами;
- привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
- помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
- помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
- избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
- Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Как оценивать эффективность профориентации школьников
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;
ü Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
ü Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
ü Уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
ü Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
ü Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
ü Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:
- Индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
- Направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
Профориентационное направление в работе педагога-психолога и педагога социального заключается в :
1) Изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;
2) осуществление мониторинга готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
3) Проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
4) проводит беседы, психологическое просвещение для родителей;
5) Осуществляет психологических консультаций с учётом возрастных особенностей учащихся;
6) Способствование формированию у школьников адекватной самооценки;
7) Оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей.
1) Способствование формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
2) Оказание педагогической поддержки детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
3) Осуществление консультаций учащихся по социальным вопросам;
4) Оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
В процессе диагностической работы были опрошены классные руководители 8-11 классов с целью определения профориентационного направления в их работе с учащимися. Было выявлено, что все классные руководители проводят классные часы профориентационной направленности с периодичностью раз в месяц, или раз в четверть, а так же по запросам учащихся. Некоторые организовывают экскурсионные походы на различные предприятия, ВУЗы с целью ознакомления с особенностями профессий. По мнению классных руководителей 8 «Д», 9 «А» и 10 «Б» классов у учеников часто возникает потребность в оказании профориентационной помощи, а у учащихся 8 «А», 9 «Б», 9 «В», 9 «Г», 9 «Д», 10 «А» и 11 «А» не очень.
На вопрос : «В какой форме вы проводите профориентационную работу с учащимися были даны следующие ответы: беседы, просмотр фильмов, посещение ВУЗов (День открытых дверей), экскурсии, лекции, дискуссии, «круглые столы» (с участием в них родителей), встречи с выпускниками и информационные часы.
Профориентационная работа в школе
Прокуратура Смоленского района Смоленской области для выпускников школы (файл)
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
— получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
— выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
— Профессиональной просвещение;
— Профессиональная диагностика;
— Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
- Групповое и индивидуальное профконсультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
Оформление уголка по профориентации, страничка на школьном сайте в разделе «Профориентационная работа в школе».
Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами района и области.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.;
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Расширение знаний в рамках школьных предметов;
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования.
Работа с родителями:
Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА СТАРШЕКЛАССНИКАМ .
- Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
- Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
- Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: «Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!».
- Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
- Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
- Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
- Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
- Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
- Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
- Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
- Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
- Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
- Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.
КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ ( памятка для родителей ) Принятие решения о выборе профессии
Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.
Типичные ошибки при выборе профессии:
Выбор профессии «за компанию»
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
- Выбор престижной профессии
В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
- Отождествление учебного предмета с профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
- Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
- Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
- Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
- Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
- Выбор профессии под давлением родителей
Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка: нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту; часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.; еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.
Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум – ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.
Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.
Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
- Первый фактор – «Хочу» Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
- Второй фактор – «Могу» Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
- Третий фактор – «Надо» Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
1.Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
2.Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3.Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
4.Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.