Igro-zon.ru

Работа и жизнь
18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учитель общего развития

Каким должен быть современный учитель?

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 02.11.2018

Статья просмотрена: 6383 раза

Библиографическое описание:

Шумская О. А., Придворева И. Г. Каким должен быть современный учитель? [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 43-45. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14619/ (дата обращения: 23.03.2020).

Статья посвящена вопросам современного учителя и ученика. Проанализированы понятия учитель и ученик. Особое внимание уделяется характеристикам присущим учителю и ученику на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: учитель, ученик, обучение, качества, ребенок, воспитание.

Образование является неотъемлемой частью любого общества. Общество не может динамично развиваться, не преобразуя образовательную систему. Образованные и грамотные люди — это основная движущая сила развития человечества в ХХI веке. Образование в современном мире — это важнейшее условие роста социального и экономического благосостояния, ресурс устойчивого развития страны. [1] Д. Хиббен говорил о том, что образование — это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях. Окружающий мир меняется с огромной скоростью, и соответственно способы обучения должны измениться. Процесс обучения должен быть диалогическим, поисковым, проектным.

Мы живем в быстро меняющемся мире, внедряются новые технологии, увеличивается объем знаний. Постепенно уходит в прошлое традиционная школа — школа объяснения знаний, всё активнее набирает силу школа нового исторического типа — школа развития. Школе необходим учитель, имеющий творческие идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, способный использовать инновационные педагогические технологии.

Учитель — профессия, востребованная во все времена. Это тот вид деятельности, который обсуждается и оценивается всеми. Каждый был в свое время учеником, почти все побывали родителями, многие испытали себя в роли педагога. Поэтому тема качеств современного учителя всегда интересна. А взаимоотношения учителя и ученика — это насущная тема для обсуждения на протяжении многих веков. [2]

Проанализировав методическую литературу, удалось выяснить, что учитель — это специалист в области образования, преподаватель. В свою очередь ученик — это учащийся в различных учебных заведениях; лицо, пользующееся уроками и наставлениями другого в какой-либо области знаний.

Современный учитель — это, прежде всего, умелый учитель. Он отлично справляется с главным заданием своей профессии. Это человек, которому дано обучать других. Хороший учитель дарит детям удивительное качество — способность познавать мир и развиваться. Он учит воспринимать, обрабатывать и самостоятельно применять информацию.

Добиться этого может лишь тот педагог, который обладает такими характеристиками:

– любит детей и проявляет к ним интерес;

– знает психологию школьников разных возрастов;

– ценит неповторимость личности ребенка;

– умеет наблюдать за поведением детей и делать выводы;

– может оценить интеллектуальный потенциал и построить стратегию индивидуального развития ребенка;

– легко общается с детьми, добивается их любви и уважения;

– успешно руководит детским коллективом;

– глубоко знает свой предмет;

– готов к инновациям и стремится развиваться.

Важно помнить, что существуют и этические нюансы в профессии педагога. Права учителей обеспечивают возможность знакомиться с некоторыми документами учеников и их родителей. Это позволяет педагогу лучше организовать работу с подопечными. Но учителю запрещено разглашать конфиденциальную информацию о детях и их семьях.

Каким должен быть современный учитель?

19.1% (476)

11.9% (295)

9.7% (241)

6.6% (163)

13.8% (344)

17.8% (443)

11.8% (293)

9.3% (231)

Исходя из опроса, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития общества учителя хотят видеть 19,1 % — компетентным, 17,8 % — увлеченным, 13,8 % — порядочным.

Современный ученик: какой он? Интеллектуально одаренный, с богатым внутренним миром или креативный? Это духовная личность, интеллектуально развитая, креативно одаренная, которая помнит историю своей Родины, полна стремлений и желаний жить и творить. Но, к сожалению, увы, это не всегда так. И год от года тех, кто ничего не хочет, тот кто учёбу ставит на последнее место, добрые человеческие чувства и отношения не ценит, становится всё больше.

Вот 9 важнейших особенностей, присущих современным ученикам:

– легкое восприятие информации;

– высокий интеллектуальный потенциал и разнообразие его проявлений;

– умение быстро осваивать технические приспособления, электронные новинки;

– слабая ориентация в проблемах реального мира;

– невысокий уровень двигательной активности;

– низкий уровень социальной и коммуникативной компетентности;

– снижение учебной мотивации.

Такие разные характеристики современных детей создают особые предпосылки для учительского творчества. Изучая новые подходы и сохраняя педагогические находки прошлых лет, настоящий профессионал строит свою систему обучения. Учитель должен быть интересен каждому ребенку. Поэтому современный педагог просто обязан быть гибким. [3]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития общества современному ученику нужен современный учитель, потому что сейчас ученики быстрые, ловкие, креативные, компетентные.

Бытует мнение, что труд учителя — неблагодарный труд. И только тот, кто посвятил жизнь педагогической деятельности, может опровергнуть это суждение. «Сердце отдаю детям»- так назвал одну из своих книг В. А. Сухомлинский, поработавший в школе более трех десятков лет. Эта прекрасная метафора выражает суть педагогической деятельности, если она становится призванием.

Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил русский педагог К. Д. Ушинский (1823–1956): «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознает, что его дело, скромное по наружности — одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения».

  1. Арутюнова, Ю. П. Современные образы в школе / Ю. П. Арутюнова. — М.: Эксмо, 2015. — 496 c
  2. Гордеева, М. Т. Педагогика: Учебное пособие / М. Т. Гордеева. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 447 c.
  3. Кандобарова, Э. Б. Общая педагогика: Учебное пособие / Э. Б. Кандобарова. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2012. — 208 c.
Читать еще:  Учитель в общеобразовательную школу

Каким должен быть современный учитель?

Каждый учитель не только выполняет свою работу, а формирует личность. Вкладывает в людей частичку своей души и мастерства. Если говорить о художнике, то он с помощью кисти и красок рисует и передает свой талант. Если взять композитора, то он через музыку доносит до нас свое понимание красоты мелодии. Так каким должен быть учитель?

  • А учитель учит людей понимать свое отношение к миру на собственном примере. Передает свой опыт и навык понимания. Поэтому учителю очень важно знать психологию, грамоту и все время совершенствоваться.
  • В наше время, учитель сам много учится, проводит мастер классы, тренинги, открытые уроки.
  • Учитель должен быть талантливым, умным, внимательным, иметь индивидуальный подход к каждому. В основе коммуникабельности учителя на первом месте всегда лежит позиция как лучше и легче усвоить новый материал.
  • Стремление помочь в освоение новых знаний. Учитель должен приносить с собой на занятие интерес и радость в общении. Учитель нашего времени, должен много уметь и идти немного впереди всех, ведя за собой людей, предлагая, ученикам новые методы познания.
  • Учитель обязан быть требовательным и справедливым. И, конечно же, быть профессионалом. Но самое главное в профессии учителя – быть хорошим человеком. Видеть самые лучшие стороны качества души человека.
    Учитель не только передает свои знания, а учит людей мыслить. Быть учителем – это огромное искусство, труд не менее важный, но более трудный и ответственный.
  • В связи с переменами и изменениями в мире, меняется и жизнь ученика и учителя. Учитель должен уметь привить компетентность, любознательность и творческий интерес.
  • Современный учитель должен не просто передавать знания, а дать возможность осмысленно рассуждать, отстаивать, уважать точку зрения других людей, реализуя знания, полученные на занятиях. Учитель обязан с пониманием относиться к рассуждениям и точкам зрения учеников. Ему не должно быть смешно или глупо то, о чем они говорят, все должно гармонично складываться, понимание, уважение, идеи.
  • Учитель, приходя в класс, должен демонстрировать свое хорошее настроение. Настоящий учитель ведет за собой так, чтобы ученики стали его соавторами.
  • Мудрый учитель, обращаясь к народным источникам, облагораживает душу, учит ценить прошлое и будущее.
  • В развитии общества роль учителя самая важная. Настоящий учитель должен быть целомудренным и взаимно понимающим, но в то же время строгим – это дисциплинирует.
  • А также, учитель не только учит, он еще и сам многому учиться у учеников.

Учитель- это душа человечества. Учитель мастерит души, и умы, будущих взрослых личностей, вкладывает все свои силы в развитие молодого поколения и для этого мало быть талантливым и умным. Нужно быть мастером, иметь подход к каждому, понимать психологию людей. Чтобы знать, как лучше донести знания, в какой форме.

И для этого мало только таланта, нужно любить людей, любить познавать что-то новое для себя и коммуникабельно, излагать материал в массы.

Таким образом, учитель должен быть эрудированным и образованным, начитанным, доброжелательным, цивилизованным, понимающим людей.

Когда ученик превосходит учителя, учитель испытывает огромное счастье и гордость за свой труд. Ведь многое зависит и от ученика, если есть желание в познания, то и учение будет в радость.

Образцом и примером является сам учитель. Он является воплощением всех идей воспитания и познания мира и совершенства. А это значит, что цели можно достигнуть, если к ней идти, и пусть будет не совсем легко.

Трудности нужны, чтобы их преодолевать, так как они делают нас сильнее. Свет познаний ведет к совершенству, только это делает человека личностью и профессионалами своего дела.

Каким должен быть современный учитель?

Каждый учитель не только выполняет свою работу, а формирует личность. Вкладывает в людей частичку своей души и мастерства. Если говорить о художнике, то он с помощью кисти и красок рисует и передает свой талант. Если взять композитора, то он через музыку доносит до нас свое понимание красоты мелодии. Так каким должен быть учитель?

  • А учитель учит людей понимать свое отношение к миру на собственном примере. Передает свой опыт и навык понимания. Поэтому учителю очень важно знать психологию, грамоту и все время совершенствоваться.
  • В наше время, учитель сам много учится, проводит мастер классы, тренинги, открытые уроки.
  • Учитель должен быть талантливым, умным, внимательным, иметь индивидуальный подход к каждому. В основе коммуникабельности учителя на первом месте всегда лежит позиция как лучше и легче усвоить новый материал.
  • Стремление помочь в освоение новых знаний. Учитель должен приносить с собой на занятие интерес и радость в общении. Учитель нашего времени, должен много уметь и идти немного впереди всех, ведя за собой людей, предлагая, ученикам новые методы познания.
  • Учитель обязан быть требовательным и справедливым. И, конечно же, быть профессионалом. Но самое главное в профессии учителя – быть хорошим человеком. Видеть самые лучшие стороны качества души человека.
    Учитель не только передает свои знания, а учит людей мыслить. Быть учителем – это огромное искусство, труд не менее важный, но более трудный и ответственный.
  • В связи с переменами и изменениями в мире, меняется и жизнь ученика и учителя. Учитель должен уметь привить компетентность, любознательность и творческий интерес.
  • Современный учитель должен не просто передавать знания, а дать возможность осмысленно рассуждать, отстаивать, уважать точку зрения других людей, реализуя знания, полученные на занятиях. Учитель обязан с пониманием относиться к рассуждениям и точкам зрения учеников. Ему не должно быть смешно или глупо то, о чем они говорят, все должно гармонично складываться, понимание, уважение, идеи.
  • Учитель, приходя в класс, должен демонстрировать свое хорошее настроение. Настоящий учитель ведет за собой так, чтобы ученики стали его соавторами.
  • Мудрый учитель, обращаясь к народным источникам, облагораживает душу, учит ценить прошлое и будущее.
  • В развитии общества роль учителя самая важная. Настоящий учитель должен быть целомудренным и взаимно понимающим, но в то же время строгим – это дисциплинирует.
  • А также, учитель не только учит, он еще и сам многому учиться у учеников.
Читать еще:  Сильный учитель начальных классов

Учитель- это душа человечества. Учитель мастерит души, и умы, будущих взрослых личностей, вкладывает все свои силы в развитие молодого поколения и для этого мало быть талантливым и умным. Нужно быть мастером, иметь подход к каждому, понимать психологию людей. Чтобы знать, как лучше донести знания, в какой форме.

И для этого мало только таланта, нужно любить людей, любить познавать что-то новое для себя и коммуникабельно, излагать материал в массы.

Таким образом, учитель должен быть эрудированным и образованным, начитанным, доброжелательным, цивилизованным, понимающим людей.

Когда ученик превосходит учителя, учитель испытывает огромное счастье и гордость за свой труд. Ведь многое зависит и от ученика, если есть желание в познания, то и учение будет в радость.

Образцом и примером является сам учитель. Он является воплощением всех идей воспитания и познания мира и совершенства. А это значит, что цели можно достигнуть, если к ней идти, и пусть будет не совсем легко.

Трудности нужны, чтобы их преодолевать, так как они делают нас сильнее. Свет познаний ведет к совершенству, только это делает человека личностью и профессионалами своего дела.

Какими качествами должен обладать учитель?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Учитель – важный человек в жизни каждого. В памяти у многих навсегда остаются те, кто сыграл особенно важную роль в жизни. Учитель ведь не только тот, кто обучил тому или иному предмету, но и тот, кто не оставил в трудную минуту, указал верный путь, помог принять верное решение. Так какими качествами должен обладать учитель, чтобы соответствовать своей профессии и требованиям времени?

Стандарт педагогического образа

Сколько бы ни спорили о том, каким должен быть идеальный учитель, или каким хотят его видеть дети, существует определенный стандарт, который прочно сформировался. К нему в идеале должен стремиться учитель, если любит свою работу и готов посвятить ей жизнь. Прежде всего, преподаватель – это в какой-то степени идеал, к которому нужно и хочется стремиться. То есть он должен обладать целым набором положительных качеств, о которых он не просто рассказывает детям, а каждый день демонстрирует своим поведением.

Поскольку это должен быть пример для подражания, то внешний облик учителя играет большую роль. Это, конечно же, опрятность в одежде, строгий стиль, аккуратность во всем, в том числе в поступках и словах. Профессия учителя предполагает не только доскональное знание своего предмета, но и широкий кругозор, умение ответить ребенку на любой вопрос, даже если он и не связан с непосредственной деятельностью.

Учитель – это тот человек, который должен уметь погасить конфликт, разрешить справедливо возникший спор и сделать это виртуозно, чтобы никого не обидеть, не ранить, не оставить тяжелый след в душе. А здесь уже нужно учитывать характеры детей, их эмоциональное состояние, физиологические особенности развития. Таким бы хотелось видеть учителя – умным, эрудированным, понимающим, настоящим другом для детей и помощником для родителей.

Кто-то и действительно обладает всеми этими качествами, а кому-то нужно стремиться к совершенству. Но делают это лишь те, кто по-настоящему любит свою профессию и работает по призванию.

Значимые свойства личности в профессии

Нигде так не важны личностные качества, как в профессии учителя. И это совершенно неслучайно. Ведь этот человек не просто дает знания по своему предмету, он активно участвует в формировании нравственных и духовных ценностей у детей, что может сыграть большую роль в дальнейшем. Есть качества, которые отличают учителя от представителей других профессий.

Любовь к детям

Это, пожалуй, самое основное качество, без которого в учебном заведении делать нечего. Далеко не все люди обладают этой способностью – искренне любить детей. Именно от хорошего отношения к детям зависят все остальные мотивы, побуждающие педагога к действию. Здесь и желание научить детей многому, оказать помощь в становлении личности, качественно организовать досуг, привлечь к интересным занятиям. Когда взрослый человек искренне относится к своим ученикам, они это чувствуют и, соответственно, отвечают тем же: стремятся порадовать своего учителя, хорошо себя ведут, усваивают материал. Так что от учителя зависит очень многое.

Стремление к совершенствованию

Педагог вызывает интерес у детей и желание подражать только в том случае, когда он демонстрирует свое желание постоянно совершенствоваться. В какой-то степени учитель постигает новые знания месте со своими воспитанниками. Они могут вместе увлечься каким-то новым делом. Все зависит от той области знаний, в которой работает педагог. Это могут быть совместные походы с попутным изучением флоры и фауны, интересные открытия.

Учитель не только готовит детей к конкурсам, олимпиадам и соревнованиям. Он и сам участвует в таких мероприятиях, тем самым демонстрируя ребятам желание постоянно развиваться, стремиться к достижению цели. Дети с такого учителя охотно берут пример.

Сам педагог, если он любит свой предмет и хочет заинтересовать ребят, обязательно изучает новую литературу, пополняя свои знания.

Правильная оценка своих возможностей

Педагог должен быть объективным по отношению, прежде всего, к самому себе. Директор школы всегда стремится сделать так, чтобы педагогический коллектив работал плодотворно. И речь идет не только об образовании и воспитании детей, но и об организации различных мероприятий, участий в профессиональных конкурсах, семинарах. Каждый педагог по мере своих сил вносит лепту в общую работу коллектива и, конечно, старается, чтобы его класс был на хорошем счету по оценкам, дисциплине, участию в общих делах.

Читать еще:  Учитель предметник это

И здесь главное – правильно оценить свои возможности. Учитель тоже должен чувствовать себя комфортно и успевать выполнять те обязанности, которые на него возложены. Но при этом нужно понимать, сколько сил и времени требуется для подготовки урока, мероприятия. Если педагог адекватно оценивает свои возможности, он справляется с работой, делает ее качественно.

Гуманизм

В любых ситуациях учитель должен проявлять гуманность, даже если это бывает сложно. В каждом ребенке учитель должен видеть личность и помогать ей реализоваться. Все дети разные, и обстоятельства в каждой семье свои. Но независимо от этого, учитель должен суметь втянуть ребенка в образовательный процесс, увлечь его, помочь адаптироваться в коллективе. А если есть явные проблемы со сверстниками, именно учитель должен пресечь все неприятные ситуации, не позволить довести ситуацию до критического состояния.

Хотя это порой и сложно претворить в жизнь с современными детьми, но настоящий профессионал своего дела должен уметь «достучаться» до каждого ребенка и при этом оставаться доброжелательным, терпеливым, мудрым.

Это настоящее мастерство, которое дано не каждому. Это определенный талант плюс опыт, который нарабатывается с годами.

Самые важные профессиональные качества

От педагога очень многое зависит в судьбе ребенка. Знания, заложенные учителем, позволяют хорошо усваивать материал, получать высокие оценки, сдавать успешно экзамены, поступать в будущем в престижные вузы, получать профессии и успешно реализовывать себя в жизни. Очень логичная цепочка может превратиться в кривую линию, если педагог был не тем, пошел не по призванию и не обладал крайне необходимыми профессиональными качествами. Следует их рассмотреть подробнее.

  • Очень важны психофизические характеристики, поскольку темперамент, состояние нервной системы играют огромную роль в процессе общения с детьми. Педагог должен быть открыт для общения, окружающего мира, видеть в каждом ребенке личность и уважать ее, но вместе с тем и самим быть яркой индивидуальностью, способной увлечь и повести за собой.
  • Не менее важный аспект в деятельности человека, работающего с детьми, уравновешенность. Трудности в данной работе неизбежны как в общении с детским коллективом, так и с коллегами и директором. В разных ситуациях нужно уметь проявлять гибкость, ни при каких обстоятельствах не идти на конфликт, сохранять выдержку и собственное достоинство.
  • Быстрота реакции, мобильность, готовность к получению новых знаний также находятся не на последнем месте. Педагог должен быть активным и энергичным, интересующимся многими аспектами жизни. В различных ситуациях он должен уметь реагировать быстро и принимать правильные решения.
  • Память и мышление должны быть на высшем уровне, поскольку это имеет прямое отношение к процессу обучения. Только при наличии этих качеств можно хорошо донести материал до детей и оказать помощь в его усвоении.
  • Речь – это отдельный момент, заслуживающий внимания. Педагог должен обладать грамотной правильной четкой и ясной речью. Это очень важная составляющая требований, которые предъявляются к этой профессии. Ведь зачастую с помощью выразительной и грамотной речи можно убедить человека во многом.
  • Существует и еще ряд качеств, без которых профессия педагога просто немыслима. К ним относятся готовность прийти на помощь в трудной ситуации, доброжелательное отношение, проявление терпения и выдержки в любых нестандартных ситуациях, высокая стрессоустойчивость вне зависимости от обстоятельств и, конечно, вера в лучшие человеческие качества, благоприятный исход любого начинания. Все это придает сил и уверенности ученикам, которые находятся рядом с таким учителем.
  • Дисциплинированность и ответственность – это тоже две составляющие, которые должны присутствовать в списке достоинств любого педагога. Он должен отдавать себе отчет в своих действиях и поступках, тем более если это имеет непосредственное отношение к детям и учебному процессу.

Характеристика «идеального педагога»

Подводя итог, можно сказать, что и ученикам, и родителям хотелось бы видеть в школе идеальных педагогов, хотя взгляды детей и родителей могут расходиться в некоторых моментах. Хорошего современного педагога отличает желание стремиться к самосовершенствованию, шагать в ногу со временем, открывать новые горизонты и вести за собой детей. Систему ценностей, которые дети, к сожалению, не всегда получают в семье, должен также выстроить педагог.

Безусловно, плюсом педагогу будет то, что он уделяет детям много времени и во внеурочное время, устраивает интересные мероприятия, ходит в походы, отправляется в путешествия, посещает кино, театры и другие культурные заведения. Детям должно нравиться осваивать тот или иной предмет и добиваться успехов, а здесь все зависит от педагога – насколько он сможет заинтересовать и увлечь. Хорошему учителю удается даже подтолкнуть ребенка к самостоятельному поиску какого-то материала. Если присутствует уважение к учителю, то и есть желание порадовать его, заслужить одобрение, получить высокую оценку, занять призовое место в конкурсе. Ведь о высокой квалификации учителя как раз говорят успехи его учеников.

Еще один аспект, важный для каждого ребенка, это возможность видеть в учителе не диктатора, а друга, умного старшего товарища, который не предаст. Ему можно доверить свои мысли и надеяться, что в трудную минуту он окажет помощь. Но речь идет, конечно же, о тех детях, которые заинтересованы в учебном процессе, комфортном существовании в коллективе.

Так называемые трудные подростки плохо идут на контакт, здесь педагогу требуется особый талант психолога и огромное терпение.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector