Igro-zon.ru

Работа и жизнь
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие задачи решает учитель дефектолог

В чем заключается работа дефектолога и какие существуют требования к профессии?

Согласно статистике Министерства просвещения РФ, образование в России получают более 1,15 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы они эффективно обучались, развивались, социализировались, необходимы квалифицированные специалисты – дефектологи.

В чем заключается работа педагога-дефектолога

Дефектолог – специалист педагогического профиля, который воспитывает, обучает, адаптирует к жизни в обществе детей с различными особенностями психического и/или физического развития. Дефектологи востребованы в частных и коммерческих детских садах, общеобразовательных и специализированных школах, интернатах, медицинских центрах, детских домах, санаториях. Специалисты могут вести частную практику, занимаясь с детьми индивидуально или в группах, консультируя родителей, воспитателей и педагогов.

С какими детьми работают дефектологи

Помощь дефектолога нужна при работе с детьми, у которых наблюдаются нарушения в развитии и функционировании органов речи, слуха, зрения, опорно-двигательной системы, вестибулярного аппарата, мозга, нервной системы.

Есть дефектологи общего профиля, а есть те, кто получает узкую специализацию. Тифлопедагог работает с нарушениями зрения, логопед – речи, сурдопедагог – слуха, олигофренопедагог – интеллекта, ортопедагог – опорно-двигательного аппарата. Часто детям нужна комплексная дефектологическая помощь. Например, у ребенка с ДЦП могут наблюдаться одновременно проблемы с опорно-двигательной системой, зрением и слухом, а у малыша с аутизмом – задержка речевого и психического развития.

Основные направления деятельности педагога-дефектолога

  • Диагностическое. Выявление проблем обучения, воспитания, поведения ребенка и определение степени их выраженности.
  • Аналитическое. Оценка результатов дефектологической работы и корректировка индивидуальных программ.
  • Коррекционное. Воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка с учетом особенностей его психофизического состояния, уровня развития.
  • Консультативно-просветительское. Помощь и рекомендации дефектолога по воспитанию и обучению детей с особенностями развития для педагогов, родителей, опекунов.
  • Организационно-методическая. Оформление документации, участие в различных профессиональных мероприятиях: конференциях, круглых столах, педсоветах и т. д.

Отличия дефектолога от логопеда

Дефектология – более широкое понятие, нежели логопедия. Дефектолог разбирается во всех видах ОВЗ и работает с детьми с различными нарушениями, оказывая им комплексную помощь. Логопед же имеет более узкую специализацию – он работает именно с речевыми нарушениями.

Требования к дефектологу

Для работы на этой должности нужно иметь высшее дефектологическое образование. При наличии диплома вуза по педагогическому или психологическому профилю допускается прохождение профпереподготовки.

Дефектолог должен обладать знаниями в области общей и коррекционной педагогики и психологии, возрастной психологии и психологии развития, анатомии и физиологии. Специалисты в рамках обучения знакомятся с патологиями органов зрения, слуха, речи, невропатологией, психопатологией, диагностикой развития детей с ОВЗ, адаптацией общеобразовательных и составлением специальных образовательных программ и с другими спецдисциплинами.

Мифы о профессии дефектолога

  • Дефектолог – это врач, а не педагог. На самом деле это специалист педагогического профиля. Он не лечит нарушения, а корректирует проблемы, мешающие ребенку с ОВЗ учиться и адаптироваться к жизни в обществе.
  • Дефектолог работает только с нарушениями речи. Как мы уже писали выше, работа дефектолога комплексная, в отличие от работы логопеда. Она направлена на коррекцию нарушений не только речи, но и поведения, интеллекта и т. д.
  • Дефектолог может устроиться только в коррекционную школу. Многие общеобразовательные школы работают над реализацией программ инклюзивного образования – учат в одних классах детей с ОВЗ и без нарушений здоровья. В таких школах не обойтись без дефектологов.

Где выучиться на дефектолога

Если у вас есть высшее образование, вы можете получить квалификацию педагога-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя-дефектолога, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога на дистанционных* программах профпереподготовки в АНО «Академия дополнительного профессионального образования». Популярные курсы этого направления:

Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Таисия Фрейлих
Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Содержание работы учителя-дефектолога исходит из и цели деятельности, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи детям, нуждающимся в коррекции.

Содержание работы педагога подчинено следующим задачам (слайд) коррекционного воздействия, направленногона развитие личности ребенка:

Прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем;

Составление индивидуальных комплексных программ;

Изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;

Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога являются: (слайд)

Основной задачей диагностического направления можно считать (слайд)выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, наблюдение за деятельностью учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Первичная диагностика направлена на определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.По результатам исследования происходит: распределение детей на группы (подгруппы) по ведущему нарушению, выявление детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях.

Читать еще:  Учитель биологии экзамены для поступления

Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году.

Этапная диагностика. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога.

Текущая диагностика направлена на обследование возможностей воспитанников запросу родителей, педагогов и других специалистов. Данный вид деятельности проводится на протяжении учебного года, по мере необходимости.

Обследование детей проводится по следующим диагностическим методикам (слайд)

Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.

Основные направления коррекционно-развивающей работы: (слайд)

сенсорное и сенсомоторное развитие;

формирование пространственно-временных отношений;

умственное развитие (формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);

нормализация ведущей деятельности возраста;

формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

готовность к восприятию учебного материала;

формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся преимущественно индивидуально с целью достижения наиболее эффективных результатов в развитии познавательных процессов. Каждый ребенок посещает 2-3 занятия в неделю. (слайд) В подгруппы зачисляются дети с однородной структурой нарушения по 2-3 человека. При проведении занятий используются различные методы, учитываются принципы коррекционно-развивающей работы и индивидуальные особенности ребенка (слайд).

Большое внимание уделяется предметно-развивающей среде. В кабинете много настольного и печатного материала, фланелеграф, магнитные доски. (слайд)

В работе с детьми с интеллектуальными нарушениями используются различные программы и учебно-методические комплекты. (слайд)

Аналитическое направление. Данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка.

Консультативно-просветительское направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка. (слайд)

Информирование, индивидуальное консультирование.

Родители детей с ОВЗ часто недостаточно владеют или отрицают информацию о нарушениях у ребенка. Основываясь на результатах диагностики и данных анамнеза, педагог помогает родителям разобраться и четко сформулировать трудности, с которыми необходимо работать на протяжении длительного времени. Владея всей информацией, специалист может помочь членам семьи составить план действий, направленных на получение необходимой помощи.

Проведение открытых занятий, мастер-классов.

Здесь педагог обучает родителей совместному взаимодействию с ребенком, специальным формам и методам работы с ним. (слайд)

Подразумевает создание просветительских уголков, информационных стендов и буклетов (слайд)

Из опыта работ, можно сказать, что взаимодействие учителя-дефектолога с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и получить желаемый результат в развитии каждого ребенка. Хочется отметить, что большинство родителей тесно сотрудничают со специалистом, выполняют все рекомендации, обращаются за консультативной помощью. (слайд)

Организационно-методическое направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации.

Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. И очень важно знать и осознавать, что если жизнь ребенка сопровождается трудностями и проблемами физиологического развития, важно не бояться обратиться к специалисту за помощью. Ведь компенсация нарушений в познавательной и эмоционально-волевой сфере возможна только при своевременном и дифференцированном подходе к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дефектолог в детском саду, его обязанности

Кто такой дефектолог

Дефектолог — это специальный педагог, который проводит коррекционные занятия с детьми, имеющими различные отклонения развития.

Дефектология – это наука, которая появилась на стыке педагогики и медицины, однако специалист дефектолог не является врачом.

Дефектолог является коррекционным педагогом, основная задача которого заключается в организации коррекционного воспитательного и образовательного процессов для детей имеющих ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ). Дефектолог осуществляет коррекционную деятельность не только в ДОУ, но и в школах, социальных и реабилитационных центрах, поликлиниках. Работать дефектолог может не только в индивидуальном порядке с конкретным ребенком, но и с группой детей.

В настоящее время в дефектологии выделяют следующие отрасли:

  • Олигофренопедагогика – осуществляет коррекционную работу с детьми, имеющими различные интеллектуальные нарушения (задержка психического развития, умственная отсталость и т.п.).
  • Сурдопедагогика – осуществляет коррекционную работу с детьми, имеющими различные проблемы со слухом.
  • Тифлопедагогика – занимается коррекционной работой с детьми, имеющими нарушения зрения.
  • Логопедия – осуществляет коррекционную работу с детьми, которые имеют разнообразные речевые нарушения.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Работа дефектолога в детском саду весьма разнообразна, а ее содержание и направление зависят от конкретных нарушений, выявленных у воспитанников. В отличие от детского сада в общеобразовательной школе педагоги-дефектологи встречаются намного реже, так как они работают в основном в специализированных школах, с детьми с ОВЗ. В общеобразовательной школе с детьми работают основном логопеды и психологи.

Читать еще:  Учитель дефектолог или педагог дефектолог

Ещё одной из важнейших сторон работы дефектолога является привитие детям необходимых бытовых и социальных навыков. Так как ребенок, имеющий интеллектуальную недостаточность, плохо адаптируется к жизни, а дети, имеющие нарушения зрения (слепота) не может ориентироваться в пространстве. Помочь справиться с этими проблемами, и призван дефектолог.

Работа дефектолога с детьми в детском саду

Работа дефектолога в деском саду заключается в том, чтобы воспитывать, обучать, знакомить с окружающим миром, расширять кругозор, приобщать к общечеловеческой культуре и много другое. Перечень деятельности дефектолога в детском саду весьма обширен. Непосредственно для каждого ребенка педагог самостоятельно подбирает направления коррекционной работы. Выбор зависит от общего уровня развития ребенка, его возраста и выявленного у него вида нарушения.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Общей целью работы дефектолога в детском саду является формирование у каждого ребенка устойчивой мотивации к обучению.

Работа дефектолога в детском саду включает в себя следующие этапы:

  • Первый этап – всестороннее обследование, направленное на изучение всех сторон развития ребенка. Например, педагог устанавливает, как ребенок вступает в контакт, каков у него рабочий темп, обследуется понимание устных инструкций, слуховое и зрительное восприятие.
  • Второй этап — разбивка детей на группы, в зависимости от полученных результатов обследования. В том случае, если ребенок не способен работать в группе (например, аутисты), то для них занятия будут проводиться индивидуально.
  • Третий этап – непосредственно коррекционная работа, по индивидуально составленным планам.

Проведение дефектологом занятий осуществляется в следующих направлениях:

  1. Ознакомление с окружающим миром – направлено на формирование представлений о мире, природе, животных и явлениях; развитие ответственности и внимательности за собственные действия.
  2. Развитие элементарных математических представлений – педагог знакомит детей с величиной и формой предметов, а также их иными характеристиками.

Большое внимание дефектолог уделяет сенсомоторному развитию у детей. С детьми проводят пальчиковые игры, конструирование с использованием различных по размеру деталей, обследование разнообразных необычных предметов, природных материалов и т.д.

Помимо работы с детьми, дефектолог проводит работу и с их родителями. Работа с родителями проводится в форме консультаций (групповых и индивидуальных), беседы, разговора и т.д.

Приемы и методы работы дефектолога зависят от вида и степени нарушения. Коррекционный образовательный процесс строится на основании особенностей нарушения.

При работе с детьми, имеющими проблемы со слухом, работа дефектолога направлена на то, чтобы помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире. При тугоухости проводится коррекционная работа по сохранению и развитию коммуникативных навыков, при глухоте детей обучают языку жестов.

Работа с детьми, имеющими проблемы со зрением, направлена так же на их успешную адаптацию в обществе. Для этого дефектолог учит детей по специальным книгам, при работе с которыми детям предоставляется возможность сформировать необходимое представление об окружающем мире и научиться читать.

Еще одним немаловажным направлением является работа по формированию у детей навыков самообслуживания. Это связано с тем, что зачастую родители стремятся во всем помогать ребенку, порой даже делая за него большую часть работы и тем самым лишая его возможности быть самостоятельным и обслуживать себя самому.

Самостоятельность и самообслуживание имеют большое значение для дальнейшей успешной жизнедеятельности ребенка. Не всегда рядом с ребенком (подростком) смогут быть взрослые, именно поэтому важно привить жизненно необходимые навыки. К таким навыкам относятся – самостоятельно одевание, уборка за собой игрушек и вещей, умение вымыть руки и лицо, приготовить чай и т.д.

Таким образом, работа дефектолога в детском саду заключается в организации эффективного коррекционного образовательного процесса в зависимости от вида нарушения у ребенка; формирование необходимых навыков для успешной адаптации и социализации в современном обществе.

Проблемы дефектологии

В настоящее время не все дети с ОВЗ получают необходимую квалифицированную помощь. Это связано с уровнем и степенью нарушения, сложной структурой дефекта. Например, слепоглухонемые дети. Дети, имеющие такое нарушение до прошлого века считались необучаемыми. Однако известным американским педагогом Энн Салливан была разработана специальная методика обучения таких детей. С этого момента, в дефектологии началась новая эпоха, которая отмечается разработками методик по воспитания, обучению и развитию детей, имеющих различные виды отклонений и нарушений.

Современные педагоги-дефектологи используют в своей работе различные методики, предложенные другими авторами, а также занимаются адаптацией данных методик под конкретные случаи и нарушения. Кроме того, создаются и апробируются новые инновационные методики по работе с детьми с ОВЗ.

Читать еще:  Качества которыми должен обладать учитель

Это вызвано тем, что в наше время возросло количество детей, имеющих различного рода отклонения и нарушения. Особенно отмечается рост детей аутистического спектра, которые требуют от дефектологов разработки новых программ воспитания, обучения и развития.

Таким образом, дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу. Важную, как для ребенка, так и для его родителей. Это позволяет максимально социализировать детей с отклонениями и нарушениями в обществе.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Какие задачи решает учитель дефектолог

1. Моя работа начинается с диагностики. Диагностика проводится не один раз. И диагностика осуществляется только по запросу-педагогов и родителей. Я не могу прийти в класс и просто взять Петю или Машу. Для диагностики нужны обоснования.

2. Параллельно с диагностикой я выявляю те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.
3. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
4. Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
5. Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.
6. А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Целью моей работы, если сказать своими словами, является коррекция! Т.е. коррекция пробелов в развитии.

Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений. Основными из которых являются следующие:

1 блок «развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика-нет письма, нет письма- нет и связной речи.

2 блок «формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый-нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

3 блок «умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются ВПФ, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

4 блок «нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

5 блок «формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное напрвление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.

6 блок «обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

7 блок «готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

8 блок «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала». Этот блок направлен в основном на учащихся -IX классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Как видно из вышесказанного учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Мои занятия таковы, что прежде всего я корригирую причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).

Кабинет дефектолога это некая сказка, куда попадают дети.

Структура моих дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др.
На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector