Igro-zon.ru

Работа и жизнь
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Школьный учитель созревание

Эссе. Современный школьный учитель

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Современный школьный учитель

Педагог, наставник, могаллим, преподаватель. В каждой цивилизации и в каждом государстве называли и называют того, кто обучает и воспитывает, передает своим ученикам накопленные человечеством, приобретенные обществом знания и опыт, по-разному.

Сегодня в российских школах преподает около одного миллиона двухсот тысяч человек. Пока в народе учительская профессия остается малопопулярной и непрестижной. У нас невысокая зарплата и очень сложная работа. Но кто-то ведь все-таки работает в школах?

Современный учитель. Кто он? В большинстве своем очень талантливый человек, чудак, фанатик, который может наступить на горло своей творческой песне, и почти вовремя заполнить все необходимые журналы, отчеты и проверить все тетради. Женщина с ненормальным материнским инстинктом, который распределяется на нечеловеческое количество детей. Хронически больной школой, знающий, что лучшее средство от старости – это общение с детьми.

Как-то задалась вопросом: счастливый ли я человек? Подумала и ответила, что да. У меня любимая работа. Школа – это моя жизнь, то, без чего я не могу представить себе свое будущее. За время работы у меня были и бессонные ночи, и минуты боли, слез и обид, и добрые, согревающие душу мгновения радости и гордости за своих учеников. Так может это и есть одно из качеств современного учителя?

Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, эмпатии педагога. О том, что учитель должен быть оптимистом. Современный учитель не только должен учить детей, но и сам учиться у своих учеников. Ведь учитель – это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудированный, образованный, знающий свой предмет. Это человек, который предан своему делу, своим ученикам. Профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо – он артист и художник, потребуется – писатель и певец.

В XXI веке человек вошел в век новых информационно-коммуникативных технологий. И не вызывает сомнений то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. На своем опыте я убедилась, что уроки с использованием мультимедиа и интернета повышают интерес учащихся к изучаемому предмету. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ребенку учиться самому, воспитывает потребность в образовании.

Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Ведь если кормить ребенка постоянно с ложки, не давая ее в руки, он никогда не научиться питаться сам. Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями. И только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение человека.

Итак, современный учитель – это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малышей, подростков и старшеклассников. Значит, он должен быть идеальным психологом. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонне развитым человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. Ученики начинают воспринимать учителя иначе: как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству. У учителя должен быть хороший словарный запас, он должен быть добрым и иметь чувство юмора. Не быть слишком строгим. Должен с детьми держаться просто. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности в процессе воспитания быть помощником, советчиком и другом для своих учеников. Он должен быть современным интеллигентным человеком, уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом, чтобы после урока дети ждали следующих встреч. Использовать на уроках современные технологии, элементы игровых технологий для того, чтобы детям не было скучно на уроке. Не ждать вознаграждения за свою работу, ни плат, ни благодарностей.

Труд педагога – работа на отдаленное будущее. Не смущаться, совершая ошибки, экспериментировать, искать. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам ошибки. Дети снисходительны к взрослым. Сохранять в себе детскость, уметь быть детьми, воспринимать свое учительство как продолжение детства. Принять в ребенке все, что есть, как естественное, сообразное природе. Единственное исключение: неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью. Помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи. Стараться ничему не учить ребенка напрямую, научить учиться самому. Пусть ребенок, глядя на учителя, увидит, как можно учиться. На уроке рисовать вместе с детьми, если они сочиняют сказку, сочинять вместе с ними. И так во всем. Искренне восхищаться всем красивым, что видишь вокруг, находить прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети подражают учителю в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник прекрасного.

Педагогика нежности – требование сурового времени. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество простого педагога. Таким я вижу современного учителя. И таким учителем стараюсь быть сама.

Как меняются профессиональные роли учителя?

На самом деле, за последние 100 лет больше всего изменились не технологии, а дети — и продолжают меняться с каждым десятилетием. Причиной тому скорость жизни, особенности социальной среды, активно идущий процесс глобализации. Современный ученик не так высоко ценит знания — ведь они доступны и открыты, стоит только зайти в Интернет. Да и знания теперь важны только если их можно как-то применить, извлечь пользу. Долго сидеть за книгой или думать над одной задачей современным школьникам очень трудно: они носители клипового мышления, воспринимают информацию короткими фрагментами, предпочитают получать сведения в виде живой картинки или понятной схемы.

Социологические исследования показывают, что в среднем российские школьники сейчас ориентированы на себя, на получение от учебы пользы и удовольствия — отсюда большая свобода поведения, критическое отношение к знаниям, которые предлагает школа. Большинство современных выпускников выражают уверенность, что знания, полученные в школе, им в жизни не пригодятся. К тому же, и нравственные идеалы у сегодняшних школьников совсем не те, что были у их родителей двадцать-тридцать лет назад: теперь их герой — это независимый, успешный, самостоятельный человек, способный обеспечить свое благосостояние. О героизме, чести и семейном уюте они вспоминают реже.

Читать еще:  Какими качествами должен обладать хороший учитель

В связи с этим авторитет школы и учителя в глазах ученика стремительно падает, и ему не подняться, если не принять меры для его укрепления.

«Старая» и новая педагогика. Нам, сегодняшним педагогам, еще с нашей школьной скамьи известны свойства традиционной системы образования: монолог учителя в учебном процессе и как следствие — объективация ученика; требование от учащихся точно усваивать и поглощать знания, чаще всего в жестких рамках конкретной дисциплины; строго вертикальные отношения между учителем и учеником, которые выстраиваются вокруг идеи контроля.

К счастью, не только ученики, но и многие педагоги этой системой сыты по горло и готовы выйти на новый уровень взаимодействия. В первую очередь — вести полноценный диалог как с учениками, так и с их родителями, вовлекая их в учебный процесс. Затем — смотреть на учебный процесс шире, выходить за границы предметного знания, ценить не точность воспроизведения информации, а умение применять знания на практике, видеть различные алгоритмы решения проблемных ситуаций. Это и есть основные свойства новой педагогики. Наряду с ними можно выделить и такие черты:

обязательное использование современных цифровых инструментов и ресурсов внутри и вне школы;

акцент на знания, которые применимы в реальном мире;

формирование у учащихся навыков и компетенций учения (учим учиться), развитию способности управлять своим познанием;

менее иерархичные отношения между учеником и учителем, направленные на совместное исследование, открытие, поиск решений.

Новые роли учителя. Согласно сколковскому «Атласу новых профессий», учителей в нашем понимании скоро не будет. Зато появится «игропедагог» — то есть, учителю придется не столько стоять у доски и проверять тетради, сколько разрабатывать образовательные маршруты, геймифицировать образовательный процесс, делая его более увлекательным. Есть и другие роли, которые уже сейчас стоит осваивать педагогу, чтобы через несколько лет быть «на коне»:

Учитель — навигатор в мире информации, способный помочь в выборе наиболее достоверного источника, вычленить из бушующего потока информации самые ценные сведения и превратить их в личностные знания ученика.

Учитель — модератор учебной деятельности. Выбрать форму работы, помочь найти партнеров по проекту, поддерживать связь между учениками, родителями, а может быть и экспертами, если того потребует учебный процесс.

Учитель — организатор обучения, специалист по конструированию занятий, эффективный менеджер образовательного процесса.

Учитель — лидер, который рационально использует время, реально оценивает задачи, решает их и несет ответственность. Такой учитель заражает своей харизмой и обучает на личном примере, не заставляя при этом ученика подражать себе, а помогая ему раскрыть его собственный внутренний потенциал и характер.

Новые задачи. Естественно, с изменением роли, у педагога появится целый ряд новых профессиональных функций. Однако самые основные из них многим учителям давно знакомы — например, помогать ученику находить свои преимущества и слабые стороны, рассказывать про неизвестное, создавать образовательную среду, которая позволит ученикам раскрывать свой потенциал.

Содержание деятельности учителя тоже меняется: в ней большую роль начинает играть процесс планирования. Уже сейчас педагогам хорошо известно понятие планируемых образовательных результатов — на урок, на неделю, на семестр или учебный год. Главное — следите за тем, чтобы планируемые результаты были измеряемы и прозрачны.

Еще один актуальный вид деятельности для учителя — проектирование. Например, чтобы спроектировать любое учебное занятие, необходимо пройти три этапа: определить планируемые образовательные результаты, продумать учебные задачи, проблемные ситуации, в которые вы погрузитесь вместе со школьниками, и наконец — подобрать средства обучения. В их роли могут выступить любые ресурсы — мел и доска, или цифровая лаборатория, или кормушка за окном, или сайт научной организации, и т.д.

Наконец, у всех педагогов есть еще одна задача «на вырост»: найти возможность активно включиться в деятельность профессиональных обучающих сообществ — только не путать их с методическими объединениями! Задача профессиональных сообществ — организовать обмен опытом в междисциплинарной среде. В Китае, одном из государств — лидеров развития образования, уровень включенности в такие сообщества очень высок. Нам есть чему у них поучиться: по данным исследования ОЭСР, Россия по этому показателю оказалась на последнем месте.

Пожалуй, сейчас самое время наладить контакты и скооперироваться, чтобы вместе решить задачу освоения новой роли учителя в меняющемся мире.

Эссе. Современный школьный учитель

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Современный школьный учитель

Педагог, наставник, могаллим, преподаватель. В каждой цивилизации и в каждом государстве называли и называют того, кто обучает и воспитывает, передает своим ученикам накопленные человечеством, приобретенные обществом знания и опыт, по-разному.

Сегодня в российских школах преподает около одного миллиона двухсот тысяч человек. Пока в народе учительская профессия остается малопопулярной и непрестижной. У нас невысокая зарплата и очень сложная работа. Но кто-то ведь все-таки работает в школах?

Современный учитель. Кто он? В большинстве своем очень талантливый человек, чудак, фанатик, который может наступить на горло своей творческой песне, и почти вовремя заполнить все необходимые журналы, отчеты и проверить все тетради. Женщина с ненормальным материнским инстинктом, который распределяется на нечеловеческое количество детей. Хронически больной школой, знающий, что лучшее средство от старости – это общение с детьми.

Как-то задалась вопросом: счастливый ли я человек? Подумала и ответила, что да. У меня любимая работа. Школа – это моя жизнь, то, без чего я не могу представить себе свое будущее. За время работы у меня были и бессонные ночи, и минуты боли, слез и обид, и добрые, согревающие душу мгновения радости и гордости за своих учеников. Так может это и есть одно из качеств современного учителя?

Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, эмпатии педагога. О том, что учитель должен быть оптимистом. Современный учитель не только должен учить детей, но и сам учиться у своих учеников. Ведь учитель – это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудированный, образованный, знающий свой предмет. Это человек, который предан своему делу, своим ученикам. Профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо – он артист и художник, потребуется – писатель и певец.

Читать еще:  Учитель танцует с детьми

В XXI веке человек вошел в век новых информационно-коммуникативных технологий. И не вызывает сомнений то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. На своем опыте я убедилась, что уроки с использованием мультимедиа и интернета повышают интерес учащихся к изучаемому предмету. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ребенку учиться самому, воспитывает потребность в образовании.

Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Ведь если кормить ребенка постоянно с ложки, не давая ее в руки, он никогда не научиться питаться сам. Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями. И только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение человека.

Итак, современный учитель – это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малышей, подростков и старшеклассников. Значит, он должен быть идеальным психологом. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонне развитым человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. Ученики начинают воспринимать учителя иначе: как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству. У учителя должен быть хороший словарный запас, он должен быть добрым и иметь чувство юмора. Не быть слишком строгим. Должен с детьми держаться просто. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности в процессе воспитания быть помощником, советчиком и другом для своих учеников. Он должен быть современным интеллигентным человеком, уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом, чтобы после урока дети ждали следующих встреч. Использовать на уроках современные технологии, элементы игровых технологий для того, чтобы детям не было скучно на уроке. Не ждать вознаграждения за свою работу, ни плат, ни благодарностей.

Труд педагога – работа на отдаленное будущее. Не смущаться, совершая ошибки, экспериментировать, искать. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам ошибки. Дети снисходительны к взрослым. Сохранять в себе детскость, уметь быть детьми, воспринимать свое учительство как продолжение детства. Принять в ребенке все, что есть, как естественное, сообразное природе. Единственное исключение: неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью. Помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи. Стараться ничему не учить ребенка напрямую, научить учиться самому. Пусть ребенок, глядя на учителя, увидит, как можно учиться. На уроке рисовать вместе с детьми, если они сочиняют сказку, сочинять вместе с ними. И так во всем. Искренне восхищаться всем красивым, что видишь вокруг, находить прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети подражают учителю в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник прекрасного.

Педагогика нежности – требование сурового времени. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество простого педагога. Таким я вижу современного учителя. И таким учителем стараюсь быть сама.

8 советов молодому учителю, как пережить первый год в школе

8 советов молодому учителю, как пережить первый год в школе

Какие дети придут в класс? Поладят ли они друг с другом? А какие у них родители и что они скажут мне, молодому учителю? Вчерашние выпускники педагогических вузов хорошо знают, что перед учебным годом волнуются не только дети. Доктор Джейн Блюштайн, в прошлом учительница, а теперь писатель и координатор учебных программ для преподавателей, рассказывает, как без потерь пережить первый школьный год.

1. Не стесняйтесь спрашивать у коллег

Первый квест для нового учителя — узнать о негласных правилах школы. Не стесняйтесь уточнять детали, которые касаются внутреннего распорядка и внеурочной жизни. Тем для вопросов десятки: от того, где и когда обедают учителя, до школьных традиций. Знание правил и процедур поможет заранее учесть все нюансы, которые смогут помешать учебному процессу.

Новый преподаватель должен быть готов к сдвигам в расписании или переносам уроков из одного кабинета в другой. В комнатах может не быть того, что нужно для занятий. Подготовиться ко всем изменениям не получится, поэтому относитесь к неожиданностям с юмором, а не негативом. Не стесняйтесь узнать у коллег, как они справляются с внезапными ситуациями.

2. Не применяйте все новые методики сразу

Азарт и рвение одновременно и помогают, и вредят начинающим учителям. Новые методики и игры хочется попробовать сразу, а все интересные детали по теме обязательно нужно рассказать в рамках одного занятия. Но даже интересные задачи требуют от учеников усилий. Если дети явно устают и не успевают за вашим темпом — сбавьте обороты. Уроки не станут хуже, если вы ограничитесь одним игровым блоком, а не всеми сразу.

Начните с малого. Ежедневные маленькие ритуалы помогут детям привыкнуть к школьному ритму. В первый месяц дети часто могут забывать о ежедневных, но обязательных делах. Помогите им составить комфортный распорядок дня, в которым занятия не будут стрессом.

Имейте в виду: у детей плохо с тайм-менеджментом и умением распределять свои силы

В идеальном мире ученики каждое утро повторяют неправильные глаголы, тренируются решать тесты и практикуют скорочтение. В реальности это не так. Потратьте время на то, чтобы развить в них эти качества — так ваши уроки станут более эффективными.

3. Не мешайте детям проявлять самостоятельность

Самоуправление — благо, но только в том случае, если учитель направляет процесс принятия решений. Дети могут не разбираться в предмете настолько, чтобы уверенно выбрать лучший вариант. Подсказывайте им, где можно сэкономить время и куда его перенаправить. Если у вас получилось выстроить доверительные отношения с учениками, то они будут внимательно относиться к вашим советам. Главное, чтобы напутствия не становились приказами.

Позвольте ученикам самостоятельно выбирать, какое задание выполнять в первую очередь. Если на уроке предполагается работа в парах, разрешите детям выбрать партнёров самостоятельно. Возможность делать выбор — бонус к уверенности в себе. Немного свободы — и потребность ребёнка в контроле будет удовлетворена на ваших условиях.

Читать еще:  Учитель биологии заочно

У начинающего учителя часто есть два, казалось бы, взаимоисключающих желания: дружить с детьми и быть для них непоколебимым авторитетом. На самом деле они вовсе не противоречат друг другу. Учитель может быть открытым и дружелюбным и при этом оставаться ответственным взрослым, в котором дети нуждаются.

4. Не бойтесь чужих оценок

Молодые учителя часто чувствуют неуверенность, когда в класс заглядывают другие педагоги. Вас хотели предупредить о собрании на этой перемене, а дети — о боже! — шумят. Учитель впадает в панику: «И что теперь думают о моём профессионализме? Как к этому отнесётся коллега?»

Да, поведение ваших учеников что-то говорит о вашей компетентности, но никто не будет судить вас по случайному фрагменту урока. Думать за других — энергозатратное занятие, так что лучше сосредоточиться на работе с классом.

Секрет «идеального» урока (когда никто не шумит) заключается в том, что дети всегда должны быть чем-то заняты. Болтовня и крики начинаются, если ребёнок выполнил задание раньше остальных и теперь бездельничает, а преподаватель не знает, чем его занять. Чтобы избежать такой ситуации, заранее подготовьте несколько заданий не из учебника. Вы можете потратить немного личного времени, чтобы найти их, но в итоге это позволит вам сохранить дисциплину на уроке.

5. Не ставьте крест на сложных учениках

Помните, что задиры и хулиганы заслуживают не меньше заботы и внимания, чем скромники и тихони. Ребёнок может плохо себя вести, замедлять ход урока, но это не должно делать его монстром в глазах учителя. Забыл домашнюю работу? Оставил беспорядок на парте? Постоянно критикует ваши методы? Это не поводы озлобиться в ответ.

Успеха может добиться каждый ребёнок, и задача учителя — помочь ребёнку раскрыться. Дети, как и все люди вообще, часто боятся браться за то, что может потребовать усилий. Преподаватель традиционно помогает ученикам, подсказывая и направляя их: «Всё в порядке, мы сделаем это вместе».

Ни в коем случае не насмехайтесь над ошибками: это разрушит выстроенные отношения не только с одним ребёнком, но и с классом вообще.

Тратьте силы не на язвительные комментарии, а на поиск того, за что ученика стоит хвалить. Это может быть сложнее, чем кажется!

С самого начала постарайтесь больше узнать об интересах, когнитивных способностях и навыках каждого ученика. Не игнорируйте их характеры, когда разрабатываете учебный план для всего класса. Вы быстрее поможете им овладеть программой, если будете понимать их особенности, а не пытаться давить.

В начале учебного года не стоит заваливать класс сложными задачами. Хотя некоторые из них кажутся вам полезными и занятными, даже отличники могут стушеваться перед слишком трудным вопросом и новым учителем. Потратьте время не на разбор олимпиадных заданий, а на укрепление доверия между вами и классом. На отработку сложных задач есть ещё целый год!

6. Не игнорируйте коллектив

Многие молодые учителя сомневаются в себе, когда впервые идут на работу в школу. Этот страх особенно актуален, если атмосфера среди коллег не отличается дружелюбием. Средство против едких замечаний коллег — уверенность в себе: «Да, я недавно окончил вуз, но это не значит, что я ничего не стою».

Но уверенность в себе не синоним неуважения к окружающим. Новичок, который входит в уже сложившийся коллектив, должен быть открытым и дружелюбным. Беседуйте, спрашивайте совета, участвуйте в школьных и общественных мероприятиях. Однако помните, что между желанием общаться и навязчивостью существует грань и переходить её не стоит.

Обратите внимание на то, о чём именно вы беседуете с коллегами. Постоянные жалобы на учеников, школу, других учителей и родителей будут вызывать как минимум недоумение. При этом самоуничижение раздражает так же, как и высокомерие. Ни «я ничтожество», ни белое пальто не помогут наладить отношения с коллегами.

Наверняка среди них найдутся люди, с которыми общаться вам будет проще всего. Наладьте отношения в первую очередь с ними. Затем, заручившись их поддержкой, попробуйте выстроить доверительные рабочие отношения с остальными.

7. Не сравнивайте себя с другими

Начинающий учитель всё-таки должен сделать одно дело в обязательном порядке — перестать сравнивать себя с другими. Универсального рецепта успеха не существует, и полностью перенять опыт коллег не получится. То, что сработает для одного человека, легко станет катастрофой для другого. Пробуйте новое, но не расстраивайтесь, если у вас не получается следовать всем советам опытных преподавателей.

Если 4-й «Б» опережает ваш «А» на целых 15 страниц учебника, это кажется катастрофой. Но причин может быть несколько. Ваши дети задавали больше вопросов — и ответа заслуживал каждый. Другой учитель давно работает по этому учебнику и знает, чему уделить больше времени. Если это кажется жалкими оправданиями, напомните самому себе: учебный процесс — не гонка по освоению программы.

8. Не наказывайте себя за ошибки

Будут дни, когда вы окажетесь на работе во всеоружии, будете энергичным и бодрым с первого звонка до последней минуты дополнительных занятий. Им на смену могут прийти опустошение и уныние, но это не значит, что пора искать чистый лист для увольнения по собственному желанию. Успокойтесь, дайте себе отдохнуть и подумайте над тем, что стоит попробовать завтра. Плохой день станет отличной возможностью понять свои слабые места и рассмотреть подходы, о которых вы не задумывались раньше.

Если вы чувствуете разочарование, страх и грусть, то напоминайте себе, что все начинали с сомнений. Учёба в школе даёт новые знания не только ученикам, но и преподавателям. И делать ошибки — нормально.

Если вы не можете справиться с волнением и остаётесь неуверенным в себе, то постарайтесь искать положительные моменты в каждом проведённом уроке. «Я не плачу каждый день» — тоже повод для похвалы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector