Igro-zon.ru

Работа и жизнь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолог который дает оценку с профессиональной точки

Оценка деятельности практического психолога

1. Основные виды деятельности в практической психоло­гии — это психологическое оценивание, психологическое консультирование, психологическое просвещение, коррекционная и развивающая работа.

Психологическое оценивание (психодиагностика)Основная задача психолога заключается в том, что­бы оценить развитие каких-либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психичес­кого развития, т. е. провести психодиагностику.

В научной литературе понятие «психодиагностика» было введено в 1924 году швейцарским психологом Германом Роршахом. В настоя­щее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную оценку психических функций и психоло­гических особенностей человека.

В своей работе психолог-диагност ориентируется на определенные нормы (возрастные, патопсихологические или индивидуально-психологические) в проявлении пси­хических функций человека. Отклонение от нормы опре­деляет диагноз.

Психодиагностика осуществляется на основе:

1) объективных показателей деятельности (реальной или моделируемой в эксперименте, тесте);

2) субъективных показателей (сведений, сообщаемых о себе самим человеком).

Для оценивания психолог-диагност использует профес­сиональные психологические наблюдения, беседы, пси­хологические тесты. В ходе наблюдения или беседы психолог констатирует наличие или отсутствие определенных пси­хологических качеств, эмоциональных реакций, поведен­ческих проявлений и их соответствие накопленным в профессиональной психологии нормам.

Психологическое консультирование.Наиболее распрос­траненный вид деятельности практического психолога — консультирование — используется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в педагогичес­кой, промышленного производства, бизнеса, проблем здо­ровья и т.д.

Основное средство консультирования — это беседа, построенная определенным образом. В процессе консуль­тации практический психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными угла­ми на трудности, с которыми тот встретился, и на спосо­бы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.

Цель психологического консультирования — помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить пе­реживание стресса, разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуа­ций и самим принимать решения. За психологической кон­сультацией обращаются в случаях межличностных конфликтов, в частности, супружеских, сексуальных, а также в отношениях с детьми. Психологическая консульта­ция может проводиться по производственным проблемам, проблемам психологии управления, взаимоотношений людей в сфере общественной жизни.

Психологи-консультанты работают с отдельными людь­ми, парами, семьями и группами. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми.

Групповое консультирование может проводиться с се­мьей, производственной группой или группой людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имею­щих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами ра­боты при групповом консультировании могут быть семейное консультирование, работа по разрешению меж­личностных конфликтов и проблемных ситуаций в кол­лективах. С целью разрешения межличностных конфликтов в трудовых или иных коллективах может применяться так называемая посредническая консультация, когда психо­лог выступает в роли посредника в переговорах.

В последние десятилетия достаточно распространенным стал телефон доверия как форма анонимной психологи­ческой помощи и консультирования. Консультация по те­лефону доверия обеспечивает оперативность общения, анонимность и связанную с этим особую доверительность. Телефонное консультирование дает клиенту возможность обращаться из любого места, в удобное для него время.

Психологическое просвещение (информационно-просветительская работа).Важнейшая задача психологического просвещения — расширение психоло­гических знаний и повышение психологической культуры людей. Такие знания особенно необходимы специалистам, которые в своей повседневной профессиональной деятель­ности постоянно вступают в контакты с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работникам культуры, сфе­ры обслуживания и торговли, работникам рекламы, биз­несменам. Для многих людей психологические знания полезны только как основа для саморазвития и саморегу­ляции своей личности, для улучшения межличностных отношений, например, для школьников, родителей, пен­сионеров.

В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основа­ми психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологи­ческих знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности. При этом важнейшими требо­ваниями к психологическому просвещению должны быть: ясность, доступность изложения информации, ее практи­ческая ориентированность. Необходимо стремиться избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

Для психологического просвещения могут использовать­ся лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуж­дение художественных и видеофильмов, психологический анализ поведения героев. При этом важно учитывать, что для формирования умений полезнее оказываются семина­ры и практические занятия. Психолог может также помочь отдельным специалистам в подборе психологической ли­тературы для их самообразования. Формирование стремле­ния к приобретению психологических знаний и желания использовать их в жизни и практической деятельности — важнейшая основа для психологического просвещения.

Коррекционная и развивающая работа.Психокоррекция проводится в том случае, если в результате психодиагнос­тики или консультирования выявлены отклонения от нор­мы в поведении или психическом развитии человека.

Коррекционная работа — это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или фор­мы поведения личности, направленное на преодоление этого отклонения. Это воздействие всегда осуществляется на основе представления о возрастной норме психическо­го развития. Исходя из этого, психолог строит программу коррекционной работы.

Коррекционные занятия проводятся индивидуально или в группе в течение длительного времени.

В качестве методов психокоррекции используются раз­личные виды интеллектуального тренинга, методы обуче­ния саморегуляции, социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии.

Те же самые методы практической психологической работы могут использоваться и в развивающих занятиях.

В отличие от психокоррекционной, развивающая работа направ­лена на дальнейшее развитие качеств, способностей, уме­ний человека. Строгого разделения коррекционных и развивающих занятий на практике часто не существует, поскольку границы нормы в психическом развитии быва­ют недостаточно четкими, обусловлены теоретической концепцией или конкретной методикой. Поэтому нередко предпочитают данный вид работы называть коррекционно-развивающей.

Практический психолог в реальной профессиональной деятельности может выполнять как все перечисленные виды работ, так и специализироваться в каком-либо определен­ном виде. В то же время важно знать, что каждый из этих видов практической психологической деятельности обла­дает существенной спецификой, и конкретный психолог в зависимости от личностных качеств и профессиональ­ной подготовки может успешнее справляться с одним из них. Кроме того, практическому психологу важно выде­лять наиболее актуальные проблемы в соответствии с за­дачами, поставленными заказчиком, и сосредоточивать усилия на их решении.

2. Успешной практической деятельности психолога спо­собствует организация его рабочего места. В решении этого вопроса он сам должен быть достаточно активен. Психолог должен иметь свой отдельный кабинет. Однако это не оз­начает, что большую часть рабочего времени он будет про­водить в нем. Необходимо достаточно часто контактировать с людьми на их рабочих местах, быть полноправным чле­ном коллектива и активным участником деятельности орга­низации.

Рабочий кабинет необходим для хранения документа­ции, методических материалов, проведения индивидуаль­ных бесед или психологической диагностики.

Безусловно, практическому психологу важно самосто­ятельно, творчески подойти к организации рабочего мес­та. Специалисты предлагают следующее примерное материальное обеспечение рабочего места психолога

1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов.

2. Комната психологической разгрузки для:

— проведения психологической релаксации;

— снятия нервно-психологического напряжения; эмо­циональной разгрузки;

— индивидуального и группового психологического консультирования;

— психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий;

— работы пункта, почты или телефона доверия.

3. Материальная база психотерапевтического воздействия:

— аудиокассеты с записями психотерапевтического ха­рактера;

— проекционные материалы психотерапевтического характера;

— специальная светотехническая система и другие сред­ства, способствующие осуществлению психотерапев­тического воздействия.

Читать еще:  Психолог социальный педагог

4. Материальная база психодиагностики:

— аудиотехника с записями стимульного материала, специальные бланки;

— персональный компьютер, калькулятор и другая организационная техника.

5. Материальная база психологического просвещения и психологической подготовки:

— специально оборудованное помещение.

В перспективе материальное обеспечение рабочего мес­та психолога должно расшириться и включать: технические средства специального назначения, комплекс психодиаг­ностических средств, диктофон, видеотехнику и др.

3. Оценка деятельности практического психолога вклю­чает следующие аспекты:

1. Оценка результативности психологической работы ох­ватывает следующие вопросы:

1) эффективность психологического сопровождения труда и жизни клиентов, целевая работа с ними в соответствии с текущими задачами;

2) действенность психологической поддержки для раз­вития творческого потенциала клиентов и оказание им помощи в решении различных проблем;

3) результативность психологического просвещения и консультирования;

4) соответствие диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; правильность выводов и реко­мендаций по результатам психодиагностической работы;

5) эффективность психопрофилактической работы, особенно в предупреждении различных проявлений девиантного поведения, в преодолении кризисных ситуаций и решении проблем труда и жизни орга­низации;

6) компетентность и результативность психокоррекционной и психореабилитационной работы.

2. Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участие в деятельности коллектива, жиз­ни клиента характеризуется:

1) временными нагрузками психолога во всей сфере труда, жизни и непосредственно в его профессио­нальной деятельности;

2) личным участием психолога в работе с различными категориями клиентов (человек—семья—коллектив);

3) эффективностью системы взаимодействия психолога с другими должностными лицами по организации и проведению психологической работы, коммуни­кабельностью во взаимоотношениях с другими служ­бами;

4) степенью учета информации психолога при приня­тии управленческих решений;

5) участием психолога в работе различных комиссий и выполнением функций, выходящих за рамки его дол­жностных обязанностей;

6) соблюдением этических норм работы психолога;

7) самосовершенствованием и овладением продуктив­ными технологиями психологической работы.

3. Оценка условий проведения психологической работы осуществляются по следующим пунктам:

1) оснащение кабинета психолога учебно-методичес­кими, диагностическими материалами; . 2) наличие и оснащение комнаты психологической

3) материально-техническая база психологической ра­боты.

4. Социально-правовая, организационная обеспеченность профессиональной деятельности практического психоло­га включает:

1) наличие рабочего кабинета, шкафов для хранения документов, учетно-отчетной документации;

2) правильность ведения учетно-отчетной документа­ции, которая включает в себя:

а) планы работы практического психолога (перспек­тивный, месячные и профессионального совершен­ствования);

б) результаты психодиагностики, акты (карты) об­следования, психологические портреты клиентов;

в) справки-доклады о проделанной работе;

г) рекомендации должностным лицам и другим кате­гориям клиентов

Психолог который дает оценку с профессиональной точки

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 218
  • КНИГИ 592 953
  • СЕРИИ 22 148
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 553 396

Психология для студента

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

УДК 159.9.01 ББК 88 К212

К212 Психология: Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. — 288 с. ISBN 5-89357-079-0

Книга доктора психологических наук, профессора В.Н. Ка-рандашева — первое в отечественной литературе учебное пособие по курсу «Введение в профессию» для студентов, обучающихся по специальности «психология». Она будет полезна также тем, кто хочет стать профессиональным психологом и собирается поступать на психологические факультеты университетов и институтов.

В книге показано многообразие психологических знаний о человеке, изложена история появления профессии психолога, представлены основные виды деятельности профессиональных психологов в научной и практической сферах: в медицине, в образовании, в социальной психологии, в экономике, промышленности, в юридической психологии, в спорте, в сфере консультационных услуг.

Существенное место в книге занимает характеристика профессиональных, этических и личностных качеств, важных для успешной деятельности психолога. Описана система подготовки профессиональных психологов и принципы организации психологического сообщества.

Завершает учебное пособие терминологический словарь, который поможет начинающему психологу ориентироваться в мире языка профессионалов и обеспечит лучшее понимание психологической литературы.

© Издательство «Смысл», 2000

КТО ТАКОЙ ПСИХОЛОГ? ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ?

Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово «психология» все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог «насквозь видит человека» даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, «кто такой психолог», «что он делает» и «какую пользу он может принести». В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова «психология». Правильному пониманию профессии психолога мешает также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят причислять себя к психологам. Вокруг психологической профессии возник ажиотаж.

В общественном мнении наиболее распространено представление о психологе как о врачевателе души, умеющем глубоко проникать в мысли и чувства людей, способном понять их тайные замыслы, помочь им изменить свою судьбу. Этот идеализированный портрет психолога порой не соответствует действительности. Психолог — «по образованию» и психолог -«по жизни» далеко не всегда одно и то же. Психологическое образование вовсе не гарантирует проницательности, коммуникабельности и эффективности воздействия на себя и на других людей. В то же время есть люди, изначально обладающие особым даром контактности и непринужденного общения, что позволяет им выслушивать других людей и оказывать им моральную и психологическую поддержку, помогать им в ответах на те или иные вопросы. И делают они это без всякого психологического образования. Кого же из них считать психологом?

В связи с большой популярностью слова «психология» многие молодые люди, выбирая пути продолжения образованиявания, стремятся получить профессию психолога. Таким образом они надеются глубже познать себя, а главное — овладеть методами, позволяющими лучше понимать других людей, и, в итоге, успешнее воздействовать на них. Как показывает педагогический опыт, далеко не все абитуриенты психологических факультетов ясно представляют себе, «что такое психология» и «кто такой психолог». Побуждает скорее престижность профессии, которая наряду с медицинской, юридической и экономической специальностями, а также профессией программиста, стала очень модной. В обыденных разговорах психолога чаще всего путают или с врачом (психиатром), или с педагогом. Поэтому научно-популярные лекции о психологии приходится обычно начинать с уточнения, что психология — это не психиатрия, хотя связи у этих двух отраслей знаний достаточно тесные. Психиатрия изучает и лечит людей с психическими болезнями. Психология же изучает душевный мир человека. Одна из отраслей психологии — патопсихология — правда, изучает внутренний мир психически больных людей и тесно связана с психиатрией. Однако большая часть других отраслей психологии имеет дело с нормальными, здоровыми людьми. Что же такое психология?

Психология — это знания о внутреннем мире человека, о законах, объясняющих его поведение. К числу психических относятся разнообразные проявления душевной жизни человека.

Ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь — это познавательные психические процессы. В протекание этих процессов включаются образы, понятия, суждения, умозаключения. С помощью них человек познает мир.

К сфере эмоциональных явлений относятся аффекты, стрессы, тревожность, чувства, страсти, настроения и др. С их помощью человек переживает свое отношение к тем или иным предметам и событиям мира.

К психическим явлениям относятся мотивация, внимание, интерес, уровень притязаний, стремление, принятие решений, волевое усилие, самоконтроль, самообладание. С их помощью человек регулирует свою деятельность, свое воздействие на окружающий мир и на себя самого. Различные состояния, такие как вдохновение, усталость, адаптация, напряженность, фрустрация изменяют протекание психических процерсов в течение определенного промежутка времени, активизируют или тормозят их, придают им особый качественный оттенок. Темперамент, характер, способности, одаренность, настойчивость, фанатизм, эгоизм придают своеобразие психической жизни каждого человека. К психическим свойствам человека относятся его уровень притязаний, представления о самом себе, самооценка и самоуважение. Многие психические явления характеризуют межличностные отношения человека, такие как совместимость, внушаемость, конформность, симпатия, дружба, любовь, конфликты, психологический климат.

Читать еще:  Специалист психолог консультант

Психические явления бывают осознанные и неосознанные. Сознание — это совокупность психических явлений, в которых человек может дать себе отчет. Когда человек находится в сознании, он осознает себя, свои мысли и чувства, т.е. может дать отчет в том, что с ним происходит. Существует и большая группа неосознаваемых психических явлений.

Профессиональные психологи используют язык научной психологии. Специфика психологических понятий такова, что многие из них включены в нашу обыденную разговорную речь. Это вызывает невольную терминологическую путаницу у человека, входящего в мир профессиональной психологии, затрудняет первые шаги на пути к научно-психологическим знаниям. С другой стороны, психологи часто пользуются особой профессиональной терминологией, которая на первых порах может быть малопонятна студенту-психологу. Поэтому советую, встречаясь с психологическими или другими научными терминами, не вполне понятными, обращаться к психологическому словарю. В нем дано доступное для начинающего психолога толкование многих психологических понятий.

глава 1. Виды психологических знаний

Накопление психологических знаний происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности, — везде, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей. По мнению одних авторов, слово «психология» появилось в литературе в XVI веке, по мнению других — в XVIII. Мнения историков по поводу того, как возникло слово «психология», расходятся. В буквальном переводе с греческого оно означает «учение о душе» или «наука о душе» — соответствующие греческие корни psyche (душа) и logos (наука, учение).

Практическая психологическая работа как тип деятельности психологов

Основная цель практической психологической работы непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи помогают в решении проблем, возникающих в области образования, медицины, производственной деятельности, социальной и личной жизни людей.

Практическая деятельность психологов в XX в. оказывала большое влияние на различные сферы жизни людей. Однако этот процесс протекал неодинаково в разных странах. В США распространению практической психологии в значительной степени способствовала активность АПА. Во второй половине XX в. расширение количества практических психологов происходило и в ряде европейских стран, таких как Англия, Германия, Франция, Швейцария и др. Медицинская, школьная и организационная психология стали основными сферами применения практической психологической работы.

Активная практическая психологическая работа в нашей стране началась в 1980-е гг. Развивалась психологическая служба в промышленности, образовании [1] . Всего за десять лет значительно увеличилось количество практических психологов, повсеместно стали появляться психологические службы, консультации, приобрели большую популярность психологические тренинги [2] . О необходимости для общества специалистов в области практической психологии писали в публицистической и научно-популярной литературе.

В настоящее время в России накоплен определенный опыт практической психологии, появились и новые проблемы. Психология, действительно, приносит ощутимую пользу во многих сферах профессиональной деятельности и жизни людей. Однако представления о возможностях психологической науки и практики порой неконкретны и не соответствуют реальности. От психологии часто ждут большего, чем она может дать на самом деле. Многие психологические знания далеки от непосредственного практического применения, требуют дополнительной работы и творческого подхода в приложении к практике. Порой ожидается, что психолог легко и просто найдет решение проблемы. В сознании родителей, учителей, предпринимателей, государственных служащих укрепилось магическое слово «психология». Компетенции психолога стали адресовать все те проблемы, с которыми родитель, педагог или руководитель не могут справиться самостоятельно. Ребенок не хочет учиться, не усваивает программу? К психологу его! Пусть сделает так, чтобы захотел и усвоил. Предприятие не получает прибыли? Нужно дать психологу задание спланировать развитие организации, рекламную кампанию, и пусть наберет новых сотрудников. Или порой, нe разбираясь в конкретных проблемах и не ставя определенных задач, психолога берут на штатную должность, чтобы он сделал что-нибудь, отчего всем станет хорошо.

Когда же эти завышенные ожидания и требования к психологии и психологам не оправдываются, наступает разочарование. Возникает сверхкритическое отношение к процессу и результатам проделанной психологом работы. Но психолог — не волшебник. Он не может решить все проблемы, да еще в одиночку.

Формирование и изменение общественного статуса практического психолога будет зависеть от того, насколько люди осознают реальные возможности психологии, а также от того, насколько сами психологи смогут повлиять на этот статус реальными результатами своей работы.

Как же работают практические психологи? Ключевыми фигурами практической психологической работы являются заказчик, клиент и психолог. Заказчиками психологической работы могут выступать государство в лице министерства или департамента, региональная администрация, предприятие, организация, семья, конкретный человек. Заказчик обращается к психологу за помощью, суть которой заключается в решении психологической проблемы клиента, оказании ему психологической помощи, и оплачивает эту работу. Клиент — это человек или группа людей, которым оказывается психологическая помощь в решении проблемы. Психологическая проблема обычно предстает в виде трудности или барьера, который клиент хочет преодолеть при содействии психолога. Заказчик и клиент могут совпадать в одном лице, если клиент обращается за психологической помощью и сам ее оплачивает. Взаимоотношения психолога и клиента (заказчика) устанавливаются исходя из трех возможных позиций психолога-практика: эксперта, учителя или консультанта [3] .

Психолог как эксперт носитель специальных знаний и опыта. К нему обращаются с заказом дать психологическую экспертизу, т.е. оценку с профессиональной психологической точки зрения какого-либо решения, проекта, события. Услуги психолога как эксперта нужны после завершения клиентом некоторой работы.

Психолог как учитель занят передачей специальных знаний, которые необходимы людям для эффективной организации их деятельности. Практический психолог в позиции учителя — не преподаватель, который в систематизированном виде излагает теории и факты. Психолог-учитель проводит психологические тренинги, деловые игры и другие активные методы обучения. Он выполняет свою миссию до того, как работа началась.

Психолог как консультант включается в деятельность клиента. Он предоставляет клиенту знания и опыт в тех объемах и формах, которые необходимы на данный момент. Его задача — оказать психологическую помощь клиенту в выполнении работы.

К числу основных задач деятельности практических психологов относятся:

  • 1) выявление психологических характеристик конкретного человека, группы;
  • 2) выявление психологических причин, вызывающих трудности в их повседневной жизни;
  • 3) оказание психологической помощи в преодолении этих трудностей, решении клиентом различных психологических проблем;
  • 4) содействие государственным, общественным, предпринимательским организациям в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач;
  • 5) социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов;
  • 6) пропаганда психологических знаний и повышение психологической культуры людей;
  • 7) оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности.

Основные виды деятельности в практической психологии — это психологическое оценивание, консультирование, просвещение, коррекционная и развивающая работа. Иногда в качестве вида деятельности практического психолога называют психотерапию. Однако этот вопрос относится, прежде всего, к сфере медицинской психологии и будет рассмотрен в соответствующем разделе.

Читать еще:  Психолог после 9 класса екатеринбург

Психологическое оценивание — это профессиональная специализация практических психологов, которая включает диагностическую и экспертную работу. В международной практике эта сфера деятельности занимает достаточно важное место. Основная задача психолога заключается в том, чтобы оценить развитие каких-либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психического развития, т.е. провести психодиагностику.

Термин «психодиагностика» был введен швейцарским психологом Германом Роршахом в 1921 г. в одноименной книге. В настоящее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную оценку психических функций и психологических особенностей человека.

В своей работе психолог-диагност ориентируется на определенные нормы (возрастные, патопсихологические или индивидуально-психологические) в проявлении психических функций человека. Отклонение от нормы определяет диагноз.

Психодиагностика осуществляется на основе:

  • 1) объективных показателей деятельности (реальной или моделируемой в эксперименте, тесте);
  • 2) субъективных показателей (сведений, сообщаемых о себе самим человеком).

Для оценивания психолог-диагност использует профессиональные психологические наблюдения, интервью, психологические тесты. В ходе наблюдения или интервью психолог выявляет наличие или отсутствие определенных психологических качеств, эмоциональных реакций, поведенческих проявлений и их соответствие накопленным в профессиональной психологии нормам.

В психологическом тестировании могут использоваться тест-опросники, проективные тесты и тесты, требующие выполнения каких-либо практических заданий. В тест-опросниках человек должен ответить на ряд прямых или косвенных вопросов. Достоверность получаемой при этом информации зависит от искренности опрашиваемого и его способности к самоанализу и самоотчету в предлагаемой ситуации. Поэтому профессиональные психологи не слишком доверяют результатам таких опросов и используют их как средство для получения первичной информации. Большую достоверность получаемой информации обеспечивают проективные тесты, при проведении которых человек как бы проецирует свои психологические качества на какую-либо неопределенную ситуацию, предлагаемую в тесте. Одним из наиболее известных проективных тестов можно считать тест чернильных пятен, в котором человек должен сказать, что он видит в предъявляемых ему симметричных чернильных пятнах. Неопределенность цели обследования не позволяет испытуемому намеренно искажать результат. Наконец, существуют тесты-задания практического характера, в которых по тому, как выполнил человек задание, судят о его психологических качествах.

В чем заключается помощь психолога — как оценить эффект?

Автор — Мария Долгополова

Как написано на сайте одного психолога в качестве девиза — «если вам плохо, то это достаточная причина и повод для того, чтобы обратиться к психологу»

Как написано на сайте одного психолога в качестве девиза — «если вам плохо, то это достаточная причина и повод для того, чтобы обратиться к психологу»…

В научной психологии имеется, кажется, бесконечное множество точек зрения, исследований и способов оценки эффективности психотерапевтической работы. Начиная с внешних формальных критериев и заканчивая самыми неосязаемыми материями. Существуют многочисленные диспуты о том, какие процессы имеют место в психотерапии, что именно приводит к изменениям, что считать желаемыми изменениями у клиента и прочее-прочее.

Смотреть на проблему с клиентской позиции в этом смысле несопоставимо проще. Если чувствуешь ценность происходящего для себя, можно оставаться, если нет — пора уходить. С другой стороны, понятен и интерес к тому, чтобы как-то оценить своего специалиста, эффективность его работы.

Мне периодически рассказывают пугающие истории о «плохих» психологах. О них много пишут на сайтах, форумах, в книгах, что это такой специалист, который дает советы, делится своей «мудростью», теряет эмоционально непредвзятое отношение к самому клиенту, его жизни и поступкам, обладает низким уровнем осознания своих скрытых мотивов и реакций в ходе психотерапии и прочее.

Если у вас есть опасения по поводу того, чтобы попасть к неправильному психологу рекомендую к прочтению статьи: об ошибках профессиональных психологов и об оценке квалификации психолога.

Множество не сложившихся психотерапий случается из-за неадекватности взаимных ожиданий.

Я постараюсь здесь описать, что может и чего не может дать психолог, и одновременно обозначить к чему стремлюсь в своей работе:

1) Психолог, который решает проблемы

К психологу люди приходят с тем, что считают своей проблемой. Но парадокс заключается в том, что психолог не может решить проблему клиента. Более того, если он попытается, он потратит оплаченное клиентом время на то, чтобы зайти во все те интеллектуальные тупики, в которых уже сейчас находится обратившийся. Но что тогда под силу психологу?!

Как и любой другой человек, психолог может дать клиенту новое пространство отношений (если речь не идет о разовой консультации). Отличие в том, что психолог намеренно по мере своих сил работает на то, чтобы это пространство взращивало дополнительные ресурсы справляться с имеющимися трудностями. Также особенностью является абсолютный приоритет интересов клиента, что принципиально нереализуемо в повседневном общении.

2) Психолог — эксперт

Я не практикую в жанре экспертных психотерапевтических методов, отличительной чертой которых является некоторая заранее известная часто даже пошаговая программа, которая адаптируется под каждый индивидуальный случай, но при этом имеет ясную цель (конечный результат) и основной инструмент которой — тренинг навыков или директивное влияние на клиента.

Психолог любой психотерапевтической школы имеет некоторую идею-представление о здоровом функционировании человека и вредных «отклонениях». Но подобные теоретические познания не делают психолога экспертом. Что бы психолог ни «знал» или думал про клиента, методы, которые он использует в реальной работе, должны быть направлены на то, чтобы КЛИЕНТ увидел, узнал, обнаружил больше о себе и устройстве своей жизни, прошел дальше в своем личностном развитии, независимо от того, какие конкретные жизненные задачи он сейчас перед собой ставит. Это означает — что именно для себя поймет и «возьмет с собой» из встреч клиент, находится вне контроля со стороны психолога.

Психотерапию можно противопоставить процессу воспитания, целью которого является планомерное формирование личности в соответствии с определенной системой ценностей.

3) Психолог — помощник

Психолог не учитель, не наставник и не помощник. Психолог не является частью жизни клиента. Рассмотрим простой гипотетический пример. К вам приходит, допустим, подруга, и говорит, что хочет устроить личную жизнь. Или действует еще более прямо — просит познакомить с кем-либо, кто может ей понравиться. Дружеская помощь, которая может повлиять на объективную ситуацию, действительно устроить ей знакомство. Но если с тем же намерением клиент приходит к психологу, то психолог не должен действовать так же.

Лучшее, что он может — это помочь выяснить, почему определенная потребность или желание у клиента есть, а ее удовлетворения или реализации нет*. Обнаружение этой связи клиентом позволит ему обрести утраченную внутреннюю целостность, а также высвободить силы для конструктивных шагов и действий.

  • само желание не искреннее, недостаточно личностно присвоенное, но социально одобряемое,
  • желание искреннее, но, сразу озвучив его, человек делает несколько шагов назад, пытаясь оправдать свое «отступление» объективной невозможностью,
  • есть более сильное желание, которое противоречит реализации первого.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector