Igro-zon.ru

Работа и жизнь
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учитель должен учиться всю жизнь

УЧИТЕЛЬ: УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ!

Учитель — «вечный ученик», человек, постоянно самосовершенствующийся, ставящий перед собой цели и задачи, ищущий к ним ключ, человек, постоянно находящийся в творческом и профессиональном поиске, чтобы оставаться интересным для своих учеников. Если сам учитель испытывает радость от учения, то это не может не передаться его ученикам. Учитель должен постоянно учиться, учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
22695_22695_doklad_na_konkurs.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЬ: УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ!

Синёва Ольга Геннадьевна, МОУ СОШ № 28, г.Балаково (sineva58@yandex.ru)

Аннотация

Учитель  «вечный ученик», человек, постоянно самосовершенствующийся, ставящий перед собой цели и задачи, ищущий к ним ключ, человек, постоянно находящийся в творческом и профессиональном поиске, чтобы оставаться интересным для своих учеников. Если сам учитель испытывает радость от учения, то это не может не передаться его ученикам. Учитель должен постоянно учиться, учиться…

«Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!»

Я благодарна судьбе за то, что каждый день встречаюсь с ребятами, и с ними я снова и снова учусь быть Учителем. Учитель  «вечный ученик», человек, постоянно самосовершенствующийся, ставящий перед собой цели и задачи, ищущий к ним ключ, человек, постоянно находящийся в творческом и профессиональном поиске, чтобы оставаться интересным для своих учеников.

Постоянно и целеустремленно работать над собой  вот основная задача современного учителя.

Наверное, самому нужно быть немножко ребёнком, чтобы чувствовать, что именно может заинтересовать детей, что им близко и понятно.

Девизом моей работы стала фраза: «Не ждать, а действовать!» . Я ищу новые методики, подходы к детям, подстраиваюсь под современные условия, активно осваиваю новые технологии, прохожу дистанционные курсы повышения квалификации, стараюсь разнообразить уроки, провожу дискуссии и обсуждения, ведь детям так важно, чтобы их услышали и поняли. В нашей школе полным ходом идёт внедрение современных компьютерных технологий, проектная деятельность. Я считаю, что это большой шаг в развитии образования, ведь в современной жизни практически нельзя обойтись без компьютерных технологий.

Я считаю, что кругозор учителя должен постоянно расширяться. Он должен быть неизмеримо шире школьной программы, когда знание программы сосредоточено в его мозгу где-то не в центре, а в стороне от самых активных участков коры,  лишь тогда он подлинный мастер, художник, поэт педагогического процесса… Мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда.

Но как же добиться, чтобы каждый учитель знал не только азы обучения, но и глубокие истоки предмета?

Чтение, чтение и еще раз чтение. Чтение не под чьим-то нажимом, а чтение как первейшая духовная потребность, как пища для голодного. Вкус к чтению, желание покопаться в книгах, умение посидеть над книгой, поразмыслить.

Хороший учитель  это человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонты  новейшие открытия, исследования, достижения. Гордостью школы становится учитель, который, в дополнение к сказанному, сам неравнодушен к проблемам, над которыми бьется его наука, обладает способностью к самостоятельному исследованию. Хороший учитель знает во много раз больше, чем предусматривает программа средней школы. Учебный предмет для него лишь азбука науки. Глубокие знания, хороший кругозор, интерес к проблемам науки  все это необходимо учителю для того, чтобы раскрывать перед воспитанниками притягательную силу знаний, предмета, науки, процесса учения. Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюблённого в знания человека. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель.

Мой рабочий день начинается и заканчивается обучением, я учу своих учеников и учусь сам. Бывает, что я ошибаюсь, но учусь на своих ошибках. Часто мечешься в поиске ответа на вопрос, заданный пытливым учеником, беседую с родителями на разные темы… Да мало ли какие вопросы решает учитель?! Но я постоянно в движении, в суете жизни, в гуще событий, в стремлении познания науки и окружающего. А иначе нельзя, ибо я перестану быть учителем, потеряю уважение к себе не только учеников, их родителей и окружающих, но и потеряю самого себя.

Великий педагог-мыслитель К.Д.Ушинский писал: «Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!» Учитель  это даже не профессия, это предназначение человека в этом мире. Не каждый может стать учителем, а избранный, тот, кто чист душой, чьи уста не лукавы, у кого добрые помыслы, кто не добренький, а справедливый, кто не гонится за «длинным рублём» в педагогике, кто понимает, что учительский труд  нелёгкая ноша. А вот как раз в ней-то и состоит наше учительское счастье! Я считаю себя счастливейшим человеком!

Уважаемые коллеги, открывая мир детям, не переставайте развиваться вместе с ними. Как писал Максимилиан Волошин, стремитесь:

Всё видеть, всё понять,

Всё знать, всё пережить,

Все формы, все цвета

Вобрать в себя глазами.

Пройти по всей земле

Всё воспринять и снова воплотить.

Конечно, всё постичь невозможно, но стремиться знать и уметь как можно больше должен каждый из нас: «Чтобы научить, надо уметь самому, чтобы тебе поверили, надо самому верить, чтобы за тобой пошли, надо идти впереди!».

Выступление на тему «Учитель учится всю жизнь!»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Тема выступления «Учитель учится всю жизнь!»

Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. На развитие всего перечисленного направлена деятельность методических служб. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования.

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.

Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в вузе знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями.

Любая педагогическая работа – это практическая деятельность. Расширение рынка технологий обучения обуславливает стремление педагогов повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися. Чтобы сделать процесс обучения основам наук эффективным, недостаточно использовать только традиционные методики преподавания. Решение этой проблемы может быть достигнуто благодаря использованию нестандартных технологий в обучении.

Профессиональная деятельность школьного учителя за последние годы претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования сегодня оказываются напрямую связаны с ИК-технологиями. Важно не только, в какой степени педагог владеет знаниями на компьютере, а важно то, как он применяет свои знания владения информационными технологиями.

В системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы.

Давно известна истина, что получение вузовского диплома — не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

«Учитель учится всю жизнь» — это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.
Автор многих методических пособий для педагогов В.М.Лизинский высказал непреложную истину «Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить». Настоящий учитель-профессионал находится постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем.

Уровень профессионального мастерства современного учителя определяется следующими основными параметрами:

-личностные качества учителя,

-правильное понимание целей и задач педагогической деятельности,

-формирование мотивации учебной деятельности,

-уровень обеспечения информационной основы деятельности,

-знание нормативных документов,

— отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету,

-организация учебной деятельности.

Личностные качества – это общая культура учителя, отношение к людям, способность организовать свою работу, сохранять самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой, умение находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося, умение анализировать причины поступков и поведения обучающихся.

Не менее важно учителю правильно понимать цели и задачи педагогической деятельности. Это умение ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, умение вовлекать их в процесс постановки целей и задач урока. Цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы она была понятна ученику.

Формирование мотивации учебной деятельности включает умение вызвать интерес у обучающихся к своему предмету, дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех, умение активизировать творческие возможности обучающихся, создавать условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету.

Готовясь к урокам, надо определить какой дополнительный материал можно привлечь, чтобы повысить интерес учащихся к занятиям. Это могут быть дополнительный справочный, биографический, исторический материал. Активно использую интегративные уроки. Они позволяют за счет обеспечения межпредметных связей усилить знания учащихся, придать им универсальный характер, позволяют глубже изучить и понять свой предмет.

Исследовательская деятельность раскрывает творческий потенциал учащихся, это совместная работа ученика и учителя по поиску решения неизвестного, в ходе которого формируется научное мировоззрение. Даже любое решение задач, например, нахождение площади и объема параллелепипеда можно рассмотреть как исследовательская деятельность учащихся: ставят цели, измеряют, вычисляют, приходят к ответу, делают выводы. На уроках физики ученики 7 класса измеряют площадь подошвы и вычисляют давление, оказываемое на пол. Когда проходим тему «Скорость» ученики делают проектную работу. Находят расстояние от дома до школы, подсчитывая количество шагов, зная, скольким сантиметрам равен один шаг. Определяют, сколько времени они идут в школу, наоборот. Остаются только вычисления и выводы.

Важным принципом работы со способными детьми является принцип создания условий для самостоятельной работы учащихся при минимальной роли учителя. Подобной методики работы надо придерживаться при подготовке к различным олимпиадам.

Передо мной ежегодно встает вопрос: как осуществить продуктивную подготовку выпускников к успешной сдачи экзамена.

Моя подготовка к экзамену нового учебного года начинается при получении результатов сдачи экзаменов в июне, ознакомившись с которыми, я анализирую причины неудач, определяю, над какими темами придется поработать больше, какие вопросы и виды заданий вызвали трудность у детей и почему они оказались сложными, выясняю, правильно ли ученики понимают формулировки заданий.

Для меня эта программа действий на будущий год. По моему мнению, целесообразно проводить повторение изученного материала не только на консультациях, но и на уроках. Организовать работу можно по-разному:

повторять содержание знаний по темам, отрабатывать навыки выполнения различных видов заданий. Очень важно помочь детям обобщать и систематизировать имеющиеся у них знания, для этого я организую с ними консультационную работу, стремясь актуализировать уже изученный материал. Ученики получают опережающее задание: повторить определенный раздел курса (причем обращаю внимание на основные понятия и положения), выделить и проработать сложные вопросы темы, вызывающие затруднения при изучении и повторении материала, а затем также на консультациях уделяю внимание тем заданиям, при выполнении которых ученики наиболее часто допускают на экзаменах ошибки.

В ходе проверки работ в целях сравнения и анализа их результативности составляется таблица, где напротив каждой фамилии отмечаю, выполнено (+) или не выполнено (-) задание. Проведя поэлементный анализ можно сделать для себя ряд выводов относительно следующих моментов:

А) какие вопросы и задания наиболее успешно выполнены учащимися, а значит достаточно отработаны и усвоены.

Б) какие задания вызвали затруднения у большинства учеников, поэтому требуется их дальнейшая отработка.

В) как конкретный ученик справился с работой, каков уровень усвоения материала

Г) над какими вопросами целесообразно продолжить индивидуальную работу.

Работа с таблицей позволяет получить необходимую информацию об уровне обученности учащихся по теме и планировать дальнейшую работу по подготовке к итоговой аттестации.

В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Образование должно быть непрерывным, т.к. серьёзные изменения в жизни общества детерминированы современными условиями стремительного развития науки и техники. Речь идет не только о смене культурной эпохи, но и о смене типа человека. Всё это выдвигает принципиально новые требования к образованию как культурному институту, поэтому на данном этапе оно рассматривается не только в качестве продукта социально-педагогической инфраструктуры, но и как непрерывный образовательный институт, представляющий собой перманентный процесс становления и самосовершенствования личности.

Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии. Выявлены факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов. Если их расположить их в порядке убывания, то получится следующая картина:
— Недостаток времени;
— Состояние здоровья;
— Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач;
— Недостаточная поддержка со стороны администрации;
— Собственная инерция.
Чтобы самообразование стало продуктивным, влияние данных факторов нужно стремиться свести к минимуму. К сожалению, есть факторы, воздействие которых на стремление учителя к саморазвитию минимизировать мы не в силах.
Но мы можем повлиять на другую сторону процесса, а именно на факторы стимулирующие саморазвитие учителя.
К этим факторам можно отнести следующие:

 Интерес к работе;

 Возрастающая ответственность за результаты труда;

 Обучение на курсах;

 Пример и влияние администрации;

 Организация методической работы;

 Возможность получения признания в коллективе.

В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод:
учитель 21 века — это:
— гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
— умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
— умеющий организовать рефлексивную деятельность;
— обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

Мы все – работающие сегодня в школах с современными учениками являемся Учителями 21 века. Пользуясь случаем, поздравляю всех с наступающим Новым годом! Пусть этот год для нас всех будет успешным. Желаю всем здоровья, терпения и понимающих, умных учеников!

«Я придерживаюсь принципа: раз учишь — учись сам». Педагоги — о том, как оставаться в тренде

О том, как выбирать курсы, искать новые знания и свободное время

Что­бы идти в ногу со вре­ме­нем, необ­хо­ди­мо по­сто­ян­но по­лу­чать но­вые зна­ния: чи­тать про­фес­си­о­наль­ную ли­те­ра­ту­ру, окан­чи­вать кур­сы по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и он­лайн-про­грам­мы. Осо­бен­но это ка­са­ет­ся тех, чья про­фес­сия — учить дру­гих. «Цех» по­го­во­рил с че­тырь­мя учи­те­ля­ми о том, что они де­ла­ют для са­мо­раз­ви­тия, где чер­па­ют вдох­но­ве­ние и по­лу­ча­ют но­вую по­лез­ную ин­фор­ма­цию.

Мы жи­вем в быст­ро раз­ви­ва­ю­щем­ся и кон­ку­рент­ном мире, учить­ся и изу­чать но­вые тех­но­ло­гии нуж­но по­сто­ян­но. Я в свое вре­мя ду­мал, что обой­дусь од­ним выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем, в ре­зуль­та­те по­лу­чил че­ты­ре (кро­ме учи­те­ля ин­фор­ма­ти­ки, у меня ди­плом ин­же­не­ра свя­зи, спе­ци­а­ли­ста по ана­ли­ти­ке и со­ци­аль­ным ма­ни­пу­ля­ци­ям и ру­ко­во­ди­те­ля об­ра­зо­ва­тель­ной ор­га­ни­за­ции) и окон­чил боль­ше 78 кур­сов. Если бу­дет воз­мож­ность по­лу­чить еще одно выс­шее или прой­ти еще ка­кой-то курс, сде­лаю это с боль­шим удо­воль­стви­ем.

Я ста­ра­юсь идти в ногу со вре­ме­нем, и мне в этом очень по­мо­га­ют не толь­ко ма­стер-клас­сы и фо­ру­мы, но и ин­тер­нет-ре­сур­сы. На­при­мер, на pro­fil.mos.ru все­гда есть ин­фор­ма­ция о ме­ро­при­я­ти­ях об­ра­зо­ва­тель­ных ор­га­ни­за­ций по про­филь­но­му обу­че­нию в Москве, snt.mos.ru поз­во­ля­ет при­ни­мать вме­сте с детьми уча­стие в раз­лич­ных чем­пи­о­на­тах, на stepik.org — огром­ная база бес­плат­ных он­лайн-кур­сов по лю­бым пред­ме­там. А еще я ак­тив­но поль­зу­юсь Мос­ков­ской элек­трон­ной шко­лой — этот ре­сурс очень по­мо­га­ет в под­го­тов­ке к уро­кам, бла­го­да­ря об­шир­ной биб­лио­те­ке элек­трон­ных ма­те­ри­а­лов и сце­на­ри­ев, а так­же поз­во­ля­ет «под­смот­реть» за кол­ле­га­ми. Из необыч­но­го — я од­на­жды аб­со­лют­но слу­чай­но по­пал на кур­сы по управ­ле­нию бес­пи­лот­ны­ми ле­та­тель­ны­ми ап­па­ра­та­ми (сер­ти­фи­кат на обу­че­ние по­да­ри­ли дру­зья), а в ре­зуль­та­те это при­го­ди­лось и в ра­бо­те. В 2016 году мы вме­сте с уче­ни­ка­ми при­ня­ли уча­стие в Чем­пи­о­на­те Ев­ро­пы по этой ком­пе­тен­ции и за­ня­ли пер­вое ме­сто.

Сво­бод­но­го вре­ме­ни у меня прак­ти­че­ски нет, но если вдруг по­яв­ля­ет­ся, я по­свя­щаю его бегу или чте­нию. Из по­след­не­го, что про­чи­тал, по­нра­ви­лась кни­га Сти­ве­на Кови «Семь на­вы­ков вы­со­ко­эф­фек­тив­ных лю­дей». Важ­но, что в ней не про­сто да­ет­ся на­бор от­дель­ных пси­хо­ло­ги­че­ских при­е­мов или но­во­мод­ных ин­стру­мен­тов са­мо­раз­ви­тия, а си­стем­ный под­ход к раз­ви­тию ха­рак­те­ра. Она по­мо­га­ет стать луч­шей вер­си­ей себя. Из всех соц­се­тей боль­ше все­го пред­по­чи­таю youtube, там я под­пи­сан сра­зу на несколь­ко ка­на­лов: Ин­фор­ма­тик БУ, Com­puter Sci­ence Cen­ter, Ака­де­мия Ян­дек­са, Тех­но­ст­рим MAIL­GROUP, Лек­то­ри­ум, Фокс­форд.

По­след­ние годы в Москве про­хо­дит про­цесс мо­дер­ни­за­ции школ. Глав­ное тре­бо­ва­ние к учи­те­лям — мас­со­вое ка­че­ствен­ное об­ра­зо­ва­ние, а для это­го необ­хо­ди­мо вы­стро­ить пра­виль­ную си­сте­му по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и мо­ти­ва­ции учи­те­лей. Рань­ше было мно­го тео­ре­ти­че­ских за­ня­тий и мало по фор­ми­ро­ва­нию прак­ти­че­ских на­вы­ков, сей­час вто­ро­му на­обо­рот уде­ля­ют боль­шее вни­ма­ние, уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­че­ство зна­чи­мых бес­плат­ных про­фес­си­о­наль­ных кон­кур­сов и олим­пи­ад для учи­те­лей. Я уже вто­рой год под­ряд при­ни­маю уча­стие в олим­пиа­де «Но­вый учи­тель для но­вой ин­фор­ма­ти­ки». В про­шлом году стал при­зе­ром по ре­зуль­та­там увле­ка­тель­ных и непро­стых ис­пы­та­ний. Я счи­таю, глав­ное — ни­ко­гда не оста­нав­ли­вать­ся на до­стиг­ну­том.

Но­вые прин­ци­пы си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния по­мо­га­ют на­шим де­тям до­стичь вы­со­ких ре­зуль­та­тов на меж­ду­на­род­ном уровне. Ко­неч­но, мно­гое за­ви­сит от учи­те­ля. Если пе­да­гог не про­дол­жа­ет сам учить­ся и раз­ви­вать­ся по­сле шко­лы, учи­ли­ща или вуза, то и его уче­ни­ки бу­дут огра­ни­че­ны ров­но тем, ка­кие зна­ния он по­лу­чил во вре­мя уче­бы. Важ­но не толь­ко углуб­лять­ся в свою про­фес­си­о­наль­ную об­ласть, но быть раз­ви­тым все­сто­ронне, что­бы уро­ки были ин­те­рес­нее. Мне ка­жет­ся, нуж­но стре­мить­ся к ме­та­пред­мет­ным за­ня­ти­ям: ко­гда на уро­ке, ска­жем, му­зы­ки вспо­ми­на­ют и ис­то­рию, и фи­зи­ку.

Раз­ви­вать­ся и по­вы­шать ква­ли­фи­ка­цию учи­те­лю лю­бой спе­ци­аль­но­сти зна­чи­тель­но по­мо­га­ют ре­сур­сы мос­ков­ско­го об­ра­зо­ва­ния. На сай­те dpo­mos.ru есть всё — от кур­сов ло­го­пе­дии и ра­бо­ты со школь­ной биб­лио­те­кой до кур­сов по управ­ле­нию ор­га­ни­за­ци­ей и под­го­тов­ке к про­вер­ке ГИА (Го­су­дар­ствен­ной ито­го­вой ат­те­ста­ции). При­чем, кур­сы как оф­флайн, так и он­лайн, что очень удоб­но.

В Москве про­во­дят очень мно­го оч­ных ме­ро­при­я­тий. Глав­ное — фо­рум «Го­род об­ра­зо­ва­ния», один из са­мых боль­ших в мире. Там все­гда мно­го по­лез­ных лек­ций, мне в по­след­ний раз за­пом­ни­лась лек­ция о мо­ти­ва­ции уче­ни­ков. По­лу­чен­ные на ней зна­ния очень по­мо­га­ют в ра­бо­те. В ок­тяб­ре РБК так­же ор­га­ни­зо­вы­вал ин­те­рес­ную кон­фе­рен­цию о трен­дах в об­ра­зо­ва­нии.

Моя глав­ная страсть — пу­те­ше­ствия. Мне нра­вит­ся ока­зы­вать­ся в со­вер­шен­но незна­ко­мом ме­сте и узна­вать, чем там жи­вут люди. В сво­бод­ное вре­мя я люб­лю со­би­рать­ся с дру­зья­ми и иг­рать в на­столь­ные игры. Кста­ти, они силь­но про­ка­чи­ва­ют уме­ние по­ни­мать лю­дей — это очень важ­но для лю­бо­го пе­да­го­га. На кни­ги вре­ме­ни прак­ти­че­ски нет, но очень вдох­нов­ля­ют ис­то­рии из со­об­ще­ства «Под­слу­ша­но у учи­те­лей». Там учи­те­ля со­ве­ту­ют­ся друг с дру­гом, за­да­ют во­про­сы, жа­лу­ют­ся на про­бле­мы. Это мо­ти­ви­ру­ет раз­ви­вать­ся, что­бы по­том по­мо­гать дру­гим и ме­нять об­ра­зо­ва­ние к луч­ше­му.

В сфе­ре до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния сей­час про­ис­хо­дит мно­го ин­те­рес­но­го. Ру­ко­вод­ство го­ро­да очень за­ин­те­ре­со­ва­но в раз­ви­тии этой об­ла­сти, по­то­му что во-пер­вых, это по­мо­га­ет луч­ше под­го­то­вить уче­ни­ков в олим­пи­а­дам, ре­зуль­та­ты ко­то­рых вли­я­ют на рей­тинг шко­лы, и в це­лом де­ла­ет жизнь уче­ни­ков ин­те­рес­нее. В том же рей­тин­ге есть та­кой по­ка­за­тель, как «удо­вле­тво­рен­ность об­ра­зо­ва­тель­ной ор­га­ни­за­ци­ей», ко­то­рый за­ви­сит от того, ка­кой про­цент де­тей оста­ет­ся в сво­ей шко­ле. И тут оче­вид­но, что если у ре­бен­ка, по­ми­мо обя­за­тель­ных пред­ме­тов, есть воз­мож­ность по­се­щать ка­кие-то круж­ки, и он по­лу­ча­ет от это­го удо­воль­ствие, то и ро­ди­те­лям не за­хо­чет­ся ни­ку­да его пе­ре­во­дить.

Как го­во­рит Вла­ди­мир Ми­хай­ло­вич Ли­зин­ский (кан­ди­дат пе­да­го­ги­че­ских наук, про­фес­сор ка­фед­ры пе­да­го­ги­ки и пси­хо­ло­гии АП­КиП­ПРО — Прим. «Цеха»): «Учи­тель — это че­ло­век, ко­то­рый учит­ся всю жизнь, толь­ко в этом слу­чае он об­ре­та­ет пра­во учить». Я при­дер­жи­ва­юсь того же прин­ци­па: раз учишь — учись сам.

Во­об­ще, го­род предо­став­ля­ет учи­те­лю огром­ное ко­ли­че­ство воз­мож­но­стей и ре­сур­сов для са­мо­ре­а­ли­за­ции. Так, в 2019 году «Мос­ков­ский центр ка­че­ства об­ра­зо­ва­ния» про­вел ак­цию «5 на 5» — тре­нинг для учи­те­лей в фор­ма­те ЕГЭ по лю­бым пяти вы­бран­ным пред­ме­там. По­бе­ди­те­ли от­пра­ви­лись в Фин­лян­дию об­ме­ни­вать­ся опы­том с за­ру­беж­ны­ми кол­ле­га­ми.

Если учи­тель под­го­то­вил два сце­на­рия уро­ка в МЭШ (Мос­ков­ская Элек­трон­ная Шко­ла — Прим.«Цеха») и по­лу­чил за них грант, то он сме­ло мо­жет по­да­вать за­яв­ку на по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ци­он­ной ка­те­го­рии. Во­об­ще МЭШ — это один из са­мых успеш­ных про­ек­тов за по­след­нее вре­мя, он даже во­шел в 100 луч­ших про­ек­тов в мире. Там есть аб­со­лют­но все, что нуж­но для про­ве­де­ния уро­ка, по­это­му на под­го­тов­ку те­перь ухо­дит ми­ни­мум вре­ме­ни. И глав­ное, что ав­то­ры всех уро­ков, учеб­ных по­со­бий, при­ло­же­ний и те­стов —прак­ти­ку­ю­щие учи­те­ля.

Что­бы быть ак­ту­аль­ным и оста­вать­ся в кур­се глав­ных тен­ден­ций в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния, я ста­ра­юсь по­се­щать раз­лич­ные ма­стер-клас­сы сво­их кол­лег, ве­би­на­ры, фо­ру­мы — на­при­мер, «Го­род об­ра­зо­ва­ния», ко­то­рый про­во­дят в Москве каж­дый год. Недав­но я за­кон­чил кур­сы от МЦРК­ПО «Аз­бу­ка управ­ле­ния» — о том, как на­чи­на­ю­ще­му ру­ко­во­ди­те­лю об­ра­зо­ва­тель­но­го учре­жде­ния стать успеш­ным. За­ня­тия про­во­ди­ли ди­рек­то­ра, за­ме­сти­те­ли и со­труд­ни­ки де­пар­та­мен­та об­ра­зо­ва­ния.

Ра­бо­та с под­рас­та­ю­щим по­ко­ле­ни­ем тре­бу­ет от пе­да­го­га же­лез­ной вы­держ­ки, гиб­ко­сти, быст­ро­ты ре­ак­ции и пси­хо­ло­ги­че­ской гра­мот­но­сти. Что ка­са­ет­ся по­след­не­го, я по­се­тил пси­хо­ло­ги­че­ские тре­нин­ги во вре­мя все­рос­сий­ско­го фо­ру­ма «Учи­тель бу­ду­ще­го» в 2013 году. Он ока­зал­ся очень по­лез­ным, на нем вы­сту­па­ли из­вест­ные в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния люди, ав­то­ры-со­ста­ви­те­ли ма­те­ри­а­лов ЕГЭ. Мно­гие сред­ства, при­е­мы и но­ва­тор­ские ме­то­ди­ки я успеш­но при­ме­няю в сво­ей ра­бо­те и по сей день.

Меня вдох­нов­ля­ет моя ра­бо­та, я каж­дый день от­кры­ваю для себя что-то но­вое. Осо­бен­но в де­тях, ко­то­рых обу­чаю: их по­бе­ды, улыб­ки и про­стое «спа­си­бо». Ради это­го сто­ит при­хо­дить на ра­бо­ту.

Что ка­са­ет­ся соц­се­тей, я за­ре­ги­стри­ро­ван в ин­ста­гра­ме и фейс­бу­ке, но ис­поль­зую их в ос­нов­ном для об­ще­ния с кол­ле­га­ми, уче­ни­ка­ми и вы­пуск­ни­ка­ми. Мно­го чи­таю, но в ос­нов­ном, клас­си­че­скую ли­те­ра­ту­ру — бла­го­да­ря ей, я при­об­ре­таю для себя го­раз­до боль­ше, чем ко­гда чи­таю на­уч­ные, мо­ти­ва­ци­он­ные или пси­хо­ло­ги­че­ские кни­ги. На­при­мер, недав­но пе­ре­чи­тал «Ге­роя на­ше­го вре­ме­ни» Лер­мон­то­ва.

Быть учи­те­лем — зна­чит ни на ми­ну­ту не пе­ре­ста­вать учить­ся са­мо­му. В на­ча­ле де­каб­ря я за­щи­ти­ла ма­ги­стер­скую дис­сер­та­цию по пе­да­го­ги­ке и уже по­ду­мы­ваю над сле­ду­ю­щим об­ра­зо­ва­ни­ем по спе­ци­аль­но­сти ме­недж­мент в об­ра­зо­ва­нии, оста­лось толь­ко опре­де­лить­ся с ву­зом. Кста­ти, со­вре­мен­ные тех­но­ло­гии — то, что поз­во­ля­ет сде­лать уро­ки бо­лее ин­те­рес­ны­ми, по­лез­ны­ми и вдох­нов­ля­ю­щи­ми. Я поль­зу­юсь пор­та­лом МЭШ и раз­ны­ми при­ло­же­ни­я­ми, на­при­мер, Words, Duol­ungo или flu­entU для уче­ни­ков по­стар­ше.

Во­об­ще, к са­мо­раз­ви­тию и са­мо­мо­ти­ва­ции учи­те­лей под­тал­ки­ва­ет сама об­ра­зо­ва­тель­ная си­сте­ма — в 2020-м всту­пят в силу оче­ред­ные об­нов­ле­ния в схе­ме по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции. Так, для оцен­ки ком­му­ни­ка­тив­ных и пси­хо­ло­ги­че­ских на­вы­ков пе­да­го­гам пред­ло­жат за­пи­сать ви­део-урок по план-кон­спек­ту и вы­пол­нить кейс — со­ста­вить план дей­ствий на ос­но­ве вы­мыш­лен­ной си­ту­а­ции, на­при­мер, со­ци­а­ли­за­ции де­тей из небла­го­по­луч­ных се­мей.

Я каж­дый ме­сяц хожу на тре­нин­ги и фо­ру­мы, ак­тив­но участ­вую в про­ек­те «Управ­лен­че­ская сре­да мо­ло­до­го пе­да­го­га», в на­ча­ле но­яб­ря по­се­ти­ла тре­нинг по профори­ен­та­ции для школь­ни­ков, а в ап­ре­ле пла­ни­рую прой­ти курс ора­тор­ско­го ма­стер­ства в шко­ле «Ко­роль го­во­рит». Мне было важ­но по­нять, что тайм-ме­недж­мен­ту сей­час надо на­чи­нать обу­чать уже в школь­ном воз­расте. Даже при со­став­ле­нии пла­на уро­ка пре­по­да­ва­те­лю сто­ит ду­мать о том, сколь­ко вре­ме­ни уче­ник за­тра­тит на вы­пол­не­ние того или ино­го за­да­ния. А еще вме­сте с клас­сом я ре­гу­ляр­но по­се­щаю «Суб­бо­ты мос­ков­ско­го школь­ни­ка», на­при­мер, на оче­ре­ди у нас — по­се­ще­ние Mosobr.TV.

Меня все­гда вдох­нов­ля­ли учи­те­ля, ко­то­рые «го­рят» сво­им де­лом и ко­то­рым есть, чем по­де­лить­ся с кол­ле­га­ми и уче­ни­ка­ми. Сей­час я со­стою в несколь­ких груп­пах во «ВКон­так­те», в том чис­ле Teaches who care и Ege ex­pert, где мы об­ме­ни­ва­ем­ся ин­фор­ма­ци­ей и со­зда­ем ве­би­на­ры. На оче­ре­ди — ве­би­нар по под­го­тов­ке к ЕГЭ. Кста­ти, если го­во­рить о со­вре­мен­ных тех­но­ло­ги­ях, я ста­ра­юсь ис­поль­зо­вать их и во вре­мя уро­ков. Это поз­во­ля­ет сде­лать их бо­лее ин­те­рес­ны­ми, по­лез­ны­ми и вдох­нов­ля­ю­щи­ми. Я поль­зу­юсь пор­та­лом МЭШ и раз­ны­ми при­ло­же­ни­я­ми, на­при­мер, Words, Duol­ungo или flu­entU для уче­ни­ков по­стар­ше.

Еще я под­пи­са­на на Ted Talks и Teen Talks в youtube и мно­го чи­таю. Из по­след­не­го очень за­пом­ни­лась кни­га на­род­но­го учи­те­ля Рос­сии Ю. В. За­вель­ско­го «Еще раз об учи­те­ле. Мыс­ли враз­брос» про смысл пе­да­го­ги­ки. Ее точ­но бу­дет ин­те­рес­но про­чи­тать пе­да­го­гам, ру­ко­во­ди­те­лям об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний и во­об­ще всем, кто нерав­но­ду­шен к про­бле­мам вос­пи­та­ния.

Ма­те­ри­ал опуб­ли­ко­ван при под­держ­ке Де­пар­та­мен­та об­ра­зо­ва­ния и на­у­ки го­ро­да Моск­вы.

Учитель, способный не только учить, но и учиться.

«Когда ты учишься — ты лишь открываешь для себя то, что ты
давно уже знаешь.
Когда ты совершаешь поступки — ты показываешь, что ты действительно знаешь это.
Когда ты учишь — ты лишь напоминаешь другим, что они знают все это так же хорошо, как и ты.
Мы все учимся, поступаем и учим».

Дети учатся тогда, когда их учат», — гласит народная мудрость. Чтобы научить ребенка чему-нибудь, надо уметь самому делать все на самом высоком уровне. Значит, вся жизнь учителя – постоянная учеба, работа над самим собой.

Обучение других – основной из известных нам способов обретения мудрости. Почему? Потому что оно требует четкого знания предмета. Если вы затрудняетесь передать мысль другому, значит, вы ее не освоили.

Помните классическую школьную ситуацию? Учитель математики спрашивает, кто может решить уравнение, и вы уверенно поднимаете руку. А вызванный к доске, чтобы объяснить решение остальным, вы вдруг обнаруживаете, что не можете этого сделать.

Попытка передать другому какую-то мысль заставляет вас, прежде всего, прояснить ее себе самому. Тут уж не обойдешься «общим представлением». Надо вникнуть в детали, проследить логические связи. И тогда мысль начинает увлекать вас лично. Как говорят мудрецы: «Многому учишься у учителей. Еще больше узнаешь от коллег. Но больше всего учишься у учеников».

Как учебу ребенка наполнить смыслом?

Как сделать ее интересной?

Как привить ученикам самостоятельность и ответственность?

Как приспособить темп и глубину изучения предметов к отстающим «слабым» и скучающим «сильным»?

Ответ на этот вопрос сможет дать только учитель, но это должен быть Учитель с большой буквы.

Изменения, происходящие сегодня в школе, открывают учителю широчайшее поле для творчества и поиска. «Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет…. В этих условиях учителю, руководителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей.

Главная сложность нашего времени для учителя, наверное, состоит в том, что современный ребенок живет в бешеном потоке информации, и если он интересуется каким-то предметом, то вполне способен из этого потока выуживать массу сведений, относящихся к этой области. Он может даже специальные журналы читать! Естественно, в такой ситуации он может иногда дать, что называется, сто очков фору учительнице по ее же собственному предмету. Что же остается на долю педагога, если он уже не является главным источником информации? Что он может дать детям, чем их увлечь? Что представляет собой контакт учителя и ученика и всегда ли он возникает?

А почему бы нам не поучиться у своих же учеников? Они, хоть и маленькие, как нам порой кажется, но личности. Если педагог сумеет наладить творческий контакт с детьми, позволит себе сойти со своего «учительского пьедестала», он сможет, неожиданно для себя, приоткрыть новую дверцу в широкий мир познания.

Не ленитесь, не отмахивайтесь от детей, стремящихся к познанию и творчеству. Я глубоко убеждена, что ни один учитель не может знать все, но находясь в творческом тандеме с учениками может сам научиться многому, не только в плане профессионального роста, но и в духовном и личностном плане.

Вся жизнь учителя проходит в учении. С первых лет работы в школе учитель учится, осваивая школьную программу, поскольку в институте, хотя и учат, но не совсем тому, что необходимо в школе. В последующие годы учитель знакомится и осваивает различные методики и технологии, пока не найдёт что-то своё.

В современное время в образовании, и не только в образовании, возникают новые тенденции (инновации), информационные и компьютерные технологии. Поэтому в это время учитель особенно должен «учиться, учиться и учиться», чтобы не отстать от жизни.

Итак, чему же приходится учиться в последнее время:

  • Овладение компьютером. Дети этому учатся легко и быстро, однако для учителей – это трудновато и долго.
  • Интернет. Если для многих людей Интернет – это игры, фильмы, музыка, знакомства, то для учителей – это необходимость, работа.

Чтобы ни твердили сегодня о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом-проводником через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он всегда был и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это не облегчает, а осложняет его жизнь. Если, конечно, он – Учитель. А Учитель, в отличие от урокодателя, работает не перед безликой аудиторией или пустым глазом объектива телекамеры. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, требующие от него мудрого совета, грамотного решения, высокого педагогического мастерства.

Сегодня, как никогда, общество, возложив на наши плечи ответственную миссию воспитания молодого поколения, требует от нас, Учителей, уникальных открытий, движения вперед, идти в ногу с постоянно меняющимся временем, а значит, постоянной учебы, самосовершенствования, самопознания, самовоспитания. Научимся сами учиться – научимся обучать других. Долг Учителя – давать знания всем, кто в них нуждается.

Современному учителю необходимо шагать в ногу со временем, выполняя социальный заказ современного общества по обучению и воспитанию молодого поколения. Выполнить такую миссию способен только учитель, испытывающий колоссальную потребность в знаниях, находящийся в постоянном творческом поиске.

Учитель, способный не только учить, но и учиться.

Читать еще:  Лучший учитель математики
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector