Igro-zon.ru

Работа и жизнь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолог медицинские противопоказания

Психолог

Родственные профессии

Педагог, психотерапевт, социолог, дефектолог, психиатр, профконсультант, социальный работник, священнослужитель

Сфера профессиональной деятельности

  • Образование
  • Социальная защита
  • Федеральная служба исполнения наказаний
  • Промышленность
  • Обслуживание

Классификация профессии

  • Может быть отнесена к типам профессии:
  1. «Человек — Человек» (ориентирована на общение и взаимодействие с людьми). Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
  • Класс профессии: «преобразующий» (творческий), она связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, конструированием и проектированием, и т.п. Эта профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
  • Тип профессии по условиям труда: работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным».

Описание профессии

Психолог — квалифицированный специалист с высшим образованием по психологии — науке, которая изучает психические процессы и закономерности психической деятельности. В профессии психолога выделяют ряд специализаций: социальная, общая, клиническая, возрастная, психология труда и инженерная психология, психология семейных отношений, зоопсихология. Психолог работает с клиентами по вопросам выбора профессии, планировании карьеры, обучения и воспитания детей, личностного роста, решения семейных проблем.

В сфере организационного консультирования оказывает услуги фирмам, государственным службам и организациям по вопросам подбора и расстановки кадров, отношений в коллективе, создания благоприятного психологического климата. Профессия психолога востребована на современном рынке труда.

Преимущества профессии: интересная и полезная профессия, позволяет лучше понимать себя, близких, помочь другому человеку, стать более эффективным в жизни, в любой деятельности.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам психолога относятся:

  • гуманитарный склад ума;
  • широкий кругозор;
  • аналитическое мышление и выраженный интерес к работе с информацией;
  • выраженная склонность к сервисной работе;
  • выраженная склонность к работе в сфере общения;
  • выраженная склонность к работе с информацией;
  • отлично развитые лексические способности;
  • логическое мыщление;
  • способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость.

Психолог должен обладать следующими личностными качествами:

  • высокая степень личной ответственности;
  • терпимость, безоценочное отношение к людям;
  • интерес и уважение к другому человеку;
  • стремление к самопознанию, саморазвитию;
  • оригинальность;
  • любознательность и обучаемость;
  • тактичность, воспитанность;
  • склонность к сопереживанию;
  • инициативность;
  • целеустремленность, настойчивость;
  • интуиция, умение прогнозировать события;
  • находчивость;
  • умение хранить тайну (конфиденциальность);
  • творческое начало;
  • эрудированность.

Медицинские противопоказания

  • Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.
  • Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени.
  • Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия, эпилепсия.
  • Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
  • Злокачественные новообразования любой локализации.
  • Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением.
  • Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
  • Хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.
  • Варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.
  • Ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
  • Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением.
  • Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
  • Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
  • Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
  • Диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты.
  • Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания.
  • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.
  • Хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.
  • Заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний, брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы, инфекции кожи и подкожной клетчатки, озена
  • Беременность и период лактации.
  • Глаукома декомпенсированная.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

Требования к профессиональной подготовке

Психолог должен знать:

  • общую психологию и специальные направления психологии (инженерную, педагогическую, социальную, медицинскую и другие);
  • основы психодиагностики;
  • основы педагогики, общественных и естественных наук;
  • методы оценки и коррекции личности;
  • основы законодательства в области здравоохранения, образования, занятости населения, охраны труда, методические нормативные материалы по практической психологии;
  • основы психологической работы с определенной категорией лиц, согласно своей специализации (с детьми, с пациентами, с работниками трудовых коллективов).

Психолог должен уметь:

  • владеть разнообразными методами оценки компетенций, качеств личности и текущего психоэмоционального состояния человека;
  • устанавливать доверительный контакт;
  • слушать и слышать другого человека;
  • применять и разрабатывать адекватные программы и методы работы;
  • собирать и анализировать информацию, делать выводы, понимать и прогнозировать мотивы и поведение человека в разных ситуациях;
  • отличать варианты нормы от патологического развития личности (оценивать угрозу жизни и здоровью самого человека и для окружающих);
  • осуществлять психологическое сопровождение обучения, карьеры, личностного развития;
  • давать человеку конструктивную обратную связь с целью самосовершенствования и формирования необходимых качеств клиентов;
  • проводить лекции, семинары, тренинги;
  • соблюдать этику консультирования.

Область применения

Профессия психолога востребована во многих организациях:

  • в учебных заведениях (преподавание);
  • на предприятиях (в отделе кадров, в службе персонала);
  • в научно-исследовательских институтах;
  • в психодиагностических лабораториях;
  • в медицинских учреждениях (поликлиниках, диспансерах, реабилитационных центрах);
  • в центрах психологической помощи и профориентации;
  • в консалтинговых и тренинговых компаниях;
  • в кадровых агентствах;
  • в службах знакомств;
  • в центрах занятости населения;
  • в сфере политических технологий;
  • в таможне и в правоохранительных органах;
  • в военных организациях;
  • в транспортных и авиационных компаниях;
  • в детских садах;
  • в детских домах;
  • в домах престарелых;
  • на телефонах доверия, в службе спасения и МЧС.

Условия труда

Психолог работает чаще всего в помещении. Это может быть специально оборудованный кабинет, офисная комната для индивидуальной или групповой формы работы. Реже бывают групповые занятия на природе, на открытом воздухе. Работа мобильная, высокоинтеллектуальная, с элементами творчества, импровизации.

Доминирует интенсивное общение в условиях высокой психоэмоциональной нагрузки.
Инструментами труда психолога в первую очередь являются внутренние средства: его профессиональный опыт и знания, творческое аналитическое мышление, эмпатия (умение прочувствовать эмоциональное состояние другого человека), выразительные движения, мимика и голос. Все это необходимо для установления доверительного контакта с другим человеком и продуктивного взаимодействия.

Дополнительными средствами труда психолога являются технические устройства, компьютер, диагностические методики.

Профессиональные риски

Ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, снижение профессионального мышления. В результате чего может даже сформироваться на бессознательном уровне некоторая «ненависть» к отдельным видам повторяющейся изо дня в день работы, отдельным своим качествам, используемым в этой работе.

Постоянное общение с людьми, решение их проблем может привести к эмоциональному истощению и «выгоранию», а также к ущербной профессиональной позиции.

Кроме того у психолога высокий уровень моральной ответственности, что также оказывает отрицательное влияние на психофизическое состояние.

Требуемое профессиональное образования

В профессию психолога приходят молодые люди с ведущим интересом к работе с людьми, с выраженным альтруизмом, эмпатией, познавательным интересом, развитым абстрактно-логическим мышлением. Профессия психолога требует наличие высшего образования, которое можно получить в профильных образовательных организациях.
Повысить уровень своих знаний можно на курсах повышения квалификации, на семинарах, мастер-классах и тренингах.

Читать еще:  Современный психолог какой он

Образовательные учреждения

Название учреждения
1.Кемеровский государственный университет
2.Междуреченский горностроительный техникум

Карьерный рост

Специализация и освоение смежных областей

Имея базовое образование психолога с определенной специализацией можно повышать свою квалификацию, стать уникальным специалистом и совершенствоваться в выбранном направлении, либо осваивать новые близкие специальности в рамках профессии: стать психологом-консультантом, психодиагностом, коучем, ведущим бизнес-тренингов, менеджером по персоналу, учителем, социальным работником.

Психолог с хорошей теоретической подготовкой, работая по специальности и получая практический опыт, может стать научным работником, преподавать и заниматься методической и научной работой, в том числе проводить исследования по грантам. Он может продолжить обучение в аспирантуре, впоследствии защитить диссертацию.

Управленческое карьерное развитие

Административный карьерный путь предполагает, что со временем человек в профессии психолога может начать руководить коллективом профессионалов, стать начальником отдела психологической службы предприятия или директором по персоналу компании. В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.

Организация собственного дела

Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, преуспевающий практический психолог может решить работать на себя. Например, он может создать Центр психологического консультирования. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.

Красноярского края

Профессиограмма

Клинический психолог

Презентация профессии

Клиническая психология — это раздел психологии, изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия). К вопросам клинической психологии также относятся: вопросы разграничения нормы и патологии психики; работа с пограничными состояниями психики (например, с неврозами); влияние различных расстройств на психику человека; роль психики в возникновении различных заболеваний; нарушения развития психики и др.

Термин «клиническая психология» был введён американским психологом Лайтнером Уитмером. В нашей стране часто также используется термин «медицинская психология».

Тип и класс профессии

Профессия «клинический психолог» относится к типу «Человек — Человек», т.к. объектом внимания данной профессии является человек. Данный тип связан с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. Главная особенность профессий типа «Человек — Человек» состоит в том, что основное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Также профессия «клинический психолог» относится к эвристическому классу, т.к. она связана с умением управлять собой и другими людьми, наличием организаторских качеств и независимого мышления.

Содержание деятельности

Клинический психолог в учреждениях здравоохранения — это специалист, в обязанности которого входит как участие в психодиагностических и психокоррекционных мероприятиях, так и в лечебном процессе в целом. Комплексная медицинская помощь оказывается командой специалистов. Центром этой команды является лечащий врач, работающий совместно с психотерапевтом, клиническим психологом и специалистом по социальной работе. Каждый из них выполняет свой диагностический, лечебный и реабилитационный план под руководством лечащего врача и в тесном сотрудничестве с другими специалистами. В нашей стране такая модель взаимодействия специалистов еще не достаточно распространена, хотя её эффективность доказана.
Клинический психолог использует в своей работе различные методы психокоррекции, психотерапии и психологического консультирования. Он может работать в режиме индивидуальных консультаций, а также проводить групповую работу как со взрослыми людьми и подростками, так и с детьми.

Поэтому важно подчеркнуть, что клинический психолог – это специалист, который может работать не только в клиниках, но и в учреждениях другого профиля: образования, социальной защиты и др. Это учреждения, в которых необходимо углубленное изучение личности человека и оказание ему психологической помощи. В вышеуказанных областях клинический психолог выполняет следующие виды деятельности: диагностическую; экспертную; коррекционную; профилактическую; реабилитационную; консультативную; научно-исследовательскую и др.

Требования к знаниям и умениям специалиста

Для успешного освоения деятельности клинического психолога нужны базовые знания по психологии, анатомии, нейрофизиологии.

Клинический психолог должен уметь:

  • проводить работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных;
  • выявлять условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного;
  • осуществлять работу по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, вследствие чего оказывать помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем;
  • проводить психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств;
  • совместно с лечащим врачом разрабатывать развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных, выполнять работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей;
  • проводить работу по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии;
  • оценивать по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий;
  • строго соблюдать принципы врачебной этики.

Клинический психолог должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации;
  • законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантий прав граждан;
  • декларацию прав и свобод человека;
  • медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию),
  • психологию личности, общую и дифференциальную психологию, возрастную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику, психологическое консультирование;
  • методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
  • методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности;
  • психологию труда;
  • законодательство о труде и об охране труда Российской Федерации; правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности; производственной санитарии и противопожарной защиты.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности в качестве клинического психолога необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • гуманность;
  • общая и профессиональная культура;
  • организованность в работе;
  • любовь к порядку, аккуратность;
  • стрессоустойчивость, высокий уровень саморегуляции;
  • высокий уровень концентрации внимания;
  • коммуникабельность;
  • способность длительное время заниматься решением одной проблемы;
  • высокая наблюдательность;

Условия труда

Специалист в качестве клинического психолога работает в тесном содружестве с врачом-психиатром, врачом-психотерапевтом и другими специалистами бригады, осуществляющими оказание психотерапевтической и психиатрической помощи. Он самостоятельно проводит необходимые консультативно-диагностические, психодиагностические, психокоррекционные мероприятия в лечебных, реабилитационных, психопрофилактических и психогигиенических программах для пациентов с реакциями дезадаптации, стресса, неврозов и других непсихотических и психосоматических расстройств. Совместно с лечащим врачом (психиатром, психотерапевтом, интернистом) в качестве консультанта или сотрудника терапевтической бригады, клинический психолог принимает участие в лечении и реабилитации больных с психическими и соматическими расстройствами в стадии ремиссии и с другой патологией, в развитии которой существенную роль играют психосоциальные факторы. При выполнении психодиагностических мероприятий клинический психолог руководствуется задачами, поставленными лечащим врачом или собственными целями и планами реализации индивидуальной лечебной и реабилитационной программы.

Медицинские противопоказания

Не может быть клиническим психологом человек, страдающий каким-либо психическим отклонением, т.к. очень важно случайно не нанести вред другому человеку, который придёт к нему за помощью или консультацией.

Базовое образование

Для овладения специальностью «Клинический психолог» необходимо наличие высшего образования.

Пути получения профессии

Получение высшего образования по специальности «Клиническая психология» возможно в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ. Освоение специальности «Клинический психолог» возможно после получения высшего образования по специальностям или направлениям подготовки психологического профиля в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П.Астафьева», АНО ВО «Сибирский институт бизнеса, управления, психологии» с последующей переподготовкой в области медицинской психологии в институте последипломного образования ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора
В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ.

Область применения профессии

Клинические психологи востребованы в учреждениях здравоохранения (поликлиники, стационары, реабилитационные центры, санатории, профилактории), учреждениях исправительного типа, образовательных учреждениях коррекционного и лечебно-профилактического типов.

Читать еще:  Специальность психолог после 9 класса

Перспективы карьерного роста

Клинические психологи могут специализироваться в области психотерапии, осваивая новые способы, приемы работы с клиентами и пациентами, нуждающимися в психологической помощи.

Карьерный рост связан с получением руководящих должностей медицинских психологических центров, учреждений, отделений и т.д. Возможно практическая деятельность в частной практике.

Психолог: особенности профессии, обязанности, требования, необходимые качества личности, обучение, карьера

Наша оценка профессии

Востребованность

Зарплата

«Легко» ли получить профессию?

Престижность

Карьерный рост

Ежедневно человек сталкивается с множеством жизненных вызовов и трудностей. 21 век уже считается самым стрессовым историческим периодом. Все больше людей отмечают, что их душевное здоровье нестабильно: короткие периоды подъема сменяются затяжной апатией. Справится со страхами, депрессией и сомнениями помогает психолог – специалист, корректирующий поведение и образ мышления человека. Психотерапия способствует адаптации к окружающему миру, улучшению отношений с окружающими, личностному росту. По сути, психолог – специалист по саморазвитию и личностному росту.

История появления профессии

Психология – это наука о душе, которая прошла долгий путь становления. Она сформировалась на стыке дисциплин: философии, оккультных наук, астрономии. Первыми, кто взял на себя функцию «врачевателей душ», были мыслители, знахари, шаманы. Ни о каких научных методах тогда никто не беспокоился, и подобное лечение было самовнушением.

Первые попытки создать четкую структуру будущей научной дисциплины были предприняты в 18 веке. В. Вундт создал первую психологическую лабораторию. В ней он проводил исследования на добровольцах, изучая их реакции. После на основе результатов экспериментов Вундта возникли первые теории о структуре человеческой личности. Свои версии представили З. Фрейд и Э. Фромм. Именно их фундаментальные труды легли в основу развития современной психологии.

Особенности работы

Поскольку психолог – относительно молодая профессия, вокруг нее постоянно появляются новые слухи и домыслы. Так, психологов воспринимают как гипнотизеров, способных за пару сеансов полностью изменить характер и взгляды человека. Это заблуждение приводит к тому, что клиент после первого сеанса не видит мгновенного результата и разочаровывается.

Чтобы понять принцип работы психолога, проще всего сравнить его с физиотерапевтом. Врач помогает человеку, получившему травму, восстановится, вернуться к нормальному образу жизни с помощью простых упражнений. Также и психолог помогает клиентам пережить травмирующие психику ситуации, повысить самооценку, построить четкие планы на будущее.

Профессиональные обязанности

Важно различать психолога, психотерапевта и психиатра Психотерапевт и психиатр, получая медицинское образование, могут применять медикаментозную терапию. Психолог не является врачом, он не имеет права выписывать лекарства. Он не может лечить патологические состояния, работая с душевным состоянием.

В обязанности практического психолога входит:

  • первичное консультирование;
  • диагностика;
  • обработка полученных результатов;
  • составление плана коррекционной терапии;
  • проведение терапевтических занятий;
  • повторная диагностика.

Работая с клиентом, психолог постоянно ведет записи. Они похожи на дневниковые заметки, в которых специалист отмечает используемые методики, реакцию клиента, полученный результат. Принцип работы одинаков как при индивидуальном консультировании, так и при работе с группой.

Основные области работы

К отдельным направлениям психотерапии относятся:

  • диагностика – исследование особенностей личности клиента с помощью различных методик и тестов;
  • консультирование – диалог между психологом и клиентом, направленный на поиск оптимального решения проблемы;
  • тренинг – прорабатывание травмирующей ситуации через упражнения, игру.

Специфические запросы сформировали несколько отдельных видов психологического консультирования:

  1. Семейное – работа с семейными проблемами: отношения супругов, детско-родительские отношения.
  2. Профессиональное – помощь сотрудникам с адаптацией, урегулирование рабочих конфликтов, подбор персонала, работа с молодыми специалистами, профилактика эмоционального выгорания.
  3. Спортивное – подготовка спортсменов к участию в соревнованиях: настраивание на победу, повышению уверенности в своих силах.
  4. Клиническое – работа в тандеме с психиатром. Помощь пациентам, проходящим лечение в реабилитационных центрах: ВИЧ-инфицированным, наркозависимым, тяжелобольным.
  5. Тюремное – помощь для заключенных по адаптации в социуме после выхода из тюрьмы.

Психолог, специализирующийся на индивидуальных консультациях, совмещает все формы работы, помогая клиенту наладить все аспекты жизни.

Плюсы и минусы профессии

Психолог – интересная профессия, но она требует полной самоотдачи и полного погружения в рабочий процесс. Преимущества работы психологом:

  • моральное удовлетворение от помощи людям;
  • развитие кругозора;
  • личностный рост;
  • умение ставить достижимые цели;
  • развитие толерантности.
  • вовлеченность в проблемы клиента, слишком сильное сближение;
  • проекция своих взглядов на клиента;
  • необходимость постоянного самосовершенствования.

Учитывая, что психология только развивается, часто люди не воспринимают терапевтическую работу всерьез. Клиенты замедляют лечение своим недоверием, пропуская сеансы и не выполняя предписания. Главная сложность, с которой сталкивается практикующий специалист – необходимость убедить клиента в серьезности лечения.

Требования к соискателям

Хотя психология относится к педагогическим, а не медицинским специальностям, без высшего образования специалист не имеет права работать с пациентами. Помимо наличия диплома, соискатель должен:

  • обладать практическими навыками проведения диагностики и тренингов;
  • уметь заполнять документацию, вести дневники наблюдений;
  • быть уверенным пользователем ПК;
  • знать и использовать в своей практике новейшие методики;
  • знать английский язык на высоком уровне.

В зависимости от места работы, психолог обязан знать специфические особенности психики клиентов: врачей, педагогов и детей школьного возраста, сотрудников спецслужб, людей с посттравматическим синдромом и многих других.

Необходимые качества личности

Сложность работы психолога состоит в необходимости постоянно взаимодействовать с проблемой клиента. Чтобы избежать быстрого профессионального выгорания, он должен обладать набором личностных качеств:

  • уверенностью в своих силах и способностях;
  • оптимистичным взглядом на жизнь;
  • умением выстраивать диалог с клиентом, коммуникабельностью;
  • доброжелательностью, дружелюбием;
  • толерантностью, лояльным отношением к разным людям;
  • эмоциональной гибкостью;
  • твердым характером, психической устойчивостью.

Повышенный уровень ответственности за жизнь и здоровье клиента оказывают на психолога постоянное эмоциональное давление. Умение противостоять стрессу – главный профессиональный навык специалиста, работающего с людьми.

Где получать образование

Стать психологом можно, получив высшее образование в ВУЗе по специальности «Психология», «Конфликтология», «Педагогика». Пройти обучение можно в одном из ВУЗов педагогической направленности:

  • Государственный университет управления;
  • МГУ им. М. Ломоносова;
  • РЭУ им. Г. Плеханова;
  • НИУ «Высшая школа экономики»;
  • ГАУГН при Российской академии наук.

Чтобы поступить в любой из институтов, необходимо сдать ЕГЭ по основным предметам и биологии. Обучение длиться 4-6 лет, по окончании выпускник получает диплом и право заниматься практическим консультированием.

Основные направления и предметы

В процессе учебы психологи изучают:

  • структуру личности;
  • возрастные особенности;
  • когнитивные (познавательные) процессы;
  • методы диагностики;
  • методы терапии;
  • виды психологической помощи.

Помимо теоретических знаний, психолог обязательно отрабатывает практические навыки. Специалисты работают в учебной группе, помогая друг другу освоить тактики индивидуального и группового консультирования.

Куда пойти работать

Психология – перспективное направление. Видеть на своем предприятии психолога хочет все больше людей. Специалисты по личностному росту могут работать в:

  • центрах по подбору персонала;
  • учебных и медицинских заведениях;
  • реабилитационных центрах;
  • детских развивающих центрах;
  • детских домах, домах престарелых, хосписах;
  • психиатрических клиниках.

Еще один вариант работы – частная практика. В этом случае нужно будет получить лицензию и арендовать отдельный кабинет.

Средняя заработная плата

Максимальный заработок психолога зависит от места работы, навыков и профессиональной репутации. У частного специалиста зарплата соотносится с количеством клиентов – чем больше их будет, тем выше итоговая сумма. Стоимость одного сеанса определяет сам психолог, чаще всего зависит от места жительства: в Москве сеанс может стоить от 500 до 5000 руб., в провинции цена будет гораздо ниже.

Психологи, работающие на государственных предприятиях, получают фиксированный оклад: от 10 000 до 40 000 руб. В Москве нижняя планка оклада выше – от 25 000 руб. Работая в частных фирмах, специалист получает 30 000-50 000 руб.

Карьерные перспективы

Продвижения по карьерной лестнице профессия психолога не предполагает. Он может развиваться только как специалист, становится популярнее и привлекать больше клиентов. Работая на предприятии, психолог может со временем занять руководящую должность. Например, в школе он может стать методистом, в частной фирме – возглавить отдел управления персоналом. Получить стремительный рост карьеры и доходов можно только с помощью частной практики. Но этот вид работы подходит не всем: он требует постоянного самосовершенствования, прохождения специальных тренингов.

Читать еще:  Специальный психолог где может работать

Работа психологом подходит людям, любящим помогать другим, стремящимся изменить мир. Она сложная, но очень увлекательная. Однажды выбрав специальность, психолог навсегда меняет свою жизнь и в дальнейшем – жизнь своих клиентов.

Профессиограмма-профессия психолог

Профессиограмма создает целостное представление об особенностях данного вида труда.Ядром профессиограммы является психограмма профессии.Психограмма включает описание требований,предъявляемых профессией к психологическим качествам человека(мышлению,вниманию и т.д.).Схема прфессиограммы:общая характеристика,содержание труда и характер труда,необходимые общие и специальные знания и умения,требования предьявляемые профессией,условия труда,сведения где можно получить профессию.

Содержимое разработки

Профессиограмма -профессия психолог

Тип и класс профессии
Профессия психолога относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
Профессия психолога относится к классу эвристических, она связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, конструированием и проектированием, и т.п. Эта профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

Содержание деятельности
Главное в работе психолога: создать условия для другого человека, при которых он сможет решить волнующие его психологические проблемы.
Содержание деятельности психолога является многоплановым, очень разнообразным и сильно зависит от специализации. Например, психолог-преподаватель в образовательном учреждении проводит групповые лекционные и семинарские занятия, при этом у него большая нагрузка на голосовые связки. Его задача – донести до слушателей психологические знания по определенной теме.
Психолог на телефоне доверия работает дистанционно, с анонимным клиентом, который нуждается в экстренной психологической помощи. Его задачи: оказать эмоциональную поддержку, оценить (и минимизировать) риск суицида.
Психолог-психодиагност взаимодействует с тестируемыми в индивидуальном режиме. Он выполняет оценку личностных качеств и способностей тестируемых с применением методов беседы, наблюдения и психологических методик. Его задача – проанализировать всю информацию и сформировать психологическую характеристику тестируемого, сделать определенные прогнозы и выводы.
Психолог-менеджер по персоналу в организации изучает морально-психологический климат в трудовых коллективах, участвует в формировании кадрового резерва. Его задачи: выявить наиболее тревожные групповые процессы и разрядить конфликтные, напряженные зоны во взаимоотношениях сотрудников, поддержать советом молодых, неопытных руководителей, выделить наиболее способных, перспективных работников для административного карьерного роста.

Условия труда
Психолог работает чаще всего в помещении. Это может быть специально оборудованный кабинет, офисная комната для индивидуальной или групповой формы работы. Реже бывают групповые занятия на природе, на открытом воздухе. Работа мобильная, высокоинтеллектуальная, с элементами творчества, импровизации. Доминирует интенсивное общение в условиях высокой психоэмоциональной нагрузки.
Инструментами труда психолога в первую очередь являются внутренние средства: его профессиональный опыт и знания, творческое аналитическое мышление, эмпатия (умение прочувствовать эмоциональное состояние другого человека), выразительные движения, мимика и голос. Все это необходимо для установления доверительного контакта с другим человеком и для продуктивного взаимодействия. Дополнительными средствами труда психолога являются технические устройства, компьютер, диагностические методики.
Высокий уровень моральной ответственности.

Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии психолога необходимы знания по биологии, математике, русскому и иностранному языку.
Квалифицированный психолог должен знать:

общую психологию и специальные направления психологии (инженерную, педагогическую, социальную, медицинскую и другие);

основы педагогики, общественных и естественных наук;

методы оценки и коррекции личности;

основы психологической работы с определенной категорией лиц, согласно своей специализации (с детьми, с пациентами, с работниками трудовых коллективов и т.п.).

Квалифицированный психолог должен уметь:

владеть разнообразными методами оценки компетенций, качеств личности и текущего психоэмоционального состояния человека;

устанавливать доверительный контакт;

слушать и слышать другого человека;

применять и разрабатывать адекватные программы и методы работы;

собирать и анализировать информацию, делать выводы, понимать и прогнозировать мотивы и поведение человека в разных ситуациях;

отличать варианты нормы от патологического развития личности (оценивать угрозу жизни и здоровью самого человека и для окружающих);

осуществлять психологическое сопровождение обучения, карьеры, личностного развития;

давать человеку конструктивную обратную связь, с целью самосовершенствования и формирования необходимых качеств клиентов;

проводить лекции, семинары, тренинги;

хранить тайну, соблюдать этику консультирования.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве психолога необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

гуманитарный склад ума;

аналитическое мышление и выраженный интерес к работе с информацией;

сильно выраженная склонность к сервисной работе;

сильно выраженная склонность к работе в сфере общения;

склонность к работе с информацией;

отлично развитые лексические способности;

превосходные логические способности;

способность к концентрации внимания;

высокая эмоциональная устойчивость.

Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для психолога:

проблемы с памятью и вниманием;

нарушения речи, зрения и слуха.

Пути получения профессии
В профессию психолога приходят молодые люди с ведущим интересом к работе с людьми, с выраженным альтруизмом, эмпатией, познавательным интересом, развитым абстрактно-логическим мышлением.
В связи с тем, что профессия психолога востребована на рынке труда, в нее приходят и взрослые, состоявшиеся люди, «психологи по жизни» с родственным высшим профильным образованием. Например, врачи с базовым медицинским образованием, которые желают врачевать не отдельные органы, но человека в целом, его душу, после прохождения краткосрочного специального обучения становятся психотерапевтами.
В психологию приходят и бывшие журналисты, филологи, математики, для этого они получают второе высшее образование.
Профессия психолога требует наличие высшего образования, которое можно получить в профильных образовательных учреждениях.
Повысить уровень своих знаний можно на курсах повышения квалификации, на семинарах, мастер-классах и тренингах.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

Области применения профессии
Психологи работают в сфере оказания психологической помощи населению и психологического сопровождения разных категорий населения:

в учебных заведениях (преподавание);

на предприятиях (в отделе кадров, в службе персонала);

в научно-исследовательских институтах;

в психодиагностических лабораториях;

в медицинских учреждениях (поликлиниках, диспансерах, реабилитационных центрах);

в центрах психологической помощи и профориентации;

в консалтинговых и тренинговых компаниях;

в кадровых агентствах;

в службах знакомств;

в центрах занятости населения;

в сфере политических технологий;

в таможне и в правоохранительных органах;

в военных организациях;

в транспортных и авиационных компаниях;

в детских садах;

в детских домах;

в домах престарелых;

на телефонах доверия, в службе спасения и МЧС.

На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационно-библиографическую деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов, составляет анкеты, вопросники и т.д. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних. Решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствует совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector