Igro-zon.ru

Работа и жизнь
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое тифлопедагогика определение

ТИФЛОПЕДАГОГИКА

Найдено 4 определения термина ТИФЛОПЕДАГОГИКА

Тифлопедагогика

наука о закономерностях обучения и воспитания слепых и слабовидящих. (3)

ТИФЛОПЕДАГОГИКА

специальная педагогика (раздел дефектологии), изучающая процессы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Ее задача — разработка системы всестороннего развития детей с недостатками зрения, вооружение их общеобразовательными знаниями, умениями и навыками, подготовка к участию в общественной жизни и практической трудовой деятельности.

ТИФЛОПЕДАГОГИКА

от греч. typhlos — слепой и педагогика) — наука о воспитании и обучении детей с нарушениями зрения, одна из отраслей коррекционной (специальной) педагогики. Первое учебное заведение для слепых осн. в 1874 во Франции (Париж) В. Гаюи. В 1829 Л. Брайль изобрел наиболее рациональный вариант рельефно-точечного шрифта, получивший распространение во всем мире. В России первая школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807. Развитию Т. способствовали К.К. Грот, А.И. Скребицкий и др. Т. изучает проблемы обучения и воспитания детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Для предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития создана система специального обучения и коррекционно-восстановительной работы. Т. изучает детей с нарушениями зрения; определяет типологию нарушений их психического и физического развития. Осуществляет компенсацию, коррекцию и восстановление нарушенных функций при слепоте и слабовидении. Разрабатывает содержание, методы и организационные формы специального образования, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки учащихся при разных формах нарушения зрения и определяет структуру специальных (коррекционных) образовательных учреждений; научные основы построения специальных учебных планов, программ и учебников, частных методик обучения. Определяет цели и направления формирования личности в процессе общего образования, трудового, эстетического, физического и нравственного воспитания детей с нарушением зрения. Конструирует специальные технические средства. Разрабатывает системы гигиенических мероприятий по охране и коррекции неполноценного зрения у детей (нормативы освещенности в школах, режим зрительной нагрузки учащихся, основы проектирования специальных зданий и др.). Проблемы Т. разрабатываются в Институте коррекционной педагогики РАО, на кафедрах педагогических университетов и институтов. Подготовка учителей для школ слепых и слабовидящих, тифлопедагогов ведется на дефектологических факультетах С.-Петербургского и Нижегородского педагогических институтов.

ТИФЛОПЕДАГОГИКА

от греч. typhlos — слепой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения (частично- и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения).

Первое уч. заведение для слепых было организовано основоположником Т. франц. педагогом В. Гаюи в 1784 в Париже. На рубеже 18—19 вв. школы для слепых созданы в Великобритании, Австрии, Германии, США. В уч. заведениях для слепых учащиеся обучались письму, чтению, счету, примитивным ремеслам и музыке. С сер. 19 в. для письма и чтения слепых повсеместно распространяется созданный Л Брайлем в 1829 вариант рельефно-точечного шрифта.

Из многочисл. рельефных и рельефно-точечных алфавитов, создававшихся для незрячих (Д Галл, Т Лукас, В Мун, И Барбье и др.), шрифт Брайля оказался наиб. рациональным для письма и чтения, обозначения цифровых и нотных знаков Ныне он является осн.кодом для слепых при использовании компьютерной техники и калькуляторов Во мн заруб странах на его базе создается скоропись, т к по сравнению с письмом и чтением зрячих письмо и чтение по Брайлю более замедленны.

В России первая школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807 Развитие Т.н. системы образования слепых в России связано с именами К К Грота, А И Скребицкого и др. Воспитанники школ для слепых получали образование в объеме 3—4 кл ср. общеобразоват. школы и ремесленную подготовку Обучением было охвачено 4—5% слепых детей В СССР. обучение детей с глубокими нарушениями зрения было включено в общегос. систему нар. образования.

В наст. время в Рос Федерации для слепых и слабовидящих создана сеть средних и 9-летних общеобразоват. школ, дающих цензовое образование Интеллектуализация процессов обучения позволила подготовить целую плеяду выдающихся учещлх (Л С Понтрягин, В В Тихомиров, И

С Ладенко и др.). Слепыми освоено ок 70 профессий, связанных с умственным трудом.

Однако слабость системы образования слепых заключалась в недостаточной подготовке детей к жизни в обществе зрячих В связи с этим в школах введены факультативы, работа к-рых направлена на компенсацию и коррекцию недостатков, связанных со слепотой и слабовиде-нием (факультативы по развитию социально-бытовой и пространственной ориентировки, осязания, леч физкультуре, ритмике и развитию остаточного зрения).

Т развивается на основе ведущих положений общей педагогики с учетом особенностей, присущих детям с глубокими нарушениями зрения Наиб. важные задачи Т — рациональное использование и развитие в процессе обучения сохранившихся у детей неполноценных функций зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в психич. и физич. развитии путем специально направленной коррекционно-пед. работы.

Долгое время тифлопед. процесс строился на активном использовании осязательного восприятия, a остаточное зрение, сохранившееся у части учащихся, игнорировалось В 20 в была осознана необходимость охраны и развития остаточного зрения, его рационального использования За рубежом значит. достижением в области развития зрительного восприятия в процессе спец. тренировки явилась работа H Барраги (США). В России разработана система развития зрительного восприятия (Л II Григорьева), включающая в себя методики психофизиол. стимуляции и пси-хол -пед. приемы обучения (Л И Солнцева и др.).

Читать еще:  Учитель дефектолог в школе

Ведущая роль в процессе обучения отводится развитию мышления, речи, логич. памяти и др. качествам, имеющим существ значение для компенсации и коррекции нарушенных функций при слепоте и неполноценном зрении Методы исследований в Т обобщение пед. опыта, наблюдение за процессами обучения, воспитания, развития детей с нарушенным зрением, обучающий, естественный и лабораторный эксперименты, анализ работ слепых и слабовидящих, беседы, анкетный метод, изучение офтальмологич. и др. данных.

Решая пед. задачи умственного, нравств, физич. и эстетич. воспитания, политехн. образования, подготовки к трудовой деятельности слепых и слабовидящих, Т опирается на комплексное психол -пед, физиол, клинико-офталь-мологич. изучение особенностей их развития, что позволяет реализовать кор-рекционно-компенсаторную направленность всего уч -воспитат. процесса Коррекция развития детей с глубокими нарушениями зрения осуществляется как в ходе общеобразоват. и трудовой подготовки, так и на спец. коррекционных групповых и индивидуальных занятиях.

Т разработаны принципы дифференциации детей с глубокими нарушениями зрения на слепых и слабовидящих и спе-цифич методы дифференциров обучения этих групп. Сложились также способы реализации индивидуального подхода к детям, имеющим дополнит нарушения. Умственно отсталые слепые и умственно отсталые слабовидящие обучаются по спец. программам с применением соответствующих методов во вспо-могат классах школ слепых и школ слабовидящих

Методы обучения, применяемые в Т, позволяют учащимся получать общее образование в объеме ср. массовой школы при нек-ром увеличении срока обучения В школах для слепых эффективность обучения достигается применением совр. средств рельефного письма, разнообразных наглядных пособий, воспринимаемых осязательно, а также оптимальным использованием имеющегося у большинства учеников остаточного зрения В школах слабовидящих для обучения общеобразоват. предметам предусмотрены напечатанные крупным шрифтом учебники с переработанными иллюстрациями, в к-рых выделены осн.признаки изображенных объектов, тетради со спец. разлиновкой, наглядные пособия укрупненного масштаба с выделением главного, оптич и техн. средства Большая роль в повышении качества обучения в школах слепых принадлежит тифлографике и тифлотехнике Все методы уч работы предусматривают охрану остаточного и слабого зрения учащихся

Трудовое обучение в спец. школах для слепых организуется на политехн. основе с привлечением тифлотехн. средств, что позволяет давать учащимся этих школ не только простейшую ремесленную подготовку, но и готовить из них специалистов по совр. профессиям (токарей, операторов ЭВМ и др.). Также расширяется круг профессий, по к-рым осуществляется трудовая подготовка слабовидящих детей.

Особое значение в Т придается специ-фич методам физич. воспитания слепых и слабовидящих, к-рое ведется диффе-ренцированно и имеет не только обще-укрепляющее значение, но и служит для коррекции двигат сферы учащихся и ориентировки их в пространстве. В процессе коррекционных занятий, проводящихся в младших классах спец. школ, у детей с глубокими нарушениями зрения воспитываются навыки ориентировки в пространстве и самообслуживания, детям оказывается необходимая логопедич помощь по исправлению недостатков речи, проводятся занятия по развитию остаточного зрения у учащихся школы слепых и по использованию слабого зрения учащихся школы слабовидящих. Учитывая исключительную роль раннего начала коррекционной работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения, в Т повышенное внимание оказывается дошк. воспитанию слепых и слабовидящих детей.

Одна из острых проблем совр. Т — обучение незрячих и слабовидящих в массовой школе Интеграция в массовую школу требует спец. подготовки педагогов, оснащения у ч процесса, создания системы помощи учителю и ученику со стороны специалистов-тифлопедагогов.

Высшее образование учащиеся с нарушением зрения получают во всех высших уч заведениях страны Незрячие принимаются на общих основаниях наряду со зрячими абитуриентами. В Рос Федерации существуют также спец. уч-ще для подготовки слепых массажистов (Кисловодск). и муз. уч-ще (Курск). Решение задач, стоящих перед Т, осуществляется в тесном взаимодействии с общей педагогикой, психологией, физиологией, офтальмологией, шк. гигиеной, дет. психоневрологией.

Проблемы Т разрабатываются в Ин-те коррекционной педагогики РАО, на кафедрах пед. ун-тов и ин-тов Подготовка учителей для школ слепых и слабовидящих, тифлопедагогов для спец. дошк. учреждений ведется на дефектоло-гич ф-тах С -Петербургского и Нижегородского пед. ин-тов

Что такое Тифлопедагогика

Значение слова Тифлопедагогика по Ефремовой:

Тифлопедагогика — Раздел дефектологии, изучающий процессы воспитания и обучения детей с недостатками зрения.

Значение слова Тифлопедагогика по Ожегову:

Тифлопедагогика — Раздел дефектологии, занимающийся обучением слепых

Тифлопедагогика в Энциклопедическом словаре:

Тифлопедагогика — (от греч. typhlos — слепой и педагогика) — отрасльдефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания слепых ислабовидящих.

Значение слова Тифлопедагогика по словарю Ушакова:

ТИФЛОПЕДАГОГИКА
тифлопедагогики, мн. нет, ж. (от греч. typhlos — слепой и слова педагогика) (педаг.). Методика преподавания слепым.

Определение слова «Тифлопедагогика» по БСЭ:

Тифлопедагогика (от греч. typhlуs — слепой и Педагогика
отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания, образования, обучения и трудовой подготовки лиц с нарушением зрения (слепых от рождения, ослепших, частичновидящих, слабовидящих, слепоглухих).
Первая школа для слепых открыта основоположником Т. французским педагогом В. Гаюи в 1784 в Париже, в России — в Петербурге в 1807. В 19 в. такие школы стали создаваться на благотворительные средства во многих странах. В России развитие Т. и системы образования слепых связано с именами К. К. Грота, А. И. Скребицкого и др. Воспитанники школ для слепых получали 3-4-летнее образование и ремесленную подготовку. Обучением было охвачено 4-5% слепых детей.
В СССР школы для слепых уже в первые годы Советской власти включены в общую систему народного образования. С 30-х гг. организованы школы для слабовидящих. Для всеобщего обязательного обучения слепых и слабовидящих создана сеть специальных средних и восьмилетних общеобразовательных школ. Цели, задачи, содержание и дидактические принципы обучения в этих школах такие же, как и в массовых, но реализуются они с учётом специфических особенностей развития и обучения слепых и слабовидящих детей. В школах для слепых применяются учебники и др. литература, изданные по рельефно-точечной системе Л. Брайля (См. Брайля шрифт), в школах для слабовидящих — учебники с крупным шрифтом.
Советская Т. строится на основе общих принципов марксистско-ленинской педагогики и имеет целью развитие умственных и физических способностей детей, их общее среднее образование (овладение основами наук), формирование материалистическое мировоззрения, воспитание коммунистической морали, подготовку к жизни и труду. Советская Т. разрабатывает пути совершенствования содержания обучения, методы и принципы организации учебно-воспитательного процесса, структуру специальных школ и дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, организационные формы дифференцированного обучения и воспитания детей. Наиболее важная задача Т. — рациональное использование и развитие в процессе обучения сохранившихся у детей неполноценных функций зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в психическом и физическом развитии путём специально направленной коррекционно-педагогической работы, применение технических средств обучения (см. также Тифлотехника), коррекции и компенсации нарушенного зрения. Ведущая роль в процессе обучения отводится развитию мышления, речи, логической памяти, произвольного внимания, формированию наблюдательности, ориентации в пространстве, имеющих существенное значение для компенсации и коррекции нарушенных функций при слепоте и неполноценном зрении.
Т. опирается на данные смежных наук — общей педагогики, психологии, физиологической оптики, офтальмологии, педиатрии, школьной гигиены, физиологии высшей нервной деятельности, эргономики, тифлотехники.
Центр советской Т. — НИИ дефектологии АПН СССР. Теоретические и практические вопросы Т. разрабатываются также в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена и др. педагогических институтах.
Научные центры в области Т. организованы в Великобритании, СФРЮ, ГДР, СРР, ЧССР, ФРГ, США, Швеции, Японии и др.
Лит.: Дети с глубоким нарушением зрения, под ред. М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер, М., 1967. Слабовидящие дети, под ред. Ю. А. Кулагина, Н. Г. Морозовой и М. Б, Эйдиновой, М., 1967. Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих, под ред. М. И. Земцовой, М., 1969. Кулагин Ю. А., Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых, М., 1969. 3емцова М. И., Учителю о детях с нарушениями зрения, М., 1973. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников,
«Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена», 1968, т. 344, 1970, т. 420. Мещеряков А. И., Слепоглухонемые дети, М.. 1974.
М. И. Земцова.

Читать еще:  Что нужно знать педагогу

Значение слова &laquoтифлопедагогика»

ТИФЛОПЕДАГО́ГИКА, -и, ж. Раздел дефектологии, разрабатывающий проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

[От греч. τυφλός — слепой и слова педагогика]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Тифлопедагогика (от греч. τυφλός — слепой и педагогика) — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения — является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии.

ТИФЛОПЕДАГО’ГИКА, и, мн. нет, ж. [от греч. typhlos — слепой и слова педагогика] (педаг.). Методика преподавания слепым.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

тифлопедагогика

1. наука о воспитании и обучении учащихся с нарушениями зрения, одна из отраслей коррекционной педагогики

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова расколотить (глагол), расколотил:

Синонимы к слову «тифлопедагогика&raquo

Предложения со словом «тифлопедагогика»

  • Имеет ряд отраслей: сурдопедагогику, тифлопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию.
  • Коррекционная педагогика (специальная педагогика, дефектология) разрабатывает проблемы воспитания и обучения людей с отклонениями от нормы: олигофренопедагогика — педагогические способы работы с людьми, имеющими отклонения в умственном развитии, сурдопедагогика — со слабослышащими и глухими людьми, тифлопедагогика — с плохо видящими и слепыми людьми, логопедия — с людьми, страдающими нарушениями речи.
  • Специальные педагогические науки — сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика — разрабатывают теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.
  • (все предложения)
Читать еще:  Первый учитель в мире

Понятия со словом «тифлопедагогика»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «тифлопедагогика»:

Имеет ряд отраслей: сурдопедагогику, тифлопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию.

Коррекционная педагогика (специальная педагогика, дефектология) разрабатывает проблемы воспитания и обучения людей с отклонениями от нормы: олигофренопедагогика — педагогические способы работы с людьми, имеющими отклонения в умственном развитии, сурдопедагогика — со слабослышащими и глухими людьми, тифлопедагогика — с плохо видящими и слепыми людьми, логопедия — с людьми, страдающими нарушениями речи.

Специальные педагогические науки — сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика — разрабатывают теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.

Предмет и задачи тифлопедагогики

Тифлопедагогика(от греч. typhlos — слепой) — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. Тифлопедагогика является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии. Как раздел общей педагогики она развивается на основе диалектико-материалистической философии, принципов гуманистического воспитания и на общедидактических принципах обучения, с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения. Естественнонаучной основой тифлопедагогики является учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с глубокими нарушениями зрения; выяснение типологии нарушений функций зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Важное место занимают: разработка содержания, методов и организация обучения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих; определение типов и структуры специальных учреждений для их обучения и воспитания; разработка научных основ построения учебных планов, программ, учебников, частных методик. Большое внимание уделяется: созданию специальных технических средств, способствующих расширению познавательных возможностей лиц с нарушенным зрением, повышению эффективности их обучения и подготовки к труду в современном обществе; разработке системы гигиенических мероприятий по охране и развитию неполноценного зрения (нормативов освещенности, режима зрительной нагрузки и др.); проектированию специальных зданий для обучения, воспитания и трудовой подготовки.

В качестве методов исследования тифлопедагогика использует наблюдение за процессом обучения, воспитания и развития детей, естественный, обучающий, лабораторный и

психолого-педагогический эксперимент, беседы, анализ ученических работ (письменные работы, образцы разных видов изобразительной и трудовой деятельности и др.). В зависимости от задач исследования используются также методы смежных областей наук. Тифлопедагогика опирается на смежные с ней науки — на общую педагогику, дефектологию, тифлопсихологию, патофизиологию, офтальмологию, школьную гигиену, педиатрию, детскую психоневрологию и др.

Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмы и условия компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного обучения лиц с глубокими нарушениями зрения разного возраста.

В процессе воспитания детей дошкольного возраста осуществляются всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического развития, подготовка к школьному обучению.

В школьном возрасте дети получают общее среднее и политехническое образование в объеме массовой школы, идейно-нравственное, физическое, эстетическое воспитание, социально-психологическую и трудовую подготовку.

Обучение взрослых с нарушением зрения имеет целью повышение уровня образования и социально-трудового статуса. Оно организуется с учетом возраста, сферы производственной занятости, жизненного и практического опыта, уровня общеобразовательной подготовки.

К специальным средствам обучения и воспитания относятся: положения о дошкольных учреждениях и школах, учебные планы и программы, формы, методы, дидактические средства наглядности и тифлотехнические устройства.

Подготовка тифлопедагогов ведется в Ленинградском государственном пединституте им. А. И. Герцена, Киевском государственном пединституте им. А. М. Горького, Одесском государственном пединституте им. К’. Д. Ушинского, Шяуляйском государственном пединституте им. К. Прейкшаса. Выпускники пединститутов должны владеть теорией и практикой обучения и воспитания слепых и слабовидящих.

Повышение квалификации учителей и воспитателей составляет единую, цельную систему непрерывного дефектологического образования. Повышение квалификации работников школ проводится органами народного образования (просвещения) с участием НИИ дефектологии АПН СССР, НИИ педагогики УССР, а также Ленинградского, Киевского, Одесского, Шяуляйского пединститутов, имеющих квалифицированных специалистов по офтальмологии, физиологии, тифлопсихологии и тифлопедагогике.

Подготовка научных кадров по тифлопсихологии и тифлопедагогике ведется во всех названных институтах.

Для работников специальных школ и дошкольных учреждений издаются журналы, монографии, сборники научных трудов, методические пособия. Общесоюзным журналом по вопросам теории и практики обучения и воспитания детей и взрослых с нарушениями в психофизическом развитии является журнал «Дефектология».

Большое значение для совершенствования процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей имеют публикации издательств «Педагогика», «Просвещение», «Радянська школа» и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector