Igro-zon.ru

Работа и жизнь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художник технолог по сценическому свету

Особенности работы художника по свету

В театральных постановках организации освещения и декорациям отводится важная роль. Световые эффекты дополняют актерскую игру, обогащают восприятие спектакля или шоу. Благодаря мастерству художника по свету, на сцене можно добиться многого, этому способствует и современная светотехника, и технологии.

Обязанности художника по свету

Задачей этого специалиста является создание светового оформления спектакля. Разработка стилистики и уникального дизайна происходит с непосредственным участием режиссера-постановщика.

Подготовка каждого спектакля включает в себя составление световой партитуры, включающей следующие пункты:

  • режим освещения и затемнения;
  • количество необходимых осветительных приборов;
  • сигналы для световых эффектов (реплики или движения);
  • параметры направления и силы света, цвета светофильтров.

Отработка режима освещения происходит во время свето-монтировочных репетиций, в результате чего формируется окончательный вариант световой партитуры. Затем она должна выполняется согласно своему содержимому.

Современная аппаратура для оформления света на сцене

В профессии художника по свету много времени уделяется изучению светотехнической аппаратуры. Осветительных приборов в театре должно быть много, все они устанавливаются на разных уровнях и в разных местах, отчего дают необходимый эффект:

  • Прожекторы, отвечающие за верхний свет, подвешиваются рядами над сценой.
  • Боковой свет обеспечивают приборы, монтируемые на портальных кулисах и боковых галереях.
  • Выносной свет дают прожекторы, установленные у переднего края сцены и на специальных балконах.
  • Горизонтальный свет получается от свечения, направленного на горизонт.

Также в сценических постановках используется:

  • для создания необходимого антуража специальный свет – встроенные в декорации факелы, свечи, фонари;
  • для спецэффектов – стробоскоп, контражур, световой занавес.

Возможности световых эффектов огромны. С их помощью добиваются таких задач как:

  • создание особого эмоционального настроения;
  • подчеркивание или изменение характера персонажей;
  • полное внешнее изменение декораций;
  • передача общей идеи шоу.

Особенности профессии художника по свету

В прошлом требовалась работа нескольких осветителей, управляющих световыми приборами из разных концов зала. Современное оборудование управляется из одного помещения через компьютер, а сама профессия приобрела новые особенности.

Специалист по сценическому свету востребован в театре, на телевидении и киностудии, в цирке, на концертных площадках и стадионах, а также в учебных заведениях. Он может заниматься не только художественно-творческой деятельностью, но и организационно-управленческой или педагогической. Организационно-управленческая работа художника-технолога заключается в руководстве отделами, производящими театральное свето-техническое оборудование. Он же контролирует соблюдение техники безопасности и охраны труда при работе со свето-техническими приборами, проводит световые репетиции, вносит в них корректировки.

Педагогическая деятельность художника по свету состоит в полном обучении световому оформлению в учебных учреждениях театрального искусства.

Художник по свету — творческая специальность, требующая и технических знаний. Человеку этой профессии нужно рисовать и обладать хорошим цветовосприятием и богатым художественным воображением, быть внимательным к деталям и уметь работать руками, а еще знать оптику, сценографию, физику и режиссуру. И, конечно, стремиться к профессиональному росту и изучению новинок в светотехнике и возможностях световых эффектов.

Профессии художника по свету учатся на протяжении жизни, азов в ней недостаточно. Стремительное развитие шоу-индустрии и появление новых технологий заставляют искать новые спецэффекты.

Создание проекта в сотрудничестве с другими техническими специалистами – вот что дает эксклюзивное представление, к которому нужно стремиться. Достичь этого и помогает талантливый художник по свету, разрабатывающий дизайн сцены, создающий световые инсталляции и полностью сопровождающий проект.

Технология художественного оформления спектакля

Уровень образования: Бакалавриат

Код направления подготовки: 52.03.04
Старый код: 073600.62
Группа направления (УГНП): «Сценические искусства и литературное творчество»

Скачать стандарт ФГОС-3

31.3
Рейтинг специальностейМесто в рейтинге
Все специальности 254 из 264
10 из 10

Для друзей

Срок обучения

На базе 11 класса:
Вступительные экзамены

Дополнительный экзамен

Дополнительные вступительные испытания профильной направленности проводятся в форме устного или письменного экзаменов, собеседования, тестирования или путем их сочетания. Профильный предмет устанавливается вузом согласно Перечню вступительных испытаний в вузы (ссузы), утверждаемого Министерством образования.

В качестве дополнительных испытаний могут проводиться:

  • коллоквиум
  • экзамен по художественному конструированию сценического пространства (абитуриент должен создать черновой макет в картоне, который является воспроизведением пространственного построения картины спектакля, изображенной на эскизе)
  • экзамен по рисунку и живописи (абитуриент должен сделать карандашные зарисовки с одного или нескольких предметов и наброски в цвете в технике акварели и гуаши)
Будущая квалификацияБудущие профессии

Профили подготовки

Профиль подготовки (специализация) – это углубленное изучение узкого поля деятельности в рамках одной специальности. Как правило, специализация проводится на старших курсах. Кроме основных общеобразовательных предметов студенты начинают изучать блок профильных дисциплин, которые позволят выпускникам лучше освоить практические умения и навыки.

В дипломе профиль (специализация) обучения не указывается, а вот в приложении к диплому после наименования направления подготовки в графе «специализация», в случае ее наличия, прописывают профиль специальных дисциплин.

Студенты, помимо общих предметов специальности, дополнительно изучают технологию создания сценического костюма, моделирование и конструирование костюма, технологию исторического костюма, библиографию и иконографию костюма, художественную обработку ткани.

После окончания обучения специалисты могут заниматься реализацией авторских проектов и замысла художников по сценическому костюму при подготовке спектакля, концерта или представления. Кроме этого выпускник может преподавать моделирование и конструирование сценического костюма.

Студенты, помимо общих предметов специальности, дополнительно изучают технологию художественного светового оформления спектакля, светотехническое театральное оборудование, макетирование, расчет театральных конструкций и театрально-техническую графику.

После окончания обучения специалисты могут заниматься разработкой и созданием светового оформления спектакля, концерта или представления в соответствии с замыслом и авторским проектом режиссера-постановщика и художника-постановщика. Кроме этого выпускник может преподавать «художественно-световое оформление спектакля» и смежные дисциплины.

Студенты, помимо общих предметов специальности, дополнительно изучают технологию сценического оформления спектакля, макетирование, расчет театральных конструкций, театрально-техническую графику.

После окончания обучения специалисты могут заниматься разработкой оформления спектаклей, концертов и представлений в сотрудничестве с художником-постановщиком, художником по сценическому костюму, художником по свету и другими создателями спектакля, а также преподавать технологию художественного оформления спектакля и театрального производства в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования.

Студенты, помимо общих предметов специальности, дополнительно изучают технологию художественного оформления спектакля в театре кукол, конструирование и технологию создания театральной куклы, макетирование, расчет театральных конструкций, технологию художественного светового оформления спектакля в театре кукол, скульптуру и театрально-техническую графику.

После окончания обучения специалисты могут работать над оформлением спектаклей в театре кукол в сотрудничестве с художником-постановщиком, а также преподавать конструирование и технологию создания театральной куклы и технологию художественного оформления спектакля в театре кукол в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования.

Чему научат?

  • Заниматься оформлением спектаклей, концертов и представлений в сотрудничестве с художником-постановщиком, художником по сценическому костюму, художником по свету и другими создателями спектаклей
  • Разрабатывать документацию технического проекта сценического воплощения замысла художника-постановщика и художника по сценическому костюму
  • Использовать в оформлении спектаклей и концертов новейшие достижения в области театральной техники, технологии и новых материалов
  • Проводить монтировочные репетиции
  • Работать руководителем подразделения театра, концертной организации или цирка, занимающегося материальным или художественно-световым оформлением спектаклей
  • Преподавать технологию художественного оформления спектакля и театрального производства в училищах, техникумах и колледжах
  • Владеть рисовальной и живописной техникой, создавать зарисовки интерьера, экстерьера, натюрморта, человека
Важные учебные предметы

Грим и постиж | История изобразительных искусств | История литературы | История театра | История театрально-декорационного искусства | Материаловедение | Организация театрального дела | Рисунок и живопись | Технология театрального производства | Устройство и оборудование сценыПрактика студентов

Студенты должны обязательно пройти учебную и производственную практики, которые организуются в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза.

Художник-технолог по сценическому свету

Художник-технолог по сценическому свету призван подчеркнуть общую идею спектакля через свето-цветовое решение, поэтому он работает в тесном сотрудничестве с режиссером-постановщиком и разрабатывает стилистику светового оформления спектакля.

В театре декорации и освещение играют особую роль. Сценический свет придаёт спектаклю особую выразительность, создаёт необходимый эмоциональный настрой и даже, как утверждал Дэвид Линч «Свет может ощутимо изменить восприятие спектакля, а иногда и характеры героев». Световые эффекты могут до неузнаваемости изменить и декорации: «Темные тучи превращаются в небесные цветы, если их поцелует свет», — говорил Рабиндранат Тагор.

Современное свето-сценическое оборудование предоставляет неограниченные возможности для этого. А в некоторых постановках свет является главной составляющей в декорациях. Художник-технолог по сценическому свету является полноправным участником творческой постановочной группы в театре.

Современная светотехническая аппаратура в театре разнообразна и сложна. Сценическое освещение обеспечивается осветительными приборами, установленными в самых разных местах:

  • верхний свет — прожекторы, подвешенные рядами над сценой (1 план, 2 план);
  • боковой свет — осветительные приборы, установленные на боковых галереях и портальных кулисах;
  • выносной свет — прожекторы на специальных балконах, рампа (у переднего края сцены);
  • горизонтальный свет — оборудование для освещения горизонта;
  • специальный свет — светильники в виде фонарей, свечей, факелов, встроенные в декорации.

Кроме того, используется дополнительное световое оборудование для спецэффектов: световой занавес, контражур, стробоскоп для мерцающего эффекта и т. п.

В старинных театрах сценическим светом управляла команда осветителей вручную, располагаясь в разных концах театра. В современном театре управление световым оборудованием осуществляется централизованно при помощи компьютерных программ из одного специального помещения. Чтобы управлять всем этим непростым оборудованием, необходимо получить соответствующее образование.

В ходе подготовки нового спектакля составляется световая партитура, в которой отражены:

  • перечень и количество осветительных приборов, используемых в спектакле;
  • номера световых программ;
  • режим освещения и затемнения;
  • сигналы для световых перемен (реплики, движения или фразы);
  • цвета светофильтров, сила света, направление лучей осветительных приборов и другие параметры.

Световые партитуры уточняются во время свето-монтировочных репетиций, в процессе которых отрабатываются позиции и режимы освещения, а также действия работников осветительного цеха. Световая партитура должна выполняться строго и без изменений.

Особенности профессии

Профессиональная деятельность художника-технолога по сценическому свету может быть реализована в трех аспектах:

Художественно-творческая деятельность – в ходе которой специалист:

  • занимается разработкой и оформлением светового обеспечения спектакля по проекту художника-постановщика;
  • разрабатывает световые эффекты;
  • создаёт необходимую документацию световой партитуры спектакля (в случае необходимости привлекая специалистов);
  • возглавляет процесс светового оформления сцены;
  • участвует в проведении световых репетиций, в ходе которых художественное освещение фиксируется на партитурах;
  • осуществляет постоянный контроль за точным выполнением освещения спектаклей в действующем репертуаре;
  • в ходе работы использует самые последние достижения науки в сфере театральной техники и технологии, а также новые материалы.

Организационно-управленческая – в процессе которой художник-технолог может руководить отделами театра, которые занимаются световым оформлением представлений или производят свето-техническое оборудование для театра. Кроме того, он контролирует правильность выполнения сотрудниками световой партитуры представления и правила техники безопасности и охраны труда при работе с подобным оборудованием (правил пожарной безопасности и санитарии). Проведение монтировочных световых репетиций и в ходе их необходимая корректировка светового оборудования также входит в обязанности художника-технолога по свету.

Педагогическая деятельность заключается в преподавании дисциплин по световому оформлению спектакля в учебных заведениях театрального искусства (технология светового оформления спектакля, проектирование постановочного освещения театрально-зрелищных предприятий, макетирование, основы светотехники и светотехническое оборудование для театра, театрально-техническая графика, технический расчет конструкций).

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Творческая интересная профессия, в которой можно развиваться технически в соответствии с новшествами в этой сфере.
  2. Профессия востребована не только в театре, но и на концертах, в кино и цирке.

Минусы

  1. Ненормированный рабочий день
  2. Ночной образ жизни
  3. Возможные разногласия с режиссером-постановщиком, который может придерживаться точки зрения К.С.Станиславского и недооценивать роль светового оформления спектакля: «Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет».

Место работы

Художники по сценическому свету могут работать в театрах, на киностудиях и телевидении, концертных залах, площадках, стадионах, в цирке.

Важные качества

  • богатое художественное воображение;
  • умение рисовать и работать руками;
  • хорошее цветовосприятие;
  • эмоциональность;
  • внимание к деталям;
  • постоянное стремление к профессиональному росту.

Обучение на художника-технолога по сценическому свету

  • Школа-студия (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова
  • Факультет сценографии и технологий художественного оформления спектакля. При школе имеется мастерская «Художника по свету», в которой есть технические возможности для изучения самых разных современных способов освещения сцены. Здесь учат разработке концепции светового оформления сцены и зала. В ходе практики проводится ознакомление с устройством светотехнического оборудования в театрах Москвы.
  • Высшая школа сценических искусств («Театральная школа Константина Райкина»). В 2014 году открылся факультет «Технологии художественного оформления спектакля» со специализацией «Светотехника» и «Звукорежиссура».
  • Белгородский государственный институт культуры и искусств
  • Факультет «Технологии художественного оформления спектакля».
  • Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
  • Факультет «Технологии художественного оформления спектакля»
  • Казанское Театральное Училище специальность «Светорежиссура»
  • Курсы в Театрально-художественном колледже № 60. Семинар «Художник по свету»

Оплата труда

Оплата труда специалистов данного профиля в российских театрах невелика: от 20 тысяч рублей. Но опытных специалистов часто приглашают на подработку в антрепризе, концертных организациях, ночных клубах, где можно достойно заработать — за 2 ночи работы от 25 тысяч рублей.

Зарплата на 19.03.2020

Ступеньки карьеры и перспективы

Выпускники учебных заведений могут начать свою карьеру в театре с простого осветителя, машиниста сцены, художника-оформителя. Для начинающего художника-технолога по свету — это необходимый этап, на котором приобретается бесценный практический опыт. Постепенно от рядового специалиста художник-технолог может расти от разряда к разряду и стать руководителем подразделения театра, отвечающего за световое оформление спектаклей. Также можно работать в концертных организациях, ночных клубах, цирке, заниматься освещением городских мероприятий, церковных праздников.

Интересные факты

История возникновения сценического света

Сценический свет был создан в XVII веке, когда театральные постановки начали показывать в помещениях. В то время для освещения использовались свечи. То есть, театральное освещение развивалось вместе с появлением новых источников света. В XIX веке в качестве освещения сцены стали использовать масляные лампы, позднее — газовые горелки. С появлением электричества театральное освещение также модернизировалось и стало более подвижным, ярким и выразительным. В разработанных К.С.Станиславским световых партитурах того времени стало возможным передавать состояние природы и погоды: утро, день, сумерки, ночь, солнечная или пасмурная погода.

Но художественное световое оформление спектакля развивалось не только параллельно развитию световой техники. Многие режиссеры с помощью света визуально выражали звучание музыки (Аппиа), либо подчеркивали объем фигуры человека или архитектурные формы, либо выражали трагизм души героя (Крэг).

Великий Мейерхольд использовал световые проекции для изображения лозунгов, рекламы, названий эпизодов. То есть, свет становился выразителем пропагандистских, критических или сатирических позиций режиссера. Чешский сценограф Й.Свобода, используя современные технологии (лазеры и компьютеры), превратил свет в главное действующее лицо театра. Световое оформление создавало атмосферу, воздух, стены, коридоры, занавес. Эти принципы сценического освещения стали использоваться во всем мире. Й.Свободе принадлежит идея использования в театре видео.

Другие режиссеры, такие как Л.Мондзика и Р.Уилсон, считают силу воздействия света сильнее и выразительнее мастерства актеров. Л.Мондзик создавал свои камерные спектакли как противоборство тьмы и света. Р.Уилсон утверждал, что «свет имеет собственную роль, как актер». Такого рода режиссеры способствовали тому, что возникла профессия художника по сценическому свету. В России эту традицию продолжают и совершенствуют Д.Исмагилов в Москве и Г.Фильштинский в Санкт-Петербурге.

Современное световое оборудование

Управляемые (цифровые, интеллектуальные) световые приборы подразделяются на 2 вида: рисующие и заливающие.

Они представляют собой сканеры и головы с подвижными корпусами. У сканера управлением проекцией светового луча занимается подвижное зеркало, а у головы — движущийся во все стороны корпус. Оба прибора могут изменять цвет и рисунок луча. Управление световым оборудованием выполняется по цифровому протоколу DMX.

Аналоговое световое оборудование представляет собой световые пушки, излучающие следящий луч и приборы заливающего света.

В сегодняшнем театре имеется множество осветительных приборов, создающих великолепные эффекты:

  • лунный цветок (другие названия: туннель, веник или флауер) – осветительный прибор, излучающий пучок цветных или белых лучей, расходящихся под разным углом
  • стробоскоп–прибор, воспроизводящий световое мерцание в определенном ритме;
  • пушка–прожектор, излучающий яркий прямой луч, для следящей подсветки одиночного предмета или человека
  • лазерные лучи
  • световой пол
  • ультрафиолетовые светильники
  • генераторы дыма, тумана, снега
  • имитатор или генератор пламени и многое другое.

Особенности работы художника по свету

В театральных постановках организации освещения и декорациям отводится важная роль. Световые эффекты дополняют актерскую игру, обогащают восприятие спектакля или шоу. Благодаря мастерству художника по свету, на сцене можно добиться многого, этому способствует и современная светотехника, и технологии.

Обязанности художника по свету

Задачей этого специалиста является создание светового оформления спектакля. Разработка стилистики и уникального дизайна происходит с непосредственным участием режиссера-постановщика.

Подготовка каждого спектакля включает в себя составление световой партитуры, включающей следующие пункты:

  • режим освещения и затемнения;
  • количество необходимых осветительных приборов;
  • сигналы для световых эффектов (реплики или движения);
  • параметры направления и силы света, цвета светофильтров.

Отработка режима освещения происходит во время свето-монтировочных репетиций, в результате чего формируется окончательный вариант световой партитуры. Затем она должна выполняется согласно своему содержимому.

Современная аппаратура для оформления света на сцене

В профессии художника по свету много времени уделяется изучению светотехнической аппаратуры. Осветительных приборов в театре должно быть много, все они устанавливаются на разных уровнях и в разных местах, отчего дают необходимый эффект:

  • Прожекторы, отвечающие за верхний свет, подвешиваются рядами над сценой.
  • Боковой свет обеспечивают приборы, монтируемые на портальных кулисах и боковых галереях.
  • Выносной свет дают прожекторы, установленные у переднего края сцены и на специальных балконах.
  • Горизонтальный свет получается от свечения, направленного на горизонт.

Также в сценических постановках используется:

  • для создания необходимого антуража специальный свет – встроенные в декорации факелы, свечи, фонари;
  • для спецэффектов – стробоскоп, контражур, световой занавес.

Возможности световых эффектов огромны. С их помощью добиваются таких задач как:

  • создание особого эмоционального настроения;
  • подчеркивание или изменение характера персонажей;
  • полное внешнее изменение декораций;
  • передача общей идеи шоу.

Особенности профессии художника по свету

В прошлом требовалась работа нескольких осветителей, управляющих световыми приборами из разных концов зала. Современное оборудование управляется из одного помещения через компьютер, а сама профессия приобрела новые особенности.

Специалист по сценическому свету востребован в театре, на телевидении и киностудии, в цирке, на концертных площадках и стадионах, а также в учебных заведениях. Он может заниматься не только художественно-творческой деятельностью, но и организационно-управленческой или педагогической. Организационно-управленческая работа художника-технолога заключается в руководстве отделами, производящими театральное свето-техническое оборудование. Он же контролирует соблюдение техники безопасности и охраны труда при работе со свето-техническими приборами, проводит световые репетиции, вносит в них корректировки.

Педагогическая деятельность художника по свету состоит в полном обучении световому оформлению в учебных учреждениях театрального искусства.

Художник по свету — творческая специальность, требующая и технических знаний. Человеку этой профессии нужно рисовать и обладать хорошим цветовосприятием и богатым художественным воображением, быть внимательным к деталям и уметь работать руками, а еще знать оптику, сценографию, физику и режиссуру. И, конечно, стремиться к профессиональному росту и изучению новинок в светотехнике и возможностях световых эффектов.

Профессии художника по свету учатся на протяжении жизни, азов в ней недостаточно. Стремительное развитие шоу-индустрии и появление новых технологий заставляют искать новые спецэффекты.

Создание проекта в сотрудничестве с другими техническими специалистами – вот что дает эксклюзивное представление, к которому нужно стремиться. Достичь этого и помогает талантливый художник по свету, разрабатывающий дизайн сцены, создающий световые инсталляции и полностью сопровождающий проект.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Кто такой технолог и чем он занимается
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector