Igro-zon.ru

Работа и жизнь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художник технолог по свету

Художник-технолог по сценическому свету

Художник-технолог по сценическому свету призван подчеркнуть общую идею спектакля через свето-цветовое решение, поэтому он работает в тесном сотрудничестве с режиссером-постановщиком и разрабатывает стилистику светового оформления спектакля.

В театре декорации и освещение играют особую роль. Сценический свет придаёт спектаклю особую выразительность, создаёт необходимый эмоциональный настрой и даже, как утверждал Дэвид Линч «Свет может ощутимо изменить восприятие спектакля, а иногда и характеры героев». Световые эффекты могут до неузнаваемости изменить и декорации: «Темные тучи превращаются в небесные цветы, если их поцелует свет», — говорил Рабиндранат Тагор.

Современное свето-сценическое оборудование предоставляет неограниченные возможности для этого. А в некоторых постановках свет является главной составляющей в декорациях. Художник-технолог по сценическому свету является полноправным участником творческой постановочной группы в театре.

Современная светотехническая аппаратура в театре разнообразна и сложна. Сценическое освещение обеспечивается осветительными приборами, установленными в самых разных местах:

  • верхний свет — прожекторы, подвешенные рядами над сценой (1 план, 2 план);
  • боковой свет — осветительные приборы, установленные на боковых галереях и портальных кулисах;
  • выносной свет — прожекторы на специальных балконах, рампа (у переднего края сцены);
  • горизонтальный свет — оборудование для освещения горизонта;
  • специальный свет — светильники в виде фонарей, свечей, факелов, встроенные в декорации.

Кроме того, используется дополнительное световое оборудование для спецэффектов: световой занавес, контражур, стробоскоп для мерцающего эффекта и т. п.

В старинных театрах сценическим светом управляла команда осветителей вручную, располагаясь в разных концах театра. В современном театре управление световым оборудованием осуществляется централизованно при помощи компьютерных программ из одного специального помещения. Чтобы управлять всем этим непростым оборудованием, необходимо получить соответствующее образование.

В ходе подготовки нового спектакля составляется световая партитура, в которой отражены:

  • перечень и количество осветительных приборов, используемых в спектакле;
  • номера световых программ;
  • режим освещения и затемнения;
  • сигналы для световых перемен (реплики, движения или фразы);
  • цвета светофильтров, сила света, направление лучей осветительных приборов и другие параметры.

Световые партитуры уточняются во время свето-монтировочных репетиций, в процессе которых отрабатываются позиции и режимы освещения, а также действия работников осветительного цеха. Световая партитура должна выполняться строго и без изменений.

Особенности профессии

Профессиональная деятельность художника-технолога по сценическому свету может быть реализована в трех аспектах:

Художественно-творческая деятельность – в ходе которой специалист:

  • занимается разработкой и оформлением светового обеспечения спектакля по проекту художника-постановщика;
  • разрабатывает световые эффекты;
  • создаёт необходимую документацию световой партитуры спектакля (в случае необходимости привлекая специалистов);
  • возглавляет процесс светового оформления сцены;
  • участвует в проведении световых репетиций, в ходе которых художественное освещение фиксируется на партитурах;
  • осуществляет постоянный контроль за точным выполнением освещения спектаклей в действующем репертуаре;
  • в ходе работы использует самые последние достижения науки в сфере театральной техники и технологии, а также новые материалы.

Организационно-управленческая – в процессе которой художник-технолог может руководить отделами театра, которые занимаются световым оформлением представлений или производят свето-техническое оборудование для театра. Кроме того, он контролирует правильность выполнения сотрудниками световой партитуры представления и правила техники безопасности и охраны труда при работе с подобным оборудованием (правил пожарной безопасности и санитарии). Проведение монтировочных световых репетиций и в ходе их необходимая корректировка светового оборудования также входит в обязанности художника-технолога по свету.

Педагогическая деятельность заключается в преподавании дисциплин по световому оформлению спектакля в учебных заведениях театрального искусства (технология светового оформления спектакля, проектирование постановочного освещения театрально-зрелищных предприятий, макетирование, основы светотехники и светотехническое оборудование для театра, театрально-техническая графика, технический расчет конструкций).

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Творческая интересная профессия, в которой можно развиваться технически в соответствии с новшествами в этой сфере.
  2. Профессия востребована не только в театре, но и на концертах, в кино и цирке.

Минусы

  1. Ненормированный рабочий день
  2. Ночной образ жизни
  3. Возможные разногласия с режиссером-постановщиком, который может придерживаться точки зрения К.С.Станиславского и недооценивать роль светового оформления спектакля: «Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет».

Место работы

Художники по сценическому свету могут работать в театрах, на киностудиях и телевидении, концертных залах, площадках, стадионах, в цирке.

Важные качества

  • богатое художественное воображение;
  • умение рисовать и работать руками;
  • хорошее цветовосприятие;
  • эмоциональность;
  • внимание к деталям;
  • постоянное стремление к профессиональному росту.
Читать еще:  Спа технолог это

Обучение на художника-технолога по сценическому свету

  • Школа-студия (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова
  • Факультет сценографии и технологий художественного оформления спектакля. При школе имеется мастерская «Художника по свету», в которой есть технические возможности для изучения самых разных современных способов освещения сцены. Здесь учат разработке концепции светового оформления сцены и зала. В ходе практики проводится ознакомление с устройством светотехнического оборудования в театрах Москвы.
  • Высшая школа сценических искусств («Театральная школа Константина Райкина»). В 2014 году открылся факультет «Технологии художественного оформления спектакля» со специализацией «Светотехника» и «Звукорежиссура».
  • Белгородский государственный институт культуры и искусств
  • Факультет «Технологии художественного оформления спектакля».
  • Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
  • Факультет «Технологии художественного оформления спектакля»
  • Казанское Театральное Училище специальность «Светорежиссура»
  • Курсы в Театрально-художественном колледже № 60. Семинар «Художник по свету»

Оплата труда

Оплата труда специалистов данного профиля в российских театрах невелика: от 20 тысяч рублей. Но опытных специалистов часто приглашают на подработку в антрепризе, концертных организациях, ночных клубах, где можно достойно заработать — за 2 ночи работы от 25 тысяч рублей.

Зарплата на 19.03.2020

Ступеньки карьеры и перспективы

Выпускники учебных заведений могут начать свою карьеру в театре с простого осветителя, машиниста сцены, художника-оформителя. Для начинающего художника-технолога по свету — это необходимый этап, на котором приобретается бесценный практический опыт. Постепенно от рядового специалиста художник-технолог может расти от разряда к разряду и стать руководителем подразделения театра, отвечающего за световое оформление спектаклей. Также можно работать в концертных организациях, ночных клубах, цирке, заниматься освещением городских мероприятий, церковных праздников.

Интересные факты

История возникновения сценического света

Сценический свет был создан в XVII веке, когда театральные постановки начали показывать в помещениях. В то время для освещения использовались свечи. То есть, театральное освещение развивалось вместе с появлением новых источников света. В XIX веке в качестве освещения сцены стали использовать масляные лампы, позднее — газовые горелки. С появлением электричества театральное освещение также модернизировалось и стало более подвижным, ярким и выразительным. В разработанных К.С.Станиславским световых партитурах того времени стало возможным передавать состояние природы и погоды: утро, день, сумерки, ночь, солнечная или пасмурная погода.

Но художественное световое оформление спектакля развивалось не только параллельно развитию световой техники. Многие режиссеры с помощью света визуально выражали звучание музыки (Аппиа), либо подчеркивали объем фигуры человека или архитектурные формы, либо выражали трагизм души героя (Крэг).

Великий Мейерхольд использовал световые проекции для изображения лозунгов, рекламы, названий эпизодов. То есть, свет становился выразителем пропагандистских, критических или сатирических позиций режиссера. Чешский сценограф Й.Свобода, используя современные технологии (лазеры и компьютеры), превратил свет в главное действующее лицо театра. Световое оформление создавало атмосферу, воздух, стены, коридоры, занавес. Эти принципы сценического освещения стали использоваться во всем мире. Й.Свободе принадлежит идея использования в театре видео.

Другие режиссеры, такие как Л.Мондзика и Р.Уилсон, считают силу воздействия света сильнее и выразительнее мастерства актеров. Л.Мондзик создавал свои камерные спектакли как противоборство тьмы и света. Р.Уилсон утверждал, что «свет имеет собственную роль, как актер». Такого рода режиссеры способствовали тому, что возникла профессия художника по сценическому свету. В России эту традицию продолжают и совершенствуют Д.Исмагилов в Москве и Г.Фильштинский в Санкт-Петербурге.

Современное световое оборудование

Управляемые (цифровые, интеллектуальные) световые приборы подразделяются на 2 вида: рисующие и заливающие.

Они представляют собой сканеры и головы с подвижными корпусами. У сканера управлением проекцией светового луча занимается подвижное зеркало, а у головы — движущийся во все стороны корпус. Оба прибора могут изменять цвет и рисунок луча. Управление световым оборудованием выполняется по цифровому протоколу DMX.

Аналоговое световое оборудование представляет собой световые пушки, излучающие следящий луч и приборы заливающего света.

В сегодняшнем театре имеется множество осветительных приборов, создающих великолепные эффекты:

  • лунный цветок (другие названия: туннель, веник или флауер) – осветительный прибор, излучающий пучок цветных или белых лучей, расходящихся под разным углом
  • стробоскоп–прибор, воспроизводящий световое мерцание в определенном ритме;
  • пушка–прожектор, излучающий яркий прямой луч, для следящей подсветки одиночного предмета или человека
  • лазерные лучи
  • световой пол
  • ультрафиолетовые светильники
  • генераторы дыма, тумана, снега
  • имитатор или генератор пламени и многое другое.
Читать еще:  Технолог пищевого производства новосибирск

Особенности работы художника по свету

В театральных постановках организации освещения и декорациям отводится важная роль. Световые эффекты дополняют актерскую игру, обогащают восприятие спектакля или шоу. Благодаря мастерству художника по свету, на сцене можно добиться многого, этому способствует и современная светотехника, и технологии.

Обязанности художника по свету

Задачей этого специалиста является создание светового оформления спектакля. Разработка стилистики и уникального дизайна происходит с непосредственным участием режиссера-постановщика.

Подготовка каждого спектакля включает в себя составление световой партитуры, включающей следующие пункты:

  • режим освещения и затемнения;
  • количество необходимых осветительных приборов;
  • сигналы для световых эффектов (реплики или движения);
  • параметры направления и силы света, цвета светофильтров.

Отработка режима освещения происходит во время свето-монтировочных репетиций, в результате чего формируется окончательный вариант световой партитуры. Затем она должна выполняется согласно своему содержимому.

Современная аппаратура для оформления света на сцене

В профессии художника по свету много времени уделяется изучению светотехнической аппаратуры. Осветительных приборов в театре должно быть много, все они устанавливаются на разных уровнях и в разных местах, отчего дают необходимый эффект:

  • Прожекторы, отвечающие за верхний свет, подвешиваются рядами над сценой.
  • Боковой свет обеспечивают приборы, монтируемые на портальных кулисах и боковых галереях.
  • Выносной свет дают прожекторы, установленные у переднего края сцены и на специальных балконах.
  • Горизонтальный свет получается от свечения, направленного на горизонт.

Также в сценических постановках используется:

  • для создания необходимого антуража специальный свет – встроенные в декорации факелы, свечи, фонари;
  • для спецэффектов – стробоскоп, контражур, световой занавес.

Возможности световых эффектов огромны. С их помощью добиваются таких задач как:

  • создание особого эмоционального настроения;
  • подчеркивание или изменение характера персонажей;
  • полное внешнее изменение декораций;
  • передача общей идеи шоу.

Особенности профессии художника по свету

В прошлом требовалась работа нескольких осветителей, управляющих световыми приборами из разных концов зала. Современное оборудование управляется из одного помещения через компьютер, а сама профессия приобрела новые особенности.

Специалист по сценическому свету востребован в театре, на телевидении и киностудии, в цирке, на концертных площадках и стадионах, а также в учебных заведениях. Он может заниматься не только художественно-творческой деятельностью, но и организационно-управленческой или педагогической. Организационно-управленческая работа художника-технолога заключается в руководстве отделами, производящими театральное свето-техническое оборудование. Он же контролирует соблюдение техники безопасности и охраны труда при работе со свето-техническими приборами, проводит световые репетиции, вносит в них корректировки.

Педагогическая деятельность художника по свету состоит в полном обучении световому оформлению в учебных учреждениях театрального искусства.

Художник по свету — творческая специальность, требующая и технических знаний. Человеку этой профессии нужно рисовать и обладать хорошим цветовосприятием и богатым художественным воображением, быть внимательным к деталям и уметь работать руками, а еще знать оптику, сценографию, физику и режиссуру. И, конечно, стремиться к профессиональному росту и изучению новинок в светотехнике и возможностях световых эффектов.

Профессии художника по свету учатся на протяжении жизни, азов в ней недостаточно. Стремительное развитие шоу-индустрии и появление новых технологий заставляют искать новые спецэффекты.

Создание проекта в сотрудничестве с другими техническими специалистами – вот что дает эксклюзивное представление, к которому нужно стремиться. Достичь этого и помогает талантливый художник по свету, разрабатывающий дизайн сцены, создающий световые инсталляции и полностью сопровождающий проект.

Курс повышения квалификации Художник по свету. Художественно-постановочное освещение

Код 42774

Компоненты и типы освещения. Приемы освещения различных фактур в разных помещениях. Построение системы управления постановочным освещением. Реализация световизуальной сценографии события. Компьютерное моделирование сценического освещения. Создание единого светового решения спектакля или концерта

Для художников по свету, начальников осветительских цехов, осветителей домов культуры, концертных залов, культурных центров, театров, цирков

Технологии и оборудование

  1. Источники света. Типы и классификация.
  2. Световые приборы. Классификация. Управление параметрами светового прибора.
    • Приборы направленного и рассеянного освещения. Светильники и прожекторы.
    • Характеристики луча. Потребляемая мощность. Световой поток. Яркость. Свойства светового пятна. Проекционный свет. Устройство, оптическая система.
    • Устройства, регулирующие форму светового пятна.
  3. Видеопроектор. Сигналы. Способы передачи и коммутации. Источники сигналов. Софт. Экранные поверхности. Требование и классификация.
  4. Светодиодный экран. Типы экранов. Устройство и коммутация. Софт. Плазменная и LCD-панель.
  5. Светобутафория. Машины эффектов. Материалы, используемые в шоу и театре. Вспомогательные устройства.
  6. Световые пульты. Управление световыми приборами. Цифровые протоколы управления приборами. Art-net. IP-адрес. dmx512. Моноканальные и многоканальные приборы. Общие принципы программирования световых пультов. Запись и воспроизведение световых программ.
  7. Методика выбора осветительного оборудования: драматический театр, балет, театр кукол, концертная или шоу-программа.
Читать еще:  Технолог сварочного производства это

Художественный свет

  1. Принципы постановочного освещения.
  2. Единство театрального и концертного освещения. Театральный свет: драма, музыкальный, танцевальный, кукольный театры. Цирковой свет. Выставочный, архитектурный и интерьерный свет. Задачи художественного света.
  3. Освещение объекта.
    • Трехточечное (трехлучевое) освещение.
    • Приемы сценического освещения:
      • актера в театре, балете и на концерте; актер-хозяин и актер-мебель;
      • декораций; передача удаленности, формы, цвета, текстуры, объема и рельефа; освещение плоскостных, объемных и рельефных декораций;
      • пространства; воздух.
  4. Правила построения световой картины. Подготовка к созданию светового решения спектакля и концерта.
  5. Типы сценических площадок. Строение сцены-коробки.
  6. Практические занятия по реализации постановочного освещения — 8 часов.
    • Художественные аспекты сценического освещения.
    • Технологии работы на световых пультах.
    • Практикум по программированию в программах-визуализаторах для реализации постановочного света.

Создание единого светового решения концерта и спектакля. Световая партитура

Принципы создания светового решения. Подготовительный период. Репетиционный период. Световая партитура концерта или спектакля. Монтаж оборудования. Проведение спектакля или концерта. Работа над партитурой после спектакля или концерта. Паспортизация спектакля. Составление гастрольного райдера.

На этом курсе можно получить удостоверение на английском языке

Стоимость обучения с выдачей удостоверений на русском и английском языках — 40 500 р.

Образование

Художник по свету: особенности профессии

В театре и на крупных шоу представление было бы неполным без правильного освещения. Художник по свету – это отдельная профессия, которой сегодня доступны самые современные приборы и методики работы со светом. Все это – для того, чтобы поразить зрителя в самое сердце, поддержать мысль спектакля и завершить образ.

Художник по свету работает с режиссером-постановщиком и управляет, фактически, еще одним актером или, если хотите, не менее важным, чем декорации, костюмы и постановка, выразительным средством, помогающим раскрыть режиссерский замысел.

Художнику по свету приходится придумывать сложные сценарии освещения с использованием одного из имеющихся вариантов или их сочетаний. В его распоряжении боковой свет, верхний свет, свет для подсвечивания задней части сцены, или горизонта, выносной (на балконах и специальных рампах, расположенных за сценой) и специальный свет (состоящий из всевозможных светильников, свечей, фанарей, расположенных среди декораций).

Раньше светом управляли вручную, поворачивая и влючая-выключая нужные прожекторы. Сегодня управление осуществляется с помощью компьютерных программ, и осветителям уже не приходится никуда лазить и ничего поворачивать самостоятельно.

Художники по свету учатся в театральных училищах, колледжах и вузах на соответствующих факультетах. Помимо театров, такие специалисты требуются на концертах, в цирке, в кино, на других шоу-площадках.

В процессе деятельности художнику-технологу по свету придется разрабатывать световое обеспечение спектакля, придумывать световые эффекты, рассчитывать технологические параметры конструкций, следить за появлением новинок в области светового оборудования, техники и технологий освещения сцены. Он также контролирует выполнение плана освещения спектакля. Монтировка световых конструкций и участие в репетициях – тоже в его обязанностях. Кроме непосредственной работы над светом спектакля, художник-осветитель может заниматься преподаванием своей дисциплины.

При всех плюсах профессии, где творчество соседствует с точным расчетом, где каждый раз появляются сложные задачи, выпускаются все новые и новые технологии, у нее есть и определенные минусы, с которыми не каждый уживется. Так, профессия эта преимущественно вечерне-ночная, поэтому жаворонкам будет сложно к ней приспособиться. Любители четко прописанного рабочего времени «с 9 до 18» также не смогут рассчитывать на окончание работы «по звонку». Рабочий день у художника по свету – скорее, ненормированный. И если вы решили попробовать себя в этой профессии, ответьте себе честно на вопрос, подойдет ли вам подобный образ жизни, или вам больше по душе должность с четко прописанными часами работы и вечерами, проводимыми дома с семьей.

Завтра, 11 июля, профессиональный праздник художников по свету! Принимайте наши поздравления. А среди вас есть представители этой профессии? Расскажите в комментариях!

Кстати.

Жаркий свет софитов и рамп, все время внутри помещения… от этого кожа теряет влагу. Нужно позаботиться о качественном увлажнении. Внутрь – чистую свежую воду, 8 стаканов растянуть равномерно на день. Снаружи – крем, восполняющий влагу и способствующий регенерации.

Men Expert Hydra Sensetive Увлажняющий крем с березой, L’Oreal Paris

Moisture Surge Hydrating Supercharged Concentrate Увлажняющий гель-концентрат усиленного действия, Clinique

Dior Hydra LIFE Увлажняющая сыворотка-сорбе, Dior

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector