Igro-zon.ru

Работа и жизнь
17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лучший учитель математики в россии

Рейтинг 100 лучших учителей России
статья по теме

Конкурс – это всегда сложное и ответственное мероприятие. И не только для участников, но и для членов жюри, экспертов, которые берут на себя ответственность выделить из массы участников лучших, достойных победы, заслуживающих титулы и звания, призы и подарки.

В этом году конкурсные работы претендентов на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, рассматривала экспертная группа, в задачи которой входило проведение технической и содержательной экспертизы документов всех победителей конкурса 2018 года на соответствие критериям проведения конкурса, утвержденным приказом Минобрнауки России от 7 июня 2017 г. № 500.

Информационной базой для проведения технической экспертизы выступали копии таких документов, как паспорт учителя образовательной организации, заявление учителя образовательной организации на участие в конкурсе, протокол конкурсной комиссии, справка с места работы учителя образовательной организации, приказ (решение) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, об итогах конкурса.

В ходе технической экспертизы оценивалась последовательность дат, наличие документов, тождественность ФИО победителя, тождественность данных о месте работы и должности, актуальность дат представленных документов.

В случае положительного заключения по итогам технической экспертизы, можно было приступать к содержательной экспертизе (рисунок 1).

Информационной базой для содержательной экспертизы были непосредственно материалы, предоставленные участниками конкурса, которые оценивались по следующим критериям:

наличие у учителя образовательной организации собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе;

высокие (с позитивной динамикой за последние три года) результаты учебных достижений обучающихся, которые обучаются у учителя образовательной организации;

высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету, который преподает учитель образовательной организации;

создание учителем образовательной организации условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции;

создание учителем образовательной организации условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением);

обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем образовательной организации различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения;

непрерывность профессионального развития учителя образовательной организации.

Максимальное количество баллов по каждому из критериев – 10 баллов, получаемых путем суммирования баллов по всем показателям, характеризующим критерий.

Система показателей приведена ниже:

Критерий 1. Наличие у учителя образовательной организации собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе.

1.1. Наличие презентационной аннотации методической разработки Претендента (оценивается наличие методической разработки и её оригинальность).

1.2. Участие Претендента (открытые уроки, доклады, мастер-классы, семинары, конференции) в мероприятиях по обмену педагогическим опытом, в ходе которых осуществлялась работа по презентации, продвижению, оценке методической разработки.

1.3. Положительные оценки методической разработки Претендента профессиональным сообществом (отзывы, справки, грамоты, дипломы), в том числе наличие последователей (коллег, работающих по методической системе претендента или активно использующих отдельные её элементы).

1.4. Размещение информации о методической разработке Претендента на сайте образовательной организации, наличие регулярно обновляемого Интернет-ресурса, поддерживающего методическую деятельность педагога – месте работы Претендента.

1.5. Размещение информации о методической разработке Претендента на сайте (сайтах) различных общественно-педагогических организаций (ассоциаций педагогов, методических объединений НМЦ и т.п.).

1.6. Наличие публикаций Претендента, в которых получило отражение содержание методической разработки.

1.7. Наличие ссылок на публикацию Претендента.

1.8. Наличие позитивных отзывов в профессиональных социальных сетях и сообществах.

1.9. Уникальность текста методической разработки.

1.10. Количество использованных источников, ссылок и литературы по теме методической разработки.

Критерий 2. Высокие (с позитивной динамикой за последние три года) результаты учебных достижений обучающихся, которые обучаются у учителя образовательной организации.

2.1. Уровень освоения обучающимися государственных образовательных стандартов по учебному предмету (предметной области).

2.2. Средняя отметка по предмету.

2.3. Удельный вес обучающихся на «4» и «5».

2.4. Иные учебные достижения обучающихся.

2.5. Средний балл ЕГЭ (ОГЭ) у обучающихся и других объективных процедур оценки качества образования (НИКО, ВПР и проч.).

Критерий 3. Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету, который преподает учитель образовательной организации.

3.1. Удельный вес обучающихся, охваченных внеурочной деятельностью по предмету.

3.2. Достижения (призовые места) обучающихся в конкурсных мероприятиях по предмету (в том числе дистанционных).

3.3. Участие обучающихся с докладами по предмету в мероприятиях научно-практического характера.

3.4. Наличие обучающихся, имеющих публикации по учебному предмету в тематических журналах, газетах, сборниках

Критерий 4. Создание учителем образовательной организации условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции.

4.1. Участие учащихся в социально значимых программах и проектах, под руководством учителя.

4.2. Качественные результаты реализации программ, проектов.

4.3. Участие учащихся в мероприятиях, акциях, имеющих гражданско-патриотическую историко-краеведческую, социально-ориентированную направленность.

4.4. Участие обучающихся в волонтерском движении (помощь пожилым людям, ветеранам, инвалидам, детям-сиротам и т.п.)

4.5. Создание условий для успешной социализации обучающихся (наличие самоуправления, участие обучающихся в самоуправлении образовательной организации, наличие системы работы по формированию у обучающихся лидерских качеств, формирования ответственности, нравственных качеств).

Критерий 5. Создание учителем образовательной организации условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одарённые дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением).

5.1. Наличие плана воспитательной работы, включающего мероприятий по индивидуальной адресной работе с различными категориями обучающихся, степенью их проработанности и детализации.

5.2. Реализация мероприятий по индивидуальной адресной работе с различными категориями обучающихся:

5.2.1. Учитель разрабатывает и реализует индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития с учетом личностных особенностей обучающихся на основании рекомендаций психологов, медицинских работников и других специалистов;

5.2.2. Учитель ведет индивидуальное консультирование неуспевающих или одаренных обучающихся, в т.ч. с использованием личного сайта (личной страницы на сайте образовательной организации);

5.2.3. Осуществляется тесное взаимодействие с родителями;

5.2.4. Сформирована система мониторинга учебных достижений, личностного роста, коррекции, реабилитации обучающихся;

5.2.5. Представлена результативность проводимой работы.

5.3. Социальное партнерство с различными общественными организациями, фондами.

5.4. Положительные отзывы администрации образовательной организации о создании учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся.

5.5. Положительные отзывы родителей (законных представителей) о работе учителя с различными категориями обучающихся.

5.6. Посещение различных мероприятий, направленных на повышение квалификации в части приобретения новых специальных педагогических знаний по работе с различными категориями обучающихся.

5.7. Участие учителя в работе профильных лагерей (смен).

Критерий 6. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем образовательной организации различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения.

6.1. Активное использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе.

6.2. Разработка и использование новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений средствами ИКТ.

6.3. Системная интеграция ИКТ в процессе преподавания конкретного предмета.

Читать еще:  Учитель воспитатель педагог

6.4. Обоснованность, уместность и результативность использования современных образовательных технологий, подтвержденная описанием и положительными отзывами коллег и администрации образовательной организации о результатах использования.

6.5. Опыт эффективного использования дистанционных образовательных технологий или электронного обучения для организации образовательного процесса (участие в сетевых сообществах, создание собственных цифровых образовательных ресурсов; использование сервиса сети Интернет, использование мультимедийных учебно-методических комплексов, создание собственного сайта, создание дистанционных курсов и (или) системы для организации обучения детей и др.)

Критерий 7. Непрерывность профессионального развития учителя образовательной организации.

7.1. Своевременное повышение квалификации (последнее – не ранее чем за 3 года до данного конкурса).

7.2. Результативность участия в очно-заочных муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах.

7.3. Участие в экспертной деятельности (в предметной комиссии по оценке ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ, экспертной группе по аттестации, в составе жюри олимпиад, конкурсов, соревнований, смотров и др.) на разных уровнях.

7.4. Участие с докладом в обучающих и научно-практических семинарах, тренингах и конференциях.

7.5. Наличие (или получение) второго высшего педагогического образования с присвоением квалификации «Магистр» или послевузовского образования (аспирантура, докторантура), или наличие ученой степени или звания.

7.6. Общий уровень участия в программах переподготовки, повышения квалификации и сетевого взаимодействия между преподавателями (дипломы, сертификаты, удостоверения о профессиональной переподготовке, повышении квалификации). Из них в отдельном порядке – количество документов, полученных по итогам проведения мероприятий в других субъектах Российской Федерации и за рубежом.

7.7. Полученные участниками конкурса другие награды, грамоты и почетные звания.

Необходимо отметить, что по каждому из критериев, входящих в содержательную экспертизу, была сформирована экспертная подгруппа из 7 человек, работу которой координировал председатель.

Итогом работы экспертов стала таблица баллов каждого победителя конкурса, выстроенная в последовательности от максимального балла к минимальному набранному баллу.

Первые 100 учителей-победителей с максимальным рейтингом и были признаны лучшими учителями.

Наибольшим количеством баллов эксперты оценили систему и результаты педагогической деятельности Головина Петра Петровича, учителя физики из Ульяновской области.

Головин Петр Петрович: Народный учитель СССР (1988), Заслуженный учитель РСФСР (1986), Учитель-методист (1980), Соросовский учитель в области точных наук (1996), Кавалер ордена «Знак Почёта» (1981), награжденный медалью А.С. Макаренко (2008) серебрянными и золотыми медалями ВДНХ СССР – 7 наград, кандидат педагогических наук (1992), доцент (2007), Профессор Академии естествознания (2000), почетный профессор Ульяновского государственного педагогического университета (2018).

Время лучших: 5 отечественных педагогов, изменивших мир

Константин Дмитриевич Ушинский

(2 марта 1824 – 22 декабря 1870)

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»

Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной.

Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о нравственном обучении как о чем-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им решительно отвергнуто.

Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем. Да что уж там, сама Татьяна Ларина очень плохо изъяснялась по-русски! Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний.

Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работа – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.


Константин Ушинский

Лев Семенович Выготский

(17 ноября 1896 – 11 июня 1934)

«Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности. «.

Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.

В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку.

Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.


Лев Выготский

Антон Семенович Макаренко

(1 марта 1888 – 1 апреля 1939)

«В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры».

В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека. Существующие стереотипы, в которых утверждалось, что есть явления, которые маркируются как правильные, и есть те, что можно назвать неверными, были им отвергнуты. Педагогика – это не наука, где существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.

Василий Александрович Сухомлинский

(28 сентября 1918 – 2 сентября 1970)

«В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка».

Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания.

Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми.

В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой. не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит. Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребенка, – это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда – сердечная чуткость, деликатность, чуткость к человеку. Отсюда – уважение к самому себе».


Василий Сухомлинский

Симон Львович Соловейчик

(1 октября 1930 – 18 октября 1996)

«Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив. и это сложнейшее из дел».

«Педагогика для всех» – это не только название книги-бестселлера, автором которой является советский журналист, публицист и теоретик педагогики Симон Соловейчик, но и главная его идея. Педагогика – это не то, что происходит в школе и к чему причастны только учителя. Педагогика – это нечто большее, выходящее за пределы стен, семьи и класса.

Ведь вам знакома фраза «педагоги-новаторы»? Именно вокруг, или даже лучше сказать, вместе с ним, сформировалось сообщество педагогов нового времени, которые позже выпустят знаменитый Манифест новой демократической школы. Суть манифеста – в сотрудничестве ученика и учителя.

Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве воспитания или просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». Дело в том, что Симон Львович был убежден: воспитание и образование – это процесс двусторонний и дети могут очень многому нас научить.

Лучший учитель математики в россии

КОВАЛЕВСКАЯ Софья Васильевна
(1850 — 1891)

Русский математик, писательница, первая русская женщина-профессор. Родилась в дворянской семье артиллерийский генерала Василия Корвина-Круковского в отставке, зажиточного помещика. Получила домашнее образование, проявила большие способности к математике. В 1886 в Петербурге Ковалевская занималась физикой, брала уроки высшей математики у замечательного педагога А.Н. Страннолюбского. Уехала в Германию, где освоила университетский курс математики. В 1874 была удостоена ученой степени «доктора философии» в Гёттингенском университете. По возвращении в Россию занялась литературной деятельностью (повесть «Нигилистка», 1884, драма «Борьба за счастье», 1887, семейная хроника «Воспоминания детства», 1890). С 1883 преподавала в Стокгольском университете. Основные научные труды посвящены математическому анализу, механике и астрономии.

«В 1888 году Парижская академия наук присуждала премию за лучшую научную работу, посвященную движению твердого тела, имеющего одну неподвижную точку. Эту задачу называли также задачей о движении волчка — ведь все точки быстро вращающегося волчка находятся в движении, за исключением конца острия, которым волчок касается пола. Издавна волчки (или, как их еще называют, юлы) были любимыми игрушками детей. Но они привлекали к себе внимание и солидных ученых — слишком удивительны были свойства вращающихся тел.

Поэтому следует признать, что выбор Парижской академией наук темы для конкурса был удачен. Изучив присланные рукописи, жюри признало лучшей работу под девизом: «Говори, что знаешь, делай, что дол жен, будь, чему быть». В ней содержалось решение задачи о движении несимметричного волчка, центр тяжести которого лежит на экваториальной плоскости эллипсоида инерции, длины осей которого подчинены условию А — В = 2С. Автор работы проявил не только большой математический талант, но и незаурядную эрудицию: в работе были использованы самые новейшие достижения математики того времени — теория функций комплексного переменного, гиперэллиптические интегралы и т.д. Выполненное исследование так понравилось членам жюри, что они решили увеличить сумму премии с 3000 франков до 5000 франков, Когда вскрыли конверт с именем автора, неожиданно оказалось, что самую лучшую работу написала единственная женщина, занимавшая в то время должности профессора математики, — Софья Васильевна Ковалевская.»


Симон Соловейчик
Погребняк Татьяна Николаевна

ЛОБАЧЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
(1792–1856)
Главным достижением Лобачевского является доказательство того, что существует более чем одна «истинная» геометрия.

Среди опубликованных работ ученого – О началах геометрии (1829–1830), Воображаемая геометрия (1835), Применение воображаемой геометрии к некоторым интегралам (1836), Новые начала геометрии с полной теорией параллельных (1835–1838), Геометрические исследования по теории параллельных линий (1840).

Его сравнивают с Колумбом, открывшим миру новый континент, или с Коперником, перевернувшем представление людей о строении Вселенной. Известный советский геометр В. Ф. Каган по этому поводу заметил, что легче было бы остановить Солнце и сдвинуть Землю, чем признать, что сумма углов в треугольнике меньше двух прямых..

Выдающийся немецкий математик Гаусс, как выяснилось после смерти, получил некоторые начальные соотношения новой геометрии. Может быть, не будучи уверен в правильности и объективной значимости этих результатов, запретил своим корреспондентам какие-либо высказывания об его взглядах. Восхищаясь в частной переписке с друзьями геометрическими работами Лобачевского он ни одним словом не высказался о них публично.

У каждого свой исходный постулат, на котором построена его геометрия жизни. Нужно только пристальнее приглядеться к человеку, определить этот исходный постулат и тогда всё станет ясно, все поступки окажутся логически обоснованными. Можно даже наперёд предсказать, как поступит тот или иной человек.
Н. Лобачевский

Ведерникова Валентина Николаевна

Дорохова Галина Ивановна

Пономарева Ирина Анатольевна

Валериан Дмитриевич Чупин

Холина Елена Михайловна

Дми́трий Фёдорович Его́ров (10 (22) декабря 1869, Москва — 10 сентября 1931, Казань) — российский и советский математик, член-корреспондент АН СССР (1924), почётный член АН СССР (1929). Президент Московского математического общества (1923—1930), член-корреспондент Харьковского математического общества, член Казанского физико-математического общества, непременный член общества любителей естествознания, антропологии и географии, почетный член общества испытателей природы, член Societe Mathematique de France.

Работы Егорова относятся к дифференциальной геометрии, теории интегральных уравнений, вариационному исчислению и теории функций действительного переменного.

Пучкова Светлана Александровна

Панова Ирина Александровна

Буняковский Виктор Яковлевич родился 4 декабря (старый стиль) 1804 г. в местечке Баре Подольской губернии, где в то время был расположен Конно-Польский уланский полк. Здесь же, в этом полку служил его отец – Яков Васильевич Буняковский, известный своею примерною храбростью.
Первоначальное образование Виктор Яковлевич получил в Москве.В 1820 г., по достижении 16 лет он отправляется за границу, где и проводит 6 лет. В разные годы Виктор обучался в Кобурге (Германия), в Лозаннской академии (Швейцария), а затем в Париже как студент Sorbonne и College de France. Из двух напечатанных диссертаций, которые он защищал публично, одна относилась к механике, а другая к математической
теории теплоты.
В Париже Виктор Яковлевич познакомился и сдружился с Михаилом Остроградским, с которым до самой его смерти оставался в самых дружеских отношениях. Там же он становится бакалавром, чуть
позже – лиценциатом (магистром), а в 1825 г. получает степень доктора
математических наук. Годом позже Виктор Яковлевич возвратился из заграницы в Санкт-Петербург. А еще через год поступил на службу в 1-й кадетский корпус преподавателем в высший класс математики.

В 1828 г. он получает звание адъюнкта чистой математики, а после смерти
академика Остроградского заступает на его место главного наблюдателя за
преподаванием математических наук в военно-учебных заведениях. Летом 1830 года он получил должность профессора математики в Институте корпуса инженеров путей сообщения и несколько позже — в Горном институте.
Сфера его интересов разнообразна. Буняковский постоянно заботился об умножении математической литературы на русском языке.
Особым проявлением такой заботы является его длительная трудоемкая работа над словарем «Лексикон чистой и прикладной математики».Он занимался также различными вопросами математического анализа и, особенно, теорией вероятностей. В течение всей жизни он проводил большую работу по исследованию в области теории чисел. Помимо большого количества математических работ, он оставил серьезные демографические исследования, имевшие важное значение в развитии русской демографии.

Вначале 40-х годов Буняковский занялся исследованием теории параллельных линий. Этому вопросу посвящены все его геометрические работы. Их появление свидетельствует о том, что Буняковский до конца жизни отрицательно относился к работам Лобачевского.
Буняковский совмещал научную деятельность с преподаванием математики и механики в нескольких учебных заведениях. Особенно плодотворной в смысле повышения уровня математического образования в стране была его четырнадцатилетняя (с 1846г.) педагогическая деятельность в Петербургском университете.

Кроме«Оснований математической теории вероятностей» широкую известность как учебное руководство получила «Арифметика» Буняковского. В 1861-1863гг. участвовал в издании Энциклопедического словаря, составленного русскими учеными и литераторами». В вышедших шести томах словаря он поместил около 50 статей и заметок математического и историко-математического содержания.

В 1864 году Буняковкий – вице-президент Петербургской академии наук. В течении всего двадцатипятилетнего пребывания на посту вице-президента он продолжал заниматься и научными исследованиями.

Таким образом, Виктор Яковлевич Буняковский получил блестящее образование и уже в 20 лет был удостоен младших учёных степеней: бакалавра и лиценциата, ещё через год получил степень доктора математических наук. Благодаря своей любознательности и широте взглядов он оставил значимый след в разных областях математики; педагогическая деятельность Буняковского оказала значительное влияние на преподавание математики в высших и средних
учебных заведениях.
В 30-50-е года Буняковский был одним из ведущих математиков России.

strf

Наука и технологии России

Но большинство из них не считают работу педагогов многообещающей, показало международное исследование TEDS-M

Россия заняла второе место в международном исследовании педагогических навыков учителей математики (Teacher Education Study in Mathematics – TEDS-M). Из 17 стран, участвовавших в проекте, на первом месте оказался Тайвань, на последнем – Чили.

Исследование проводилось в 2008 году на основе тестирования и анкетирования студентов последнего года обучения – будущих учителей начальных классов и будущих математиков средней школы. Всего было охвачено более 21 тысячи человек из 17 стран мира (Ботсваны, Германии, Грузии, Канады, Малайзии, Мексики, Норвегии, Омана, Польши, России, Сингапура, США, Тайваня, Таиланда, Филиппин, Чили, Швейцарии). От России в проекте приняли участие 4407 студентов. По итогам сравнительного анализа впервые были получены данные, которые можно использовать для оценки качества образования, определять его сильные и слабые стороны.

Справка STRF.ru:
Проектом руководила Международная ассоциация по оценке образовательных достижений IEA и два координационных центра – в Мичиганском госуниверситете и Австралийском совете по исследованиям в области образования. В России исследование проводили специалисты
Института содержания и методов обучения Российской академии образования (под руководством Галины Ковалёвой) совместно с преподавателями Московского городского педуниверситета

Исследование состояло из 70 заданий для тестирования будущих учителей начальной школы и 49 – для математиков. Задания делились на «математические» (2/3 от общего количества) и «методические» (1/3).

Будущие учителя математики российских вузов продемонстрировали высокие результаты как по предмету (594 балла), так и по методике его преподавания (566 баллов). Лучшие показатели у студентов Тайваня (667 и 649 баллов, соответственно), худшие – у Чили (набрали почти вдвое меньше баллов).

Педагоги начальной школы России показали более слабые результаты по сравнению с учителями математики. По уровню знаний они уступили студентам трёх стран: Тайваня (623 балла), Сингапура (590 баллов) и Швейцарии (543 балла); а по методике преподавания – учащимся пяти стран: Сингапура (593 балла), Тайваня (592 балла), Норвегии (545 баллов), США (544 балла) и Швейцарии (537 баллов). Тем не менее результаты российских студентов оказались выше средних международных (500 баллов): по знанию предмета они набрали 535 ± 9,9 балла, по методике преподавания – 512 ± 8,1 балла. Хуже всего учителей начальной школы готовят в Грузии: студенты набрали только 345 баллов, что почти наполовину меньше, чем на Тайване.

Авторы исследования отмечают, что сильная сторона профессиональной подготовки будущих учителей математики в России – её фундаментальность. Однако есть и недостатки. Студенты успешно справляются с большинством математических заданий, требующих воспроизведения изученного материала (определения, теоремы, теоретического факта, алгоритма действий и т. п.), но испытывают затруднения при выполнении заданий, где необходим самостоятельный вывод, анализ предложенной математической ситуации или решение поставленной проблемы.

Кроме качества подготовки будущих учителей, исследователи TEDS-M выяснили, почему респонденты выбрали именно эту профессию. Среди учителей начальных классов самым популярным ответом (91 процент) оказался «я люблю работать с детьми», 64 процента выбрали «я хочу оказывать влияние на будущее поколение», 59 процентов – «я считаю, что у меня талант к преподаванию». При этом больше половины выпускников факультетов начального образования педагогических вузов (58 процентов) не считают преподавательскую деятельность многообещающей. И 5 процентов указали, что их привлекает зарплата учителя.

У будущих учителей математики главным основанием для выбора специальности оказалась любовь к своему предмету (78 процентов), 66 процентам опрошенных нравится работать с детьми, 45 процентов хотят оказывать на них влияние, а 40 процентов считают, что наделены педагогическим талантом. Математики также не очень высокого мнения о преподавательской работе: 73 процента не считают её многообещающей. Только 5 процентов выпускников планируют работать по специальности.

Ещё один раздел исследования касался вопросов, связанных с природой математики как науки. На основе ответов были сформированы две шкалы установок: «математика – процесс познания» и «математика – собрание формул и процедур».

Учителя начальной школы в России отдают меньше предпочтений позиции «математика – процесс познания», что соотносится со средним международным показателем. По данной шкале к российским студентам близки учащиеся из Польши и Германии. Самые минимальные предпочтения по этой шкале выразили в Грузии. Наиболее ориентированные на установки, связанные с творческим процессом в преподавании математики, – на Филиппинах, Чили и США. По второй шкале «математика – собрание формул и процедур» российские студенты одновременно проявляют предпочтения, поддерживающие и не поддерживающие эту позицию. Статистически их результаты близки к средним международным. Очень близки к результатам российских студентов будущие учителя Тайваня. Менее всего разделяют данные установки студенты Германии, Швейцарии и Норвегии, более всего – студенты Филиппин, Ботсваны и Таиланда.

По шкале «математика – процесс познания» российские будущие учителя математики ближе к странам, студенты которых меньше всего отдают предпочтение данным установкам, например, к Грузии. Наибольшее предпочтение зафиксировано у студентов Филиппин, Омана, США и Таиланда. По шкале «математика – собрание формул и процедур» будущие российские учителя математики очень близки к нейтральной позиции, в целом допускающей и те и другие установки. Наиболее близкие к России страны – Тайвань, Сингапур и США. Сильнее всего эти установки проявляются у студентов Филиппин, а менее всего – у студентов Германии, Швейцарии, Польши и Норвегии.

Текст подготовлен по материалам отчёта о научно-исследовательской работе «Качество педагогического образования в России (по результатам международного исследования по изучению педагогического образования и оценке качества подготовки будущих учителей математики TEDS)» Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector