Учитель русского и литературы какие экзамены сдавать
Все о профессии учитель русского языка и литературы
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Правильная речь, владение языком, грамотное письмо – все это показатели высокого уровня образованности. Профессия учителя русского языка и литературы в настоящий момент стала еще более востребованной за счет введения обязательных экзаменов в школах и при поступлении в высшее учебное заведение. Полноценную подготовку учащимся сможет обеспечить только высококлассный специалист.
Характеристика профессии
Важность профессии учителя русского языка и литературы трудно переоценить. Это тот педагог, который формирует личность учащегося посредством языковой культуры и литературы русского народа. От его работы во многом зависят коммуникативные навыки учеников, а от преподавателя русского языка как иностранного – уровень владения речью, грамотность и четкость произношения.
Учитель русского языка и литературы решает следующие задачи.
- Прежде всего, он создает среду для развития у учеников интереса и мотивации к изучению русского языка, через отечественную литературу прививает любовь к слову.
- Во время научно-исследовательской работы с учащимися позволяет юному поколению анализировать литературные произведения и языковые явления, формируя у них ключевые знания по данным предметам.
- Учитель русского языка и литературы выстраивает структуру уроков, соблюдая современные требования к практической стороне обучения. Важным моментом является соблюдение госстандартов преподавания.
Получив квалификацию учителя русского языка и литературы, специалист может утроиться на работу как в школу и вуз, так и в частное учреждение образования. Высокий уровень образованности позволяет устроиться в СМИ, быть пиарщиком, архивариусом, библиотекарем. Таких специалистов ждут в органах власти, ведь грамотные специалисты везде нужны.
Сегодня многие компании и предприятия содержат в своем штате учителя русского языка и литературы.
Но основная деятельность лежит все же в педагогической сфере, где лингвист испытывает большую нагрузку: для каждого урока нужен план, преподавание должно включать разные формы и приемы. Ему постоянно приходится освежать в своей памяти произведения, вести домашнюю подготовку к занятиям. А ведь в нагрузку ко всему этому педагогу часто дают и классное руководство.
Учитель родного языка
Профессия педагога очень благородна и играет чрезвычайно важную роль в жизни каждого человека. А значение учителя родного языка увеличивается вдвойне, ведь с его помощью у учеников формируется правильное восприятие, развивается мыслительный процесс, раскрываются творческие способности. От профессионализма педагога-лингвиста зависит, насколько учащиеся усвоят уроки грамотности, он должен убедить школьников в важности знания родного языка на высоком уровне.
Именно учитель родного языка в большей степени прививает любовь к родному краю через язык и литературу.
На современном этапе учителя русского языка и литературы отслеживают результативность своего труда не только по тому, насколько глубоко их ученики усвоили родной язык, но и по тому, как они сдали итоговую аттестацию в виде ЕГЭ и ОГЭ по предмету. Успешная сдача выпускных экзаменов – залог продолжения обучения в вузах.
К учителю родного языка требования высокие. Сегодня лингвистам приходится бороться с телевидением, интернетом, которые, по мнению многих, нарушают нормы литературного языка и снижают интеллектуальный и нравственный уровень молодых людей. Кроме того, многие современные школьники не имеют привычки читать литературу. В этих условиях роль педагога требует повышенной самоотдачи и постоянного саморазвития. Только в этом случае он сможет помочь своим ученикам правильно ориентироваться в потоке информации.
Преподаватель русского для иностранцев
Русский язык иностранцы воспринимают весьма сложно. Большинство из них из-за особенностей произношения и речевого аппарата при изучении не распознают, например, букву «ъ». Поэтому все слова с твердым знаком и без него они произносят одинаково.
Обучать иностранцев очень нелегко. Тут больше важны знания не столько русского языка, сколько методики преподавания. Именно от умения донести все тонкости языка зависит скорость его изучения иностранными гражданами.
Сложности возникают и с литературой. Произведения славянских авторов благозвучны и красивы в оригинале, но переводы не доносят совершенства слова.
От преподавателя-лингвиста, обучающего иностранца, зависит, насколько точно будет передан слог и весь национальный колорит русской речи.
Личные характеристики педагога
Без любви к детям не состоится ни один педагог. Чтобы стать наставником, недостаточно только осведомленности в предмете. Нужно еще иметь талант передать эти знания ученикам. А это с детьми проделать гораздо сложнее, чем с взрослыми. Многое зависит от личных качеств педагога, среди которых:
- доброжелательность;
- отзывчивость;
- деликатность;
- внимательность;
- психологическая устойчивость;
- терпение;
- любовь к профессии и детям;
- харизма.
Если вам назначили собеседование в школе, нужно обязательно рассказать обо всех этих качествах. Вашим козырем должно стать желание преподавать детям и мечта быть учителем. Вам нужно продемонстрировать, как вы умеете излагать школьную программу, насколько доходчиво и интересно это поучается. Профессию педагога не относят ни к женской, ни к мужской. Она одинаково подходит всем.
Как стать?
Многие дети обожают играть в школу. Ребятня подражает взрослым учителям, вызывая к доске и не подозревая, что потом для некоторых это станет делом всей жизни. Рассмотрим несколько рекомендаций, которые помогут понять, на правильном ли вы пути.
Прежде чем пойти учиться в педагогический вуз или колледж, нужно серьезно подумать о готовности работать в школе.
Профессионализм учителя определяет не только специальное образование, но и проявление уважения к детям. Каждый ученик, получая знания, формируется как личность и учится жизни. Задача мудрого учителя – стать опорой, через доброжелательность заручиться доверием. Еще Антон Павлович Чехов писал о том, что дети – это святые и чистые создания, и их нельзя превращать в игрушку в зависимости от настроения.
Миллионы людей во всем мире ежедневно с неохотой идут к своему рабочему месту. Часто это происходит потому, что выбор профессии оказался неверным. Чтобы работа была в радость, в учителя нужно идти только по призванию, тогда удастся без проблем найти общий язык и с учениками. Уместно вспомнить слова Льва Николаевича Толстого, который был убежден в том, что если в педагоге есть любовь к делу и к детям, то он совершенный учитель.
Грамотность и знание предмета особенно актуальны для учителя русского зыка и литературы, который обязан соблюдать языковые нормы, грамотно писать и говорить.
Еще Конфуций в свое время призывал учиться так, словно постоянно есть нехватка знаний.
Получив филологическое образование в одном из вузов, важно уметь ориентироваться в современном поле информации, не упускать из вида новинки литературы, театра и кинематографа. Молодому специалисту еще многому придется научиться после вуза, уже работая в школе, ибо предстоят аттестации, после которых ему присвоят квалификационную категорию.
В общении с детьми нужен особый подход, ведь хороший педагог – это еще и психолог, готовый поддержать детей в трудноразрешимых ситуациях. Учитель ни в коем случае не поддерживает и не развивает конфликт, а лишь предотвращает его, повышая мотивацию учеников к получению знаний.
Надо признать, что не все педагоги могут увлечь своим предметом школьников. Не каждому ребенку так просто дается усвоение учебного материала, но с помощью творческого мышления учитель может превратить стандартное преподавание темы в увлекательное путешествие в страну знаний. Это особенно актуально для учителя языка и литературы.
Сократ учил в каждом человеке найти солнце и дать ему засветить.
Секретов того, как стать хорошим учителем, на самом деле гораздо больше, но без вышеописанных качеств даже не стоит пытаться поступать в педагогический вуз. И еще: нужно знать о том, что у педагога практически нет карьерного роста, директорами и завучами становятся единицы. Если вы готовы из года в год проверять тетради, решать задачи по совершенствованию методики ведения уроков, способны пробудить интерес и увлекать детей предметом, тогда вас ждут в школе.
Специальность русский язык и литература
Специальность русский язык и литература -что сдавать, проходной балл, код специальности, форма и срок обучения
Студенты, обучающиеся на факультете русского языка и литературы, изучают русский язык, его развитие и современные особенности, русскую литературу со времен Киевской Руси и до настоящего времени, старославянский язык, историю мировой литературы, философию, педагогику, а также теорию языка и литературы.
Для поступления на специальность» Учитель русского языка и л итературы » необходимо сдать экзамены ЕГЭ по таким предметам:
- русский язык,
- обществознание( профильный предмет),
- математика или история.
По русскому и обществознанию в пересчете на пятибалльную систему баллы от 0 до 14 засчитываются как 2 балла. По математике от 0 до 7 баллов. Код специальности »русский язык и литература» сейчас — 050301. Ранее этому государственному стандарту был присвоен номер 032900 (согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования).
Обучение проходит на базе одиннадцатого класса и длится четыре года для студентов на очной форме обучения и пять лет на заочной, вечерней и смешанной. В Московском государственном университете есть отдельный дистанционный курс или специальность «Русский язык как иностранный «, сокращенно — РКИ , у выпускников которого, как и у многих других возникает вопрос где работать. А так как цель курса подготовить профессионалов, разбирающихся во всех тонкостях учебного процесса и умеющих обучать иностранцев или детей, живущих за границей русскому языку, то работать они могут не только учителями, а и переводчиками, журналистами, редакторами в издательствах.
ВУЗы по специальности «Русский язык и литература»
Учат студентов специальности «Русский язык и литература» в следующих учебных учреждениях Москвы и Санкт- Петербурга:
- Московский государственный университет;
- Московский социально-педагогический институт;
- Современная гуманитарная академия;
- Московский гуманитарный педагогический институт;
- Московский педагогический государственный университет;
- Московский финансово-юридический университет;
- Национальный Институт имени Екатерины Великой;
- Международный гуманитарно-лингвистический институт;
- Санкт-Петербургский академический университет;
- Международный гуманитарно-лингвистический институт;
Кем и где работать по специальности «Русский язык и литература»
Специальность » Русский язык и литература» является очень разносторонней и тесно связана с такими сферами как образование, наука, культура, СМИ, издательское дело, информационная сфера и работа в государственных и частных учреждениях .
Выпускники могут успешно работать учителями в школах, высших учебных заведениях, в качестве научных сотрудников и исследователей, руководителями проектов, государственных учреждений, частных фирм, редакторами печатных и электронных издательств, а также в средствах массовой информации, PR- агентствах , пресс-службах , выступать на ТВ и радио, работать в архивах и библиотеках.
Студентов специальности русского языка обеспечивают необходимыми знаниями, среди которых гуманитарные, общественные, точные и естественные науки, что позволит в будущем занимать такие должности, как графолог, журналист, редактор, корректор, пресс- секретарь, учитель, коуч, филолог, языковед, литературовед и многие другие.
Учитель русского и литературы какие экзамены сдавать
Учителя годами готовят школьников к ЕГЭ, но сами часто уже не помнят, каково это — сдавать экзамен. Теперь у них появилась возможность побывать на месте выпускников. C 16 мая по 29 августа МЦКО проводит акцию «5 на 5», в которой учителя сдают ЕГЭ по пяти предметам на выбор. Мы поговорили с учителями о том, как и зачем они сдают экзамены.
Екатерина Владимировна, заместитель директора и учительница математики
Пока я одна от нашей школы решила принять участие. Другие учителя заняты проведением итоговой аттестации. Когда она закончится и все немного отдохнут, тоже примут участие в акции.
Для сдачи экзаменов выбрала математику, информатику, русский язык, физику и обществознание. Уже написала первый ЕГЭ — по математике на 95 баллов (в одной задаче сделала ошибку). Про другие предметы не могу сказать. Каждый по-своему сложен, потому что нужно восстанавливать знания со школы, которую я окончила очень давно. Например, в заданиях по информатике сейчас есть то, что в мои годы не изучали. Но задания по другим предметам аналогичны тем, которые выполняют дети в классе.
Процедура на наших экзаменах такая же, как у детей на ЕГЭ. Все точь-в-точь организовано: время, задания, правила проведения
Судя по тому, как я готовлюсь, ЕГЭ проверяет не только знания, но и твою способность учиться. Я каждый вечер открываю различные сайты, повторяю. Мне нравится находить нужный материал, изучать его, уметь распределять своё время, выполнять задачи в соответствии с критериями. Это не столько проверка знаний, сколько навык построить стратегию подготовки.
Умение найти выход из сложной ситуации — это тоже хорошая составляющая. Когда ты не знаешь ответ, тебе некуда заглянуть, но нужно решить задачу. Это умение мобилизоваться и найти выход. Поэтому те, кто не пользуется шпаргалками, наверное, более успешные в жизни.
Вне зависимости от результата я расскажу ученикам о том, что у меня был такой опыт. Когда мы детям даём советы о ситуации, в которой уже были, они это ближе воспринимают. Такой опыт поможет изменить и способ подготовки учеников. Когда ты знаешь ситуацию изнутри, тебе проще скоординировать их работу и дать какие-то полезные советы: как вести себя на экзамене, как подготовиться, на что обратить внимание. Побыть на месте детей очень полезно.
Учителя — та категория людей, которые всю жизнь оценивают кого-то. И когда начинают оценивать их, они ощущают дискомфорт. Чтобы покинуть эту зону комфорта, учителя должны активно участвовать в конкурсах. Использовать это для себя и своего роста. Нужно научиться не бояться, что они могут ошибаться и что их самих могут оценить как-то не так.
Никита Алексеевич, учитель русского языка и литературы
Сложно найти метод, который будет абсолютно честно, непредвзято и максимально точно оценивать знания. Потому что ни ЕГЭ, ни собеседования, ни другая форма экзамена не гарантирует стопроцентного соответствия знаний и оценки. Но из того, что сейчас есть, ЕГЭ более-менее адекватно справляется с этим.
На мой взгляд, школьной программы для успешной подготовки к ЕГЭ по русскому языку достаточно. А по литературе в старших классах можно было бы включить больше зарубежной и современной прозы.
Я уже написал экзамены по русскому, английскому и литературе. Рассчитываю на хороший результат. Если ты более или менее разбираешься в предмете, то набрать больше 80 баллов реально. Если хорошо разбираешься, то 90+. Баллы выше — это уже вопрос некоторого везения.
Когда я сдавал ЕГЭ по русскому в 11-м классе, допустил только одну ошибку. Я не рассчитываю сейчас, что получу 100 баллов, хотя, конечно, было бы неплохо
Я бы не сказал, что с 2010 года экзамен принципиально изменился. Он стал немножко другим. Когда ты сдаешь ЕГЭ, главное — ты должен знать правила русского языка. Всё то, что идет до сочинения, — это точные знания на пунктуацию, грамматику и орфографию. Спросят правописание суффиксов в одном формате или в другом… Какая разница? Главное — знать эти правила.
Мне кажется, когда погружаешься в эту атмосферу экзамена, потом легче давать психологические советы. Одно дело, когда всё разбираешь в классе и говоришь: «Ну, у вас будет всего 4 часа. Часик отведите на тест, два на сочинение на черновике». А потом приходишь на экзамен сам и понимаешь, что не знаешь, как себя вести, что вообще делать.
Но всё равно не могу сказать, что главная цель участия в ЕГЭ для меня — самоанализ. Если сдать все пять предметов на пятерки, то возможно повышение в категории, что, например, уже приятно.
Майя Михайловна, учительница английского языка
Мы сами выбирали дисциплины, которые нам наиболее близки и те, что нам интересны для изучения. Я выбрала английский, историю, обществознание, географию и русский язык. Готовиться достаточно трудно. Я смотрю видео на образовательных сайтах, купила специальную литературу. Процесс нашей подготовки идёт так же, как и подготовка детей.
Несмотря на то, что мы — эксперты ОГЭ и ЕГЭ по «своим» дисциплинам, довольно-таки волнительно участвовать в этом проекте. Волнуемся за результаты по тем предметам, которые не профильные для нас, хотя, конечно же, метапредметные связи играют огромною роль. Полагаю, что при правильной подготовке можно набрать достойное количество баллов по любому предмету. Нет ничего невозможного.
Мы понимаем, что чувствуют наши ученики, готовим их к экзаменам, выступаем экспертами на проверке, знаем, чего ожидают от них такие же эксперты как мы. Поэтому, для меня основная цель участия в программе — понять всё то, что чувствуют ученики на экзаменационном пути. Поддержать их, утвердиться в своей компетентности не только в профильном предмете, но и в предметах, тесно связанных с ним. Очень интересно испытать себя.
Дмитрий Евгеньевич, учитель французского и английского языков
Акция «5 на 5» показалась мне очень интересной, потому что так я могу проявить солидарность по отношению к ученикам. Ведь сейчас выпускники сдают по несколько экзаменов. Это действительно очень непросто как с эмоциональной, так и с интеллектуальной точки зрения. Конечно, они готовились несколько лет, а у нас достаточно ограниченные временные рамки. Но это вызов, который я готов принять, чтобы показать знания и эрудицию не только в своём предмете, но и в других областях.
Я для себя выбрал французский, русский, английский, подумываю об обществознании и биологии. Тяжелее всего сдать, наверное, именно биологию. Там материал более сложный. Очень хочется набрать 100 баллов по своему предмету, но мы все люди и можем ошибаться. Учителя тоже волнуются. Понятно, что за это никто ругать не будет, но хочется показать и для себя результат хороший, и школу не подвести.
Никаких поблажек для нас не будет. Всё будет организовано как на настоящем экзамене, под камерами
Когда ты сдаёшь экзамен, ты влезаешь в шкуру ученика. Наверное, где-то переосмысливаешь свой подход. Я думаю, это будет на пользу всему образовательному процессу. Мы же ребят со своей стороны готовим, как-то помогаем. Сдача ЕГЭ позволяет лучше понять, как они внутри себя всё это переживают.
Я уже посмотрел на сайте демоверсии экзаменов, какие варианты заданий бывают и их формат. Возьму пособия, которыми пользуются сами ученики для подготовки. Наверное, какой-то материал придётся освежить, почитать. Большинство экзаменов у меня в августе.
Кому-то может показаться чрезмерным, что учитель сдаёт ЕГЭ не только по своим предметам. Но преподаватель сегодня уже не может быть только узкопрофильным экспертом. Учителя все чаще выходят за рамки своего предмета. Например, я могу преподавать на французском или английском историю и географию.
Владимир Константинович, заместитель директора
По диплому я учитель истории и обществознания, но в последние годы работаю заместителем директора. Я принял решение об участии в акции, потому что хочу, во-первых, проверить собственные силы и знания по предметам которые я преподавал и не только. Ведь сегодняшние выпускники сдают по три-пять экзаменов. Второе —это психологическая обстановка. Хочется почувствовать эту ситуацию — видеонаблюдение, процедура заполнения бланков — и одновременно показать, что не нужно бояться ЕГЭ.
Мой выбор — это история, обществознание, русский язык, математика, география. Я прошёл регистрацию на эти предметы на июль 2019. Сложности, на мой взгляд, могут быть с математикой и географией, потому что я давно ими не занимался. Конечно у меня есть определенные знания в этих областях, но есть темы, с которыми в повседневной жизни не сталкиваешься
Если педагог работает и готовит к экзаменам не один год, то он может сдать реально на хороший балл. Специально готовиться я не планирую, посмотрю спецификации и демоверсии работ, пройду два-три тренинга в формате ЕГЭ. Мне хочется проверить знания, которые есть у меня сейчас, что я помню, чем владею. Если у меня что-то не получится, то я не расстроюсь. Результат ЕГЭ поможет мне определить слабые стороны, это будет мотивом для дальнейшего самообразования.
Сегодня в Москве созданы все условия, что и учителя, и ученики могли пройти тренировочный ЕГЭ. На мой взгляд, любой учитель должен знать свой предмет и для него не должно быть сложным сдать экзамен, который выдерживают одиннадцатиклассники. Он должен постоянно проверять свои знания, потому что нельзя останавливаться в прошлом. Ведь кто-то закончил учебные заведения 10 лет назад, а кто-то — уже 25-30. И для самого себя нужно пройти независимую диагностику, чтобы ответить на вопрос «А что ты сам –то можешь?».
3 главных предмета, которые нужно сдавать при поступлении на учителя начальных классов
Людей, желающих связать свою жизнь с обучением детей, которые только что вышли из дошкольного возраста интересует, с чего начать свой путь к этой профессии. В современном мире учителя начальных классов достаточно востребованы. Это определяет то, что в некоторых ВУЗах на очное отделение данной специальности большой конкурс при поступлении. В каждом отдельном университете, могут быть установлены свои проходные баллы.
Какие предметы нужны для поступления на учителя начальных классов
Прежде чем подавать документы в институты, нужно понимать, что сначала требуется иметь аттестат о полном среднем образовании. Чтобы его получить, нужно иметь успешно сданные математику и русский язык. Без этих предметов невозможно поступить ни в один университет по результатам ЕГЭ.
Как правило, для того, чтобы стать учителем начальным классов, после 11 класса нужно сдавать: русский язык, математику и обществознание. К примеру, в 2018 году в РГПУ им. Герцена проходной балл на платное и бюджетное отделение равнялся — 139 и 236 баллам соответственно.
В некоторых университетах (пример СевГУ), вместо математики требуют биологию. Но это совсем не значит, что математику сдавать не требуется. Нужно помнить про то, что этот предмет влияет на получение аттестата. Проходной балл в СевГУ на очное отделение равнялся 169 баллам.
Но как быть тем, кто в своё время не сдавал ЕГЭ? На самом деле, всё очень просто. Нужно сходить в районный отдел образования и узнать там информацию, как решается вопрос в нужном для сдачи регионе.
Заявление на сдачу ЕГЭ заполняется на бланке установленного образца
Как правило там подсказывают, как и где писать заявление на сдачу. Но нужно помнить, что приёмная комиссия в университетах начинает свою рабочую деятельность в летний период.
Поэтому написать заявление и сдать нужные для поступления предметы нужно в установленные сроки. Сдача экзаменов, как правило начинается весной. Основной период сдачи — май, июнь.
Особенности поступления в некоторые учебные заведения по профессии педагог
На учителя начальных классов можно выучиться как в педагогическом училище, так и в высшем учебном заведении. Так в чём же разница и какие особенности поступления?
Разница в том, что после окончания колледжа или училища у выпускника будет диплом о среднем специальном образовании, в отличие от ВУЗа. После 9-го класса, чаще всего, учитывается средний балл аттестата о неполном среднем образовании. И напротив, после 11-го класса, нужно сдавать список необходимых предметов для того или иного учебного заведения.
Проходные баллы можно уточнить на стенде приемной комиссии или на сайте учебного заведения
Для поступления на это направление, чаще всего, ВУЗы требуют успешно сданные математику, русский язык и обществознание. В качестве примера можно привести некоторые ВУЗы и их проходные баллы в прошлом:
- УлГПУ (в прошлом проходной балл на заочное отделение 156 );
- ЯГПУ имени Ушинского ( в прошлом проходной балл на очное отделение 211);
- ЮФУ ( в прошлом проходной балл на очное отделение равнялся 196 баллам).
В некоторых ВУЗах сдача ЕГЭ совсем не обязательна. В каких случаях это работает? Например, если у абитуриента уже имеется диплом о первом высшем образовании, он может сдать необходимые вступительные испытания прямо в университете в назначенные для сдачи дни.
Стоит ли беспокоиться о дополнительных испытаниях
Как правило, большинство ВУЗов не назначают дополнительных испытаний на данное направление подготовки. Однако, некоторые колледжи и училища практикуют собеседования с будущими студентами.
На этих собеседованиях будущий учитель начальных классов может проявить своё желание учиться именно на этом направлении. Представителями учебного заведения могут быть заданы вопросы, касающиеся данной профессии. Поэтому к собеседованию нужно как следует подготовиться, читая специальную литературу и справочники.
Что может положительно повлиять на поступление
Поступление — это, в большинстве своём, нервный и долгий процесс. В некоторых учебных заведениях сыграть роль может каждый лишний балл. И тогда абитуриенты задаются вопросом, а могут ли личные достижения сыграть позитивную роль при поступлении? — Ответ: да!
Средний балл аттестата может повлиять на поступление в колледжи, училища или техникумы на базе 9-ти классов. Кроме того, некоторые ВУЗы устанавливают баллы, которые добавляются абитуриенты за индивидуальные достижения (аттестат, с отличными отметками; победа в соревнованиях и т.д…)
Приемная комиссия: когда начинает и заканчивает свою работу
Когда с будущей профессией уже всё понятно, а экзамены сданы, начинается следующий этап: подача документов в институты. Приёмная комиссия начинает работать летом, ближе к концу июня (в 20-х его числах) начинается приём документов.
Если же у абитуриента назначены вступительные испытания, то ориентироваться нужно примерно на начало июля. Именно тогда большинство ВУЗов проводят их.
Сроки приема каждый ВУЗ устанавливает самостоятельно
Подробную информацию о них должны предоставить представители конкретного университета. В конце июля — начале августа, обычно уже известно, поступил абитуриент или нет.