Igro-zon.ru

Работа и жизнь
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Специальность учитель дефектолог

Необычные профессии: педагог-дефектолог

Я олигофренопедагог, работаю с детьми, у которых диагностировано нарушение интеллекта. После института сразу пришла в коррекционную школу, где обучаются дети с таким диагнозом. Работаю тут уже восьмой год.

Мой рабочий день обычно начинается в 8:00, а вот сказать, во сколько он закончится, сложно. Уроки в начальной школе заканчиваются в 12:30 — 13:30. Работа учителя предполагает практическую и методическую деятельность. Когда мы отпускаем детей, надо заполнить журнал, подготовиться к урокам, придумать домашние задания. Еще я занимаюсь с ребенком, который обучается дома, поэтому заканчиваю около 16:00.

В школе, где я работаю, учатся дети со множественными нарушениями развития. Помимо нарушения интеллекта, у детей могут быть аутизм, поведенческие нарушения, ДЦП, нарушения зрения, слуха. В среднем наполняемость класса — где-то 5–8 детей. Сейчас я веду класс, где пятеро учеников — и все мальчики. Это дети в возрасте 11–12 лет, этой осенью они перешли в 4-й класс. Раньше таких детей не обучали, и они оставались дома с родителями. Сейчас они могут учиться в школе, и это уже прогресс. Дети с особенностями интеллектуального развития обычно приходят в школу лет в восемь, реже — в семь.

Как проходят уроки

Дети приходят в 8:30: 40 минут идет стандартный урок, потом перемена. Обычно в классе можно поделить детей на 2–3 уровня, в зависимости от психофизических возможностей ребенка. Поэтому задания я распределяю по сложности, каждому свой уровень. Темы простые: мы изучаем, что такое еда, что такое овощи и фрукты, как пользоваться транспортом. На уроках домоводства осваиваем застегивание молнии, пуговиц, уборку комнаты, стирку. Очень подробно мы объясняем бытовые вещи типа мытья рук.

Я сама разрабатываю программу занятий. Существуют стандарты, на которые мы ориентируемся. Но до того, как я увижу детей, невозможно даже примерно сказать, чему их учить и как это лучше делать. Со своим первым классом я сначала занималась недели две, ориентируясь на эти самые стандарты. Потом поняла, что иду не по тому пути, так как не все дети тянут программу. Провела диагностику, определила, на каком уровне развития находятся дети, и только после этого составила план.

Я использую методики, которые учат детей видеть и воспринимать друг друга и педагога. Дети учатся понимать элементарные инструкции: возьми карандаш, отдай листок учителю. Самое простое задание может быть таким: посадить детей в кружок, дать мячик и показать, что надо передавать его друг другу. Это целое дело! Потому что они сразу не сядут, начнут разбегаться. Или я строю башню, а дети должны помогать — один подносит деталь и ставит, затем второй.

Важно показать, что надо делать. В первый раз выполняю задание с учениками совместно: либо рука в руке, либо я рядом и помогаю. Бывает, что приходит другой класс и мы можем вместе с другим педагогом выполнять такие задания. Например, был урок самообслуживания, когда мы учились наливать чай, осваивали правила поведения за столом и в гостях. Я учила детей вежливости: объясняла, что конфету надо отдать другому — и это будет значить, что ты его угостил. А для них это тяжело, потому что конфета — это же вкусно, надо самому ее съесть.

Моя основная задача — социализация. Я стараюсь во время каникул ходить с ними на выставки, в зоопарк, в цирк или еще куда-то, чтобы они понемногу учились взаимодействовать между собой и с другими людьми.

Общие предметы мы преподаем немного в ином объеме. Например, математика в привычном формате школы этим детям не особенно нужна. Но мы изучаем базовые понятия, чтобы потом учащиеся могли перенести эти навыки в реальные бытовые ситуации. Например, считать деньги. Это помогает ребенку научиться, как расплатиться в магазине, как подсчитать сдачу. Сейчас в моем классе есть ученик, который на лето ездит в деревню. И там он может сам сходить в магазин, купить продукты и рассчитаться. Его этому научили, и он справляется.

Мы не выходим на общие стандартные экзамены. Дети сдают трудовую практику, получают справку вместо аттестата. Сейчас мы переходим на новый образовательный стандарт, и там основной упор делается на гигиену, самообслуживание, бытовые навыки. Я считаю такой подход полезнее для моих учеников, они смогут применить эти знания в реальной жизни.

Кто может работать дефектологом

Детей надо любить. Это первое и самое главное качество такого специалиста. Я получила специальность в педагогическом вузе. Но любой обычный учитель может закончить курсы для дефектолога и пойти работать. Работа очень специфическая и требует много моральных и эмоциональных ресурсов. Дальше все будет зависеть от человека, а не от образования.

Важное профессиональное качество для преподавателей моего профиля — это терпение. Еще нужно умение понимать, что необходимо ребенку сейчас и по какому пути он сможет развиваться. Также важна гибкость, потому что дети разные. Если ты даешь материал, а ребенок его не усваивает, нужно с ходу сообразить, как его преподать по-другому. Например, счет кто-то лучше усваивает через камушки, а кто-то птичек считает. Подача материала для каждого ребенка своя.

Нужны хорошая стрессоустойчивость и сильный внутренний стержень. Без этого никак. Если ты приходишь на урок несобранная, все — дисциплина летит сразу. Я не знаю, как они это считывают. Если дети не чувствуют в учителе стержня, то порядка в классе не будет никогда.

Читать еще:  Учитель математики и физики в санкт петербурге

Это одна из профессий, где часто встречается профессиональное выгорание. Нужно учиться закрывать дверь кабинета и оставлять работу за ней. Не надо переносить это в дом, в семью, крутиться в этом мыслями постоянно. Но у меня это не всегда получается. Поэтому случился кризис 5–4 лет, когда у меня было сильное желание уйти. Казалось, что результатов работы не видишь. Тогда мне удалось понять, что это просто такой этап, плюс коллеги поддержали — мы становимся психологами друг для друга.

Когда чувствуешь отдачу от родителей, это тоже очень помогает не выгорать. Приятно слышать, как мама ученика рассказывает, что вот сегодня он пришел с занятий, сам сел за стол, достал тетрадь и сделал задание. Для родителей это огромная радость, что ребенок справился сам, без их помощи. Я цепляюсь за такие моменты и через них вытаскиваю себя. Они дают мне чувство, что я работаю не зря.

Временами очень тяжело. Потому что дети требуют очень много ресурсов и энергии. Тогда спасает юмор. Я делюсь с коллегами какими-то сложными ситуациями, и профессиональный юмор помогает легче относиться к происходящему. Еще поддерживает, что работа любимая. У меня нет тягостного ощущения от того, что вот я пришла на работу. И вообще, с такими детьми чаще всего остаются работать только те, кто действительно хочет этого. Остальные не выдерживают и уходят.

Зачем нужна работа с родителями

Сейчас у меня хороший контакт с родителями. Но сначала они довольно настороженно относились ко мне. Они прошли довольно тяжелый путь — от момента принятия того факта, что ребенок особый, до сознания необходимости обратиться к специальному педагогу. Они обычно очень тревожные и гиперопекающие. Таким родителям сложно объяснить, что их ребенок не больной. Он развивается по тем же законам, что и другие дети, только с отставанием. И не надо за него застегивать пуговицы и наливать чай, иначе он этому так никогда и не научится. Общество тоже не всегда правильно относится к таким родителям.

Родители не всегда слышат, что я рекомендую. Но я стараюсь к каждому искать свой подход, как и к детям. У меня даже складывается ощущение, что работа больше направлена на родителей, чем на учащихся. Их нужно поддерживать, рассказывать им про детей. Это несложно, потому что учеников в классе мало и хватает времени всем все рассказать и объяснить. Я стараюсь отмечать любую мелочь, все, что ребенок стал делать лучше. Для родителей это очень большая поддержка.

Родители должны работать с ребенком больше, чем я. Наша работа взаимосвязана. Но, если будет трудиться только педагог, а родители не найдут возможности заниматься с ребенком, результата не будет. Важно, чтобы родители закрепляли новые навыки дома. У нас есть дневники, где я записываю все задания. И обязательно проговариваю отдельно, что дома, пожалуйста, не застегивайте молнию, не помогайте одеваться, если ребенок уже умеет это сам.

Как изменится профессия в будущем

Я вижу, что детей с нарушениями интеллектуального развития становится больше. Например, общее количество аутистов сейчас увеличивается. Плюс раньше дети были проще — у ребенка могло быть какое-то одно нарушение, и его постепенно корректировали. Сейчас же это, как правило, несколько нарушений в комплексе. Думаю, будет полезно подготовить общество, чтобы оно могло принять и таких детей, и их родителей.

Сейчас в Москве стали открываться ресурсные классы, и их довольно много. Но проблема в том, что туда тяжело набрать педагогов. Часто берут обычных учителей, которые не понимают, что можно и нельзя делать с такими детьми. А должны работать специалисты именно по профилю. Вторая проблема в том, что родители обычных детей зачастую очень негативно к этому относятся: «Почему наши дети должны на это смотреть?». Общество еще не готово к переменам, я думаю. Но то, что такие классы вообще появились, — это уже большой шаг. Когда я заканчивала учиться и шла работать, такого еще не было.

Учитель-дефектолог: особенности, плюсы и минусы, необходимые знания

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Каждый родитель мечтает о здоровом и успешном ребенке, способном покорять любые высоты. Иногда для достижения этой цели малышу требуется квалифицированная помощь, которую готов оказать учитель-дефектолог.

Описание

В современных условиях жизни учитель-дефектолог является очень востребованной профессией, ведь с каждым годом детей с особенностями в развитии становится все больше. Несмотря на это, многие родители с опаской относятся к данному специалисту, относя сферу его деятельностью исключительно к работе с умственно отсталыми детьми.

На сегодняшний день дефектолог – это специалист, занимающийся изучением и выявлением детей со сложностями в развитии и поведении, а также воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Его работа всегда носит индивидуальный характер и направлена на развитие ребенка в соответствии с его личным темпом созревания.

Специалист данной отрасли обладает знаниями в медицине и педагогике, включая в свою деятельность задачи следующих профессий:

  • логопед;
  • сурдопедагог;
  • олигофренопедагог;
  • тифлопедагог.

Профессия логопед в отрасли дефектолога заключается в работе с детьми с нарушениями речи, ошибками произношения звуков. Сурдопедагогика и тифлопедагогика затрагивается дефектологом при развивающей деятельности со слабослышащими и детьми с нарушениями зрения. Олигофренопедагогика направлена на работу с ребятами, имеющими различные степени умственного развития.

Как правило, учитель-дефектолог имеет конкретную узкую специализацию.

Алгоритм задач специалиста:

  • диагностирование проблемы конкретного ребенка по запросу воспитателя или учителя;
  • выявление неблагоприятных вариантов исхода ситуации при несвоевременной помощи;
  • составление индивидуальной или групповой программы по корректировке поведения и развития;
  • проведение в соответствии с составленной программой занятий индивидуальной или групповой направленности;
  • динамическое наблюдение за ходом работы и результатами коррекционной деятельности;
  • работа и консультации с педагогами и родителями ребенка.
Читать еще:  Факультет дошкольной педагогики

В специфику работы данного специалиста не входит обучение детей арифметике, чтению или письму.

Дефектолог работает с причинами возникновения трудностей в вышеперечисленных сферах.

Так, развитие пространственного мышления, сенсорное и сенсомоторное развитие, обогащения словарного запаса и формирование представлений о предметах и навыках способствуют устранению проблем в учебном процессе.

Плюсы и минусы

Работа узкой направленности, касающаяся благополучия и здоровья детей, всегда будет востребована и необходима. В этом заключается ее главный плюс, ведь профессионал, работающий в этой отрасли, всегда сможет найти клиентов.

Другими достоинствами являются:

  • высокое социальное значение профессии – дефектологи помогают детям войти в социум и найти в нем свое место;
  • возможность профессионального роста и развития – изучение и работа по различным методикам позволяет педагогу не останавливаться на определенной модели обучения;
  • короткий рабочий день – как правило, учителя-дефектологи имеют несколько занятий в день, занимающих 5-6 часов;
  • увеличенный отпуск (для бюджетных государственных организаций);
  • возможность ведения частных приемов – к хорошим и грамотным специалистам всегда выстраивается очередь из клиентов, готовых заниматься в дополнительные часы.

Несмотря на большое количество плюсов, данная работа обладает и некоторыми недостатками:

  • высокая эмоциональная загруженность – педагог-дефектолог должен быть не только учителем, но и другом, способным найти общий язык с любым ребенком, имеющим какие-либо отклонения;
  • низкая заработная плата в государственных бюджетных учреждениях;
  • невозможность разработки оптимальной и эффективной программы, способной воздействовать на каждого ребенка, в любой конкретной ситуации должна присутствовать своя программа, которую приходится постоянно корректировать в пути реализации;
  • высокая конкуренция – как правило, учителя-дефектологи способны эффективно работать в любом возрасте, а потому молодым специалистам бывает сложно найти свое место.

Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что должность учителя-дефектолога интересна и значима, однако требует высокой отдачи и эмоциональных нагрузок.

Знания и навыки

Специалист в области дефектологии – высокообразованный человек, имеющий в своем арсенале большой багаж знаний и способный применить их.

Дефектолог должен в совершенстве владеть знаниями:

  • возрастной и специальной педагогики и психологии;
  • анатомо-физиологической дефектологии;
  • методов и приемов исправления отклонений в поведении и развитии;
  • новейших технологий и методик работы с детьми с отклонениями в развитии.

Помимо знаний преподавателю необходимо иметь навыки:

  • проецирования и планирования рабочего процесса с учетом имеющихся и приобретенных знаний и умений ребенком;
  • разработки индивидуальных программ, направленных на конкретного ребенка;
  • применения различных методик и технологий в обучении детей;
  • оказания помощи и проведения консультаций с педагогами и родителями.

Личные качества

Дефектолог работает с детьми, а потому особое внимание уделяется его личностным качествам. Так, в учителе-дефектологе ценятся:

  • оптимизм;
  • высокая работоспособность;
  • умение сопереживать;
  • стрессоустойчивость;
  • высокий уровень организаторских способностей;
  • любовь к детям;
  • способность к быстрому принятию решений.

Таким образом, педагог-дефектолог должен быть человеком, любящим детей и желающим им помочь, способным меняться в соответствии с конкретной ситуацией и развиваться в данной сфере.

Работа и обучение

Педагог по дефектологии должен пройти обучение по специальностям «Специальное дошкольное образование» либо «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Как правило, получить его можно в учреждениях среднего профессионального образования. Высшие учебные заведения также ведут обучение в данной отрасли, позволяя студентам, углубится в узкоспециализированные направления, будь то сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика или логопедия.

Кроме того, существует ряд обучающих курсов для повышения квалификации, знакомства с новыми методами и технологиями.

Обучение и развитие педагога в специальной педагогике имеет постоянный процесс и не заканчивается получением документа об образовании.

На сегодняшний день в специалистах-дефектологах нуждаются частные и государственные детские сады и школы, специальные учреждения, детские дома и интернаты, а также реабилитационные центры. Кроме того, в данной отрасли широко распространена частная практика, проводимая на дому.

Дефектолог

Видео о профессии

В сфере педагогики есть масса интересных и востребованных направлений. В этот перечень входит и профессия дефектолог, которая представлена рядом специализаций. Такие сотрудники работают с детьми разного возраста, помогая им избавляться от физических и психических недостатков. Их деятельность тесно связана с медициной, но при этом не требует получения диплома врача. Для работы по профилю мало закончить профильный ВУЗ. Нужно найти и развить в себя ряд личных качеств, без которых эффективность сотрудника будет минимальной.

Кто такой дефектолог и чем он занимается

В зависимости от типа решаемых проблем дефектолог может иметь одну из следующих специализаций (или несколько):

  • логопед — занимается коррекцией речевых нарушений;
  • сурдопедагог (дифлопедагог) — помогает решать проблемы, связанные с нарушением слуховой функции;
  • амблиолог (тифлопедагог) — работает с малышами с патологиями зрения;
  • ортопедагог — специализируется на заболеваниях опорно-двигательного аппарата, пациентах с ДЦП, нарушениями осанки;
  • олигофренопедагог — оказывает помощь ребятам со сниженным уровнем интеллекта.

Дефектолог может быть практиком или теоретиком. Первые (коррекционные) непосредственно работают с детьми, стараясь решать конкретные проблемы. Вторые занимаются наукой, изучая тонкости направления, разрабатывая приемы обучения и воспитания проблемных малышей.

Особенности профессии дефектолог

Читать еще:  Учитель математики образование

Разделение дефектологов по специализациям условно. Чаще всего сотрудники такого типа работают со всеми видами перечисленных проблем. Нередко они встречаются у детей в разных сочетаниях, поэтому представитель профессии должен ориентироваться во всех направлениях.

В своей работе дефектологи тесно контактируют с детскими психологами, неврологами, нейропсихологами. Надо понимать, что такой сотрудник не лечит болезнь, вызвавшую характерные для нее симптомы. Он только проводит коррекцию, действуя в рамках своих компетенций.

Стандартный перечень обязанностей дефектолога:

  • осмотр клиента, оценка уровня его развития, степени выраженности проблемы, общего состояния;
  • подбор плана работы с ребенком в зависимости от особенностей ситуации, составление индивидуальной программы;
  • ведение документации, позволяющей контролировать эффективность проводимой коррекции;
  • выполнение мероприятий согласно подобранному плану, регулярная оценка результатов, внесение изменений в программу;
  • взаимодействие с родителями или опекунами клиента, их консультирование по вопросам домашней работы с ребенком;
  • изучение интересов и увлечений подопечных, подбор мероприятий, способствующих их общему развитию;
  • помощь детям и родителям в выборе воспитательного или учебного заведения, будущей профессии, вариантов досуга.

Дефектологи работают с детьми и их родителями, проводят консультации. Они постоянно повышают уровень своей квалификации, изучая новые методики взаимодействия с клиентами, способы помощи. С этой целью профессионалы посещают семинары, конференции, профильные курсы.

Важные личные качества дефектолога

Специальность дефектолога стоит рассматривать только тем людям, которые считают работу с детьми своим призванием. У них должно быть безграничное терпение, ведь с проблемными ребятами взаимодействовать намного сложнее, чем с обычными. Для соискателя профессии обязательны любовь к детям, чувство ответственности, доброжелательность, креативность. Также в работе им помогут коммуникабельность, задатки лидера, строгость, внимательность.

Еще одно обязательное качество для дефектолога — умение разграничивать личную жизнь и профессиональную деятельность. Через такого сотрудника проходит большое количество детей с болезнями или проблемами. Если он вместо оказания профессиональной помощи начнет сопереживать каждому, неизбежны нервные срывы, депрессия, иные психоэмоциональные проблемы.

Профессиональные знания

Дефектологом невозможно стать, просто почитав профильную литературу. На такого специалиста нужно учиться у профессионалов. Обучение подразумевает освоение методов и приемов взаимодействия с детьми, родителями больных ребят. Также в него входит изучение коррекционно-педагогических методик, количество которых исчисляется десятками, способов диагностики проблем.

Дефектологу необходимы базовые медицинские знания, а также глубокие познания в психологии, социологии, конфликтологии. Такой сотрудник обязан уметь анализировать заключения врачей, педагогов и психологов, а также читать результаты анализов, обследований, тестов.

Требования к дефектологу

Чтобы работать дефектологом, нужно получить высшее педагогическое образование по профилю. Также можно получить среднее специальное медицинское образование по направлению «Лечебное дело», после чего пройти переобучение на дефектолога. Обычно к непосредственной работе с детьми допускаются квалифицированные сотрудники, отработавшие не менее 3-х лет под руководством экспертов в этой области.

Плюсы и минусы профессии дефектолог

Люди, которые считают работу с детьми своим призванием, порой даже не рассматривают ее плюсы и минусы. Их все же стоит изучить, чтобы усилить действие положительных моментов и сгладить отрицательные.

Статья Требования к профессиональной подготовке современного педагога — дефектолога

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Требования к профессиональной подготовке современного

Подготовила Пурышкина Н.В.

Учитель-дефектолог – педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.

Профессиональная деятельность учителя-дефектолога на современном этапе выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психо-терапевтической, собственно коррекционной и другими видами «неучительской» деятельности, направленными к одной важнейшей цели — содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

Профессиональный опыт дефектолога, конечно, не совпадает с содержанием его профессиональной подготовки — он намного шире и глубже. Освоение всей глубины и всех сторон педагогической культуры в сфере специального образования, которая интегрируется в структуру его собственной личности как готовность к избранной деятельности в единстве его потребностей и способностей, продолжается в течение всей его профессиональной жизни.

Основная деятельность учителя-дефектолога связана с созданием условий для максимально возможного развития и адаптации детей в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других сферах.

Целью, к которой он постоянно стремится, является педагогическое мастерство — сплав профессионально значимых личностных и профессиональных качеств.

К основным обязанностям работника относятся:

осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья);

обследование обучающихся, воспитанников, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них нарушения развития;

комплектация группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников;

проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций;

консультирование педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Личностные качества, необходимые для работы учителем-дефектологом : порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию), коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.

К профессионально важным качествам учителя-дефектолога относятся:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector