Igro-zon.ru

Работа и жизнь
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учитель и педагог дополнительного образования

Профессия — воспитатель, педагог дополнительного образования

Выбор профессии воспитателя: плюсы и минусы.
Какие личные качества нужны воспитателю и педагогу дополнительного образования

Воспитатель (или воспитательница) и педагог дополнительного образования – это специалисты по воспитанию и развитию детей младшего возраста. Всем знакомы воспитатели, которые работают в детском саду. Они занимаются уходом, присмотром, воспитанием и образованием детей дошкольного возраста пока родители на работе. Работа воспитателя также востребована в детских домах, школах-интернатах и других учебно-воспитательных учреждениях.

Педагоги дополнительного образования – это специалисты, которые организуют секции, кружки, студии и клубы для дошкольников и младших школьников, где дают углубленные знания по школьным дисциплинами или развивают навыки, выходящие за рамки школьной программы. Педагоги дополнительного образования ведут спортивные секции, танцы, прикладные искусства, театральное мастерство, робототехнику, мультипликацию, мыловарение и тысячи других интересных развивающих занятий для детей.

Если вы хотите стать воспитателем или педагогом дополнительного образования, мы рекомендуем наши бесплатные тесты:

    ✔ Тест на профессию будущего педагога (социально-гуманитарный профиль) >>
    ✔ Профориентационный тест «Личность и профессия» >>

Чем занимается воспитатель на работе:
✎ Ухаживает и присматривает за детьми
✎ Организовывает игры и праздники
✎ Обучает навыкам самообслуживания, правилам поведения за столом, безопасности
✎ Обучает новым навыкам и компетенциям в соответствии со своим профилем (музыка, школьные дисциплины, спорт, ремесла)
✎ Следит за соблюдением режима дня и безопасностью детей
✎ Взаимодействует с родителями и педагогами дополнительного образования
✎ Ведет документацию

Плюсы и минусы работы воспитателя и педагога дополнительного образования
Работа воспитателя — это социально полезный и уважаемый труд. Если вы любите детей, хотите помогать им расти и развиваться, у вас стальные нервы и вы оптимист, то профессия — для вас. Работающие воспитатели выделяют положительные и отрицательные стороны своей работы:

✔ Общение с людьми
✔ Атмосфера детства – веселье, радость, сказки, игры
✔ Возможность научить ребенка хорошему и интересному, повлиять на его будущее
✔ Возможность творить и придумывать вместе с детьми
✔ Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым
✔ Длинный отпуск
✔ Возможность отдать своего ребенка в детский сад без очереди✔ Воспитатель должен быть на работе к 7 утра
✔ Бывают трудные и конфликтные дети
✔ Чаще бывают «трудные» родители 🙂
✔ Приходится решать конфликты между детьми и между
родителями
✔ Небольшая зарплата
✔ Большая ответственность за жизнь и здоровье детей (в том числе
уголовная)
✔ Много рукописной работы

Какие универсальные компетенции нужны воспитателю и педагогу дополнительного образования
Конечно, главное в работе воспитателя и педагога – это любить детей. Но есть компетенции, которые необходимы будущему воспитателю и обязательно помогут ему в ежедневной работе.
✔ Коммуникабельность
✔ Грамотная устная и письменная речь
✔ Умение хорошо рассказывать
✔ Эмоциональный интеллект
✔ Уверенность в себе
✔ Дружелюбие
✔ Позитивный настрой
✔ Способность сопереживать
✔ Хороший внешний вид
✔ Терпеливость
✔ Стрессоустойчивость
✔ Организованность
✔ Умение мотивировать
✔ Креативность
✔ Любознательность

Средняя заработная плата
Воспитатели и педагоги дополнительного образования в государственных учреждениях, к сожалению, имеют невысокие оклады. Зарплата частных педагогов и гувернеров, воспитателей в коммерческих детских садах выше.
15 000 – 70 000 в месяц

Где учиться
Стать воспитателем можно после получения среднего профессионального образования по специальностям: дошкольное образование (44.02.01), педагогика дополнительного образования (44.02.03) и специальное дошкольное образование (44.02.04).
Поступить в колледж можно после 9 или после 11 класса.
Срок обучения на воспитателя после 9 класса составит 4 года, а после 11 класса – 3 года.

Колледжи:
• Гуманитарно-правовой колледж юридического института МГПУ
• Педагогический колледж «Арбат» МГПУ (бывший ПК № 9)
• Педагогический колледж «Дорогомилово» МГПУ (бывший ПК № 6)
• Педагогический колледж «Измайлово» МГПУ (бывший ПК № 8)
• Педагогический колледж «Медведково» МГПУ (бывший ПК № 14)
• Педагогический колледж № 18 «Митино»
• Педагогический колледж «Черемушки» МГПУ (бывший ПК № 4)
• Педагогический колледж № 10
• Педагогический колледж № 15
• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака МГПУ (бывший ПК № 13)
• Социальный колледж РГСУ

Где работать
Воспитатель и педагог дополнительного образования может работать как в государственных учреждениях, так и в частных:
✔ Детские сады (МДОУ)
✔ Коммерческие детские сады (Сад-лицей при содействии ЮНЕСКО «Мир чудес», Классический пансион при МГУ им. Ломоносова, Английский детский сад «Гусёнок», Частный детский сад «Волшебный замок» и др.)
✔ Дома творчества
✔ Дома культуры
✔ Центры дошкольного развития
✔ Работа гувернером, няней

Востребованность
Работа воспитателя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Педагог дополнительного образования: описание профессии, обязанности и требования

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Каждый родитель мечтает, чтобы все возможности, способности и интересы ребенка развивались в одинаковом соотношении. Однако с такой задачей не в состоянии справиться традиционная школа, так как набор изучаемых предметов ограничен учебной программой. В таких случаях в жизни ребенка появляется педагог дополнительного образования, который индивидуально подходит к развитию талантов каждого малыша.

Кто такой педагог дополнительного образования? Какие должностные обязанности выполняет этот специалист? Какими качествами и образованием он должен обладать? Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Кто это такой?

Педагог дополнительного образования – это человек, который превратит в реальность мечты вашего ребенка. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день система традиционного школьного образования построена в соответствии с довольно строгими рамками и требованиями. Именно поэтому многие родители прибегают к помощи дополнительных педагогов, чтобы помочь ребенку удовлетворить его любознательность, поддержать интересы и развить таланты. При этом педагог дополнительного образования, так же, как обычные учителя и преподаватели, работает в соответствии с документом, который называется профстандарт, поэтому вам не придется переживать по поводу компетенции данного специалиста.

Дополнительные педагоги (причем они бывают как для детей, так и для взрослых) могут работать в качестве наемных работников (например, в центрах культуры) или открывать собственные школы и кружки.

Причем обучение в таких школах и кружках может затрагивать самые разные сферы: иностранные языки, рисование, танцы и вокал, спорт и многое другое.

Должностные обязанности

При трудоустройстве на то или иное место работы педагог дополнительного образования получает от работодателя подробную инструкцию, в которой прописаны все должностные обязанности специалиста. Для того чтобы эффективно и качественно выполнять свою работу, педагог должен владеть всеми перечисленными в такой инструкции навыками.

Обычно должностные обязанности включают в себя следующие задачи.

  • Комплектация учебных групп. Основная работа педагогов дополнительного образования происходит в группах, реже специалист проводит индивидуальные занятия. Для того чтобы обучение проходило максимально эффективно и приносило наибольшую возможную пользу каждому ученику, учитель должен правильно сформировать группы. Это значит, что все ученики должны быть примерно одинакового возраста, а также уровня владения навыком. Нельзя, например, составить общую группу из 15-летних подростков и дошкольников.
  • Составление программ обучения. Вне зависимости от того, работает ли педагог самостоятельно либо же является наемным работником (например, в школе или в культурном центре), он должен уметь составлять программы обучения.
  • Планирование и проведение занятий. Для того чтобы каждое занятие проходило успешно, к нему обязательно следует готовиться. Именно поэтому опытные педагоги заранее прописывают план урока, продумывают дополнительные занятия (например, игры).
  • Консультативная помощь. Прежде всего, подобная консультативная помощь относится к общению с родителями учеников. Особенно важную роль она играет для новичков и тех, кто еще не успел адаптироваться к дополнительному образованию, которое предлагает данный специалист.
  • Организация мероприятий. Очень часто в целях демонстрации того, чему уже успели научиться подопечные педагога, он устраивает мастер-классы и открытые уроки. Так, например, если дело касается творческого кружка рисования, то уместной будет выставка работ учеников, а для кружка танцев – концерт с показательными номерами.
  • Документационное обеспечение управления кружком (или ДОУ). Любые действия педагога дополнительного образования должны быть подкреплены документами (планами занятий, профессиональными стандартами, законодательными актами и т. д.).
  • Знание современных тенденций в направлении. При обучении детей тому или иному навыку очень важно не только познакомить их с основами, но и рассказать им о новых и модных течениях.
  • Владение нормативно-правовой базой. Практически все сферы человеческой деятельности регулируются законом. Именно поэтому педагогу очень важно быть осведомленным относительно своих прав и обязанностей.

При этом стоит иметь в виду, что в зависимости от места работы, а также конкретного работодателя должностные обязанности могут видоизменяться и дополняться. В связи с этим внимательно читайте описание вакансии, а также не стесняйтесь задавать уточняющие и дополнительные вопросы в ходе личного собеседования.

Образование

Для того чтобы стать педагогом дополнительного образования, нужно иметь высокую квалификацию и отвечать всем необходимым профессиональным стандартам. Так, педагог в обязательном порядке должен иметь высшее образование (желательно не одно), а также окончить курсы повышения квалификации и переподготовки.

Читать еще:  Учитель начальных классов это человек

Итак, стандартный путь педагога дополнительного образования выглядит следующим образом.

  • После окончания школынеобходимо определиться с конкретным профилем вашей специализации: будете ли вы обучать детей танцам, вокалу, английскому языку или каким-либо другим навыкам. После этого вам нужно выбрать соответствующую специализацию в университете или в учреждении среднего специального образования (однако предпочтение отдается первому варианту). При этом особое внимание рекомендуется уделять престижным вузам, расположенным в столице. Помните, что обучение – это достаточно длительный процесс, который может длиться от 4 до 6 лет (в зависимости от очной или заочной формы обучения).
  • После того как вы успешно сдали вступительные экзамены (на каждом направлении они будут различаться, поэтому вам нужно связаться с приемной комиссией конкретного вуза и уточнить этот момент) и поступили в университет, вам нужно позаботиться о том, чтобы вы получали только самые высокие оценки. Идеальный вариант – окончание университета с красным дипломом.
  • Теперь, когда специализированное образование получено, вам необходимо определиться с тем, где и как вы будете получать педагогическое образование. Так, например, его можно получить как второе высшее, пройти курсы повышения квалификации и т. д. При этом в зависимости от того, где вы планируете работать в будущем, требования работодателя могут меняться, поэтому их лучше заранее уточнить.
  • Также не забывайте, чтонаш мир постоянно меняется и совершенствуется: появляются новые компьютерные технологии, изобретаются новые методики обучения и т.д. Поэтому даже после начала вашей карьеры вам придется постоянно посещать самые разные мастер-классы, тренинги и курсы для того, чтобы оставаться актуальным и конкурентоспособным специалистом, востребованным на рынке труда.

После того как вы закончили процесс образования, вам стоит заняться поиском первого места работы. Для этого вы можете обратиться к тем работодателям, у которых вы проходили практику и стажировку во время обучения.

После получения опыта можете смело приступать к организации собственного дела.

Необходимые качества педагога

Для того чтобы человек смог работать преподавателем дополнительного образования, он должен соответствовать ряду требований. В целом их можно разделить на 2 большие категории.

Профессиональные

Профессиональные требования касаются квалификации, компетенции, умений и навыков сотрудника. Так, они включают в себя соответствующее образование (специализированное по направлению, а также педагогическое), умение выполнять все предусмотренные должностной инструкцией обязанности, владение необходимым объемом знаний и т. д.

Личные

Однако помимо исключительно профессиональных качеств, для успешной работы педагогом нужно обладать и рядом личных характеристик и качеств характера. Среди них:

  • коммуникабельность (придется общаться с большим количеством людей: как с детьми, так и с их родителями);
  • стрессоустойчивость (работа педагога подразумевает большое количество стрессовых ситуаций);
  • стремление к самообразованию;
  • вежливость;
  • тактичность;
  • чуткость;
  • внимательность и ответственность;
  • дисциплинированность и пунктуальность;
  • доброжелательность;
  • чувство юмора;
  • креативность и т. д.

Заработная плата

Работа педагога дополнительного образования довольно сложная и включает в себя выполнение большого количества необходимых, но в то же время достаточно сложных задач. Кроме того, она требует от человека креативности и творческих способностей, а также других качеств характера и профессиональных умений, которые уже были описаны выше. Однако несмотря на такие объемные требования к специалисту, его заработная плата остается весьма невысокой (особенно это касается тех людей, которые работают в государственных учреждениях, например, в школах). Так, например, средняя зарплата педагога дополнительного образования составляет около 25 000 рублей.

При определении материального вознаграждения стоит ориентироваться на самые разные факторы, которые касаются не только конкретного места работы, но также региона проживания и востребованности того навыка, которому педагог обучает своих учеников.

Востребованность профессии

Профессия педагога дополнительного образования неодинаково востребована в зависимости от региона проживания, а также от конкретной специализации. Кроме того, в зависимости от конкретных тенденций и модных течений то или иное направление дополнительного образования может быть более или менее популярным. В связи с этим прежде чем выбирать данную профессию и определяться с узкой специализацией, важно внимательно изучить рынок труда того региона, где вы планируете работать. Кроме того, проанализируйте прогнозы специалистов на будущее.

Однако в то же время не забывайте, что для того, чтобы добиться максимальных успехов в выбранном направлении, очень важно прислушиваться к собственному сердцу и учитывать свои интересы.

Советы по составлению резюме

При трудоустройстве педагог дополнительного образования должен предоставить работодателю свое резюме. Для того чтобы наниматель обратил внимание на вашу кандидатуру как на профессионала своего дела, очень важно, чтобы резюме соответствовало всем необходимым правилам и требованиям. Рассмотрим их подробнее.

  • Резюме должно быть четко структурировано и включать в себя такие пункты: ФИО, контактные данные (место проживания, адрес электронной почты, телефоны, мессенджеры), образование, опыт работы, профессиональные навыки и умения, личные качества, хобби и увлечения, другая дополнительная информация.
  • Документ должен быть максимально кратким и лаконичным, не содержать ненужной личной информации и излишних биографических данных.
  • Отсутствие грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок даст понять работодателю, что вы серьезный и ответственный человек, который внимательно относится к деталям.
  • При заполнении документа разрешено ориентироваться на шаблоны и образцы, которые вы найдете в интернете, однако в то же время не стоит их бездумно переписывать и копировать – обязательно проявляйте свою индивидуальность и рассказывайте о себе.
  • Резюме должно быть аккуратно оформлено, в едином стиле. При этом рекомендуется использовать один и тот же шрифт на протяжении всего документа и применять один тип выравнивания.
  • Вся информация, которую вы пишете в документе, должна иметь прямое отношение к той должности, на которую вы претендуете. Так, например, не нужно писать о том, что вы работали официантом.

При этом, помимо резюме, некоторые работодатели могут попросить вас предоставить сопроводительное письмо. В этом документе вы можете подробнее раскрыть себя как личность и представить вниманию работодателя те качества и достижения, которые, по вашему мнению, выставят вас в выгодном свете и станут вашими преимуществами.

Таким образом, вы смогли убедиться, что профессия педагога дополнительного образования очень важна и интересна. Она требует большого количества знаний и умений, а также творческих наклонностей. При этом образования, которое вы получите после окончания школы, будет недостаточно для занятия этой должности – вам придется постоянно совершенствоваться.

Также имейте в виду тот факт, что данная профессия не является очень прибыльной.

Педагоги дополнительного образования — это кто?

Деятельность педагога дополнительного образования предполагает специализацию на обучении детей вне школьной обязательной программы. Такой работник должен заниматься в первую очередь с объединениями учеников, например кружками по интересам. Зачастую работа педагога дополнительного образования предполагает курирование секций, студий. Такой взрослый должен направлять доверенный ему клуб, помогая детям реализовывать свой потенциал.

Важно и нужно

Педагог, занимающийся с детьми вне строго ограниченных рамок школьной программы, должен ориентироваться в области интересов доверенной ему молодежи, а также здраво оценивать способности тех, кто находится под его кураторством. Профстандарт педагога дополнительного образования предполагает умение работать с группами детей и способность комплектовать из них объединения, внутри которых работа будет слаженной и успешной.

Сложно и ответственно

Работать в такой специализации непросто. Занимающиеся дополнительным образованием детей педагоги должны самостоятельно определять оптимальные методики, формы для взаимодействия с доверенными им лицами. Нужно уметь подобрать такие воспитательные средства, которые покажут положительный результат при взаимодействии с конкретной группой, имеющей свои специфические особенности.

В то же время стандарт педагога дополнительного образования предполагает умение организовывать мероприятия с участием большого числа лиц, а также способность и опыт проведения постоянных занятий с группой учеников. Концерты, выставки, праздничные вечера – все это ложится именно на такого учителя, чьей основной задачей становится развитие творческого потенциала каждого доверенного ученика.

Читать еще:  Учительница унижает ученика

Должен…

Как следует из действующих на территории нашей страны стандартов, педагоги дополнительного образования – это такие лица, которые работают с учащимися вне рамок общеобразовательной программы, в то же время образовательная система должна учитываться при разработке каждого занятия. Ответственный за кружок, секцию учитель не просто должен поддерживать ее в рабочем состоянии. Именно педагоги дополнительного образования – это те люди, которые призваны заинтересовать учеников и сохранить их интерес при длительном посещении объединения.

…и обязан

Учитель должен с педагогической точки зрения уметь обосновать, почему он отдает предпочтение той или иной форме взаимодействия с группой. Задача педагогов дополнительного образования – это не только творческое развитие учеников, но еще и применение для этого новых, результативных методов, показывающих наилучшие результаты.

Научная работа для веселого времяпрепровождения

Не секрет, что педагоги дополнительного образования – это люди, которые должны профессионально, научно подходить к вопросу создания непринуждённой атмосферы. Дополнительное – это необязательное образование, поэтому учитель – то лицо, которое больше всех заинтересовано в высокой посещаемости его кружка. А это возможно только тогда, когда детям интересно. В то же время учитель обязан применять только педагогические методики. Вот и получается, что план педагога дополнительного образования – это целая научная работа, посвященная вопросу о том, как сделать познание нового для детей веселым и увлекательным процессом.

Долгий путь к успеху

Любой учитель, занятый в сфере дополнительного образования, должен уметь применять педагогические методики, психологические и физиологические. При этом педагог года дополнительного образования – это такой лучший учитель в своей области, который чувствует баланс между целесообразностью, затратами сил и времени и результативностью.

Новейшие технологии и проверенное опытом

В своей работе педагог дополнительного образования (вакансии, кстати, показывают, что такие специалисты получают довольно низкую зарплату) должен уметь применять новейшие технологические средства, вычислительные машины. Не будет лишним пользоваться источниками в интернете для поиска самых интересных решений и методик организации занятий. Образовательные ресурсы, которые должен применять в своей работе учитель, довольно разнообразны, и лучшие результаты показывают специалисты, пользующиеся советами разных изданий.

В то же время вакансии педагогов дополнительного образования наглядно демонстрируют, что в большинство современных школ принимают на работу только тех учителей, кто умеет обращаться с компьютером. Ситуация складывается таким образом, что администрация поощряет новые подходы к образовательному процессу, новые методы подачи информации детям так, чтобы им было интересно, и персонал должен подстраиваться под эти требования.

Для всех и каждого

Между прочим, специализированное образование нужно не только детям для реализации творческого потенциала. Довольно велик в наше время спрос на педагогов дополнительного профессионального образования. Их задача – занятия со взрослыми. Преимущественно это специальное профессиональное образование – повышение квалификации, расширение базы зданий об используемых в своей сфере методиках. Но не только: учителя для взрослых в рамках дополнительного образования также могут давать своим ученикам возможности для творческой самореализации.

Знания и опыт: совместная работа

С кем бы ни работал учитель, его задача – использовать новейшие методологические достижения, психологические подходы, педагогические приёмы, чтобы добиваться быстрого усвоения информации и сохранения высокого уровня интереса в аудитории. В то же время школьный учитель должен иметь представление о школьной гигиене, а также обладать определенной базой знаний по психологии разных возрастов. Это позволит успешно работать с любой аудиторией. Только лишь новейшие информационные системы не могут обеспечить достаточный объем информации по правилам поведения с классом, кружком, группой – нужно обладать рядом специфических профессиональных умений.

Уделяя внимание каждому

Задача занимающегося дополнительными образовательными программами учителя – внимательно относиться к каждому, кто изъявил желание записаться в кружок или секцию. При этом именно педагог – гарант соблюдения свобод, прав, положенных по Конституции каждому гражданину страны вне зависимости от возраста.

Одновременно с этим специалист в сфере дополнительного образования должен готовить образовательные программы и воплощать их в жизнь таким образом, чтобы все доверенные ему ученики развивались и открывали для себя что-то новое. Для этого нужно уметь прорабатывать программу, план, прикладывать усилия для воплощения в реальность задуманного.

Творческий подход к творческим личностям

Основная задача дополнительной образовательной программы – помощь в реализации себя для всех, кто в этом заинтересован. Это означает, что в зоне ответственности учителя – те, кто изъявил желание записаться в его кружок. Педагог должен отыскать путь к каждому ученику, открыть его, выявить его способности и оказать помощь в их развитии. Это позволит помочь воспитанникам в становлении на жизненном пути, поможет развиваться всем детям. Если ребенок удачно выбрал для себя кружок, а педагог ответственно отнесся к программе дополнительного образования, это позволит выявить все склонности молодого человека и сформировать навыки, которые пригодятся ему в будущем.

Задача педагога, ответственного за дополнительное образование, – это организация деятельности в самых разных формах и видах. При этом нужно учитывать особенности личности всех посещающих кружок, секцию. Конечно, среди учеников разных лет могут быть лица, довольно сильно отличающиеся друг от друга, и это вынуждает учителя подстраиваться под них, а не подстраивать детей под выработанную однажды программу. Задача учителя – мотивировать каждого доверенного ему школьника, чтобы тот захотел развить свои способности, узнать больше, стать образованнее.

Помогать и направлять

Педагог должен не просто уметь мотивировать доверенных ему воспитанников, но и задавать правильный вектор развития. В то же время его задача – обучить детей самостоятельности. Очень важно, чтобы школьники осознали – исследования могут контролироваться ими самими, если они в этом заинтересованы и готовы ответственно отнестись к задаче. Педагог, занимающийся внешкольной программой, учит доверенных ему детей связывать теорию и практику, показывает, что не нужно бояться проблем, и вместе с воспитанниками разбирает, как найти выход из сложной ситуации.

В то же время дополнительное обучение – это всегда активный и живой диалог, в котором участие принимают обе стороны: дети и взрослые. На дополнительных заданиях школьники должны выражать свое мнение, не боясь сказать что-то неправильно. Педагог учит детей обсуждать задачи, проблемы, вопросы, находить продуктивный выход из любой ситуации, а также анализировать происходящее в мире вокруг. Основная задача дополнительного образования – дать понять детям, что необходимо думать над всем происходящим, лишь после этого принимать решение.

Анализ и оценка

Педагог дополнительного образования должен быть в курсе достижений доверенных ему воспитанников. Его задача – вовремя уметь поддержать, повлиять и стимулировать в достижении поставленных целей. Кроме ощутимой помощи и поддержки задача учителя – проанализировать происходящее в жизни воспитанника, ученика, для чего необходимо уметь применять свои педагогические навыки и специфические профессиональные знания.

Еще одна важная задача педагога дополнительного образования – это умение оценить эффективность программы и понять, насколько успешно доверенные ему воспитанники овладевают навыками, заложенными в дополнительный образовательный курс вне рамок школьного обучения. При этом творческая деятельность также должна анализироваться и оцениваться совместными усилиями взрослых и детей. Все это позволяет активизировать познавательный интерес. Профессионалы рекомендуют прибегать к новейшим компьютерным технологиям, чтобы стимулировать интерес школьников и сделать процесс анализа более наглядным и точным.

Специальный поход

Педагог, занимающийся дополнительной образовательной программой, должен хорошо знать доверенных ему воспитанников, понимать уровень их потенциала и помогать в реализации наиболее перспективных личностей. Особенно талантливые ученики в любой момент должны иметь возможность получить поддержку от своего учителя, чтобы их дар мог развиваться без препон. Если в группе оказались ученики, имеющие отклонения в развитии, к ним также нужно практиковать особенно внимательный, мягкий, творческий подход, чтобы и сами дети, и окружающие их школьники чувствовали себя в безопасности, комфорте, среди дружески настроенных личностей.

Шаг за шагом: только вперед

Педагог должен не просто уметь собрать свою группу в классе, но и знать, как можно мотивировать участников кружка на массовое мероприятие. В его зоне ответственности будет организация такого события и поддержка интереса в группе участников. Для этого придется прибегнуть к опыту и знаниям, накопленным в области массовой работы. Одновременно с этим такой специалист должен уметь выступить в методическом совете, на собрании педагогов, выразить свое профессиональное мнение, провести презентацию составленного плана работ. Словом, несмотря на факт того, что дополнительное образование не входит в обязательную программу, ответственный поход в такой работе нужно практиковать нисколько не менее тщательно, нежели при работе в рамках установленной законами программы.

Читать еще:  Какими знаниями не должен обладать учитель математики

Работаем с детьми и их родителями

Дополнительное образование – это в первую очередь работа с детьми, но все же педагог вынужден контактировать и с их родителями. В частности, регулярно нужно организовывать родительские собрания, общаться со старшим поколением, донося информацию об их чадах, их потенциале, возможностях, нуждах. Учитель должен консультировать родителей, помогать им, а также оказывать посильную помощь в создании диалога между поколениями, что особенно сложно в подростковом бунтарском возрасте.

Безопасность — на первом месте

Педагог охраняет жизнь доверенных ему воспитанников и отвечает за их здоровье в рамках организованных им занятий. Он должен соблюдать правила безопасности, охраны труда, законы и порядки, установленные в нашей стране. В некоторых случаях педагог также координирует работу тех, кто ниже его по должности в своей школе и тоже занимается дополнительным образованием школьников.

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях реализации ФГОС
статья

Статья о деятельности педагога дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_o_deyatelnosti_pedagoga_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Вечерняя Ю.В., педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДТ Красносельского района Санкт-Петербурга

Тема: «Деятельность педагога дополнительного образования в условиях реализации ФГОС»

Педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное образование детей, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав участников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения, за которое отвечает и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.

Также педагог участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье воспитанников.

Особенностью работы педагога дополнительного образования также является выявление творческих способностей учеников, поддержка их развития, формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Ответственность за массовые, культурные организации также нередко полагается на педагога дополнительного образования.

Кроме всего прочего преподаватель несет ответственность за соблюдение техники безопасности, участвует в методических конференциях. Помимо обычных педагогических задач он также призван развивать творческую сторону детской личности, способствовать духовному росту и углубленному процессу познания.

Соответственно и образ педагога дополнительного образования в сознании учащихся обладает широким спектром признаков.

Центры дополнительного образования — явление в педагогической практике не новое. Значительное распространение оно получило в так называемых микрорайонных школах, которые с развитием вариативной системы образования столкнулись с оттоком ученического контингента. Создания самостоятельных центров со своей кадровой инфраструктурой разрешило расширить выбор образовательных, рекреационных программ, внедрить программы, привлекательные для разных категорий учеников, в том числе для учеников с проблемами. Возможности центров дополнительного образования в достижении новых результатов состоят в их ориентации на решение проблем всей школы, учеников, вне зависимости от возраста, меры успеваемости в учебной деятельности. Кроме того, центры дополнительного образования детей, которые работают непосредственно на базе школ, в сущности, являются центрами быстрого реагирования на запросы учеников, имеющиеся у них проблемы.

Педагог дополнительного образования чаще воспринимается как более компетентный, увлеченный своей работой. Подразумевается, что он может творчески подходить к образованию и старается выявить способности ребенка, поддержать его, компенсировать недостаточность внимания со стороны педагогов-предметников и родителей. Его психологический образ дополняют черты помощника, родителя и друга. Хотя, случаются и негативные образы педагога, как человека пассивного и нетрудолюбивого, что может объясняться негативным личным опытом учеников.

Образ педагога дополнительного образования схож с образом педагога в целом, но имеет свою структуру и особенности содержания.

Подростки в первую очередь обращают внимание на культуру, эрудицию педагога, уровень его практических умений. Также в образе учеников сразу возникают такие компоненты как принципиальность, требовательность воспитателя, отношение преподавателя к своей работе. Немаловажными являются и моральные качества в образе педагога: его чуткость, внимание, такт.

На основе этого в структуре образа формируются оценочные характеристики: уважение и симпатия, одобрение деятельности педагога, довершаемые комплексом эмоционального восприятия этого человека.

Содержание всех характеристик в совокупности формирует систему отношений к образу педагога дополнительного воспитания в сознании учеников.

Педагог дополнительного образования относится к категории специалистов. На должность педагога дополнительного образования назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или высшее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или квалификационную категорию. Назначение на должность педагога дополнительного образования и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению.
Педагог дополнительного образования должен знать:

1. Конституцию Российской Федерации.
2. Законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.
3. Конвенцию о правах ребенка.
4. Возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену.
5. Специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), основы их творческой деятельности.
6. Методику поиска и поддержки талантов.
7. Содержание, методику и организацию научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности, отдыха и развлечений.
8. Программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений.
9. Основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций.
10. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Педагог дополнительного образования:
1. Осуществляет дополнительное образование обучающихся (воспитанников), развивает их разнообразную творческую деятельность.
2. Комплектует состав обучающихся (воспитанников) кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.
3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической целесообразности.
4. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников).
5. Участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников).
6. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.
7. Выявляет творческие способности обучающихся (воспитанников), способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
8. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся (воспитанников), в т.ч. детей, имеющих отклонения в развитии.
9. Организует участие обучающихся (воспитанников) в массовых мероприятиях.
10. Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
11. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
12. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
13. Повышает свою профессиональную квалификацию.

Педагог дополнительного образования вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

  1. Абульханова-Славская К.Л. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
  2. Барабанщиков Л.В. Проблемы педагогической культуры преподавателя. — М., 1980.
  3. Кан-Калик В.Л. Педагогическая деятельность как творческий процесс — Грозный, 1976.
  4. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. — Вопросы психологии. №1, 1984.
  5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности педагога и мастера
  6. производственного обучения, М.: Высшая школа, 1990.
  7. Синенко В.Я. Профессионализм учителя. — Педагогика, №5, 1999.
  8. Фесюкова Л.Б. «От трех до семи» Харьков «Фолио» Москва «АСТ» 2000 год
  9. Фесюкова Л.Б. Гончарова Л. «Игры и упражнения» Бишкек: Мектен, 1991 год
  10. «Волшебная азбука. Русские сказки от А до Я» издательский дом Галерея фонд 2004г.
  11. Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. — М., 1991.
  12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологи. — М., 1989.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector