Igro-zon.ru

Работа и жизнь
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современный учитель иностранного языка

Современный учитель иностранного языка

Статья о современном учителе иностранного языка

Просмотр содержимого документа
«Современный учитель иностранного языка»

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Все проблемы нашего общества сошлись сегодня в одной критической точке – современной школе. Школа – это открытая социально-педагогическая

система, которая создаётся обществом и призвана выполнять социально-значимые функции. По мере обновления общества и изменения

социального заказа меняется и школа. Современная ситуация характеризуется глобальными изменениями во всех сферах жизни, и

в образовании в частности.

Именно в школе идёт подготовка сознания: либо к обычному существованию на уровне выживания, либо к необычной активной деятельности по преобразованию себя и продвижению к благополучию – как к своему, так и всего общества. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не совершались реформы и модернизации, урок остаётся вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад,

встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Учитель как был, так и остаётся главным действующим лицом на любом уроке, потому, что он – всегда старше. За ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.

Современный учитель, ежедневно входящий в класс, твёрдо знает, что он хочет. Правда, не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что он знает сам, зависит не столько от наличия знаний у него, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников. Для этого надо постоянно учиться самому, чтобы стать всесторонне образованным

Современная парадигма образования предполагает переосмысление задач всей системы образования. Без этого любые инновации и реформы обречены на неудачу. Вот несколько общих постулатов данной парадигмы:

— От концепции « Хорошее образование на всю жизнь» к пониманию необходимости образования на протяжении всей жизни.

Однажды полученное хорошее образование сегодня уже не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы без систематического и непрерывного личного совершенствования и развития.

— От послушания к инициативности.

Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, готовность к решению различного рода проблем.

— От знаний к компетенциям.

Иметь знания – не самое главное. Любой профессионал не может помнить всего объёма изученной информации. Главное – знать, где можно её найти в случае необходимости и как применить наиболее эффективно для решения поставленных задач.

Всё сказанное в полной мере относится к учителям иностранного языка.

Задачей современного учителя является формирование пяти базовых компетенций:

Социально – политическая компетенция, или готовность к решению проблем.

В данном случае речь идёт не столько о реальной эффективности принимаемых решений, сколько о психологической готовности брать на себя ответственность за принятые самостоятельно решения.

2. Информационная компетенция.

Суть данной компетенции можно определить как совокупность готовности и потребности работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах деятельности.

Данная компетенция жизненно необходима для успешного профессионального функционирования и карьерного роста практически в любой области, при этом она должна быть как на родном, так и как минимум на одном иностранно языке.

4. Социокультурная компетенция.

Эта компетенция стала выделяться как самостоятельная цель образования, связанная не столько с коммуникативными умениями на иностранном языке, сколько с готовностью и способностью жить в современном поликультурном мире.

5. Готовность к образованию на протяжении всей жизни.

Без постоянного обновления раннее полученных знаний и сформированных умений, без умелого анализа ситуации, отслеживания изменений в нормативных документах, результаты деятельности специалистов могут быть признаны непрофессиональными.

Учитель иностранного языка должен опираться на три основных компонента содержания обучения: лингвистический, психологический и методологический.

Лингвистический компонент содержания обучения иностранному языку

Предполагает отбор необходимого материала:

языкового ( лексического, грамматического, фонетического);

Психологический компонент содержания обучения иностранному языку призван определить те навыки и умения, которые должны быть сформулированы в процессе обучения на данном конкретном этапе и применительно к данным конкретным условиям.

В понятие методологического компонента содержания обучения иностранному языку входит обучение приёмам работы с лексикой, грамматикой, фонетикой, словарями и справочниками, а также приёмам работы с текстом. Необходимо также научить учащихся проводить социокультурные наблюдения в процессе со-изучения языков и культур.

Учителю иностранного языка необходимо использовать разнообразные формы работы на уроке: фронтальную, парную, групповую, индивидуальную, метод проектов, новые информационные технологии, а также разнообразные учебные, коммуникативные, аутентичные задания

и уметь моделировать проблемные ситуации, в процессе которых все типы заданий могут быть использованы.

Целью и средством формирования коммуникативной, информационной, социальной и учебной культуры является развитие рецептивных умений учащихся .Одним из видов речевой деятельности необходимым для успешного овладения языком является аудирование т.е. восприятие и понимание речи со слуха. Научить понимать учащихся звучащую речь – одна из важнейших целей обучения, особенно в свете использования аудирования в процессе ЕГЭ по иностранному языку. На уроках практически невозможно формировать только речевой или только языковой навык. Работая с аудиотекстами, мы параллельно отрабатываем лексические, грамматические, фонетические навыки. В этом случае аудирование является средством обучения. Для успешной работы учащихся необходимо проводить упражнения на развитие речевого слуха, на тренировку памяти и упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования, а работа с аудиотекстами должна быть разбита на три этапа:

во время прослушивания,

Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, получить необходимую информацию из текста. Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся извлекать информацию из текста в том объёме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определённые технологии чтения.

Требования , предъявляемые к текстам состоят в следующем:

разумная длина текста

основная идея текста находится в начале или в конце текста

соотношение тематики текста с требованиями учебной программы, с реальными возрастными интересами и потребностями учащихся, с едиными задачами воспитания, образования и развития личности.

спектр проблем, которые тексты затрагивают

В отечественной методике выделяют следующие виды чтения:

аналитическое, изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное и т.д.

При работе с текстом также как и с аудиотекстами можно выделить три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.

Когда мы говорим о письме как виде речевой деятельности то речь идёт о письменной речи, и обучение письму имеет свои состовляющие, а именно:

обучение различным формам записи

обучение написанию различных письменных текстов

Обучение собственно письменной речи становится целью обучения лишь на среднем и старшем этапах обучения в школе, хотя определённые типы текстов учащиеся начинают писать уже в начальной школе.

Обучение устноречевому общению во многом связано социальным заказом общества, потребностями в использовании иностранного языка, связанного с характером международных обменов.

Устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую речь.

При обучении навыкам монологической речи выделяют два основных пути формирования умений говорения:

Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста.

Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур.

При обучении навыкам диалогической речи учителю иностранного языка

следует учитывать тот факт, что для учебного общения диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая.

В основе специфики формирования именно данной формы устноречевого общения лежат трудности, обусловленные характеристиками диалога.

Можно выделить следующие основные характеристики диалога:

Реактивность. Именно эта черта диалогической речи обусловливает

Объективные трудности овладения данной формой общения на иностранном языке для учащихся. При обучении диалогу большое значение имеет обучение спонтанному реагированию на реплики партнёра.

Ситуативность. Речь не бывает вне ситуации. Именно ситуация определяет мотив говорения, который в свою очередь, является источником порождения речи. Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения.

В отличие от монолога, при обучении диалогу обычно выделяются две разновидности: свободные и стандартные ( типовые ).

Общепринятой целью современного обучения иностранным языкам в системе непрерывного языкового образования признано формирование коммуникативной компетенции. Очевидно, сто для того, чтобы эффективно формировать данную компетенцию у своих учащихся, сам учитель должен иметь необходимый и достаточный уровень её сформированности.

Анализ различных толкований понятия «социокультурная компетенция»

позволяет говорит о том, что в основе данной компетенции лежат следующие моменты:

умение выделять общее и культурно-специфическое в моделях развития различных стран и цивилизаций, социальных слоёв общества.

Готовность представлять свою страну и её культуру.

Признание права различных моделей, а значит и формируемых на их основе представлений, норм жизни, верований и т.д.

Читать еще:  Что преподает учитель начальных классов

Готовность конструктивно отстаивать собственные позиции, не унижая других и не попадая в прямую зависимость от чужих приоритетов.

В контексте профессиональной культура учителя иностранного языка речь идёт не только о способности взаимодействовать с представителями иноязычной культуры, но и умений осуществлять вышеперечисленные задачи, взаимодействуя со своими учениками, которых можно считать представителями иной культуры, хотя они и говорят с вами на одном языке.

Для этого учителю необходимо:

найти общее и отличное в миропонимании своих учеников и своём собственном.

стремясь ознакомить учащихся со своей культурой, предвосхищать возможные трудности и источники недопонимания, выбирать оптимальные пути и средства для коммуникации, достаточно образные, яркие, понятные, впечатляющие.

не считать себя истиной в последней инстанции , а быть готовым слушать и слышать своего собеседника и партнёров.

Убеждать, а не давить собственным авторитетом, при этом не нарушать собственных принципов, не унижать собственного достоинства, сохранять, а если надо, то и отстаивать право на собственную позицию при общении как с учениками, так и с коллегами и начальством.

Профессиональная культура человека — это то, что человек знает и то, как он умеет что-либо делать в рамках свое профессии, учитывая требования времени и новейшие достижения и науки.

Современные требования к культурному учителю предполагают, что он исполняет предписанное программами, используя свои знания и умения как основу для того, чтобы ставить вопросы и давать на них соответствующие ответы. Необходима ещё и культура деятельности души, которая заставляет учителя переживать, отступать. отказываться от хорошо откатанных позиций, искать и сомневаться. Учителя нельзя заставить быть творческим педагогом, он должен сам захотеть этого.

Современный учитель иностранного языка

Модель современного учителя иностранных языков

Практическое овладение иностранными языками, а также формирование и развитие коммуникативной культуры школьников – является основной целью обучения иностранным языкам. Перед современным учителем стоит множество задач, приоритетными из которых являются: создание условий, в которых каждый ученик смог бы использовать свои знания на практике; выбрать такие методы обучения, с помощью которых каждый обучаемый смог проявить свою активность, развить творческое начало, а также активизировать познавательную деятельность в процессе обучения иностранным языкам.

Основные качества, которыми должен обладать каждый современный учитель иностранного языка, можно условно разделить на четыре группы: социальные качества личности, педагогическая компетентность, знание дисциплины и личностные качества педагога.

Вне зависимости от профиля учителя важным для него всегда остается умение взаимодействовать с учениками и студентами, тем самым эффективно руководя педагогическим процессом. К подобным навыкам также относится способность мотивировать учеников; уделять учащимся время, когда им необходима помощь; быть полным энтузиазма к обучению; иметь позитивное отношение к ученикам, создавая здоровую атмосферу в классе. Многие ученые утверждают, что одним из важнейших характеристик современного педагога является умение построить правильные взаимоотношения с учениками, благодаря чему процесс обучения становится более эффективным.

Также необходимо отметить, что сегодня педагог должен видеть какие чувства у учеников вызывает процесс обучения и, где необходимо, предотвращать их. Наличие таких негативных эмоций как тревога, страх, неуверенность у учащихся естественно, следовательно, учителю необходимо создавать такую атмосферу в классе, в которой каждый ученик смог почувствовать себя расслабленно, уверенно и имел возможность сосредоточиться как на познавательном, так и на эмоциональном уровне.

Начиная с 90-х годов прошлого века, термин “профессиональная компетентность” став объектом исследований многих ученых, в том числе Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др., закрепил свои позиции в теории педагогики.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Для того, чтобы обучать всех учащихся согласно сегодняшним стандартам, учителям необходимо глубоко понимать преподаваемый предмет, чтобы помочь учащимся создавать мысленные карты, соотносить одну идею с другой и исправлять неправильные представления. Учителям необходимо видеть, как идеи сочетаются с другими дисциплинами и с каждодневной жизнью. Такой вид понимания служит основой для педагогических знаний преподаваемого предмета, что позволяет преподавателям выражать идеи доступным для других образом.

Прежде всего от педагога требуется глубокое и всестороннее знание своего предмета на современном научном уровне. Еще А.С. Макаренко отмечал, что учащиеся простят своим преподавателям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохо знания дела. Нельзя стать хорошим педагогом, если в совершенстве не овладеешь своей специальностью: «Невозможно дать другому то, что не имеешь сам,» — писал А. Дистервег.

Знание своего предмета – необходимое, но недостаточное условие в педагогической работе. Педагог должен обладать обширными познаниями и в области смежных предметов, так как научные понятия и мировоззрение формируются у обучаемых на основе межпредметных связей, отражающих те взаимовлияния и взаимодействия, которые характерны для предметов, явлений и процессов объективно существующего реального мира.

В заключении стоит отметить, что современный учитель XXI века – это профессионал своего дела, готовый умеет не только найти баланс среди вышеперечисленных качеств: социальных, педагогическую компетентность, знание дисциплины и личностные качества педагога. Успешный учитель сегодня – это личность готовая к постоянному самосовершенствованию, а также готова постоянно подстраиваться под меняющиеся тенденции в мире.

1. Arıkan, A. (2010). Effective English language teacher from the perspectives of prospective and in-service teachers in Turkey. Electronic Journal of Social Sciences, 9(31), 209-223.

2. Borg, S. (2006). The distinctive characteristics of foreign language teachers. Language Teaching Research, 10(1), 3-31.

3. Brosh, H. (1996). Perceived characteristics of the effective language teacher. Foreign Language Annals, 29, 125-38.

Роль преподавателя в изучении иностранного языка

Каждый преподаватель имеет собственный стиль обучения, однако, в зависимости от типа работы, которая проводится в данный момент на уроке, он должен вести себя достаточно гибко: вести и поддерживать обучающихся, но не всегда доминировать. Преподаватель выступает в разных ролях на различных уроках. Он может быть носителем информации, когда обучающемуся необходимы исходные данные, наблюдателем, когда студенты самостоятельно работают в парах или группах, в это время преподаватель ходит по аудитории, помогая отдельным обучающимся, консультантом, когда при самостоятельном выполнении задания требуется или совет, или определенные источники информации, например при выполнении проекта. Для реализации данных принципов коммуникативного обучения необходимо наличие определенных условий. Первым условием осуществления общения на уроке, максимально приближенного к реальной жизни, являются доверительные отношения, взаимная симпатия преподавателя и студентов, благоприятный психологический климат и атмосфера сотрудничества. Вторым условием является умение преподавателя реализовывать субъектно-субъектные отношения с обучающимися на уроке и вне его, через организацию групповой, парной и индивидуальной работы обучаемых, через планирование как можно большего количества ситуаций общения и поощрения попыток принять в них участие. Третьим условием является наличие учебно-методического комплекса, помогающего реализовывать коммуникативно-ориентированное обучение.

Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении. Развитый интеллект позволяет учителю познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся. Рефлексивность, гуманизм, направленность в будущее и ясное понимание средств, необходимых для профессионального совершенствования и развития личности учащегося, являются характерными свойствами интеллектуальной компетентности учителя.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа «человек-человек» также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Читать еще:  Учитель столярного дела

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной. Постоянно растущие требования общества и времени к уровню владения английским языком, ставят вопрос о разумном и обоснованном выборе того или иного метода, их чередовании в зависимости от условий конкретной учебной ситуации, целей и этапа обучения английскому языку.

Однако, эффективность любой методики во многом зависит не столько от нее самой, сколько от опыта и умения преподавателя, от его собственной личности. Насколько заинтересован и увлечен своим предметом преподаватель, насколько он в нем силен и продвинут, несомненно, не может не сказаться на уровне развития его учеников. Ведь именно преподавателю приходится обеспечивать условия для активного использования устойчивых речевых клише в целях возникновения стойкого желания говорить на изучаемом языке, не боясь ошибок и не ощущая языковой преграды. Именно поэтому основополагающим критерием оценки качества преподавания иностранного языка в целом служит, прежде всего, личность самого преподавателя, его живейшая заинтересованность в своем предмете, только доброжелательные установки на занятиях и немедленная готовность помочь свои ученикам. Преподавателю приходится объединять в себе артистизм и ораторское искусство, развивать навыки синтеза и анализа, обладать великолепным чувством юмора и даром убеждать и увлекать за собой, владеть основами пси­хо­лингвистики и лингводидактики. Эмоционально окрашенные, четко построенные, насыщенные разнообразнейшим языковым материалом практические занятия не могут не изменить в корне индифферентного отношения студентов к изучаемому предмету.

На современном этапе знания от преподавателя к студенту не передаются, а усваиваются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания в своей сущности не решают проблему образования человека и подготовки к его реальной деятельности, вне прочной связи с навыками и умениями их использования.

Целью преподавателя является также формирование студента как субъекта учебной деятельности, что означает, что преподаватель должен научить его умению и навыкам планировать и организовывать свою деятельность, работать с литературой, систематизировать информацию, анализировать материал и т. д. Выполнение этой задачи связано с использованием в учебном процессе активных форм обучения. Они дают студентам возможность научиться, получая опыт в практической деятельности.

В настоящий момент основными целями, стоящими перед учителем иностранного языка, является развитие определенных качеств личности, формирование ключевых компетенций, которые должны положить основу для эффективной и комфортной жизнедеятельности нового поколения в обществе.

В рамках одного урока преподаватель может примерить на себя множество ролей.

  1. Преподаватель — менеджер. Организовывает, придает оформление уроку, информирует, координирует учебную деятельность.
  2. Преподаватель — тренер. Организует практическую деятельность, объективно оценивает достижения, хвалит и поощряет.
  3. Преподаватель — гид. Инструктирует, дает примеры, открывает дорогу к прогрессу.
  4. Преподаватель — консультант. Дает советы, касающиеся языковых вопросов, а также жизненных ситуаций.
  5. Преподаватель — источник знаний. Способный тренировать в учениках исследовать и находить ответы самим.
  6. Преподаватель — эксперт. Способствующий и гарантирующий открытому общению между учениками.
  7. Преподаватель — лидер. Мотивирующий вдохновитель, формирующий цели и мечты учеников.

Исходя из вышесказанного, рассматривая роль учителя иностранных языков в целом, можно определить ее как жизнедеятельность современного учителя, сочетающего в себе личностные качества, профессиональные компетенции и примеряющего на себя разные роли.

С точки зрения новых запросов рынка труда, система образования ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания на современном этапе является устаревшей. Новый образовательный стандарт ориентирует переход от школы объяснения и передачи знаний к школе развития. Компетентностный подход является одним из перспективных подходов к повышению качества образования как конкретная форма реализации модернизации образовательного процесса. Применение компетентностного подхода способствует привитию и развитию у учеников набора ключевых компетенций, обеспечивающих успешную адаптацию молодой личности в обществе .

Практика иностранного общения показывает, что владение иностранным языком не исключает непонимания в некоторых сферах, так как необходимыми также являются знания особенностей культуры и практические навыки межкультурного общения. Решением этой проблемы на современном этапе образования является социокультурный подход к обучению

Исходя из всего сказанного выше, можно определить роль преподавателя иностранного языка, а также выделить современные подходы к обучению и их основные характеристики:

— роль преподавателя иностранных языков в целом, можно определить как жизнедеятельность современного учителя, сочетающего в себе личностные качества, профессиональные компетенции и примеряющего на себя разные роли;

— современные программы обучения иностранному языку направлены на осуществление личностно-ориентированного, дифференцированного, коммуникативного, компетентностного и социокультурного подходов к обучению иностранным языкам;

— личностный подход стимулирует уверенность в обучении и языковой практики учеников с низкой и средней степенью обучаемости, а также приобщению остальных, более сильных детей к самостоятельной и творческой работе, повышая, тем самым, у каждого ученика в частности интерес к изучению иностранного языка;

— применение компетентностного подхода способствует привитию и развитию у обучающихся набора ключевых компетенций, обеспечивающих успешную адаптацию молодой личности в обществе;

— коммуникативный подход первостепенно призван снимать страх перед живым общением, а также нацелен на формирование заинтересованности обучаемых в изучении иностранного языка по средствам получения и расширения знаний и языкового опыта;

— целью и результатом социокультурного образования к обучению является социокультурная компетенция, успешное формирование которой возможно с помощью социокультурного подхода.

Последние годы роль личности преподавателя в образовательном процессе явно недооценивается. В связи с широким использованием технических средств многие учебные заведения активно внедряют формы дистанционного обучения, когда обучающийся всю необходимую информацию получает при помощи компьютера, а преподавателю отводится лишь роль координатора такого процесса. Несмотря на новомодные тенденции, необходимо сознавать, что компьютерные или телевизионные обучающие программы ни сегодня, ни в будущем не способны заменить учителя. Эти программы призваны всего лишь упростить и разнообразить учебный процесс, а также предоставить возможность получить образование людям с ограниченными возможностями. Не понимать этого – огромная ошибка, которая может привести к горьким и пагубным последствиям в будущем.

Все о профессии учитель английского языка

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Учитель – одна из самых интересных, но и самых сложных профессий. Особенно это касается языков, ведь ученику нужно не только правильно все объяснить и научить азам речи, но и привить любовь к предмету, чтобы при желании он мог двигаться дальше самостоятельно. В этой статье мы поговорим о такой специальности, как учитель английского языка, ее особенностях, положительных и отрицательных моментах.

Описание

Обучение иностранному языку – это многогранный и непростой процесс, в котором учитель играет важнейшую роль.

Хороший преподаватель должен досконально знать свой предмет, поскольку в английском языке множество грамматически сложных правил, оборотов, идиом. Некомпетентность здесь недопустима.

Кроме того, учителю важно иметь и психологические навыки общения с людьми, а особенно с детьми: нужно найти подход к ним, в том числе к сложным и гиперактивным ребятам, убедить в том, что им необходимы эти знания.

В преподавании английского языка одним из главных аспектов является знание культуры Великобритании, ее обычаев, традиций, праздников. Эту историю нужно донести и до учеников, ведь осведомленность о культуре изучаемого языка поможет им быстрее найти общий язык с носителем, если с таковым придется общаться во взрослой жизни.

Не менее важны знания в политике, моде, кулинарии, общественной жизни, бизнесе. Умение говорить на эти темы позволит ученикам быстрее и интереснее учить язык, так как в повседневной жизни нужно уметь поддержать разговор обо всем.

Учителя английского языка могут работать в следующих местах:

  • детские сады и школы;
  • техникумы, лицеи, высшие учебные заведения;
  • крупные компании, нуждающиеся в обучении сотрудников определенной лексике;
  • репетиторские центры.

Наиболее остро нехватка кадров ощущается в школах. Можно сказать, что учителям здесь нелегко по причине большой нагрузки.

Их обязанностями становятся:

  • составление планов уроков и их проведение;
  • заполнение журналов успеваемости, а также электронных журналов;
  • постоянная связь с родителями учеников;
  • применение инновационных технологий: наиболее эффективны те уроки, где за правило взяты показы видео, прослушивание диалогов, составление проектов;
  • заполнение различных документов, ведение портфолио;
  • сбор материальной базы, в которую входят учебники, видео- и фотоматериалы, распечатки, журналы (если у учителя есть свой кабинет);
  • проверка тетрадей, домашних заданий, проведение контрольных работ и тестов;
  • помощь в организации внеучебных мероприятий, например, сопровождение учеников на выставку, природу, в музей;
  • если дети маленькие, к списку обязанностей добавляется постановка с ними различных тематических утренников и сценок.
Читать еще:  Учитель дефектолог или педагог дефектолог

Работа в высшем учебном заведении многим покажется проще, поскольку здесь хотя бы отпадает требование поддерживать связь с родителями, выстраивать дисциплину, организовывать поездки и праздники.

Отдельно нужно сказать и о работе в крупных фирмах, куда учителей нанимают для обучения сотрудников. Как правило, это не общий курс, а узкая специфика: бизнес, технологии, компьютерные программы и т. д. Здесь учителю важно разработать собственный эффективный план обучения, а это довольно непростая задача.

Плюсы и минусы

Идеальных профессий, которые нравились бы каждым своим аспектом, не существует, везде есть преимущества и недостатки. Рассмотрим, какие они у специальности учитель английского языка.

Плюсы:

  • ежедневное общение с большим количеством людей, поэтому преподаватель никогда не чувствует себя одиноким;
  • радость и ощущение гордости за себя при видимых результатах своего труда, желании учеников посещать уроки и усваивать знания;
  • постоянное творческое развитие, посещение театров, выставок, музеев;
  • уважение к профессии, ведь очень многие понимают, насколько она сложна;
  • длительный отпуск, который составляет два и более месяца, возможность быстро зарабатывать отгулы;
  • оплачиваемые отпуска, больничные, социальная защита;
  • большое количество вакантных мест в самых разных заведениях.

Минусы:

  • нестабильный график: после работы часто приходится оставаться для проверки тетрадей, заполнения журналов, участия в родительском собрании;
  • необходимость вести множество документов, составлять планы, а ведь если нагрузка у учителя большая, такая документация отнимет много сил;
  • ответственность за учеников: во время урока учителю нельзя оставлять детей одних, нужно следить за ними и на переменах;
  • участие в мероприятиях, которые могут быть неприятны учителям: митинги, проведение выборов, уборка территории;
  • заработная плата, которая далеко не всегда соответствует прикладываемым преподавателем усилиям;
  • возможность длительного и морально трудного конфликта между учителем и учеником, а также между учителем и родителем;
  • очень быстрое эмоциональное выгорание, поскольку преподаватель отдает много сил для того, чтобы качественно обучить детей.

Необходимые качества

Чтобы работать педагогом и видеть результат своих усилий, необходимо иметь ряд важных для этой специальности качеств: как личных, так и профессиональных.

Профессиональные

Настоящий профессионал своего дела всегда привлекает к себе внимание окружающих.

Учиться у такого преподавателя хотят все, поскольку доверяют ему и знают, что он досконально разбирается в своем предмете.

Профессиональные качества учителя английского языка выражаются в следующем.

  • Знание своего предмета от А до Я, а также стремление к постоянному повышению уровня. Ежегодно специалистами разрабатываются сотни новых методик, и учитель обязательно должен иметь о них представление, внедрять в свою учебную программу.
  • Наличие высшего профильного образования. Это один из главных пунктов, без которого не возьмут на работу в школу и тем более в высшее учебное заведение. Кроме того, учитель должен обладать знаниями в области психологии общения и педагогики.
  • Умение разрабатывать собственные методики и применять их на практике. Не менее важно и знание того, как правильно пользоваться наработками других специалистов. В приоритете должны стоять учебники иностранных издательств, в которых подача материала более доступна и разложена «по полочкам».
  • Умение планировать. Урок английского языка значительно отличается от урока, например, математики, где 45 минут можно решать однообразные примеры. Здесь есть множество вариаций: игры, песни, погружение в реальную среду, просмотр фильма, работа в паре и группах. Именно поэтому учителю важно так спланировать урок, чтобы в его время вместилось все, что требуется проработать с учениками.
  • Знание того, как поддержать дисциплину. Без дисциплины в школе обучение далеко не продвинется. Почувствовав в учителе слабость, школьники перестанут его уважать, будут позволять себе вольности во время урока. Допустить этого нельзя, поэтому каждый преподаватель должен уметь быстро призвать детей к дисциплине.

Личные

Профессиональные качества, перечисленные выше, обязан иметь абсолютно каждый преподаватель английского языка. Но не менее важными являются и личные характеристики, формирующие отношение учеников к учителю.

  • Способность к саморазвитию. Это касается не методик преподавания, а кругозора учителя в целом. Преподавателю важно много читать, общаться с разными людьми, путешествовать и получать новые знания, которые обязательно пригодятся в профессии.
  • Дружелюбность. Никакому ученику не понравится мрачный, находящийся в плохом настроении учитель. Таких преподавателей дети не ценят.
  • Понимание и терпение. Преподаватель должен осознавать, что его ученики только начинают осваивать новый предмет, а потому будут ошибки, нежелание учиться, разочарование в собственных силах. Учителю важно не дать детям пасть духом, понять их переживания, правильно мотивировать. Даже если вы видите, что ребенок врет или намеренно желает вывести из себя, не стоит срываться и поддаваться эмоциям.
  • Энтузиазм и креативность. Ученики, видящие учителя, который любит свой предмет, не могут им не заинтересоваться. Равнодушный преподаватель, монотонным тоном подающий информацию, вызовет скуку и желание поскорее покинуть урок. Так же будет и с преподавателями, лишенными воображения. Даже если под рукой нет книги или весь материал пройден, можно устроить веселую игру, разыграть сценку, попросить детей что-то нарисовать и презентовать.

Дополнительными качествами, которые необходимы преподавателям английского, станут:

  • трудолюбие;
  • справедливость;
  • ответственность;
  • стрессоустойчивость;
  • чувство юмора и оптимизм;
  • любовь к детям.

Где обучиться?

Как уже было сказано, для того, чтобы получить должность учителя английского языка, необходимо окончить ВУЗ.

Высшие учебные заведения имеются в каждом регионе страны, поэтому выбор будет обширным.

Самыми лучшими учреждениями являются:

  • Московский государственный университет;
  • Московский педагогический университет;
  • Крымский федеральный университет имени Вернадского;
  • Южноуральский государственный университет;
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
  • Российский государственный гуманитарный университет.

Также можно повысить свою квалификацию и пройти переподготовку. Например, это легко сделать в Московском педагогическом государственном университете. Для этого потребуется диплом о высшем педагогическом образовании, а также знание английского языка на среднем уровне. Обучение займет максимум полгода.

Средняя зарплата

К сожалению, учителя, работающие в школах, получают довольно мало, особенно если они только начинают карьеру. Средняя оплата труда – от 12 до 15 тысяч рублей. Однако с ростом опыта и профессионализма увеличивается и заработная плата.

Кроме того, идут надбавки за классное руководство, проверку тетрадей, проведение мероприятий, участие в общественной жизни, стаж. Зарплата в таком случае может достигать 25 тысяч и выше.

Если говорить о высших учебных заведениях, то здесь оплата стартует от 20 тысяч рублей и ежегодно повышается. Больше всего платят в частных школах и репетиторских центрах, но все зависит от их уровня. Обычно зарплата составляет 60-100 тысяч рублей. Важно помнить, что чем выше уровень заведения и оплата труда, тем труднее будет работать.

Карьера и перспективы

Чтобы успешно развивать свою карьеру, учителю требуется постоянное совершенствование. Это просмотр вебинаров, посещение семинаров и конференций, чтение методической литературы, а также блогов других преподавателей, общение с носителями языка. Большинство из всего этого можно получить в школе с углубленным изучением иностранных языков.

Такие школы стремятся к тому, чтобы учителя с каждым днем становились все профессиональнее, а потому часто отправляют их на разные мероприятия, после посещения которых можно получить сертификат.

Полученные сертификаты всегда нужно сохранять, поскольку раз в несколько лет учителю приходится проходить курсы повышения квалификации и аттестацию. А наличие дополнительных сертификатов будет только положительной характеристикой.

Также к ним можно приложить документы, свидетельствующие о прохождении вами определенных курсов, например, «Коммуникативная методика преподавания».

Работая в обычной школе, учитель будет с годами совершенствоваться, получая категории, пока не дойдет до высшей.

При наличии определенного упорства можно стать завучем и даже директором.

Дальнейшего развития событий здесь не предвидится. Те, кто работает в высших учебных заведениях, тоже постоянно повышают квалификацию. Здесь есть возможность писать диссертации, что может стать стартовой точкой в получении должности заведующего кафедрой или даже декана.

Развивать свою карьеру можно и путем набора учеников, особенно если нагрузка мала. Частное преподавание хорошо оплачивается, кроме того, можно собрать учеников группами или работать по Skype. При наличии способностей к бизнесу есть возможность даже открыть собственные курсы или школу по преподаванию английского языка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector