Igro-zon.ru

Работа и жизнь
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Карьера в школе учитель

Карьера педагога — обзор вариантов

В этой статье мы рассказываем о вариантах карьеры, которую может сделать человек с дипломом педагога на руках.

Прочтите, и вы убедитесь, что выбор не так уж мал, а перспективы — вполне привлекательны.

Карьера учителя в школе

В школе педагоги продвигаются двумя путями — либо по вертикальной лестнице (учитель — завуч — директор), либо горизонтально — то есть, целенаправленно повышая квалификацию и авторитет.

Для того, чтобы быть в профессиональном сообществе на хорошем счету и иметь максимально возможную зарплату, педработнику нужно получить категорию (сначала первую, а потом — высшую).

Аттестация осуществляется с учётом следующих показателей:

  • наличие стабильной положительной динамики освоения программы теми учениками, с которыми работает специалист;
  • выявление и развитие способностей детей (например, их успешное участие в олимпиадах);
  • личный вклад в совершенствование образовательных технологий (как правило, данный пункт предполагает написание научной работы);
  • активное участие в деятельности методических объединений.

Категории присваиваются лишь на определённый срок. По истечении срока приходится аттестоваться заново.

Преподавание в техникуме или вузе

Некоторые молодые педагоги ещё во время практики понимают, что у них нет таланта к работе с маленькими детьми. Для таких учителей оптимальный выход — аспирантура и последующая преподавательская работа при родном техникуме или вузе.

Оставшись в вузе, вы обеспечите себе удобные условия для занятий любимой наукой.

Накопите опыт, «остепенитесь», а затем — при желании — попытайте счастья в более престижном учебном заведении.

Работа в департаменте образования

Амбициозный педагог не обязан всю жизнь стоять у доски. Поработав в школе какое-то время и ознакомившись с её проблемами, такой учитель может стать чиновником местного департамента образования.

При должных способностях чиновник низшего ранга быстро идёт в рост. У него есть все шансы занять высокую должность — допустим, стать непосредственным помощником начальника департамента.

Не думайте, что это сверхсложная задача. Вот вам инструкция:

Частные уроки

Есть у педагога ещё одна интересная перспектива — сделаться репетитором, дабы консультировать старшеклассников города.

Поначалу заработок будет скромный. Постепенно спрос на ваши услуги (при их должном качестве) вырастет, и вы поднимете цены.

Некоторые педагоги успешно трудятся в коммерческих учреждениях дополнительного образования. Скажем, для учителя английского отличный вариант — престижная языковая школа.

Если вы вдохновились какой-то идеей, сразу же ознакомьтесь с доступными вакансиями в сфере науки и образования. По ссылке приведены вакансии для педагогов-москвичей и учителей, готовых переехать из глубинки в столицу.

Эта часть сайта посвящена карьере. Здесь публикуются вдумчивые статьи для тех, кто желает успешно продвинуться на работе!

Гид по учительской карьере

Если вы учитель и не знаете, куда расти дальше, поздравляю вас — я тоже не знаю. Но это не плохо, давайте вместе разбираться, что с этим можно сделать.

Чтобы разобраться с тем, как педагогу достичь профессиональных высот, я обратилась за консультацией к настоящим профи, моим коллегам из разных городов России. Большая часть статьи будет про мой опыт и про ситуацию с карьерой в Санкт-Петербурге.

Разделим гид на три блока: моя история (почти успеха), карьера в школе и карьера за пределами школы.

Моя история

Читайте также :

С четвёртого курса института я работала на двух работах, поэтому могла себе позволить и поездки за рубеж, и оплату разных курсов — в общем, некоторая финансовая свобода у меня была.

Ситуация изменилась, когда я почувствовала желание пойти работать в школу. Первый год я была и учителем информатики со ставкой 18 часов, и преподавателем на компьютерных курсах для детей в ИТМО.

От зарплаты в школе хотелось глупо хихикать, но я понимала, что это просто первый год, а дальше будет лучше. Однако мне было неизвестно про некоторые надбавки, которые можно получить молодому специалисту, а администрация не всегда готова делиться этими секретными знаниями.

Сразу оговорюсь, что ситуации в Москве, Санкт-Петербурге и других городах в получении оплаты в школе — совершенно разные. Но этот гид может помочь хоть немного сориентироваться в сложных манипуляциях с премиями и категориями.

Спустя несколько лет работы в школе у меня появился опыт сотрудничества с разными организациями, а главное — ценные советы о том, как выйти на сотрудничество с такими организациями.

Карьера в школе

Как вообще формируется оплата труда школьного учителя? Вы получаете ставку в часах, минимальной считается 18 часов в неделю — именно от такой ставки и идет накопление педагогического стажа. Эти часы умножаются на коэффициенты (например, за молодого специалиста первые три года, за педагогический стаж, за категорию).

Совет: идите к бухгалтеру и просите написать, из каких элементов складывается ваша заработная плата. Не надо стесняться, она может оказаться очень приятной женщиной, которая не поленится несколько раз вам всё объяснить. Кроме того, на сайте вашей школы есть локальные акты, где можно узнать много всего интересного. Ещё много полезной информации можно найти и всякие нарушения, подробнее опять же в группе ВКонтакте Омбудсмен образования.

Как получить категорию?

Читайте также :

Давайте поговорим про категорию. Её можно получать хоть с первого месяца работы в школе, не верьте тем, кто советует ждать три года. Категорию на соответствие должности получить очень просто, это делается в школе через руководителя методического объединения и администрацию.

Читать еще:  Учитель английского зарплата

Для первой и высшей категории нужно сдать папку-портфолио. За первую и высшую категорию в нашей школе делают доплату, и не самую маленькую. Для получения первой категории в моём предмете нужно набрать 250 баллов, которые даются за разные заслуги: публикации на официальных порталах, выступления, проведение открытых уроков, участие в проверке работ ЕГЭ, ведение своего блога и так далее. Полный список можно посмотреть здесь. А ещё 40 баллов дают за «отлично» на экзамене на компьютерных курсах, учителям информатики можно предоставить скан диплома (вот спасибо). Говорят, что правила изменятся с 2018 года, так что можно все подробности узнавать у завучей, они регулярно ездят на встречи с районной администрацией, где им рассказывают о последних новинках в мире получения категории.

Набрать баллы на первую категорию не сложно! Пара конкурсов, открытый урок, победы учеников в олимпиаде, создание своего блога, разработка нескольких уроков. По форме экспертного заключения можно посмотреть, сколько баллов вы набираете. Если вы поняли, что баллы набрались, самое время ехать в МФЦ, где нужно записаться на собеседование. А можно не ехать, а подать заявление через Госуслуги. Там вы выберете точное время визита с распечатанными бумажками в Академию постдипломного педагогического образования (АППО). Через 3-4 недели вам на телефон придет СМС с решением о том, получили ли вы категорию или нет.

Можно ещё указать, что вы хотите лично присутствовать, когда комиссия в АППО будет смотреть вашу папку. Да, ещё можно приложить диск с презентациями, QR-код на ваш блог вставлять не нужно, это слишком современно. Если вам кажется, что процесс слишком сложный и папку не собрать, вот вам пример из жизни: мой коллега собрал папку за день до её подачи.

В Москве ситуация совсем другая, мой коллега Александр Степанов дал небольшой комментарий про свой опыт получения категории (читаешь это и чувствуешь, что Санкт-Петербург застрял во времени и пространстве со своими бумажными папками):

А вот история из Томской области, от абсолютного победителя iУчитель Юлии Емельяновой:

Список: что полагается учителю

Читайте также :

За консультацию по этому списку спасибо моей коллеге из гимназии №63 Гулевич Ирине Александровне.

получение категории (первая и высшая, остальные не так интересны);

премии (за конкретные мероприятия, в конце месяца, перед праздниками, за участие в инновационной деятельности. Обычно на педагогических советах рассказывают про размер премии);

деньги на оздоровление раз в 5 лет, оплата курсов повышения квалификации, может быть ещё оплата ежегодной медкомиссии( диспансеризация). Сумма на оздоровление выдаётся в пределах 25-30 тысяч рублей, в первую очередь тем, кто лежал в больнице или кому оздоровление действительно нужно, а потом идут в список новые сотрудники, которые отработали два года и больше;

пособие молодому специалисту (так называемые «подъёмные» — либо один раз, либо в течение трёх лет, разовая или ежемесячная выплата тем, у кого школа является первым местом работы). Здесь тоже всё загадочно, нужно внимательно читать документы и локальные акты, говорить с администрацией, у каждой школы правила разные. К пособию прилагается доплата на покупку карточки для проезда на общественном транспорте (в течение трёх лет компенсируют половинау стоимости проезда);

платные курсы и элективы: можно в дополнение к обычным школьным урокам вести внеурочку и бесплатные для учеников кружки, которые оплачиваются по ставке за ваш обычный час, а ещё вести элективы для подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и платные занятия, оплата которых зависит от количества детей, которые туда ходят;

Фонд стимулирующих надбавок (ФСН) после первого полугодия работы. Эти суммы начисляют раз в полгода. Значит, раз в полгода учитель заполняет табличку, где пишет, в каких конкурсах принимал участие, в каких олимпиадах участвовали дети и так далее. Критериев в такой табличке много, за каждый можно получить баллы. Один балл может стоить по-разному в разные месяцы, зависит от количества «свободных» денег, которые остались у школы. Например, раньше у меня было 80 баллов по цене в 3 рубля за балл, а теперь у меня 100 баллов по цене в целых 20 рублей;

конкурсы: за победы в разного рода конкурсах можно получить премии и от школы, и от района или города. Сумма сильно зависит от самого конкурса;

другие доплаты. Например, совмещение ставок в школе (учитель + педагог-организатор и так далее), разные стимулирующие, о которых я только слышала, но никогда не видела. Доплаты за работу на ГИА, за ведение и бумажного, и электронного журнала. Да-да, за это всё должны доплачивать, обычно администрация пользуется тем, что учителя очень некомпетентны в юридических вопросах и не знают своих прав. Если вы такой же профан, как и я, подпишитесь на группу, где юрист помогает учителям как раз в таких тонких моментах и подбирает точные ссылки на статьи в ТК РФ. Можно ещё обратиться к помощи зала и задать вопрос на стене этой группы, но информация там может быть и не совсем верной;

постоянные надбавки, которые могут быть и у молодых специалистов: за классное руководство, проверку тетрадей, выполнение обязанностей, не входящих в должностную инструкцию (этот список формирует каждая школа самостоятельно).

Читать еще:  Учитель по танцам

Можно ли сделать карьеру в школе?

Светлана Александровна, но ведь «карьеру» можно сделать не только в упраленческой иерархии, но и в научном сообществе? В научно-иследовательской днятельности* Вот Олег Олегович пишет

oleg
Это только в России директор ведет «просветительскую» работу в области законотворчества, участвует во всех распределительных структурах: от профсоюза до определения повышающих коэффициентов.. В остальном мире, директор отвечает (!) за учебно-исследовательскую деятельность (слово воспитательная отпадает во всем мире по простой причине, «хочешь думать, творить и работать — работай, нет — мы с вами расстаемся, т.к. ваше самодурство никто оплачивать не намерен, идите мести улицы»). Если это ВУЗ, то профессура решает кому и куда идти, если колледж, то научный совет из наиболее инновационных, зарекомендовавших в национальной/международной педагогической деятельности преподавателей.

В чем тут проблема?

Согласен, Светлана Александровна. Но ведь есть еще и «уважение к себе». Ну, понимю, коллеги, сложно, бесконечно сложно выбрать в суете школьных будней (а для женшин еще и в запарке домашних дел) время для чего-то другого. Но так на миру и смерть красна. :=)) Мы можем делать это ВМЕСТЕ. Тема «образование» сегодня везде востребована. Столько есть в сети БЕСПЛАТНЫХ конференций. Вот прямо сейчас приглашение получил
[attachment=35453:Конферен. INFO_RUS.pdf] Ведь авторство может быть коллективное — на двох, на троих и больше. И кто нам мешает объединиться прямо здесь, на ВИПе и за два месяца общий материал создать?

Не нравится эта Конференция — всегда можно сделать, опубликовать и издать в тиографии свой общий с парнерами текст прямо на ВИПе и в его изданиях? Тем же у нас с вами — миллион. И все интересные. Ну, чем тебе не «карьера»? Давайте? Или что-то мешает? Тогда что?

Какая карьера может быть у учителя?
1. Переход на административную должность без сохранения преподавательской деятельности или с частичным сохранением.
2. Уход в «науку» (исследования, мониторинги, эксперименты, научные конференции, защита кандидатских и докторских дисссертаций). Тут тоже возможны два варианта — остается при этом человек частично учителем, или совсем отходит от преподавания.
3. Уход в «бизнес»: репетиторство, открытие частных компаний по оказанию образовательных услуг, или компаний по производству товаров для школ.

Всё остальное (написание статей, дистанционное обучение, аттестации, участие и победы в конкурсах) — это не «карьера», а «повышение квалификации». Делается это, как тут правильно говорят, «для себя», для своего творческого роста и повышения мастерства.

Если бы зарплата учителей зависела от голосов родителей, то за что платили бы деньги родители?
За административную деятельность? За «исследования», «мониторинги» и защиту диссертаций? За количество публикаций и победы в конкурсах? За прохождение курсов?
Мне кажется, что родители платили бы деньги только за работу с детьми. Всё остальное имеет смысл только тогда, когда отражается на учебном процессе и воспитании. Изменения должны происходить у детей. И у сильных учеников, и у «слабых» и немотивированных. Эти изменения и надо оплачивать достойно. Выше, чем оплачивать учебную нагрузку.
Если учитель чем-то занимается (конкурсами, написанием статей, повышением квалификации, исследованиями), но на работу с его детьми это никак не влияет, то есть ли смысл за это платить?

Карьерный рост учителя

Профессия учителя развивается в двух направлениях: образовательном и воспитательном. Задача учителя не просто пересказать нужную информацию, но донести ее так, чтобы учащиеся поняли и запомнили ее. Профессиональный рост и карьера учителя зависит от умения концентрироваться на главном в своей профессии.

Что такое карьерный рост

Даже при самых хороших результатах в работе учитель не должен оставаться на достигнутом. Ознакомление с новым образовательным материалом — хороший способ расширения кругозора педагога. И это — бесконечный процесс. Поэтому, единожды получив определение руководства или коллег «хороший специалист», нельзя полагать, что профессия исчерпана. Именно на ниве образования у гражданина есть все условия для самосовершенствования и повышения квалификационного мастерства.

Нельзя сказать, что с ушедшими десятилетиями теряют актуальность педагогические ценности и образовательные стандарты. Какие-то базовые требования в этой профессии остаются незыблемыми.

Тем не менее, с изменением экономической, политической и социальной ситуации в стране меняются и требования к педагогу. Кроме того, любой учитель для себя лично определяет, какую ступень карьеры он хотел бы преодолеть.

Значение слово карьера долго имело негативную окрашенность. Оно никак не связывалась с советской системой ценностей, когда общественное обязательно должно превалировать над личным. Переоценка ценностей произошла постепенно. И сегодня личный карьерный рост учителя рассматривается как положительный пример.

В то же время личностное самоутверждение в профессии невозможно в отрыве от коллектива. Успех в карьере каждого отдельного учителя — это успех педагогического коллектива в целом.

Карьерный рост для учителя сегодня возможен:

Стремящийся реализоваться в профессии человек сегодня воспринимается как самостоятельная, целостная личность. Ориентация на полноценную реализацию творческого и профессионального потенциала в современных условиях ценится очень высоко.

Карьерный рост по вертикали

В профессии учителя построить карьеру означает — подняться по иерархической административной ступени. Продвижение по служебной лестнице не может быть спонтанным. Назначение сверху заведующих учебной частью давно перестало быть актуальным. Лучших выбирает коллектив, но для этого необходимо зарекомендовать себя и продемонстрировать определенные наработки в профессии.

Читать еще:  Какими качествами должен обладать хороший учитель

Ступеньки карьерного роста учителя:

  • руководитель методического объединения узких специалистов;
  • заведующий учебной частью;
  • директор школы.

В некоторых коллективах вертикаль имеет некоторые ответвления.

Например, директор может иметь нескольких заместителей:

  • по учебной части;
  • по хозяйственной части;
  • по связям с общественностью.

В отдельную категорию выделяются заместители, реализующие связь с высшей школой.

На них возлагается налаживание контактов с руководителями подготовительных курсов в институтах, университетах или профессиональных лицеях. Преемственность средней и высшей школы — это гарантия качественного обучения.

Хорошей практикой стало участие будущих студентов в межвузовских конференциях. Хорошо подготовленные старшеклассники выступают с работами на научно-практических занятиях на базе вуза. Роль учителя средней школы в этом трудно переоценить. Если педагогу удалось наладить этот связующий мостик, можно говорить о его карьерном росте.

Часто специалистов, поставивших работу по связям с высшей школой на должный уровень, приглашают к сотрудничеству университеты и лицеи. Это знаменательное событие также может быть расценено как продвижение по карьерной лестнице вверх.

Внутри же отдельно взятой школы успехи в этом направлении могут поощряться введением учителя в должность заведующего учебной частью с определенным кругом обязанностей.

За рамками школы учитель может продолжить построение карьеры по вертикали. В системе народного образования есть много надзорных органов. Например, считается большим достижением вступление в должность руководителя регионального органа Министерства образования. Вершиной карьеры для учителя по вертикали является должность министра образования.

Частные школы как часть карьеры

Профессиональное мастерство может реализоваться альтернативными методами. В настоящее время стали популярными частные образовательные учреждения. Но в них много подводных камней.

Велик соблазн открыть частную школу английской литературы или французского фольклора, если кому-то посчастливилось пожить в этих странах и ознакомиться с предметом обучения досконально и на практике. Возможно, авторские программы по этим предметам действительно интересны и познавательны.

Но у первого же инспектора муниципального надзорного органа возникнет вопрос: как связана программа с государственными образовательными стандартами? Как ориентирована она на выпускные государственные экзамены? Как они помогут учащимся при поступлении в институт или университет?

Частная школа как один из способов реализации карьеры учителя находится на жестком контроле Министерства образования. Поэтому от руководителя авторских курсов или частных лицеев требуются огромные организаторские способности, склонность к аналитическому мышлению и возможность реально оценивать собственные знания, а также актуальность авторских программ.

Горизонтальная карьера учителя

Данное понятие предполагает продвижение внутри собственной школы. От обычного учителя до педагога более высоких квалификационных категорий проходит определенное время. Вехи профессионального мастерства в школе определяются итогами аттестаций.

Профессиональная аттестация учителя — это реальное отражение наработанного опыта. Для рядового педагога повышение категории означает и рост зарплаты. Таким образом Министерство образования стимулирует к овладению профессией.

Но в абсолютном большинстве школ очень мало учителей, обладающих высшей квалификационной категорией. Министерство образования поставило очень высокую планку учителям. Например, педагог высшей категории должен иметь печатные труды.

Существует также другая система исчисления горизонтальной карьеры учителя. Она касается качества преподавания.

В области методик и учебных практик выделяются следующие карьерные ступеньки:

  • учитель инновационных технологий;
  • педагог мастер-класса;
  • наставник (как правило, именно к нему прикрепляют студентов вузов на стажировку);
  • руководитель методического объединения.

Уровень квалификации педагога гарантируется курсами повышения квалификации, которые проводятся на региональном или федеральном уровне.

Внутри школы функционируют объединения учителей узких специальностей. В них происходит постоянный обмен опытом, собственными наработками. Иногда такой обмен является самым ценным профессиональным опытом.

В последние годы Министерство образования периодически поднимает вопрос о введении новой должностной иерархии.

В частности, предлагается введение следующих штатных позиций:

  • ассистент учителя;
  • старший учитель;
  • главный учитель;
  • эксперт.

Каким критериям должен удовлетворять педагог на каждой из этих ступенек, должно решаться внутри школы коллегиально.

Горизонтальное построение карьеры возможно через участие в общественной жизни школы. Сегодня очень популярны коллегиальные органы управления. Педсовет уже не является тем органом, на котором озвучиваются и принимаются глобальные решения.

Руководящие структуры внутри школы также могут быть разветвленными. Большую роль в социальной жизни педагогов играет педсовет и объединения разнообразных представительных органов.

Если учитель позиционирует себя как активный член социума, то у него есть все шансы построить горизонтальную карьеру внутри своего коллектива.

Для этого он должен:

  • участвовать в профессиональных конкурсах;
  • выступать на конференциях;
  • организовывать мероприятия различного уровня.

Активность социальная неизбежно влечет за собой активность профессиональную. Каждый решает для себя сам, чего он хочет в профессии.

Карьерный рост учителя начальных классов также связан с совершенствованием мастерства и с участием в разнообразных профессиональных конкурсах. Хорошо подготовленный учитель младших классов имеет все шансы стать со временем заведующим учебной частью и даже директором школы.

Для этого профессиональные амбиции должны накладываться на глубокое здание азов профессии, преданность своей специальности и активную социальную позицию.

Таким образом, личная карьера учителя является продуктом методические выверенной позиции в профессии и социуме. Для того чтобы уверенно двигаться по горизонтальной или вертикальной карьере многие учителя выстраивают свои персональные карьерные планы.

Они предполагают постановку целей и проработку предполагаемых способов их достижения. Качественно построенная карьера в социуме позволяет вести тот образ жизни, который наиболее близок человеку.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×