Igro-zon.ru

Работа и жизнь
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учитель предметник это

Профессия учитель

Ум — это не сосуд, который нужно заполнить, но факел, который нужно зажечь.
Плутарх

Приближается 1 сентября, и самое время поговорить о профессии учителя. В этой статье мы обсудим цели и ценности профессии, плюсы и минусы, где работать и где учиться. И каким должен быть современный учитель, если «дети уже не те»?

Описание профессии учителя

Можно сказать, что профессия учителя зародилась вместе с человечеством. С момента разделения труда, когда появились первые виды профессиональной деятельности, появилась и потребность передавать знания и навыки от одного поколения к другому. Охотник учил нового охотника, а повар — нового повара. С возникновением первых цивилизаций — в Египте, Междуречье, Индии, Китае — появилась потребность в грамотных людях, ведь товары и армию надо пересчитывать, а законы записывать и трактовать. В общем, без учителей и школ, которые воспитывают квалифицированные кадры, невозможно существование государства, поэтому профессия учителя одна из самых востребованных и такой останется.

К профессии учителя (и педагога в целом) во все времена относятся уважительно и с благодарностью. Учитель — это один из главных образцов, на которые ориентируется ребенок в период взросления. Поэтому, кроме вполне понятной задачи — научить, передать знания по предмету, в задачи учителя входит и передача ценностей, то есть, формирование разносторонне развитой и гармоничной личности. А это, знаете ли, уже серьезно и ответственно.

Плюсы и минусы профессии

Уже во время учебы в школе человек может оценить плюсы и минусы профессии.

Плюсы

+ Общение с людьми
+ Возможность научить человека хорошему и интересному, повлиять на его будущее, вырастить гения
+ Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым
+ Длинный отпуск
+ Благодарность выпускников Минусы

Бывают «трудные» и конфликтные дети
Бывают «трудные» родители
Не всегда достойная оплата труда
Большая ответственность за жизнь и здоровье детей
Много работы по составлению планов и отчетов
Давление руководства, родителей и самих учащихся

Минусов получилось больше, но педагогика по праву считается не профессией, а призванием. Поэтому для человека, осознанно выбирающего преподавание, плюсы обязательно перевесят минусы.

Какими качествами должен обладать учитель

Современный учитель вынужден конкурировать за внимание детей с многочисленными источниками информации. Телевидение, социальные сети, смартфоны и планшеты с играми — всё это мешает учащемуся осваивать школьные предметы. Что может противопоставить миру развлечений школьный учитель?

Какими качествами важно обладать педагогу:

Любить предмет и не останавливаться в собственном обучении (любознательность)
Слышать и уважать мнение ученика (эмоциональный интеллект)
Уметь справляться со стрессом (терпеливость и стрессоустойчивость)
Быть гибким и творчески походить к учебному процессу
Быть уверенным, организованным и дружелюбным
Уметь мотивировать
Опрятность во всем, в том числе внешнем виде

Где учиться на учителя

Важно, что преподавать в школах сегодня разрешено только тем, у кого есть педагогическое образование — направление подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» — или образование в области, связанной с преподаваемым предметом, то есть, в дипломе указано слово «преподаватель». Поэтому, если вы дизайнер и хотите преподавать в школе ИЗО, то вам потребуется пройти дополнительное обучение и получить сертификат при одном из вузов.

Образовательная траектория к профессии учителя может проходить через колледж или через вуз. А возможно, через колледж и потом вуз.

1. Колледж
Чтобы стать преподавателем в начальных классах (специальность 44.02.02), достаточно среднего профессионального образования. В каждом среднем и крупном городе России есть педагогические колледжи, где можно получить образование преподавателя начальных классов.
Например, в Москве это:
• Педагогический колледж №10
• ГАОУ ВО МГПУ Педагогический колледж №9 «Арбат»
• Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского
• Педагогический колледж «Медведково»
• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака

2. Педагогический вуз
В вузах готовят преподавателей как начальных, так и старших классов. В вузе можно выбрать одну из специальностей:
44.03.01 Педагогическое образование
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
44.05.01 Педагогика девиантного поведения

Московские вузы, которые специализируются на подготовке педагогов:
• МГОУ — Московский государственный областной университет
• МГППУ — Московский городской психолого-педагогический университет
• МГПУ — Московский городской педагогический университет
• МПСУ — Московский психолого-социальный университет
• МПГУ — Московский педагогический государственный университет
• МГГЭУ — Московский государственный гуманитарно-экономический университет
• МГГУ Шолохова — Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

3. Профильный вуз
Профессию учителя можно совместить с исследовательской работой. Если вы хотите иметь возможность преподавать не только в школе, но и в вузе, плюс заниматься наукой, то лучше поступить в профильный вуз. Преподавателем биологии или истории, иностранного языка или математики может стать исследователь в этой предметной области. Например, у выпускников НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МИСИС в дипломе указано, что они имеют право преподавать свой предмет.

Более подробную информацию о вузах и предметах, которые нужно сдавать, чтобы стать учителем-предметником, вы узнаете в разделе «Профессии»:
✔ Профессия педагог (в гуманитарных науках)
✔ Профессия педагог (в физико-математических науках)

Где работать учителю

✔ Муниципальные и частные школы
✔ Индивидуальная работа (репетиторство)
✔ Компании, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров
✔ Детские сады
✔ Учреждения дополнительного образования

Сколько получают учителя

Зарплата учителя складывается из нескольких частей: оклад, доплата за учебную нагрузку, категорию, стаж, классное руководство и проверку тетрадей. Зарплаты учителей государственных школ в Москве сильно отличаются от зарплат в регионах. На повышающий коэффициент имеют право преподаватели языков и молодые специалисты.

Диапазон зарплат:
✔ от 30 000 до 150 000 рублей (в частных школах)

Карьерные возможности

Может показаться, что карьерные возможности школьного педагога не такие широкие, как у сотрудника корпорации Google или Газпром. Но вертикальная карьера доступна и учителям. Если начинать с позиции учителя, то затем можно стать заместителем директора по определенному направлению, завучем по учебной работе, а затем дорасти до директора школы. Директора школ могут стать руководителями муниципального, регионального органа управления образованием, работником Минобрнауки, Министром образования региона и даже Министром образования РФ.

Если выйти за рамки школы, то учитель может заняться предпринимательством: открыть частную школу или образовательный центр, где будут оказывать услуги дополнительного образования, — учить языкам, робототехнике, 3D-моделированию и т.д.

Перспективы профессии

Востребованность и значимость профессии учителя никогда не снизится. Работа учителя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам. Тем не менее, стоит помнить, что высокооплачиваемый и востребованный — это не одно и то же.

Как приблизиться к профессии учителя

Хотите начать свой путь к профессии учителя? У вас много возможностей развиваться уже сейчас:
Прочтите знаковые для учителя книги: Я. Корчак «Как любить ребенка», А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». И продолжайте расширять свою педагогическую библиотеку.
Углубленно изучайте тот предмет, который вы хотите преподавать.
Подпишитесь на аккаунты педагогов в социальных сетях. Например, в Instagram: @sinie_zanaveski, @michaelbonner_, @thehungryteacher8th, @vikulova_ao
Посетите дни открытых дверей педагогических вузов: МГПУ, МГППУ, МПГУ и др.
Предложите помощь преподавателям младших классов во время уроков, проявляйте активность на дне самоуправления, попробуйте репетиторство для детей знакомых.

Профессия педагога и учителя уникальна тем, что ее можно попробовать, пока учишься в школе. Но прежде, чем идти в педагогику, постарайтесь взвесить все «за» и «против» других специальностей, потому что переход из любой специальности в педагогику проще, чем из педагогической специальности — в другую. Иначе говоря, учителем при желании вы можете стать в любой момент, а, например, инженером-конструктором после преподавания физики в школе стать гораздо труднее.

Если вы хотите менять жизнь школьников к лучшему и продолжить дело таких известных людей, как Альберт Эйнштейн, Ноам Хомский, Герберт Уэлс, Вильгельм Гумбольт и Мария Монтессори, то выбирайте профессию учителя.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

О будущем педагогов-предметников: «Это разумные мысли, Серёга!»

В век интернета можно найти любую информацию в два клика. Может, тогда стоит в педвузах учить просто на учителя, а предметную область оставлять на самостоятельное изучение? Наш блогер Константин Павлюц объяснил, почему так делать не надо.

Однажды два философствующих педагога, Серёга и Костян, встретились в пельменной «Усы» и повели следующий увлекательный диалог о проблемах современного образования.

Костян: Как ты думаешь, Серёга, следует ли отказаться от подготовки педагогов-предметников в условиях современного образования?

Серёга: Да, Костян, думаю, что следует отказаться, и вот почему. Подготовка педагогов-предметников строится на базе освоения фактического знания в определённой предметной области, но сумма такого знания в современных условиях доступна всем благодаря наличию интернета. Так, большей ценностью в современных условиях являются логические умения поиска, отбора и анализа информации, нежели наличие суммы знаний в определённой предметной области. Преимуществом обладает не тот, кто больше знает, а кто умеет быстрее получить доступ к информации и проверить её истинность и надёжность.

Костян: Это разумные мысли, Серёга! Но разве будущие педагоги осваивают только фактическое знание по определённым предметам? Разве не осваивают они и многочисленные умения, в том числе и указанные тобой логические, связанные с обучением и воспитанием школьников?

Серёга: Да, следует признать, что педагоги осваивают не только сумму фактических знаний.

Костян: А следует ли полагать, что владение суммой знаний в современных условиях имеет меньшую ценность, чем владение логическими умениями и навыками? Разве логические умения и навыки не получают своего развития одновременно с наличием определённой суммы знаний у человека?

Серёга: Да, они вряд ли отделимы друг от друга.

Костян: Разве проверка истинности и надёжности информации не предполагает сформированного объёма знаний, по отношению к которому и производится данная операция?

Серёга: Видимо, предполагает.

Костян: Тогда позволь мне доказать иную мысль. Я полагаю, что не следует отказываться от подготовки педагогов-предметников в условиях современного образования, и вот почему. Ни одно логическое или познавательное умение невозможно сформировать вне обширной фактической базы знаний, дающей основания для проведения многообразных логических операций, а сумма знаний в современном мире настолько объёмна, что требует необходимой специализации. Так, поиск, отбор и анализ информации по истории требует отдельного систематического освоения, которое будет отличаться по своему объёму и содержанию от информации по физике, что ведёт к необходимой специализации как в науке, так и в подготовке педагогов по соответствующим учебным предметам.

Серёга: Это также звучит вполне разумно, Костян! Но не следует ли фундаментальное освоение фактических знаний формировать в рамках высшего образования, а внутри среднего образования сосредоточиться на преимущественном освоении логических операций?

Костян: А что ты полагаешь под фундаментальным освоением? Формирование основ фактических знаний?

Серёга: Полагаю, да.

Костян: Тогда основы как раз и следует постигать в рамках среднего образования, одновременно с логическими умениями и навыками, а в высшей школе следует расширять и углублять имеющийся объём знаний. Ответь теперь на вопрос: следует ли сохранить подготовку педагогов-предметников?

Серёга: Пожалуй, всё-таки стоит, хотя вопрос о содержании и формах подготовки современных педагогов необходимо ставить отдельно.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Учитель-предметник в позиции тьютора

Часто о тьюторстве задают вопросы учителя -предметники, педагоги дополнительного образования, которые ведут какой-либо курс, реализуют образовательную программу: «у нас нет тьютора в школе, но индивидуализацию планируем организовать, как поступить?». Не обязательно каждому получать ещё один диплом, чтобы стать тьютором (но на всякий случай здесь я описываю особенности тьюторской подготовки), а как вариант профессионального развития можно рассмотреть возможность формирования тьюторской компетентности у педагога-предметника.

Предметное тьюторство

В этой статье я опишу одну из моделей тьюторского сопровождения, так называемое «предметное тьюторство», которое не предполагает перехода в должность тьютора, но может быть взято на вооружение многими образовательными организациями и учителями-предметниками, для которых важен предметный результат (математика, рисование,физкультура…да всё что угодно), в рамках которого, в свою очередь, можно осуществить индивидуализацию.

Итак, специфика работы такого тьютора (педагога, учителя с тьюторской компетентностью) состоит в том, что он работает на предметном материале, имея дело с определённой научной областью. Чтобы разобраться, как организовать тьюторское сопровождение внутри предмета, давайте вспомним один из возможных алгоритмов тьюторской деятельности:

Этапы тьюторского сопровождения

1. Выявить и зафиксировать совместно с обучающимся его образовательные интересы (дефициты).

В данном случае этом могут быть интересы внутри предмета, на стыке вашего предмета с другими областями или, если дети постарше, то вполне можно говорить о тех дефицитах, которые ребёнок обнаруживает в рамках каких-то тем предмета. Для того, чтобы их обнаружить (важно, чтобы это ребёнок, а не вы это сделали), можно предложить опросник, образовательное событие, творческую деятельность — всё, что угодно, что может позволить школьнику задуматься о том, что ещё ему интересно в рамках вашего курса или же, какие из тем ему не очень понятны.

2. Определить с обучающимся перечень возможных образовательных ресурсов для его индивидуальной образовательной программы.

Вы, как представитель предметной области, наверняка очень хорошо ориентируетесь в различных образовательных ресурсах, позволяющих её осваивать (приложения, другие программы, учебники, справочники, видео-материалы и т.д.). И если на уроке вы скорее всего предлагаете для всех один и тот же учебник, то организуя тьюторское сопровождение, вы точно выходите за рамки своей программы, предлагая альтернативные источники. Поэтому создавать ресурсную карту вы можете с учениками, ориентируясь именно на различные (порой, самые неожиданные) ресурсы, обеспечивающие изучение вашего предмета. Об одном из вариантов использования картирования в тьюторской практике я писала здесь.
3. Организовать пространство для выбора обучающимся необходимых ресурсов, сроков и порядка их использования.

Здесь идёт речь о выборе из предложенных ресурсов тех, которые будет использовать конкретный ребёнок, имеющий определённые особенности восприятия, интересы, личностные характеристики. Здесь как раз-таки и начинается планирование определённых действий в рамках индивидуального образовательного маршрута в предмете. Кстати, стоит отметить, что самоопределение учащегося происходит не только по отношению к тем или иным образовательным ресурсам (какую книгу почитать, в каком конкурсе принять участие, что активно обсуждается с тьютором), но и относительно различных видов деятельности (я буду исследовать, проектировать или творить?), форм контроля, видов продукта, форм работы (» с кем и как я буду осваивать эту тему: один, с соседом по парте, в группе?»). Помните, про один из важнейших принципов тьюторского сопровождения — вариативность.

4. Осуществить сопровождение обучающегося при реализации запланированных действий.

Как и в других форматах тьюторского сопровождения, на этом этапе учителям рекомендуется отойти от учащегося и максимально обращаться к нему исходя из поступающих запросов ребёнка, где-то корректируя маршрут, где-то рефлексируя движение, ориентируя ещё на какие-либо ресурсы.

5. Организовать с обучающимся обсуждение процесса, результата и перспектив его индивидуальной образовательной программы.

Завершающий этап — я бы порекомендовала подумать, в рамках какой площадки, предметного события школьник может презентовать своё образовательное движение. И, кстати, неотъемлемой частью образовательного движения должен стать какой-то продукт…будь то проект, презентация. Главное, чтобы была некоторая площадка с обратной связью и свидетелями.

Самое главное для педагога с тьюторской компетентностью

Иными словами, если обобщить этот алгоритм, то главная задача учителя, педагога с тьюторской компетентностью — ухватить предметный интерес учащегося, дать возможность реализовать некоторую пробу в данной предметной области (творческая работа, олимпиада, проект, исследовательская работа и т.п.), а также организовать обратную связь, которая позволит учащемуся осознать свой индивидуальный путь (дать при этом, возможно, некоторое экспертное заключение по поводу предмета). Именно в этом варианте тьюторства важно говорить про личные смыслы в данном предмете («а зачем тебе ИЗО (в контексте всего твоего образования)?», «какой результат ты хотел бы получить, изучая физику?» и т.п.), про свой маршрут освоения (отличный от предложенного учителя), про свои результаты, которые может обозначать ребёнок (не смотря на то, что учителя есть единый для всего класса результат,а вдруг есть такой ребёнок, который в рамках вашего предмета желает претендовать на результат другого масштаба).

Здесь тьютор также работает с индивидуальной образовательной программой или индивидуальным учебным планом, но в рамках своего предмета. Алгоритм сопровождения может быть использован иной, видоизменён, но ключевым остаётся принцип индивидуализации.

Кстати, не забывайте подписываться на мою группу Вконтакте, в ней три раза в неделю выходят посты о моей тьюторской практике.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Специальность учитель дефектолог
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector