Igro-zon.ru

Работа и жизнь
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учитель тьютор в школе

4 вещи, которые нужно знать о тьюторах

4 вещи, которые нужно знать о тьюторах

Слово «тьютор» (англ. tutor — наставник) уже вошло в наш активный словарь. При этом задачи педагога-тьютора многим до сих пор не до конца понятны. Чем тьютор отличается от хорошего классного руководителя, психолога и коуча, и зачем он нужен в образовательном процессе, рассказывает заведующая кафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ, профессор Татьяна Ковалева.

Профессиональное сообщество России занимается тьюторством уже 25 лет, но родительский интерес к нему возник буквально вчера. Он обусловлен естественным желанием мам и пап выбрать идеальную образовательную траекторию для своего ребёнка. Роли тьютора в современном образовательном процессе была посвящена встреча Клуба экспертов образования, на которой выступила Татьяна Ковалёва. «Мел» публикует ключевые тезисы её выступления.

1. Кто такой тьютор

Тьюторство многими воспринимается как совершенно новое явление в процессе образования, а между тем оно существовало ещё в XII веке. Исторически название «тьютор» возникло в Оксфорде и Кембридже, в системе частных университетов Англии. Были профессора, которые читали лекции, были ассистенты профессоров, которые проводили занятия. И были такие люди, которые каждому студенту помогали выстраивать его индивидуальную образовательную программу — собственно, тьюторы.

2. Тьюторство в России

Когда мы только начинали этим заниматься, долго искали правильное слово. Ведь тьютор — новое слово для России, многих раздражающее. Как точнее определить деятельность тьютора и можно ли это английское слово заменить каким-то еще? Мы не могли назвать этого педагога ни наставником, ни гувернером, кстати, тоже словом далеко не русским. Поэтому не стали ничего выдумывать, а деятельность определили как сопровождение. Но сопровождение как бы сбоку: ты что-то делаешь, а я тебя сопровождаю, чтобы твое движение становилось более осознанным и менее хаотичным.

Это и есть сопровождающая педагогика. Педагоги, сопровождающие человека в действии, и называются тьюторами

На заре тьюторства мы попали в книжную пустыню. Ведь всегда легче на что-то опираться, когда это вводится в традицию. Возьмем, например, систему развивающего обучения. Выготский сказал, Эльконин подтвердил, Давыдов добавил, Леоньтев написал. А у нас нет опоры, потому что не было тьюторской профессии.

Мы сделали своё издательство, стали переводить и писать книги сами и создавать библиотеку тьюторства. Профессия как таковая была введена с 2008 года. В МГПУ проходят курсы повышения квалификации, существует магистратура. Можно поступить на очную и заочную формы обучения и получать магистерский диплом тьютора.

3. Чем тьютор отличается от учителя

Учитель работает с одновозрастным или с разновозрастным коллективом и всех чему-то учит. Тьютор — это специфический педагог, который не занимается фронтально. И это средовой человек. Учитель может учить где угодно. Тьютор работает там, где устроена соответствующая среда.

Эта среда должна быть:

Вариативной. Разные варианты чего-либо: сдачи экзаменов, изучения предметов, проведения исследований.

Не структурированной. У нас сейчас происходит так: мы одной рукой вводим вариативность, другой ее забираем, навязывая свои советы. Пусть ребенок сам выбирает, надо чем ему работать, а потом анализирует. Нет ничего важнее пробы и опыта.

Избыточной. Человек должен видеть и знать, что мир разный и реагирует по-разному;

Открытой. Мы подстраиваемся под ребят, спрашивая у них, что бы им хотелось.

Провокативной. Тьютор должен так организовать среду, чтобы через последующую рефлексию человек понял, что ему ближе. При этом тьютор себя не выпячивает, он только устраивает среду так, что она провоцирует.

Если ребенок не хочет ходить на занятия, задача тьютора раскрутить его интерес и вернуть в образовательную среду. Существуют разные технологии, через которые можно заглядывать в будущее и масштабировать интерес ребенка.

4. Ключевое понятие тьюторства — «забота о себе»

Мы сейчас не понимаем, на что делать ставку в образовании ребенка. И в этот момент переходности важно довериться самому ребенку. Он, не зная, чувствует. Откуда берется интерес — неизвестно. Вот когда детей-тройняшек приводят в песочницу, то один делает куличики, второй катает машинку, а третий — строит домик. Стихийные интересы у всех разные. К сожалению, культура субъективности у нас была потеряна. И тьюторство возникло как педагогика субъективности.

В каждом человеке есть что-то, чего он о себе не знает. И надо создать такую среду, где это проявится

Если процесс индивидуализации человека важен — появляется тьютор и сопровождает. Но важно не запутаться в понятиях — «индивидуальный подход» и «индивидуализация». Индивидуальный подход — это подход, предполагающий, что взрослый подбирает в соответствии с особенностями ребенка содержание и технологии обучения и воспитания. А индивидуализация — это культура заботы о себе. Умение самоопределяться, брать ответственность за свою жизнь, действовать самостоятельно и инициативно. Если, например, ребенок участвует в командной работе, он должен понимать, как правильнее лично он должен вложиться для достижения результата, в чем он силен и уникален.

Учитель передает стандарт. Есть место стандарту, но в это же время должно быть место тому, на что отзывается душа. Не во второй половине дня, во время внеурочной деятельности, а прямо сейчас, в основное учебное время.

Французский философ Мишель Фуко обсуждал такое понятие — «забота о себе». Есть культура заботы о себе.

Читать еще:  Нужен учитель русского языка

Вы должны понимать, в чем сильны, в чем слабы. И эта культура заботы о себе должна входить в образование и поддерживаться тьютором

Начиная с трех лет и в идеале — без возрастных ограничений. На западе существуют университеты серебряного возраста. С людьми 70+ работают тьюторы. Там есть удивительные технологии — рестарты. Ведь после шестидесяти хочется качественно жить и делать то, о чем всегда мечтал, но не хватало времени или по каким-то причинам не сложилось.

Если мы теряем эту «заботу о себе», мы становимся массой. И вот тьютор это тот человек, который призван это не допустить.

Кто такой тьютор и чем он занимается в школе?

Профессия тьютора появилась около 20 лет назад, но интерес к ней в России стали проявлять совсем недавно. Сегодня вместе с журналом «КтоТакой? » разберем эту сложную, но интересную профессию.

Кто такой тьютор?

В педагогическом сообществе тьютор — это человек, сопровождающий ребенка в учебном процессе. Термин произошел от английского tutor – наставник, опекун и от латинского tueor – наблюдаю, забочусь.

Если ученик сомневается в чем-то, смущается подойти к учителю, или не знает, как поговорить о пересдаче контрольной, то он может обратиться к тьютору. А он как наставник поддержит ребенка, поможет во всем разобраться и найдет выход из сложного положения.

От учителя и психолога он отличается тем, что становится для ребенка другом , мотивируя его на обучение. Поэтому во многих европейских странах и в США на эту должность предпочитают брать молодых студентов или только окончивших ВУЗ.

Им проще найти общий язык с подростком и стать для него положительным примером .

Чем занимаются тьюторы — основные задачи

  • Выявление и развитие познавательных интересов;
  • Помощь в выборе учебной стратегии;
  • Организует взаимодействие с другими субъектами образования, необходимое для индивидуальной образовательной программы школьника;
  • Помогают адаптироваться в учебной обстановке;
  • Проводят индивидуальные и групповые консультации;
  • Разработка и реализация вспомогательных учебных программ;
  • Помощь в учебе, дополнительные занятия, репетиторство.

Тьютор в инклюзивной школе

Инклюзивное (включенное) образование — это понятие используется для характеристики учебного процесса детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.

Основная задача тьюторов в этом случаи — обеспечить доступность образования для всех детей, независимо от их потребностей.

Перед наставником возникают следующие задачи:

  • Сделать образовательное пространство удобным и психологически здоровым для всех учащихся;
  • Социализировать и помочь влиться в детский коллектив;
  • Обеспечение психологически адекватных и эффективных образовательных программ;
  • Развитие психолого-педагогической компетентности, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.

Тьютор в инклюзивной школе

Особое значение работа тьютора приобретает при взаимодействии с детьми с ОВЗ ( ограниченные возможности здоровья ). Не у каждого педагога есть возможность неотступно сопровождать ученика. Тьютор следит за реакцией ребенка на учителя, при необходимости помогает ему концентрировать внимание, создавать рабочую обстановку, организовывать общение с остальными учениками.

Чем тьютор отличается от учителя

Тьютор — это посредник между учителем и учащимся. Он уделяет больше внимания индивидуальному образовательному развитию отдельно взятого ребенка, а преподаватель передает элементы культуры, науки и следит за тем, что у ребенка закрепились навыки и знания.

Личные качества тьютера

  • Обязательно присутствие общечеловеческие качества — порядочность, честность, способность к эмпатии, чувство такта и сдержанность;
  • Развитая коммуникабельность;
  • Высокое чувство ответственности;
  • Стрессоустойчивость;
  • Организаторские способности;
  • Самодисциплина;
  • Активность;
  • Аналитический склад ума;
  • Стремление к самосовершенствованию и саморазвитию.

Сколько зарабатывает тьютор?

Зарплата отличается по регионам и зависит от политики учебного заведения. В различных центрах детского развития тьютор может получить до 35.000 рублей. Государственные школы готовы предложить сопровождающим педагогам до 17.000 рублей.

Около 27.000 рублей тьютор может получить в государственных вузах.

До 60.000 рублей готовы предложить частные школы и детские сады. Колледжи и учреждения, предоставляющих среднее профессиональное образование будут платить зарплату в 40.000 рублей.

Где и сколько учиться на тьютора?

Для того, чтобы пройти курсы, необходимо закончить педагогический ВУЗ и получить стаж работы по профессии от года и больше. Возможность освоения программы бакалавриат по профилю «тьютор» ВУЗами России представлена пока не так широко.

На 2020 год есть возможность получить диплом по данной специальности в Сибирском федеральном университете в Красноярске. Подготовка ведется по очной и заочной (на базе СПО по педагогике) форме обучения.

В Российском государственном педагогическом университете им. Герцена для бакалавров есть программа «Психолого-педагогическое сопровождение семьи», которая является базой для дальнейшей подготовки тьюторов в магистратуре.

Некоторые педагогические высшие учебные заведения предлагают курсы на базе своих учебных кафедрах. В любом случае, нужно быть сведущим в возрастной психологии, знать основные методы обучения и воспитания, быть осведомленным в школьной специфике и дисциплине.

Кто такой тьютор и зачем он ребёнку на семейном образовании

Рассказываем о новой для отечественного образования фигуре. В этой статье вы узнаете, чем занимается тьютор и чем его роль отличается от других специалистов, работающих со школьниками. А также расскажем, как пройти программу тьюторского сопровождения не выходя из дома.

Кто такой тьютор

Тьютор в школе — это специалист, который исследует интересы и создаёт среду для развития ребёнка. Он ориентируется не на потребности учебной программы или образовательного стандарта, а на потребности учащегося. При этом тьютор старается привести его познавательные запросы в гармонию с интересами и возможностями семьи.

Читать еще:  Учитель музыки институт

Чтобы яснее осознать роль и обязанности тьютора в образовании, обособим его от других специалистов, занимающихся развитием личности и работающих со школьниками.

Чем тьютор отличается от дефектолога

Тьюторов могут ошибочно принимать за педагогов-дефектологов. Однако сферы их деятельности и задачи различаются.

Задача педагога-дефектолога: изучение психофизических особенностей, системы восприятия и темперамента для восстановления или коррекции недостающей функции. Например, дефектолог может разглядеть у слабовидящего ребёнка музыкальные задатки и сфокусировать развитие в этом направлении.

Задача тьютора: создавать события, которые меняют образ мыслей и представление о будущем. Это одна из форм антропопрактики — работа в пространстве субъективной реальности человека.

Эпигенетические исследования показывают, что независимо от унаследованных задатков, всегда есть место потенциалу неизвестности и развитию. Взаимодействие в новой среде, с новым людьми и новыми способами способно изменить будущее. В обязанности тьютора входит открыть ребенку возможности для такого взаимодействия.

Чем тьютор отличается от коуча

Главное отличие — коучи работают со старшими подростками и со взрослыми. Коуч подталкивает человека в движении к уже сформированной цели и обычно даёт довольно жёсткие установки.

Задача тьютора: помочь ребёнку понять, чего он хочет. Тьютор часто работает в ситуации неопределённости, когда познавательный запрос ещё не сформирован. У него более мягкие, подталкивающие к самостоятельным решениям методы.

Чем тьютор отличается от психолога

Школьный психолог оказывает психологическую помощь детям и взрослым. Часто — в конфликтных ситуациях. При этом применяются психологические методы.

Задача тьютора: помочь с самоопределением. Тьютор — это прежде всего педагог. По профессиональному стандарту он обязан пройти соответствующую переподготовку. Отдельные специалисты могут иметь ещё диплом психолога, но в тьюторском сопровождении используется педагогический инструментарий.

Чем тьютор отличается от репетитора

Задача репетитора: улучшить знания ребёнка по конкретному предмету в рамках определённой программы.

Задача тьютора: дать свободу и научить брать на себя ответственность. Он не объясняет сложные темы и не заставляет учиться. Тьютор создаёт среду и объясняет, что каждое действие и бездействие имеет вес.

Чем тьютор отличается от куратора

Задача куратора: реагировать на возникающие у ребёнка трудности. Это могут быть сложности с планированием времени, самоконтролем, освоением отдельного предмета, учебной мотивацией.

Задача тьютора: помощь в прокладывании индивидуального образовательного маршрута ребёнка, включающего в себя формальное и неформальное обучение.

  • Формальное обучение связано с получением документов установленного образца. Оно может быть основным (получение школьного аттестата) и дополнительным (диплом музыкалки или художки). Всегда ограничено по времени.
  • Неформальное обучение направлено на удовлетворение личных интересов. Может выражаться в каком-либо форматном мероприятии (экскурсие, мастер-классе, дискуссионном клубе, лагере) или быть случайным (например, на образование может повлиять беседа с эрудированным человеком). Не имеет дедлайнов, может продолжаться всю жизнь.

Инструменты и этапы работы тьютора

  1. Беседа. Тьютор ведёт разговор по определённым правилам. С помощью коучинговых технологий, активного слушания и различных поддерживающих элементов выстраивается открытый диалог. Открываясь, собеседник переходит на новый уровень осознания и выходит из беседы интеллектуально обогащённым. Неконтактным детям предлагаются альтернативные формы общения — рисунки, тексты и другие.
  2. Вопросы. Когда установлен доверительный контакт, тьютор начинает выявлять запрос ребёнка — задаёт особым образом сформулированные вопросы. Если подросток не готов отвечать, инструмент заменяется на другой.
  3. Личностно-ресурсная карта. Наглядное изображение путей реализации познавательного запроса ребёнка. На карту вносятся все доступные ресурсы: школьные и внеурочные, онлайн и офлайн. Удобно составлять в виде майндмэпа. Как правило, пополняется при каждой встрече ребёнка и тьютора.
  4. Пробы. Это новые для человека действия, выполняемые на условиях безопасности. Ребёнок должен осознавать, что может попробовать что-то новое и, если не понравится, в любой момент отказаться, его не будут ругать, не поставят «двойку»; а если понравится, напротив, ему помогут масштабировать проект.

Когда школьнику необходим тьютор

  1. Когда семья строит план образования детей. Особенно актуально на семейном образовании.
  2. Когда у ребёнка пропал интерес к учёбе или нужна помощь в формировании познавательного запроса.
  3. Когда хочется увидеть имеющиеся образовательные ресурсы и найти новые.

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» часто сталкиваемся с такими потребностями детей и родителей, поэтому запустили ещё одно направление персонального сопровождения учащихся.

Тьюторское сопровождение в «Фоксфорде»

Наша программа тьюторского сопровождения направлена на личностное развитие — это взгляд в будущее ребёнка.

Программа осуществляется дистанционно: тьютор и ребёнок общаются в режиме реального времени по видеосвязи.

Участники программы:

  • тьюторы — специалисты, непосредственно работающие с детьми;
  • тьюторант и представители тьюторанта — ребёнок и родители.

Структура программы включает в себя 9 индивидуальных онлайн-встреч. Первая общая встреча со всеми участниками программы проводится в начале тьюторского сопровождения, а вторая — в конце.

Тьютор не обсуждает с подростком личную жизнь, внутрисемейные отношения, вопросы религии. При необходимости родители могут запросить видеозапись встречи.

Темы индивидуальных встреч:

  • «Моё будущее. Мои мечты и планы» — интенция подростка о своём будущем и будущем человечества;
  • «Моя ресурсная карта» (начало) — выявление доступных и желаемых ресурсов;
  • «Моя ресурсная карта» (окончание) — аккумуляция культурно-предметных и социальных ресурсов;
  • «Путь к мечте» (начало) — разграничение мечтаний, целей и планов;
  • «Путь к мечте» (продолжение) — постановка цели, пробы, фиксация того, что получилось;
  • «Строю свой индивидуальный маршрут» — саморазвитие, самоконтроль, тайм-менеджмент, рефлексия.
Читать еще:  Доклад на тему учитель

Кто такой тьютор и почему он важнее школьного учителя

Тьютор, магистр педагогики

В современных школах появляется все больше тьюторов. С их приходом роль школьного учителя для образования детей становится не такой значимой, как раньше. Зачем нужны тьюторы и как они работают в российских школах, рассказывает тьютор, магистр педагогики, преподаватель МГПУ и НИУ ВШЭ Максим Буланов.

Когда и зачем появилось тьюторство

Хочу сразу сбавить градус возмущения – тьютор, на мой взгляд, не важнее школьного учителя. Все профессии нужны, все профессии важны. Но давайте попробуем разобраться, что может или должно происходить в школьной среде с появлением тьютора.

История тьюторства насчитывает века. Человека, который помогает другим остановиться, осмотреться и увидеть себя, свои образовательные потребности и сформулировать свои планы на развитие, мы можем назвать тьютором. Сразу вспоминаются герои сказок и легенд, которые задавали хитрые вопросы главным героям, заставляли их размышлять. Сегодня в психологии и педагогике такие вопрошания относятся к категории субъект-развивающего взаимодействия. То есть человек при ответе на вопрос понимает что-то новое для себя, свой путь и мир вокруг.

Вспомним Федора Матюшкина – выпускника Царскосельского лицея и однокашника Александра Сергеевича Пушкина. Сразу после выпуска в 18 лет он отправился в свое первое кругосветное путешествие, а затем стал адмиралом, полярном исследователем и сенатором. Никто не знает, удалось бы ему достичь таких высот в жизни без одной важной встречи в подростковом возрасте с капитаном-командором Иваном Крузенштерном, который стал наставником для увлеченного юноши по просьбе директор лицея. В лицее никто не считал увлечение Федора романтикой морских путешествий всего лишь мечтами. В его интерес поверили и смогли грамотно поддержать.

Говоря сухим языком, тьютор – наставник, который понимает ступень образования человека и помогает ему разобраться в своем учебном пути.

Образование строится по формуле: обучение + воспитание + видение будущего + понимание настоящего. Это не волшебный клубочек, который приведет тебя туда, куда захочется. И не скатерть-самобранка, которая накормит всем, чем попросишь.

Как работает тьютор в российских школах

Тьютор появляется в школе, когда ее руководство отказывается от тезиса, что одна и та же образовательная программа подходим всем ученикам. На первый план встает индивидуальная образовательная программа (а не общеобразовательная) и индивидуальный профиль ученика. Кто он, что ему интересно, в каком контексте он растет и развивается, как школа может помочь ему в его образовании?

Перестроить школу на тьюторскую модель крайне трудно – нужно, чтобы все участники образовательного процесса поверили в эту модель и были готовы работать в постоянном поиске.

Но тьюторство применимо и в школах, которые еще не готовы к кардинальным переменам. Тогда фигура тьютора вводится точечно – он сопровождает детей при выборе профиля, в исследовательской и проектной деятельности, организует факультативы и кружки по самоопределению, образовательные события.

В частных школах обычно больше пространства для маневра. Тьютор получает карт-бланш на работу, в школе появляется тьюторская комната, еженедельные тьюториалы, наставнические часы для групповой и индивидуальной работы, онлайн-инструменты для составления профиля ученика. Тьютор работает с детьми, их семьями, учителями – способствует тому, чтобы индивидуальное образовательное пространство ребенка было связным, непротиворечивым и работало на его развитие.

Я общаюсь с тьюторами частных школ, они впахивают не меньше, а то и больше, чем рядовые учителя или психологи.

Где еще работают тьюторы

Тьюторство существует не только в школах. В системе среднего профессионального образования тьютор помогает студентам адаптироваться к среде и программам, сопровождает успехи и проблемы в учебе, профессиональное самоопределение и строит карьерные маршруты для студентов.

В вузах тьютор отвечает за работу с абитуриентами (проясняет их мотивы для поступления и цели), с первокурсниками (адаптирует к среде и программам вуза), с выпускниками ( помогает с профессиональным самоопределением), магистрантами и аспирантами. В 2019 году Оксфордский Российский фонд инициировал специальную стипендиальную программу в поддержку университетских тьюторов. 14 федеральных университетов захотели поучаствовать в пилотном проекте.

Почему тьюторы так важны

Тьютор вообще всегда действует в интересах своего сопровождаемого. Он не может сделать так, чтобы мальчик стал врачом, а девочка – перестала рисовать аниме и расхотела стать художником.

Если тьютор работает в образовательной организации, то он становится ее неотъемлемой частью.

Он как призраки и герои картин в Хогвартсе – знает все легенды, всех преподавателей, все тайные ходы и опасности в школе. Он никогда не даст готового ответа, но будет рядом с героем, чтобы помочь ему догадаться о чем-то и справиться со сложностями.

Я так много пишу про сказочных героев, потому что и тьюторы сегодня все равно остаются мифом. Про них все слышали, их многие ищут, но редко кто их находит да и вообще видел вживую. В этой логике, конечно, тьютор не важнее учителя. Должно пройти еще несколько лет, чтобы в общественном сознании закрепился образ специалиста, помогающего в осмыслении учебного пути.

Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector