Igro-zon.ru

Работа и жизнь
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учитель или учительница

Общество

Читаю деловые, научные и публицистические тексты конца XIX — начала XX вв. Обращаю внимание на то, что слово учительница и его «заместители» (преподавательница, наставница, надзирательница, классная дама, пепиньерка, помощница учительницы, учащая, учительша) употребляются гораздо реже, чем парные к ним слова учитель, преподаватель и др. Почему?

Часть первая — историческая

Объясняется это просто: профессия учителя в России вплоть до конца XIX века была одной из «мужских» профессий: по материалам переписи 1897 г., в составе работников просвещения насчитывалось 107113 мужчин и 65729 женщин. Кроме преобладания мужского труда в сфере образования к объективным причинам более активного использования слов мужского рода следует отнести небольшое число специальных женских учебных заведений, в которых работали преимущественно женщины. Так, составитель Исторической записки Тобольской Мариинской женской школы писал: «До 1851 года ни в Тобольске, ни в других городах Западной Сибири не было женского учебного заведения, и ни из чего не видно, чтобы в административной сфере или в среде местного общества возникала мысль о необходимости учредить такое заведение».

С 1860-х гг. правительство начало обращать внимание на состояние женского образования: после издания «Положения 10 мая 1860 г.» стали возникать женские училища. Но их число было невелико: в 1870 г. во всей России всего 37 женских училищ первого разряда и 94 училища второго разряда. В этом же году они были преобразованы в женские гимназии и прогимназии. В зависимости от того, какое ведомство открывало и содержало женские гимназии, они делились на женские гимназии Министерства народного просвещения и женские гимназии ведомства учреждений императрицы Марии. (С конца XVIII века существовало особое ведомство учреждений императцы Марии, жены Павла I. Оно управляло институтами благородных девиц, воспитательными домами, сиротскими институтами).

К концу же XIX века бoльшая часть женщин-учительниц работала в учебных заведениях начального типа, так как по «Положению» 1864 г. учителями начальных училищ «имели право быть как духовные, так и светские лица», были допущены к преподаванию и женщины. После учреждения епархиальных училищ (женских средних учебных заведений церковного ведомства с семилетним курсом), устав которых был утвержден в 1868 году, учительницами многих церковно-приходских школ стали окончившие эти училища. На рубеже веков значительно расширилась сеть женских воскресных школ, увеличилось число женских гимназий, открывались женские средние специальные учебные заведения. Процесс феминизации учительских кадров как начальной, так и средней школы привел к равноправию женщин, когда в 1911 году Министерство народного просвещения предоставило им право «держать экзамен на диплом правительственных высших учебных заведений, приобретать ученые степени магистра и доктора» и новое звание «учительницы средних учебных заведений».

В качестве субъективной причины возрастающей роли женщины в педагогическом труде один из деятелей народного образования Западной Сибири начала ХХ века назвал «естественную женскую заботу о детях и склонность к их воспитанию, а также выносливость и терпеливость женщин, так необходимые в тяжелом учительском труде». Кроме того, мужчины, обязанные содержать семью, покидали школу из материальных соображений.

В конце XIX — начале XX вв. в реестре педагогических должностей наименования занятых обучением и воспитанием женщин использовались наравне с наименованиями мужчин. Так, в начальных школах (школах грамоты, земских школах, приход-ских и министерских училищах) обучением и воспитанием детей занимались учителя / учительницы. В средних учебных заведениях (классических гимназиях, реальных и коммерческих училищах, кадетских корпусах, семинариях, Мариинских и министерских женских гимназиях, женских епархиальных школах, а также в прогимназиях) функция обучения закреплялась за преподавателями / преподавательницами, а функция воспитания — за воспитателями / воспитательницами, наставниками/ наставницами и надзирателями / надзирательницами / классными дамами. Эту группу слов расширяют сочетания «помощник / помощница учителя» и наименование «пепиньерка». Пепиньерками называли помощниц воспитательниц, которые избирались на один год из учениц старших классов гимназий, успешно занимавшихся в предшествовавшем учебном году. Подчеркнем: во всех случаях для называния женщины — конкретного представителя работников «педагогической нивы» — использовались специализированные слова — существительные женского рода.

Часть вторая — грамматическая

В современном российском школьном образовании ведущая роль принадлежит учителям-женщинам. Однако слово учительница находится за пределами делового общения, в котором употребляется официальное наименование учитель. Это слово, как и многие другие названия лиц по роду деятельности, может указывать на: а) лицо мужского пола («Учитель-словесник Е.Н.Ильин оказался мастером неожиданных вопросов»); б) лицо женского пола («Моя бабушка всю жизнь работала учителем»); в) лица независимо от их пола («Учителями славится Россия», «Учитель года — 2006», «Заслуженный учитель РСФСР»). Имя существительное учительница не имеет стилевых помет в нормативных словарях современного русского языка, однако имеет специфическое значение (не может выражать «общее понятие о человеке», как, например, парное слово мужского рода).

Подобные парные образования, принятые в нейтральной речи (преподаватель — преподавательница, студент — студентка, заведующий — заведующая), известный лингвист Д.Э.Розенталь считает «в равной мере связанными с женским и мужским трудом», однако рекомендует в официально-деловом стиле сохранять форму мужского рода, когда «речь идет о номенклатурном наименовании должности».

Вот такой парадокс: ХХ век, открывший женщинам доступ ко всем профессиям, закрепивший за ними обучение и воспитание, вытеснивший мужской труд из этой сферы, в языковой практике устранил существовавшую специализацию слов мужского и женского рода, отнес слово «учитель» к большой группе названий лиц по роду деятельности вне зависимости от их пола. В этой группе, например, слова летчик, тракторист, спортсмен, студент (при наличии женских форм летчица, трактористка, спортсменка, студентка).

Интересно, что для многих профессий язык не нашел парных эквивалентов, и мы называем женщин «по-мужски»: доктор, дирижер, инженер, министр, адвокат, судья, юрист и администратор, бизнесмен, дизайнер, менеджер.

Читать еще:  Учитель это википедия

Казалось бы, самый удобный способ сказать о женщине — добавить суффикс. Тогда какой именно: инженерКа, инженерШа, инженерИЦа, инженерЕССа, инженерИНа? Многие суффиксы, создающие наименование деятеля женского пола, выражают оценку и стилистически окрашены
(ср. просторечные врачиха, директриса, докторша, хирургиня и подобные).

Вот и избрал литературный язык другой показатель «женской профессии» — смысловое согласование: доктор Иванова поставила диагноз. Правила требуют указания на реальный пол человека в согласуемых формах сказуемых — глаголов в прошедшем времени или сослагательном наклонении — при отсутствии такого согласования в формах определений: хороший стоматолог назначила лечение, наш директор Вера Ивановна.

Однако «живая» практика использования существительных мужского рода (министр, декан, доцент, юрист и т.п.) в качестве наименований лиц как мужского, так и женского пола демонстрирует стремление точнее указать на половую принадлежность: наша повар, обманутая экскурсовод, а также заведующая детским садом, ведущая программы. Такое обозначение реального пола отражает действительность, поскольку современные женщины могут занимать любые должности, владеть любыми специальностями, которые традиционно считались «неженскими».

И все-таки в строгой деловой или научной речи точные обозначения профессии — это слова мужского рода, а значит, правильно следует писать: «Объявить благодарность директору, классному руководителю, учителю. », даже если все они — женщины.

Чем отличается педагог от учителя и преподавателя?

По мнению подавляющего большинства людей, слова «учитель» и «педагог» являются синонимами и взаимозаменяемыми понятиями в русском языке. Однако не все так просто, и в этом вопросе есть свои нюансы. Попробуем детально разобраться, чем отличается педагог от учителя.

Сначала обратимся к терминам:

  • Учитель – это штатный сотрудник общеобразовательной школы, который занимается преподаванием какого-либо предмета ученикам.
  • Педагог (от древнегреческого παιδαγωγός, «ведущий подростка») – это специально подготовленный человек, деятельность которого направлена на обучение и воспитание подрастающего поколения. Также этим термином называют ученого, который работает над теоретическими проблемами развития педагогики как науки.

Таким образом, понятие «педагог» более широкое: оно, кроме непосредственно преподавательского аспекта, включает в себя воспитательный и наставнический момент. Наука педагогика представляет собой целенаправленную и системную деятельность, которая направлена на формирование человека, она разрабатывает методы и содержание обучения и воспитания. Педагоги передают человеку не только знания, но и личный социальный и жизненный опыт. Среди знаменитых педагогов можно вспомнить Яна Амоса Коменского, Генриха Песталоцции, Марию Монтессори, Василия Сухомлинского, Константина Ушинского.

Поскольку педагогика – это наиболее широкое понятие, связанное со сферой формирования человеческой личности, то педагогом может быть:

  • воспитатель детского сада;
  • школьный учитель;
  • преподаватель вуза;
  • спортивный тренер;
  • ученый, развивающий передовые педагогические идеи.

Учитель же – это специалист, окончивший педагогический вуз и преподающий определенный предмет. Работа в школе является более конкретной сферой приложения педагогической мысли. Учитель обязан преподавать свой предмет по утвержденной Министерством образования программе, использовать различные методики и приемы для подачи необходимой информации, помогать формированию личности и социализации своих учеников. Результатом его работы должен стать такой уровень знаний и навыков учащихся, который соответствовал бы утвержденным государством образовательным стандартам.

Кстати, между словами «учители» и «учителя» разница тоже есть. Если речь идет об авторитетном человеке, духовном наставнике, который часто никак не связан с педагогикой, но имеет последователей, если его идеи оказывали или оказывают большое влияние на людей, то во множественном числе таких людей называют «учители». В этом контексте можно вспомнить Виссариона Белинского, Льва Толстого, Конфуция, Махатму Ганди и многих других выдающихся людей прошлого и современности. А учителя – это работники сферы образования, обучать других – их функциональная обязанность.

Также имеется разница между учителем и преподавателем.

Учитель – это работник общеобразовательной школы, который закончил педагогический колледж или вуз. Его задача развивать – доносить нужные знания, применяя различные педагогические техники и методики. В школе ученик осваивает навыки поиска, осмысления и систематизации нужной информации, умение делать правильные выводы из полученных разрозненных данных, что пригодится ему в дальнейшем образовании.

Преподаватель работает в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Он сам является выпускником университета или академии, нередко имеет ученую степень.

У преподавателя нет необходимости заинтересовывать ученика в своем предмете и разъяснять его нужность, поскольку он работает с более взрослыми людьми, которые уже определились с выбором профессии. Воспитательная функция становится и вовсе второстепенной. Преподавателю достаточно квалифицированно доносить нужный материал до учеников и студентов, давать им задания для самостоятельной работы, во время которой они получают около 80% необходимой информации, и контролировать ее выполнение.

Чем еще различаются учитель и преподаватель, так это тем, что последний должен обязательно заниматься научной деятельностью и приобщать к ней студентов. Для учителей это требование не является обязательным. Научная деятельность преподавателей – это:

  • разработка новых учебных программ;
  • научные исследования;
  • подготовка методических рекомендаций;
  • написание учебных пособий;
  • участие в различных мероприятиях (семинарах, научно-практических конференциях, дискуссиях);
  • проведение лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий.

Следовательно, задача учителя – учить и воспитывать ребенка. Преподавателю нужно делиться своими знаниями по конкретному предмету, помогать осваивать информацию и привлекать студентов к научной деятельности. Однако представители обеих этих профессий относятся к очень уважаемой в нашем обществе когорте педагогов.

10 типов учительниц, которых каждый встречает в начальной школе

10 типов учительниц, которых каждый встречает в начальной школе

Уже почти две недели ваш первоклассник ходит в школу, а вы теперь чуть больше знаете о его учительнице. Мама троих детей Ксения Букша решила составить «рейтинг» преподавателей начальной школы. Разговор пойдёт в женском роде, потому что учительницы в первых классах встречаются чаще (но всё это применимо к учителям любого рода, конечно). Итак, перед вами десять примерных вариантов — от лучшего к худшему.

Читать еще:  Карьера в школе учитель

Тот учитель, к которому все стремятся попасть. Отличный педагог любого возраста, но чаще не старше шестидесяти. Нутром чует детскую психологию. У неё в классе не бывает травли, никто не считается двоечником или изгоем. Отличается чувством юмора, тактом, умением сразу оценить атмосферу в классе. Ребёнку с СДВГ даст поручение, умнику — пищу для ума не по программе, отстающих подтянет, нахальных осадит.

Гибкая и чёткая, умеющая отделить важное от неважного. К формальностям относится терпеливо, но без фанатизма. Об учёбе можно и не говорить — такой учитель всех научит всему, поменяет отношение тех, кто учиться не хотел, дополнительно мотивирует тех, кто хотел и так. Человек глобального видения и понимания, сочетающий результаты и душевное тепло. Ей можно доверить не только класс, но и многое другое.

Иногда она кажется резковатой, безапелляционной, но очень быстро понимаешь, что это и педагог настоящий, и человек что надо. Обычно — в момент, когда в первый раз видишь, как она улыбается или шутит. Она безупречно корректна, сдержанна, уважает детей и держит с ними дистанцию. Без сантиментов, но внимательная; утешать не будет, но проблему заметит и вовремя решит.

Её конёк — отличные результаты, чёткая дисциплина, бодрый настрой, интересные уроки. Строгая и справедливая виртуозно владеет вниманием класса и никому не позволит распоясаться. Несмотря на демонстративное business only, дети часто очень любят её — но не все одинаково. Некоторые её просто слушаются, другие побаиваются. Строгая и справедливая всё-таки не очень ориентирована на детскую психологию и коллектив; она прекрасный эффективный учитель-менеджер, но воспитатель лишь в общих чертах, постольку поскольку нужно создать обстановку для получения знаний. Это ей удаётся.

Обычно пожилая, сразу располагающая к себе. Отличается высокой эмпатией, интуицией, если и может, например, пристыдить ребёнка, то сделает это наедине — перед классом позорить не будет. У неё твердые жизненные принципы, идеалы, возможно, стереотипы — но она воплощает их в жизнь не жёстко, никого не записывает в отпетые.

С ней будет особенно уютно медленным ученикам, которые не хватают с неба звёзд. Таких она обычно любит больше всего, но способна хорошо взаимодействовать с любым ребёнком. В её классе уютно, на уроках спокойно, объясняет она понятно, у неё есть свои проверенные временем интуитивные приёмы, она подбирает ключик к каждой голове, терпелива, редко выходит из себя. Дети любят и уважают её, как внуки бабушку, а между собой обычно дружат.

В первый раз в первый класс входят не только ученики, но и учитель. Некоторые родители опасаются этой ситуации и стремятся её избежать. Я оказалась в ней с одним из моих детей, и мне кажется, что этот вариант не так уж плох. Молодая и свежая учительница может быть спокойной или весёлой, стеснительной или бойкой, но, как правило, в профессию она пришла по любви и глаза у неё так или иначе горят.

Плюсы очевидны: увлечённость, рвение, интерес к детям, желание сделать всё по максимуму. Минус тоже: очевидная неопытность. Но, честное слово, не такой уж это и минус. Маленькие дети настроены идти за учителем и не будут так уж жёстко проверять её на прочность — скорее они будут расти вместе. Все учителя когда-то начинали работать.

Конечно, риски есть. Что ждёт детей — творческая дисциплина или разброд и шатания? Что ждёт учителя — разочарование в работе или новые интересные открытия? Вот и увидите!

Учительница, про которую решительно ничего невозможно сказать, кроме того, что она справляется со своими обязанностями и не треплет детям нервы. Уже не так уж плохо. Спокойная и обыкновенная никогда не кричит, не ждёт от класса идеального поведения. Если спросить у неё: «Как там мой?» — она пожмёт плечами и скажет: «Нормально», «Всё хорошо». А если кто-то нахулиганил, скажет просто: «Дети есть дети».

Обычно класс подстраивается к её вяловатому темпераменту. На уроках стоит тихий ровный гул, уровень которого никогда не поднимается выше дозволенного. На переменах дети общаются, но дружба и вражда случаются редко. В таком классе можно проучиться два года, уйти и сразу забыть все имена. Главный недостаток — у неё скучно. Кто любит учиться, тот учится хорошо; кто не любит — неохотно и вполсилы. Ну и сама она учитель как учитель, неплохой, не больше и не меньше, а её класс — надёжная, комфортная камера хранения для ребёнка.

Один из самых частых типов педагога — серединка на половинку. Обычно у неё внушительный стаж, поэтому Добросовестная действительно многое умеет. У неё есть годами наработанные приёмы, есть профессиональные инстинкты, которые не позволят допустить самых грубых ошибок в работе с детьми. Примерно половине ребят такая учительница вреда не принесёт, а может, и научит добру. Но что будет с остальными?

Добросовестная не отличается гибкостью. Слишком умный у неё будет скучать и пинать балду; отстающих детей с проблемным поведением она невзлюбит, будет на них орать, стыдить их самих и родителей. Чувствительный ребёнок с особенностями может стать в её классе объектом травли, а она не придаст этому значения.

Читать еще:  Что должен делать социальный педагог в школе

В общем, в классе Советской можно ждать всех проявлений консервативной школьной культуры. Если ваш ребёнок — психологически устойчивая старательная девочка, развитая ровно на свой возраст, то, может быть, и обойдётся без проблем. Но и такому ребёнку придётся время от времени объяснять, что Марьиванна часто бывает неправа.

К таким учителям многие родители даже рвутся… А зря. Она любит только сильных детей, суперучеников, которых она готовит в супершколы, но штука в том, что сильные дети сами хотят учиться и могут идти вперед. Иметь с ними дело легко. Поэтому в деятельности Передовой и амбициозной много показухи, формальностей, пускания пыли в глаза и лишнего нервного напряжения для детей.

Олимпиады, дипломы, достижения, звёзды с неба — не вполне верная цель для педагога начальной школы

Не говоря уж о том, что ученики, которые академическими дарованиями не блещут, моментально выпадают из поля зрения учителя и оказываются за кадром.

Родитель, общаясь с Передовой, чувствует какое-то неясное смущение, даже если его ребёнок попал в число умников и умниц. А всё потому, что чувствуешь: как только он перестанет «демонстрировать показатели», так тут же и выпадет из «инвестиционной корзинки» честолюбивого педагога. Такой учитель-тренер ещё кое-как уместен в спорте (включая олимпиадную математику), но уж точно не в началке.

Сюда обычно скатываются выгоревшие представители других видов. Нервную и усталую учительницу можно распознать по замученному лицу, потухшему взгляду и нередко севшему голосу. Она по инерции учит и кое-как держит дисциплину в классе, но силы её на исходе, личного интереса к происходящему нет.

Учеников воспринимает скорее негативно, много времени тратит на организационные вопросы, внимание уделяет скорее потенциально опасным шалунам, потому что всегда боится провала. Если же с учеником всё в порядке, на него можно не тратить сил. Наверное, всё описанное скорее беда учителя, чем его вина, но детей лучше держать от неё подальше.

Бывает и такое. Может быть, выгорание достигло пика; может быть, человек выбрал не ту профессию; может быть, на всё это наложились какие-то особенно сложные условия в конкретной школе — и вот результат: в классе творится чёрт-те что, научиться никто ничему толком не способен. Наверное, долго такая ситуация нигде не длится, но что встречается часто — факт.

Мы на самом дне моей несложной классификации учителей начальной школы. Такие учителя до сих пор встречаются, а распознать их удаётся не сразу. Может сначала показаться, что она — или Передовая и амбициозная, или Добросовестная и советская, или даже Строгая и справедливая. Если родитель не очень внимателен к своему ребёнку, он может никогда и не узнать, что делает с ним такой учитель.

Какие признаки могут указывать на то, что учитель пользуется своей властью для самоутверждения и унижения учеников?

1. Безапелляционность и жёсткость, с которой учитель говорит о своей работе, о дисциплине, о своих методах и о детях. «У меня все как шелковые», «Учитель сказал, ученик сделал» — всё это неплохие принципы, но если учитель с удовольствием повторяет их родителям с акцентом на своей абсолютной власти — стоит насторожиться. Особенно если при этом он хоть в какой-то мере винит детей или конкретного ребёнка («с ним иначе нельзя»).

2. Ребёнок рассказывает о частых и необычных наказаниях, которым учитель подвергает других учеников или его самого. Особенно если наказания носят оттенок издевательств. Например, учитель запирает в шкаф личные вещи ученика и все знают, что её надо «хорошо попросить, чтобы отдала».

3. Он боится учителя, не может обратиться к нему в случае бытовых, да и учебных затруднений. Понятно, что надо сделать скидку на природную стеснительность ребёнка. Имеется в виду, если в других ситуациях таких трудностей у ребёнка не было.

4. В классе есть изгои. Это «плохие мальчики и девочки, которых всегда ставят в угол и с которыми никто не дружит». Успеваемость и поведение влияют на отношение детей друг к другу.

Присмотритесь повнимательнее. Учительница-булли с оттенком садизма — самое последнее, что нужно ребёнку, который только начинает свой путь к знаниям. Хотя мы очень надеемся, что ваши дети попали к учителям из первой пятёрки — добрым, уверенным, отзывчивым, ответственным, гибким, чётким и умелым.

Учитель или учительница

  • Бенгальский
  • Хинди

  • Русский

  • Русский

  • Русский

  • Русский

  • Русский

учитель — мужчина (man)
учительница — женщина (woman)
Например, нашего учителя по математике зовут Дмитрий Васильевич.
Сегодня день рождения у учительницы русского языка.

  • Русский

  • Русский

  • Русский

  • Английский (американский вариант)
  • Русский
  • Испанский

Учитель: не известно если мужчина или женщина

  • Казахский Практически свободно говорящий
  • Русский

Символ показывает уровень знания интересующего вас языка и вашу подготовку. Выбирая ваш уровень знания языка, вы говорите пользователям как им нужно писать, чтобы вы могли их понять.

Мне трудно понимать даже короткие ответы на данном языке.

Могу задавать простые вопросы и понимаю простые ответы.

Могу формулировать все виды общих вопросов. Понимаю ответы средней длины и сложности.

Понимаю ответы любой длины и сложности.

Станьте частью сообщества HiNative прямо на ходу!

( 29 576 )

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector