Хорошая дикция педагога результат
Культура речи учителя
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Т.к она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи.
Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.
Основы педагогического общения.
Еще в 1968 году в фильме “Доживем до понедельника” имел место эпизод, посвященный культуре речи учителя. Был показан диалог молодой учительницы с коллегой: — Я им говорю: не ложите зеркало на парту, а они все ложат, ложат и смотрятся в него.
Прошло время, а проблема осталась. И речь современных учителей бывает не всегда правильной. Даже на конкурсе учитель года в своей речи учителя допускали ошибки. (Чаще всего слова – паразиты: конечно, как бы; неправильное словообразование: еслиф, ударение.)
А речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся.
Что же такое Культура речи?
Однозначного понимания термина не существует.
профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи” – это “владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.
В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.
Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.
Норма ударения: договор, добыча, диспансер, досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота, морщить, обеспечение, оптовый, хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота
Выбрать правильную форму согласования подлежащего и сказуемого.
Большинство поэтов (считало, считали) себя его учениками. К нам (пришел, пришла) (наш, наша) врач Иванова. Марина Цветаева – (один, одна) из лучших поэтов XX века. В гостиной (стоял, стояла) диван-кровать. Мать с ребенком (пошла, пошли) к врачу.
Соблюдение норм литературного языка – это обязательно для речи учителя.
В чем же заключаются особенности педагогического общения
Сама публичная речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и формам педагогической речи.
Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.
Рядом психологов и методистов используется термин “стиль педагогического общения” – это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стиль педагогического общения зависит от индивидуальных качеств преподавателя : психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя педагог. Нет общепринятой классификации стилей педагогического общения. Наиболее распространены следующие:
1) общение – устрашение (учитель подавляет детей, диктует свои условия, играет роль “деспота”, “диктатора”);
2) общение – заигрывание (учитель, неуверенный в своих знаниях и педагогическом мастерстве, как бы пытается заключить “сделку” с учениками);
3) общение с четко выраженной дистанцией (учитель постоянно подчеркивает разницу между собой как более опытным, знающим, понимающим и учениками, которых он воспринимает как учащихся, обязанных его слушаться;
4) общение дружеского расположение (учитель выступает в роли старшего друга, приятеля, более знающего, желающего прийти на помощь ученику);
5) общение совместной увлеченности (учитель и ученики – коллеги, вовлеченные в процесс интеллектуальной совместной деятельности на уроке).
Лишенные крайностей, эти стили могут применяться в разных ситуациях общения в зависимости от конкретных обстоятельств.
Этапы подготовки речи
Для успешности своих выступлений Учитель подготавливает свою речь поэтапно.
1 этап. Знакомство с предметом предстоящего выступления и формировка темы.
осуществляется на данном этапе переход от общей установки к знакомству с проблемой и отбору информации. Углубленное изучение того или иного вопроса позволяет формулировать тему предстоящего выступления.
2 этап. Формулировка цели выступление и сопостоновка плана.
После знакомства с необходимым материалом, следует переходить к определению своей позиции и формулировки цели высказывания
На основе глубокого освоения предмета предстоящей речи и сформулированной цели готовится план, который должен логически развивать основные положения и выступления. Схема рассуждения: тезис – доказательство – вывод.
3 этап. Формирование текста выступления.
Здесь продолжается процесс отбора информации, доказательств, примеров, иллюстраций, раскрывающих основные положения плана. Существуют различные точки зрения по поводу предварительного написания текста. Исходить надо из конкретных условий: уровня подготовки и опыта учителя, сложности материала в основе выступления, степени его освоения, ситуация общения и специфики аудитории. Следует учитывать, что любое выступление должно содержать достаточно яркие и убедительные примеры, иллюстрирующие анализируемые вопросы, с соблюдением правил цитирования.
4 этап. Работа над речевой стороной выступления.
Опираясь на знания русского языка, на этом этапе следует выбирать языковые средства, наиболее полно соответствующие теме, цели и конкретной ситуации общения. Такая работа предполагает строгое следование нормам русского языка. Новые и непонятные слова следует проверить по словарю и уяснить их лексическое значение.
5 этап. Редактирование и запоминание выступления. Начинается обработка по двум направлениям:
1) проверка содержательно – композиционной стороны (глубина информации, полнота, логичность, убедительность);
2) оценивается не только соответствие речи нормам литературного языка, но основным коммуникативным качествам.
Написанный текст должен быть сжат до основных моментов, которые могут быть представлены в виде тезисов ,и направлять течение речи. Такой развернутый план помогает говорящему запомнить композицию своего выступления, последовательность развития мыслей. Запоминание также облегчается и предварительной психологической подготовки.
6 этап. Психологическая подготовка.
После того как выступление сформировано, целесообразно провести репетицию, которая поможет проверить подготовленный материал, провести хронометраж, внести необходимые уточнения и исправления, выбрать нужные интонации.
7 этап. Сохранение информации (архив, библиография).
Культура умственного труда предполагает определенные правила работы с источниками информации и собранным материалом. У каждого работника умственного труда есть рабочий архив. Обычно он включает личную библиографическую картотеку и различного рода выписки.
Качество речи учителя
Одной из составляющих культуры речи является и Качество голоса учителя.
Голос– важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.
- Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.
- Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
- Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.
- Голос, – как уже было сказано, – основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.
- Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.
Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость.
Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса.
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков.
Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к неявной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию. (Скороговорки, упражнения для губ)
Понятие выразительности речи
Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью. Она является таким же обязательным элементом, как, например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика условие контакта собеседников и т.д.
Перед учителем стоит серьезная задача он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего при помощи нашего языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.
Хорошая дикция педагога результат
Семинар «Техника речи учителя. Работа над дикцией. (№2), январь 2013г.
У чителя-логопеды Е.Л. Азарина, О.Г. Родина
Обучение технике речи является первым и необходимым этапом в овладении искусством звучащего слова. Любая публичная речь прежде всего должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях выступления. Умение же владеть голосом, в свою очередь, тесно связано с развитием фонационного (звукового) дыхания. Звучание речи вместе с тем зависит и от ясности, отчетливости произношения — дикции.
И, наконец, публичная речь должна быть достаточно правильной, то есть, соответствовать орфоэпическим нормам произношения. Таким образом, техника речи как практическая дисциплина включает в себя четыре основных раздела: дыхание, голос, дикцию и орфоэпию.
Дикция — это широкое понятие, которое включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, степень ее отчетливости и манеру выговаривать слова. Значение дикции для устной речи можно сравнить со значением красивого почерка для письменной. Хорошая дикция создает благоприятные условия для эффективного устного общения между людьми.
Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот, ибо при плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы.
Итак, в основе ясной и точной дикции — воспитание навыков правильной артикуляции.
Артикуляция – работа органов речи по воспроизведению звуков. Органы, непосредственно участвующие в образовании звуков речи, называются артикуляторными органами. Их разделяют на активные, снабженные мускулатурой и способные к самостоятельным движениям, и пассивные, то есть неподвижные. Активными органами являются: губы, язык (его кончик, передняя, средняя и задняя часть спинки, корень), мягкое небо, маленький язычок (uvula), задняя стенка глотки. Пассивные органы — зубы, альвеолы, твердое небо. Активные органы производят определенные артикуляторные движения, пассивные являются лишь точкой опоры.
В зависимости от расположения органов артикуляции рото — глоточная полость превращается при произношении в сложный резонирующий аппарат. К резонаторам (т.е. полостям, способным отражать или концентрировать звуковые волны) относятся: грудная клетка, трахея, бронхи, твёрдое нёбо, глотка, полость носа.
Правильность артикуляции — это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука. Этот показатель свидетельствует о том, насколько хорошо человек усвоил необходимые артикуляторные движения.
Наиболее распространенные недостатки речи, отрицательно влияющие на отчетливость произнесения: вялость губ, зажатость челюстей (речь сквозь зубы), склонность передней части языка к сужению — призубность произнесения, малоподвижность мягкого нёба, общая небрежность.
Выделяются следующие недостатки речи , которые можно отнести к манере произношения. Они не являются языковыми и относятся к парафонетике*.
1. Эканье — вставка паразитических звуков типа [э], [м:] и т.п. в паузах между фразами или словами, часто как знак размышления или колебания.
2. Продление гласных и иногда согласных в конце фразы также как знак раздумья или колебания. Чаще всего продляются гласные в союзах что, и, в словах-паразитах ну, вот, в некоторых предлогах, в слове это.
3. Шумные вздохи (вдох и выдох) перед началом фразы. Они также неуместны и нежелательны с точки зрения речевой этики в официальной обстановке.
4. Чмоканье — шумное «отлипание» средней части спинки языка от неба и боков языка от щек. Чмоканье обычно заполняет часть паузы, необходимой для обдумывания, а в спонтанной речи — также для выбора. Оно меньше контролируется говорящим, чем эканье или шумные вздохи. Слабое чмоканье — смачивание полости рта, сглатывание — физиологически свойственно всем и производится машинально. Чмоканье неприятно для слушателя, важно уметь контролировать этот процесс.
5. Назализация — произнесение в нос конечных гласных в словах. Это происходит из-за небрежного, преждевременного опускания мягкого неба (и язычка) еще до окончания фразы.
6. Эмканье — смыкание губ в конце слов, когда гласный еще звучит (в городе[м], девушки[м] и т.п.). Это также результат речевой небрежности, которую следует преодолевать.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.
Напряженные мышцы нижней челюсти приводят к «зажатости» звука и ухудшают голос. Для речи необходимо их расслабить. В упражнениях следует добиваться эластичности мышц, в результате которой нижняя челюсть свободно и легко опускается вниз как бы под собственной тяжестью и не поглощает произносимые звуки.
1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.
2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
(расстояние между зубами в два пальца);
(расстояние между зубами в один палец);
3. Произнесите гласные звуки с голосом:
4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
5. Произнесение сочетаний пай, бай, май, гай, кай, пай, дай, тай с отклонением головы назад и удержанием подбородка на месте.
6. Произнесение сочетаний пай, бай, дай, тай, кай, гай с поворачиванием головы и «касанием» подбородком то правого, то левого плеча.
5. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. Например:
Два сапога — пара.
У ужа ужата, у ежа ежата.
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.
Упражнения для развития подвижности губ.
При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения:
1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.
2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.
3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).
4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.
5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.
6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом):
ииииии (губы растянуты в улыбке);
оооооо (губы овалом);
уууууу (губы трубочкой).
8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):
сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);
шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).
9. Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:
ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);
ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);
оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);
ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);
ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).
10. При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).
Активизация нёбно-глоточных мышц.
В толще нёбной занавески переплетается ряд мышечных групп, сочетанная функция которых придает мягкому нёбу различное положение в зависимости от осуществляемой им в данный момент деятельности. Действие этих мышц не ограничивается подвижностью только мягкого нёба, оно способствует также перемещению боковых дужек и стенок глотки, гортани, языка, обусловливая особую модуляцию голоса.
Упражнение 1. Имитируйте произнесение сочетаний звуков, слогов, слов и фраз со звуками п, т, к для активизации нёбно-глоточных мышц.
Птк-птк-птк, тпк-тпк-тпк, кпт-кпт-кпт, ктп-ктп-ктп, птк-птк-птк, кот-кот-кот, ток-ток-ток, тук-тук-тук, тик-тик-тик, кит-кит-кит, поп-поп-поп, топ-топ-топ, путь-путь-путь, петь-петь-петь, пот-пот-пот, кап-кап-кап, клоп-клоп-клоп, топь-топь-топь, пути-пути-пути, пять-пять-пять, опята-опята-опята.
Плывут плоты. Плиты впритык. У попа папа поп и поп попа похваливает. Потек под ток воды поток. Виктор в лифте. Пять опят, пять утят. Дитя пьет какао. У Тита пики.
Упражнение 2. Прочтите фразы акцентированным полушепотом и с напряжением мягкого нёба.
Вот эфиоп из Эфиопии, Да только это утопия. В октябре лишь ветер веял, и, как сито, дождик сеял. Шерсти взяли — берет связали.
Упражнение 3. Прочтите предложения со словами, в которых нет носовых звуков м и н; следите, чтобы мягкое нёбо было высоко поднято.
Купили кипу пуха. Да это просто колдовство. Люди любят лесть. Куст розы расцвел. Вдали туристы увидели залив. Сатрап стал стар. Клава плетет лапти. Дико ревет поток. Пират плывет. Кукушка кукует вдали. Шелк шуршит.
Упражнения для развития мышц языка.
Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем, как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стечением согласных, четко отработайте следующие движения.
1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.
2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот — справа налево.
3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).
4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка «почистите» верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.
5. Многократное произнесение сочетаний согласных звуков, в артикуляции которых принимает участие язык: ркт, крт, ртк,дрт, ткр, клт, глт, лгт, лри, рли, ждр, ттр, фкт, гбд, кпт, бгд, тчк, кчт, кшт.
Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.
1. па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе, та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те, са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се, жа, жо, жу, жи, же;
2. ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт, ас, ос, ус, ыс, эс, аш, ош, уш, ыш, эш
Упражнения в четкости произнесения слов
со стечением согласных звуков.
Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.
Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов
во фразовой речи.
Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прохор и Пахом ехали верхом.
От топота копыт пыль по полю летит.
Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения. Повторяющиеся согласные должны звучать чисто и отчетливо. Произнесение скороговорок укрепляет мышцы органов артикуляции и обеспечивают хорошую разборчивость даже при быстром темпе речи.
Речь с «камушками» во рту
Это упражнение является одним из самым популярных и эффективных для развития дикции. Рекомендуется положить за щеку небольшие предметы (орешки, конфеты, камушки) и пытаться говорить так, как будто во рту ничего нет. При этом, конечно, необходимо соблюдать осторожность, чтобы не подавиться! Сначала речь будет неразборчивой, но путем напряжения мышц артикуляторных органов нужно постараться преодолеть неразборчивость. В этом и заключается тренировка. Человек постепенно привыкает говорить, напрягая артикуляторные мышцы, и эта привычка сохраняется в повседневной речи.
ИГРА В МЕТРДОТЕЛЯ
Метрдотель – это распорядитель в ресторане, но еще так называют человека, который объявляет о появлении гостей.
Представьте себе бал в каком-нибудь графском доме, один за другим заходят гости. Их имена и объявляет метрдотель. Он делает это важно, громко и четко. Так, что никто не переспрашивает потом: кто-кто это там пришел?
Теперь о самой игре. Выберете несколько длинных непростых имен. Например:
Станьте в круг и по очереди произносите одно имя.
Вот несколько правил, как это делать:
ü Не надо разделять слово. Оно должно звучать слитно.
ü Не выделяйте одни гласные больше других, не надо делать сильного ударения
ü Не глотайте и не растягивайте окончания и буквы под ударением.
При обучении технике речи тренировочные упражнения на развитие речевого дыхания, голоса, дикции и орфоэпии должны проводиться одновременно. Почему? Дыхание, артикуляция и голосообразование — это единые взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы. Координированная (комплексная) работа этих трех систем под управлением коры головного мозга обеспечивает нормальную функцию голосообразования. При этом главным условным раздражителем является смысловое значение слова.
Речь педагога в структуре его деятельности.
статья по коррекционной педагогике
Речь — это важнейший компанент педагогического мастерства, это инструмент передачи учебного материала и средство воспитательного воздействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_pedagoga_v_strukture_ego_deyatelnosti.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь педагога в структуре его деятельности.
Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.
Речь – это важнейший компонент педагогического мастерства, это инструмент передачи учебного материала и средство воспитательного воздействия.
Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.
Важнейшим элементом профессионального мастерства современного воспитателя является устная речь, которая служит средством педагогической деятельности.
Всем нам хорошо известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи определяются той языковой средой,в которой находится ребёнок: он будет говорить точно так же, как родители, бабушки, воспитатели и его сверстники.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи». Именно поэтому к речи педагогов предъявлены высокие требования.
Каждое слово педагога должно быть значимым, помогать ребёнку познавать окружающий мир и осваивать язык.
Педагог должен: иметь хорошую вербальную память, правильно выбирать языковые средства, логически излагать мысли, уметь ориентироваться в речи собеседника, предвидеть результаты воздействия словом, обладать культурой поведения и эрудицией. Я.А.Коменский писал, что язык преподавателя должен быть точным и ясным, выразительным и привлекательным для обучаемых.
Компоненты техники речи.
• Правильность дыхания. Дыхание является основой рече голосового звучания. Дыхание должно быть фонационным (на выдохе). От него зависит сила, красота, легкость и мелодичность голоса.
• Хорошая дикция (четкость и ясность произношения). В основе лежит хорошая артикуляция (четкое произношение звуков).
Культура речи — широкое и емкое многокомпонентное понятие, но прежде всего это грамотность построения фраз. Твердое знание грамматических правил дает возможность педагогу правильно выражать свои мысли, придает его речи стройный, осмысленный характер, что облегчает учащимся восприятие и понимание учебного материала, команд и т. д. Грамматически правильное построение речи обеспечивает ее содержательность, логическую последовательность, понятность.
Второй составляющей культуры речи педагога являются простота и ясность изложения. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания учащимися форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что учащиеся так и не сумеют понять, что же от них требуется, что они должны усвоить. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлеченное основывается на ясности мышления педагога, на образности и жизненности приводимых для пояснения примеров.
Третьей составляющей культуры речи является выразительность. Она достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.
Выразительность – элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.
Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.
Речь воспитателя должна быть достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как правило, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст.
Существенным требованием к речи педагога является ее литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету, (использование системы специфических, профессиональных стереотипов, устойчивых формул общения). Основу педагогического речевого этикета составляют доброжелательное, вежливое обращение к учащимся, независимо от их возраста, успеваемости и поведения. Педагогический этикет обязывает учителя к конкретной адресованности речи. Неопределенная обращенность транслируемой информации (и по форме, и по содержанию) затрудняет слушателям ее восприятие как личностно значимой.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Так же структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем младше ребенок. Тем проще обращенная к нему речь. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.
Голос – это не только уникальный индивидуальный инструмент, это способ убеждения, эффективность которого зависит от тембровой и звуковой силы речевого звука. Ему подвластна передача информации и интонационная окраска, без которой невозможно общение.
Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:
Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.
Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.
С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.
Голос педагога должен быть достаточно вынослив.
Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, выносливостью.
Следующим компонентом речи является дикция.
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.
Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Педагог должен самокритично относить к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Самые распространённые ошибки в речи педагога:
Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
Часто употребляемые слова – паразиты: «Как бы», «по ходу», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну», «короче», «то есть» и т.д.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
Кроме того, врезультате длительного небрежного отношения к своей речи некоторыенедочеты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться.
Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесенияотдельных звуков или слов и другие несовершенства. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звукии слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы),недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.
Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных эффектов и невербального языка.
Русские пословицы и поговорки, которые воспитатель может применить для оживления своей речи и во время разговора с детьми, и в детских играх, и на прогулке.
Маленький, да удаленький. Мал, да удал;
Ясен, как солнышко (как звездочка) и т.д.
Поучение или наставление:
За правое дело стой смело.
Для друга все не туго и т.д.
Много шуму — мало толку.
Весь дом вверх дном.
У наших у ворот — всегда хоровод.
Кто весел, а кто и нос повесил и т.д.
Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.Культура речи является неотъемлемой частью общей профессионально-педагогической культуры современного преподавателя.
Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.
Каждый дошкольный работник должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать [Текст]/ Ю.П. Азаров.- М.: Просвещение,1985.- 448 с.
- Гришин Э. А.Книга для учителя [Текст] / Э. А. Гришин ; Владимир гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева-Полянского. — Владимир : Владимир. пед. ин-т, 1976. — 158 с.
- Котигер, Я. С.Педагогическая этика / Я. С. Котигер, В. И. Чамлер; Отв. ред. В. Г. Папандополо. — Кишинев :Штиинца, 1984. — 147 с.
- Писаренко В. И. Педагогическая этика [Текст] / В.И. Писаренко, И.Я. Писаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск : Нар. асвета, 1977. — 256 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина- М.: Академия, 2002. — 576 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональ.
Более половины из детей, поступающих в логопедические группы, кроме выраженного речевого нарушения имеют сопутствующие неврологические, соматические заболевания и психологические, личностные особеннос.
Структура образовательной деятельности учителя-дефектолога Антоновой А.Г. на 2011 – 2012 учебный год.
Структура учебной деятельности младшего школьникаДля того, что бы помочь вашего ребенку в процессе обучения, а, значит, и в процессе приобретения целого набора важнейших социальных ролей, на которые р.
Речь воспитателя как образец для подражания дошкольников.
Системно — деятельностный подход – это организация образовательной деятельности, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной.
Портфолио является некой папкой, содержащей ваши достижения. Портфолио оценивается администрацией образовательного учреждения или общественным органом в зависимости от цели представления.
Дикция
Публикации из раздела «Работа с голосом»
6 бесплатных уроков.
Как подготовить и провести
успешную презентацию
Дикция
Возможно, кому-то это покажется очень странным, но слово «дикция» у меня всегда ассоциируется со словом «почерк». А слово «почерк» напрямую связываю со словом «врач». Уважительно отношусь к людям этой не простой, но уникальной профессии. Скверный почерк многих врачей ни капельки не снижает их уровень профессионализма, но вызывает бурю неприятных ощущений, когда мы силимся понять, что написал доктор, и никак не можем этого сделать.
Точно так же и человек, который невнятно и искаженно произносит слова, рискует вызвать у своего собеседника негативные эмоции и быть многими не понятым.
ЧТО ТАКОЕ ДИКЦИЯ
Дикция – это степень отчетливости произношения звуков, слогов и слов нашей речи.
Дикция – это своего рода основа четкости и разборчивости того, что мы говорим.
В дикции проявляется общая культура человека и его культура речи. Четкая и хорошо поставленная речь – один из элементов успешности и привлекательности. Согласитесь, что это очень важно для каждого из нас.
Успех любого публичного выступления зависит во многом от того, насколько аудитории комфортно воспринимать оратора. А комфортно только тогда, когда слушатель не испытывает напряжения по поводу вашей речи, ему все понятно и нет повода задавать дополнительные уточняющие вопросы. У людей не возникает желания поскорее попрощаться с вами, им хочется вас слушать и наблюдать за выступлением до конца.
Последнее время я становлюсь участником многих вебинаров – обучающих программ, которые проходят в режиме реального времени через Интернет. Обнаружив в анонсах материал на интересную для меня тему, записалась на участие в вебинаре. Каково же было мое разочарование, когда я услышала непонятную и плохо различимую речь молодого человека, ведущего это мероприятие. Данное разочарование постигло не только меня, но и других участников: люди писали и просили, чтобы оратор говорил медленнее и понятнее. Не знаю, чем закончилось это дело, но меня как слушателя, оратор потерял навсегда. Возможно у этого молодого человека материал был полезный и очень интересный, но я этого уже не узнаю.
Плохая дикция, невнятное произношение – это неуважение к своим слушателям, это принуждение их к расшифровке сказанного вами или стимуляция к тому, чтобы все было пропущено «мимо ушей».
ПРИЧИНЫ ПЛОХОЙ ДИКЦИИ
- Нарушение произношения звуков или отсутствие звуков в речи. К сожалению, с каждым годом неуклонно растет количество людей, имеющих проблемы в звукопроизношении. Таких людей вы встречаете часто. Возможно, вы сами имеете дефекты речи. Как правило, это касается произношения свистящих («С», «З» и их мягкие варианты), шипящих («Ш», «Ж», «Ч», «Щ») и соноров («Л», «Р» и их мягкие варианты). Наиболее часто встречающие варианты – отсутствие в речи звуков «Л» и «Р» или горловое произношение звука «Р». Не буду подробно останавливаться на этом вопросе. Сейчас, как никогда, в огромном количестве имеется материал для самостоятельной работы, было бы только желание. Как логопед с многолетним стажем посоветую лишь одно: прежде чем заниматься «самолечением», обратитесь к специалисту. Он покажет вам правильное выполнение упражнений, тем самым, сэкономив ваш самый главный ресурс, время.
- Слабость или вялость артикуляционного аппарата. Очень часто люди, не имеющие дефектов речи и правильно произносящие все звуки, в особо значимых ситуациях, в том числе и при публичном выступлении, говорят нечетко и смазанно. Порой люди сами от себя не ожидают такой картины и очень удивляются происходящему. А причина – очевидная. Произношение слов требует очень быстрой и четкой переключаемости артикуляционного аппарата от одного движения к другому. Это достигается только при активности и интенсивности в работе всех артикуляционных мышц. Их согласованность и свобода – залог хорошей дикции.
Человека с безупречной дикцией понимают намного легче. Если вы хотите донести до слушателей свои мысли, то надо говорить не только эмоционально, но и ясно. Возможно то, что вы хотите сказать, очень важно и интересно, но если ваши слова слушатель будет разбирать с большим трудом, скорее всего, выступление окажется бесполезным.
Если вы понимаете, что ваша дикция далека от совершенства, то начинайте заниматься ее улучшением прямо сегодня. Даже, если у вас нет особых изъянов, то все равно найдите время для работы над дикцией, ведь правильная и четкая речь – это еще большая уверенность в себе, в силе своего голоса и слова.
СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ДИКЦИЕЙ
Основой дикции является энергичная и слаженная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Возможность развить и сохранить их подвижность и эластичность позволяет следующая система заданий:
- Тренировка активных мышц речевого аппарата.
- Тренировка и отработка гласных звуков.
- Тренировка и отработка согласных звуков.
- Тренировка и отработка фраз, текстов, скороговорок, стихов.
Упражнения для самостоятельной работы над дикцией вы найдете на нашем сайте. Работа эта будет кропотлива и потребует выдержки и терпения. Возможно, кому-то из вас захочется все бросить и сказать: «Да, зачем мне это надо? У меня и так все в порядке». Не сдавайтесь, проявите упорство и настойчивость. Вы обязательно получите результат и ваша дикция будет работать на вас и служить примером для других.
ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!