Квалифицированный учитель это
Как происходит присвоение квалификационной категории
Аттестация, или проверка уровня профессиональных знаний и навыков, квалификации, может служить основанием для присвоения работнику новой квалификационной категории, повышения оплаты его труда. Многие знают о повышении квалификационных категорий работникам определенных профессий: педагогам, медикам, чиновникам госструктур. Руководители коммерческих фирм также имеют право провести аттестацию работников с присвоением по ее итогам более высокой квалификации.
Аттестация и квалификация
Периодическая аттестация, вне зависимости от профессии, от специфики деятельности организации, бывает двух видов:
- На соответствие занимаемой должности. Такая аттестация призвана подтвердить, что профессиональный уровень сотрудника соответствует выполняемой им работе. Это обязательная процедура.
- На присвоение квалификационной категории. Этот вид аттестации носит добровольный характер, проводится по его инициативе работника.
Как правило, квалификационная категория считается действующей в течение 5 лет, однако работник может пройти повторную аттестацию «на категорию» и раньше – через 2, 3 года после получения предыдущей категории.
Присвоенная квалификационная категория закрепляется за работником на весь период ее действия, даже если он будет работать в другом учреждении, организации, в другой местности.
Уровень квалификации работника обязательно должен отражаться в трудовом договоре (ТК РФ, ст. 57). При присвоении новой квалификационной категории эти сведения фиксируются в договоре допсоглашением.
Как ввести квалификационные категории в коммерческой фирме
Коммерческие фирмы не обязаны проводить аттестацию, но многие руководители инициируют принятие локальных актов, в соответствии с которыми можно аттестовать работников и присваивать им квалификационные категории.
Для каждой категории должны быть разработаны квалификационные требования. Они должны различаться уровнем образования и квалификации, учитывать опыт работы, стаж по профессии. При проведении этой работы целесообразно пользоваться справочной информацией. В квалификационном справочнике от 21/08/98 г. №37 подробно указаны квалификационные требования для значительного числа должностей.
Пример: в справочнике №37 для должности «инженер» предусмотрены четыре квалификационные позиции:
- Инженер как таковой может иметь любой стаж работы и высшее профобразование.
- Инженеру 3 категории достаточно окончить профильный ВУЗ и проработать инженером 3 года.
- Инженеру 2 категории нужно иметь высшее профобразование и стаж работы инженером 3 категории не меньше 3 лет.
- Инженеру 1 категории необходимы высшее образование по профессии и стаж работы в инженерной должности 2 категории – 3 года и более.
Предполагается, что слово «старший» в наименовании должности указывает на наличие подчиненных либо он один контролирует работу участка. При этом если для должности уже установлены квалификационные категории, слово «старший» не используется. Это понятие приравнивается к 1 категории.
Если специалист назван «ведущим», он контролирует работу подчиненных групп и осуществляет общее руководство определенным направлением работы фирмы. Ведущий специалист должен иметь стаж на 2-3 года выше, чем такой же специалист 1 категории (по тексту справочника №37, п. 7 «Общих положений»).
Коммерческая фирма вправе не опираться на положения квалификационных справочников при установлении квалификационных категорий. Их наименования отражаются в локальном нормативном акте (ТК РФ, ст. 8), например, «Положение об аттестации».
Все кадровые события, в том числе проведение самой аттестации и получение квалификационных категорий, оформляются приказом. По результатам аттестации вносятся изменения в штатное расписание и в кадровые документы каждого сотрудника.
Формально руководитель коммерческой фирмы не обязан проводить аттестацию, чтобы присвоить работнику квалификационную категорию, однако сделать это целесообразно с соблюдением всех законодательных норм. В ином случае «распределение» квалификационных категорий может стать причиной трудового спора, не исключая и обращение работников с иском в суд.
На заметку! Использование квалификационных справочников обязательно только для работников государственных и муниципальных учреждений, а также представителей профессий, предполагающих льготы, компенсации, ограничения (ТК РФ, ст. 57 ч. 2 «условия», абз. 3).
Квалификационные категории отдельных профессий
Для представителей определенных профессий получение квалификационной категории без проведения аттестации невозможно. Это госчиновники, педагоги, медики, работники прокуратуры и еще целый ряд других.
Для примера рассмотрим порядок проведения аттестации на получение квалификационной категории педагогических работников. Он регламентируется ФЗ №273 от 29/12/12 г. «Об образовании», ст. 49, и приказом Минобразования №276 от 07/04/14 г. Порядок следующий:
- Аттестация проводится по желанию работника, на основании его заявления.
- Присваивается первая или высшая категория.
- Заявление на получение 1 категории есть возможность подать вне зависимости от стажа работы в учреждении, на высшую – через 2 года работы.
- Заявление рассматривается не более месяца, назначаются сроки аттестации. В адрес гражданина направляется письменное уведомление о месте и времени процедуры.
- По результатам комиссией заочно принимается решение присвоить категорию либо отказать в присвоении.
Для аттестации на рассмотрение комиссии работником предоставляется пакет документов: заявление; копии документов об образовании, о присвоении категорий ранее, если процедура проводится повторно; документы на смену фамилии – при необходимости; характеристика с места работы, портфолио.
Решение комиссии должно быть принято не позднее чем через два месяца после аттестации. Сотрудник может лично участвовать в аттестации, но при его отсутствии документы рассматриваются заочно. Если в присвоении категории отказано, повторное обращение можно направить в комиссию через год.
Сходные процедуры проводятся и в учреждениях иного профиля. Так, получение квалификационных категорий медиками регламентируется ФЗ №323 от 21/11/11 г. «Об основах охраны здоровья…», ст. 72-1, приказом Минздрава 240н от 23/04/13 г. и рядом других подзаконных актов. Медикам может быть присвоена вторая, первая или высшая квалификационная категория. Она действительна 5 лет.
Порядок проведения квалификационных испытаний должен, по общему правилу, отражаться в ЛНА учреждения и учитывать его специфику.
На заметку! В законодательстве о присвоении квалификационных категорий работникам отдельных профессий происходят постоянные изменения. Так, в проекте нововведения для педработников, которые могут быть приняты в текущем году. Тренеры спортивных школ получили возможность аттестоваться на одну из квалификационных категорий (ФЗ №147 от 4/06/18 г.).
Запись в трудовую книжку и в личную карточку
Кадровая служба обязана отражать присвоение квалификационных категорий во всех кадровых документах. Кроме штатного расписания и трудового договора, приказов по кадрам, обязательным является отражение сведений о квалификации в трудовой книжке работника.
В соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда от 10/10/03 г. №69, п. 3.1:
- запись о присвоении нового разряда, класса, категории должна быть внесена в трудовую книжку;
- основанием для внесения записи является приказ руководителя.
Записи должны быть внесены не позднее семидневного срока и соответствовать тексту приказа о присвоении квалификационной категории (Правила №225 от 16/04/03 г., о ведении трудовых книжек, р.2-10). Запись об аттестации с целью установления квалификационной категории вносится и в Личную карточку сотрудника, в р. 4 «Аттестация» (ф. Т-2).
Квалификационная характеристика учителей всех специальностей
Вероника Георгиевна Финк
Квалификационная характеристика учителей всех специальностей
Квалификационная характеристика учителей всех специальност ей.
Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, в соответствии с Государственными стандартами образования. Способствует формированию общей культуры личности школьника и его социализации, выявляет и содействует развитию индивидуальных способностей обучающихся и воспитанников. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения. Составляет необходимые планы по преподаваемому предмету. Обеспечивает получение обучающимися и воспитанниками знаний, умений и навыков не ниже уровня, предусмотренного соответствующими государственными общеобязательными стандартами образования. Участвует в разработке и выполнении образовательных программ, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий. Выполняет требования техники безопасности при эксплуатации оборудования. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.
Дополнительно для преподавателя-организатора начальной военной подготовки (HBП): организует военно-патриотическое воспитание школьников. Совместно с заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями разрабатывает план военно-патриотической работы на учебный год и обеспечивает его выполнение. Принимает меры по развитию и укреплению материальной базы НВП организации образования, сохранности оборудования и инвентаря, соблюдения санитарно-гигиенических требований. Участвует в отборе юношей для поступления в военные учебные заведения. Организует и проводит работу по постановке обучающихся на первичный воинский учет. Проводит занятия по начальной военной подготовке в учебное и внеурочное время, руководит кружками по изучению основ военного дела, проводит практические занятия и тренировки по действиям в чрезвычайных ситуациях. Несет полную ответственность за кабинет по НВП и комнату для хранения специального имущества, разрабатывает план гражданской обороны (ГО, подготавливает и проводит занятия по ГО в организациях образования, отрабатывает мероприятия по действию в экстремальных ситуациях, обеспечивает готовность защитных сооружений, индивидуальных средств защиты по ГО в экстремальных ситуациях.
Должен знать: Конституцию Республики Казахстан, законы Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан» и другие нормативные правовые акты по вопросам образования; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач; теорию педагогики, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета, методику воспитательной работы; учебные планы, программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебного кабинета; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления развития педагогической науки; основы законодательства о труде.
Дополнительно для преподавателя-организатора НВП: Закон Республики Казахстан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», нормативные правовые акты по вопросам воинского учета граждан Республики Казахстан.
Требования к квалификации.
Специалист высшего уровня квалификации без категории (кроме учителей информатики, музыки, пения, рисования, НВП, трудового обучения, физической культуры, черчения, учителей специальных дисциплин специализированных учебных заведений, учителей предметов вариативной части Базисного учебного плана (валеологии, прикладной экономики, экологии и других): высшее педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы;
Специалист среднего уровня квалификации без категории (кроме учителей информатики, музыки, пения, рисования, НВП, трудового обучения, физической культуры, черчения, учителей специальных дисциплин специализированных учебных заведений, учителей предметов вариативной части Базисного учебного плана (валеологии, прикладной экономики, экологии и других): среднее педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы.
Требования к квалификации с определением обязанностей для получения соответствующей категории:
Специалист высшего уровня квалификации второй категор ии:
Должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к учителю высшего уровня квалификации без категории, кроме того: уметь самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета; использовать формы и методы активного обучения; уметь организовать диагностическую работу с обучающимися; обеспечивать устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательном процессе; принимать активное участие в работе творческих групп, методических объединений, школ передового опыта в рамках образовательного учреждения.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет;
Специалист высшего уровня квалификации первой категории:
Должен отвечать требованиям, предъявляемым учителю высшего уровня квалификации второй категории, кроме того: владеть методиками анализа учебно- методической работы по предмету; составлять и реализовывать индивидуальные программы обучения; уметь руководить творческими семинарами, работой творческих групп; использовать передовой педагогический опыт в своей работе.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет, или наличие ученой степени кандидата наук и стаж работы в должности учителя не менее 2 лет, или ученой степени доктора наук и стаж работы в должности учителя не менее 1 года;
Специалист высшего уровня квалификации высшей категории:
Должен отвечать требованиям, предъявляемым учителю высшего уровня квалификации первой категории, кроме того: уметь разрабатывать новые учебные программы, педагогические технологии, методики обучения и воспитания, вести работу по их апробации; составлять экспериментальные задачи по своему предмету; руководить творческими группами по разработке актуальных проблем в области образования.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет, или наличие ученой степени кандидата наук и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет или ученой степени доктора наук стаж работы в должности учителя не менее 2 лет;
Специалист среднего уровня квалификации второй категории:
Должен отвечать общим требованиям, предъявляемым учителю среднего уровня ‘ квалификации без категории, кроме того: уметь использовать формы и методы активного обучения, организовать диагностическую работу с обучающимися; обеспечивать устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательном процессе; принимать активное участие в работе творческих групп, методических объединений, школ передового опыта в рамках образовательного учреждения.
Требования к квалификации: среднее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет;
Специалист среднего уровня квалификации первой категории:
Должен отвечать общим требованиям, предъявляемым учителю среднего уровня квалификации второй категории, кроме того, уметь самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета; проводить диагностическую работу с обучающимися; руководить работой творческих групп, методических объединений, школ передового опыта, иметь публикации в педагогических изданиях по проблемам образования.
Требования к квалификации: среднее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет.
Специалист среднего уровня квалификации высшей категории:
Должен отвечать общим требованиям, предъявляемым учителю среднего уровня квалификации первой категории, кроме того: уметь разрабатывать авторские программы преподавания предмета; новые учебные программы и педагогические технологии, вести работу по их апробации, составлять экспериментальные задачи по своему предмету, руководить творческими группами по разработке актуальных проблем в области образования.
Требования к квалификации: среднее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет.
Алгоритм формирования имиджа педагогических работников УДК: 37.061 студентка группы 61-зМвО Кравченко Алена Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет.
«Логопедическое ассорти». Деловая игра для учителей-логопедов «Логопедическое ассорти». Деловая игра для учителей-логопедов Деловая игра помогает активизировать компетентные возможности педагогов при.
«Пословица недаром молвится». Конспект развлечения для учителей-логопедов. Праздник-развлечение «Пословица недаром молвится». Ход развлечения -Добрый день, дорогие коллеги. Сегодня мы собрались на речевой праздник,.
Профилактика эмоционального выгорания у педагогических работников ГБДОУ «Детский сад № 34 комбинированного вида» Тема: «Профилактика эмоционального выгорания у педагогических работников».
Итоги районного семинара учителей начальных классов На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход.
Летнее развлечение для всех возрастных групп детского сада «Радуга воздушных шаров» Цель: Создать эмоциональный настрой: хорошее, радостное настроение. Развивать двигательную активность в играх с воздушными шарами. (старшие.
Мы на II Спартакиаде педагогических работников 12 марта команда коллектива нашего детского сада участвовали во II Спартакиаде педагогических работников районов Коротчаево и Лимбяяха.
Отчет о региональном Фестивале педагогических идей работников образовательных учреждений -2016 г 26 февраля 2016 года уже традиционно в Центральном округе Самарской области г. Жигулевск под девизом «На нас смотрит будущее — сделаем его.
Речевой материал по закреплению звуков в речи для учителей-логопедов РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗВУКОВ В РЕЧИ (ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ ДОУ) Подготовил: учитель-логопед МБДОУ ДС «Голубые дорожки» г. Волгодонска.
Кто такой учитель: зачем повышать педагогам квалификацию
Когда родители приводят ребенка в школу, то лишь немногие имеют представление о том, чем занимается педагог. Ведь его деятельность не ограничивается только уроками. У учителей есть конкурсы, которые нужны не только для того, чтобы доказать, что они — лучшие. Это позволяет коллегам обмениваться опытом и повышать качество своей работы.
Кто такой учитель
Это человек, профессионально занимающийся обучением и воспитанием детей, который участвует в формировании жизненных ценностей. Учитель в классе также поддерживает дисциплину. Он организует школьное времяпрепровождение и мероприятия во внеурочное время. Сюда следует отнести походы, поездки в театр и на другие культурные мероприятия, чаепития.
Педагог также взаимодействует с родителями: он должен поддерживать обратную связь, приглашать их на открытые занятия, проводить родительские собрания. На них учитель рассказывает о достижениях учеников, о том, на что родителям стоит обратить внимание, решает организационные вопросы.
Основные обязанности учителя
Кроме всего перечисленного, что же еще входит в профессиональную деятельность учителя?
- Организация учебного процесса.
- Контроль за качеством усвоения материала.
- Повышение своей квалификации.
- Организация внеклассных мероприятий.
- Взаимодействие с родителями и педагогическим коллективом.
Именно по тому, как учитель выполняет свою работу по всем этим пунктам, и определяется его профессионально-педагогический статус. Ответ на вопрос,кто такой учитель, должен включать все перечисленные направления.
Повышение квалификации педагогов
Немаловажным пунктом для учителя является непрерывное обучение. Это значит, что работники сферы образования продолжают учиться на протяжении всей карьеры. Кроме самообразования, посещения семинаров, обязательным является прохождение курсов повышения квалификации раз в несколько лет. Для чего это нужно?
Исходя из определения, кто такой учитель, становится понятным, что ему нужно постоянно искать новые методики для решения поставленных задач. Педагогика постоянно развивается, потому что приоритеты у подрастающего поколения меняются. И учителям нужно выстраивать учебный процесс с учетом этих особенностей.
Для этого и нужны эти курсы, также на них могут освещаться вопросы, на которые в учебных заведениях выделялось не так много времени. На них педагоги делятся своим опытом и узнают о новаторских введениях в образовании. Посещение курсов повышения квалификации нужно для получения категории учителю.
Аттестация педагогов
Оценку за свою педагогическую деятельность учитель получает при прохождении аттестации, цель которой состоит не только в оценивании работы педагога, но и в стимулировании к профессиональному развитию. Эта процедура проходит в два этапа: проведение открытого занятия, на котором присутствует аттестационная комиссия, и анализ документации, предоставленной педагогом.
Каждый член комиссии выставляет свои оценки, и на основе такого мнения подсчитывается средний балл. И уже на основании этого принимается решение о присвоении категории учителю. Имеют право не аттестовываться молодые специалисты и лица, проработавшие менее двух лет в образовательном учреждении. Присвоение категории является показателем профессионализма педагогического работника.
Какие категории существуют
Их всего две: первая и высшая. Для каждой из них существуют свои требования. Для того, чтобы получить первую квалификационную категорию, нужно:
- показать положительную динамику по реализации образовательной программы и по мониторингу;
- уметь выявлять у учащихся склонности к научно-исследовательской, спортивной и творческой деятельности;
- внести личный вклад в улучшение качества системы образования, совершенствование методов обучения, обмен педагогическим опытом с коллегами.
Для того, чтобы претендовать на высшую квалификационную категорию, необходимо кроме всего вышеперечисленного, принимать активное участие в методических собраниях, разработке методик и участвовать в профессиональных конкурсах.
Главный учительский конкурс
Существует много соревнований на разных уровнях (от городского до федерального), в которых педагогические работники могут проявить свои таланты и продемонстрировать всем, что их новые подходы к обучению работают. Но самым важным для них является конкурс «Учитель года».
Он проводится в три этапа. На первом конкурсанты должны:
- разместить свои методические разработки, которые должны иметь новаторский характер;
- на методическом объединении представить свой профессиональный опыт коллегам;
- провести показательное учебное занятие;
- в режиме импровизации обсудить с учениками важный для них вопрос;
- продемонстрировать взаимодействие с родителями.
На следующем этапе учителя проводят мастер-класс и принимают участие в открытой дискуссии по социально значимой проблеме. И на заключительном этапе конкурсанты участвуют в «круглом столе» вместе с известными людьми в образовании на актуальную тему. Также принимает участие и министр образования и науки Российской Федерации. Абсолютный победитель конкурса получает должность общественного советника министра образования и науки РФ, которую он занимает в течение года. Поэтому для учителя почетно выиграть конкурс «Учитель года».
Таким образом, деятельность учителя касается не только школы. Кто такой учитель? Это не просто педагог, задача которого рассказать материал из учебника. Если он настоящий профессионал и любит свою специальность, то сможет повлиять на систему образования в стране.
Квалифицированный учитель это
Квалификационная характеристика учителя содержатся в «Квалификационных характеристиках должностей работников образования», утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011).
Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».
В разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.
В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.
На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции учителя. При разработке должностных инструкций работников могут также применяться профессиональные стандарты. Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации (уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника), необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (статья 195.1 ТК РФ). В отличие от квалификационных характеристик ЕКС, профессиональный стандарт содержит квалификационные требования с разбивкой по трудовым функциям работника. В качестве примера можно привести профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016).
Примечание. Образец должностной инструкции учителя можно скачать с сайта редакции http://управление-образовательной-организацией.рф.
На должность учителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Лица, не имеющие соответствующей специальной подготовки, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности, и не имеющих медицинских противопоказаний.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
— имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
Учитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы (или иной образовательной организации) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При назначении на должность учителя заключается трудовой договор (контракт), условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
Учитель непосредственно подчиняется директору школы или его заместителю.
Должностные обязанности учителя
Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой школы, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов школы, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Учитель должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка школы; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Права учителя
Учитель имеет право:
— участвовать в управлении школой в порядке, определяемом уставом (положением) школы;
— в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебники, учебные пособия и материалы, методы оценки знаний обучающихся;
— повышать свою квалификацию в учреждениях высшего профессионального образования и в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;
— аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
— иметь сокращенную рабочую неделю и удлиненный оплачиваемый отпуск;
— получать пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
— иметь дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательных учреждений.
Учитель пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Ответственность учителя
Учитель несет ответственность за:
— своевременное и качественное выполнение возложенных на него должностных обязанностей, приказов, распоряжений и поручений директора школы, действующих нормативно-правовых актов в области образования и организации деятельности образовательных организаций;
— качество и безопасность образовательного процесса;
— организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;
— соблюдение правил внутреннего распорядка, требований санитарных правил и гигиенических нормативов, пожарной безопасности и охраны труда в школе;
— своевременное и качественное оформление служебной документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами;
— предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности;
— готовность к чрезвычайным ситуациям;
— оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности школы, его работникам и обучающихся.
За нарушение трудовой дисциплины, неисполнение служебных обязанностей, невыполнение или нарушение действующих нормативно-правовых актов учитель может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.