Igro-zon.ru

Работа и жизнь
54 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учитель математики чем полезен обществу

Роль учителя в современном обществе

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Кирдяшова Ирина Владимировна,

МОУ ОШ № 104, г. Волгоград

Роль учителя в современном обществе

Профессию учителя называют профессией всех профессий: кем бы ни стал человек, в жизни каждого была своя школа, свой первый учитель.

По словам Я. Коласа, классика белорусской поэзии и литературы, учитель – это не только воспитатель, учитель – это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры.

Профессия учителя очень древняя, его роль в развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что учитель формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», — писал великий педагог Я.А. Коменский.

В условиях модернизации образования все модели обучения реализуются в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, которые предъявляют серьезные требования и к профессиональному мастерству учителя. Как писал А.С. Макаренко: «Мастерство учителя не является каким-то особым искусством, …но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта».

Социальные функции педагога претерпевают изменения вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живет в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же эволюционные и революционные перемены, которые происходят в этом обществе.

Основные социальные функции педагога в современном обществе:

1. Педагог выполняет роль «двигателя » в обществе, катализатора (ускорителя) общественного прогресса.

2. Профессиональный педагог составляет преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим – через молодое поколение.

3. Есть специфическая функция педагога – выполнять роль «аккумулятора» , накапливающего в себе социальный опыт.

4. Педагога выступает как специалист , оценивающий культуру общества, опыт общественных отношений, взаимоотношений и поведения людей, достигнутый к тому времени.

5. Педагога – это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением.

6. Педагог формирует духовный мир молодежи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогом, главный лозунг которого: «Быть с веком наравне». На данном этапе, важнейшая задача преподавателя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания.

Современное обществе предъявляет к учителю требования:

— знать процессы, происходящие в образовании;

— работать с информацией;

— повышать компьютерную грамотность

Роль педагога в современном обществе проявляется в вышеперечисленных его социальных функциях . В действительности все эти функции проявляются не отдельно одна от другой, а в общем комплексе, отражая сложные взаимосвязи разных сторон и явлений жизни.

Учитель учится вместе с детьми жить в этом мире и нужен не столько для передачи накопленного предыдущего, зачастую устарелого опыта, а для возникновения нового современного опыта каждого ребенка, как человек, который своим профессионализмом добился права быть значимым в жизни ребенка.

Престиж учительской профессии зависит напрямую от престижа образования в обществе. Проходит время, меняется общество, ничто не стоит на месте. Изменяются предъявляемые требования к образованию. Каждый из нас должен учиться у времени, в котором живет.

Так будем же не только надеяться, что в скором времени учитель станет снова уважаемой фигурой в нашем обществе, но и прилагать все усилия к возвращению престижности нашей с вами профессии — учитель!

1. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 2012. – 278 с.

2. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Под ред.А. М. Прохорова. Том II (М-Я). – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2014. – 574с.

3. Хрестоматия по истории педагогики. Под ред. С.А.Каменева, сост. Н.А.Желваков. – М.: Народное образование, 1936. – 337 с.

Учитель математики: преимущества и недостатки, знания

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Учитель математики – вечно актуальная и востребованная профессия, требующая от специалиста не только безупречного знания своего предмета, но и особых личностных качеств. Каким же должен быть преподаватель математики? В чем заключаются особенности его работы? Каких профессиональных и индивидуальных качеств требует от человека этот вид трудовой деятельности?

Особенности профессии

Преподавание точных наук, к которым относится математика, направлено на развитие у учащихся логического мышления, аналитических способностей, умения самостоятельно определять закономерности и выявлять причинно-следственные связи. Главными особенностями процесса преподавания математики являются его строгая этапность, непрерывность и целостность. Любое упущение или пробел, допущенный на одном из этапов обучения, в дальнейшем неотвратимо снижает возможность продвижения учащихся в освоении математических знаний.

Основной задачей учителя математики, согласно информации, представленной в профессиональных стандартах, является формирование у учащихся модели математической деятельности, соответствующей текущей ступени образования и уровня знаний. В свою очередь, под термином «математическая деятельность» понимается мыслительная деятельность учащегося, включающая комплекс логико-аналитических приемов мышления, которые он умеет применять на практике.

Одной из самых сложных задач, стоящих перед преподавателем математики, является грамотная организация образовательно-воспитательного процесса, предусматривающая вовлечение в интеллектуальную работу всех учащихся.

Преподаватель должен не только заинтересовать своих подопечных, но и ненавязчиво стимулировать их к самостоятельной аналитической деятельности, индивидуальному и коллективному поиску логически обоснованных решений и закономерностей.

Профессиональная деятельность учителя математики направлена не только на интеллектуальное, но и на социальное, а также эмоциональное развитие учащихся. В ходе взаимодействия с преподавателем учащиеся не только осваивают основы точной науки, но и приобретают необходимые им социальные знания, совершенствуют коммуникативные навыки и творческие способности.

Читать еще:  Реферат на тему учитель

Работа преподавателя математики отнюдь не исключает, напротив, приветствует творческий подход к организации учебно-воспитательного процесса. Наблюдения показывают, что нестандартные приемы, использованные в организации образовательного процесса, позволяют многократно повысить его эффективность.

Профессия учителя математики требует от специалиста таких личностных качеств и умений:

  • самоорганизованность и самодисциплина;
  • терпеливость;
  • умение четко формулировать цели и определять наиболее эффективные пути их достижения;
  • стрессоустойчивость;
  • стремление к постоянному профессиональному развитию, расширению кругозора;
  • умение предотвращать и разрешать конфликтные ситуации;
  • умение вызывать интерес учащихся к своему предмету.

Плюсы и минусы

Среди плюсов работы учителем математики следует отметить такие:

  • четко установленный график работы;
  • официальное трудоустройство (в ГОУ и МОУ);
  • длительный отпуск;
  • премии и дополнительные выплаты;
  • саморазвитие и личностный рост.

График работы учителя математики определяется степенью занятости специалиста. Преподавательская ставка на сегодняшний день предполагает занятость на протяжении 18 учебных часов в неделю, что в среднем составляет 3-4 урока в будние дни. Официальное трудоустройство (в частности, при работе в государственном или муниципальном учреждении) предполагает соответствующие гарантии, дотации, компенсации и льготы. Официально трудоустроенные специалисты имеют «белую» зарплату, оплачиваемые больничные листы и учебные отпуска, выплаты за сверхурочную работу.

Отпуск преподавателя математики, согласно трудовому законодательству, составляет 56 дней. Конечно, большинство преподавателей уходит в отпуск летом – в период самых долгих школьных каникул. При договоренности с руководством образовательного учреждения преподаватель математики может получать премии и поощрительные выплаты за организацию внеклассной работы.

Так, к внеклассной деятельности педагога можно отнести подготовку учащихся к городским и региональным олимпиадам по математике, к различным интеллектуальным соревнованиям и конкурсам по данному предмету.

Работа преподавателем математики требует неустанного саморазвития и личностного роста. В последние годы образовательные программы и стандарты обучения претерпевают значительные изменения, предполагающие новые методы организации учебно-образовательного процесса. Таким образом, деятельность преподавателя математики в наши дни объединяет в себе и научный опыт предыдущих поколений, и революционные открытия и достижения ученых-современников.

Не следует исключать и тот факт, что современные педагоги предпочитают использовать в организации учебного процесса высокотехнологичные изобретения (3D-проекторы, сенсорные доски), существенно повышающие интерес учащихся к изучаемой теме или предмету. Эти особенности также требуют от преподавателя прогрессивного и творческого подхода к организации работы с учащимися. К недостаткам работы преподавателем математики сами специалисты обычно относят недостаточно высокий уровень заработной платы. Ее размер зависит от величины оклада, компенсационных выплат и стимулирующих надбавок.

В соответствии с информацией, предоставленной городскими службами занятости в 2019 году, средняя заработная плата учителя математики в Москве составляет от 60 до 90 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге – от 30 до 45 тысяч рублей. В северных регионах России средняя зарплата преподавателя математики составляет 65 тысяч рублей. В остальных регионах РФ уровень заработной платы учителя варьируется от 15 до 30 тысяч рублей.

Еще одним недостатком профессии психологи считают высокий риск развития синдрома эмоционального выгорания. Развитию данного синдрома подвержены и молодые учителя, и преподаватели с большим опытом работы.

Повышенные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, груз ответственности, поиск индивидуального подхода к каждому подопечному, тесное взаимодействие с учащимися и их родителями – все эти и многие другие факторы способны негативно отразиться на психоэмоциональном состоянии специалиста.

Навыки и знания

Востребованность учителя математики на рынке труда зависит не только от его опыта и квалификации, но и от уровня имеющихся знаний и навыков, приобретенных в профессиональной сфере. Представители рекрутинговых агентств утверждают, что многие работодатели с большей охотой отдают предпочтение кандидатам, неустанно повышающим свой профессиональный уровень, интересующимся нововведениями и последними научными достижениями в сфере своей деятельности.

К базовым и обязательным навыкам преподавателя математики принято относить следующие:

  • безупречное знание теории своего предмета;
  • умение решать на практике математические задачи различного уровня сложности;
  • знание ПК на уровне продвинутого пользователя;
  • умение объяснять сложные темы, изобилующие терминологией, простым и доступным для понимания языком;
  • умение планировать, организовывать и контролировать учебный процесс;
  • высокий уровень коммуникативности.

Среди прочих требований, предъявляемых к учителям математики, следует отметить такие:

  • безупречное знание профильного предмета (математики, алгебры);
  • знание начертательной и проективной геометрии;
  • знание основ черчения;
  • знание информатики;
  • знание основ психологии и педагогики.

Обучение

Получить данную специальность на базе имеющегося полного среднего образования (11 классов) можно в педагогическом ВУЗе, выбрав одну из следующих форм обучения:

  • очная – 4 года;
  • заочная, вечерняя – 5 лет.

На вступительных испытаниях абитуриенту придется продемонстрировать свой уровень знаний в таких предметах:

  • математика (алгебра);
  • русский язык;
  • обществознание (либо физика, геометрия).

Карьера

При благоприятных обстоятельствах преподаватель математики в муниципальном или государственном образовательном учреждении со временем может занять должность заведующего по учебной или учебно-воспитательной работе либо заместителя директора по информационно-коммуникационным технологиям. При этом он также может продолжать вести уроки по своему предмету. Способствуют карьерному росту и курсы повышения квалификации и переподготовки.

В рамках обучения на таких курсах преподаватель математики может освоить наиболее подходящую для него смежную специальность – программист, экономист, финансовый аналитик, математик-инженер, проектировщик, системный администратор, статистик, логист.

Базовое (математическое) образование в этом случае выступит надежным фундаментом, способствующим освоению новой профессии.

Каким должен быть современный учитель математики

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Читать еще:  Магистратура учитель начальных классов

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников и всему новому учителя- ключевая особенность современной школы» Национальная образовательная стратегия- инициатива «Наша новая школа»

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОФЕССИИИ. Значимость профессии учитель — трудно переоценить- это одна из самых почетных и нужных профессий на земле. Однако ответственность на учителях лежит большая – ведь именно эти люди отвечают за совершенствование подрастающего поколения, от которого зависит наше будущее!

УЧИТЕЛЬ – одна из самых ответственных и сложных, а сейчас еще и самых востребованных государством и обществом профессий. УЧИТЕЛЬ- очень важный человек в жизни каждого из нас. Он помогает сделать самые первые, самые трудные шаги по « лестнице знаний»

УЧИТЕЛЬ, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка- вот это и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИТЕЛЬ. Должен быть сам примером для подражания. Постоянно самосовершенствоваться. Должен быть человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Должен быть активным пользователем ИКТ.

МОДЕЛЬ ИДЕАЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ. Учитель – друг, а не официальное лицо. Строгий, но справедливый. С чувством юмора. Острый ум+ профессионализм +общая эрудиция. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Обязательное изучение новейших систем и методик преподавания и их внедрение. Создание психологического портрета на каждого ученика- совместно с родителями

Настоящий учитель учит словом, и всем своим поведением. Богданов Сергей

Уильям Уорд: « Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет»

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ То, что сегодня умеет делать ребенок в сотрудничестве и под руководством учителя, завтра он становится способен выполнять самостоятельно… . Подвести к этому ребенка и есть главная задача современного учителя математики. Л.С. Выготский.

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ 21ВЕКА: Содействовать формированию у учащихся позитивных эмоций от математической деятельности. Содействовать мотивации и результативности каждого ученика. Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенность» всех учащихся в образовательный процесс. Работать с родителями, семьей местным сообществом по воспитанию математической культуры.

Важнейшая задача современной системы образования – «научить учиться»

  • Абанеева Лариса ТимофеевнаНаписать 2246 14.09.2017

Номер материала: ДБ-685767

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    14.09.2017 889
    14.09.2017 281
    14.09.2017 279
    14.09.2017 204
    14.09.2017 390
    14.09.2017 1365
    14.09.2017 1042
    14.09.2017 411

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Доклад по теме « Личность учителя математики в современной школе».
статья по алгебре на тему

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог- это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_vedernikovoy_.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

по теме « Личность учителя математики в современной школе». Подготовила учитель математики МБОУ «СШ №25» п. Энем Ведерникова И.А.

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог- это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога –это выражение единства его теоретической и практической готовности в целостной структуре .«…В самом деле, какой бы предмет ни преподавал учитель, он передает ученику, прежде всего убеждения в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд. Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом , энтузиазма в соединении с благородной скромностью,- тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человескому разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов».

И все же каждый предмет накладывает свой отпечаток на учителя и ученика, и индивидуальность все же есть.

Первое чему учит учитель математики — это точности . Сначала, определений, формул. А потом, и точности в жизненных ситуациях. Это помогает ученику оперировать только теми понятиями, которые ему знакомы, а не зубрить, и выдавать за свои чужие мысли. Будучи уже взрослым человеком он будет разбираться до мелочей в каждом деле.

Второе чему учит учитель математики — это порядок . Любой учитель математики знает слова М. Ломоносова « Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». А что это значит? А то , что если ученик сел упрощать выражение, то он может действовать только по определенной схеме, только по определенному правилу раскрытия скобок, только по определенному правилу приведения подобных слагаемых, либо тригонометрические выражения только по определенным формулам и не знание хотя бы одной не позволит довести выражение до логического завершения. В примерах есть приоритетные действия первого и второго порядка и их нельзя нарушать. Умея соблюдать эти правила ученик в будущем будет правильно распределять свой режим дня, свои финансы в бизнесе и т.д.

Третье чему учит учитель математики – это то, что любое начатое дело требует логического завершения. То есть , когда берешься за дело , ты должен знать какой результат хотелось бы получить и надо найти кратчайший путь его осуществления. Для этого нужны определенные знания.

Развитие этих качеств скрыто заложено в математике. И многие спрашивают : « Для чего нам нужны интегралы, тригонометрия?» Сейчас с введением ФГОСов в учебниках уже 5 класса почти все задания построены на опытах , исследованиях, на применении их в жизненных ситуациях.

Учитель математики строг, он менее улыбчив, не многословен, обычно выражает свои мысли без прилагательных. На уроке рассказывает тему математическим языком, употребляя математические термины. На доске всегда написана дата, классная работа, домашнее задание. И строгая работа по намеченному плану. Тетради ученические обычно в порядке и регулярно проверены. Но каждый учитель хочет разнообразить , оживить урок, где на помощь приходят новые педагогические технологии.

Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания.

Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», одним из важнейших критериев которого в современной педагогике, считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог — мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Мы подошли к характеристике одного из самых главных качеств современного учителя – его способности к творчеству. Творческий потенциал учителя проявляется в его умении самостоятельно конструировать педагогический процесс, вовлекая в увлекательный поиск каждого ученика.

Преподавателю, стремящемуся вбить в голову ученика максимально возможный объем учебного материала, необходимо не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

Таким образом, исследуя личность учителя как педагога-профессионала, творческую личность, можно обратиться к историческому опыту суфийского учения в арабской традиции.

1. «Первая обязанность учителя — симпатизировать ученикам и обращаться с ними, как с собственными детьми».

2.«Вторая обязанность учителя — следовать примеру Дающего закон: он не должен ждать вознаграждения за, свою работу. не должен принимать ни платы, ни благодарности».

3. «Учитель никогда не должен отказывать ученику в совете и не
должен позволять ему работать на какой-либо ступени, пока он не готов
к этому».

4. «Отговаривая ученика от дурных путей, учитель должен действовать скорее намеком, чем прямо, и с симпатией, а не грубыми попреками. »

5. «Учитель, обучающий определенной науке, не должен пренебрежительно отзываться о других науках перед учениками».

  1. «Учитель должен ограничивать ученика тем, что тот способен понять, и не должен требовать от него ничего, чего его ум не способен постичь, опасаясь вызвать неприязнь к предмету занятий или смущение ума».
  2. «Учитель должен давать отстающим (неспособным) ученикам только то, что подходит их ограниченному пониманию…Обычно каждый считает себя способным овладеть любой наукой, как бы сложна она ни была. Даже самые скудоумные среди людей обычно радуются совершенству своего ума».

8. «Учитель должен делать то, чему он учит, и не давать своим делам изобличать во лжи свои слова». Учитель в первую очередь не источник информации, а живой пример эффективности учения.

Исходя из предназначения школы, как физико-математической, можно выделить такие направления работы учителей математики :

Обучение их основам наук и развитие предметных компетенций. Математическое мышление отличают доминирование логической схемы рассуждений, лаконизм, четкая распределенность хода рассуждений, умение выделить главное, способность к обобщению, анализу, синтезу.

Передача социальных знаний, формирование социального опыта решения задач. Не случайно известный математик и педагог А.Я. Хинчин считал, что высокий уровень математического мышления является необходимым элементом общей культуры человека .

Умения адекватно реагировать на окружающих, выражать свои эмоции.

Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы. В реальной практике именно во в владении педагогической техникой выражается мастерство и профессионализм учителя.

При разработке своей профессиональной концепции, педагогу целесообразно учитывать показатели эффективности учебной деятельности.

  1. диагностическое мастерство учителя: его умение поставить диагноз качества знаний, умений и навыков, определить уровень обучаемости детей,
  2. организаторские данные учителя; организация познавательной деятельности учащихся таким образом, когда учебный материал становится предметом их активных действий .
  3. выбор методов и средств обучения таким образом, чтобы содержание учебного материала максимально и полно учитывало способность детей к его усвоению и применению;
  4. нравственно-психологическая атмосфера на уроке, стиль и тон отношений учителя с учениками и учащихся между собой;
  5. активная позиция учащихся на уроке, самостоятельность, активность, отношение к учителю; умение, способность правильно судить о качестве усвоения изучаемого материала (самоанализ, самооценка);
  6. усвоение ведущих идей науки, терминологии, понятийного аппарата.

Пожелание всем присутствующим:

1. Быть преданными ученикам и делу обучения

2.Постоянно повышать свой профессиональный уровень и мастерство

3. Постоянно приобретать творческий опыт работы с учащимися и их родителями

4. Преодолевать трудности профессии и извлекать полезный опыт из ошибок.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector