Igro-zon.ru

Работа и жизнь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что значит хороший учитель

Статья «Что значит хороший учитель»
статья на тему

Статья об учителя, с большим педагогическим стажеи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Статья » Что значит хороший учитель»29 КБ

Предварительный просмотр:

Хороший учитель – мастер своего дела!

Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком. Хороший учитель — мастер своего дела! Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель, так говорил Толстой.

Неужели такие люди есть? Есть, об одном из них я и хочу рассказать.

О педагоге Екатерине Николаевне Тамаровской в Старобеловском посёлке и родители, и учащиеся отзываются одинаково: «Хорошая учительница!» И когда начинается формирование 1-х классов, к ней постоянно обращаются с просьбой: «Возьмите нашего…» Ведут и с ослабленным здоровьем, и хулиганистых, и тех, кто в прошлом не усвоил программу. Обязательно ведут своих малышей и те, кто когда-то сам у неё учился. Уверены: она не только научит, но и воспитает. В её классе все умны, хороши и добры. Ребята уважают друг друга, заботятся друг о друге. Таков закон жизни класса. И поэтому-то, наверно, в школьном списке «трудных» её учеников не найдёшь: сами оценивают своё поведение, свои поступки, свои высказывания в кругу сверстников.

Уроки Екатерины Николаевны своеобразны, интересны, потому что на них царят психологическая гармония, педагогический такт и опыт. Десятилетия работы помогли ей постичь всё лучшее у Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, учителей школ города, учёных города Новосибирска. Накопился собственный опыт, который отмёл за годы работы рутинные представления о структуре урока, о методах обучения. Теперь она просто берёт из кладовой памяти то, что нужно именно на этом уроке в соответствии с темой, дополняет электронным учебным материалом и всё как в сказке.

Больше всего волнует её ученик, его глаза: живёт ли в них интерес, светится ли живая мысль, удаётся ли ему познать новое? А ещё ей важно, чтобы нравственные и духовные понятия, толстовские представления о жизни становились нормой поведения, жизни воспитанников…

Обучающиеся Екатерины Николаевны активные участники победители и лауреаты конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр разного уровня. В 2006 году – победитель муниципальной олимпиады по математике, в 2007 году – победитель всероссийской игры «Русский медвежонок» по опорной школе, в 2009 году – лауреат городской научно-практической конференции «Маленькая дверь в большой мир»

Екатерина Николаевна активная участница профессиональных конкурсов. Лауреат конкурса «Учитель года 2000», победитель муниципального конкурса «Лучший учитель» (2007 год), участница конкурса «100 лучших учителей Кузбасса». Методическое объединение учителей начальных классов под её руководством в 2006 году стало лауреатом муниципального конкурса методических объединений.

Екатерина Николаевна имеет почетные грамоты администрации школы, управления образования, администрации города, администрации Кемеровской области за достойное воспитание подрастающего поколения, президиума Кемеровского областного комитета Профсоюза работников образования и науки РФ за многолетний добросовестный труд, нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

По стопам Екатерины Николаевны пошли многие ученики: в школе № 7 работают четыре педагога. У всех одно желание – быть похожими на первую учительницу.

Для меня Екатерина Николаевна кумир по работе и по жизни. Добрая, открытая, активная, трудолюбивая, уверенная не оставит равнодушными ни детей, ни родителей, ни коллег.

« Я не мыслю своей жизни без школы…» Такую фразу как-то сказала Екатерина Николаевна Тамаровская – учитель начальных классов. Таких людей действительно называют Учителями с большой буквы.
Роль учителя в жизни каждого человека велика. И очень важно, чтобы твоим учителем был педагог, чем-то похожий на Екатерину Николаевну. Такой ответственный, любящий своё дело, любящий детей, умеющий заинтересовать и доступно объяснить всё. Я вам рассказала об учителе, который всей душой болеет за своё дело. Об учителе, которого любят ученики….

Кто такой «хороший учитель»?

«Он артист — но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он скульптор — но его работ никто не видит. Он врач — но пациенты очень редко благодарят его за лечение и, в общем-то, не хотят лечиться. Он отец и мать — но не получает причитающейся каждому отцу доли сыновней любви. Где же взять ему сил для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. Будни захлестывают учителя — план, журнал, отметки, родители, директор, инспектор, мелкие разговоры в учительской, а ему надо все это оставить у порога и войти к детям с возвышенно настроенной душой». Так пишет о профессии учителя Симон Соловейчик в «Последней книге» (Первое сентября, 1999).

Постоянно спрашивать себя, интересно ли ребенку учиться, вновь и вновь убеждаться, что универсальных педагогических рецептов не существует, превосходить себя, чтобы ученик преодолел планку требований общества. Таков удел учителей, которые со страстью и смирением посвятили себя этой профессии.

Они не пишут в дневниках замечания, звучащие как приговор: «Ничего не усваивает», «Нет способностей к предмету». Наоборот, они не устают размышлять над своей работой, снова и снова ищут ответ на главный вопрос: как поддержать в ребенке желание познавать мир, желание учиться?

«Она сказала: не бойся, что не получится»

Мария, 27 лет, журналист

«Элегантная, улыбчивая, открытая — Галина Петровна поразила меня с первой встречи. Захотелось подойти к ней и заговорить. На ее уроках литературы было интересно всем. Она принимала и «странные» работы: я, например, как-то написала продолжение «Евгения Онегина» вместо сочинения. А еще она блестяще учила русскому языку. Никогда не забуду результаты первого диктанта на журфаке МГУ. Я, студентка из Беларуси, допустила три ошибки, а мои одногруппники — по 20 и больше!

И все же для меня самым важным было то, что к Галине Петровне можно было обратиться за любым советом. Классе в 9-м я рассказала ей о своих сомнениях по поводу будущего: тогда я уже работала в местной газете, но хотелось чего-то большего. И она ответила: «Не бойся, поезжай учиться. Даже если не получится, ты будешь знать, что хотя бы попыталась». Я запомнила ее слова — и стала спокойнее, увереннее, сильнее.

Я ее ценила и очень любила: моя учительница меня поддержала в очень непростой момент. Потом я уехала в Москву и поступила в университет, о котором мечтала. Несколько лет назад моей учительницы не стало. Но присутствие ее я чувствую даже теперь, особенно в те моменты, когда нужно принять серьезное решение. Когда я чего-то боюсь или волнуюсь, то вспоминаю этот случай из прошлого и иду вперед».

Передать интерес

«Желание узнавать новое — это и есть желание учиться, — говорит детский психолог Галия Нигметжанова. — Задача учителя в том, чтобы поддержать в ребенке его желание в самом широком смысле — его жизненную энергию, стремление обладать знанием, присвоить его себе». Никакие уговоры тут не помогут: желание учиться пробуждается у ребенка только тогда, когда он ощущает его во взрослом человеке.

Конечно, нужно помочь детям усвоить необходимые практические навыки: как лучше запоминать материал, как правильно распределить время. Но интерес к освоению нового передается только на личном примере, и ученики безошибочно чувствуют, любит ли сам учитель тот предмет, который им преподает.

«Многим детям скучно учиться, когда они не видят смысла в предлагаемых знаниях, — продолжает детский психолог. — Но когда учитель страстно увлечен своим предметом, им открывается этот смысл, даже если об этом специально не говорится».

«Хороший учитель — не тот, кто знает все ответы, — добавляет доктор педагогических наук Борис Бим-Бад, — но тот, кто постоянно ставит перед собой новые вопросы. Он носитель не истины, а любви к ней, воплощение усилий по ее отыскиванию. Истина для него — это увлекательный процесс. Никогда не завершенный, но влекущий, интригующий. И детей очаровывает это желание узнать».

Один на один

Конечно, есть множество вещей, которые усложняют работу учителя. Они погружают неопытных в отчаяние и заставляют профессионалов терять веру в себя. Это и система образования с ее бесконечными, и нередко противоречивыми, директивами, которая требует от учителей конформизма. Это и трудности обучения, связанные с разным уровнем учеников в классе, и отношения с их родителями.

Кроме того, дети, которые испытывают страх перед учебой, зачастую маскируют его шутовством и всевозможными провокациями, порождая в учителе ответный — и чаще всего неосознаваемый — страх. Боясь утратить авторитет, одни «закручивают гайки», не заботясь о том, что на уроке царит скука или соперничество, другие, наоборот, отпускают вожжи, снижая требования и тем самым лишая детей возможности размышлять, сомневаться, пробовать. А главное — во всех этих ситуациях учитель оказывается один на один со своими проблемами.

Чтобы справиться с ситуацией, учителю нужно преодолеть желание всегда быть повелителем, находиться в центре

«Сегодня в учительской среде нет культуры профессионального обсуждения и взаимной поддержки, — сожалеет Галия Нигметжанова. — Коллеги не решаются поделиться своими промахами и неудачами, а в большинстве школ нет командного духа». Непросто признать свои сомнения, нужна отвага, чтобы попросить о помощи.

«Чтобы справиться с ситуацией, учителю нужно преодолеть желание всегда быть повелителем, находиться в центре, — уверен Борис Бим-Бад. — Важно уметь находиться не над, а рядом с ребенком. Это дает возможность сотрудничать с учениками, оставляя им пространство для самостоятельных действий».

«С одной стороны, некоторая доля авторитарности необходима учителю, именно такие люди и удерживаются в этой профессии, — размышляет Галия Нигметжанова. — С другой стороны, очень опасно застыть на своем пьедестале. Лекарство тут одно — развивать умение наблюдать за собой и за другими, заглядывать в себя, описывать свои чувства. И оставаться открытым с учениками. Тогда причины своих трудностей учитель найдет не в других, а в себе самом».

«Я хотел, чтобы мною гордились»

Глеб, 19 лет, студент ВГИКа

«Все 11 школьных лет физкультуру в нашем классе вели Алексей Борисович и Марина Юрьевна, муж и жена. Он — мастер спорта по гимнастике, она — по фигурному катанию. Наши учителя всегда были достаточно строгими. Но шло время, мы взрослели, и наше общение становилось менее формальным.

В школе я страстно увлекся армрестлингом. Моя любовь к спорту возникла не только потому, что я восхищался моими учителями, но еще и благодаря нашим человеческим отношениям: хорошие оценки, высокие результаты — хотелось их не подвести, мне было важно, чтобы они мною гордились. Для меня это очень важно и сейчас.

Учителя научили меня самому главному — добиваться цели и преодолевать трудности. За это я им очень благодарен. Хотя я и не стал связывать профессиональную жизнь со спортом, я продолжаю заниматься армрестлингом — в прошлом году вошел в пятерку победителей на чемпионате мира в Бразилии — и большим теннисом. А с Алексеем Борисовичем и Мариной Юрьевной нас теперь связывают не только общие воспоминания или впечатления о совместных поездках, но и дружба. Иногда я и сейчас обращаюсь к ним за помощью».

Разные способности

В трудностях с учебой нет ничего необычного. Они связаны с особенностями личности ребенка, чертами характера, обстановкой в семье. Лишь когда учитель не замечает, игнорирует эти особенности, они и вырастают в настоящую проблему. Такие учителя предпочитают общаться только с сильными учениками, а более слабых отодвигают на «камчатку», предоставляют самим себе. Другой вариант — когда учитель умеет работать только с «серединкой» и пасует как перед отстающими, так и перед продвинутыми.

«Одно из главных качеств в нашей профессии — это умение слушать и слышать каждого ребенка, вступать с ним в диалог, понимать его потребности, которые он сам не всегда осознает, — уверен учитель словесности Сергей Волков. — Образно говоря, я представляю себе учителя как человека в халате со множеством карманов, наполненных разными инструментами. И в нужный момент он должен достать из кармана именно тот, который поможет именно этому ребенку и именно в этой ситуации. Чем богаче его арсенал, тем больше он готов к той неизвестности, которая ждет его при входе в класс».

Понимая, насколько различны способности учеников, мудрые учителя позволяют детям идти к знанию своим путем… и иногда на нем заблуждаться — ведь опыт ошибок иногда ценнее успехов. Иначе как ребенок обретет способность самостоятельно мыслить?

«Конечно, в нашей работе важны и положительные оценки, — уточняет Сергей Волков. — Но гораздо важнее конкретной оценки могут быть те мысли, которые ребенку пришли в голову, те чувства, которые он пережил при общении на уроке или изучении предмета». Поэтому хороший учитель не тот, кто не допускает ошибок, но кто ценит продвижение вперед своего ученика.

Свобода вопреки

Чувствует ли себя свободным учитель-диктатор или учитель-популист? Нет, их силы направлены на удержание власти над детьми в первом случае и удержание симпатий у детей — во втором. Между тем, как писал Симон Соловейчик, один из секретов больших учителей состоит в том, что «они чувствуют себя свободными с детьми, не зависят от них. Именно оттого и свободны, что с потрясающей силой уважают ребенка, сохраняя и единство с ним, и чувство расстояния. »

«Учителю не нужно что-то изображать, когда он входит в класс, — говорит Сергей Волков. — Во-первых, дети точно чувствуют эту искусственность. Во-вторых, им интересней человек, который свободен, который позволяет себе быть собой в любых ситуациях. Тогда возникает диалог уважающих друг друга людей — учителя и учеников». А это значит, что и дети чувствуют себя на уроке свободными, не боятся высказывать мнение и при этом прислушиваются к мнению других.

Настоящие педагоги действуют вопреки сложившимся требованиям и ожиданиям системы

Хорошему учителю всегда трудно. Система школьного образования отнюдь не поощряет ни свободу учителя, ни воспитание самостоятельно мыслящих людей. Как говорит Борис Бим-Бад, школа в целом «ориентирована на тиражирование людей подчиняющихся, поэтому настоящие педагоги действуют вопреки сложившимся требованиям и ожиданиям системы»

Но тем не менее педагоги всегда были, есть и будут. Встреча с ними для ребенка бесценна. Вот почему Борис Бим-Бад рекомендует родителям ориентироваться не на престижную школу, а искать в первую очередь хорошего учителя, который, возможно, трудится и в самой обычной школе.

Каким он должен быть?

Ответить на этот вопрос мы предложили посетителям нашего сайта. Хороший учитель прежде всего должен быть страстно увлечен своим предметом — так считает большинство участников опроса, 67%. И этот ответ совпадает с мнением наших экспертов. Гораздо реже назывались такие качества, как умение объяснять материал — 14%, готовность использовать нестандартные приемы — 8%, заботиться о своих учениках — 4%, требовательность и умение поддерживать дисциплину в классе — 2%. Не то чтобы эти качества были не важны, но интерес ребенка к учебе родители ценят больше всего.

Об эксперте

Галия Нигметжанова, детский психолог, преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий специалист Московского психологического центра поддержки семьи «Контакт».

Чего мы ждем от школы?

Учителям и родителям нужно слушать друг друга, действовать заодно, сотрудничать — с этим согласны все участники нашей дискуссии. Мы ждем, что учителя будут чутки, внимательны и справедливы, а педагоги считают, что ребенка воспитывают прежде всего родители.

Десять незнакомцев внутри каждого из нас

Перед вами выбор: спасти своего ребенка или десять чужих. Большинству из нас хватает миллисекунды на принятие решения. Почему? Объясняет Хелен Эдвардс, руководитель библиотеки бизнес-школы Сколково.

Что значит хороший учитель!

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Хороший учитель – мастер своего дела!

Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком. Хороший учитель — мастер своего дела! Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель, так говорил Толстой.

Неужели такие люди есть? Есть, об одном из них я и хочу рассказать.

О педагоге Екатерине Николаевне Тамаровской в Старобеловском посёлке и родители, и учащиеся отзываются одинаково: «Хорошая учительница!» И когда начинается формирование 1-х классов, к ней постоянно обращаются с просьбой: «Возьмите нашего…» Ведут и с ослабленным здоровьем, и хулиганистых, и тех, кто в прошлом не усвоил программу. Обязательно ведут своих малышей и те, кто когда-то сам у неё учился. Уверены: она не только научит, но и воспитает. В её классе все умны, хороши и добры. Ребята уважают друг друга, заботятся друг о друге. Таков закон жизни класса. И поэтому-то, наверно, в школьном списке «трудных» её учеников не найдёшь: сами оценивают своё поведение, свои поступки, свои высказывания в кругу сверстников.

Уроки Екатерины Николаевны своеобразны, интересны, потому что на них царят психологическая гармония, педагогический такт и опыт. Десятилетия работы помогли ей постичь всё лучшее у Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, учителей школ города, учёных города Новосибирска. Накопился собственный опыт, который отмёл за годы работы рутинные представления о структуре урока, о методах обучения. Теперь она просто берёт из кладовой памяти то, что нужно именно на этом уроке в соответствии с темой, дополняет электронным учебным материалом и всё как в сказке.

Больше всего волнует её ученик, его глаза: живёт ли в них интерес, светится ли живая мысль, удаётся ли ему познать новое? А ещё ей важно, чтобы нравственные и духовные понятия, толстовские представления о жизни становились нормой поведения, жизни воспитанников…

Обучающиеся Екатерины Николаевны активные участники победители и лауреаты конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр разного уровня. В 2006 году – победитель муниципальной олимпиады по математике, в 2007 году – победитель всероссийской игры «Русский медвежонок» по опорной школе, в 2009 году – лауреат городской научно-практической конференции «Маленькая дверь в большой мир»

Екатерина Николаевна активная участница профессиональных конкурсов. Лауреат конкурса «Учитель года 2000», победитель муниципального конкурса «Лучший учитель» (2007 год), участница конкурса «100 лучших учителей Кузбасса». Методическое объединение учителей начальных классов под её руководством в 2006 году стало лауреатом муниципального конкурса методических объединений.

Екатерина Николаевна имеет почетные грамоты администрации школы, управления образования, администрации города, администрации Кемеровской области за достойное воспитание подрастающего поколения, президиума Кемеровского областного комитета Профсоюза работников образования и науки РФ за многолетний добросовестный труд, нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

По стопам Екатерины Николаевны пошли многие ученики: в школе № 7 работают четыре педагога. У всех одно желание – быть похожими на первую учительницу.

Для меня Екатерина Николаевна кумир по работе и по жизни. Добрая, открытая, активная, трудолюбивая, уверенная не оставит равнодушными ни детей, ни родителей, ни коллег.

« Я не мыслю своей жизни без школы…» Такую фразу как-то сказала Екатерина Николаевна Тамаровская – учитель начальных классов. Таких людей действительно называют Учителями с большой буквы.
Роль учителя в жизни каждого человека велика. И очень важно, чтобы твоим учителем был педагог, чем-то похожий на Екатерину Николаевну. Такой ответственный, любящий своё дело, любящий детей, умеющий заинтересовать и доступно объяснить всё. Я вам рассказала об учителе, который всей душой болеет за своё дело. Об учителе, которого любят ученики….

Что значит хороший учитель?

Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может считать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком. Настоящий учитель учит и словами, и всем своим поведением, а в конечном счете всей судьбой. Таких учителей зовут Учителями, духовными наставниками.

Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может считать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком.

Хороший учитель – это, во-вторых, человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонты – новейшие открытия, исследования, достижения. Хороший учитель знает во много раз больше, чем предусматривает программа средней школы.

Хороший учитель – это, в-третьих, человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно.

Хороший учитель – это, в-четвертых, человек, в совершенстве владеющий умениями в той или иной трудовой деятельности, мастер своего дела.

Портрет хорошего учителя.

— Настоящий учитель учит и словами, и всем своим поведением, а в конечном счете всей судьбой.

— Таких учителей зовут Учителями, духовными наставниками.

Качества, которые должны быть присущи хорошему учителю.

2. Не стремиться всегда выставлять себя только в выгодном свете.

3. Уметь докатываться до истинного в человеке.

4. Учить всей своей жизнью, всеми поступками.

5. Не вешать головы при неудачах.

6. Желать себе и всем ученикам Добра. Красоты. Здоровья.

7. Улыбаться! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Улыбка – отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей и стрессов.

8. Стараться хвалить ребенка за любое изменение к лучшему в поведении ребенка.

9. Разговаривать с учеником в …….. уважения и сотрудничества.

10. Избегать пустых угроз.

11. Воздерживаться от криков, угроз и оскорбительных слов – они могут только усилить в детях неприязнь, ненависть и чувство протеста.

12. Стараться не выражать предпочтения одному из детей.

Золотой кодекс.

2. Не суди, ибо ты – не судья.

3. Возлюби коллег своих – всех и всяких.

4. Возлюби и предметы чужие, как свои.

5. Начальственной любви избегай, но от благоволения не отказывайся.

6. Гнев же начальственный прими к сведению, но не к сердцу.

7. Не умничай перед родителями учеников своих, ибо они их родители, а не мы.

8. Не жди с трепетом благодарности ни от кого.

9. Не обольщайся любовью учеников, ибо будут у них другие учителя, а у тебя – ученики.

10. Не пророчествуй ученикам своим, ибо не дано тебе знать, что будет, а чего не будет.

И воистину счастлив будет тот из вас, кого когда-нибудь кто-нибудь назовет своим Учителем. Учителем с большой буквы.

Всегда в памяти держите следующие тезисы:

  • Время – это не только деньги.
  • Время более значимо, чем деньги.
  • Время – это нечто такое же, как и сама жизнь.
  • Время необратимо.
  • Время нельзя умножить.
  • Время нельзя передать.
  • Время проходит безвозвратно.
  • Самое важное в вашей жизни – это, в конечном счете, ваше время.
  • Каждое утро напоминайте себе: «Сегодня начинается первый день остатка моей жизни!»
  • А раз так, то живите во времени осознанно и находите время для важных дел.

Находите время для работы – это условие успеха.

Находите время для размышлений – это источник силы.

Находите время для игры – это секрет молодости.

Находите время для чтения – это основа знаний.

Находите время для дружбы – это условие счастья.

Находите время для мечты – это путь к звездам.

Находите время для любви – это истинное радость жизни.

Находите время для веселья – это муза души.

Найдите время для того, чтобы «заточить свою пилу».

Помните, что и тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь, тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь.

Читать еще:  Учитель логопед что делает
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×