Igro-zon.ru

Работа и жизнь
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учитель для меня

Эссе «Что значит для меня быть преподавателем»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Калниболотская ДШИ»

Новопокровского района Краснодарского края

«Что значит для меня быть преподавателем ».

Подготовила Гевлич Валентина Викторовна

преподаватель фортепиано МБУДО «Калниболотская ДШИ»

Старинная мудрость гласит — «Чтобы быть счастливым в жизни, человек должен совершить три правильных поступка: от кого родиться, у кого учиться и на ком жениться». Я бы к этому добавила: «И какую выбрать профессию». Я могу себя назвать счастливым человеком во всех смыслах.

В 9 лет я поступила в музыкальную школу, и вскоре поняла, что это мой путь. Этот путь длиться более 50 лет. За эти годы было много всякого и разного, но, ни разу я не изменила профессии.

Однажды мне сказали: «Учитель не профессия, учитель — это диагноз». И с этим я согласна. Работа с детьми трудная, сложная, но и, одновременно, творческая. Она требует быть не только хорошим профессионалом, но Личностью, способной отдавать себя любимому делу без остатка. Я понимаю, что не все мои ученики станут профессиональными музыкантами, но моя задача состоит в том, чтобы через несколько лет они стали хорошими людьми, уверенными в своих силах, надёжными друзьями и товарищами. Преподаватель для меня — это симбиоз многих профессий.

Первая — Педагог. Каждый день быть нравственным примером для своих учеников. Дети чувствуют фальшь в отношениях. Они смотрят и видят: как ты говоришь, как общаешься, как одеваешься, накрашена ли, причёсана ли. Всё впитывают как губки и копируют твоё поведение. Обязательно быть честным с детьми. Ошибся – признай ошибку. Мы их воспитываем не словами, а делами. В моей практике был случай, когда я при других детях сделала замечание ученице, она обиделась. На следующий день извинилась перед ней при всех, она меня поняла, инцидент был исчерпан.

Вторая – Музыкант. В это понятие входит не только владение инструментом или обучение профессии, но гораздо большее: влюбить ученика в Музыку, научить её слушать, понимать, чувствовать, сформировать вкус, научить выражать своё мнение и его аргументировать, размышлять, анализировать, привить потребность в знаниях. Когда — то мне мама сказала: «Самая большая ценность, которая может быть у человека — это знания. Они всегда с тобой, нести их не тяжело. И в какой бы ты не оказалась ситуации, если они у тебя есть, ты всегда найдёшь им применение». Этому напутствию я следую всю жизнь.

Третья – это Психолог . К каждому ученику нужен свой, особый подход. Если ребёнок зажатый — приходится много разговаривать, постоянно хвалить за мелочи, на этом акцентировать внимание, тем самым развивая в нём уверенность в себе. Если амбициозный – корректировать и анализировать вместе с ребёнком его поведение, чтобы оно не переросло в манию величия.

Четвёртая – Дипломат. Работа в школе — это не только работа с детьми, но и с родителями, с коллегами, с начальством. И везде должно быть чувство меры, такта, уважения, терпимости, лояльности, понимания.

Пятая – Военачальник. Надо обладать стратегическим и тактическим мышлением, чтобы, выбирая программу ученику, точно предвидеть, что из этого в итоге получится. Каким путем, и какими средствами добиться поставленной цели. Осилим ли, сможем ли, хватит ли сил и ресурсов?

Шестая – Инженер. Профессия инженер предполагает умение всё разобрать до последнего винтика, а потом собрать. В музыке то же самое — мы разбираем произведение досконально: каждый палец, каждую ноту, фразу, штрих, нюанс, форму. А в результате работы постепенно, складывая из малого, получаем одно большое целое.

Седьмая — Переводчик с итальянского, немецкого, французского — основных языков для обозначения музыкальных терминов.

Секретарь, программист, логистик, аналитик, креативный директор — можно найти ещё не одну профессию, которая сопровождает нашу работу. Современный преподаватель – это многогранная, разносторонняя личность. Чтобы соответствовать сегодняшним реалиям, он должен постоянно совершенствоваться и учиться сам. Но никакие новые технологии не заменят душу человека; любовь и доброта – основы в работе с детьми. Учителем или преподавателем нужно родиться и тут никакой диплом не поможет. Я помню свой первый урок с учеником педпрактики, после которого я плакала от того, что ничего не получилось. Мне мой наставник сказал такие слова: «Ты медведей в цирке на велосипеде видела? И что ты думаешь, они сами научились ездить или их кто-то научил? Так вот, если медведей можно научить ездить на велосипеде, то человека можно научить чему угодно. Если ребёнок тебя не понял – претензии только к себе, ищи другой способ или метод, пока он тебя не поймёт». Эти слова стали в моей работе основополагающими. И у моих учеников и у меня есть награды: Грамоты, Дипломы, Благодарственные письма. Но самой большой наградой за последнее время стали слова моей ученицы: «Я считаю, что среда, суббота и воскресенье самые плохие дни в неделе». На мой вопрос – Почему? – Она ответила: «Я не хожу в музыкальную школу». Для меня моя работа- это вся моя сущность, это мой мир и моя душа, без которой я себя не представляю.

Эссе «Моё призвание — учитель!»

Ирина Ступченко
Эссе «Моё призвание — учитель!»

Описание: данный материал может быть использован для портфолио учителя начальных и средних классов, и как работа на конкурс профессионального мастерства. Эссе было написано мною для участия в городском конкурсе «Учитель года по кубановедению – 2016».

Цель: размышление учителя о педагогической работе

Задачи:

-повысить значимость профессии «учитель»;

-заставить задуматься о труде учителя, о его профессиональной деятельности;

— воспитывать уважение к труду педагога;

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». Лев Толстой

Часто, в разговоре с друзьями или просто знакомыми, слышу их отношение к профессии учитель. В последнее время многие считают, что это неудачный выбор и малооплачиваемый труд. Другие с сожалением и сочувствием смотрят на меня и пожимают плечами. Есть такие, кто не скрывает своего негативного отношения к учителям. Но есть и такие, в том числе и я, которые понимают и с твёрдой уверенностью говорят, что учитель – это лучшая профессия на Земле.

Что такое учитель для меня? Что это за профессия? Кто это?

Во-первых, это личность. Для того чтобы всем детям было комфортно, учитель должен обладать такими качествами, как гуманизм, толерантность, а также должен изучать особенности личности своих воспитанников, чтобы найти правильный профессиональный подход ко всем детям.

Во-вторых, учитель это профессионал. Профессионал должен дать шанс раскрыться каждому ребенку; не давить, не оскорблять, не делить на слабых и сильных, «любимчиков», а помочь. Ведь каждый из наших учеников – это личность, и мы должны стараться помочь каждой личности раскрыться, стать яркой звездой. Настоящий профессионал с большим вниманием и уважением относится к каждому ребенку.

В-третьих, учитель — это ученик. Чтобы учить других, нужно постоянно учиться самому. Само слово учитель говорит за себя – учит, учить. Действительно, в ходе своей работы учитель и учит и учится сам.

Подготовка педагога в профессиональном плане — это постоянное профессиональное совершенствование. Учитель должен всю жизнь считать себя студентом педагогики, должен быть постоянно готов к переменам в соответствии с требованиями современной динамичной жизни.

В своей педагогической деятельности я сталкиваюсь с этим постоянно. Давая знания своим ученикам, я с огромным удовольствием и сама учусь многому. Это и дополнительная литература и общение с коллегами (посещение семинаров, открытых уроков, участие в профессиональных конкурсах и мастер-классах). Огромное значение имеет виртуальное общение с коллегами из разных регионов всероссийского и международного масштаба на педагогических порталах и форумах.

Учитель – каждая буква этого слова для меня имеет значение, которого я стараюсь придерживаться.

У – уверенность и умение

Ч – честность

И – искренность

Т – талант

Е – единодушие

Л – любовь

Ь – мягкость

Читать еще:  Учитель английского языка это

Считаю, каждый настоящий учитель с уверенностью скажет: «Да, я обладаю такими качествами!» И это прекрасно! Ведь так и должно быть!

Идя на работу, я готовлюсь к встрече с детьми. И данные слова произношу вслух, проверяю себя, свой настрой. Учитель – это мой образ жизни, это то, что я ощущаю ежедневно и ежечасно.

Что заставило меня заняться этим видом деятельности?

С раннего детства представляла себя в роли учителя. И с годами это представление не прошло. Особую симпатию проявляла к урокам литературы и русского языка. Очень интересен был иностранный язык.

К сожалению, поступить сразу в педагогический университет не получилось. Несколько лет училась в другом направлении и работала совсем по другим специальностям, очень далёким от образования.

Но однажды поняла, что это не моё, мне это не интересно и не приносит радости. Я не ощущаю удовлетворения от подобного карьерного роста и не замечаю своих результатов.

Недолго думая, поступила в Армавирский государственный педагогический университет. Во время обучения уже работала в педагогических учреждениях. Начинала свою педагогическую карьеру с должности старшей вожатой, затем воспитателя в детском саду и воспитателя группы продлённого дня в коррекционной школе. А потом и учителем в общеобразовательной начальной школе, которым и являюсь на данный момент.

И вот я на своём месте. Да, я с уверенностью могу сказать: «Я счастлива! Это то, что мне надо!» Как же это прекрасно, работать там, где интересно, где получаешь положительные эмоции и впечатления от прожитого дня. Где видишь радостные лица учеников и благодарные лица родителей. И пусть кто-то говорит, что данная профессия неинтересная и малооплачиваемая, тяжёлая и непрактичная. Нет, я не согласна с такими выражениями. Твёрдо верю, будущее за нами, за учителями. Ведь благодаря нам, все люди на земле получают первые и такие важные и ценные сведения, умения и навыки, которыми пользуются на протяжении всей жизни.

Мне доставляет огромное удовольствие делиться знаниями с моими учениками. Видеть собственными глазами их успехи и достижения.

Последний звонок! Это отдельная страница в книге школьной жизни каждого учителя. Вот главный и торжественный миг. Думаю, многие согласятся со мной, что этот день запоминается на всю жизнь, как и самое первое 1 сентября. Первый учитель, классный руководитель – главный герой данных праздников. И говоря об этих торжествах, сразу вспоминаешь именно их – учителей.

Накануне очередной встречи выпускников (первые выходные февраля) я вспоминаю своих учителей. Ведь встречи проходят в школе, где прошли лучшие годы. И всегда с большим трепетом и любовью я думаю о своих любимых и дорогих учителях, которые помогли мне встать на этот путь просвещения и образования.

Огромное спасибо Вам Фелобок Ольга Леонидовна и Чич Мира Измайловна за всё! Вы воспитали и развили во мне все те качества, которые я вижу в слове – Учитель. А также научили верить.

Верить трудно. Веру нужно воспитывать в себе, как воспитывают привычку. Вера в ученика — это что-то, что растет вместе со мной. Я верю, в учеников и принимаю их веру. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель, -результату.

Размышляя над этим, пожалуй, соглашусь с мудрыми и великими словами : «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников — и ты проживешь вечность!»

Как стать Человеком, Учителем, Педагогом, Другом?

На этот вопрос я буду отвечать всю свою жизнь! Думаю, у меня это получается, я на правильном и верном пути!

Благодарю за внимание!

Эссе «Я — воспитатель» для конкурса «Я в педагогике нашёл своё призвание» «Мир, в котором я живу». Эссе «Я-воспитатель» для конкурса «Я в педагогике нашёл своё призвание» Долго к своей профессии шла. Мечтала, как.

Эссе «Профессия воспитателя: высокое призвание» (размышления о профессии воспитателя вслух) Размышляя о становлении педагога, я пришла к выводу о том, что педагогом не возможно стать им.

Эссе «Учитель — это не профессия, это образ жизни» Учитель – это не профессия. Это образ жизни. Я не просто учитель. Я – первый учитель, учитель начальных классов. Каждый дошкольник желает.

Эссе «Я — учитель» Каждый ребенок мечтает стать кем-нибудь в жизни, освоить какую-либо специальность. Для себя я выбор сделала еще в детстве. С первого класса.

Эссе «Я — учитель» Мы все бежим, торопимся. И некогда остановиться и посмотреть в глаза тем, ради кого собственно, весь этот бег, тем, ради кого я – учитель.

Эссе «Моя профессия — мое призвание» С 4 лет, еще маленькой девочкой, я мечтала стать учителем, очень часто играла в «школу», усадив кукол за стол, и почему-то, учила их говорить.

Эссе «Моя профессия — учитель-логопед!» «Если вы умеете диагностировать радость ребенка, интенсивность его радости, то вы должны были заметить, что величайшей радостью становится.

Эссе «Я — воспитатель». Учитель года — 2019 Эссе. Я-воспитатель. «Я-воспитатель! И этим я горжусь, ведь жизнь свою я посвящаю детям». Воспитатель, по-моему, это не профессия, это призвание.

Кто такой «хороший учитель»?

«Он артист — но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он скульптор — но его работ никто не видит. Он врач — но пациенты очень редко благодарят его за лечение и, в общем-то, не хотят лечиться. Он отец и мать — но не получает причитающейся каждому отцу доли сыновней любви. Где же взять ему сил для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. Будни захлестывают учителя — план, журнал, отметки, родители, директор, инспектор, мелкие разговоры в учительской, а ему надо все это оставить у порога и войти к детям с возвышенно настроенной душой». Так пишет о профессии учителя Симон Соловейчик в «Последней книге» (Первое сентября, 1999).

Постоянно спрашивать себя, интересно ли ребенку учиться, вновь и вновь убеждаться, что универсальных педагогических рецептов не существует, превосходить себя, чтобы ученик преодолел планку требований общества. Таков удел учителей, которые со страстью и смирением посвятили себя этой профессии.

Они не пишут в дневниках замечания, звучащие как приговор: «Ничего не усваивает», «Нет способностей к предмету». Наоборот, они не устают размышлять над своей работой, снова и снова ищут ответ на главный вопрос: как поддержать в ребенке желание познавать мир, желание учиться?

«Она сказала: не бойся, что не получится»

Мария, 27 лет, журналист

«Элегантная, улыбчивая, открытая — Галина Петровна поразила меня с первой встречи. Захотелось подойти к ней и заговорить. На ее уроках литературы было интересно всем. Она принимала и «странные» работы: я, например, как-то написала продолжение «Евгения Онегина» вместо сочинения. А еще она блестяще учила русскому языку. Никогда не забуду результаты первого диктанта на журфаке МГУ. Я, студентка из Беларуси, допустила три ошибки, а мои одногруппники — по 20 и больше!

И все же для меня самым важным было то, что к Галине Петровне можно было обратиться за любым советом. Классе в 9-м я рассказала ей о своих сомнениях по поводу будущего: тогда я уже работала в местной газете, но хотелось чего-то большего. И она ответила: «Не бойся, поезжай учиться. Даже если не получится, ты будешь знать, что хотя бы попыталась». Я запомнила ее слова — и стала спокойнее, увереннее, сильнее.

Я ее ценила и очень любила: моя учительница меня поддержала в очень непростой момент. Потом я уехала в Москву и поступила в университет, о котором мечтала. Несколько лет назад моей учительницы не стало. Но присутствие ее я чувствую даже теперь, особенно в те моменты, когда нужно принять серьезное решение. Когда я чего-то боюсь или волнуюсь, то вспоминаю этот случай из прошлого и иду вперед».

Передать интерес

«Желание узнавать новое — это и есть желание учиться, — говорит детский психолог Галия Нигметжанова. — Задача учителя в том, чтобы поддержать в ребенке его желание в самом широком смысле — его жизненную энергию, стремление обладать знанием, присвоить его себе». Никакие уговоры тут не помогут: желание учиться пробуждается у ребенка только тогда, когда он ощущает его во взрослом человеке.

Конечно, нужно помочь детям усвоить необходимые практические навыки: как лучше запоминать материал, как правильно распределить время. Но интерес к освоению нового передается только на личном примере, и ученики безошибочно чувствуют, любит ли сам учитель тот предмет, который им преподает.

Читать еще:  Факультеты московского педагогического государственного университета

«Многим детям скучно учиться, когда они не видят смысла в предлагаемых знаниях, — продолжает детский психолог. — Но когда учитель страстно увлечен своим предметом, им открывается этот смысл, даже если об этом специально не говорится».

«Хороший учитель — не тот, кто знает все ответы, — добавляет доктор педагогических наук Борис Бим-Бад, — но тот, кто постоянно ставит перед собой новые вопросы. Он носитель не истины, а любви к ней, воплощение усилий по ее отыскиванию. Истина для него — это увлекательный процесс. Никогда не завершенный, но влекущий, интригующий. И детей очаровывает это желание узнать».

Один на один

Конечно, есть множество вещей, которые усложняют работу учителя. Они погружают неопытных в отчаяние и заставляют профессионалов терять веру в себя. Это и система образования с ее бесконечными, и нередко противоречивыми, директивами, которая требует от учителей конформизма. Это и трудности обучения, связанные с разным уровнем учеников в классе, и отношения с их родителями.

Кроме того, дети, которые испытывают страх перед учебой, зачастую маскируют его шутовством и всевозможными провокациями, порождая в учителе ответный — и чаще всего неосознаваемый — страх. Боясь утратить авторитет, одни «закручивают гайки», не заботясь о том, что на уроке царит скука или соперничество, другие, наоборот, отпускают вожжи, снижая требования и тем самым лишая детей возможности размышлять, сомневаться, пробовать. А главное — во всех этих ситуациях учитель оказывается один на один со своими проблемами.

Чтобы справиться с ситуацией, учителю нужно преодолеть желание всегда быть повелителем, находиться в центре

«Сегодня в учительской среде нет культуры профессионального обсуждения и взаимной поддержки, — сожалеет Галия Нигметжанова. — Коллеги не решаются поделиться своими промахами и неудачами, а в большинстве школ нет командного духа». Непросто признать свои сомнения, нужна отвага, чтобы попросить о помощи.

«Чтобы справиться с ситуацией, учителю нужно преодолеть желание всегда быть повелителем, находиться в центре, — уверен Борис Бим-Бад. — Важно уметь находиться не над, а рядом с ребенком. Это дает возможность сотрудничать с учениками, оставляя им пространство для самостоятельных действий».

«С одной стороны, некоторая доля авторитарности необходима учителю, именно такие люди и удерживаются в этой профессии, — размышляет Галия Нигметжанова. — С другой стороны, очень опасно застыть на своем пьедестале. Лекарство тут одно — развивать умение наблюдать за собой и за другими, заглядывать в себя, описывать свои чувства. И оставаться открытым с учениками. Тогда причины своих трудностей учитель найдет не в других, а в себе самом».

«Я хотел, чтобы мною гордились»

Глеб, 19 лет, студент ВГИКа

«Все 11 школьных лет физкультуру в нашем классе вели Алексей Борисович и Марина Юрьевна, муж и жена. Он — мастер спорта по гимнастике, она — по фигурному катанию. Наши учителя всегда были достаточно строгими. Но шло время, мы взрослели, и наше общение становилось менее формальным.

В школе я страстно увлекся армрестлингом. Моя любовь к спорту возникла не только потому, что я восхищался моими учителями, но еще и благодаря нашим человеческим отношениям: хорошие оценки, высокие результаты — хотелось их не подвести, мне было важно, чтобы они мною гордились. Для меня это очень важно и сейчас.

Учителя научили меня самому главному — добиваться цели и преодолевать трудности. За это я им очень благодарен. Хотя я и не стал связывать профессиональную жизнь со спортом, я продолжаю заниматься армрестлингом — в прошлом году вошел в пятерку победителей на чемпионате мира в Бразилии — и большим теннисом. А с Алексеем Борисовичем и Мариной Юрьевной нас теперь связывают не только общие воспоминания или впечатления о совместных поездках, но и дружба. Иногда я и сейчас обращаюсь к ним за помощью».

Разные способности

В трудностях с учебой нет ничего необычного. Они связаны с особенностями личности ребенка, чертами характера, обстановкой в семье. Лишь когда учитель не замечает, игнорирует эти особенности, они и вырастают в настоящую проблему. Такие учителя предпочитают общаться только с сильными учениками, а более слабых отодвигают на «камчатку», предоставляют самим себе. Другой вариант — когда учитель умеет работать только с «серединкой» и пасует как перед отстающими, так и перед продвинутыми.

«Одно из главных качеств в нашей профессии — это умение слушать и слышать каждого ребенка, вступать с ним в диалог, понимать его потребности, которые он сам не всегда осознает, — уверен учитель словесности Сергей Волков. — Образно говоря, я представляю себе учителя как человека в халате со множеством карманов, наполненных разными инструментами. И в нужный момент он должен достать из кармана именно тот, который поможет именно этому ребенку и именно в этой ситуации. Чем богаче его арсенал, тем больше он готов к той неизвестности, которая ждет его при входе в класс».

Понимая, насколько различны способности учеников, мудрые учителя позволяют детям идти к знанию своим путем… и иногда на нем заблуждаться — ведь опыт ошибок иногда ценнее успехов. Иначе как ребенок обретет способность самостоятельно мыслить?

«Конечно, в нашей работе важны и положительные оценки, — уточняет Сергей Волков. — Но гораздо важнее конкретной оценки могут быть те мысли, которые ребенку пришли в голову, те чувства, которые он пережил при общении на уроке или изучении предмета». Поэтому хороший учитель не тот, кто не допускает ошибок, но кто ценит продвижение вперед своего ученика.

Свобода вопреки

Чувствует ли себя свободным учитель-диктатор или учитель-популист? Нет, их силы направлены на удержание власти над детьми в первом случае и удержание симпатий у детей — во втором. Между тем, как писал Симон Соловейчик, один из секретов больших учителей состоит в том, что «они чувствуют себя свободными с детьми, не зависят от них. Именно оттого и свободны, что с потрясающей силой уважают ребенка, сохраняя и единство с ним, и чувство расстояния. »

«Учителю не нужно что-то изображать, когда он входит в класс, — говорит Сергей Волков. — Во-первых, дети точно чувствуют эту искусственность. Во-вторых, им интересней человек, который свободен, который позволяет себе быть собой в любых ситуациях. Тогда возникает диалог уважающих друг друга людей — учителя и учеников». А это значит, что и дети чувствуют себя на уроке свободными, не боятся высказывать мнение и при этом прислушиваются к мнению других.

Настоящие педагоги действуют вопреки сложившимся требованиям и ожиданиям системы

Хорошему учителю всегда трудно. Система школьного образования отнюдь не поощряет ни свободу учителя, ни воспитание самостоятельно мыслящих людей. Как говорит Борис Бим-Бад, школа в целом «ориентирована на тиражирование людей подчиняющихся, поэтому настоящие педагоги действуют вопреки сложившимся требованиям и ожиданиям системы»

Но тем не менее педагоги всегда были, есть и будут. Встреча с ними для ребенка бесценна. Вот почему Борис Бим-Бад рекомендует родителям ориентироваться не на престижную школу, а искать в первую очередь хорошего учителя, который, возможно, трудится и в самой обычной школе.

Каким он должен быть?

Ответить на этот вопрос мы предложили посетителям нашего сайта. Хороший учитель прежде всего должен быть страстно увлечен своим предметом — так считает большинство участников опроса, 67%. И этот ответ совпадает с мнением наших экспертов. Гораздо реже назывались такие качества, как умение объяснять материал — 14%, готовность использовать нестандартные приемы — 8%, заботиться о своих учениках — 4%, требовательность и умение поддерживать дисциплину в классе — 2%. Не то чтобы эти качества были не важны, но интерес ребенка к учебе родители ценят больше всего.

Об эксперте

Галия Нигметжанова, детский психолог, преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий специалист Московского психологического центра поддержки семьи «Контакт».

Чего мы ждем от школы?

Учителям и родителям нужно слушать друг друга, действовать заодно, сотрудничать — с этим согласны все участники нашей дискуссии. Мы ждем, что учителя будут чутки, внимательны и справедливы, а педагоги считают, что ребенка воспитывают прежде всего родители.

Десять незнакомцев внутри каждого из нас

Перед вами выбор: спасти своего ребенка или десять чужих. Большинству из нас хватает миллисекунды на принятие решения. Почему? Объясняет Хелен Эдвардс, руководитель библиотеки бизнес-школы Сколково.

Читать еще:  Учитель должен учиться всю жизнь

Принципы лучших: Учителя года о себе, детях и профессии

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Игорь Зарембо/Алексей Майшев

На прошлой неделе министр образования Дмитрий Ливанов, выступая на традиционном педсовете в Курске, заявил о необходимости «опережающего роста заработной платы учителей». Он напомнил, что, по данным Росстата на март нынешнего года, заработная плата в сфере дошкольного образования в среднем по стране составляет 25,2 тысячи рублей, в школах — свыше 32 тысяч рублей.

— Мы проанализировали уровень зарплат учителей в 20 развитых странах мира, и, хотя в каждой из них своя методика расчёта, в среднем в этих государствах уровень заработной платы педагогов достигает 120 процентов от среднего показателя по стране. Так что мы будем ставить вопрос о дальнейшем росте зарплат учителей, — отметил министр.

Впрочем, для большинства ведущих учителей, которые своими успехами на педагогическом поприще заставили говорить о себе всю страну, зарплаты гораздо выше средних. Но для них это далеко не самый важный фактор, а скорее награда за творческий подход к работе и любовь к детям и своей профессии. Лайф решил напомнить о принципах тех, кто своей преданностью профессии и таланту заслужил право на звание «Учитель года».

Сергей Кочережко — » Учитель года России — 2015″ , учитель истории и обществознания из Самары, работающий в гимназии № 1.

— Для того, кто действительно любит профессию учителя, удовлетворение от работы не измеряется деньгами. Я возглавляю в Самаре Ассоциацию молодых педагогов — это организация, объединяющая совершенно «сумасшедших» людей. Они после школы готовы всё личное время отдавать детям, не ожидая от этого никакой финансовой прибыли. И иначе они жить не могут!

При этом «набивать» знаниями нынешнего ребёнка совершенно бессмысленно. Ведь эта информация устаревает быстрее, чем ребёнок её осваивает. Новый подход к школьному образованию заключается в том, чтобы дети не получали знаний в готовом виде, а учились их быстро и эффективно добывать. Сегодня для ученика важнее не зазубрить что-то, а уметь правильно задавать вопросы.

Хорошо, что учебник единый, но не единственный, потому что с единственным было бы ещё хуже. Сейчас в обществе есть огромное количество источников информации. Потому в едином учебнике должны быть разные точки зрения. У меня на уроках учебник вообще не является источником знаний. Он нужен детям для чтения дома перед экзаменом. Основной источник информации — живой диалог ребёнка с учителем. Я стараюсь сам разрабатывать методические материалы и искать факты, чтобы с детьми их анализировать. Урок вне диалога не имеет смысла.

Учитель должен быть справедливым, естественно, уважающим личность ребёнка. Школа — это не игра во вседозволенность. Это совместный труд учителя и ученика. Я и пятиклассника стараюсь принимать как равного и вести с ним диалог на взрослом языке, а не сюсюкать. И это позволяет удерживать интерес детей к предмету и уважение к себе. Да, в классе всегда есть всякие дети, в том числе и трудные подростки. Надо в любой ситуации самому оставаться интеллигентным человеком и не давать повода, чтобы тебе дерзили.

Алла Головенькина — «Учитель года России — 2014», учитель биологии; город Нурлат Республики Татарстан.

— В наши дни так много всего, что «должен» учитель: срочно — планы, срочно — отчёт, срочно — электронный журнал, сообщества и фото с мероприятий. Срочно, срочно, срочно! Некогда увлечь идеями, творить, выслушать. А они ждут… Недолго. А потом начинают скучать и на уроках, и в школе вообще. А я так не хочу! Я хочу, чтобы рамок, в которые волей и неволей мы сами себя загоняем, не стало. Рамки — клетка! А живущему в клетке крылья мешают. Хочу расправить крылья, окунуться в творчество, парить над обыденностью, увлекать за собой учеников!

— Для своих учеников я рука помощи, которая, помогая преодолеть препятствия, приведёт их к собственным открытиям, — рассказывает учительница. Я ещё сама учусь. И знаю: урок в старательном 7 «А» пройдёт совсем иначе, чем в шумном и реактивном 7 «Б». Самое страшное для меня — почувствовать, что ученики безучастны на уроке.

Стараюсь развивать в детях навыки сотрудничества и коммуникации. Важно, чтобы дети научились работать в команде, когда общий успех зависит от каждого отдельного члена группы. В жизни им придётся находить общий язык с разными людьми. Лучше, если общению они научатся со школьной скамьи. На уроках ребята сами решают, кто чем будет заниматься: один изучает материал, второй готовит дополнительные вопросы, третий презентует… Потом они меняются ролями, и постепенно каждый ребёнок начинает понимать, что ему даётся лучше, а что хуже. Я стараюсь сделать так, чтобы мои ученики полюбили биологию. Рассказываю им, что это предмет о нас самих, а мы должны знать о себе как можно больше.

Я не могу быть скучным учителем. Заунывно читать монолог — не хочу. Зевоту и скуку с уроков прогнать можно, увлекая в мир мыслительных действий.

Профессиональное кредо? В первую очередь — это уважение к личности ребёнка. Стараюсь донести до каждого ученика, что не бывает правильных или неверных ответов, каждый уникален. Это помогает поощрять воображение детей, фантазию. Я не жёсткий педагог, хоть дисциплина на уроках присутствует. У меня нетрудно получить четвёрку, вот пятёрку — сложнее. Помимо фактически выполненного задания я оцениваю старания ребёнка. Двойку лишний раз стараюсь не ставить, чтобы не отбить желания учиться и не унижать ученика.

Андрей Сиденко — «Учитель года России — 2013», учитель информатики средней школы Московской области (Мытищинский район).

— Я никогда не мечтал работать в офисе, изо дня в день делать какую-то бумажную работу, решать одни и те же проблемы. Конечно, у учителя тоже очень много макулатуры, но всё же практически всё своё рабочее время я провожу в общении с детьми. Каждый день ко мне на урок приходит по 25—30 человек с разными проблемами, вопросами, настроем, и к каждому из ребят нужен свой подход. Конечно, как и в любой другой профессии, бывает нелегко, но работать в школе мне интереснее, это не позволяет мне оставаться в рамках определённых должностных обязанностей, которые на тебя вешают как груз. У меня есть возможности для творчества, которых не было бы, если бы я работал не с людьми, а в офисе с бумагами.

Быть учителем — это тяжёлая работа, но тем не менее работать можно, и это определённый престиж, потому что сегодня профессия учителя снова набирает силу в обществе. К учителю снова начинают прислушиваться, учитывать его мнение, потому что именно учитель иногда может определить какие-то стороны жизни.

Главное — уметь слышать детей и понять, какие проблемы их в данный момент волнуют. У меня были случаи, когда дети приходили на мой урок и решали задачи способом, которому я их не учил. То есть я их учил решать задачи в какой-то определённой программе, а ребята находили способ решения этих задач, опираясь на более современные данные, а иногда и на другую программу, которая просто легче. Нельзя с ними не соглашаться, потому что дети ценят, когда их слышат. Они предложили решать задачи по новой программе, я согласился, потому что суть обучения от этого не меняется, но меняются средства.

Одна из серьёзных проблем нынешнего молодого поколения — это познание мира через Интернет, когда ребёнок видит мир через плоскость экрана. Сегодняшние дети не понимают, что мир намного разнообразнее, обширнее и более для них очевиден, чем экран компьютера. Они стараются познавать этот мир через монитор, что совсем неправильно. Дети считают, что в Интернете можно найти любую информацию, я с этим не спорю, но мы должны понимать, что ребёнку нужен опыт добывания информации в реальном мире. Например, изучать биологию можно не только сидя за компьютером и рассматривая на экране какие-то картинки животных или растений, можно выйти на улицу и посмотреть, что растёт и обитает вокруг нас. Я не говорю, что этим методом можно изучить биологию как науку, но хотя бы ребёнок увидит своими глазами, кто и что обитает недалеко от его дома.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector