Igro-zon.ru

Работа и жизнь
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто такой учитель логопед

«Кто такой учитель-логопед?»
статья по логопедии

Статья на тему: «Кто такой учитель-логопед?»

Скачать:

ВложениеРазмер
kto_takoy_uchitel.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Кто такой учитель-логопед?»

Учитель-логопед — это специалист, который занимается исправлением нарушений речи у детей. Чем занимается учитель-логопед? Сначала логопед всесторонне оценивает состояние речи ребенка, выясняет, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов, правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи. Кроме того оценивает состояние неречевых способностей ребенка, выясняет на сколько развито образное мышление, способность ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли.

Затем логопед приступает непосредственно к коррекционной работе, задачами которой являются:

— формирование фонематических процессов,

— расширение и обогащение словарного запаса детей,

— развитие грамматического строя речи,

— развитие связной речи,

— подготовка к обучению грамоте.

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду? Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во много сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда необходимо поинтересоваться все ли хорошо у вашего ребенка с речью. В дальнейшем нужно ежегодно консультироваться с логопедом, для того чтобы отследить динамику формирования речи ребёнка. Ведь то, что было нормой в 3 года, для 4-х лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребёнок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно за становлением речи.

Могут ли родители сами развить речь ребёнка? Физическое и психическое развитие ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Особое внимание необходимо уделять собственной речи, т. к. для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей — это образец для подражания и основа последующего речевого развития.

Важно придерживаться следующих правил:

— нельзя «сюсюкать», т. е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка,

— желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, плавной и эмоционально выразительной,

— общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами,

— следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом,

— ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

— Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развивать мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

— Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно. — Чаще разговаривайте с ребенком, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.

— Говорите четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу. — Не забывайте развивать и мелкую моторику — т. е. малыш должен как можно больше работать своими непослушными пальчиками. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речи. Как бы не казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его речь будет все понятнее не только маме. Так же малышам очень полезно заниматься лепкой из пластилина и вырезыванием из бумаги. Взрослый должен находиться рядом и озвучивать весь процесс.

— Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, а так же сердечно-сосудистых заболеваний.

— Как можно раньше отучайте ребёнка от соски.

— Не заставляйте ребенка спать, положа руки под щёку — это может деформировать челюсть.

— Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми.

Игры для занятий с детьми дома: 1. Расширение активного словаря детей с помощью предметных картинок.

«Что это?» Цель: учить детей устанавливать сходство предмета с его изображением. Расширить активный словарь. Пособия: предметные картинки: кукла, машинка, мяч, собака. Ход игры: родитель показывает ребенку картинку, называет ее и кладет перед ним. Затем, указывая на одну из них, взрослый спрашивает: «Нина, что это?». Если ребенок не может назвать, родитель говорит сам и просит повторить за ним: «скажи: это кукла».

2. Расширение активного словаря детей с помощью сюжетных картинок. «Девочка кушает». Цель: научить детей видеть сюжет картинки, т. е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из простых распространенных предложений, учить отвечать на вопросы по содержанию картинок не односложно, а полно, развернуто. Пособия: сюжетная картинка. Ход игры: Родитель: Кто сидит за столом? Ребенок: Девочка сидит. Родитель: Что девочка делает? Ребенок: Девочка кушает. Родитель: Что девочка кушает? Ребенок: Девочка кушает суп. Родитель: Чем кушает суп? Ребенок: Кушает суп ложкой.

3. Развитие сенсорного восприятия. «Предмет и его изображение» Цель: дать представление о разнообразии геометрических фигур. Ввести и закрепить в активном словаре названия некоторых объемных геометрических фигур. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме. Продолжать формирование у ребенка фразовой речи, состоящей из простых предложений. Оборудование: кубик, шарик, треугольная призма, дощечка с изображением данных фигур. Ход игры: родитель кладет на стол все фигурки и дощечку. Затем берет со стола кубик, спрашивает у ребенка: «Что это?». Тот отвечает: «Кубик». Взрослый, показывая на дощечку, спрашивает: «А где здесь кубик?». «Вот кубик», — ребенок показывает на изображение кубика. «А теперь мы положим кубик на дощечку, где нарисован тоже кубик», — говорит взрослый. После этого он предлагает ребенку разложить оставшиеся фигурки.

4. Понятие о величине. «Покатаем мишек на машинах» Цель: закреплять в активном словаре детей понятия «большой — маленький». Совершенствовать зрительное восприятие величины предмета. Продолжать формирование фразовой речи. Оборудование: 2 мишки разной величины и соответствующие им 2 машины. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком 2 машины. Спрашивает: «Какая это машина, а эта?». Малыш отвечает аналогичные вопросы задает, показывая двух мишек. Затем предлагает покатать сначала большого медведя, потом маленького. Сопровождая действия ребенка словами: «Большой мишка едет в большой машине, а маленький — едет в маленькой. Повтори!»

5. Понятие о цвете. «Собери пирамидку». Цель: закреплять в активной речи названия основных цветов. Выделять названный цвет из 2–3 других; самостоятельно определять цвет по инструкции логопеда. Продолжать работу по формированию фразовой речи. Оборудование: пирамидки 3 цветов (красный, желтый, зеленый) из трех колец каждая. Ход игры: на столе стоят пирамидки. Родитель показывает на пирамидку и спрашивает: «Какого цвета?». Ребенок показывает. Взрослый предлагает снять колечки и положить их на стол. Потом просит ребенка поочередно собрать пирамидки, надевая кольца не только по цвету, но и по величине.

6. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания. «Птичка поет». Цель: учить детей растягивать губы в «улыбке». Оборудование: заводная озвученная птичка. Ход игры: родитель показывает птичку, говорит: «Посмотри, какая птичка». Заводит, ставит на стол: «Птичка поет — пи-и, пи-и, пи-и». Родитель обращает внимание ребенка на то, что губы растягиваются в стороны. «Как поет птичка?». Ребенок повторяет. Играть в такую игру нужно перед большим зеркалом.

7. Игры-разрядки. Основная роль игры-разрядки — активизация, концентрация внимания ребенка при выполнении различных заданий. Игра-разрядка является составной частью любого занятия, где возникает необходимость смены одного вида деятельности другим. Продолжительность игры-разрядки до 2 минут. Ее характер и способ выполнения зависят от уровня психоречевого развития ребенка. «Как прыгает зайчик?» Цель: способствовать активизации внимания. Учить детей выполнять движения не только по подражанию, но и по инструкции. Развивать зрительно — слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка. Ход игры: родитель спрашивает: «Как прыгает зайка?». Ребенок сгибает руки в локтях, прижимает кулачки к груди и начинает прыгать на двух ногах. Прыжки сопровождают словами: «Прыг — скок, прыг — скок». В ходе игры взрослый следит за выполнением движений ребенком. «Ручки вверх и помашем ими» Цель: способствовать активизации внимания. Развивать зрительно — слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка. Оборудование: карточка с текстом: Ручки вверх, помашем ими. Ручки в стороны — вот так. Ручки вниз. Ножками потопали — вот так. Зашагали ножки, Побежали по дорожке. Ход занятия: логопед предлагает детям встать из — за стола и поиграть вместе с ним.

Учитель-логопед: описание, преимущества и недостатки, обучение

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Востребованность специалистов в области логопедии неуклонно возрастает с каждым годом. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, с начала 90-х годов прошлого столетия во всем мире постоянно и неуклонно увеличивается число детей дошкольного возраста с выявленными нарушениями функции речи.

В человеческом организме речевая деятельность напрямую связана с работой центральной нервной системы, то есть головного мозга. При различных нарушениях работы мозга в результате родовых или иных травм, отягощенной наследственности или иных патологий у ребенка возникают проблемы с памятью, мышлением, вниманием и другой психической деятельностью, выраженные в той или иной степени.

Современные нейробиологи доказали, что при нарушении функции речи впоследствии у ребенка развиваются и проблемы в области интеллектуального развития. Наиболее благоприятным и эффективным временем для устранения речевых нарушений считается детский дошкольный возраст. Проблемы такого плана решают определенного уровня медицинские специалисты, среди которых значится и учитель-логопед.

Особенности профессии

Учитель-логопед – это специалист высокой квалификации, изучающий различные речевые дефекты, причины их возникновения и способы устранения. Для нормализации речевого процесса логопед в своей работе использует специально разработанные методики и приемы, благодаря которым улучшается или полностью восстанавливается речевая функция у взрослых людей и детей.

Профессия логопеда появилась сравнительно недавно. Впервые логопедией начали заниматься в начале XVII века на территории Европы. Изначально логопед занимался с детьми, имеющими патологию слухового восприятия. И только спустя почти три столетия логопедия приобрела те формы, которые стали прицельно направлены на работу с коррекцией функции речи. В целом работа логопеда сводится к тому, чтобы научить человека правильно проговаривать все звуки его родной речи.

Для того чтобы коррекция речи была эффективной, специалисту по логопедии необходимо знать основы такой науки, как психология, потому что речь и психическое развитие человека неразрывно связаны между собой. Многие дефекты речевого воспроизведения имеют психологические корни и гораздо реже – врожденные анатомические патологии. Нарушения речевой функции могут возникнуть в жизни человека не только в раннем детстве, но и в любом другом возрасте, например, после перенесенного инсульта. Поэтому профессиональный учитель-логопед должен в совершенстве владеть различными методиками, позволяющими работать с учениками любой возрастной категории.

В настоящее время профессия учителя-логопеда подразделена на специалиста по работе только с детьми и только со взрослыми пациентами. Обязанности обеих категорий этой профессии в целом схожи, различия состоят только в методах подхода к обучаемому человеку.

Специалист-логопед проводит обследование обратившегося к нему ученика и выявляет степень выраженности его речевых дефектов, далее педагог уже определяет план мероприятий по проведению коррекционной работы.

Плюсы и минусы

Многие люди ошибочно предполагают, что логопед – это более врач, чем специалист, знающий педагогические аспекты. С одной стороны, это может выглядеть и так, но профессия учителя-логопеда подразумевает симбиоз педагогики и в определенной степени – медицины. Перед педагогом стоит задача не лечения пациента, а обучения его произношению букв и звуков. Кроме того, стоит отметить и тот факт, что как таковой профессии, называемой «врач-логопед», не существует. Так нередко люди называют специалиста с высшим медицинским образованием, который прошел курсы повышения профессиональной квалификации по направлению дефектологии.

Профессия учителя-логопеда имеет не только общепризнанную полезность, но и высокую востребованность. Она позволяет людям улучшить качество их жизни и дает возможность реализовать себя в ней. Но кроме общечеловеческих ценностей, логопедия имеет и другие плюсы.

  • Зарплата педагога-дефектолога не предусматривает большого денежного вознаграждения, но у такого специалиста всегда есть возможность для подработки в виде частных консультаций по договорным ценам, а время для таких частных практик каждый дефектолог волен выбирать по своим возможностям.
  • Специалисты в области логопедии имеют повсеместную востребованность. Трудоустройство возможно в детском саду, школе, поликлинике, частном обучающем центре, в реабилитационном отделении и так далее.
  • Продолжительность работы учитель-логопед определяет для себя сам. В этой профессии нет таких негласных предпосылок, как возраст. Даже находясь на пенсии, этот специалист вполне может продолжать свою трудовую деятельность как в официальном порядке, так и в частном.

Несмотря на все положительные моменты, как и в любом другом деле, в логопедии есть и свои определенные недостатки.

  • Занятия, проводимые с разными по складу характера детьми, постоянно требуют большой психологической нагрузки и физической выносливости. Нередко учитель-логопед вынужден не только заниматься проблемами речевой функции, но и выступать в роли психолога, которому нужно выслушать историю пациента и отнестись к ситуации с сочувствием и пониманием.
  • Помимо любой другой нагрузки, на педагоге лежит обязанность ведения необходимой документации, особенно это актуально для тех специалистов, которые работают в государственных учреждениях. С каждым годом число документов, оформляемых на каждого обучаемого, только возрастает, и это является довольно серьезной нагрузкой для любого специалиста.
  • Успех и результат от проделанной логопедом работы в основном зависит от самого пациента, его желания и настроя устранить свои речевые недостатки. Работоспособность и мотивация у всех людей различны, и иногда обучаемый по ряду причин не стремится к результативности проводимых с ним занятий, несмотря на старания и высокий уровень профессионализма педагога-дефектолога.
  • Результаты занятий или хотя бы небольшие улучшения, например, при алалии, заиканиях, афазии могут появиться нескоро, иногда их можно ожидать только спустя 3 или даже 5 лет упорного труда.

В этой профессии очень важно уметь соблюдать профессиональную этику. Необходимо правильно определить те методы и психологические подходы к ученику, которые бы побудили его к регулярным и продуктивным занятиям, но при этом сам специалист-дефектолог всегда должен быть вежлив, тактичен и сдержан.

Навыки и знания

Многие люди, в основном, конечно, девушки, еще в школе осуществляют для себя выбор будущей профессии, склоняясь к направлению дефектологии. Однако, чтобы стать настоящим логопедом, специалист сам должен иметь грамотную и четкую речь без дефектов произношения. Кроме того, имеет важное значение и общая культура речи. В общении с учениками любого возраста нельзя допускать ошибок орфоэпии, стилистики, а также важно не употреблять просторечных выражений. Речь учителя-логопеда – это всегда образец для его ученика, который учится и совершенствует свои речевые навыки путем подражания.

Чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность, учитель-логопед должен знать и понимать физиологию и механизм голосообразования у человека, обладать определенными знаниями по анатомии. Работая с людьми, имеющими дефекты речи, специалист должен быть знаком с такими науками, как этика, педагогика, основы детской психологии.

Учитель-логопед должен уметь разбираться в явлениях нарушения речевой функции человека и знать способы их коррекции.

Обучение

Размышляя о том, как выучиться на учителя-логопеда, некоторые выпускники школ ошибочно предполагают, что достаточно всего лишь закончить определенные курсы. Но нужно понимать, что их окончание не даст вам права заниматься педагогической работой с официальным трудоустройством. Дело в том, что профильные курсы – это всего лишь программа переподготовки тех лиц, которые уже имеют базовое высшее медицинское или педагогическое образование. Чтобы стать настоящим специалистом в области логопедии, вам необходимо окончить высшее учебное заведение (ВУЗ), где имеется факультет дефектологии или кафедра логопедии.

Чтобы учиться в профильном ВУЗе, необходимо готовиться заранее, углубленно изучая предметы, которые нужно сдавать после 11 класса:

  • биологию;
  • русский язык;
  • обществознание;
  • литературу или математику (зависит от требований ВУЗа).

Основными предметами для поступления в ВУЗ будут биология и русский язык, именно они определяют то количество баллов, которые по результатам экзамена будут учтены для прохождения абитуриента на бюджетную форму обучения. Причем перечень предметов может быть изменен или дополнен в зависимости от требований того высшего учебного заведения, в котором бы вы хотели обучаться. Поэтому ознакомиться с требованиями ВУЗа к абитуриенту лучше всего заблаговременно.

Однако, помимо экзаменов, вам придется получить еще и медицинскую справку от логопеда о том, что вы сами не страдаете нарушениями функций речи. Кроме того, многие ВУЗы проводят собеседования с абитуриентами для того, чтобы выявить их способность к обучению на выбранном факультете. Это своего рода тест и к нему необходимо подготовиться заранее, тщательно продумав свою устную речь в виде краткого выступления.

Лучшими профильными российскими ВУЗами, которые можно окончить в качестве базового образования, являются:

  • Институт специальной педагогики и психологии имени Р. Валленберга;
  • Государственный педагогический университет имени А. И. Герцена;
  • Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова;
  • Московский психолого-социальный университет;
  • Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина;
  • Санкт-Петербургский государственный педиатрический университет;
  • Нижегородский государственный педагогический институт имени К. Минина;
  • Ярославский государственный педагогический институт имени К. Д. Ушинского.

Окончание ВУЗа и профильных курсов повышения квалификации в области дефектологии не означает того, что ваше дальнейшее повышение уровня знаний на этом должно остановиться. Напротив, учитель-логопед для оказания качественной помощи своим ученикам должен постоянно изучать новые и совершенствующиеся методики, разрабатываемые для коррекционной работы с дефектами речи.

Кроме того, необходимо постоянно повышать свои знания в области педагогики и психологии.

Учитель-логопед

Основные направления работы учителя-логопеда в школе — это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

§ развитие связной речи,

§ накопление и совершенствование словаря,

§ развитие физического и речевого слуха

§ развитие грамматической стороны речи

§ развитие артикуляционной моторики

§ обучение навыкам словообразования и словоизменения

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

Какие ошибки должны насторожить родителей

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-д , п-т, Е-3, а-о, д-у , и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка — шапка, теловек — человек, вопата — лопата .

3. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.

5. При дисграфии часты ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (за домом росла малина), или ошибки «упреждения»: Дод небом лолубым (под небом голубым).

6. Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), вьезёт (везёт).

7. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: Всаду вы росли чудесные розы (в саду выросли чудесные розы).

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

Уважаемые родители! Обращайтесь за помощью к логопеду своевременно!

Если ребёнок пришёл в первый класс с нарушенным звукопроизношением, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка.

Дети, занимавшиеся в детском саду с логопедом, находятся под особым контролем у школьного логопеда, так как у этих детей, в первую очередь, могут возникнуть трудности с освоением письменной речи. Сообщите логопеду, если ваш ребёнок имел в прошлом недостатки звукопроизношения.

Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.

Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.

Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть логопед, вы делаете большую ошибку.

Если же ребёнок пришёл в 1-ый класс с непоставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется — у ребёнка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка.

В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у логопеда на основе нейролингвистических методик, которые помогают наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка.

По результатам обследования на дополнительные занятия по развитию речи приглашаются ученики с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия (как ребёнок слышит, воспринимает и дифференцирует звуки и звукосочетания, артикуляционно и фонетически близкие друг к другу), с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи.

График работы учителя-логопеда МБОУ «Ивановская СОШ»

Логопед ведёт групповые и индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю.

Групповые занятия длятся 40 минут, индивидуальные — 20 минут. В каждой группе по 4-8 человек. Необходимость в дальнейшем обучении с логопедом определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года.

За консультацией вы можете обратиться к учителю-логопеду Лисман Ирине Владимировне с понедельника по среду с 11 до12.00 часов.

Специальная помощь, оказываемая учителем-логопедом, направлена на коррекцию речевых нарушений, ориентирована на дальнейшее развитие устной и письменной форм речи.

Хочу поделиться некоторыми материалами и наработками в своей работе.

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язычок лежит на нижней губе.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд.

«Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упереться изнутри то в одну, то в другую щёку.

«Почистим зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«Катушка». Рот закрыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык ув глубь рта.

«Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для губ

«Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

«Заборчик» — «Бублик», «Улыбка» – «Хоботок». Чередование положений губ.

«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

1. Научите ребенка узнавать и различать неречевые звуки. Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Поиграйте со звучащими игрушками. Попросите ребенка угадать с закрытыми глазами, что звучало: барабан, дудочка, погремушка.

2. Необходимо научить различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. «Кто тебя позвал?» «Где мяукает котёнок – далеко или близко?» «Угадай, кто говорит: мама-медведица, папа-медведь или медвежонок из сказки про трёх медведей.»

3. Поиграйте со словами, близкими по звуковому составу. Например, игра со словом «вагон». Ребёнку предлагается послушать слова, похожие на слово «вагон» и хлопнуть в ладоши, когда прозвучит ошибочный вариант этого слова: «вагон-вакон-фагон-вагон-факон-вагом».

4. Поиграть со слогами, научиться их различать. Например, «на-на-на-па» — какой слог здесь лишний? «Я назову слог с глухим звуком, а ты со звонким. Например, па-ба, та-да и т. д.

5. Научите ребенка различать фонемы (звуки) родного языка. Работу начинают с дифференциации гласных звуков. Например, «поезд гудит у-у-у-у, девочка плачета-а-а-а-а, птичка поёт и-и-и-и-и». Ребенок запоминает звучание звуков, а затем показывает картинки поезда, девочки или птички, когда услышит тот или иной звук. Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

6. Формируйте у детей навыки элементарного звукового анализа. Начинать надо с того, что дошкольника учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трёхсложные слова. Далее проводят анализ гласных звуков. Например, красный кружок – это а, желтый – это у, зеленый – это и. Взрослый произносит сочетания гласных звуков, а ребёнок выкладывает цветные кружочки. Затем приступают к анализу согласных звуков. Учат определять количество и порядок звуков в слове. Для этого сначала определяют, есть ли заданный звук в слове. Потом предлагают назвать первый звук в заданных словах: рак, рама, радио, работа, и т. д. После этого нужно научить ребенка называть звук в конце слова: лес, нос, квас, погас, компас. Более сложным является задание определить, где находится заданный звук: в начале, в конце или в середине слова. Например, где находится звук – л – в словах: лапа, мыла, бал, палка, стол, ложка, молоко, гол, и т. д. Последний этап – это последовательное называние звуков в слове: мак – м а к, луна – л у н а, ручка – р у ч к а. Такие нехитрые задания помогут вашему ребенку в будущем при обучении в школе.

Грамматический строй речи

1. «Послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее».

· В саду много красных яблок.

· Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

2. «Найди в предложениях ошибки и постарайся их исправить».

· Собака вышла в будку.

· Хорошо спится медведь под снегом.

· Над большим деревом была глубокая яма.

3. «Постарайся составить предложение из слов».

· Мальчик, открывать, дверь.

· Сидеть, синичка, на, ветка.

· Груша, бабушка, внучка, давать

4. «Вставь пропущенное слово в предложение».

· Лена наливает чай … чашки.

· Почки распустились … деревьях.

· Пес сидит …конуры.

5. «Назови предметы по образцу».

Образец: один — дом, а если их много, то это – дома.

· Один – стул, а много – это …

· Одно – окно, а много – это …

· Одно – ухо, а много – это …

Образец: один –дом, а много (чего?) – домов.

· Один – стул, а много (чего?) — …

· Одно – окно, а много (чего?) — …

· Одно – ухо, а много (чего?) — …

6. «Назови детенышей животных по образцу».

Образец: у кошки – котята.

У козы -…, у волка — …, у утки — …, у лисы -…, у льва — …, у собаки -…, у курицы — …, у свиньи -…, у коровы -…, у овцы — … .

7. «Назови слова по образцу».

Образец: кукла из бумаги – бумажная.

Шляпка из соломы — …, горка изо льда -…, варенье из вишни -…, салат из моркови — …, суп из грибов -…., лист дуба — … .

8. Предложите ребенку составить рассказ по серии сюжетных картинок. Обратите внимание на то, верно ли ребенок разложил картинки, какие составляет предложения.

9. Предложите ребенку пересказать сказку или рассказ. Проследите за тем, как ребенок составляет пересказ: сам или пользуется вашими наводящими вопросами, смог ли отобразить в своем пересказе все описанные события, героев произведения.

1. «Один-много». Взрослый называет один предмет, например, шишка, а ребенок называет форму множественного числа: много шишек.

2. «Наоборот». Взрослый бросает ребенку мяч и называет признак предмета, например, высокое дерево, а ребенок возвращая мяч, называет противоположный признак: низкое дерево.

3. «Найди свою маму». Ребенок должен найти маму каждому детенышу животного. В эту игру хорошо поиграть с друзьями, использовать маски животных и их детенышей.

4. «Большой-маленький». У ребенка картинки с изображением предметов разного размера. Необходимо найти пару «У меня гнездо, а у меня гнездышко». В эту игру лучше играть с несколькими детьми.

5. «Угадай, чей домик». Взрослый загадывает загадку: «В лесу большая нора, в ней живет лиса. Чей домик?» (лисий).

6. Необходимо учить ребенка вслушиваться в речь и различать окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода: «Про какой предмет можно сказать голубой (Карандаш.) Голубая? (Лента.) Голубое? (Пальто.)

7. Научите ребенка составлять простые предложения типа «Мама варит суп. Папа рубит дрова топором», а затем сложные с союзами «и», «а». Ребенок должен овладеть умением устанавливать последовательность событий, правильно выражать её словами. «Начался дождь, и дети надели плащи. Миша рисует дом, а Таня лепит утку»

8. Учите ребенка обобщать. «Огурец, помидор, картофель – это овощи. Стул, кровать, диван, шкаф – это мебель и т.д.»

9. Вместе читайте и пересказывайте сказки. Рисуйте любимых героев книг и мультфильмов.

Кто такой логопед и с чем его «едят»

При слове «логопед» многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма «По семейным обстоятельствам». У Ролана Быкова образ чудаковатого логопеда с «фифектами фикции» получился настолько ярким и запоминающимся, что стал, чуть ли не визитной карточкой логопедов. Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед.

Логопедия — отрасль дефектологии, наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, диагностики и преодоления. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти, мышления, общей и мелкой моторики. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок. Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.

Заболевания, которыми занимается логопед:

• нарушения произношения звуков (дислалия, дизартрия);
• нарушения ритма и темпа речи (заикание);
• расстройства речи, связанные с нарушением слуха;
• недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия).

Когда следует обращаться к логопеду:

• позднее развитие речи;
• нарушения понимания речи;
• неправильное звукопроизношение;
• заикание.

С какими вопросами нужно обращаться к логопеду

• научить ребенка правильно произносить звуки;
• работать над умением составлять рассказы, пересказы;
• обучить ребенка грамоте, чтению и письму;
• справиться с проблемой нарушения чтения, письма (дислексией, дисграфией);
• формировать слоговую структуру слова;
• безболезненно растянуть подъязычную связку (уздечку), которая мешает нормальному произношению звуков Л и Р;
• логопедический массаж.

Таким образом, в компетенцию логопеда входит всесторонне оценить состояние речи ребенка. Это означает, что необходимо выяснить, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов («объем словаря»), правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи. Если ваш ребенок школьного возраста, то дополнительно к сказанному оценивается умение грамотно писать и бегло читать. Необходимо выяснить, насколько развито образное мышление. Оцениваются способности ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли. Важно знать о том, как и во что умеет играть малыш, насколько богаты и разнообразны его игры. Для формирования навыков правильной речи важное значение имеет эмоциональное развитие ребенка и его потребность общаться с окружающими — это также, совместно с близкими, предмет заботы логопеда.

Если обнаружено какое-то отклонение в развитии речи от возрастной нормы, то задача логопеда — понять причины и механизмы этого отклонения, решить, кто и как сможет помочь ребенку, нуждается ли малыш в длительном коррекционном обучении с участием логопеда, лечении и других лечебно-восстановительных мерах.
Современные родители стараются максимально занять своего ребенка спортом, музыкой, иностранными языками, часто игнорируя то, что малыш с трудом произносит некоторые звуки даже родной речи. Многие считают, что с возрастом это пройдет. Лечение у логопеда необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять подобные нарушения с возрастом становится все сложнее.

Читать еще:  Что делает педагог
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector