Igro-zon.ru

Работа и жизнь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тьютор это в педагогике

Педагогический совет «Профессия тьютор в современной системе образования»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Профессия тьютор в современной системе образования

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) — новая специальность в нашем образовании.

Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьюторство — это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. В Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а после помогает ему вести проекты в вузе.

Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы.

Человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи);

Позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск;

Культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения;

Должностные обязанности тьютора:

— Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов.

— Организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения.

— Координирует поиск информации обучающимися для самообразования.

— Сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

— Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;

— Координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.

— Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования;

— Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий).

— Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

— Проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

— Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана.

— Содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.

— Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.

— Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.

— Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.

— Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.

— Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.

— Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.

— Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).

— Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

— Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

— Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;

— основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии; методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

— основы экологии, экономики, права, социологии;

— организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство;

— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Тьютор — наставник, куратор ученика, помогающий ему в организации своего образования. Тьютор (преподаватель-консультант) — организует эффективное изучение курса, проводит семинары и консультирует студентов, проверяет и комментирует письменные задания.

помочь Вам получить максимальную отдачу от учебы

следить за ходом Вашей учебы

давать обратную связь по выполненным заданиям

проводить групповые тьюториалы

консультировать и поддерживать Вас

поддерживать в Вас заинтересованность в обучении на протяжении всего курса

предоставить Вам возможность связываться с ним посредством телефона, почты, электронной почты и компьютерных конференций

Умения и навыки тьютора

По канонам образования преподаватель обязан проводить занятия, «ориентированные на студента». Что это означает?
Это значит, что тьютор всегда стоит перед выбором: пойти на поводу у студентов и остаться на уровне работы, задаваемом ими, работать с ними так, как они привыкли работать или взять на себя ответственность и задать новый уровень, который не обязательно окажется по плечу всем студентам.

Что значит «на студента»? На какого? Все они разные — одни активны, другие молча наблюдают; одни несут значительный багаж опыта, другие попали в группу буквально со школьной скамьи; одни обладают значительным интеллектуальным потенциалом, другие вынуждены работать в курсе на пределе своих интеллектуальных возможностей; одни склонны к витанию в облаках теоретических конструкций, другие признают лишь «ползучий эмпиризм». Как охватить все это многообразие? На какую часть группы ориентироваться тьютору?

На наш взгляд, ориентироваться «на студента» при проведении тьюториалов означает ориентироваться на интересы группы, которой еще предстоит сложиться. Как только из простого агрегата студентов сложилась группа — органичное целое, где каждый нашел свое место, где каждый имеет возможность удовлетворить свои потребности и реализовать способности — именно на потребности такой группы должен ориентироваться тьютор. Именно в такой ситуации можно сказать, что тьютор идет навстречу каждому студенту в группе.

Так какие же навыки и умения необходимы тьютору?

Умение организовать групповую работу , вовлечь в нее студентов.
Важным признаком настоящей групповой работы можно считать появление в ходе нее приращений:

осмысление ранее приобретенного содержания;

навыки групповой мыслительной работы.

Но и наличие приращений как таковых еще не свидетельствует о полноценной групповой работе. О полноценной групповой работе можно говорить лишь в том случае, если участники ее осознают (рефлексируют) появление приращений.

Умение организовать продуктивную групповую дискуссию , после которой у участников не возникает вопрос: «Ну, вот, мы обменялись мнениями, а что дальше? Что нам это дало?»

Умение создать и поддерживать в группе атмосферу доверия, поддержки, заинтересованности.

Для этого необходимо определять, на какой стадии развития находится группа, насколько полно ее участники могут реализовать свои потребности и возможности, насколько комфортно они чувствуют себя в группе, как распределились роли между ними. Важно уметь отслеживать динамику лидерства, задача это непростая, так как лидером совершенно не обязательно является тот, кто много и громко говорит. Тьютору необходимо иметь в своем арсенале и активно использовать стратегии поведения, сводящие к минимуму ощущение дискомфорта у участников группы.

Долгова Л.М. — Тьюторство в аспекте результативности образования — Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика, 2004 г. — http://thetutor.ru/pro/articles02.html

Касицина Н., Михайлова Н., Юсфин С. – Четыре тактики педагогики поддержки – Речь, СПб, 2010 — http :// pedlib . ru / Books /2/0073/2_0073-6. shtml

Ковалева Т.М. – Свобода выбора образовательной системы – один из важнейших принципов полисистемной школы // Ежегодный педагогический журнал альтернативной школы «Эврика-развитие». — Томск, 1993.

Читать еще:  Я лучший повар

Ковалева Т.М. — Практика работы с процессом индивидуализации (анализ локальных практик) // Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации : Сборник научных трудов по материалам 4 Всероссийской научной тьюторской конференции. – М. — Томск, 1999

Ковалева Т.М. — О возможном соотношении системы развивающего обучения и педагогики развития // Педагогика развития : замыслы, достижения, возможности.- Красноярск, 2002.

Ковалева Т.М. — К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии // Основные тенденции развития современного образования : Материалы международной научно-практической конференции – М., ИТОиП РАО, 2002

Ковалева Т.М. — Открытое образование и современные тьюторские практики // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005.- Томск, 2005.

Комраков Е.С. Тьютор в роли проектировщика– В кн. Техники деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие/ науч. ред. С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.

Лильин Е.Т. Те, кто приходит на помощь // Новая среда. – 2006. — № 2.

Михайлова Н.Н., Юсфин С.М., Александрова Е.А. и др. — Педагогическая поддержка ребенка в образовании, 2006

Чернявская А.Г. Тьюторство как новое пространство педагогической деятельности/ Система обеспечения качества в дистанционном образовании: Сборник научных трудов МИМ ЛИНК, выпуск 15.

Эльконин Б.Д. — Поле и задачи посреднического действия, М. — http :// thetutor . ru / history / article 01. htm

Эпштейн М. Метод Ривина. История развития идеи и практики применения — http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/4/8

Основы деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие/ Под науч. ред. С.А.Щенникова, А.Г.Теслинова, А.Г.Чернявской. В 9 книгах. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.

Идея тьюторства — идея педагогического поиска: (Идентификация пространства полагания) / Н.В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология. — Томск, 1996

Школа «Эврика-развитие» (авторский коллектив: Ковалева Т.М., Рыбалкина Н.В., Щедровицкий П.Г. и др.)

Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов/Отв. ред Муха Н.В., Рязанова А.Г. – Томск: «Дельтаплан», 2001

Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005.- Томск, 2005.

Сборник материалов V Всероссийской конференции по альтернативному образованию С-Пб, 2009 ж-л «На путях к новой школе»

Сайты, посвященные данной проблематике

ru.wikipedia.org/wiki/ Тьютор — Тьютор – Википедия

Сборник материалов V Всероссийской конференции по альтернативному образованию С-Пб, 2009 ж-л «На путях к новой школе»; о конференции http://hpsy.ru/edu/785.htm

www.alteredu.ru — Открытый авторский институт альтернативного образования имени Януша Корчака (Санкт-Петербург)

МБОУ «Ардатовская основная общеобразовательная школа»

Тьютор в школе и детском саду: кто это, кто может быть тьютором?

К одной из проблем современного образования относят устаревший формат обучения, обезличенный подход к детям. Существующая школьная система препятствует развитию ребенка с уникальными способностями или, наоборот, с ограниченными возможностями. Позиция педагога-тьютора в штатном расписании учебного учреждения поможет решить проблему косности и инертности образовательной системы, а также множество других.

Кто такой тьютор?

Есть много синонимов к слову тьютор: учитель, воспитатель, опекун, наставник. Ни одно слово не передает полностью определение этой профессии. Слово имеет латинское происхождение, в переводе «tutorem» означает «репетитор». Задача этого специалиста – организовать процесс обучения в соответствии с учетом личных качеств и индивидуальных особенностей ученика. При этом участие подопечного не пассивное, и развивается по принципам самопознания и рефлексии.

Тьютор анализирует проблемы подопечного и выявляет скрытые возможности. К его обязанностям относятся:

  • Выявление способностей и сильных качеств ученика, определение вектора роста.
  • Разработка плана индивидуальных занятий с использованием имеющихся ресурсов.
  • Организация среды.
  • Мотивация к обучению.
  • Взаимодействие с людьми, составляющими близкое окружение ребенка.
  • Фиксирование достижений и определение динамики развития подопечного.

Кто такой тьютор, узнаете также из видео:

Историческая справка

Впервые этот термин упоминается в 1580 году. Основы тьюторинга сложились в XII веке в системе английских университетов, представлявшую собой корпорацию студентов и преподавателей. Определенных программ и стандартов в то время не существовало. Каждый школяр вправе был посещать те курсы и предметы, которые позволяли получить учёную степень. В этой ситуации студентам требовались наставники, обязанностью которых было воспитывать, организовывать быт и оказывать помощь в процессе обучения своим подопечным.

В XVII тьюторство, как форма университетского наставничества, заняло ключевую позицию в Оксфорде и Кембридже, приобретая не только воспитательную функцию, но и образовательную. Тьюторы советовали студентам, какие лекции посещать, составляли план учебной деятельности, готовили к экзаменам.

В России за образец была принята германская система университетов, поэтому впервые проект факультета тьюторства появился только в 1990 году в Московской Школе Культурной Политики. До этого момента личными наставниками учеников были репетиторы, преимущественно работавшие в частном порядке.

В реестр профессий эта должность вошла в 2008 году. Сейчас специальность востребована практически во всех образовательных учреждениях страны, хотя до сих пор мало кто представляет, что это такое – тьютор, и в чем особенность этого рода деятельности.

Отличие от прочих педагогических профессий

В системе образования существует немало специалистов, помогающих детям во время образовательного процесса. Профессия «Тьютор» уникальна тем, что для этого педагога нет проблемных и успешных, плохих и хороших учеников. Для личного наставника неприемлема оценочная система, свойственная для традиционного образования.

Привычная задача учителя – передать знания по принципу «от простого к сложному». Функция тьютора – создать среду обучения, помочь выбрать приоритеты и выстроить индивидуальную программу. Наставник не говорит напрямую, как обучаться, он помогает подопечному идти по пути личностного роста и саморазвития.

Школьный учитель, преподаватель вуза, воспитатель в ДОУ работает фронтальным методом, с классом или аудиторией. Тьютор – максимум с тремя учениками. Встречается формат групповой работы, но при условии, что все действующие лица объединены общими интересами. Стандартный и самый дорогой вариант – один на один с учеником.

Тьютор в детском саду – не воспитатель и не няня. Он не только сопровождает образовательный процесс и обслуживает ребенка с ОВЗ, но развивает в нем самостоятельность, подсказывает, как правильно найти контакт с другими. Цель наставничества – адаптировать подопечного к новым условиям, чтобы в дальнейшем он смог вести обычный образ жизни в обществе.

Кому необходим наставник?

В первую очередь этот специалист нужен детям с ограниченными возможностями здоровья или особыми потребностями. Ребенок с ДЦП, или с нарушениями слуха или зрения вполне способен обучаться в обычной школе или детском саду, если ему помочь влиться в непривычную среду. Тьюторское сопровождение учеников с ОВЗ позволяет ребенку успешно включиться в образовательный процесс наравне со всеми.

Посмотрите видео о сопровождении наставником ребенка-аутиста в школе:

С помощью индивидуального наставника особые ученики социализируются, преодолевают затруднения, усваивают учебный материал в соответствии со своими возможностями.

Тьютор становится связующим звеном между подопечным и учителями, родителями, психологами. Он планирует режим дня, адаптирует помещение, где занимается ребенок, под его нужды, подбирает методические пособия, анализирует динамику развития. На основе результата при необходимости включает в образовательный процесс специалистов, необходимых на данном этапе: логопедов, дефектологов, психологов.

Помощь личного наставника необходима не только ученикам с ОВЗ, но и детям из следующих категорий:

  • Одаренным школьникам для разработки личной программы обучения;
  • Детям, занимающимся спортом или иной деятельностью, предполагающей отрыв от занятий;
  • Ученикам из проблемных семей или попавшим в трудную ситуацию;
  • Авторам личных проектов;
  • Старшеклассникам в период профориентации;
  • Абитуриентам в процессе поступления в учебное заведение и на период пребывания в нем.

Нужна помощь тьютора и в университете, особенно на первом курсе, а также в период написания и сдачи диплома.

Тьюторство в дистанционном обучении

Взрослые тоже испытывают потребность в индивидуальном образовательном процессе. По прогнозам специалистов, на онлайн-обучение вскоре придется, как минимум, половина всей обучающей деятельности. Вузы и центры повышения квалификации постепенно переходят на этот формат, поскольку он даёт быстрые результаты с минимальными затратами времени и средств.

Помощь преподавателя-тьютора, работающего в онлайн-режиме, за счёт персонализации процесса даёт эффект, в разы превосходящий очное обучение. Наставник в нужный момент поддерживает, мотивирует, вся деятельность проходит под его контролем.

Недостатки профессии

Поскольку личное кураторство ещё не получило распространения, существует потребность в постоянной рекламе услуг. По мере личностного роста потребность в наставнике у ученика со временем исчезает, поэтому специалист периодически находится в поиске нового подопечного.

Для преподавателей, работающих в сфере инклюзивного образования, существует вероятность стресса, сильного эмоционального напряжения, профессионального выгорания. Особенно, если существует давление со стороны родителей или руководства.

Стандартов обучения при индивидуальном подходе нет, поэтому педагог-тьютор находится в постоянном поиске необходимого учебного материала, разработке собственных методик. Дети, с которыми работает индивидуальный учитель, обладают сложностями в общении, требуют внимания и терпения. Этот процесс отнимает много времени и сил.

Где учатся на тьютора?

Без педагогического или психологического образования работать тьютором нельзя. Необходимы специальные знания и навыки работы с детьми по различным методикам, в инклюзивном образовании – понимание основ коррекционной педагогики.

Вузы, преимущественно московские, начали принимать на факультеты студентов по этой специальности недавно. Обучение тьюторству в системе образования возможно в МГИМО, МГУ, университете «Синергия». Лицам, имеющим диплом педагога или психолога, достаточно закончить курсы переподготовки в формате дистанционного обучения или поступить в школу тьюторов.

Вывод

Во всем мире тьюторство в образовании называют профессией будущего. В этой сфере деятельности с каждым годом открываются новые возможности. Психология современного успешного человека включает готовность к переменам, легкость в освоении новых знаний, способность ориентироваться в новой среде. На пути личностного роста индивидуальный помощник необходим каждому – и ребенку, и взрослому.

Читать еще:  Технолог биохимического производства

Тьютор

Тьютор (англ. tutor в переводе с английского – педагог-наставник, опекун, попечитель.) (от лат. tueor – заботиться, оберегать.) — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных. Однако миссия тьютора гораздо выше и масштабнее, чем простая помощь в учёбе. Профессия подходит тем, кого интересует психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Для России тьюторство – принципиально новый вид педагогики. Хотя есть множество областей, где оно находит своё примернение: социальная работа с проблемными семьями, детсады, школы, колледжи и вузы, инклюзивное образование и дистанционное.

Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Чем это отличается от индивидуального подхода? Тем, что индивидуальный подход – это замечательная практика, когда учитель или воспитатель находит особый подход для каждого подопечного. Допустим, какое-то математическое действие не даётся ученику, и учитель находит новый способ объяснения. А индивидуализацией специалисты называют такую работу, когда ребёнку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов.

Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге – нащупать своё призвание.

Как говорят специалисты, учитель работает ответами, а тьютор вопросами. Это особое умение.

В Европе и США такая система, при которой каждый учится по собственному алгоритму, широко используется в вузах. Такова, например, система в Кембриджском университете (Англия). В России она тоже нашла применение – в первую очередь, именно в школах. Хотя пока это похоже на эксперимент, т.к. дипломированных специалистов практически нет. Педагогические вузы начали готовить их совсем недавно.

«Особые» дети

В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо. В первую очередь это касается инклюзивных школ и детских садов. Слово «инклюзивный» применительно к садику и школе означает, что их посещают не только практически здоровые дети, но и такие, которым требуются особые условия. Это дети с так называемыми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть заметные интеллектуальные проблемы, он может учиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь тьютора-воспитателя. Другое название – воспитатель-сопровождающий.

Во-первых, ребёнку нужна физическая помощь. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему – усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т.д. Но тьютор – не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в классе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.

Тьютор-воспитатель помогает подопечному установить контакт с другими детьми. А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помогать.

Тьютор также проводит дополнительные занятия со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения – логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК.

Если всё организовано правильно, совместная учёба здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей. Ведь должна же когда-нибудь Россия стать страной равных возможностей, удобной для жизни, где отношения между гражданами строятся на доброте и доверии. А покуда «обычные» и «особые» люди прячутся друг от друга, этого не случится.

Сегодня, в начале второго десятилетия XXI века, Россия отстаёт от цивилизованного мира.

Дипломированных тьюторов мало, педагогами-сопровождающими в школах работают подготовленные социальные педагоги, воспитатели и даже родители детей с ОВЗ. А также волонтёры – студенты, ученики старших классов, – которые на рассчитывают на какие-то блага лично для себя, а просто хотят помочь или научиться чему-то новому. Но мама в качестве тьютора – это риск чрезмерной опеки, которая тормозит развитие малыша. А волонтёр на то и волонтёр, что он не может посвящать этому благородному делу всё своё время. Кроме того, обычно роль волонтеров сводится к тому, что они оказывают физическую помощь и помогают (что тоже очень важно) в общении с одноклассниками. А о профессиональной педагогической помощи тут речь не идёт.

Так что потребность в профессиональных тьюторах очевидна. И со временем она будет только расти.

Альтернативные школы

Помимо инклюзивных школ тьюторская система работает в школах, где применяется домашнее обучение (дистанционное обучение). Педагоги-тьюторы нужны в инновационных школах с альтернативным подходом к образовательному процессу.

Рабочее место

Как уже сказано, российские тьюторы работают в основном в школах и детских садах с инклюзией или альтернативными программами.

Тьюторами в вузах работают педагоги высшего образования работают. Такие должности характерны для многих зарубежных университетов.

Оплата труда

Зарплата на 19.03.2020

Важные качества

Профессия тьютора предполагает желание помогать. А при работе с «особыми» детьми необходимо безусловное приятие этих детей. Раздражительность и властность, свойственные многим учителям, в этой профессии неуместна.

Знания и навыки

Тьютор должен владеть педагогическими методиками, методиками индивидуального планирования учебного процесса. При работе в инклюзивном детском саду или школе необходимы познания в области специальной (коррекционной) педагогики.

Тьютор – это персональный наставник ученика

Профессия тьютора пришла из Средневековья, но в современной образовательной системе она так же необходима, как и во времена открытия первых европейских университетов.

Тьютор – это педагог или психолог, который сопровождает отдельного студента или ученика и разрабатывает для него индивидуальные образовательные программы, помогая проявить свои лучшие качества в процессе познания.

История профессии

Название профессии происходит от английского tutor, что означает «опекун», «наставник-педагог». По некоторым данным, тьюторство возникло еще в XIII-XIV веках в частных британских университетах – Кембриджском и Оксфордском. В этих учебных заведениях были профессора, читавшие лекции для всех, и их ассистенты, проводившие занятия с отдельными группами, а также специалисты, которые работали со слушателями индивидуально.

Уже на заре становления академического образования студентам вовсе не обязательно было прослушивать все курсы университетского факультета. Выбрать предметы для изучения, то есть выстроить путь, пройдя который, можно сдать экзамены и получить определенную ученую степень, помогали тьюторы. То есть в те времена, когда студент и профессор не были ограничены строгими рамками программ, tutor был своеобразным мостиком между канонами обучения и свободой личности.

В XVII-XVIII веках тьюторство все более дрейфует к образованию – наставник начал помогать ученику формировать планы, советовать самые нужные занятия, следить за успеваемостью, подсказывать, как решать возникающие проблемы, готовить к сдаче экзаменов. Сейчас в классических британских университетах тьюторская система применяется параллельно с лекционной.

В России профессия фактически делает свои первые шаги, хотя еще в 2010 году приказом Минздравсоцразвития утвержден квалификационный справочник с характеристиками должностей сферы образования. В этот документ включено описание профессии тьютора и очерчено его место в школах, высших и средних специальных учебных заведениях.

Описание профессии

В форме тьюторства фактически реализуется идея поддерживающего образования. Такой вид взаимодействия ученика с наставником является принципиально новым для России. Раньше индивидуальные занятия проводились только репетиторами, и заключались они в основном в углублении знаний по конкретному предмету.

Чем отличается тьютор (наставник) от учителя или психолога? Педагоги основное внимание уделяют обучению предмету, при этом социальная практика школьника и его рефлексия чаще всего выносятся за скобки или являются второстепенными целями. Психологи могут помочь в конкретной трудной ситуации, однако они не влияют на образовательный процесс. Наставники сопровождают учащегося по большинству направлений: от формирования учебного плана, развития навыков самообразования, поиска мотивирующих факторов до оказания помощи в понимании себя как личности и осознании своих сильных и слабых сторон.

Во многом tutoring похож на couching. Но коуч работает с клиентом непродолжительное время с выраженным упором на результат, тогда как тьютор в течение длительного периода помогает подопечному искать свои цели и пути их достижения. Возраст учащегося не имеет значения, ему с одинаковым успехом может быть как 5, так и 35 лет.

Теперь остановимся на моменте, где может применяться поддерживающее образование в нашей стране:

  • Образовательные учреждения (детсады, школы, колледжи, вузы). При всех своих преимуществах массовое обучение школьников и студентов имеет и недостатки. Учитель или преподаватель зачастую физически не может (а нередко и не хочет) искать подход к каждому учащемуся, дополнительно работать с ним и подбирать способы более понятного объяснения материала. На проблемного ученика он может вообще махнуть рукой. Наставник же в сотрудничестве с педагогами и родителями будет выбирать индивидуальный путь подопечного к знаниям, опираясь на его сильные стороны и более детально работая с недостатками.
  • Проблемные семьи. Тьюторы выступают в роли психологов и посредников, помогая «разрулить» проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми, а также улучшить их успеваемость в школе. Особенно часто необходимость в таких наставниках возникает, когда ребенок вступает в подростковый возраст.
  • Дистанционное обучение. Этот способ подготовки специалистов (E-learning) стремительно развивается как за рубежом, так и в нашей стране. В большинстве российских вузов и образовательных центров уже обучают в этом формате, многие направления выгоднее учить в дистанционной форме, поскольку это помогает вдвое сократить затраты финансовых и временных ресурсов студента. К услугам обучающихся все возможности интернета, а правильно сориентироваться в том, какая информация наиболее важна и актуальна при удаленном обучении, подсказывает tutor, который работает с подопечным в онлайн-режиме.
Читать еще:  Технолог общественного питания

В отдельный раздел стоит вынести тьюторство как способ работы с особенными детьми. В соответствии с мировыми трендами и педагогическими разработками в России развивается инклюзивное образование. В детсадовской группе или школьном классе могут вместе учиться обычные дети и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Перечень заболеваний таких детей широк, это могут быть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, плохое зрение или слух, ДЦП, отставание в интеллектуальном развитии. Они способны учиться вместе с другими детьми, однако им не обойтись без помощи сопровождающего воспитателя. Она может заключаться как в физической поддержке (например, для перемещения по школе), посреднических функциях для усвоения учебного материала (использование специального оборудования, или языка жестов), так и в мотивации к получению знаний. Педагог-сопровождающий обычно занимается несколькими детьми одновременно, т. к. постоянное присутствие в классе требуется не всегда.

Кроме непосредственного участия в образовательном процессе наставник помогает социализации особого ребенка, способствует налаживанию контактов со сверстниками. Также ему приходится координировать работу всех, кто причастен к выполнению индивидуальной программы реабилитации: инструктора лечебно-физкультурного кабинета, психолога, дефектолога, логопеда и др.

На каких специальностях лучше учиться

Поскольку tutoring является относительно новым направлением, узкопрофильные курсы в вузах еще встречаются редко. Поэтому абитуриентам лучше ориентироваться на специальности, максимально приближенные к этой профессии по перечню предметов, которые входят в программу, например:

  • психология и социальная педагогика;
  • психология образования;
  • психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • лечебная педагогика и психологическое консультирование.

Чтобы поступить на эти специальности, абитуриентам потребуется предоставить результаты ЕГЭ по ряду предметов в зависимости от условий вуза. Чаще всего это биология, русский язык, обществознание, математика, химия.

Лучшие вузы и краткосрочные курсы для обучения

Для получения профессии тьютора лучше всего поступать в классические или педагогические университеты. Среди столичных вузов можно выделить:

  • Московский государственный педагогический университет – в своем составе имеет ряд подразделений, которые обучают специалистов по работе с различными категориями детей. В частности, в Институте детства есть магистерские программы «Тьюторство в сфере образования» и «Психологическое сопровождение семей особенных детей». Также интересным направлением для сторонников поддерживающего образования будет профиль «Семейное воспитание».
  • Московский государственный гуманитарно-экономический университет – дает психолого-педагогическое образование за 4 года очно и за 5 лет заочно. Первые 2 года студенты проходят фундаментальную подготовку, затем в течение 2 лет концентрируются на особенностях инклюзивного обучения.
  • Московский государственный психолого-педагогический университет – предлагает абитуриентам различные виды подготовки, в частности в сфере социальной и образовательной психологии. Уровень полученных умений и знаний позволяет выпускникам работать во всевозможных детских учреждениях.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) разработал программы бакалавриата и магистратуры, ориентированные на изучение психологических особенностей образовательного процесса. На тьютора учиться лучше всего в институтах педагогики или психологии, входящих в структуру вуза.
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова предлагает направление «Психология развития и обучения».

В региональных вузах также есть широкий выбор специальностей, получив которые можно работать тьютором, к примеру:

  • Сибирский федеральный университет (г. Красноярск) – один из немногих в стране имеет направление подготовки «Тьютор» в Институте педагогики, психологии и социологии. Основной упор при подготовке делается на изучении особенностей развития человека и формирования личности.
  • Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. В вузе есть возможность получить глубокие познания в психологии обучения школьников. С этими навыками и определенным опытом работы в сфере образования можно пробовать себя в качестве личного наставника ребенка.
  • Воронежский государственный педагогический университет на гуманитарном факультете предоставляет студентам возможность фундаментально изучить профиль «Социальная педагогика и психология».

Даже дипломированным педагогам, намеренным заниматься индивидуальным сопровождением детей или взрослых, стоит окончить курсы переподготовки. Так, в Столичном институте профессионального образования можно пройти программу «Специфика профессиональной тьюторской деятельности в системе образования» за 72 или 144 академических часа в очном и дистанционном формате. Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы за предлагает 340-часовую программу «Тьюторское сопровождение обучающихся», после окончания которой присваивается соответствующая квалификация.

Обязанности на работе

Обязанности тьютора, работающего с конкретным ребенком, указаны в классификаторе профессий. Они включают в себя:

  • выявление познавательных интересов ребенка, их структурирование и развитие;
  • подготовку индивидуальных программ обучения;
  • сопровождение во время подготовки и в процессе обучения;
  • помощь ученику в поиске необходимой информации для самообразования;
  • поддержку процесса формирования личности (целеполагание, формулировку персонального заказа на знания, анализ причин успехов и неудач);
  • оценку имеющихся у подопечного ресурсов, которые могут быть использованы для достижения поставленной цели;
  • помощь в подборе профильных и дополнительных курсов;
  • поддержку в выборе пути, преодолении сложностей образовательного процесса;
  • профориентацию;
  • активизацию творческого потенциала для участия в научно-исследовательской деятельности;
  • контроль достигнутого уровня знаний.

К функциям индивидуального педагога можно отнести консультирование учащегося относительно выстраивания линии поведения с родителями, другими учениками и преподавателями. При выявлении каких-либо трудностей у подопечного tutor проводит групповые или индивидуальные консультации с причастными лицами (учителями, родственниками, одноклассниками).

Кому подходит

Работа тьютора подходит людям, которые любят детей и умеют найти к каждому индивидуальный подход, выявить сильные и слабые стороны подопечного и разработать уникальную методику для достижения конкретного результата и общего развития человека.

Tutor должен знать:

  • действующее законодательство в образовательной сфере;
  • основы возрастной психологии и педагогики;
  • особенности отношения детей с окружающими в зависимости от возраста и иных факторов;
  • способы мониторинга обучения подопечного;
  • методики обучения и воспитательной работы;
  • все, что касается поиска актуальной информации по всем направлениям знаний (где найти учебники, веб-сайты и базы данных);
  • варианты организации свободного времени ученика;
  • методы мотивации к обучению.

Личностные качества педагога имеют особенное значение, поскольку от них в значительной мере зависит налаживание контакта с воспитанником. Тьютору нужно обладать такими чертами:

  • самоорганизованность и ответственность;
  • психологическая устойчивость;
  • искренний интерес к успехам и проблемам подопечного;
  • тактичность и толерантность;
  • способность анализировать и применять выводы на практике;
  • спокойствие и рассудительность;
  • высокая культура и творческие способности.

Наставник для подопечного должен быть авторитетным человеком, на которого стоит равняться и которому можно довериться.

Минусы заключаются в том, что необходимо осваивать огромный массив разнообразной информации, трансформировать ее и передавать ребенку в понятном для него виде. Также нередки стрессовые ситуации, особенно в случае неудач, когда на наставника оказывается давление со стороны педагогических работников, медиков или родственников ребенка. А чтобы выйти на определенный уровень дохода, нужно искать клиентов и вести одновременно сразу несколько учащихся.

Сколько получают

Сейчас заработная плата педагога-наставника в государственных дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, учебных центрах и вузах в зависимости от места работы, квалификации и количества учащихся может составлять от 30 до 50 тысяч рублей ежемесячно, в частных заведениях – до 60 000 рублей. В Москве заработок может достигать 70–100 тысяч рублей. При индивидуальных занятиях с подопечным доход специалиста обычно находится в пределах 500–1 000 рублей в час, лучшие представители своей профессии могут зарабатывать больше.

Как построить карьеру

В учебном заведении педагог-наставник может, обладая достаточным опытом и организаторскими способностями, претендовать на должность завуча или директора. Есть вариант продвижения на государственной службе или в научной деятельности. Говоря о карьерном росте, можно указать на прямую зависимость уровня заработка от квалификации специалиста. Особенно это касается профессионалов, работающих на фрилансе. Имея достаточное количество клиентов и хорошую узнаваемость, можно открыть учебный центр или частную школу, в которой основной методикой организации учебы будет использование тьюторства.

Перспективы профессии

Современное образование все больше стремится к индивидуализации. Коллективная школа дает массив знаний, общих для всех, однако для дальнейшей жизни и построения карьеры каждый учащийся должен выбрать свою траекторию развития, которая наиболее полно раскрывает его способности и соответствует его запросам. Тьюторство и консалтинг будут все шире входить в образовательную деятельность, особенно в крупных городах. Со временем иметь своего наставника станет для детей привычным делом, поэтому представители профессии не останутся без любимой работы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector