Igro-zon.ru

Работа и жизнь
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учитель и педагогическая наука

Эссе. Учитель и наука

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

«Науку составляют знания, логически соединенные в систему и проникнутые идеею»
М. Куторга.

Профессия учителя известна еще с древних времен. Роль педагога в прогрессивном развитии общества велика и значима хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует новое поколение, которое продолжит дело отцов, но уже на более высоком уровне развития. Ведь воспитать человека с современным мышлением, способного найти себя в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» вкладываются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. Другими словами, педагог формирует будущее общества, науки и культуры. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. По словам Я. Коласа, классика белорусской поэзии и литературы: “Педагог – это не только воспитатель, педагог – это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры”. Умение и желание учиться всю жизнь – обязательное качество настоящего учителя. К.Д.Ушинский говорил: «Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!» Вместе с развитием самого общества роль педагога и науки в современном мире, претерпевают всяческие изменения: педагог живёт в обществе и, соответственно, вместе с ним переживает все те же перемены (эволюционные либо революционные), которые происходят в этом обществе. Неудивительно, что в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась, эволюционировала от уровня наемного работника до государственного служащего.

Осмысливая развитие педагогической теории, нельзя не обратить внимания на то, что педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Есть историческая причина подобного смешения этих терминов. В XIX в. существовало два понятия: педагогика и педагогия. Первое обозначало науку о воспитании, второе – относилось к практической воспитательной деятельности. Затем эти понятия слились, что давало повод считать педагогику и наукой, и искусством. А основа учительского мастерства — знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса. Без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Многовековой опыт обучения и воспитания подрастающих поколений, результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности – это и есть педагогическая наука. Таким образом, мне становится, очевидно, что педагогическая профессия, без синтеза обеих составляющих, никогда не даст полноценного результата. Мастерство в совокупности с творческим потенциалом – вот качества истинного педагога!

Lingvotutor.RU

Изучаем слова и не только…

Педагогика современного учителя

В современной педагогической науке в последнее время значительное внимание уделяется творческой поисковой деятельности учителя, направленной на внедрение новых педагогических технологий, на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, на гуманизацию и демократизацию воспитательного процесса. Вполне понятно, что современный учитель должен владеть умениями творческого поиска, которые тесно связаны с педагогическим исследованием. Проблема формирования творческой личности учителя находит свое отражение и в научно-педагогической литературе. Появился ряд работ, в которых раскрыто значение научно-исследовательской работы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают исследования В.В. Борисова, Ю.М. Галатюк, Л.С. Левченко, Ю.Л. Львовой, в которых отмечается, что исследовательская работа является важной составляющей деятельности современного учителя. Однако, на наш взгляд, еще требует отдельного рассмотрения проблема влияния педагогического исследования на развитие учителя как личности и специалиста. Ввиду этого, основной задачей статьи является выяснение места и роли педагогического исследования в структуре профессиональной деятельности современного учителя.

Прежде всего, следует отметить, что по своей природе педагогическая деятельность является сложной и многогранной. Это определяется многими объективными и субъективными факторами, их неповторимым сочетанием, своеобразным механизмом постановки и решения воспитательных и образовательных задач, разнообразием средств и условий их решения.

Известно, что основной целью деятельности педагога является формирование личности. Формируя личность, учитель должен, прежде всего, перевести воспитательную или иную задачу на язык задачи, понятный для учащихся, добиться выполнения этих задач с помощью определенных средств и способов. Он должен руководить этой деятельностью школьников, анализировать, предоставлять ей желаемого направления и оценивать ее, вместе с тем, он должен анализировать и свою деятельность — от содержания и способов постановки задач зависит характер деятельности учащихся, а это определяет процесс и содержание формирования личности. Такова общая схема работы учителя.

В.А. Сухомлинский во многих своих трудах отмечал, что педагогическая деятельность невозможна без элемента исследования, потому что по своей логике и философской основой она имеет творческий характер. По мнению известного педагога, каждая человеческая индивидуальность, с которой имеет дело учитель, — это в определенной степени, своеобразный, неповторимый мир мыслей, чувств, интересов.

Учитывая то, что педагогический процесс управляется объективными законами, без учета и использования которых педагог не может преуспеть, учителю очень важно знать основные закономерности процесса обучения и воспитания, постоянно совершенствовать свое педагогическое мышление. Теория дает общую ориентацию для действий, предлагает определенные образцы решения педагогических задач. Но каждый раз общие положения или принципы нужно использовать с учетом конкретных обстоятельств, особенностей педагогической ситуации.

В своей работе педагогу много приходится достигать, полагаясь на собственный опыт, сочетать знания с интуицией, анализировать результаты проб, исправляя допущенные ошибки. Даже то, что в методических указаниях представлены содержание и способы организации деятельности учащихся, еще не означает, что учитель получил в руки готовый алгоритм педагогического воздействия, который гарантирует стопроцентный положительный эффект.

Научные достижения учитель должен сделать своими. Это означает, что он должен «заново» для себя все открывать снова и проблемное обучение и дифференцированный и личностно ориентированный подходы и многое другое. Педагогический процесс является активным и динамичным, постоянно обогащается новыми достижениями общественной жизни, как духовными так и материальными, поэтому невозможно раз и навсегда постичь все тайны педагогики, — их надо постоянно «переоткрывать».

Педагогический процесс и в теории, и в ее практическом действительном воплощении — результат деятельности педагога. Но, кроме самого педагога, в нем участвуют еще и авторы учебников и пособий, другие коллеги-учителя, ученики. Основой учебно-воспитательной работы является прежде достижения педагогической науки. Однако наука указывает для педагога лишь общее направление к цели. Дело учителя — использовать рекомендации науки в конкретных, неповторимых педагогических ситуациях, творчески сочетая известные педагогические средства, видоизменяя эти средства применительно к конкретным ситуациям.

Можно привести много примеров из педагогической практики, когда педагог-мастер достигает заметных положительных результатов в обучении и воспитании детей, а рядом работают учителя, имеющие результаты намного скромнее. Казалось бы, почему полезный опыт не изучить и не использовать всем? А дело в том, что использование опыта, когда речь идет не о его механическом применение, что, в конце концов не дало противоположные результаты, — процесс также творческий. Опыт может быть использован только в том случае, когда тот, кто его изучает, подготовленный к этому. Если у учителя развито педагогическое мышление, позволяющее оценить главную идею и логику передового опыта выдающихся педагогов, можно говорить о том, что он готов перенять этот опыт и внедрять его в соответствии с конкретными условиями. Без глубокого осознания сущности их гуманистических концепций и принципов педагогической логики распространения этого опыта не даст желаемых результатов. Итак, опять же нужна соответствующая научная подготовка учителя и творческий подход к своему делу.

Читать еще:  Учитель кинорежиссер википедия

Овладеть методами и приемами анализа передового опыта, а это значит научиться вести наблюдение за деятельностью учителей и учеников, уметь выделять главное, обобщать, анализировать полезно каждому педагогу. Другими словами — надо знать технологию педагогического исследования.

Было время, когда школу, а значит практику обучения и воспитания, противопоставляли науке, собственно научному исследованию. Считалось, что наука ведет непрерывный поиск, борется против любой рутины, что только ей присущие творческие принципы, а школа, вместо того, принимает только устоявшееся и проверенное, то есть то, что не подлежит сомнению, следовательно, является институтом консервативным. Но практика доказывает, что это противоречие определенной степени искусственное и что именно исследовательский компонент сближает научный поиск и учебно-воспитательный процесс, именно он стимулирует творческий подход в практической деятельности, а это способствует творчеству научному.

Поэтому в образовательной практике особого внимания приобретают исследовательские компоненты, которые постепенно становятся очень важной составляющей педагогической деятельности каждого учителя. Конечно, в таком смысле мы должны говорить, что учитель проводит педагогическое исследование, которое является сознательным целенаправленным поиском путей совершенствования педагогического процесса с использованием определенного научного аппарата, теоретических и эмпирических методов. Бесспорно, что такое исследование направлено на получение новых знаний, прежде всего для учителя с целью его успешной педагогической деятельности, в отличие от научно-педагогического исследования, которое направлено на получение новых знаний в науке.

Хотя стоит отметить, что творческий учитель очень часто приобретает в процессе исследования не только для себя новые знания, но эти же знания становятся открытиями для науки. Такой учитель, как правило, работает на высоком научно-педагогическом уровне и его педагогическую деятельность можно действительно назвать научной. Среди таких творческих учителей-практиков можно отметить А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, А.А. Захаренко, С. П. Логачевська и др., которые стали не только известными педагогами, но и учеными.

Практика доказывает, что педагогу очень часто приходится обобщать как свой опыт (когда надо рассказать или написать о нем), так и опыт своих коллег или даже целого учительского коллектива. Творческий учитель всегда стремится внедрить нечто новое, проверить его на практике, чтобы получить достоверные данные о результатах своего внедрения. В этом случае он непосредственно включается в собственно исследовательскую деятельность. Вполне естественно, что перед педагогом, начинающий научный поиск, возникает много вопросов: что значит быть исследователем? Или каждый способен на это? Какие личные качества должны быть присущи исследователю и какие знания и умения нужны ему?

Российский ученый В.И. Загвязинський отмечает, что быть педагогом-исследователем — значит уметь находить новое в педагогических явлениях, выявлять в них неизвестные связи и закономерности. А это требует прежде общей культуры и высокой профессиональной подготовки, определенного опыта учебно-воспитательной работе и специальных знаний и умений, присущих именно исследовательской работе. В частности, нужно уметь наблюдать и анализировать явления; обобщать результаты наблюдений, выделив самое главное; по определенным признакам предвидеть развитие явлений в перспективе; сочетать точный расчет с воображением и интуицией и многое другое. Сложность педагогических явлений с незавершенностью их логического анализа и недостаточной информированностью о них, делает проблему научного поиска особенно актуальной.

В последнее время в современной школе значительное место занимает педагогическая. Она может иметь и чисто научно-теоретическое направление на совершенствование этой практики.

Активизация внимания к педагогической диагностике в наше время не случайно. В условиях внедрения принципиально новых педагогических технологий и функционирования различных как по форме собственности, так и по принципам построения учебного процесса школ, знание методов педагогической диагностики становится нормой для каждого учителя. Соревнования различных образовательных систем требует исследовательской работы, связанной с анализом состояния всех объектов педагогического процесса. Речь идет о том, что кто лучше знает о глубинных причинах и последствиях педагогического воздействия, то выйдет победителем в этих соревнованиях, а, следовательно, его воспитанники достигнут значительных результатов в своей самореализации.

Чем отличается педагог от учителя и преподавателя?

По мнению подавляющего большинства людей, слова «учитель» и «педагог» являются синонимами и взаимозаменяемыми понятиями в русском языке. Однако не все так просто, и в этом вопросе есть свои нюансы. Попробуем детально разобраться, чем отличается педагог от учителя.

Сначала обратимся к терминам:

  • Учитель – это штатный сотрудник общеобразовательной школы, который занимается преподаванием какого-либо предмета ученикам.
  • Педагог (от древнегреческого παιδαγωγός, «ведущий подростка») – это специально подготовленный человек, деятельность которого направлена на обучение и воспитание подрастающего поколения. Также этим термином называют ученого, который работает над теоретическими проблемами развития педагогики как науки.

Таким образом, понятие «педагог» более широкое: оно, кроме непосредственно преподавательского аспекта, включает в себя воспитательный и наставнический момент. Наука педагогика представляет собой целенаправленную и системную деятельность, которая направлена на формирование человека, она разрабатывает методы и содержание обучения и воспитания. Педагоги передают человеку не только знания, но и личный социальный и жизненный опыт. Среди знаменитых педагогов можно вспомнить Яна Амоса Коменского, Генриха Песталоцции, Марию Монтессори, Василия Сухомлинского, Константина Ушинского.

Поскольку педагогика – это наиболее широкое понятие, связанное со сферой формирования человеческой личности, то педагогом может быть:

  • воспитатель детского сада;
  • школьный учитель;
  • преподаватель вуза;
  • спортивный тренер;
  • ученый, развивающий передовые педагогические идеи.

Учитель же – это специалист, окончивший педагогический вуз и преподающий определенный предмет. Работа в школе является более конкретной сферой приложения педагогической мысли. Учитель обязан преподавать свой предмет по утвержденной Министерством образования программе, использовать различные методики и приемы для подачи необходимой информации, помогать формированию личности и социализации своих учеников. Результатом его работы должен стать такой уровень знаний и навыков учащихся, который соответствовал бы утвержденным государством образовательным стандартам.

Кстати, между словами «учители» и «учителя» разница тоже есть. Если речь идет об авторитетном человеке, духовном наставнике, который часто никак не связан с педагогикой, но имеет последователей, если его идеи оказывали или оказывают большое влияние на людей, то во множественном числе таких людей называют «учители». В этом контексте можно вспомнить Виссариона Белинского, Льва Толстого, Конфуция, Махатму Ганди и многих других выдающихся людей прошлого и современности. А учителя – это работники сферы образования, обучать других – их функциональная обязанность.

Читать еще:  Институты учитель математики

Также имеется разница между учителем и преподавателем.

Учитель – это работник общеобразовательной школы, который закончил педагогический колледж или вуз. Его задача развивать – доносить нужные знания, применяя различные педагогические техники и методики. В школе ученик осваивает навыки поиска, осмысления и систематизации нужной информации, умение делать правильные выводы из полученных разрозненных данных, что пригодится ему в дальнейшем образовании.

Преподаватель работает в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Он сам является выпускником университета или академии, нередко имеет ученую степень.

У преподавателя нет необходимости заинтересовывать ученика в своем предмете и разъяснять его нужность, поскольку он работает с более взрослыми людьми, которые уже определились с выбором профессии. Воспитательная функция становится и вовсе второстепенной. Преподавателю достаточно квалифицированно доносить нужный материал до учеников и студентов, давать им задания для самостоятельной работы, во время которой они получают около 80% необходимой информации, и контролировать ее выполнение.

Чем еще различаются учитель и преподаватель, так это тем, что последний должен обязательно заниматься научной деятельностью и приобщать к ней студентов. Для учителей это требование не является обязательным. Научная деятельность преподавателей – это:

  • разработка новых учебных программ;
  • научные исследования;
  • подготовка методических рекомендаций;
  • написание учебных пособий;
  • участие в различных мероприятиях (семинарах, научно-практических конференциях, дискуссиях);
  • проведение лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий.

Следовательно, задача учителя – учить и воспитывать ребенка. Преподавателю нужно делиться своими знаниями по конкретному предмету, помогать осваивать информацию и привлекать студентов к научной деятельности. Однако представители обеих этих профессий относятся к очень уважаемой в нашем обществе когорте педагогов.

Педагогическая деятельность и педагогическая наука.

Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.

Научная педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная педагогическая деятельность состоит из двух видов: теоретической и экспериментальной.

Научная деятельность изучает всю совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности.

Практическая педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему.

В практической педагогической деятельности происходит передача культуры (опыта) младшему поколению.

Практическая педагогическая деятельность состоит из двух видов: учебной и воспитательной.

4. Образование, воспитание, обучение как основные педагогические категории. Соотношение понятий «образование», «воспитание» и «обучение»: традиция и современные подходы.

Образова́ние — целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование».
«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».

5. Антропологический, культурологический, социологический и экономический подходы к определению образования. Образование как педагогический феномен.

Одним из возрождающихся являетсяантропологический подход, который впервые разработал и обосновал К. Д. Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. К. Д. Ушинский к обширному кругу антропологических наук отнес анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию (изучающую землю как жилище человека, человека как жильца земного шара), статистику, политическую экономию и историю в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания). Во всех этих науках, как он полагал, излагаются; сравниваются и группируются факты и те отношения, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека. Актуальность антропологического подхода заключена в необходимости преодолеть «бездетность» педагогики, не позволяющую ей обнаружить научные законы и проектировать на их основе новые образцы образовательной практики. Возвращение ею антропологического подхода является условием интеграции педагогики с психологией, социологией, культурной и философской антропологией, биологией человека и другими науками.

Основным способом проектирования и развития образования, основанного на соединении образования и культуры, становится культурно-логический подход. Культурологический подход ориентирует систему образования на диалог с культурой человека как ее творца и субъекта способного к культурному развитию. Культурологический подход является междисциплинарным, он проявляется в разнообразных формах, использует собственные научные методы исследования. Данный подход имеет явную гуманитарную и аксиологическую направленность. С позиций культурологического подхода в центр образования ставится субъект культуры — «воспреемник исторического наследия и творческое начало истории». Педагогический идеал — культурный человек видится как личность, обладающая не только системой знаний, адекватной научной картине мира, но и самостоятельностью во мнениях и поступках, открытая к диалогу и творящая культуру путем диалогического общения, обмена смыслами, способная к культурному саморазвитию. «Культурологический подход изменяет представление об основополагающих ценностях образования как исключительно информационно-знаниевых и познавательных, снимает узкую научную ориентированность его содержания и принципов построения учебного плана, расширяет культурные основы и содержание обучения и воспитания, вводит критерии продуктивности и творчества в деятельность взрослого и ребенка».

Социологический подход к образованию нацелен прежде всего на определение места и роли образования в обществе. О выявлении диалектики, взаимодействия образования и различных подсистем общества: экономических, политических, социальных, культурных.

Специфика социологического подхода к образованию состоит в том, чтобы анализировать степень удовлетворенности им различных социальных общностей, как непосредственно включенных в его систему, так и косвенно связанных с ней. Речь идет о выявлении социального самочувствия различных групп в сфере образования, факторах социального комфорта и дискомфорта (что особенно актуально для общества, совершающего переход к рыночным отношениям), готовностью людей продолжать образовательную деятельность в течение всей их жизни либо достаточно долгого времени.

В чем заключается специфика социологического подхода к изучению образования? Во-первых, процесс образования рассматривается в контексте социального взаимодействия как одна из подсистем социальной системы, в которой формируются устойчивые, стандартизированные образцы поведения (статусы и роли).

Вторая особенность социологического анализа заключается в том, что система образования рассматривается как тип социальной организации с присущей ей социальной структурой, т.е. совокупностью взаимосвязанных

Читать еще:  Что такое сурдопедагогика определение

социальных позиций и ролей, посредством которых осуществляются различные типы деятельности.

Третья, главная особенность социологического подхода состоит в том, что образование рассматривается в качестве одного из важнейших институтов общества, выполняющего ряд специфических функций.

В рамках экономического подхода к образованию, образование рассматривается как один из важнейших социально-экономических ресурсов развития, как общества, так и личности. Повышение образовательного уровня работников влияет на рост общественной и индивидуальной производительности труда.

Известно, что впервые вопросы экономики образования были подняты ещё во второй половине XVIII века А. Смитом и Д. Стюартом. А. Смит приравнивал человека, получившего образование и затратившего на это много труда и времени, к одной из самых дорогих машин.

Суть экономического подхода к образованию в лаконичной форме может быть определена через диалектическое взаимодействие экономики и образования: 1. Как экономика общества влияет на образование, включая его в систему финансово-экономических отношений. 2. Какова экономическая эффективность образования. 3. Как образование влияет на развитие производства, экономики общества в целом.

Составной частью экономического подхода к образованию является разработка образовательного маркетинга. Выявление потребности в образовательных услугах, их потребителей, заставляет конкурировать производителей этих услуг. Следовательно, подлинным хозяином на рынке образовательных услуг становится потребитель. Смысл экономического подхода к образованию в современном обществе состоит в том, чтобы показать необходимость ограниченного вмешательства государства в отраслевую экономику образования. Эта необходимость вызвана наличием у государства определенных экономических ресурсов, которые оно в состоянии направить на реализацию ряда программ развития образования.

6. Воспитание как целостный процесс. Овладение системой нравственных ценностей и норм как ведущая цель и содержание воспитания.

В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс.

Целостность – это объективное, но не постоянное их свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, строится целенаправленно.

Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и потому, пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. Рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания и образования.

Воспитание есть относительно самостоятельный процесс, имеющий ряд особенностей:

Во-первых, воспитание – процесс целенаправленный. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания, к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда эта цель известна и понятна воспитаннику, и он согласен принять ее.

Во-вторых, это процесс многофакторный. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнофакторных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.

В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры.

В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не та ощутимы, не так явно обнаруживают себя, как, например результаты процесса обучения.

В-пятых, особенностью педагогического процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно мероприятие, каким бы ярким оно ни было, не способно сильно повлиять на поведение воспитуемого, в частности ученика. Если же процесс воспитания не регулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось.

В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект.

7. Обучение как средство образования и воспитания.

Понятие «образование» есть категория всеобщая, целостная, полифункциональная и полисмысловая. Однако, несмотря на различие подходов к толкованию понятия образования, в нем содержится нечто всеобщее, единое и сущее. Во многих учебниках, энциклопедиях и справочниках понятие «образование» трактуется как процесс и результат обучения, а процессуальная сторона образования ассоциируется с понятием «обучение».
Под обучением в современной науке и педагогической практике понимаются активный целенаправленный процесс передачи (трансляции) обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий и т.д.) и организация освоения этого опыта, а также возможности и готовности применить этот опыт в различных ситуациях. Обучение соответственно предполагает в качестве своего условия процесс научения или учения как освоение этого опыта.
Воспитание есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью формирования у него определенных (рассматриваемых обществом в каждый данный исторический период его развития как социально значимых, позитивных) ценностных ориентации, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев). Воспитание рассматривается как целостное воздействие всей образовательной среды, хотя в аналитических и педагогических целях оно дифференцируется на нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и т.д.
Взаимосвязь понимаемых таким образом процессов обучения и воспитания может быть, по крайней мере, четырех типов:

Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя этими процессами, в котором они как бы сливаются воедино. «Обучая, мы воспитываем, воспитывая, мы обучаем», — отмечал С.Л. Рубинштейн. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется в этом случае как воспитывающее обучение.

Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь обучение должно действовать на воспитание.

Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями и ценностями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и научение.

Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением. Такое часто жесткое жизненно реалистичное именно на момент воздействия воспитание старшими, сверстниками часто оказывается решающим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector