Igro-zon.ru

Работа и жизнь
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учитель кинорежиссер википедия

Алексей Ефимович Учитель

Фото Все

Видео Все

Вечерний Ургант — Ирина Пегова, Алексей Учитель. 310 выпуск, 29.04.2014

Алексей Учитель в программе «Час интервью»

ELLE Факты | Алексей Учитель о футболе и тайне бытия

Алексей Учитель — биография

В копилке картин режиссера Алексея Учителя пожалуй нет ни одной, которая бы не нашла своего зрителя. Он уже очень давно снимает хорошее кино, но все равно не считает себя гением и очень часто сомневается в том, что он создает. Он сам подбирает артистов на главные роли, причем никогда не ставит точку в кастинге, если не уверен на все сто процентов, что это именно тот типаж, который ему нужен. Его считают жестким и деспотичным, он не умеет прощать людям промахи, хотя говорит, что особенно предвзято относится только к самым близким людям.

Алексей Учитель один из самых талантливых и популярных режиссеров и продюсеров отечественного кинематографа. Прославился картинами «Прогулка», «Дневник его жены», «Космос как предчувствие», «Матильда».

Детство и юность

Родился Алексей Учитель 31 августа 1951 года в Ленинграде. Его отец Ефим Учитель прославился как режиссер-документалист. Он родом из Тирасполя, из многодетной семьи евреев. Отец многодетного семейства работал наборщиком в типографии, умер очень рано, и младшими детьми опекались взрослые. Старшая сестра работала в кинотеатре, поэтому у Ефима был доступ в любое время на любой кинофильм, причем совершенно бесплатно. Так в его жизнь вошел кинематограф, а спустя много лет он начал сам его создавать, и занял свое достойное место среди создателей документального кино. Это он сумел заснять все девятьсот дней блокады в Ленинграде, донеся до зрителя весь ужас происходящего и героизм защитников города на Неве.

На фото Алексей Учитель

Алексей много времени проводил с отцом на съемках, и был непосредственным участником съемочного процесса. Алексей всегда гордился своим отцом, и именно с его легкой руки мальчик со временем влюбился в документальное кино. Отец сумел передать сыну гордость за свою работу, и научил его любить своих героев. Он считал, что хорошее кино невозможно, если режиссер не любит своих героев.

В семь лет Алексей начал заниматься в кинокружке, который работал во Дворце пионеров. Немного позже мальчика увлекла фотография, он подолгу бродил по улицам в поисках удачного кадра, снимал городские этюды.

Это увлечение быстро прошло, но появилась любовь к спорту. Он не пропускал дворовые баталии в футбол, занимался гандболом, научился фехтовать, и некоторое время даже ходил в секцию бокса.

После получения школьного аттестата Алексей поехал в Москву, поступать на операторский факультет ВГИКа. Парень хотел учиться на режиссерском, но отец переубедил его, сказал, чтобы стать хорошим режиссером, нужно для начала побегать с камерой. Сын не стал противоречить, а впоследствии понял, насколько отец был прав, и был благодарен ему за напутствие.

В тот раз парня ждала неудача, слишком много было желающих на одно место, и даже несмотря на достаточно высокие балы, полученные на экзаменах, и известную фамилию отца, Алексею отказали. Учитель уехал домой и устроился на киностудию помощником оператора. За год он набрался опыта, был более подготовленным, и в следующем, 1969-м году стал студентом ВГИКа.

Фильмы

Диплом ВГИКа Алексей учитель получил в 1975-м, отслужил положенный срок в армии, и уехал домой, в Ленинград. Его приняли на работу на ту же студию, где он набирался опыта перед поступлением. Он не изменил своей студии до сих пор, хоть уже имеет свою, получившую название «Рок».

Кадр из первого фильма Алексея Учителя «Сто тысяч я»

Режиссерская биография Алексея Учителя стартовала в 1977-м, когда он снял свой первый проект «Сто тысяч «я». В 1980-м он выпустил документальную короткометражку, в которой рассказал о лучших танцплощадках СССР. Лента называлась «Сколько лиц у дискотеки». Затем фильмография Учителя пополнялась с завидной регулярностью – каждые два года он снимал по одному проекту.

Алексей набрался опыта, у него уже имелся свой стиль и видение картины. Он начал снимать кино, которое отображало существующую действительность, перекликалось с общественной жизнью и застрагивало частную жизнь советских людей.

Значимым событием в его жизни стал 1986 год, когда он выпустил свою картину «Рок». В нее входили несколько новелл, каждая из которых рассказывала о каком-то из рок-исполнителей. Перед Учителем стояла задача показать зрителю как живут и творят настоящие таланты. Алексей снял Бориса Гребенщикова, который создает свои шедевры дома, потом побывал в котельной под названием «Камчатка», где застал за работой Виктора Цоя. Принимал участие в съемках и Виктор Шевчук, совместно со своим коллективом «ДДТ», и группа «АукцЫон». Этот документальный проект уникальный в своем роде, никто ни до него ни после не снимал рок-музыкантов в среде их обитания.

После этого фильма Учитель почувствовал себя каким-то обновленным, более свободным и раскрепощенным. Он понял, что созрел для съемок игрового кино.

Режиссер Алексей Учитель

Свою следующую работу режиссер считает самой удачной и любимой. Документальный фильм получил название «Обводной канал». Вдоль этих пяти километров созданного людьми канала мирно соседствуют между собой настолько разные здания и заведения, что невозможно их объединить в мало-мальски логическую цепочку. Дворцы культуры расположены рядом с сумасшедшими домами, где-то рядом с ними приютилось здание духовной академии. Режиссер хотел донести до зрителя мысль о том, что не нужно судить сгоряча, ведь на самом деле неизвестно, за какими стенами больше сумасшествия.

После десятка успешных документальных проектов Учитель решил попробовать силы в игровом кино. Толчком к этому послужило и то обстоятельство, что в 1995-м он собирался снять документальный проект о судьбе прославленной балерины Ольги Спесивцевой. Он уже приступил к работе, но его героиня умерла, в довольно почтенном возрасте. Некоторые режиссеры в таких случаях просто снимают интервью родных и близких главного героя, но это не соответствовало стилю Алексея Учителя.

Режиссер никогда не строит свои картины на интервью, он старается работать напрямую со своими героями, чтобы видеть их эмоции, слышать их живую речь и показать зрителю своего героя таким, кокой он есть, без прикрас. А когда умерла Спесивцева, Учитель решился на игровое кино. Автором сценария к картине стала Авдотья Смирнова, роль главной героини досталась Галине Тюниной. Остальных центральных персонажей зрители увидели в исполнении Евгения Сидихина и Михаила Казакова.

Кадр из фильма «Мания Жизели»

После выхода художественной ленты под названием «Мания Жизели», Учитель воочию увидел разницу между режиссером документального и игрового кино, хотя, казалось бы, это одна и та же профессия. Картина завоевала много разных наград и на родине и за рубежом.

Авдотья Смирнова стала автором сценария еще одной биографической картины – «Дневник его жены»,вышедшей в 2000-м. И снова успех картины был ошеломляющим – ее наградили «Никой» и Гран-при фестиваля «Кинотавр».

В 2003-м зрители могли оценить еще одну ленту под названием «Прогулка». Автором сценария снова была Смирнова. Ее транслировали на открытии 15-го Московского фестиваля, и по мнению критиков ее вправе отнести к классике современного кинематографа. И опять ленту Учителя ждал грандиозный успех и всевозможные награды. В роли главных героев снялись Павел Баршак, Ирина Пегова, Евгений Цыганов.

В 2005-м Учитель выпустил новый проект, получивший название «Космос как предчувствие». Режиссерская работа была отмечена призом «Золотой Орел». Интересной получилась и мелодрама «Связь», снятая по сценарию уже известной Смирновой. Учитель впервые выступил в качестве продюсера, а Авдотья примерила на себя режиссерские полномочия. В главных ролях снялись Анна Михалкова и Михаил Пореченков.

Фильм «Пленный» Алексея Учителя

В 2008-м поклонники творчества Алексея Учителя были приятно удивлены его новой лентой «Пленный». В основу картины легло произведение писателя Владимира Маканина. Премьерный показ прошел в городе на Неве осенью 2008-го. Мнения критиков и зрителей разделились, лента не была отмечена на фестивале «Кинотавр», но зато привезла из Карловых Вар приз в номинации лучшая режиссура.

В 2010-м Алексей Учитель представил на суд зрителей новую работу – картину «Край». Премьерный показ прошел в Торонто осенью 2010 года, а российский зритель посмотрел ее через две недели. Картина была представлена на нескольких престижных фестивалях. Эта лента отмечена четырьмя премиями «Золотой орел», и выиграла номинацию лучший фильм на иностранном языке на фестивале «Золотой глобус». Картина обошлась создателям в 12 миллионов долларов, причем от государства не было выделено ни одного рубля.

Алексей Учитель на съемках «Матильды»

В 2013-м Учитель повез на фестиваль в Торонто свой новый проект – ленту «Восьмерка». В 2016-м анонсировали новую работу режиссера – исторический фильм «Матильда», сюжет которого повествует о романе будущего императора Николая II с балериной Матильдой Кшесинской. Актерский состав этой картины был очень сильным, поэтому она была просто обречена на успех. Однако после премьеры осенью 2017-го, она вызвала жаркие споры и протесты общественности, которые утверждали, что в ней искажены исторические события и вообще, назвали ее провокационной. Некоторые призывали организовать проверку ее на наличие сцен, оскорбляющих чувства верующих людей, но результатов эта проверка не дала.

Читать еще:  Какими качествами должен обладать современный учитель

Личная жизнь

Законной женой Алексея Учителя стала продюсер Кира Саксаганская, с которой они прожили в браке более тридцати лет. У них родилось двое сыновей, причем младший Илья 1992 г.р. стал продолжателем славной режиссерской династии. Он получил диплом режиссерского факультета ВГИКа, и уже снял свои первые короткометражки.

Кира всегда и во всем помогала мужу и поддерживала его. Они вместе снимали кино, а сейчас она ведет все дела киностудии «Рок» в Санкт-Петербурге.

Алексей Учитель и его жена Кира Саксаганская

В 2016-м в СМИ просочилась информация о близких отношениях Учителя и молодой актрисы Юлии Пересильд. Разница в возрасте влюбленных составляет тридцать три года. Их знакомство состоялось благодаря Евгению Миронову. Юлия получила роль в картине «Пленный», а потом засветилась в ленте «Край». У Юлии есть две дочери – Анна 2009 года и Мария 2012 года, отцом которых является Учитель.

Если выпадает свободное время, то Алексей любит проводить его на теннисном корте или посещает баню с массажистом, после процедур которого он выходит полным сил и здоровья.

Алексей Учитель и Юлия Пересильд

У Алексея Учителя есть страница в Инстаграм, но он уделяет ей совсем мало внимания, поэтому новости о его личной жизни и новые фото можно увидеть на страничках его коллег-актеров.

Алексей Учитель сейчас

В 2018-м режиссер Алексей Учитель начал съемки двух проектов. В первом из них речь идет о Викторе Цое. Для съемок фильма понадобится 150 миллионов рублей, и режиссер надеется получить от Фонда кино 90.

Второй проект расскажет об известном адвокате Федоре Плевако, роль которого уже закреплена за Владимиром Машковым.

Алексей Учитель в 2018 году

В планах Учителя начать съемки картины «Дети мои», сценарий для которой будет написан на основе романа Гузель Яхиной. Главную роль в этом проекте сыграет Чулпан Хаматова. Об исполнителях остальных ролей пока ничего неизвестно, но скорее всего они будут из Германии, потому что сюжет рассказывает о поволжских немцах.

Также на ближайшее время режиссер запланировал перевести картину «Матильда» в сериальный формат, и запустить ее на Первом канале. Следующей задумкой режиссера является фильм о композиторе Дмитрии Шостаковиче. Учитель хотел бы снять не просто картину о жизни великого человека, но и о том, какие отношения у него были с властью. Пока это только в проекте, потому что нет даже сценариста, который бы взялся за такой ответственный труд.

Избранная фильмография

  • 1977 Сто тысяч «я»
  • 1983 Акция
  • 1988 Рок
  • 1992 Последний герой
  • 1995 Мания Жизели
  • 2000 Дневник его жены
  • 2003 Прогулка
  • 2005 Космос как предчувствие
  • 2008 Пленный
  • 2010 Край
  • 2013 Восьмёрка
  • 2017 Матильда

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Алексей Учитель

Alexey Uchitel

Алексей Учитель – известный российский режиссер и продюсер. Его фильмы «Дневник его жены», «Прогулка», «Космос как предчувствие», «Пленный», «Край» получали награды на фестивалях «Ника», «Золотой орел», ММКФ, в Карловых Варах. Учитель — заслуженный деятель России, Народный артист России. Художественный руководитель киностудии «Рок», директор кинофестиваля документальных фильмов «Послание к человеку».

Главные фильмы режиссера Алексея Учителя

Краткая биография

Алексей родился в семье известного режиссера-документалиста Ефима Учителя 31 августа 1951 года, в Ленинграде. В 24 года он окончил операторский факультет ВГИКа. А затем стал работать на Ленинградской студии документальных фильмов.

Свой первый фильм он снял в 29 лет в 1980 году – это была документальная короткометражка «Сколько лиц у дискотеки», посвященная лучшим танцплощадкам Советского Союза. Вторым фильмом Учителя была документальная лента «Рок» (1987), посвященная музыкантам Борису Гребенщикову, Виктору Цою, Олегу Гаркуше, Юрию Шевчуку и другим звездам эпохи. «Наиболее сильное впечатление я получил, когда снимал документальную картину «Рок» о рок-музыкантах в 1986 году. Я ощутил себя другим после этой картины, — признается Учитель. — Мои герои подействовали на меня персонально. Эти люди, с которыми я не был близок до съемок, во многом подтолкнули меня к тому, что я пришел в игровое кино. Потому что поменялось мое сознание, во мне появилась большая внутренняя раскрепощенность, свобода в мыслях и в душе. ».

После этого режиссер снимает полноценный художественный фильм «Мания Жизели» (1996) — о любовных приключениях знаменитой русской балерины Ольги Спесивцевой, прозванной современниками Красной Жизелью. Сценарий к картине он пишет совместно со сценаристом Авдотьей Смирновой, с которой ранее работал над другими документальным проектами («Последний герой», «Баттерфляй»). Картина получает ряд наград не только в России, но и в Италии и Франции. Учитель продолжает сотрудничество с Дуней Смирновой. Она пишет для режиссера сценарий его следующего фильма о русском писателе Иване Бунине. Сценарий изначально назывался «Женское имя» и был посвящен трем женщинам в жизни писателя. Однако в процессе съемок Учитель невольно отошел от этой концепции, Смирновой пришлось помогать режиссеру «приводить в порядок» уже отснятый материал на монтаже. В итоге, в 2000 году на экранах появился фильм «Дневник его жены». Несмотря на трудности в создании, лента имела успех, в частности, получила Гран-при «Кинотавра». В 2003 году выходит еще один продукт совместного творчества Учителя и Смирновой – фильм «Прогулка», который открывает 15 Московский кинофестиваль и удостаивается ряда престижных российских наград.

В 2005 году Учитель снимает игровую драму «Космос как предчувствие» по сценарию Александра Миндадзе с Евгением Мироновым в главной роли. Картина получает Приз за лучший фильм на Московском международном кинофестивале.

В 2008 году Учитель экранизирует повесть Владимира Маканина «Кавказский пленный» — лента «Пленный» рассказывает о взаимоотношениях чеченского подростка и русского солдата во время чеченской войны. Фильм получил приз «За лучшую режиссуру» на международном кинофестивале в Карловых Варах. В 2010 году режиссер снял ленту по сценарию Александра Гоноровского «Край» с Владимиром Машковым в главной роли, повествующую о страстной любви бывшего солдата к паровозам. Лента была номинирована на «Золотой глобус» и даже чуть было не отправилась представлять Россию на «Оскар». Один из последних проектов Учителя – одноименная экранизация повести известного современного писателя Захара Прилепина «Восьмерка» (2013), где главными героями являются четыре друга-ОМОНовца.

Алексей Учитель

Алексей Учитель в игровом кино прославился сначала «Дневником его жены» о запутанной личной жизни писателя Бунина и окончательно превратился в кумира нового поколения после фильма «Прогулка» по сценарию Дуни Смирновой — новаторски смонтированной истории о похождениях трех петербургских подростков в течение одного дня. А начинал он оператором и режиссером-документалистом, на заре перестройки снял знаменитый «Рок в России». Учитель работает много и плодотворно — летом 2008-го его новый фильм «Пленный» получил на фестивале в Карловых Варах приз за лучшую режиссуру, а сам режиссер уже приступил к съемкам следующего. Регулярно играет в теннис, любит работать с неизвестными режиссерами и поддерживать дебютные проекты, много читает и ходит в театр — опять же в поисках новых лиц. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

Москва

«Я житель двух городов: Москвы и Петербурга. По семейным обстоятельствам живу в Москве, но работать больше стараюсь в Петербурге. »

Санкт-Петербург

«У моего родного города есть все же какая-то аура, или, энергетика, которая действуют на меня вполне определенным образом. Ну и есть люди, с которыми я давно работаю. Все это вместе. влияет на мое творчество, поэтому съемки я стараюсь проводить в Петербурге».

31 августа

Ленинград

Отец – Ефим Учитель, режиссер-документалист.

«Я горжусь своим отцом – народным артистом СССР Ефимом Учителем. Это он смог запечатлеть камерой 900 дней блокады в фильме «Ленинград в борьбе». Он ввел и влюбил меня в кинодокументалистику».

Окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), факультет режиссеров-операторов документального кино.

«. поехал поступать во ВГИК, но не на режиссерский факультет, а, по совету отца, — на операторский. Несколько лет во ВГИКЕ существовал факультет режиссеров-операторов документального кино, куда я и поступил, правда, со второй попытки. Проучился пять лет в Москве, вернулся в Ленинград. »

Снимал фильмы как оператор и режиссер, писал сценарии фильмов.
Сначала работал ассистентом оператора, затем режиссером-оператором на Ленинградской киностудии документальных фильмов.

Читать еще:  Учитель начальных классов экзамены для поступления

«. поработал год на студии документальных фильмов ассистентом оператора, что дало мне колоссально много в дальнейшей учебе. »

«Выбор профессии был для меня настолько естественным, что я об этом не задумывался, а впитал, как говорится, с молоком матери. Мой отец- брал меня на съемки, чуть ли не с первого класса я ходил во Дворец пионеров, сперва в кинокружок, потом переключился на фото».

Художественный руководитель и гендиректор творческо-производственного объединения «Рок».

Кира Саксаганская, жена: «Я всегда считала, что по своему стилю работы Алексей Учитель очень жесткий. Он всегда стремится к идеалу, может в буквальном смысле не уходить со съемочной площадки по нескольку суток, и такой же отдачи требует от своей группы».

Снял около 20 фильмов как оператор, режиссер и автор сценария, в том числе документальные фильмы «Рок в России», «Обводный канал» и «Баттерфляй».

«. самой моей любимой картиной был «Обводный канал» . когда я по нему проезжал, то обратил внимание на то, что на его берегах находятся три сумасшедших дома, духовная академия, какие-то дворцы культуры имени Карла Маркса и еще кого-то. Мысль фильма была простая: неизвестно за какой стеной сумасшедший дом».

В 2008-м снял фильм «Пленный» — по рассказу Владимира Маканина «Кавказский пленный».

«Смысл нашей картины — в призыве к взаимопониманию. Враги, оказавшись наедине друг с другом, обнаруживают к нему способность. Значит, выход есть, и только обстоятельства заставляют их убивать друг друга».

Начало продюсированию и съемкам художественных картин положил фильм «Мания Жизели». Среди его картин «Прогулка» и «Космос как предчувствие».

«Сняв картину. «Мания Жизели», я понял, насколько это разные профессии: режиссер кино игрового и документального! Они близки по духу, но по ремеслу очень разные».

Продюсировал и снял фильм про Бунина «Дневник его жены».

«Сидели мы после каких-то съемок, с нами — Андрей Смирнов, отец Дуни, известный актер и режиссер. И Дуня вдруг говорит: «Папаня, ты очень похож на Бунина, давай снимем фильм о нем!» Вот с этого трепа все и началось, в результате мы и пришли к этой картине».

Член правления Союза кинематографистов Российской Федерации.
Действительный член Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Заслуженный деятель искусств РФ, народный артист России.

За свои фильмы получал призы и премии на российских и международных фестивалях:
Фильм «Мания Жизели» получил главный приз Кинофестиваля в Онфлере-95 (Франция) и был показан на Каннском фестивале.
Фильм «Дневник его жены» отмечен призами «Ника-2000», Международного кинофестиваля в Милане.
Главные призы Международных кинофестивалей в Кливленде и Сиракузах (США) получил фильм «Прогулка».
Главный приз XXVII ММКФ присужден фильму «Космос как предчувствие».
За лучшую режиссуру приз «Хрустальный глобус» на 43-м международном кинофестивале в Карловых Варах получил фильм «Пленник».

«Я вообще режиссер, который хочет побеждать. Если я участвую в чем-то, то буду стараться побеждать».

«Награды играют существенную роль, они, если хотите, весомая часть профессии. Режиссер должен снимать картины, которые будет смотреть публика и отмечать критика. В нашем деле тоже, как в шахматах или в теннисе, существует рейтинг, где учитываются победы на фестивалях и конкурсах».

В 1988-м снял фильм «Рок в России».

«Один из фильмов сыграл поворотную роль в моей киносудьбе. На заре перестройки я снимал фильм о тогда еще мало кому известных музыкантах — Борисе Гребенщикове, Юрии Шевчуке и их товарищах. Этот фильм уникален тем, что, будучи документальным, демонстрировался по кинотеатрам как художественный».

Создал в Санкт-Петербурге собственную киностудию «Рок».

Ради участия в Московском Международном Кинофестивале с фильмом «Космос как предчувствие» вместе с продюсерами фильма отказался от участия в «Кинотавре».

«Предложение от Московского фестиваля поступило чуть позже, и не Алексей Учитель лично взял и сказал: «Нет, ребята, я вот хочу там, а не там». существует очень твердое правило, что мировая кинопремьера должна состояться именно на ММКФ. всеми продюсерами нашей картины было принято решение оставить фильм, к моему, повторяю, сожалению, только на Московском фестивале».

Продюсирует дебютные проекты.

Киностудия «Рок» подала иск о нарушении авторских и смежных прав на фильм «Космос как предчувствие» к Комитету Правительства Москвы по телекоммуникациям и СМИ, а также к ООО «Киноартстудия». Суд постановил взыскать в пользу киностудии «РОК» 2 500 000 рублей с «Киноартстудии» и 500 000 с Комитета по телекоммуникациям г. Москвы.

теннис

«У меня есть увлечение: я очень люблю играть в большой теннис. И если у меня бывают свободные час-полтора, то я провожу их на корте. По крайней мере два раза в неделю стараюсь играть. Даже участвую в любительских турнирах».

«. читаю очень много. Это и сценарная литература, и недавно вышедшие книги. Конечно, я читаю не только для удовольствия, но и с прицелом, чтобы потом поставить это в кино».

«. мне нравится работать с неизвестными режиссерами — от известного я знаю, чего ждать. Мне любопытно работать с совершенно противоположным мне человеком».

«В театр я часто хожу с корыстной целью. Ищу актеров — желательно новых».

«Я люблю рыбный ресторан «Маркет». Он очень хороший. В нем можно посидеть, поговорить, потому что, слава богу, никакая музыка не бренчит. И очень вкусно».

«Люблю все, что касается большого футбола. Мне кажется, спорт чем-то близок кино. Например, тренер по футболу — тоже режиссер, который, имея одиннадцать актеров, каждый раз разрабатывает полуторачасовой фильм».

«Я не люблю двух вопросов: о чем кино и какие ваши любимые книги или режиссеры. Если меня спрашивают, о чем кино, значит, я плохой режиссер, я всегда теряюсь».

Жена Кира Саксаганская, работает на студии «Рок».

Кира Саксаганская: «Мы с мужем постоянно разговариваем. Он приходит домой со словами «все плохо». Я начинаю расспрашивать, и выясняется, что все не так уж плохо и многое можно исправить».

Двое сыновей.

«. мой младший сын абсолютно без комплексов. Он может говорить мне что угодно. Я, конечно, ругаюсь, но ведь это прекрасно».

«. мне нравится снимать разное кино. Сегодня меня волнует этот человек и его история, завтра — другой. Я не режиссер одной темы. Мне кажется, если буду снимать об одном и том же, я перестану развиваться, а мне бы не хотелось этого».

«. любой кинематографист в душе мечтает об «Оскаре», Каннах, Венеции. Режиссер — профессия диктаторская, и она требует не только власти, но и психологии победителя».

Евгений Миронов, актер: «У Алексея Учителя есть все — безупречное владение профессией, лидерские способности, своя команда профессионалов, вкус, мера, потрясающие идеи. При всей своей мягкости и интеллигентности, Алексей обладает огромной внутренней пробивной силой».

Образ учителя в русском кинематографе

Дата публикации: 08.07.2016 2016-07-08

Статья просмотрена: 8234 раза

Библиографическое описание:

Райхлина Е. Л., Юрчик Н. Н. Образ учителя в русском кинематографе // Молодой ученый. — 2016. — №13.2. — С. 60-62. — URL https://moluch.ru/archive/117/32484/ (дата обращения: 23.03.2020).

Кинематограф занимает важное место в обществе среди форм массовой коммуникации и культуры. Киноискусство включает драматургические, языковые, музыкальные, живописно-пластические элементы, игру актеров. Оно не дублирует и не заменяет театр, литературу, музыку или живопись, а синтезирует их опыт. К примеру, литература дала кинематографу сюжетное построение фильма, подтолкнула кино к ракурсному видению человека или события; театр предоставил систему и методику разводки актеров при постановке мизансцен, метод подбора актеров на роль; а композицию кадра кино получило от живописи [4].

Как и любое искусство, кино способно оказывать психологическое воздействие на зрителя. После просмотра фильма мы можем начать в чем-либо подражать героям, изменяя свои привычки, поведение. Так, кино может влиять на престиж той или иной профессии, тем самым во многом определяя для молодежи выбор специальности. По мнению О. Григорьевой, кино «играет важную роль в конструировании и поддержании социальных мифов и социально одобряемых стратегий поведения. На основе заимствованных моделей поведения, предлагаемых образцов формируется концептуальная модель реальности, которая обосновывается в соответствии с существующей структурой ценностей, коллективных представлений, отвечающих за социальную ориентацию. … Кино — это педагогическое пособие для масс» [3, с. 223-224].

С советского времени до наших дней кардинально изменилось мнение о педагогической профессии, мы можем проследить это с помощью кинематографа, изучив фильмы с 50-х годов 20 века до настоящего времени.

В 1950-60-е годы в советском кино формируется возвышенный, не совсем реальный образ учителя, высокий социальный статус которого подчеркивается при помощи пристального внимания к внешнему виду (костюму, прическе) [6]. Подтверждение этому мы можем увидеть в образе Татьяны Сергеевны из фильма «Весна на Заречной улице» (1956 г.). Она предстает перед нами в строгом костюме, с аккуратной прической, тем самым выделяясь на фоне остальных героев. Интеллигентная, занимающаяся воспитанием, или правильнее сказать перевоспитанием учеников. Татьяна Сергеевна преподает русский язык и литературу в вечерней школе для рабочей молодежи, но, несмотря на возраст ее подопечных, проблемы у нее такие же, как и у педагогов из общеобразовательных школ: дисциплина и посещаемость. Татьяна Сергеевна использует авторитарный стиль общения, это проявляется в тоне, который не допускает возражений, и в том, что малейшие попытки несанкционированного поведения пресекаются.

Читать еще:  Что делать если учительница не любит ребенка

В фильме 1965 года «Первый учитель», снятом по одноименной книге Чингиза Айтматова, нам показан педагог-партиец, борец за советские идеалы, пылкий революционер, который относится к своему делу с фанатизмом [6]. Приехав в киргизский аул, Дюйшен объявляет о том, что он будет учить детей. Но его желание нести прогресс встречает препятствие в виде многовековых устоев Востока. Относясь к обучению детей с неисчерпаемым энтузиазмом и сталкиваясь при этом со многими трудностями, Дюйшен применяет разные педагогические тактики, использует смешанный стиль общения.

В кинофильме 1966 года «Республика ШКИД» мы видим синтез двух предыдущих типов: с одной стороны, Виктор Николаевич (Викниксор) — интеллигент, занимающийся перевоспитанием беспризорных детей, с другой стороны — педагог-революционер, пытающийся преобразить общество. Он организует в своей школе демократию, систему самоуправления, тем самым демонстрируя подопечным, что полностью доверяет им.

С конца 60-х годов кинематограф все реже начинает обращаться к образу успешного, идеального учителя. Нам начинают показывать педагогов не только в школьной обстановке. В знаменитом фильме 1968 года «Доживем до понедельника» нам впервые показывают частную жизнь учителя. Демократичный, ироничный философ-интеллектуал Илья Семенович устал и не любит свою работу, расслабляется после нее при помощи алкоголя. Личная жизнь у него не сложилась, живет с мамой. Во времена выхода картины, такое представление внешкольной жизни педагога подверглось критике и осуждению.

В фильме показываются взаимоотношения не только учитель-ученик, но и учитель-родитель, учитель-учитель. «Хорошим педагогам» Илье Семеновичу и Наталье Сергеевне противопоставлена Светлана Михайловна — «плохой педагог», хотя и знающий свой предмет, но не умеющий его преподать. Используя авторитарный стиль, она не становится для учеников авторитетом, а только вызывает у них неприязнь. Одной из запоминающихся сцен фильма является конфликт на уроке во время написания сочинения на тему «Что такое счастье?».

Фильм 1972 года «Большая перемена» значительно отличается от «Доживем до понедельника». Его герои более жизнерадостные, оптимистичные. «Между прочим, я ваш новый педагог. Учитель истории!» — с такими словами приходит в вечернюю школу Нестор Северов, напоминающий Татьяну Сергеевну из киноленты «Весна на Заречной улице». Оба учителя преподают в вечерней школе, реализуют в своей деятельности авторитарный стиль, только Нестор Петрович менее подготовлен к сюрпризам от своих взрослых учеников. Для него работа в школе лишь способ прожить год и вновь предпринять попытку поступления в аспирантуру. На протяжении фильма мы видим взаимное влияние друг на друга учителя и учеников. До этого погруженный в собственный мир, Нестор Петрович начинает жить заботами своих взрослых подопечных, пытается помочь каждому в школе, и в ответ получает тоже самое. К примеру, можно вспомнить, как его прикрывали ученики, когда он задремал на уроке. Из холодного и эгоистичного, Нестор Петрович превращается в небезразличного и заботливого педагога.

В фильме 1976 года «Ключ без права передачи» снова показан конфликт между «хорошим учителем», «плохим» и учениками. Также поднимается сложный, философский вопрос: «Что бы ты сказал человечеству, если бы тебе дали такую возможность?». Главная героиня фильма, Марина Максимовна, учительница литературы и классная руководительница 10Б, относится к числу «хороших». Она проводит с учениками свободное время после занятий и на выходных, разговаривает и спорит о литературе и жизни, посещает с ними мероприятия, где живые поэты-современники (М. Дудин, Б. Ахмадуллина, Б. Окуджава, Д. Самойлов) читают стихи. Десятиклассники, в свою очередь, советуются с ней, охотно ходят в гости, приглашают на свои дни рождения, укладывают спать ее сына, обсуждают с ней поведение и профессионализм учителя их школы, химички по кличке Галгофа. Марина Максимовна похожа на Илью Семеновича из фильма «Доживем до понедельника»: оба несчастны в личной жизни, устали от работы, но при этом защищают своих учеников, используют демократичный стиль преподавания, оставаясь с ними на равных. Именно благодаря этому, Марина Максимовна получает от подопечных «ключик» к доверию. Но такие взаимоотношения другим кажутся странными и не устраивают педагогический состав, а также родителей учеников. На этой основе происходит диалог между педагогами о том, каким должен быть учитель и как ему следует себя вести, при этом упоминается рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре» и проводится параллель с Беликовым: ««Как бы чего не вышло». Товарищи, а может не зря Антон Павлович сделал его учителем? Были основания, значит, как не грустно?» — спрашивает один из педагогов. Марина Максимовна высказывает свое мнение: «До сих пор есть основания! Ученики ходят к учителю домой, пьют там чай ­ «какой пассаж»! Учатся отстаивать свои убеждения почему там, а не в актовом зале?» [5; 18] .

Проанализировав взаимоотношения других учителей с учениками, мы можем сделать вывод, что права была именно Марина Максимовна, которая ратовала за отсутствие «футляра» у учителей. Ведь именно благодаря тому, что она позиционировала себя как равная с учениками, проводила с ними свободное время, они прониклись к ней уважением и доверием, стали равняться на нее.

Образ учителя — обычного человека, которому не чужды мирские заботы, развивает фильм «Уроки французского» 1978 года, снятый по одноименной повести В. Распутина. Лидия Михайловна — молодая учительница, которая узнав о трудностях ученика пытается решить их небольшой хитростью, рискуя при этом своей работой. Ярким моментом в фильме является искреннее удивление главного героя Вовы, как учительница может заниматься таким низким делом, как азартная игра: «Как же я с Вами буду играть. ведь Вы же учительница?!». В ответ Лидия Михайловна говорит: «Учительница другой человек что ли? Иногда надоедает быть учительницей. Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез. » [1]. Еще более смущает Вову, когда Лидия Михайловна начинает жульничать сначала в его, а потом в свою пользу; но в конце концов он видит в ней такого же человека, как он сам.

В фильме 1980 года «Вам и не снилось» по повести Галины Щербаковой мы вновь встречаем образ учителя-друга. Татьяна Николаевна, учительница литературы, напоминает нам Илью Семеновича из киноленты «Доживем до понедельника»: несчастная в личной жизни, живущая школой и учениками, уставшая, перегоревшая. О своем предмете Татьяна Николаевна отзывается с любовью: «Я же единственный предметник, который касается души» [2]. Она использует демократичный стиль общения, относится к ученикам как к равным, взрослым людям, способным переживать сильные чувства, и взамен получает тот же «ключик» доверия от учеников: они советуются с ней, ходят на прогулки, навещают ее, когда она больна.

В фильме 1983 года «Чучело» и в фильме 1988 года «Дорогая Елена Сергеевна» представлены образы учителей, не умеющих вовремя заметить проблемы или недостатки учеников. Маргарита из «Чучела», занятая приготовлениями к свадьбе, упускает из виду травлю в классе, а Елена Сергеевна, веря в лучшее в своих подопечных, не понимает их действительных ценностей и устремлений.

В современном кинематографе фигурирует образ неуспешного, нищего, эмоционально нестабильного учителя, уставшего и погрязшего в рутине, не пользующегося авторитетом у учеников [6]. Пример можно увидеть в фильмах: «Розыгрыш» (2008 г.), «Географ глобус пропил» (2013 г.) «Училка» (2015 г.), сериал «Школа» (2009-2010 г.). Современные учителя ощущают ненужность своей профессии. Этому способствуют маленькие государственные зарплаты, отношение учеников, которые не понимают надобность многих предметов, ведь многое за них способен сделать компьютер, интернет.

Мы можем сделать вывод, что в истории кино, начиная с 1950 годов по настоящее время было показано пять типов учителей: первый — учитель-интеллигент, возвышенный над остальными («Весна на Заречной улице»), второй — педагог-революционер ( «Первый учитель», «Республика ШКИД»), третий — учитель-человек, способный на усталость от своей профессии («Доживем до понедельника», «Большая перемена», «Ключ без права передач», «Вам и не снилось»), четвертый — педагог, не умеющий вовремя заметить проблемы класса («Чучело», «Дорогая Елена Сергеевна»), пятый – неуспешный и неавторитетный учитель, осознающий свою ненужность («Розыгрыш», «Географ Глобус пропил», «Училка»). Мы можем сказать, что в изображении педагогической профессии в кино идет регресс. Отношение к учителям в реальной жизни влияет на их изображение в кино и наоборот, это двунаправленный процесс.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector