Что такое сурдопедагогика определение
СУРДОПЕДАГОГИКА
Найдено 4 определения термина СУРДОПЕДАГОГИКА
СУРДОПЕДАГОГИКА
отрасль дефектологии, изучающая процессы воспитания и обучения детей с дефектами слуха.
СУРДОПЕДАГОГИКА
от лат. surdus — глухой) — отрасль дефектологии, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, изучающая возможности коррекции слуха.
СУРДОПЕДАГОГИКА
от лат. surdus — глухой)— наука о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших); один из разделов коррекционной (специальной) педагогики. В России первые специальные учреждения для глухонемых детей были открыты в начале 19 в. (Павловск, 1806; Петербург, 1810; Москва, 1834). В конце 19 — начале 20 вв. складывалась отечественная прогрессивная система обучения детей с нарушениями слуха. Сурдопедагоги В.И. Флери, Г.А. Гурцев, П.Д. Енько, И.Я Селезнев, А.Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский, И.А. Васильев, Ф.А. Рау, Н.А. Рау разрабатывали вопросы обучения и воспитания детей с нарушенным слухом, акцентируя внимание на проблеме формирования словесной (в т.ч. устной) речи. В 1919 все учреждения для детей с нарушениями слуха перешли в систему народного образования и с этого времени начали разрабатываться специальные учебные планы и программы для школ глухих. Большое значение для развития отечественной С. имело Всероссийское совещание по вопросам обучения и воспитания глухих детей (1938), на котором было положено начало созданию новой системы обучения. В 50-60-х гг. стали открываться школы для слабослышащих и позднооглохших детей, составлялись методические и учебные пособия. В 50-е гг. разработаны принципы дифференцированного обучения детей с нарушенным слухом (Р.М. Боскис и др.), проведены исследования по изучению остаточного слуха и его роли в обучении глухих детей устной речи (Ф.Ф. Рау, Л.В. Нейман, В.И. Бельтюков). Работы С.А. Зыкова и Л.А. Новиковой показали огромное компенсаторное значение сохранного двигательного анализатора в виде мышечного чувства руки при пользовании дактилологией. Разработаны система обучения глухих детей языку по принципу формирования речевого общения (коммуникативная система) (Зыков и др.) и методика обучения произношения с использованием сокращенной системы фонем (Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина). Исследованы вопросы трудового и профессионального обучения (А.П. Гозова, Л.А. Новоселов и др.), проблемы совершенствования учебного процесса в целях повышения активности и самостоятельности глухих учащихся. В 60-е гг. под руководством Зыкова разработана новая дидактическая система обучения глухих детей с широкой опорой на предметно-практическую деятельность. В 70-е гг. исследовались проблемы развития остаточной слуховой функции в целях совершенствования процесса восприятия устной речи и ее воспроизведения (Т.А. Власова, Е.П. Кузьмичева, Слезина). В 70- 80-е гг. разрабатывались вопросы интенсификации учебно-воспитательного процесса с целью сокращения сроков обучения в школе (Зыков и др.), созданы интенсивные методы обучения общим и специальным учебным предметам, а также воспитания глухих детей (Т.С. Зыкова, Е.Н. Марциновская, Л.П. Носкова, В.Б. Сухова и др.). С 90-х гг. ведутся исследования по использованию компьютерных технологий в обучении (О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская). Разработанная Боскис педагогическая типология детей с нарушениями слуха положила основу дидактики школьного обучения слабослышащих и позднооглохших детей. Создана оригинальная система обучения языку слабослышащих детей (К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев и др.), отличающаяся от традиционной системы, принятой в массовой школе и школе для глухих. Для старших классов школ, использующих программы массовой школы, по всем общеобразовательным предметам имеются специальные рекомендации. Для наиболее сложного процесса — обучения глухих и слабослышащих детей языку разработаны специ- альные системы и методики обучения, включая обучение произношению и развитие слухового восприятия. Первое дошкольное учреждение для глухих детей в России было создано Н.А. и Ф.А. Рау в 1900. В 30-е гг. были открыты первые ясли для детей с нарушением слуха (Е.Ф. Рау). В 50-60-е гг. 20 в. была разработана и внедрена в практику оригинальная система формирования словесной речи глухих дошкольников (Б.Д. Корсунская), создана первая государственная программа их воспитания и обучения (1964). В 60-70-е гг. расширялась сеть специальных дошкольных учреждений и групп для детей с нарушениями слуха, разрабатывались различные вопросы теории и практики воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников, в т.ч. и в семье (Э.И. Леонгард, Носкова и др.). С 90-х гг. особое внимание уделяется коррекционной помощи неслышащим детям с первых месяцев жизни и их семьям (Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко). Социальной защитой и реабилитацией глухих и слабослышащих занимаются Министерства образования и здравоохранения РФ, Всероссийское общество глухих. Научно-исследовательская деятельность и подготовка педагогических кадров высшей квалификации осуществляется в Институте коррекционной педагогики РАО, подготовка педагогических кадров — на дефектологических факультетах педагогических университетов. Проблемы слепоглухих детей изучает тифлосурдопедагогика.
СУРДОПЕДАГОГИКА
от лат surdus — глухой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднеоглохших). С как отрасль пед. науки включает в себя теорию обучения и воспитания детей с недостатками слуха дошкольного и школьного возраста, историю С, частные методики, сур-дотехнику.
Первые высказывания о возможности обучения глухих детей встречаются уже в сочинениях Аристотеля В 16 в о возможности усвоения речи с помощью ее письменной формы упоминал итал философ, врач и математик Дж Кардано (1501—76), в это же время в Испании предпринимались первые попытки обучения детей письменной и устной речи с использованием дактилологии В 1620 в Мадриде был опубликован первый метод труд, посвященный обучению глухих детей X II Бонет, «О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить»
К 18 в в результате обобщения опыта индивидуального обучения детей с нарушениями слуха в С сложились две метод системы обучения За основу одной из систем был принят мимический (мимико-жестикулярный). яз глухонемых Окончательно оформилась эта система в первом в мире уч-ще для глухих — Парижском нац. ин-те, учрежденном в 1770 франц сурдопедагогом III M де ль Эпе В основу др системы обучения (т.н. устного метода). была положена работа над произношением. Основоположник этого метода нем. сурдопедагог С. Гейнике считал, что только устная форма словесной речи может служить базой мышления глухонемого. Однако обучение по устному методу приводило к противоречиям между задачами общего развития ребенка и возможностями овладения им произношением.
На Руси воспитание глухих детей (вместе со здоровыми детьми). осуществлялось с 11 в. гл. обр. в монастырских приютах. В кон. 18 в. в системе обществ, призрения организовывались разнообразные учреждения (сиротские дома, госпитали, воспитат. дома и др.), в к-рых глухие дети обучались в особых группах.
Первые спец. учреждения в России были открыты в нач. 19 в. (в 1806 — в Павловске, в 1810 переведено в Петербург; в 1834 — в Москве). На основе опыта обучения и воспитания глухих в спец. учреждениях в России на рубеже 19—20 вв. сложилась собств. пед. система обучения детей с недостатками слуха (вместе с глухими обучались слабослышащие и оглохшие дети). Педагоги В. И. Флери, Г. А. Гурцов, А. Ф. Остроградский, H. M. Лаговский и др. рекомендовали, наряду с устной речью, обучать детей жестовой речи (дактилологии). и письму. Рус. сурдопедагоги большое значение придавали развитию познават. возможностей глухих учащихся, их нравственному воспитанию.
В кон. 19 в. в России и ряде заруб. стран предпринимались попытки диффе-ренциров. подхода к обучению детей с нарушениями слуха. Однако эта идея, не обеспеченная должным науч. обоснованием (специфичность обучения ограничивалась лишь коррекцией произношения, выработкой навыков чтения с губ и улучшением условий для восприятия на слух), не получила в тот период практич. реализации.
Совр. отеч. С. исходит из необходимости дифференциров. обучения детей с недостатками слуха. Пед. классификация таких детей основывается на положениях, определяющих своеобразие их развития. Дефект того или иного анализатора у ребенка должен рассматриваться с учетом его принципиального отличия от аналогичного недостатка у взрослого. Утрата нормальной функции анализатора в дет. возрасте нарушает нормальный ход психич. развития ребенка и приводит к возникновению отклонений в речевой и познават. сферах. При дефекте анализатора различают первичный недостаток, возникший под воздействием к.-л. болезненного явления, и вторичные проявления, образующиеся в ходе дет. развития под влиянием первичного дефекта.
Показатели аномального развития ребенка при частичном и тотальном (полном). нарушении анализатора различны. Вторичные отклонения возникают лишь при определенной степени первичной недостаточности; их степень и характер зависят от ряда причин (степени нарушения пострадавшего анализатора; возраста ребенка при возникновении первичного дефекта; пед. условий, в к-рых находился ребенок с момента нарушения анализатора; индивидуальных особенностей ребенка).
Согласно пед. классификации, разработанной в отеч. дефектологии (Р. М. Боскис). в 50-х гг. 20 в. с учетом оценки роли слухового анализатора в развитии ребенка, дети с нарушениями слуха подразделяются на 4 группы: глухие без речи (ранооглохшие); глухие, сохранившие речь (позднооглохшие); слабослышащие с развитой речью; слабослыша-щие с глубоким речевым недоразвитием. Соответственно этому подразделению обучение ранооглохших детей ведется в школах для глухих, слабослышащих с развитой речью — в 1-м отделении школы слабослышащих; слабослышащих с глубоким речевым недоразвитием — во 2-м отделении школы слабослышащих (позднооглохшие дети обучаются в 1-м или во 2-м отделении школы слабослышащих в зависимости от степени сохранности речи).
В 50-х гг. под руководством С. А. Зыкова разработана система обучения языку глухих детей по принципу формирования речевого общения, при к-ром речь формируется в ее осн. функции (потребность в общении возникает.н. развивается в связи с широким использованием разл. видов педагогически организов. деятельности). В качестве вспомогат. средств в целях активизации речевого общения эффективна дактильная речь в сочетании с устной и письменной. При обучении глухих учащихся по этой системе происходит практич. овладение языком с последующим изучением языковых явлений и закономерностей. Также в 50-х гг. было завершено важное для быстрейшего овладения глухими детьми устной формой речи исследование Ф. Ф. Рау и Н. Ф. Слезиной, связанное с поэтапным формированием произносит, стороны речи на основе сокращенной системы фонем, что позволило немного раньше использовать устную форму речи в обучении, обогатить ее жизненно необходимым материалом, повысить интерес учащихся к обучению речи, вызвать их речевую активность и потребность в общении на основе употребления естеств. форм коммуникации.
В 60-х гг. Зыковым разработаны основы новой дидактич. системы обучения глухих детей, связанной с широким применением предметно-практич. деятельности учащихся в качестве базы для формирования у них понятий, развития речи как средства коммуникации, воспитания у них активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность. Исходным пунктом в создании теоретич. основ спец. обучения слабослышащих детей стала разработанная Боскис пед. типология детей с нарушениями слуха, позволившая организационно оформить их дифференциров. обучение и структурно выделить самостоят. типы школ для слабослышащих и поздно-оглохших детей.
Пед. процесс в школе слабослышащих (в первую очередь, это касается детей с глубоким речевым недоразвитием). отличается от пед. процесса в массовой школе по содержанию и специфич. задачам (ориентированным на восполнение пробелов развития, затрудняющих усвоение основ наук). и по средствам и методам, направленным на использование имеющихся у ребенка компенсаторных возможностей.
Гл. фактор, определяющий аномалию слабослышащих — речевое недоразвитие, обусловливает особую направленность речевого развития детей (формирование речи, а не изучение языка). Специфичность построения уч.-воспитат. процесса в школе слабослышащих проявляется в решении 2 групп задач: пропедевтических (практич. овладение языком, расширение, уточнение, коррекция представлений и знаний детей об окружающей среде, формирование наглядных и отвлеченных обобщений, развитие слухового восприятия). и общеучебных (целенаправленное, планомерное обучение основам наук, овладение знаниями и навыками на уровне неполной средней и ср. общеобразоват. школы).
Важное значение в С. придается наиболее раннему воспитанию и обучению таких детей; их дошкольная подготовка позволяет эффективно организовать обучение в нач. классах школы для глухих детей, где преодоление отклонений в развитии обеспечивается организацией спец. пед. процесса, предусматривающего использование адекватных дефекту методов обучения, широкое применение звукоусиливающей аппаратуры, обучение по спец. учебникам и уч. пособиям.
Начатые в 70-х гг. исследования (Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичева). связаны с проблемой развития остаточной слуховой функции у детей с недостатками слуха путем ежедневных индивидуальных тренировочных упражнений, что позволяет использовать остаточный слух не только для ускорения и формирования произносительной стороны речи, но и для словесного общения на уроках и во внеклассное время. Использование остаточного слуха учащихся весьма перспективно для решения всей проблемы реабилитации детей с недостатками слуха и лучшей их интеграции в обществе слышащих.
В Рос. Федерации сурдопедагогов готовят дефектологич. ф-ты и отделения пед. ин-тов (см. Дефектологическое образование). Н.-и, работа в области С. ведется в Ин-те коррекционной педагогики РАО, в нек-рых др. науч. учреждениях, а также на кафедрах С. дефектологич. ф-тов пед. ин-тов.
Лит.: Выготский Л. С., Принципы социального воспитания глухонемых детей [1925], Собр. соч., т. 5, М., 1983; Дьячков А И., Системы обучения глухих детей, М., 1961; Основы спец. обучения слабослышащих детей, под ред. Р. М. Боскис, М., 1968;
Басова А. Г., Егоров С Ф., История сурдопедагогики, М., 1984; Сурдопедагогика, под ред. М. И. Никитиной, М., 1989.
Предмет, объект, задачи, основные понятия сурдопедагогики
Сурдопедагогика (от лат. surdus – глухой) – наука о воспитании, образовании и обучении детей и взрослых с нарушениями слуха.
Субъект сурдопедагогики — человек со слуховым дефектом (ребенок, подросток, взрослый). В настоящее время в мире около 250 млн. людей со слуховым дефектом. В России число детей в возрасте до 16 лет, имеющих нарушения слуха, превышает 600 тыс.
Объектом сурдопедагогики является специальное образование людей, имеющих нарушения слуха, а ее предметом – практика их воспитания, обучения, социализации. Основная цель сурдопедагогики (общая со специальной педагогикой) – обеспечить людям, имеющим нарушения слуха, возможность достижения максимальной самостоятельности и независимости в жизни. К специфическим целям сурдопедагогики относятся изучение и осуществление процессов социального и средового адаптирования, реабилитации и интеграции лиц с нарушенным слухом на разных ступенях жизненного цикла. Для достижения обозначенных целей в сурдопедагогике решаются следующие конкретные задачи:
— изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных слуховых возможностей;
— определение путей коррекции и компенсации слухового дефекта;
— обоснование педагогической классификации людей, имеющих нарушения слуха;
— изучение сложившихся педагогических систем их образования;
— разработка и реализация концепции интеграции лиц с нарушениями слуха в образовании и социокультурной среде;
— определение научных основ, содержания образования, методов, технологий, организационных условий образования людей с нарушенным слухом;
— разработка специальных образовательных технологий развития речевого слуха, обучения национальному жестовому, русскому (родному) языку, устной речи;
— определение особенностей педагогической реабилитации в послеоперационный период (при кохлеарной имплантации);
— совершенствование технологий использования сурдотехнических средств развития речевого слуха, произносительной стороны речи людей, имеющих слуховой дефект;
— разработка и реализация программ профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки, а также социально-трудовой адаптации лиц со слуховым дефектом.
Основные понятия сурдопедагогики: глухота, тугоухость (медицинские термины); глухие, слабослышащие, позднооглохшие (педагогические термины). Подглухотой понимают стойкое нарушение слуха, которое препятствует речевому общению даже при наличии слухопротезирования. При глухоте могут сохраняться остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие неречевые звуки или при значительном усилении отдельные звуки речи. Тугоухостью считают стойкое понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при определенных условиях: приближении говорящего или другого источника звука к уху, применении звукоусиливающей аппаратуры.
Сурдопедагогика по отношению к лицам, имеющим тугоухость, употребляет термин слабослышащие. Сурдопедагогика изучает также такую категорию лиц, которая называется позднооглохшие, и особенности педагогической помощи им. К ней относят тех, кто приобрел нарушение слуха после того, как уже сформировалась словесная речь.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9822 — | 7504 —
или читать все.
Значение слова сурдопедагогика
Сурдопедагогика в словаре кроссвордиста
сурдопедагогика
Сурдопедагогика Сурдопедаго́гика ( «глухой» + «искусство воспитания») — раздел сурдологии, изучающий проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами (акупаты).
( лат. surdus глухой + педагогика) входящая в дефектологию спец. педагогика, изучающая процессы воспитания и обучения детей с дефектами слуха.
Новый словарь иностранных слов
(от лат. surdus — глухой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
Современный толковый словарь, БСЭ
сурдопедагогики, мн. нет, ж. (от латин. surdus-глухой и слова педагогика) (педаг.). Методика преподавания глухонемым.
Толковый словарь русского языка Ушакова
ж.Раздел дефектологии, изучающий процессы воспитания и обучения детей с дефектами слуха.
Большой современный толковый словарь русского языка
ж. Раздел дефектологии, изучающий процессы воспитания и обучения детей с дефектами слуха.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
[лат. surdus глухой + педагогика]входящая в дефектологию спец. педагогика, изучающая процессы воспитания и обучения детей с дефектами слуха.
Словарь иностранных выражений
раздел дефектологии, занимающийся обучением и развитием детей с дефектами слуха
Словарь русского языка Ожегова
сурдопедагогика ж. Раздел дефектологии, изучающий процессы воспитания и обучения детей с дефектами слуха.
Толковый словарь Ефремовой
(сурдо- + педагогика) раздел оториноларингологии и педагогики, разрабатывающий методы развития слухового восприятия и использования остатков слуховой функции у тугоухих с целью формирования словесной речи.
(от лат. surdus — глухой), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших). Первые попытки обучения детей с глубоким нарушением слуха отмечены в Испании в 16-17 вв. (П. де Понсе и Х. Бонет). В конце 18 в. во Франции и Германии открылись первые специальные учебно-воспитательные учреждения для глухих, возглавлявшиеся Ш. М. Эпеи С. Гейнике, в России — в 1806 в Павловске. Основоположниками русской С. были Г. А. Гурцов, В. И. Флери, И. А Васильев, П. Д. Енько. Развитие советской С. связано с именами Н. М. Лаговского, Ф. A. Рау, Л. С. Выготского, И. И. Данюшевского, Р. М. Боскис, А. И. Дьячкова и С. А. Зыкова. Советская С. строится на основе общих принципов марксистско-ленинской педагогики, направлена на всестороннее развитие духовных и физических сил детей с нарушенным слухом, воспитание их в духе коммунистической морали, на их общее образование, подготовку к практической деятельности, общественно полезному труду среди нормально слышащих и говорящих. Изучая особенности развития детей с недостатками слуха, С. разрабатывает основы построения специального учебно-воспитательного процесса, принципы организации специальных учебно-воспитательных учреждений. Важнейшие специальные задачи С.: максимальное развитие и использование сохранившейся у детей слуховой функции, формирование у них словесной речи (устной, письменной), навыков её понимания и употребления, развитие словесно-логического мышления. С. включает теорию и историю обучения детей с недостатками слуха, а также частные методики (акупедии, русского языка, математики, естествознания и др. предметов школьной программы). Совершенствованию методов С. способствует разработка технических средств компенсации слуховых нарушений, составляющая одну из основных задач сурдотехники . С. опирается на данные смежных наук: отоларингологии, акустики, психологии, физиологии, языковедения, логопедии, теории коммуникации и др. Центром советской С. является НИИ дефектологии АНП СССР (Москва). Теоретические и практические проблемы С. разрабатываются также в научно-педагогических центрах др. социалистических и ряда капиталистических стран (Великобритания, Дания, Нидерланды, США, Швеция, Япония и др. ).Лит.: Дьячков А. И., Воспитание и обучение глухонемых детей, М., 1957; Зыков С. А., Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения, М., 1961; Нейман Л. В., Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей, М., 1961; Боскис Р. М., Глухие и слабослышащие дети, М., 1963; Басова А. Г., Очерки по истории сурдопедагогики в СССР, М., 1965; Психология глухих детей, М., 1971; РауФ. Ф., Устная речь глухих, М.,
Большая советская энциклопедия, БСЭ
Полный орфографический словарь русского языка
раздел сурдологии, изучающий проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами
Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика , слепых – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика.
Что такое Сурдопедагогика
Значение слова Сурдопедагогика по Ефремовой:
Сурдопедагогика — Раздел дефектологии, изучающий процессы воспитания и обучения детей с дефектами слуха.
Значение слова Сурдопедагогика по Ожегову:
Сурдопедагогика — Раздел дефектологии, занимающийся обучением и развитием детей с дефектами слуха
Сурдопедагогика в Энциклопедическом словаре:
Сурдопедагогика — (от лат. surdus — глухой и педагогика) — отрасльдефектологии, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей снарушениями слуха.
Значение слова Сурдопедагогика по словарю медицинских терминов:
сурдопедагогика (сурдо- педагогика) — раздел оториноларингологии и педагогики, разрабатывающий методы развития слухового восприятия и использования остатков слуховой функции у тугоухих с целью формирования словесной речи.
Значение слова Сурдопедагогика по словарю Ушакова:
СУРДОПЕДАГОГИКА
сурдопедагогики, мн. нет, ж. (от латин. surdus-глухой и слова педагогика) (педаг.). Методика преподавания глухонемым.
Определение слова «Сурдопедагогика» по БСЭ:
Сурдопедагогика (от лат. surdus — глухой)
отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших). Первые попытки обучения детей с глубоким нарушением слуха отмечены в Испании в 16-17 вв. (П. де Понсе и Х. Бонет). В конце 18 в. во Франции и Германии открылись первые специальные учебно-воспитательные учреждения для глухих, возглавлявшиеся Ш. М. Эпеи С. Гейнике, в России — в 1806 в Павловске. Основоположниками русской С. были Г. А. Гурцов, В. И. Флери, И. А Васильев, П. Д. Енько. Развитие советской С. связано с именами Н. М. Лаговского, Ф. A. Рау, Л. С. Выготского, И. И. Данюшевского, Р. М. Боскис, А. И. Дьячкова и С. А. Зыкова.
Советская С. строится на основе общих принципов марксистско-ленинской педагогики, направлена на всестороннее развитие духовных и физических сил детей с нарушенным слухом, воспитание их в духе коммунистической морали, на их общее образование, подготовку к практической деятельности, общественно полезному труду среди нормально слышащих и говорящих. Изучая особенности развития детей с недостатками слуха, С. разрабатывает основы построения специального учебно-воспитательного процесса, принципы организации специальных учебно-воспитательных учреждений.
Важнейшие специальные задачи С.: максимальное развитие и использование сохранившейся у детей слуховой функции, формирование у них словесной речи (устной, письменной), навыков её понимания и употребления, развитие словесно-логического мышления. С. включает теорию и историю обучения детей с недостатками слуха, а также частные методики (акупедии, русского языка, математики, естествознания и др. предметов школьной программы). Совершенствованию методов С. способствует разработка технических средств компенсации слуховых нарушений, составляющая одну из основных задач сурдотехники. С. опирается на данные смежных наук: отоларингологии, акустики, психологии, физиологии, языковедения, логопедии, теории коммуникации и др. Центром советской С. является НИИ дефектологии АНП СССР (Москва).
Теоретические и практические проблемы С. разрабатываются также в научно-педагогических центрах др. социалистических и ряда капиталистических стран (Великобритания, Дания, Нидерланды, США, Швеция, Япония и др.).
Лит.: Дьячков А. И., Воспитание и обучение глухонемых детей, М., 1957. Зыков С. А., Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения, М., 1961. Нейман Л. В., Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей, М., 1961. Боскис Р. М., Глухие и слабослышащие дети, М., 1963. Басова А. Г., Очерки по истории сурдопедагогики в СССР, М., 1965. Психология глухих детей, М., 1971. РауФ. Ф., Устная речь глухих, М., 1973.
Ф. Ф. Рау.