Igro-zon.ru

Работа и жизнь
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учитель и класс

Учитель и класс: как не сорвать урок.
книга по теме

Отрывок из книги «От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений»

Дуг Лемов, Кейти Ецци, Эрика Вулвей. 8 способов удержать внимание. Для школы и не только.

Скачать:

ВложениеРазмер
uchitel_i_klass.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель и класс: как не сорвать урок. 8 способов удержать внимание.

Эффективные приемы тренеров и педагогов – для школы и не только.

Мастерство настоящего учителя, умеющего владеть аудиторией, состоит из мелочей. Как удержать внимание класса, правильно сделать замечание, использовать свой голос для поддержания дисциплины, а не наоборот? Многие приходят к этому путем проб и ошибок, однако теперь все педагогические приемы подробно описаны, и их можно изучить. Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги, по которой можно научиться эффективно учить других.

Сильный голос — прием, позволяющий преподавателям (и тренерам) перенять мастерство педагогов, умеющих «руководить классом». Лучшие учителя приходят в самый неуправляемый класс, в котором никто не может навести порядок, заставляют учеников делать то, что нужно, и возвращают к уроку тех, кто не слушает (или не хочет слушать). В рамках данного приема учителя используют пять навыков.

Лаконичность. Чем меньше слов, тем более сильный эффект они производят. Излишняя болтливость сигнализирует о нервозности и нерешительности, тогда как правильно подобранные слова свидетельствуют о подготовке и прозрачности намерений.

Старайтесь обойтись без лишних слов, особенно если волнуетесь. Используйте простые синтаксические конструкции. В одной фразе должна быть заложена одна простая и понятная мысль. За счет этого важная информация не потеряется в потоке ненужных фраз.

Не говорите одновременно с учениками. Покажите, что ваши слова имеют вес: дождитесь полной тишины и только потом говорите. Добившись того, что никто не соревнуется с вами за внимание, вы показываете, что сами будете решать, кого и когда ученики будут слушать. Для достижения этой цели, возможно, потребуется прерваться на самом неожиданном месте, чтобы показать таким образом, что вы не станете продолжать, пока не завладеете всеобщим вниманием.

Допустим, вы собирались сказать: «Ребята, достаньте дневники и запишите домашнее задание». Если вас слушали невнимательно, прервите свою речь на полуслове («Ребята, достаньте. «) и, выдержав паузу, продолжайте. Если мерный гул и бормотание по-прежнему мешают работе, сократите фразу до минимума: «Ребята. » Во время этих пауз не меняйте позы, тем самым давая понять, что, пока не установится тишина, никакого продолжения не будет.

Не позволяйте вовлекать себя в диалог. Заявив некую тему, не отвлекайтесь на посторонние разговоры. Этот принцип особенно важен, когда вы делаете кому-то замечание.

Предположим, Дэвид толкает стул Маргарет. Вы говорите: «Пожалуйста, Дэвид, убери ногу со стула Маргарет». Дэвид отвечает: «Она тоже меня толкает!» или «Она хотела занять мою половину!». У многих учителей появляется искушение продолжить выяснение: «Маргарет, все так и было?» или «Меня не интересует, что там делала Маргарет». Тем самым вы поддерживаете тему, предложенную Дэвидом, вместо того, чтобы вовлечь его в свою. Лучше всего отреагировать так: «Дэвид, я попросила тебя убрать ногу со стула Маргарет» или «Сейчас же выполни мою просьбу и убери ногу со стула Маргарет». В этом случае учитель недвусмысленно дает понять, что он управляет разговором, и все слушают только его.

В этой же ситуации Дэвид может возмутиться: «Но я ничего не делал!» Даже в данном случае не рекомендуется развивать эту тему. В конце концов, вы не стали бы делать замечания, если бы сомневались в его проступке. Поэтому реагируйте так: «Я попросила тебя убрать ногу со стула». К этим словам можно уже ничего не добавлять.

Смотрите в глаза, стойте на месте. О чем бы вы ни говорили, помимо слов вы задействуете невербальную коммуникацию. Даже телом можно показать, что вас должны слушать. Если вы хотите подчеркнуть значимость своих слов, развернитесь всем телом и лицом к человеку, к которому обращаетесь. Смотрите ему в глаза. Стойте прямо или слегка наклонитесь (последний жест свидетельствует, что у вас все под контролем и вас невозможно смутить или напугать).

Стойте на одном месте, когда даете задание, не жестикулируйте и не отвлекайтесь на посторонние дела. Человек, одновременно говорящий что-то и отвлекающийся на какие-то бумажки, показывает, что его слова не столь важны. Поэтому примите официальную позу, сложите руки за спиной и покажите, что ваши слова, как и вы сами, весомы, значительны и отнюдь не случайны.

Сила тишины. Обычно, когда учитель нервничает или боится, что ученики не будут его слушаться, когда чувствует, что перестает управлять классом, он первым делом старается говорить громче и быстрее. Громкая и быстрая речь сигнализирует о волнении, страхе и потере контроля. Ученики, понимая, что взяли верх над вами и вашими эмоциями, способны легко довести вас до истерики, что, конечно, намного интереснее, чем писать контрольную или решать задачу. Громкий голос, как это ни парадоксально, усиливает шум в классе, и ученикам проще переговариваться шепотом.

Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише, хотя это и противоречит первому порыву. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе. Будьте воплощением уравновешенности и невозмутимости.

Сто процентов — это количество учеников, которые должны слушать учителя на уроке. «Это из области фантастики?» — спросите вы. Нисколько. Нужно лишь знать некоторые тонкости. Лучшие преподаватели добиваются послушания позитивными и, что немаловажно, ненавязчивыми мерами. Сто процентов внимания достигается за счет умелого использования трех принципов.

Коррекция не должна быть ни навязчивой, ни агрессивной. Сто процентов внимания нужны для того, чтобы вы могли вести урок. Если продираться к этой цели сквозь чащу постоянных замечаний, получится замкнутый круг. Делая выговор одному ученику, вы отвлекаете от урока всех, даже тех, кто слушает вас. Поэтому необходимо следить за дисциплиной, не отступая от темы урока и с минимальными потерями времени. Мы предлагаем шесть видов ненавязчивой коррекции в порядке усиления. Постарайтесь как можно чаще прибегать к первым положениям из списка.

Невербальная коррекция. Контактируйте с нарушителем дисциплины жестами или взглядом, не отвлекаясь от темы урока. Например, жестами попросите ученика опустить руку, пока вы говорите.

Позитивная групповая коррекция. Не говорите лишний раз о том, чего ученик делать не должен. Кратко напоминайте всему классу, чем следует заниматься ученику на уроке. Например: «Каждый читает по очереди; остальные следят за отвечающим». Используйте этот навык, когда замечаете, что внимание учеников скоро рассеется. Чем раньше вы напомните, тем лучше.

Анонимная индивидуальная коррекция. Делайте краткие напоминания классу, как было описано выше, но в данном случае подчеркивайте, что не все занимаются тем, чем нужно. Например: «Мы ждем, когда двое замолчат; все должны смотреть на отвечающего».

Индивидуальная коррекция. Если приходится обращаться к ученику персонально, делайте замечание незаметно для окружающих. Подойдите к парте нарушителя, наклонитесь и, стараясь не отвлекать других, быстро и тихо выскажите свою просьбу. Затем продолжайте урок. Например: «Квентин, я просила всех слушать меня, и мне бы хотелось, чтобы ты делал то же самое».

Мгновенная публичная коррекция. Не всегда удается сделать замечание незаметно для остальных. Публичная коррекция позволит ограничить объем внимания к нарушителю и объяснить, чего от него ждут, а не ругать или рассказывать, что он сделал не так. Например: «Квентин, куда ты смотришь? Задние парты, не зеваем!».

Наказание. Если не удается оперативно, не прибегая к крайним мерам, разрешить ситуацию, постарайтесь не сорвать урок. Как и при прочих видах коррекции, наказывать следует быстро, ненавязчиво и без лишних эмоций. В идеале учитель должен располагать арсеналом приемов, чтобы адекватно реагировать на любое нарушение и справляться с ним решительно и без колебаний.

Будьте тверды и спокойны

Ловите на раннем этапе. Лучшие учителя мгновенно замечают, что глаза ученика начинают блуждать, и пресекают его дурные намерения еще до того, как тот успеет что-то сделать.

Благодарность обладает огромной силой. Простая признательность за то, что ученик выполнил вашу просьбу, не только свидетельствует о воспитании, но и внушает всему классу, что записной хулиган сделал то, что вы просили. (Подумайте, за что еще можно было бы поблагодарить ученика.) Внимание восстанавливается, и ученики воспринимают вас как спокойного и воспитанного учителя, у которого все под контролем.

Средство, а не цель. Внимание — это средство, а не цель. Ученикам нужно вас слушать, чтобы достичь успехов в учебе. «Смотрите на меня, иначе не поймете» — эта фраза скажет гораздо больше, чем такая: «Все должны смотреть на учителя. Если я прошу вас о чем-то, вы должны это делать».

Универсальные требования. Педагоги, в совершенстве овладевшие этим приемом, подчеркивают универсальность требований. Они выражают это следующим образом: «Я хочу, чтобы все сели прямо» или, еще лучше: «Мы все должны сесть прямо». Эти фразы подчеркивают единство требований в отличие от такой модели: «Смотри на учителя, Тревор».

Акцентируйте внимание на видимых аспектах поведения

Добейтесь максимальной видимости. Найдите верный способ сделать так, чтобы нарушителей дисциплины было легко обнаружить. Не требуйте от учеников абстрактного внимания, а попросите их смотреть на учителя — это действие проще отследить. А еще лучше, попросите положить карандаш и посмотреть на учителя. Теперь вы наблюдаете за выполнением двух указаний, причем отследить выполнение первого — положить карандаш — гораздо проще, чем отметить, весь ли класс смотрит на учителя.

Покажите, что все контролируете. Не просто давайте указания, но и следите за их выполнением, при этом ученики должны понимать, что вы не дремлете. Каждые пару минут оглядывайте класс со спокойной улыбкой, чтобы проверить, все ли идет по плану. Перед тем как что-то попросить, обязательно делайте паузу и смотрите на учеников. Проговаривайте все, что видите: «Спасибо, Питер. Спасибо, Марисса. Первый ряд, смотрим на меня». Тем самым вы подчеркиваете, что наблюдаете за всеми и замечаете, кто чем занят, словно у вас есть «радар».

Из книги «От знаний к навыкам.Универсальные правила эффективной тренировки любых умений»

10 типов учительниц, которых каждый встречает в начальной школе

10 типов учительниц, которых каждый встречает в начальной школе

Уже почти две недели ваш первоклассник ходит в школу, а вы теперь чуть больше знаете о его учительнице. Мама троих детей Ксения Букша решила составить «рейтинг» преподавателей начальной школы. Разговор пойдёт в женском роде, потому что учительницы в первых классах встречаются чаще (но всё это применимо к учителям любого рода, конечно). Итак, перед вами десять примерных вариантов — от лучшего к худшему.

Тот учитель, к которому все стремятся попасть. Отличный педагог любого возраста, но чаще не старше шестидесяти. Нутром чует детскую психологию. У неё в классе не бывает травли, никто не считается двоечником или изгоем. Отличается чувством юмора, тактом, умением сразу оценить атмосферу в классе. Ребёнку с СДВГ даст поручение, умнику — пищу для ума не по программе, отстающих подтянет, нахальных осадит.

Гибкая и чёткая, умеющая отделить важное от неважного. К формальностям относится терпеливо, но без фанатизма. Об учёбе можно и не говорить — такой учитель всех научит всему, поменяет отношение тех, кто учиться не хотел, дополнительно мотивирует тех, кто хотел и так. Человек глобального видения и понимания, сочетающий результаты и душевное тепло. Ей можно доверить не только класс, но и многое другое.

Иногда она кажется резковатой, безапелляционной, но очень быстро понимаешь, что это и педагог настоящий, и человек что надо. Обычно — в момент, когда в первый раз видишь, как она улыбается или шутит. Она безупречно корректна, сдержанна, уважает детей и держит с ними дистанцию. Без сантиментов, но внимательная; утешать не будет, но проблему заметит и вовремя решит.

Её конёк — отличные результаты, чёткая дисциплина, бодрый настрой, интересные уроки. Строгая и справедливая виртуозно владеет вниманием класса и никому не позволит распоясаться. Несмотря на демонстративное business only, дети часто очень любят её — но не все одинаково. Некоторые её просто слушаются, другие побаиваются. Строгая и справедливая всё-таки не очень ориентирована на детскую психологию и коллектив; она прекрасный эффективный учитель-менеджер, но воспитатель лишь в общих чертах, постольку поскольку нужно создать обстановку для получения знаний. Это ей удаётся.

Обычно пожилая, сразу располагающая к себе. Отличается высокой эмпатией, интуицией, если и может, например, пристыдить ребёнка, то сделает это наедине — перед классом позорить не будет. У неё твердые жизненные принципы, идеалы, возможно, стереотипы — но она воплощает их в жизнь не жёстко, никого не записывает в отпетые.

С ней будет особенно уютно медленным ученикам, которые не хватают с неба звёзд. Таких она обычно любит больше всего, но способна хорошо взаимодействовать с любым ребёнком. В её классе уютно, на уроках спокойно, объясняет она понятно, у неё есть свои проверенные временем интуитивные приёмы, она подбирает ключик к каждой голове, терпелива, редко выходит из себя. Дети любят и уважают её, как внуки бабушку, а между собой обычно дружат.

В первый раз в первый класс входят не только ученики, но и учитель. Некоторые родители опасаются этой ситуации и стремятся её избежать. Я оказалась в ней с одним из моих детей, и мне кажется, что этот вариант не так уж плох. Молодая и свежая учительница может быть спокойной или весёлой, стеснительной или бойкой, но, как правило, в профессию она пришла по любви и глаза у неё так или иначе горят.

Плюсы очевидны: увлечённость, рвение, интерес к детям, желание сделать всё по максимуму. Минус тоже: очевидная неопытность. Но, честное слово, не такой уж это и минус. Маленькие дети настроены идти за учителем и не будут так уж жёстко проверять её на прочность — скорее они будут расти вместе. Все учителя когда-то начинали работать.

Конечно, риски есть. Что ждёт детей — творческая дисциплина или разброд и шатания? Что ждёт учителя — разочарование в работе или новые интересные открытия? Вот и увидите!

Учительница, про которую решительно ничего невозможно сказать, кроме того, что она справляется со своими обязанностями и не треплет детям нервы. Уже не так уж плохо. Спокойная и обыкновенная никогда не кричит, не ждёт от класса идеального поведения. Если спросить у неё: «Как там мой?» — она пожмёт плечами и скажет: «Нормально», «Всё хорошо». А если кто-то нахулиганил, скажет просто: «Дети есть дети».

Обычно класс подстраивается к её вяловатому темпераменту. На уроках стоит тихий ровный гул, уровень которого никогда не поднимается выше дозволенного. На переменах дети общаются, но дружба и вражда случаются редко. В таком классе можно проучиться два года, уйти и сразу забыть все имена. Главный недостаток — у неё скучно. Кто любит учиться, тот учится хорошо; кто не любит — неохотно и вполсилы. Ну и сама она учитель как учитель, неплохой, не больше и не меньше, а её класс — надёжная, комфортная камера хранения для ребёнка.

Один из самых частых типов педагога — серединка на половинку. Обычно у неё внушительный стаж, поэтому Добросовестная действительно многое умеет. У неё есть годами наработанные приёмы, есть профессиональные инстинкты, которые не позволят допустить самых грубых ошибок в работе с детьми. Примерно половине ребят такая учительница вреда не принесёт, а может, и научит добру. Но что будет с остальными?

Добросовестная не отличается гибкостью. Слишком умный у неё будет скучать и пинать балду; отстающих детей с проблемным поведением она невзлюбит, будет на них орать, стыдить их самих и родителей. Чувствительный ребёнок с особенностями может стать в её классе объектом травли, а она не придаст этому значения.

В общем, в классе Советской можно ждать всех проявлений консервативной школьной культуры. Если ваш ребёнок — психологически устойчивая старательная девочка, развитая ровно на свой возраст, то, может быть, и обойдётся без проблем. Но и такому ребёнку придётся время от времени объяснять, что Марьиванна часто бывает неправа.

К таким учителям многие родители даже рвутся… А зря. Она любит только сильных детей, суперучеников, которых она готовит в супершколы, но штука в том, что сильные дети сами хотят учиться и могут идти вперед. Иметь с ними дело легко. Поэтому в деятельности Передовой и амбициозной много показухи, формальностей, пускания пыли в глаза и лишнего нервного напряжения для детей.

Олимпиады, дипломы, достижения, звёзды с неба — не вполне верная цель для педагога начальной школы

Не говоря уж о том, что ученики, которые академическими дарованиями не блещут, моментально выпадают из поля зрения учителя и оказываются за кадром.

Родитель, общаясь с Передовой, чувствует какое-то неясное смущение, даже если его ребёнок попал в число умников и умниц. А всё потому, что чувствуешь: как только он перестанет «демонстрировать показатели», так тут же и выпадет из «инвестиционной корзинки» честолюбивого педагога. Такой учитель-тренер ещё кое-как уместен в спорте (включая олимпиадную математику), но уж точно не в началке.

Сюда обычно скатываются выгоревшие представители других видов. Нервную и усталую учительницу можно распознать по замученному лицу, потухшему взгляду и нередко севшему голосу. Она по инерции учит и кое-как держит дисциплину в классе, но силы её на исходе, личного интереса к происходящему нет.

Учеников воспринимает скорее негативно, много времени тратит на организационные вопросы, внимание уделяет скорее потенциально опасным шалунам, потому что всегда боится провала. Если же с учеником всё в порядке, на него можно не тратить сил. Наверное, всё описанное скорее беда учителя, чем его вина, но детей лучше держать от неё подальше.

Бывает и такое. Может быть, выгорание достигло пика; может быть, человек выбрал не ту профессию; может быть, на всё это наложились какие-то особенно сложные условия в конкретной школе — и вот результат: в классе творится чёрт-те что, научиться никто ничему толком не способен. Наверное, долго такая ситуация нигде не длится, но что встречается часто — факт.

Мы на самом дне моей несложной классификации учителей начальной школы. Такие учителя до сих пор встречаются, а распознать их удаётся не сразу. Может сначала показаться, что она — или Передовая и амбициозная, или Добросовестная и советская, или даже Строгая и справедливая. Если родитель не очень внимателен к своему ребёнку, он может никогда и не узнать, что делает с ним такой учитель.

Какие признаки могут указывать на то, что учитель пользуется своей властью для самоутверждения и унижения учеников?

1. Безапелляционность и жёсткость, с которой учитель говорит о своей работе, о дисциплине, о своих методах и о детях. «У меня все как шелковые», «Учитель сказал, ученик сделал» — всё это неплохие принципы, но если учитель с удовольствием повторяет их родителям с акцентом на своей абсолютной власти — стоит насторожиться. Особенно если при этом он хоть в какой-то мере винит детей или конкретного ребёнка («с ним иначе нельзя»).

2. Ребёнок рассказывает о частых и необычных наказаниях, которым учитель подвергает других учеников или его самого. Особенно если наказания носят оттенок издевательств. Например, учитель запирает в шкаф личные вещи ученика и все знают, что её надо «хорошо попросить, чтобы отдала».

3. Он боится учителя, не может обратиться к нему в случае бытовых, да и учебных затруднений. Понятно, что надо сделать скидку на природную стеснительность ребёнка. Имеется в виду, если в других ситуациях таких трудностей у ребёнка не было.

4. В классе есть изгои. Это «плохие мальчики и девочки, которых всегда ставят в угол и с которыми никто не дружит». Успеваемость и поведение влияют на отношение детей друг к другу.

Присмотритесь повнимательнее. Учительница-булли с оттенком садизма — самое последнее, что нужно ребёнку, который только начинает свой путь к знаниям. Хотя мы очень надеемся, что ваши дети попали к учителям из первой пятёрки — добрым, уверенным, отзывчивым, ответственным, гибким, чётким и умелым.

Учитель и класс: стратегии партнерства

Анализ живого педагогического опыта позволяет вычленить три основные стратегии, позволяющие учителю построить отношения партнерства и делового сотрудничества с большими ученическими коллективами.
У каждой из этих стратегий есть свои достоинства и свои недостатки. По-настоящему успешен тот учитель, который в своей практической деятельности гибко использует все три – под те или иные группы конкретных задач. Присмотритесь к этим стратегиям повнимательнее: к какой из них тяготеет ваш педагогический стиль? И обладаете ли вы достаточной гибкостью, чтобы использовать продуктивные ресурсы всех трех стратегий?

АВТОРИТАРНО-ДИСЦИПЛИНАРНАЯ МОДЕЛЬ

Суть модели. Устанавливается жесткая система урочно-контрольного взаимодействия. Четкие задания. Четкая проверка. Четкий контроль за формально-учебной дисциплиной и четко работающая система оценок и приемов, поддерживающая порядок в классе. При этой модели учитель должен жестко взять класс в свои руки.

Достоинства модели

1. В том случае, если у учителя хватает внутренней силы и жесткости для реализации этой модели, если учителю удается «победить» класс, – эта модель позволяет достаточно успешно вкладывать в учеников нормативные знания, умения и навыки, и притом многие испытывают чувство благодарности авторитарным учителям: «они нас приучили к дисциплине», «они дали нам необходимые для поступления в вуз знания» и т.п.
2. Другое достоинство этой модели – ее подчеркнутая функциональность. Она не затрагивает личного пространства ученика, позволяет ему относиться к школьным занятиям формально-функционально, дистанцированно. И иногда это полезно для внутреннего самоопределения – держать внутреннюю дистанцию по отношению к любому учебному материалу.
3. Данная модель высокотехнологична. Ее обучающая успешность зависит не столько от личностного потенциала педагога, сколько от эффективности используемых данным педагогом технологий. Она позволяет учителю быть функционально эффективным вне зависимости от того, насколько развит и актуализован его душевный потенциал. Для эффективности обучающего процесса совсем не нужно предъявлять ученику свое личностное содержание, не нужно душевно выкладываться, чтобы достичь требуемого учебного результата, достаточно освоить некоторую сумму испытанных технологий и методик.

Риски и недостатки модели

1. Такая модель эффективна только в том случае, если она имеет надежное технологическое (методическое) обеспечение. Так что это довольно-таки консервативная модель: учитель успешно преподает тот материал, который имеет надлежащее обеспечение, но встает в тупик перед преподаванием материала, который такого обеспечения не имеет. Поэтому учитель, склонный к авторитарно-дисциплинарной модели, предпочитает привычные учебники и подсознательно противится новому содержанию. Обновление учебного содержания для такого учителя – неизменная головная боль.
2. В такой модели заложена высокая психологическая травматичность для ученика. Она связана со структурами властного самоутверждения, на которых строится педагогический каркас такой модели. Данная модель вольно или невольно закладывает в ученика высокий потенциал невротичности и агрессивности, формирует потребность в самоутверждении за счет других. Это является главной причиной, по которой данная модель становится все менее популярной в цивилизованном мире.
3. Травматична эта модель и для учителя. Поскольку пространство урока является для него не пространством личностного самовыражения, а лишь пространством, где он исполняет некоторые функциональные роли, это приводит к быстрому эмоциональному выгоранию. Ощущение «выжатого лимона» в конце рабочего дня – частое ощущение такого учителя. У многих учителей, ориентированных на такую модель, со временем нарастает раздражение учениками и происходит утрата смысла педагогической деятельности. Другой вариант травмы – это когда у учителя формируется своего рода психологическая зависимость от властного самоутверждения за счет учащихся.
4. В рамках такой модели многие ученики постепенно утрачивают интерес к учебе. Они привыкают к тому, что образование возможно только в ситуации внешней дрессуры, внешнего насилия, и оттого к концу школы их собственные образовательные потребности практически угасают.
5. Область эффективного применения данной модели весьма ограничена. Она хороша для трансляции заранее определенной суммы знаний, умений и навыков, но совершенно не эффективна как средство развития мыслительных, коммуникативных или креативных (творческих) способностей ученика.

ВДОХНОВЛЯЮЩЕ-УВЛЕКАЮЩАЯ МОДЕЛЬ

Суть модели. Учитель стремится увлечь, заинтересовать класс интересным предметным содержанием. Он старается быть максимально ярким, содержательным, артистичным. Держать внимание и дисциплину на интересе. Видеть встречный интерес в глазах ребенка. Чтобы между ним и детьми сложилась человеческая коммуникация.

Достоинства модели

1. У детей формируется искренний интерес к предмету, и они могут получить качественный импульс к образовательному саморазвитию.
2. Урок для учителя – пространство его личной самореализации, пространство образовательного саморазвития.
3. Учитель старается вести постоянный педагогический поиск, что позволяет ему быть открытым новому учебному содержанию.

Риски и недостатки модели

1. Данная модель требует очень высокого креативного ресурса от учителя. И как бы ни был высок такой ресурс, он не бесконечен. Вести большое количество уроков в режиме яркого творческого самопредъявления практически невозможно. Поэтому неизбежно у педагога возникают периоды тяжелых эмоциональных перепадов и кризисов
2. Постоянно быть в центре внимания – нелегкая задача. И это тоже приводит к эмоциональному сгоранию. Велик риск попадания в психологическую зависимость от своего собственного успеха в глазах детей. Отсутствие успеха переживается учителем как эмоциональная драма. А различного рода кропотливые формы работы, не ведущие к быстрому успеху в глазах учеников, вызывают у него напряжение и неприятие.
3. У некоторых учеников в свою очередь возникает риск попадания в определенную психологическую зависимость от личности яркого педагога и от того, насколько интересно подается учебный материал. Не развивается способность к трудной и кропотливой работе с материалом, который не имеет интригующе-увлекательной оболочки, не формируется способность делать неинтересное интересным за счет своего собственного, личного ресурса. Может возникать эффект потребительского отношения: «Сделайте нам интересно!».

ДЕЯТЕЛЬНО-ГРУППОВАЯ МОДЕЛЬ

Суть модели. Учитель перестает быть центром образовательной Вселенной. Его задача не в том, чтобы вещать и увлекать, а в том, чтобы создать некие организационно-деятельностные условия для эффективной самообразовательной деятельности учащихся. В первую очередь различные формы групповой проектной, исследовательской и игровой деятельности, когда происходит естественное разбиение класса на микрогруппы, организующие собственную образовательную деятельность.

Достоинства модели

1. Позволяет успешно работать со сколь угодно большими учебными группами, в том числе межвозрастными.
2. У детей эффективно развиваются навыки самообразования и самоконтроля, навыки постановки и решения креативных задач, навыки продуктивной внутригрупповой и межгрупповой коммуникации.
3. У педагога высвобождается значительный временной ресурс для психолого-педагогического наблюдения за детьми и работы с их психологическими проблемами.
4. Детская групповая работа порождает множество содержательных вопросов и ситуаций, которые стимулируют самого педагога к интенсивному образовательному развитию, к активному исследовательскому поиску и другим формам конструктивного, деятельностного взаимодействия с детьми.

Риски и недостатки модели

1. Главный риск в том, что это модель открытого образования, в котором невозможно запланировать четкую учебную результативность в традиционном понимании этого слова. Процессы проектной, исследовательской или игровой деятельности не поддаются строгому учебному планированию и порождают зачастую весьма неожиданные образовательные результаты. И это требует совершенно особых профессиональных ресурсов, готовности к работе с открытыми образовательными ситуациями. Нужно осваивать такие педагогические навыки, которые традиционный педагогический функционал не предполагает.
2. Существует опасность формальной организации групповой работы, когда у детей не возникнет деятельностного азарта исследовательской или проектной коммуникации. Важнейшая задача педагога состоит в разработке такого комплекса заданий и организационных условий, которые бы максимально стимулировали групповую образовательную активность детей. В противном случае произойдет дискредитация данной модели.
3. Существует опасность группового образовательного аутизма, риск утраты общих образовательных ориентиров. Поэтому педагог должен создать условия для эффективной внутригрупповой и межгрупповой образовательной коммуникации детей и их диалогического взаимодействия с общекультурными ориентирами и ценностями. Педагог должен научиться выполнять роль культурного коммутатора, посредника между детьми и культурой.

Таким образом, все три описанные модели имеют свои достоинства и свои недостатки. Оптимальный вариант – гибкое использование учителем в своей практике всех трех моделей в зависимости от решаемых задач и собственных возможностей.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

Учитель и класс: как не сорвать урок. 8 способов удержать внимание

Эффективные приемы тренеров и педагогов – для школы и не только

Мастерство настоящего учителя, умеющего владеть аудиторией, состоит из мелочей. Как удержать внимание класса, правильно сделать замечание, использовать свой голос для поддержания дисциплины, а не наоборот? Многие приходят к этому путем проб и ошибок, однако теперь все педагогические приемы подробно описаны, и их можно изучить. Накануне Дня учителя предлагаем вашему вниманию отрывок из книги, по которой можно научиться эффективно учить других.

Сильный голос

Сильный голос — прием, позволяющий преподавателям (и тренерам) перенять мастерство педагогов, умеющих «руководить классом». Лучшие учителя приходят в самый неуправляемый класс, в котором никто не может навести порядок, заставляют учеников делать то, что нужно, и возвращают к уроку тех, кто не слушает (или не хочет слушать). В рамках данного приема учителя используют пять навыков.

Лаконичность. Чем меньше слов, тем более сильный эффект они производят. Излишняя болтливость сигнализирует о нервозности и нерешительности, тогда как правильно подобранные слова свидетельствуют о подготовке и прозрачности намерений.

Старайтесь обойтись без лишних слов, особенно если волнуетесь. Используйте простые синтаксические конструкции. В одной фразе должна быть заложена одна простая и понятная мысль. За счет этого важная информация не потеряется в потоке ненужных фраз.

Не говорите одновременно с учениками. Покажите, что ваши слова имеют вес: дождитесь полной тишины и только потом говорите. Добившись того, что никто не соревнуется с вами за внимание, вы показываете, что сами будете решать, кого и когда ученики будут слушать. Для достижения этой цели, возможно, потребуется прерваться на самом неожиданном месте, чтобы показать таким образом, что вы не станете продолжать, пока не завладеете всеобщим вниманием.

Допустим, вы собирались сказать: «Ребята, достаньте дневники и запишите домашнее задание». Если вас слушали невнимательно, прервите свою речь на полуслове («Ребята, достаньте. «) и, выдержав паузу, продолжайте. Если мерный гул и бормотание по-прежнему мешают работе, сократите фразу до минимума: «Ребята. » Во время этих пауз не меняйте позы, тем самым давая понять, что, пока не установится тишина, никакого продолжения не будет.

Не позволяйте вовлекать себя в диалог. Заявив некую тему, не отвлекайтесь на посторонние разговоры. Этот принцип особенно важен, когда вы делаете кому-то замечание.

Предположим, Дэвид толкает стул Маргарет. Вы говорите: «Пожалуйста, Дэвид, убери ногу со стула Маргарет». Дэвид отвечает: «Она тоже меня толкает!» или «Она хотела занять мою половину!». У многих учителей появляется искушение продолжить выяснение: «Маргарет, все так и было?» или «Меня не интересует, что там делала Маргарет». Тем самым вы поддерживаете тему, предложенную Дэвидом, вместо того, чтобы вовлечь его в свою. Лучше всего отреагировать так: «Дэвид, я попросила тебя убрать ногу со стула Маргарет» или «Сейчас же выполни мою просьбу и убери ногу со стула Маргарет». В этом случае учитель недвусмысленно дает понять, что он управляет разговором, и все слушают только его.

В этой же ситуации Дэвид может возмутиться: «Но я ничего не делал!» Даже в данном случае не рекомендуется развивать эту тему. В конце концов, вы не стали бы делать замечания, если бы сомневались в его проступке. Поэтому реагируйте так: «Я попросила тебя убрать ногу со стула». К этим словам можно уже ничего не добавлять.

Смотрите в глаза, стойте на месте. О чем бы вы ни говорили, помимо слов вы задействуете невербальную коммуникацию. Даже телом можно показать, что вас должны слушать. Если вы хотите подчеркнуть значимость своих слов, развернитесь всем телом и лицом к человеку, к которому обращаетесь. Смотрите ему в глаза. Стойте прямо или слегка наклонитесь (последний жест свидетельствует, что у вас все под контролем и вас невозможно смутить или напугать).

Стойте на одном месте, когда даете задание, не жестикулируйте и не отвлекайтесь на посторонние дела. Человек, одновременно говорящий что-то и отвлекающийся на какие-то бумажки, показывает, что его слова не столь важны. Поэтому примите официальную позу, сложите руки за спиной и покажите, что ваши слова, как и вы сами, весомы, значительны и отнюдь не случайны.

Сила тишины. Обычно, когда учитель нервничает или боится, что ученики не будут его слушаться, когда чувствует, что перестает управлять классом, он первым делом старается говорить громче и быстрее. Громкая и быстрая речь сигнализирует о волнении, страхе и потере контроля. Ученики, понимая, что взяли верх над вами и вашими эмоциями, способны легко довести вас до истерики, что, конечно, намного интереснее, чем писать контрольную или решать задачу. Громкий голос, как это ни парадоксально, усиливает шум в классе, и ученикам проще переговариваться шепотом.

Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише, хотя это и противоречит первому порыву. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе. Будьте воплощением уравновешенности и невозмутимости.

Сто процентов

Сто процентов — это количество учеников, которые должны слушать учителя на уроке. «Это из области фантастики?» — спросите вы. Нисколько. Нужно лишь знать некоторые тонкости. Лучшие преподаватели добиваются послушания позитивными и, что немаловажно, ненавязчивыми мерами. Сто процентов внимания достигается за счет умелого использования трех принципов.

Коррекция не должна быть ни навязчивой, ни агрессивной. Сто процентов внимания нужны для того, чтобы вы могли вести урок. Если продираться к этой цели сквозь чащу постоянных замечаний, получится замкнутый круг. Делая выговор одному ученику, вы отвлекаете от урока всех, даже тех, кто слушает вас. Поэтому необходимо следить за дисциплиной, не отступая от темы урока и с минимальными потерями времени. Мы предлагаем шесть видов ненавязчивой коррекции в порядке усиления. Постарайтесь как можно чаще прибегать к первым положениям из списка.

  1. Невербальная коррекция. Контактируйте с нарушителем дисциплины жестами или взглядом, не отвлекаясь от темы урока. Например, жестами попросите ученика опустить руку, пока вы говорите.
  2. Позитивная групповая коррекция. Не говорите лишний раз о том, чего ученик делать не должен. Кратко напоминайте всему классу, чем следует заниматься ученику на уроке. Например: «Каждый читает по очереди; остальные следят за отвечающим». Используйте этот навык, когда замечаете, что внимание учеников скоро рассеется. Чем раньше вы напомните, тем лучше.
  3. Анонимная индивидуальная коррекция. Делайте краткие напоминания классу, как было описано выше, но в данном случае подчеркивайте, что не все занимаются тем, чем нужно. Например: «Мы ждем, когда двое замолчат; все должны смотреть на отвечающего».
  4. Индивидуальная коррекция. Если приходится обращаться к ученику персонально, делайте замечание незаметно для окружающих. Подойдите к парте нарушителя, наклонитесь и, стараясь не отвлекать других, быстро и тихо выскажите свою просьбу. Затем продолжайте урок. Например: «Квентин, я просила всех слушать меня, и мне бы хотелось, чтобы ты делал то же самое».

Будьте тверды и спокойны

  1. Ловите на раннем этапе. Лучшие учителя мгновенно замечают, что глаза ученика начинают блуждать, и пресекают его дурные намерения еще до того, как тот успеет что-то сделать.
  2. Благодарность обладает огромной силой. Простая признательность за то, что ученик выполнил вашу просьбу, не только свидетельствует о воспитании, но и внушает всему классу, что записной хулиган сделал то, что вы просили. (Подумайте, за что еще можно было бы поблагодарить ученика.) Внимание восстанавливается, и ученики воспринимают вас как спокойного и воспитанного учителя, у которого все под контролем.
  3. Средство, а не цель. Внимание — это средство, а не цель. Ученикам нужно вас слушать, чтобы достичь успехов в учебе. «Смотрите на меня, иначе не поймете» — эта фраза скажет гораздо больше, чем такая: «Все должны смотреть на учителя. Если я прошу вас о чем-то, вы должны это делать».
  4. Универсальные требования. Педагоги, в совершенстве овладевшие этим приемом, подчеркивают универсальность требований. Они выражают это следующим образом: «Я хочу, чтобы все сели прямо» или, еще лучше: «Мы все должны сесть прямо». Эти фразы подчеркивают единство требований в отличие от такой модели: «Смотри на учителя, Тревор».

Акцентируйте внимание на видимых аспектах поведения

  1. Добейтесь максимальной видимости. Найдите верный способ сделать так, чтобы нарушителей дисциплины было легко обнаружить. Не требуйте от учеников абстрактного внимания, а попросите их смотреть на учителя — это действие проще отследить. А еще лучше, попросите положить карандаш и посмотреть на учителя. Теперь вы наблюдаете за выполнением двух указаний, причем отследить выполнение первого — положить карандаш — гораздо проще, чем отметить, весь ли класс смотрит на учителя.
  2. Покажите, что все контролируете. Не просто давайте указания, но и следите за их выполнением, при этом ученики должны понимать, что вы не дремлете. Каждые пару минут оглядывайте класс со спокойной улыбкой, чтобы проверить, все ли идет по плану. Перед тем как что-то попросить, обязательно делайте паузу и смотрите на учеников. Проговаривайте все, что видите: «Спасибо, Питер. Спасибо, Марисса. Первый ряд, смотрим на меня». Тем самым вы подчеркиваете, что наблюдаете за всеми и замечаете, кто чем занят, словно у вас есть «радар».
Читать еще:  Филиал московского педагогического университета
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×