Igro-zon.ru

Работа и жизнь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолог это социальный работник

Социальный психолог

Социальный психолог специализируются на изучении различных групп: малых, крупных, рабочих коллективов, населения региона, спортивных команд и т.п. Его интересуют феномены, возникающие и протекающие в этих группах, закономерности их развития, способы управления ими, а также социометрия, прогнозирование, психодиагностика и многое другое. Работа относится к разряду «человек – человек». Профессия подходит тем, кого интересует психология и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Социальная психология потому и получила такое название, что специализируется на изучении социума, а заодно способов его менять, управлять им, помогать людям успешно функционировать в его рамках. Социальный психолог неплохо разбирается во всех отраслях психологии, но в первую очередь специализируется именно на работе с коллективами, на алгоритмах возникающих и протекающих в них процессов, на правила и принципы их жизни.

Особенности профессии

Профессия социального психолога может быть направлена как на исследовательскую деятельность, так и на разработку практических, прикладных решений для конкретных коллективов. Оба варианта по-своему важны: первый улучшает теоретическую базу социальной психологии, второй – помогает создать здоровую атмосферу в любой группе. Основные трудовые обязанности специалистов в этой области следующие:

  • Исследование состояния коллектива и всех его участников, в том числе, за счет использования психодиагностических методик.
  • Мониторинг психологической безопасности участников группы.
  • Оказание психологической помощи участникам группы или всему коллективу в целом (социальные психологи могут проводить мероприятия, направленные на сплочение команды).
  • Создание и реализация программ, направленных на психологическое просвещение, психокоррекционную работу, профилактическое воздействие, повышение психологического здоровья населения.
  • Психологическое сопровождение людей, относящихся к социально уязвимым слоям населения, психологическая помощь сотрудникам социальных организаций, психологическое сопровождение образования и жизни замещающих семей.
  • Разработка и реализация тренинговых программ, направленных на улучшение психологического климата в коллективе, ведение терапевтических и других групп.
  • Проведение психологических исследований, разработка теоретических концепций, оформление соответствующей документации.
  • Психологическая помощь при реабилитации в результате серьезных травм и повреждений, возвращение человека в социум.

Социальный психолог может заниматься достаточно разнообразной деятельностью, специализироваться на разной проблематике, однако суть ее – работа с коллективом и человеком в нем – остается неизменной.

Плюсы и минусы

Плюсы

  1. Интересная, общественно полезная профессия.
  2. Активно развивающаяся отрасль психологической науки, имеющая особую значимость в контексте глобализации.
  3. Возможность помогать людям.
  4. Возможность использовать профессиональные знания в собственной жизни.

Минусы

  1. Быстрое профессиональное выгорание при постоянной работе с социально уязвимыми категориями населения.
  2. Невысокая заработная плата.
  3. Высокая ответственность за состояние подопечных.

Важные личные качества

Для социального психолога важен аналитический склад ума примерно в той же степени, как и способности к эмпатии. Также подобный специалист должен быть ответственным, трудолюбивым, терпеливым, готовым к постоянному пополнению багажа своих знаний, к разработке нестандартных решений для заданных проблем. Не помешает ему и умение абстрагироваться от ситуаций своих подопечных, не принимать их слишком близко к сердцу.

Обучение на социального психолога

Чтобы стать социальным психологом, нужно получить высшее образование по общему профилю «Психология», его код — 37.03.01. Для поступления нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, биологии и иностранному языку либо математике (на усмотрение вуза). Некоторые высшие образовательные учреждения в качестве третьего предмета выбирают обществознание. Форма обучения может быть очной, заочной, очно-заочной. В первом случае диплом бакалавра студенты получают за 4 года, в остальных – за 5 лет.

Взаимодействие психолога и социального работника

Профессия социального работника в нашей стране пока не является массовой. Это приходятся констатировать с сожалением, учитывая многочисленное число проблем, с которыми одному человеку (или семье) подчас просто не справиться. Вот только некоторые из них: инвалид­ность, одиночество, психически больной член семьи, хронический алкого­лизм родителей, бытовой садизм, хронические семейные конфликты, девиантное поведение подростков и т. п.

Социальная и физическая беспомощность человека — так кратко можно сформулировать проблемы, которые решает социальный работник, становясь важной частью жизни, можно сказать, судьбы, конкретного человека или конкретной семьи. Социальный работник организует жизнь и осуществляет часто очень длительный отрезок времени вместе с чужими для него людьми. При этом предметом его профессиональной деятельности является непосредственное присутствие в жизни конкретного челове­ка, где место социального работника будет определяться степенью его влияния на самые главные составляющие конкретной судьбы человека. Может случиться так, что социальный работник будет выполнять даже роль какого-то органа тела человека — глаз, ушей, ног, рук, головы.

Естественно, что он должен и обязан (это требования профессионализма) делать это в соответствии с закономерностями индивидуальной жизни человека. Это уже предмет для профессионального сотрудничества психолога и социаль­ного работника.

Именно закономерности индивидуальной жизни, в которых важнейшее место отводится задачам и резервам развития человека, ключевым системам его отноше­ний с другими людьми, вне которых невозможно решение задач и выявление имеющихся психологических резервов является предметом взаимодействия социального работника и психолога.

Психолог, взаимодействуя с социальным работником, помогает человеку в решении задач его развития и эта помощь будет более эффективна, если он сориентирует своя усилия на выявлении резервов развития, способствующих не только адекватной поста­новке задач развития, но и создающих необходимую для осуществления жизни перспективу. Психолог через глубинную диагностику может существенно помочь соци­альному работнику в организации его усилий по осуществлению професси­ональных воздействий, активизировать усилия по реабилитации человека и возвращению его к профессиональной деятельности.

Читать еще:  Требуется психолог в центр

Если социальный работник относительно постоянно присутствует в жизни другого человека, внося в нее необходимые для ее осуществления воздействия, то присутствие психолога относительно крат­ковременно. В плане сотрудничества с социальным работником оно более ограничено конкретными обстоятельствами жизни. Можно сказать, что психолог берет на себя ответственность за адекватную ориентировку в задачах и резервах развития конкретного человека, а социальный работник становится одной из ключевых фигур в системе отношений человека, выполняет исполнительную часть через воздействие обоснованное содержанием ориентировки.

Изобразим эти отношения в виде схемы (рис. ).

Рис. Схема взаимодействия психолога и социального работника

Понимая всю условность этой схемы, считаю необходимым использование её в тексте, так как это позволяет в одной наглядной форме уточнить проблему професси­ональных ограничений в каждом виде деятельности и возможность сотруд­ничества разных специалистов, основанную на факте этих ограни­чений.

Различие во владении закономерностями индивидуальной жизни клиента, социального работника и психолога, которое можно описать в понятиях больше, меньше, равно, выглядит как материал, на котором каждый из них строят свое знание о предмете взаимодействия.

Для клиента — это его собственная жизнь, обобщенная на доступном для него уровне.

Для социального работника — известные ему закономерности индивиду­альной жизни клиента.

Для психолога закономерности индивиду­альной жизни клиента представлены в более широком контексте, который задает научная психологическая теория, которой он пользуется. Это взаимодействие позволяет решать следующие проблемы:

o адекватного отражения клиентом закономерностей его жиз­ни;

o осознавая роли и места социального работник и психолога в его жизни;

o ответственности за осуществ-ние жизни как со стороны соц-ого работника, так и со стороны клиента;

o перспектив индивидуальной жизни и возможности их осу­ществления;

o профессиональной ответственности за воздействие в орга­низацию жизни клиента.

Таким образом, социальный работник помогает человеку в решении задач, необходимых для осуществления жизни, а психолог через диагностику может существенно помочь социальному работнику в организации его усилий по осуществлению его профессиональных воздействий.

Диагностический подход обусловлен двумя стратегиями: развитие предвидения и психологической поддержки. Развитие предвидения у клиента диагностическая школа рассматривает как приоритетное направление, поскольку оно позволяет освобож­даться от неосознанного конфликта, а осознание и понимание клиентом его трудностей позволяло социальному работнику эф­фективно осуществлять интервенции. Так, например, применяя элементы психо­анализа, социальные работники могут использовать возможности памяти конфликта, вскрыть области сознательного и дос­тупные области бессознательного.

Психологическая поддержка направлена на обретение уверен­ности клиентом, она связана с отдельными аспектами развития его жизни. Методы поддержки включают в себя избира-тельные процедуры, где поддерживаются одни и подавляются другие ас­пекты поведения клиента. Так, например диагностическая школа ставит перед собой следующие задачи:

o применение модели предвидения в социальной работе с кли­ентом;

o повышение действенности применительно к случаю;

o определение процедур поддержки в самой модели.

В принципе перечень профессий людей, работающих в социальной сфере, с которыми взаимодействует или может это делать психолог, по-моему, бесконечен. Поэтому, следует иметь в виду, что там и тогда востребуются знания о свойствах психической реальности человека, где и когда оно становятся основой целенаправленного воздействия людей друг на друга. Тогда это психологическое знание приобретает особый характер — оно осознается как ценное, его стремятся фиксировать, сохранять, обновлять и т. д. Другими словами, с ним начинают обращаться как с товаром, сортируя его по качеству и своевременности использования. Важно не потерять бы при этом критерии истины психологического знания. Так, усвоив однажды, что можно плакать для мамы, а не от боли, можно впоследствии впасть в крайность потери чувствительности к этой самой боли?

1 От греч. Akme – высшая степень чего – либо.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Социальный работник

Родственные профессии

Социальный педагог, психолог, врач, социолог

Сфера профессиональной деятельности

  • Федеральная служба исполнения наказаний
  • Медицина
  • Социальная защита

Классификация профессии

  • Может быть отнесена к типам профессии:
  1. «Человек — Человек» (по характеру труда профессия социального работника связана с общением и взаимодействием с людьми). Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность. Данная профессия направлена на бытовое, трудовое и медицинское обслуживание людей.
  • Класс профессии: преобразующий (требует от специалиста прежде всего интеллектуальных затрат, знаний возрастной, социальной психологии, психологии девиантного (отклоняющегося), делинквентного поведения, стремления к развитию и постоянному обучению).
  • Тип профессии по условиям труда: микроклимат бытового типа (работа в помещениях).

Описание профессии

Назначение профессии: оказание помощи и поддержки нуждающимся гражданам (детям-сиротам, инвалидам, многодетным матерям, одиноким престарелым людям, людям, страдающим от алкоголизма и наркомании и т.д.)

Социальный работник — квалифицированный специалист, который работает в общественной сфере, имеет отношение к жизни людей и их отношениям в обществе. Это врач, священник, психолог в одном лице. Многие из пожилых людей сегодня одиноки, беспомощны и бедны. Оказать им эмоциональную поддержку — это самое главное. Они нуждаются не только в медицинской помощи, в лекарствах, но порой в элементарном уходе и решении бытовых вопросов. Трудно найти более благородную профессию, в ней работают по призванию. В западных странах профессия социального работника входит в тройку самых уважаемых в обществе, наряду с профессиями врача и адвоката. Главная обязанность сотрудника органов социальной защиты населения — помогать тем, кто сам о себе позаботиться не в состоянии.

Читать еще:  Психолог криминалист где учат

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам социального работника относятся:

  • организаторские способности;
  • способность поддерживать другого и стимулировать его на развитие собственных сил;
  • нервно-психическая устойчивость;
  • инициативность;
  • работоспособность;
  • способность устанавливать контакты с людьми;
  • дисциплинированность;
  • высокая нравственность и ответственность;
  • настойчивость;
  • умение грамотно выражать свои мысли.

Социальный работник должен обладать следующими личностными качествами:

  • аккуратность;
  • терпеливость;
  • коммуникабельность;
  • вежливость и доброжелательность;
  • общительность;
  • умение управлять собой;
  • эмпатия;
  • тактичность;
  • открытость;
  • дипломатичность;
  • милосердие и сострадание.

Медицинские противопоказания

  • Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем.
  • Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени.
  • Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия.
  • Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.
  • Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 — 4 степени.
  • Злокачественные новообразования любой локализации.
  • Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы).
  • Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
  • Хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, НК 2 и более степению
  • Ишемическая болезнь сердца.
  • Стенокардия ФК III — IV.
  • Аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий.
  • Бблитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов.
  • Варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше.
  • Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3 — 4 степени.
  • Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 — 3 степени.
  • Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2 — 3 степени.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений.
  • Хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 — 3 степени и портальной гипертензии.
  • Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени.
  • Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
  • Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций;
  • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 — 3 степени.
  • Хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема.
  • Псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия.
  • Хронический прогрессирующий атопический дерматит.
  • Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм.
  • Беременность и период лактации.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

Требования к профессиональной подготовке

Социальный работник должен знать:

  • основные принципы социальной политики в РФ, государственные социальные программы;
  • современные теоретические модели социальной работы;
  • различные методы решения социальных проблем, теорию проведения оценки, интервенций, социальной реабилитации и профилактики;
  • биологические, психологические, социальные, экономические, политические и культурные факторы формирования человеческого развития и поведения;
  • возрастные, психосоциальные и этнокультурные особенности функционирования различных групп населения;
  • международно-правовые и национально-государственные нормы социальной защиты населения (нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, прав детей, людей с особыми потребностями, основы уголовного, административного, гражданского и семейного права);
  • порядок оформления опеки, попечительства, усыновления/удочерения, размещения в патронатные семьи;
  • порядок оформления льгот и пособий, трудоустройства, устройства в медицинские и образовательные организации и т.д.;
  • теорию проведения исследований, применяя количественные и качественные методы сбора и анализа данных;
  • организационно-правовые механизмы обеспечения социальной защиты населения.

Социальный работник должен уметь:

  • работать с индивидуумами, семьями, группами и сообществами;
  • оказать помощь различным группам населения (детям, молодым людям, женщинам, пожилым людям, людям с инвалидностью и т.д.);
  • владеть навыками общения;
  • владеть навыками оценки и планирования (сбор и анализ информации для полной оценки, разработка планов и соглашений на основе оценки ситуации клиента, регулярный анализ и оценка достигнутых результатов);
  • владеть навыками проведения интервенций (прямая работа с клиентами, сотрудничество с коллегами и другими специалистами, анализ и изменение планов по необходимости);
  • владеть навыками ведения рабочих записей (ведение записей по делам, написание отчетов и писем, ведение ясной и точной записи, соответствующей требованиям, установленным в организации);
  • владеть навыками самоуправления (организация собственной работы и времени, знание своих сильных и слабых сторон);
  • выбрать и применить подходящую теорию для практической деятельности;
  • использовать организационно-правовой механизм обеспечения социальной защиты населения;
  • уметь работать в команде с коллегами и другими специалистами;
  • выявлять и решать проблемы, возникающие у получателя услуг;
  • содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся пожилым гражданам и инвалидам.
Читать еще:  Психолог среднее специальное образование

Социальный работник и психолог

Профессия социального работника, в том числе социально­го педагога, в нашей стране не является массовой. Это прихо­дится констатировать с сожалением, учитывая число проблем, с которыми одному человеку (или семье) подчас просто не спра­виться. Вот только некоторые из них: инвалидность, одиноче­ство, психически больной член семьи, хронический алкоголизм родителей, бытовой садизм, хронические семейные конфликты, девиантное поведение подростков и т. п. Социальная и физиче­ская беспомощность человека- так кратко можно сформули­ровать проблемы, которые решает социальный работник, ста­новясь важной частью жизни, можно сказать, судьбы, конкрет­ного человека или конкретной семьи. Социальный работник организует жизнь и осуществляет часто очень длительный от­резок ее вместе с чужими для него людьми.

Что является предметом его профессиональной деятельно­сти? Хотелось бы ответить- непосредственное присутствие в жизни конкретного человека, где место социального работника будет определяться степенью его влияния на самые главные составляющие конкретной судьбы человека. Может случиться так, что социальный работник будет выполнять даже роль какого-то органа тела человека — глаз, ушей, ног, рук, головы.

Естественно, что он должен и обязан (требования профес­сионализма) делать это в соответствии с закономерностями индивидуальной жизни. Это уже предмет для профессиональ­ного сотрудничества психолога и социального работника.

Именно закономерности индивидуальной жизни, в кото­рых важнейшее место отводится задачам и резервам развития, ключевым системам отношений с другими людьми, вне кото­рых невозможно решение задач и выявление резервов.

Социальный работник помогает человеку в решении его задач развития, эта помощь будет более эффективна, если он сориентирует свои усилия на выявлении резервов развития, способствующих не только адекватной постановке задач раз­вития, но и создающих необходимую для осуществления жиз­ни перспективу.

Психолог через глубинную диагностику может существен­но помочь социальному работнику в организации его усилий

по осуществлению профессиональных воздействий. Если со­циальный работник относительно постоянно присутствует в жизни другого человека, внося в нее необходимые для ее осу­ществления воздействия, то присутствие психолога относи­тельно кратковременно. В плане сотрудничества с социаль­ным работником оно тем более ограничено конкретными обстоятельствами жизни.

Можно сказать, что психолог берет на себя ответствен­ность за адекватную ориентировку в задачах и резервах раз­вития конкретного человека, а социальный работник стано­вится одной из ключевых фигур в системе отношений челове­ка, выполняет исполнительную часть через воздействие, обос­нованное содержанием ориентировки.

Изобразим эти отношения в виде схемы. Понимая всю ус-.ловность этой и предыдущих схем, считаю необходимым ис­пользование их в тексте, так как это, по-моему, позволяет еще в одной форме уточнить проблему профессиональных огра­ничений в каждом виде деятельности и возможность сотруд­ничества разных специалистов, основанную именно на факте этих ограничений.

Различие во владении закономерностями индивидуальной жизни клиента, социального работника и психолога, которое можно описать в понятиях больше, меньше, равно, выглядит как материал, на котором каждый из них строит свое знание о предмете взаимодействия. Для клиента — это его собствен­ная жизнь, обобщенная на доступном для него уровне.

социальный работник

Для социального работника — известные ему закономерно­сти индивидуальной жизни, которые для психолога представ­лены в более широком контексте, который задает научная теория, которой он пользуется. Это взаимодействие позволя­ет решать следующие проблемы:

— проблему адекватного отражения клиентом закономер­ностей его жизни;

— проблему осознания роли и места социального работни­ка и психолога в его жизни;

— проблему ответственности за осуществление жизни как со стороны социального работника, так и со стороны клиента;

— проблему перспектив индивидуальной жизни и возмож­ности их осуществления;

— проблему профессиональной ответственности за воздей­ствие на организацию жизни.

В принципе перечень профессий, с которыми взаимодейст­вует или может это делать психолог, по-моему, бесконечен, чтобы не впасть в «дурную» зависимость от него, остановлю свой список на этом, имея в виду, что там и тогда востребует-ся знание о свойствах психической реальности человека, где и когда оно становится основой целенаправленного воздейст­вия людей друг на друга.

Тогда это знание приобретает особый характер- оно осознается как ценное, его стремятся фиксировать, сохранять, обновлять и т. д. Другими словами, с ним начинают обра­щаться как с товаром, сортируя по качеству. Не потерять бы при этом критерии истины этого знания. Усвоив однажды, что можно плакать для мамы, а не от боли, не впадем ли мы в крайность потери чувствительности к этой самой боли? Пусть это будет риторический вопрос в конце главы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector