Igro-zon.ru

Работа и жизнь
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учитель дефектолог это

Кто такой учитель дефектолог?
консультация на тему

Прийдя в группу компенсирующей направленности, родителям предлагается узнать кто такой учитель-дефектолог, какие его обязанности.

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_defektologa.docx103.24 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель — дефектолог – это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. Иными словами учитель — дефектолог в узком смысле – это коррекционный педагог. Учитель -дефектолог — это педагог, который поможет вашему малышу познать всё или почти всё из того, что он должен знать по возрасту, но не успел в силу особенностей своего развития. Дефектолог поможет компенсировать недостатки в развитии ребенка. Он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребёнка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы.

В случае детей с негрубыми нарушениями психических функций, дефектолог своими методами может что-то изменить: «подтянуть» по программе, подключить наглядность, телесность и таким образом минимизировать пробелы в знаниях и развитии. И дальше ребенок может справляться с учебной программой без участия дефектолога.

Для чего нужен учитель — дефектолог?

1. Дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные нарушения развития.

2. Дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

3. Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого дошкольного возраста.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми проводится в соответствии с Программой С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», допущенной Министерством образования Российской Федерации по блокам:

— Развитие элементарных математических представлений;

— Ознакомление с окружающим миром и развитие речи;

— Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте;

Вся деятельность проводится с учетом особенностей каждого ребенка персонально. Кроме непосредственно образовательной деятельности с ребенком в детском саду учителя-дефектологи консультируют педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка.

Дорогие родители, не бойтесь обращаться за помощью к дефектологам. Специалист поможет вам в организации условий развития и обучения вашего ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто такой учитель-дефектолог и чем он занимается? Учитель-дефектолог — это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.

Данная презентация помогает понять родителям, что за специалист учитель-дефектолог, каковы его основные задачи и направления работы. Может быть использована на консультации для родителей или на первом.

Кто такой Дефектолог.И для чего нужна профессия -Дефектолог.

Консультация для родителей «Кто такой учитель-дефектолог?&quot.

Статья на тему: «Кто такой учитель-логопед?&raquo.

выступление специалиста для ознакомления с особенностями работы дефектолога в группе, для детей с ЗПР.

Профессия дефектолог: зачем нужна и как выучиться?

Дефектолог – это специалист, который работает с детьми, имеющими психические или физические недостатки. Человек данной профессии обладает знаниями методик адаптации детей к окружающей среде, занимается их обучением и воспитанием.

Направления работы дефектолога

Дефектолог работает с проблемными детьми, изучает их недостатки, воспитывает, помогает адаптироваться к окружающим условиям. Задачей дефектолога является выявление аномалий развития, включая их происхождение, закономерности и особенности, и на основе полученных сведений разрабатываются методики коррекции.

Профессия «дефектолог» требует знаний во многих областях: психологии, неврологии, педагогики и т.д. Специалист данного профиля проводит диагностику способностей и уровня развития ребенка. Результатом работы дефектолога является социализация и приобщение к окружающему миру детей с отклонениями в развитии. Наряду с этим специалист данного профиля проводит беседы с родителями, оказывая им помощь в воспитании и понимании своего ребенка.

Таким образом, должностными обязанностями дефектолога являются:

организация и проведение учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;

обследование детей с целью определения степени выраженности имеющегося дефекта;

проведение групповых и индивидуальных занятий с целью восстановления нарушенных функций;

консультирование родителей по применению методик и приемов оказания помощи проблемным детям;

Дефектолог – это социально значимая специальность, требующая глубоких профессиональных знаний и желания помогать детям.

Требования к дефектологу

Среди профессиональных требований к дефектологу можно выделить следующие:

наличие высшего профессионального образования;

опыт работы по специальности;

знания возрастной и специальной педагогики и психологии, анатомо-физиологической и клинической дефектологии;

знания методов и приемов предупреждения и исправления отклонений в развитии;

стремление к профессиональному росту и знакомство с новейшими открытиями в своей области (посещение курсов повышения квалификации, мастер-классов, семинаров, конференций, чтение профессиональной литературы и пр.).

Далеко не каждый способен работать дефектологом. При наличии диплома и профессиональных знаний специалисту требуется опыт работы и обладание определенными качествами характера.

Дефектолог – это специалист по работе с детьми, имеющими психологические или физические отклонения в развитии. Данная профессия является сложной, требующей от работника глубоких знаний и определенных личностных качеств. Для работы дефектологом требуется получить высшее образование. В должностные обязанности специалиста данного профиля входят осмотр детей, выявление недостатков, поиск причины появления недуга, помощь в адаптации к окружающему миру и т.д.

Какое образование нужно дефектологу

Получить образование дефектолога возможно в педагогических вузах (код специальности 44.03.03). В процессе обучения студент изучает основы педагогики, способы оказания психологической и медицинской помощи и пр. Поэтому можно утверждать, что дефектолог обладает педагогическим образованием с медицинским уклоном.

Профессия дефектолога подразделяется на несколько узких специальностей, таких как:

сурдопедагог (работает с детьми, имеющими недостатки слуха);

тифлопедагог (работает с детьми с нарушениями зрения);

сурдотифлопедагог (работает со слепоглухонемыми детьми);

олигофренопедагог (работает с умственно отсталыми детьми);

логопед-дефектолог (работает с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи) и пр.

Личностные качества дефектолога

Для работы с аномальными детьми и выполнения профессиональных обязанностей дефектолог должен обладать определенными личностными качествами, к которым относятся:

терпение, уравновешенность, стрессоустойчивость;

умение работать со сложными детьми;

любовь к детям и своей профессии;

При работе с ребенком дефектолог должен видеть в своем воспитаннике полноценную личность, проявлять к каждому интерес, наблюдать, выявлять причины отклонений, стараться оказать помощь, предотвратить возможные нежелательные последствия и т.д.

Поиск работы дефектологом (карьерный рост)

В России работа дефектолога является востребованной и высокооплачиваемой. Это связано с тем, что многие современные дети имеют проблемы с адаптацией к окружающим условиям (переменам), не могут выстроить общение со сверстниками, имеют проблемы с речью и усвоением обучающего материала, физические отклонения и т.д. Специалист может оказывать частные услуги, работать в государственных школах-интернатах, коррекционных и реабилитационных центрах, детских садах и дошкольных образовательных учреждениях и т.д.

Зарплата дефектолога

Заработная плата дефектолога в России зависит от региона проживания и места работы. Так в государственных учреждениях оклад специалиста данного профиля может составлять 15-20 тыс. руб., в Москве и Санкт-Петербурге – 35-60 тыс. руб. Работа в частных учреждениях (включая оказание частных профессиональных услуг) оплачивается дороже. В месяц сотрудник может получать до 80 тыс. руб. и выше (в зависимости от должностных обязанностей).

Плюсы и минусы профессии

Профессия «дефектолог» имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:

    важность, востребованность профессии (дефектолог стоит в одном ряду с врачами и учителями);

достойная заработная плата;

возможность профессионального развития (разработка собственных методик, издание книг, публикации в научных журналах и пр.).

К минусам профессии относятся:

    высокие психологические и физические нагрузки;

повышенные требования к знаниям специалиста.

Учитель-дефектолог: особенности, плюсы и минусы, необходимые знания

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Каждый родитель мечтает о здоровом и успешном ребенке, способном покорять любые высоты. Иногда для достижения этой цели малышу требуется квалифицированная помощь, которую готов оказать учитель-дефектолог.

Описание

В современных условиях жизни учитель-дефектолог является очень востребованной профессией, ведь с каждым годом детей с особенностями в развитии становится все больше. Несмотря на это, многие родители с опаской относятся к данному специалисту, относя сферу его деятельностью исключительно к работе с умственно отсталыми детьми.

На сегодняшний день дефектолог – это специалист, занимающийся изучением и выявлением детей со сложностями в развитии и поведении, а также воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Его работа всегда носит индивидуальный характер и направлена на развитие ребенка в соответствии с его личным темпом созревания.

Специалист данной отрасли обладает знаниями в медицине и педагогике, включая в свою деятельность задачи следующих профессий:

  • логопед;
  • сурдопедагог;
  • олигофренопедагог;
  • тифлопедагог.

Профессия логопед в отрасли дефектолога заключается в работе с детьми с нарушениями речи, ошибками произношения звуков. Сурдопедагогика и тифлопедагогика затрагивается дефектологом при развивающей деятельности со слабослышащими и детьми с нарушениями зрения. Олигофренопедагогика направлена на работу с ребятами, имеющими различные степени умственного развития.

Как правило, учитель-дефектолог имеет конкретную узкую специализацию.

Алгоритм задач специалиста:

  • диагностирование проблемы конкретного ребенка по запросу воспитателя или учителя;
  • выявление неблагоприятных вариантов исхода ситуации при несвоевременной помощи;
  • составление индивидуальной или групповой программы по корректировке поведения и развития;
  • проведение в соответствии с составленной программой занятий индивидуальной или групповой направленности;
  • динамическое наблюдение за ходом работы и результатами коррекционной деятельности;
  • работа и консультации с педагогами и родителями ребенка.

В специфику работы данного специалиста не входит обучение детей арифметике, чтению или письму.

Дефектолог работает с причинами возникновения трудностей в вышеперечисленных сферах.

Так, развитие пространственного мышления, сенсорное и сенсомоторное развитие, обогащения словарного запаса и формирование представлений о предметах и навыках способствуют устранению проблем в учебном процессе.

Плюсы и минусы

Работа узкой направленности, касающаяся благополучия и здоровья детей, всегда будет востребована и необходима. В этом заключается ее главный плюс, ведь профессионал, работающий в этой отрасли, всегда сможет найти клиентов.

Другими достоинствами являются:

  • высокое социальное значение профессии – дефектологи помогают детям войти в социум и найти в нем свое место;
  • возможность профессионального роста и развития – изучение и работа по различным методикам позволяет педагогу не останавливаться на определенной модели обучения;
  • короткий рабочий день – как правило, учителя-дефектологи имеют несколько занятий в день, занимающих 5-6 часов;
  • увеличенный отпуск (для бюджетных государственных организаций);
  • возможность ведения частных приемов – к хорошим и грамотным специалистам всегда выстраивается очередь из клиентов, готовых заниматься в дополнительные часы.

Несмотря на большое количество плюсов, данная работа обладает и некоторыми недостатками:

  • высокая эмоциональная загруженность – педагог-дефектолог должен быть не только учителем, но и другом, способным найти общий язык с любым ребенком, имеющим какие-либо отклонения;
  • низкая заработная плата в государственных бюджетных учреждениях;
  • невозможность разработки оптимальной и эффективной программы, способной воздействовать на каждого ребенка, в любой конкретной ситуации должна присутствовать своя программа, которую приходится постоянно корректировать в пути реализации;
  • высокая конкуренция – как правило, учителя-дефектологи способны эффективно работать в любом возрасте, а потому молодым специалистам бывает сложно найти свое место.

Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что должность учителя-дефектолога интересна и значима, однако требует высокой отдачи и эмоциональных нагрузок.

Знания и навыки

Специалист в области дефектологии – высокообразованный человек, имеющий в своем арсенале большой багаж знаний и способный применить их.

Дефектолог должен в совершенстве владеть знаниями:

  • возрастной и специальной педагогики и психологии;
  • анатомо-физиологической дефектологии;
  • методов и приемов исправления отклонений в поведении и развитии;
  • новейших технологий и методик работы с детьми с отклонениями в развитии.

Помимо знаний преподавателю необходимо иметь навыки:

  • проецирования и планирования рабочего процесса с учетом имеющихся и приобретенных знаний и умений ребенком;
  • разработки индивидуальных программ, направленных на конкретного ребенка;
  • применения различных методик и технологий в обучении детей;
  • оказания помощи и проведения консультаций с педагогами и родителями.

Личные качества

Дефектолог работает с детьми, а потому особое внимание уделяется его личностным качествам. Так, в учителе-дефектологе ценятся:

  • оптимизм;
  • высокая работоспособность;
  • умение сопереживать;
  • стрессоустойчивость;
  • высокий уровень организаторских способностей;
  • любовь к детям;
  • способность к быстрому принятию решений.

Таким образом, педагог-дефектолог должен быть человеком, любящим детей и желающим им помочь, способным меняться в соответствии с конкретной ситуацией и развиваться в данной сфере.

Работа и обучение

Педагог по дефектологии должен пройти обучение по специальностям «Специальное дошкольное образование» либо «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Как правило, получить его можно в учреждениях среднего профессионального образования. Высшие учебные заведения также ведут обучение в данной отрасли, позволяя студентам, углубится в узкоспециализированные направления, будь то сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика или логопедия.

Кроме того, существует ряд обучающих курсов для повышения квалификации, знакомства с новыми методами и технологиями.

Обучение и развитие педагога в специальной педагогике имеет постоянный процесс и не заканчивается получением документа об образовании.

На сегодняшний день в специалистах-дефектологах нуждаются частные и государственные детские сады и школы, специальные учреждения, детские дома и интернаты, а также реабилитационные центры. Кроме того, в данной отрасли широко распространена частная практика, проводимая на дому.

Учитель дефектолог это

1. Моя работа начинается с диагностики. Диагностика проводится не один раз. И диагностика осуществляется только по запросу-педагогов и родителей. Я не могу прийти в класс и просто взять Петю или Машу. Для диагностики нужны обоснования.

2. Параллельно с диагностикой я выявляю те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.
3. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
4. Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
5. Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.
6. А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Целью моей работы, если сказать своими словами, является коррекция! Т.е. коррекция пробелов в развитии.

Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений. Основными из которых являются следующие:

1 блок «развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика-нет письма, нет письма- нет и связной речи.

2 блок «формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый-нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

3 блок «умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются ВПФ, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

4 блок «нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

5 блок «формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное напрвление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.

6 блок «обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

7 блок «готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

8 блок «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала». Этот блок направлен в основном на учащихся -IX классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Как видно из вышесказанного учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Мои занятия таковы, что прежде всего я корригирую причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).

Кабинет дефектолога это некая сказка, куда попадают дети.

Структура моих дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др.
На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Чем различаются педагог и преподаватель
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector