Igro-zon.ru

Работа и жизнь
65 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учитель методист это

Кто такой методист и чем он занимается?

Методист – это опытный специалист, который упрощает работу преподавателей вузов, учителей школ, воспитателей детских садов, руководителей кружков и спортивных секций, оказывая им профессиональную помощь в организации и проведении занятий.

Методист – это специалист сферы образования, задача которого состоит в разработке способов преподавания какого-либо предмета или организации воспитательного процесса.

Описание профессии

Итак, кто такой методист и чем он занимается. Основная задача такого специалиста – максимально эффективно организовать преподавательскую и культурно-просветительскую работу в образовательном учреждении. Обычно на эту должность назначают опытного практикующего учителя, который хорошо владеет спецификой изложения предмета и знает все подводные камни и сложности педагогической деятельности.

Работа методиста заключается в решении комплекса задач разного плана:

  • исследовательского – методист должен:
    • контролировать деятельность других педагогов, особенно в ходе реализации инновационных подходов к обучению;
    • анализировать причины возникающих затруднений;
    • оценивать эффективность образовательной программы и моделировать, если потребуется, новый подход к ее преподаванию;
  • экспертного – специалист проводит профессиональную оценку качества всего массива интеллектуального продукта, создаваемого в образовательном учреждении (программ, авторских курсов и т. д.). Методист помогает сформировать учебный план так, чтобы педагог смог четко и понятно донести материал учащимся.
  • управленческого – специалист составляет учебно-методические материалы, разрабатывает нормативные акты, стандарты и бланки документов; изучает действующее законодательство и консультирует сотрудников по вопросам образовательной деятельности. Нередко методисты входят в состав приемной комиссии и выдают студентам вузов и колледжей всевозможные справки.

Трудятся методисты в высших и средних специальных учебных заведениях, общеобразовательных школах, детских садах, городских и районных методкабинетах, институтах повышения квалификации учителей, развивающих центрах и домах культуры.

На каких специальностях лучше учиться

Конкретного направления подготовки методистов нет. Для того чтобы занять эту должность, необходимо иметь диплом педагогического института или университета, а также опыт успешной работы в сфере образования. Профиль обучения в вузах может быть самым разным, например, подойдут такие:

  • «Психология и социальная педагогика»;
  • «Психология образования»;
  • «Начальное образование (учитель младших классов)»;
  • «Дополнительное образование (воспитательная работа)»;
  • «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании».

Также работа методиста может выполняться опытными учителями-предметниками.

Для поступления в педагогический вуз от абитуриента требуются сведения о результатах ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию (третья дисциплина зависит от вуза, обычно это профилирующий предмет – химия, иностранный язык, география, биология и др.).

Лучшие вузы для обучения

В профессиональных кругах широко известны несколько столичных вузов:

  • Московский государственный психолого-педагогический университет. Выпускник этого вуза умеет решать различные проблемы, возникающие в учебных заведениях, он способен профессионально развиваться, чтобы соответствовать новым тенденциям в педагогике.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) – один из самых авторитетных вузов в стране. Здесь можно получить педагогическое и психолого-педагогическое образование по бакалаврским и магистерским программам.
  • Государственный гуманитарно-технологический университет (Московская область, г. Орехово-Зуево). Кроме учителей-предметников в вузе готовят специалистов по профилям «Психология и социальная педагогика» и «Психология образования».
  • Российский государственный гуманитарный университет (г. Москва) в Институте психологии им. Л. С. Выготского обучает специалистов по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение образования». Выпускники вуза после получения необходимой практики в школе или дошкольных учреждениях могут работать методистами разного уровня.
  • Московский городской педагогический университет предлагает максимально приближенную к профессии методиста специальность «проектирование образовательных систем».

Есть и региональные вузы, дающие хорошее образование, например:

  • Челябинский государственный университет (программа бакалавриата «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования». Специалисты, выходящие из стен этого вуза, могут оказывать поддержку не только ученикам, их родителям, но и другим учителям.
  • Сибирский федеральный университет (г. Красноярск). Студенты структурного подразделения вуза – Института педагогики, психологии и социологии – получают квалификацию, достаточную для того, чтобы работать методистами в школе и детском саду.
  • Мурманский арктический государственный университет (Психолого-педагогический институт, направление «Психология образования»).

Многие учителя начинают свою трудовую деятельность в школах и детсадах после окончания педколледжей, обучаясь тонкостям профессии в вузах на заочном отделении. В таком случае лучше поступать в ссуз, который входит в структуру классического или педагогического университета, чтобы позже получить шанс на льготное зачисление и обучение по сокращенной программе.

Обязанности на работе

Специфика служебных обязанностей методиста зависит от учреждения, в котором он работает:

  • Методист высшего учебного заведения – это специалист, который находится в постоянном контакте с преподавателями и студентами. Однако основная его работа – бумажная (составление информационных баз данных, учебных планов, обеспечение документооборота). Также в его функции входит организация всевозможных внеучебных мероприятий – КВНов, капустников, балов выпускников, посвящений в студенты.
  • Методист дополнительного образования. В его обязанности входит контроль процесса обучения, наличия необходимых технических средств и правильности заполнения соответствующей документации, а также разработка учебных программ и рабочих планов. Он помогает формировать группы, проверяет систематичность и качество уроков, отвечает за отчетность и подготовку статистических данных.
  • Психолог-методист работает с педагогами, проводя тренинги и семинары, индивидуально консультируя по проблеме профессионального выгорания и вопросам построения взаимоотношений с коллегами.

Кроме всех перечисленных функций методист выполняет еще целый ряд задач. Он помогает распределить нагрузку между преподавателями, разрабатывает материалы для повышения их профессионального уровня, способствует проведению воспитательной работы, в частности, с трудными детьми. Также он присутствует на открытых уроках, после чего проводит с учителем их разбор. Не остается в стороне методист и от родительских собраний, особенно общешкольных, различных внеучебных мероприятий (выставок, конкурсов, олимпиад).

Кому подходит

Эта профессия подходит опытным педагогам с высшим образованием, которые склонны к аналитической деятельности и работе с документами. Чтобы качественно выполнять свои обязанности, методист должен уметь:

  • разрабатывать новые или усовершенствовать существующие методики воспитания и обучения, образовательные программы, технические приемы;
  • ориентироваться в действующей нормативной базе;
  • пользоваться компьютером и мультимедийными средствами для применения разных информационных технологий в образовательном процессе;
  • анализировать полученные данные, сопоставлять сведения, дифференцировать их и сводить вместе в единый документ;
  • четко излагать свои разработки с учетом возможности реализации их на практике;
  • работать на достижение максимального эффекта от своих методик;
  • сочетать бумажную и творческую работу;
  • находить контакт с руководством учреждения и каждым педагогом в отдельности;
  • вести деловую переписку.

Специалист, которому доверяют должность методиста, должен обладают такими чертами, как:

  • ответственность и трудолюбие;
  • уверенность в себе и своих знаниях;
  • стрессоустойчивость.

Методист должен обладать непререкаемым авторитетом в учительском коллективе. Если у него нет достаточных знаний, творческого потенциала и педагогических навыков, то в учреждении он надолго не задержится, или же его будут подключать в основном к второстепенным мероприятиям. В общении с коллегами важно не скатываться на назидательный тон, методист должен не поучать педагогов, а учить их. Однако не следует забывать, что он отвечает за работу преподавателей, обязан ее контролировать и подправлять.

К плюсам профессии можно отнести:

  • возможность полностью реализовать свой творческий потенциал в образовательной сфере;
  • востребованность среди работодателей.

Минусы – это невысокая зарплата и сложности, связанные с отношениями внутри трудового коллектива.

Читать еще:  Целевое направление в педагогический вуз от школы

Сколько получают

Заработная плата педагогических работников обычно не поражает воображение. В среднем в России методист получает от 15 до 25 тысяч рублей в месяц. Самая высокая зарплата – в Москве (40 000 рублей) и в отдаленных регионах (Республика Саха, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). В Северной столице методисты в среднем зарабатывают 27 тысяч рублей.

В различных организациях платят по-разному. Например, в библиотеках зарплата редко превышает 15 тысяч рублей, в дошкольных заведениях можно рассчитывать на 25–35 тысяч рублей. Методисты учебных отделов и учреждений дополнительного образования могут получать до 30–35 тысяч рублей ежемесячно. Размер дохода зависит также от квалификации и стажа работы педагога.

Как построить карьеру

Методист, который обладает необходимыми деловыми и личными качествами, может стать директором школы или заместителем по учебно-методической/воспитательной работе, как вариант – перейти на свободное место в институт повышения квалификации учителей. Если специалист способен разрабатывать методики в других сферах, кроме образовательной, его могут пригласить в частную компанию для работы с персоналом.

Перспективы профессии

Система образования – одна из самых устойчивых структур, без которых общество не сможет обойтись. Чтобы она функционировала без сбоев, необходимы люди, постоянно контролирующие качество обучения и модернизирующие его. Поэтому в ближайшие десятилетия профессия методиста будет актуальной.

Статья На тему «Квалификация методиста и ее роль в профессиональной деятельности преподавателя»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Квалификация методиста и ее роль в профессиональной деятельности преподавателя

Багирова Эльнара Карамовна

«Красноярский юридический техникум»

Аннотация: Успешное развитие системы профессионального образования немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею. В данной статье были выделены основные группы функций методиста, определены их задачи и основные навыки, которыми должен обладать работник современной методической службы, а также рассмотрены влияние квалификации методиста на профессиональную деятельность преподавателя.

Ключевые слова: миссия методиста, функции методической службы, квалификация методиста.

Современный этап модернизации профессионального образования, связанный с оптимизацией и реструктуризацией учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», введением нового механизма аттестации педагогических работников, реализацией новых стандартов профессионального образования, предполагает обновление всех аспектов деятельности профессиональных образовательных организаций (ПОО) и, прежде всего, деятельности методических служб. Эффективное научно-методическое сопровождение инновационных процессов, создание среды, обеспечивающей непрерывное профессиональное образование и развитие педагогов, во многом зависят от уровня профессионализма методиста, его способности оперативно и грамотно решать поставленные задачи.

В квалификационной характеристике методиста (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержден приказом Минздрав-соцразвития России от 26.08.2010 № 761н] приводится перечень того, что должен знать и уметь методист. Профессиональная подготовка методистов в нашей стране не осуществляется, в действующих государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования нет специальности «методист», но есть должность с таким названием в ПОО, поэтому осваивать содержание и профессиональные средства деятельности методист вынужден через самообразование, общение с коллегами, курсы повышения квалификации.

Определение основных смыслов деятельности методиста в ПОО, содержания приоритетных направлений и оптимальных вариантов деятельности является, по мнению автора, очень важным условием для процесса его успешного профессионального становления.

Основные смыслы и содержание деятельности методиста определяются его миссией. Миссия методиста в ПОО — во-первых, быть посредником между наукой (педагогической, психологической, методической] и образовательной практикой, методисты «. являются своеобразными «переводчиками» науки практикам» 1 . Во-вторых, обеспечение условий для непрерывного профессионального образования и самообразования педагогов.

Таким образом, основное содержание профессиональной методической деятельности заключается в методическом обеспечении профессиональной деятельности педагога и образовательного процесса.

диапазон деятельности методиста достаточно широк, и формы и способы работы многообразны. Именно их разнообразие и позволяет методисту осуществлять свою миссию и выполнять функции:

Информационно-организаторская функция. Главная задача методиста в этой функции – подать информацию педагогам таким образом, чтобы она была воспринята ими, осмыслена, примерена и применена по назначению.

Организационно-педагогическая функция предполагает оказание методической помощи различным категориям педагогических работников. Спектр мероприятий, форм и средств достаточно богат и разнообразен, что позволяет методисту дифференцированно оказывать методическую поддержку педагогам.

Пропагандистская функция обеспечивает обобщение и диссимиляцию инновационного педагогического опыта; пропаганду современных педагогических технологий, пособий, Учебно-методических комплектов, пропаганду педагогических знаний через СМИ.

Диагностико-аналитическая функция одна из важнейших функций методиста. Она позволяет изучить кадровый потенциал учреждений, педагогов, выявить внутренние педагогические резервы для повышения качества образования, строить свою работу на диагностической основе.

Контрольно-диагностическая функция предполагает посещение и анализ практической работы педагогов, диагностику эффективности реализуемых педагогом программ и применяемых педагогических технологий, состояния образовательного процесса в учреждении.

Функция прогнозирования — без прогнозирования образовательного процесса в учреждениях невозможно выработать стратегию развития учреждений и системы образования в целом.

Инновационная функция — методист обеспечивает сопровождение экспериментальной работы в учреждениях; внедрение и реализацию развивающих программ и технологий, апробацию УМК.

Конструктивная функция. В функцию методиста входит и разработка учебно-методической документации, корректировка образовательных программ учреждений, выработка методических рекомендаций, пособий, положений. Все это охватывает конструктивная функция.

Координационная функция — методист обеспечивает координацию сетевого взаимодействия учреждений образования, сотрудничество образовательных учреждений с разными социальными институтами детства.

Стимулирующая функция — все вышеперечисленные функции, так как они так или иначе стимулируют деятельность педагогов, но необходимо помнить еще и о моральном и материальном стимулировании.

Все эти функции взаимосвязаны и взаимодополняющие. Выполнение всех перечисленных функций невозможно без высоких профессиональных качеств методиста. Как профессионал, методист сознательно выбирает цели, превращая работу в свободный самостоятельный творческий труд. Он не только должен усваивать нормы профессии, но и добиваться в ней достаточно высоких результатов, самоутверждаться, осознавать себя профессионалом, развивать в себе профессионализм. И стремиться к суперпрофессионализму, т.е. выйти за пределы профессии, творчески обогатить профессию своим личным вкладом. Именно этот уровень профессионализма методиста наиболее существенно влияет на прогресс системы образования в целом.

Методист — педагог, работающий над изучением, выработкой методов преподавания; специалист по методике какого-либо предмета.

Методист должен быть в курсе новинок, изучать их и наиболее удачные стремится внедрять в практику педагогов. Для методиста процесс познания никогда не завершается. Это учитель учителей и вечный студент в одном лице.

В современных условиях методист должен обладать следующими качествами:

аналитический склад ума;

развитый социальный интеллект;

широкий кругозор и общекультурная эрудиция;

высокий уровень развития абстрактно-логического мышления;

открытость новому, инициативность;

развитая грамотная речь;

большой лексический запас;

ораторские и организаторские способности;

развитые коммуникативные навыки, способность к концентрации внимания, высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно);

способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью и др.

Кроме профессионально личностных качеств современный методист должен иметь и обширный объем теоретических и прикладных знаний из следующих областей: общей педагогики, диагностики, теории воспитания, сравнительной педагогики, методологии и методики педагогического исследования, эксперимента; общей, педагогической, социальной психологии; социологии, методики социологических исследований; общей и педагогической инноватики.

Читать еще:  Гнобит учитель что делать

Все эти знания необходимо органично соединить в своем сознании с конкретными знаниями из области профессионального образования, о своем учреждении, особенностях и возможностях его коллектива, состоянии функционирования, перспективах и планах развития и т.д.

Представление о деятельности каждого преподавателя, мне, как методисту, позволяет, в свою очередь, осуществлять управление профессиональным развитием коллектива техникума в целом с учетом имеющихся достижений и выявленных проблем. Словом, главная моя задачей в техникуме – развивать успешное, отсеять случайное и способствовать преодолению противоречий.

Результат такого методического сопровождения – увеличение количества преподавателей в КГБПОУ «Красноярский юридический техникум», имеющих первую и высшую квалификационную категорию. Число публикаций статей в журналах, сборниках конференций значительно выросло. Педагогов, заинтересованных в участии в олимпиадах, конкурсах, конференциях стало больше, занявших призовые места тоже. Выросло желание подготовки студентов к различным мероприятиям и качество этой подготовки, а также представление своего опыта перед коллегами – выступление на заседаниях цикловых комиссий, объединений классных руководителей, педсовете, методическом объединении, форумах и конференциях различного уровня.

Система сопровождения педагога, не только в период прохождения им процедуры аттестации, помогает становлению индивидуальной системы педагогической деятельности, в которой каждый педагог овладевает умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе). А на основе этих данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты, формировать запрос к методической службе.

Методическое сопровождение помогает педагогу «мыслить — действовать — мыслить», что совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями, т.е. помогает нам добиться желаемого результата нашей методической деятельности.

Оно способствует созданию условий для постоянного совершенствования деятельности педагогических работников, приведению её в соответствие с современными достижениями науки и практики; развитию профессиональных педагогических компетенций, формированию у педагогов мотивации и готовности к профессиональному развитию.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598,

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «Консультант Плюс» // http://www.consultant.ru/

Василевская Е. В. Повышение профессионального уровня методиста — первое условие эффективного методического сопровождения инновационных процессов в системе образования // Методист. — 2016. — № 6. — С. 4 — 8.

Гуляева М. А. Организационно-педагогические условия формирования методической культуры педагога профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 1. — С. 60 — 65.

Максимченко Т. В. Развитие ключевых компетенций методиста в системе повышения квалификации: автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08. — М., 2010. — 25 с.

Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: методическое пособие / Т. А. Сергеева, Н. М. Уварова, С. Е. Назарова и др. — М.: ИРПО: ПрофОбрИздат, 2002. — С.17.

1 Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: методическое пособие / Т. А. Сергеева, Н. М. Уварова, С. Е. Назарова и др. — М.: ИРПО: ПрофОбрИздат, 2002. — С.17.

Методист — это кто? Образование, должностные обязанности и перспективы карьерного роста

Институты образования, будь то коммерческие или государственные, нуждаются в систематизировании процесса образовательной деятельности. За это отвечает отдельный сотрудник – методист. Это человек, от работы которого напрямую зависит качество обучения. Рассмотрим данную специальность более подробно в разных направлениях.

Кто такой методист?

Методист- это специалист, который выполняет ряд функций по организации педагогической и культурной деятельности. Методисты есть в каждой образовательной и воспитательной организации. Должность методиста не предполагает лишь одну теорию, работники не оставляют практику.

Обычно берут на эту должность педагогов со стажем работы не менее трёх лет. Поскольку человек, который знает работу изнутри, более полноценно понимает специфику этой деятельности.

Первейшая задача методиста — выработать план обучения таким образом, чтобы преподаватель мог ясно и грамотно преподнести информацию своим ученикам. Материал должен по смыслу подходить конкретной возрастной группе и максимально способствовать эффективности усвоения.

Образование методиста

При принятии на работу требуется наличие высшего педагогического образования. Но существуют возможность трудоустройства и со среднем специальным образованием по специальности «Педагогика». При этом кандидат должен отлично ориентироваться в делопроизводстве, знать принципы разработки методических материалов и иметь большой стаж преподавательства.

Из личных качеств приветствуется обязательность, грамотность, внимательность и усидчивость. От работы методиста зависит организация учебного процесса в целом, усвоение слушателями учебного материала.

Востребованность методиста

На бирже труда работа методистом достаточно востребована. Это объясняется тем, что в любой образовательной системе, такой как детский сад, школа, вуз, дом культуры, развивающий центр, требуется человек этой профессии. Подобную вакансию можно встретить и в медицинских организациях, крупных туристических компаниях и центрах переквалификации. Один словом, специалист в своём деле без работы не останется.

Методист в начальных образовательных учреждениях

Методистом в детском саду становится старший воспитатель, который является главным помощником заведующей в её работе. Правая рука руководителя учебной организации работает над созданием хорошей атмосферы в коллективе. Но главная задача такого сотрудника в дошкольном учреждении — контролировать работу педагогов. Он разрабатывает расписание занятий, обучающие программы, контролирует их исполнение.

Простыми словами, воспитателю, музыкальному работнику, специалисту по физической культуре, психологу и логопеду методист должен выдать официальный документ с планом обучения. В нем содержатся темы и вопросы, которые должны быть рассмотрены за определённый период, указано, сколько конкретной теме отвести часов и какой должен быть результат от обучающей деятельности.

При этом методист консультирует своих коллег, предоставляет им всю необходимую учебную литературу. Особенно это касается молодых педагогов, только закончивших университет. Достаточно часто проводятся беседы с воспитателями по новым направлениям в образовании. Для выявления плюсов и минусов в работе устраиваются открытые уроки в присутствии руководителя. Профессия методиста настолько значимая, что когда отсутствует заведующая, её обязанности временно возлагаются на него.

К подбору кандидата руководство относится очень серьёзно, как правило, человека с улицы не возьмут. Сначала необходимо доказать все свои знания и умения в должности воспитателя.

Следить за наличием игрушек, необходимых развивающих материалов также должен методист. Далее на педагогическом совете решаются возникшие по этому поводу вопросы, выбираются источники финансирования других важных направлений образовательной деятельности.

Должностные обязанности методиста детского сада достаточно разнообразны. Поэтому на эту работу принимаются воспитатели с большим стажем и значительным опытом работы. Бесценный груз знаний используется для улучшения и развития практической деятельности.

Методист в школе и вузе

Деятельность специалиста в школе и вузе ещё более обширна. Методист, образование которого высшее, способен анализировать весь учебный процесс. На каждый год составляется план работы методиста, он обязан строго его придерживаться, а в конце года подготовить отчёт по своей работе. Кроме составления учебных планов, программ и расписаний, методист выполняет следующие обязанности:

  • ведение документации;
  • определение нагрузки для каждого преподавателя;
  • контакт со сторонними организациями;
  • внедрение материалов для повышения квалификационного уровня сотрудников;
  • организация олимпиад, конкурсов, выставок;
  • разработка пособий для образовательного процесса;
  • организация воспитательной работы, в том числе с трудными подростками;
  • выпуск стенгазет и наполнение сайта школы;
  • организация общешкольных родительских собраний;
  • посещение открытых уроков с последующим обсуждением;
  • организация семинаров по психологии и педагогике для преподавателей.
Читать еще:  Учитель обзывает детей в школе

И это далеко не полный список деятельности методиста, всё зависит от направленности образовательного учреждения.

Методист в домах культуры и развивающих центрах

Современные родители заботятся тщательно о всестороннем развитии своего ребенка. От этого напрямую зависит реализации его как личности и достижение успеха в будущем. Именно поэтому так востребованы всевозможные развивающие учреждения, как государственные — дома культуры, так и частные — развивающие центры.

Для организации процесса работы таких учреждений обязательно должен присутствовать в штате методист. Здесь он может в полной мере проявить свой творческий потенциал.

Методист — это тот человек, который определяет количество человек в группе, разрабатывает для каждого рода занятий методические пособия, составляет учебные планы, предусматривает и разрабатывает дидактические материалы. Также принимает активное участие в подготовке сценариев для спектакля и концертов. Его роль в подобных учреждениях очень важна, от неё зависит, будет ли интересна детям тематика кружков и возникнет ли у них желание посещать данные занятия.

Зарплата

Зарплата методиста зависит от того, в каком учреждении он работает. Если это государственное учреждение, то она лишь немного превышает заработную плату рядового педагога и является средней по региону. Если это коммерческие учреждения, то здесь, как правило, зарплата выше среднего и зависит от опыта и дополнительных профессиональных знаний.

Права и ответственность

Должностная инструкция методиста чётко прописывает его права и обязанности.
Права методиста:

  • он должен знать все новшества, которые собирается внедрить руководство учреждения;
  • методист — это тот человек, который имеет право выносить спорные вопросы на обсуждение;
  • также он может повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет;
  • имеет право разрабатывать и внедрять методические документы по образованию, соответствующие действующим законам;
  • может вносить свои предложения по улучшению структуры методической службы.

Должностная инструкция методиста прописывает большую ответственность за весь образовательный процесс. Устав организации и инструкция — основные документы его работы.

Если образовательный процесс не показывает эффективности, то в первую очередь ответственность будет нести методист. Кроме того, он обязан поддерживать в порядке всю необходимую документацию, заполняя все формы и таблицы, и по первому требованию предоставлять их руководству. В противном случае может лишиться премии или получить выговор. Как и любой сотрудник, он несёт ответственность за причинённый материальный ущерб в результате своей деятельности.

Карьерный рост. Плюсы и минусы специальности

Если специалист покажет себя с лучшей стороны и докажет на деле эффективность своей работы, то скоро может стать заведующим детского сада или руководителем общеобразовательного учреждения. Следовательно, методист — человек, у которого может быть хороший карьерный рост.

Итак, рассмотрев все аспекты профессии, выделим её основные достоинства:

  • востребованность на рынке труда;
  • возможность творческого подхода к деятельности;
  • постоянное самообразование за счет внедрения новых методик;
  • социальное служение людям, воспитание молодого поколения.

Основным недостатком работы методиста является небольшой заработок. Но тем, кто хочет полностью реализовать свой творческий и профессиональный потенциал, научиться находить подход к каждому человеку, она обязательно подойдет.

Профессия «методист»

История профессии «методист»

Само слово «методист» восходит к названию протестантского течения, отколовшегося от английской церкви в XVIII веке и проповедующего смирение и терпение. Еще тогда пытались систематизировать жизнь и поступки верующих. В России первые советы практикующих учителей, обменивающихся своим опытом и мастерством, а также методами своей работы появились в начале XIX века. В середине века методическая работа стала системной, а к началу XX века сформировалась отдельная профессия учителя-инструктора (методиста).

Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда: Основная деятельность методиста связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек—Человек». Дополнительно профессию можно отнести к типу «Человек—Знаковая система», так как методисту приходится много работать с литературой.

Тип профессии по признаку цели: Преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: Ручной.

Тип профессии по условиям труда: Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.

Класс профессии: Творческий (эвристический). Работа методиста связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений; требует независимого оригинального мышления.

Родственные профессии: учитель, педагог, воспитатель, учитель начальных классов, преподаватель, психолог.

Описание профессии


Методист
— специалист, оказывающий инструктивно-методическую помощь в организации работы образовательных учреждений всех типов:

  • детских садов;
  • школ;
  • лицеев;
  • гимназий;
  • издательств;
  • информационо-педагогических центров;
  • колледжей и техникумов;
  • вузов;
  • организаций переподготовки кадров и повышения квалификации;
  • учреждений дополнительного образования;
  • отделов по обучению персонала в крупных компаниях.

Основная деятельность методиста связана с разработкой новых и совершенствованием существующих методик в различных профессиональных областях.

К основным обязанностям методиста относятся:

  • организация методической работы образовательных учреждений, методических, учебно-методических кабинетов (центров);
  • анализ состояния учебно-методической (учебно-тренировочной) и воспитательной работы в учреждениях, разработка предложений по ее эффективности;
  • в учреждениях дополнительного образования — участие в комплектовании учебных групп, кружков и объединений обучающихся;
  • оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения;
  • участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогназировании и планировании подготовки, переподготовки и повышение квалификации руководителей и специалистов учреждений;
  • составление учебных, учебно-тематических планов и программ по дисциплинам и учебным курсам.


В работе методисты используют
ручные средства труда, современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски), специализированную литературу и периодические издания. Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания. Специальной формы не предусмотрено.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Методист должен обладать такими личностными качествами: порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие, внимательность.

К профессионально важным качествам методиста относятся:

  • коммуникабельность;
  • умение быстро принимать решения;
  • аналитические способности;
  • организаторские способности;
  • практицизм;
  • хорошая память;
  • психологическая устойчивость;
  • жизнерадостность;
  • высокий уровень культуры;
  • активность.

Методист должен уметь:

  • системно анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции;
  • использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения профессиональных задач;
  • учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
  • учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся;
  • создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;
  • использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы;
  • организовать внеучебную деятельность обучающихся.

Требования к профессиональной подготовке

Методист должен хорошо знать: правовые нормы педагогической деятельности и образования; сущность и структуру образовательных процессов; закономерности физиологического и психологического развития детей, особенности их проявления в образовательном процессе в разные возрастные периоды. Образование: среднеспециальное, высшее.

Зарплата методиста в регионах 8 000 — 20 000 рублей, в Москве 15 000 — 40 000 рублей. Зарплата методиста в издательстве 30 000 — 40 000 рублей.

Карьерный рост: теоритически возможен при наличии достаточного образования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector