Психолог кунин евгений ефимович
Не затевайте ничего с воспитательной целью!
Артельная педагогика Евгения Кунина
Летом мы уже писали о школе «Диалог» под Петербургом (№ 55 от 20 августа 2002 года), о ее лагере «Ладога». Разновозрастные классы – два педагога в каждом – мужчина и женщина, индивидуальная и групповая работа. Понятно, что такой образ учения не очень-то вписывается в привычные схемы, поэтому дети сдают экзамены экстерном в других школах. Но сегодня разговор не об этой формальной стороне жизни, а о том, в чем взрослые «Диалога» видят настоящий смысл учения – общения с детьми, в чем и как меняется поэтому их педагогическая и даже жизненная позиция. Знакомьтесь: Евгений Ефимович Кунин, психолог, один из основателей “Диалога”.
Елена Литвяк. Когда те, кто имеет непосредственное отношение к детям, обсуждают проблемы педагогики, обычно легко вырисовывается несколько значимых тем, о которых можно говорить бесконечно, – необходимость и потребность в учении, проблема мотивов детей и взрослых в пространстве педагогики, иерархия ценностей обучения и воспитания, самообучение, самораскрытие. У вас на Ладоге я впервые столкнулась с практикой какого-то иного уровня, да и сами педагогические разговоры ведутся не о собственно обучении и воспитании, а в совершенно иной плоскости.
Евгений Кунин. Образование мы понимаем как деятельность общения, встречи всех со всеми, в которой каждый человек перестает чувствовать свою ненужность никому в мире, непригодность ни для чего. Ведь не секрет, что психологическое беспризорничество детей, скрытое или явное, – это реальность сегодняшней повседневной жизни. Откуда эта внутренняя беспризорность берется? В раннем и среднем детстве очень велика потребность в поддержке, понимании, одобрении взрослыми. Если ребенок систематически недополучает всего этого, в какой-то момент он перестает справляться с тем, что ожидания не оправдываются. И к десяти–двенадцати годам почти все дети находятся в зоне риска, почти все они – кандидаты в психологические сироты. Многие подростки не могут реагировать на мир, как подобает тринадцатилетнему, а часто реагируют младенчески или по-детски. А ведь именно в это подростковое время ему важно освоить жизнь гражданского общества и своей социальной страты.
Е.Л. Но сложившаяся система обучения никак не дает ребенку этого делать, только рассказывает и показывает, как это бывает, а делать не дает.
Е.К. «Делать» – ключевое слово для описания ситуации. Когда дети не слоняются, а живо что-то делают, они реализуют исконный замысел жизни. Человек – образ, подобие Божие, значит, он творец по образу Творца. И по маленьким детям это очень хорошо видно. А подросшие дети и даже многие взрослые этого уже не могут. Они говорят: «Мы работаем», – в смысле продвигаемся по карьерной лестнице, зарабатываем деньги. А трудиться в поте лица да еще и чувствовать радость этого пота несвойственно современному человеку. Это скорее каторжный, подневольный труд. И детей в эту ситуацию погружают довольно рано, с начала школы. А для ребенка важно найти себе дело, а не просто заняться чем-то, лишь бы не бездельничать.
Но сегодняшнее мироощущение большинства детей – “если можно уклониться и не делать, то, конечно, надо уклониться и не делать”. Задача взрослых – найти реальные возможности, чтобы предложить детям жить наоборот. Требуется забота о трудовом воспитании не в смысле освоения технологий, а в смысле возникновения у человека труженического отношения к жизни, работы по собственной творческой инициативе. Сегодняшняя ситуация жизни ребенка дома и в школе практически вывела его из поля творческой деятельности, он растет потребителем информации, движущихся изображений, он все меньше способен получать информацию из статичных источников – книг, картин, все меньше способен к удивлению и созерцанию.
Е.Л. Но, согласитесь, с пониманием глубины сложившейся ситуации справятся лишь немногие из тех, кто призван профессионально заниматься детьми. Такому взрослому надо самому не просто детей любить и понимать детскую психологию, а быть «атмосферным человеком», уметь создавать определенный уклад жизни, поскольку такие тонкие вещи, о которых вы говорите, рождаются и укрепляются только укладом, строем жизни, а не правильными словами или специальными занятиями.
Е.К. Конечно, но уклад тоже может быть разным. Например, очень хорошим, но искусственным. Это же больная ситуация, когда взрослые приставлены для обслуживания детей – обслуживания всех видов, а не только материального. Совсем иная – когда взрослые приглашают детей в свои дела – не специально, с педагогической целью смоделированные, а реальные дела жизни. Помните, как русские князья воспитывали своих сыновей? Брали их с собой на войну и на охоту, все всерьез, но все по силам. Я думаю, и нашим детям необходимы инициирующие события, возможно, отдельно для мальчиков и девочек, для их постепенного реального вхождения в свою группу.
Е.Л. Они – как индикатор подлинности происходящей педагогики, достаточно вспомнить хотя бы походную практику хороших учителей. У вас есть какой-то собственный алгоритм движения в ту сторону?
Е.К. В конкретном деле, придуманном ими самими или предложенном взрослыми, дети учатся самоорганизации, позитивному общению друг с другом, созданию чего-либо ценного. Учатся просить помощи у взрослого на хорошее дело (“Мы хотим построить шалаш, дайте нам, пожалуйста, пилу и гвозди”). В этом случае взрослые как бы дополняют детскую инициативу в том, что сами дети осуществить еще не могут, но только в этом! И особенно важно не столько то, что дети делают, осуществляя свои идеи, сколько то, что они вступают друг с другом в отношения принципиально иные, чем отношения между учителем и учеником. Здесь начинается область артельной педагогики. Но в самосознании сегодняшнего человека нет устойчивого понятного образа артельного труда. Никто почти не знает, что это такое, в чем его смысл и педагогическая перспектива.
Представьте ситуацию: восемь мужиков несут лодку. Кто-то говорит: “Пускай Петр будет за старшего”. Что произойдет после этого, как вы думаете? Правильно, Петр больше уже не несет лодку вместе со всеми, а идет рядом и командует. До этого была наша лодка, которую тащили все вместе, а теперь это его, Петра, лодка, которую мы тащим. Вот что такое «артель» и «не артель». В артели никогда не было начальника, бригадира. Был старшой, тот, кто на данный момент лучше других разбирается в конкретной ситуации. В артели система отношений не менее важна, чем производственный результат. Когда их нанимали, будущий хозяин наблюдал в момент праздника, как члены артели общались, как танцевали, словом, как они взаимодействовали, были ли они единой, живой командой. И дети, занимающиеся живым делом, тоже постепенно выходят на этот образ – из хаоса к образованию нового мира. Это не автоматический переход, а рождение другого качества общения и отношений, жизнь в инициативе. Личный опыт преодоления трудностей, переход из невозможного в возможное чрезвычайно важен – как еще подросток узнает о своих возможностях, если ему не дать побыть, прожить отрезок жизни на той границе, где его нынешние возможности заканчиваются, но могут быть обретены новые? Этим мы и занимаемся в школе «Диалог», в летнем детском лагере «Ладога». Причем и дети, и взрослые, а иначе мы получим вместо живых деятелей лишь рассудочных людей, лишенных возможности сердечной жизни. Но это трудная модель педагогики, потому что взрослые в большинстве случаев сами не имеют такого опыта.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
blog.rudnyi.ru/ru
Свежие записи
Рекомендую
Ссылки
Евгений Кунин: Статистическая физика генома
Просмотрел книгу Кунина Логика случая. Удивил резко выраженный генно-центрический подход, представленный в книге. Пожалуй, это первая увиденная мною книга по биологии, где организм как таковой просто игнорируется (я как-то начинал читать Эгоистичный ген Докинза, но книга не пошла).
Ниже я остановлюсь на отношениях между физикой и биологией в книге Кунина и рассмотрю четыре вопроса:
- Случайность и физика;
- Немеренное количество параллельных вселенных и физика;
- Статистическая физика и статистическая физика генома;
- Законы физики и возникновение жизни.
Начну со сравнения книги Кунина с книгой Шапиро Эволюция: взгляд из 21-го века. В книге Шапиро изложены экспериментальные результаты, полученные в рамках молекулярной биологии по исследованию механизмов работы клетки. Шапиро говорит о том, что не следует рассматривать ДНК как самую главную молекулу в клетке, что клетка использует ДНК как систему чтения-записи и что клетку, скорее всего, следует признать когнитивной системой.
Книга Кунина содержит описание экспериментальных результатов исследований последовательности нуклеотидов в геноме (геномика). Сравнение последовательностей нуклеотидов в геномах разных организмах позволяет сделать заключения об эволюционных связях и именно такой подход лежит в основе книге. Изучение последовательностей нуклеотидов существенно изменило представление о древе жизни и книга Кунина дает хорошее представление о том, как поменялись взгляды биологов по этому поводу.
Также разница между книгами Шапиро и Кунина заключается в мере теоретизирования. Шапиро, по сути дела, ограничивается представлением экспериментальных результатов. Например, Шапиро говорит, что в настоящее время не имеет смысл обсуждать вопрос возникновения жизни, поскольку для этого недостаточно исходных данных. Кунин более амбициозен, он в какой-то степени хочет достичь уровня, похожего на таковой в физике:
‘Пресловутая «зависть к физикам», которая, кажется, беспокоит многих биологов (включая меня), может быть утолена недавними и предстоящими теоретическими изысканиями.’
Следует отметить, что в главе Постсовременное состояние эволюционной биологии Кунин обсуждает вопрос о тщетности таких попыток, но четко выраженной позиции в этом отношении я не увидел.
Случайность и физика
Книга Кунина называется Логика случая. Тем не менее, я не нашел в книге, что Кунин понимает под случайностью. Такая позиция характерна для биолога — говорить про случай и не сказать, что такое случай. По-моему, главный вопрос при рассмотрении случайности связан с тем, связана ли случайность с природой или с нашим знанием о природе. Следует отметить, что Дарвин, по всей видимости, склонялся ко взгляду на случай, как меру нашего незнания, поскольку в его времена в физике места случаю просто не было.
Приведу цитату из книги Кунина (принцип подверженной ошибкам репликации):
‘Репликация цифровых носителей информации неизбежно подвержена ошибкам, что влечет за собой эволюцию этих носителей путем естественного отбора и случайного дрейфа генов при условии, что уровень ошибок репликации ниже катастрофического порога, имеющего порядок величины от одной до десяти ошибок на геном за один цикл репликации.‘
Насколько я понял, случай связывается именно с этим процессом. Однако, каким образом такой случай связан со случайностью в физике? В физике можно найти место случаю, связанного с природой, только в рамках копенгагенской интерпретации квантовой механики: схлопывание волновой функции является случайным процессом. Вряд ли Кунин рассматривает такой сценарий, поскольку в книге волновая функция не упоминается. В то же время, из книги нельзя понять, связывает ли Кунин случай с мерой нашего незнания.
Цитата выше показывает другую типичную проблему биолога. С одной стороны, биолог хочет избежать обвинений в телеологии
‘Конечно, это не подразумевает никакого метафизического или телеологического контекста, например будто клетки и организмы существуют «с целью» репликации генов.’
С другой, термин ошибка с необходимостью вносит в рассмотрение нормативность — ситуация, которая произошла, сопоставляется с ситуацией, которая должна была произойти. В физике такого не найти, поскольку состояние системы с неизбежностью переходит из предыдущего в последующее по законам физики. Как получилось, так и получилось.
Немеренное количество параллельных вселенных и физика
Кунин хотел бы создать теорию, которая напоминает теории в физике. К сожалению, в свой книге Кунин выбрал в качестве точки отсчета крайне неудачный «закон» из космологии (теория вечной инфляции)
‘Модель «мира многих миров» (МММ) делает поразительное предсказание, что все макроскопические, «крупнозернистые» истории событий, не запрещаемых физическими законами сохранения, были реализованы (или, возможно, будут реализованы) где-то в бесконечной мультивселенной, и не только однажды, но бесконечное число раз.’
Такое утверждение действительно можно найти у современных космологов, но это, по-моему, только поднимает вопрос о том, можно ли космологию отнести к физике. С моей точки зрения такое утверждение выходит за пределы науки и принадлежит исключительно спекулятивной философии. Такие заявления только доказывают, что ученый в глубине души неотличим от натурфилософа.
Статистическая физика и статистическая физика генома
Основаная программа Кунина досточно амбициозна (глава 4, Геномика, системная биология и универсалии эволюции: эволюция генома как феномен статистической физики). Приведу одну цитату:
‘Параллели между эволюционной биологией и статистической физикой оказались точными и фундаментальными до такой степени, что кажется вполне справедливым заключение о том, что это не аналогии, а проявление общих статистических принципов (если не сказать законов) поведения больших ансамблей слабовзаимодействующих объектов.‘
Другими словами, Кунин хочет перенести идеи статистической физики в биологию. Я не думаю, что это получится.
Физика связана с изучением механизма протекающих процессов. Статистическая физика возникла из молекулярно-кинетической теории, то есть, из предположения, что в действительности все состоит из двигающихся атомов и молекул, которые взаимодействуют между собой. В рамках эргодической гипотезы среднее по времени равно среднее по ансамблю, поэтому статистическое рассмотрение ансамбля разных микросистем, соотвествующих одной и той же макросистеме, позволяет нам сделать количественные выводы о поведении макросистемы.
В статистической физике вероятность трактуется как мера нашего незнания, другими словами, как способ нахождения средних по траектории. Таким образом, статистическая физика напрямую связана с предполагаемым механизмом протекания процессов.
В статистической физике генома Кунина связь с реально протекающими механизмами полностью отсутствует. Кунин рассматривает и анализирует корреляции между последовательностями нуклеотидов в разных геномах. Без всякого сомнения, такой анализ позволяет сделать новые гипотезы о протекании эволюции, однако он ни в коей мере не может претендовать на описание механизма протекания эволюции. Корреляции остаются всего лишь корреляциями.
В приложении Философия постмодерна, метанарративы; природа и цели научных исследований Кунин несколько уменьшает ожидания от статистической физике генома, но, с другой стороны, он также пишет
‘Если не сейчас, то, возможно, в будущем это направление в эволюционной теории и в самом деле будет законной частью физики.’
С моей точки зрения, описание корреляций никогда не сможет претендовать на роль описания протекаемого механизма. С этой точки зрения я не вижу общего между подходом Кунина и статистической физикой.
Законы физики и возникновение жизни
Кунин считает возникновение жизни частью биологической эволюции:
‘есть основания считать, что важнейшее достижение эволюции – это появление клетки, все остальное уже не так важно.’
Именно при рассмотрении этого вопроса Кунин привлекает бесконечное количество параллельных вселенных из теории вечной инфляции. Я обращу внимание на другую проблему, которая игнорируется биологами, в том числе Куниным. При рассмотрении возникновения жизни нельзя обойти стороной вопрос, что такое жизнь. Кунин предлагает следующий ответ:
‘Однако в контексте обсуждения в предыдущих главах прийти к определению того, что следует считать живым, удивительно просто: любой стабильный во времени репликатор является формой жизни.’
Возьмем это определение в качестве рабочего и рассмотрим следующий вопрос: Что поменялось в мире после появления первого стабильного репликатора? До появления репликатора согласно тому, что говорят физики, мир переходил из предыдущего состояния в последующее по законам физики. Что изменилось в этом процессе после появляения первого репликатора? Так ведь, абсолютно ничего не изменилось, поскольку после появления первого стабильного репликатора мир точно также переходит из предыдущего состояния в последующее по законам физики. Репликатор в этом переходе не играет никакой особенной роли.
Для иллюстрации ниже на видео показан репликатор в клеточном автомате HighLife (один из вариантов игры Жизнь). Клеточный автомат переходит из предыдушего состояния в последующее по простым заранее установленных законам и именно поэтому физики используют игру Жизнь в качестве аналогии мира. Вопрос в том, можно ли согласиться с тем, что такой репликатор является примером жизни?
Информация
Евгений Викторович Кунин, Логика случая. О природе и происхождении биологической эволюции, 2014.
Перевод с английского: Eugene V. Koonin, The logic of chance: the nature and origin of biological evolution, 2011.
Психолог кунин евгений ефимович
Всем, кого интересует Школа Диалог и все, что с ней связано, оставляю свой e-mail:
vadim_g@list.ru
|
|
|
|