Igro-zon.ru

Работа и жизнь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое педагогика дополнительного образования

Педагогика дополнительного образования

Сущность, целевое назначение и функциональные особенности дополнительного образования

Дополнительное образование – это часть системы образования детей и взрослых, ориентированная на разностороннее личностное развитие и включающая обучение по программам, не входящим в общеобразовательное школьное обучение.

Дополнительное образование реализуется в рамках государственных стандартов и осуществляется специализированными учебными заведениями и педагогами дополнительного образования.

Педагог дополнительного образования – личность, наделенная профессиональными качествами, посредством которых происходит педагогическое сотрудничество с учащимися во внеурочное время, нацеленное на удовлетворение потребностей, как познавательного, так и творческого характера, а также развивающее коммуникативные навыки.

Развитие дополнительного образования в России произошло совсем недавно. Оно было включено в образовательную систему только в 90-е годы 20-го столетия и утверждено принятием закона «Об образовании».

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Формирование системы дополнительного образования нацелено на обеспечение всестороннего личностного саморазвития, самоопределения и самоутверждения и развитие творческих способностей.

Рисунок 1. Дополнительное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Исходя из целевого назначения допобразования, система предполагает постановку таких задач:

  1. Ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка и обеспечение условий для раскрытие талантов и способностей;
  2. Воспитание личности, социально развитой и адаптированной;
  3. Формирование и развитие личности, наделенной интеллектуальными, нравственными, эстетическими качествами;
  4. Стимулирование к творческой активности и познавательно заинтересованности учащихся;
  5. Создание условий для развития педагогов, раскрытия их творческого потенциала и повышения мастерства.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В отличие от иных уровней и направлений системы образования, дополнительное образование является свободным. Оно осуществляется по желанию самого учащегося, чтобы он мог удовлетворить свои потребности в различных сферах жизнедеятельности, реализовать себя и свои таланты, исследовать мир и его процессы в более полной форме.

Благодаря системе дополнительного образования происходит создание единого обучающего пространства, призваного сформировать у учащихся целостное представление о мироустройстве, обеспечить гармоничное формирование всех качеств личности, необходимых для ее продуктивной жизнедеятельности.

Дополнительное образование является средством для саморазвития и самосовершенствования личности. Оно позволяет усвоить жизненные ценности и реализовывать их на практике в более полной и гармоничной форме. Ребенок развивается разносторонне и может самостоятельно выбрать направление и путь своего развития и профессионального направления деятельности. личность получает шанс самостоятельного формирования своих жизненных планов и развивает навыки реализации деятельности различных направлений множеством способов.

Особенно активное развитие дополнительное образование дает творчеству. Творческие виды деятельности учащихся не получают такого развития в школах, как в учреждениях дополнительного образования.

Функциональное значение дополнительного образования сводится к выполнению им следующих функций:

  1. Функция непрерывности – охват всех уровней и стадий системы образования. Оно находится на втором плане образовательной системы, но составляет ее фундамент и не имеет возрастных и иных ограничений применения.
  2. Познавательно-информационная функция – освоение знаний и навыков деятельности в обществе и осмысление реальности бытия, познание сущности мира.
  3. Ценностная функция – развитие основных ценностных ориентаций ребенка.
  4. Личностно-формирующая функция – нацеленность на формирование и развитие личности.
  5. Терапевтическая функция – обеспечение благоприятной психологической среды пребывания ребенка и формирование положительных коммуникаций.
  6. Культурно-досуговая – проведение полезного свободного времени, являющееся профилактической мерой асоциального и противоправного поведения, а также помогающее расслабиться и отвлечься.

Специфические черты системы дополнительного образования

Основной чертой системы дополнительного образования является ее ориентация на саморазвитие, самоактуализацию и самореализацию личности. Это позволяет реализовать возможности личности в точной истинной форме и стать тем человеком, которым он может и должен быть на своем жизненном пути.

Специфика дополнительного образования проявляется в следующем:

  1. Ориентация деятельности заведения дополнительного образования на личностную самореализацию и самоутверждение;
  2. Специфическое направление педагогической работы, ориентированное на самоопределение и самореализацию учащихся;
  3. Наличие образовательного выбора: педагога, программы обучения, содержания и методик прохождения образовательного процесса;
  4. Наличие компетентности и педагогического мастерства педагогов, связанных с вопросами развития индивидуальности, субъектности, самоопределения и самоутверждения;
  5. Наличие творческой атмосферы и потенциала для развития креативного мышления и раскрытия природных задатков;
  6. Гибкость системы дополнительного образования.

Принципы организации дополнительного образования

Система дополнительного образования опирается на некоторые общие педагогические принципы, а также имеет свои особенные фундаментальные законы.

Систему дополнительного образования можно охарактеризовать следующими принципами организации:

  1. Принцип демократии – наличие возможности выбора консолидации прохождения занятий заведения образования, направления и области педагогической деятельности.
  2. Принцип культуросообразности – знакомство с культурными ценностями, их принятие, знакомство с культурным наследием.
  3. Принцип ответственности – ответственность за свои действия и поступки, выбор своей жизненной позиции и исполнении определенных ролей.
  4. Принцип гуманизма – создание творческой атмосферы и комфортного психологического климата.
  5. Принцип продуктивности – достижение целевого назначения дополнительного образования, изменение социума в лучшую сторону.
  6. Принцип педагогической помощи – оказание помощи ребенку в его саморазвитии, самосовершенствовании и реализации талантов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Что такое педагогика дополнительного образования

Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж

Сроки получения среднего профессионального образования по специальности «Педагогика дополнительного образования» на базе основного общего образования – 3 г 10 месяцев, очно.

Читать еще:  Учитель иностранного языка колледж

Присваиваемая квалификация:

  • педагог дополнительного образования в области хореографии,
  • педагог дополнительного образования в области музыкальной деятельности,
  • педагог дополнительного образования в области технического творчества.

Содержание деятельности:

Тип профессии по предмету труда: основная деятельность педагога дополнительного образования связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек». Тип профессии по признаку цели: преобразующий. Тип профессии по средствам труда: ручной. Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.

Класс профессии: творческий (эвристический); работа связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений; требует независимого оригинального мышления.

Педагог дополнительного образования – это специалист, который проводит занятия по различным предметам, не включенным в обязательную программу обучения.
Его основная задача – раскрыть способности ребенка, творчески и духовно развить их. Педагог дополнительного образования – высококвалифицированный специалист в области педагогики и психологии, занимающийся оказанием услуг дополнительного образования в определенной сфере деятельности (техническое творчество, хореография, музыкальная деятельность).

Основная деятельность педагога дополнительного образования связана с организацией обучения детей вне учебных заведений. К основным обязанностям работника относятся:

  • обучение по выбранным предметам, с использованием наиболее эффективных форм, методов и средств обучения;
  • формирование у учащихся профессиональных умений и навыков;
  • подготовка учащихся к практической деятельности;
  • формирование у учащихся навыков самостоятельной работы;
  • проверка письменных работ;
  • контроль и оценка уровня знаний учащихся;
  • подготовка учащихся выпускных классов к поступлению в образовательные учреждения высшего образования;
  • комплектация групп дополнительного образования (кружков, студий, секций, клубов); определение методов работы в этих группах;
  • составление программ обучения, планирование занятий;
  • организация различных мероприятий и привлечение к участию в них своих воспитанников;
  • развитие навыков и талантов ребят, системная поддержка одаренных воспитанников;
  • консультативная помощь родителям;
  • методическая работа.

Дети сами выбирают кружок, секцию или клуб, где попадают в комфортную среду развития. Участие в разнообразных конкурсах и соревнованиях дает ребенку уверенность в своих силах, вызывает дух соперничества и стремление к лидерству. Эти качества очень необходимы в современной жизни. Родители могут лучше узнать своих детей, выявить их таланты и предпочтения.

Разнообразие форм дополнительного образования позволяет выбрать программу обучения в той сфере, которая больше соответствует интересам ребенка. Это может быть спортивно-оздоровительная секция, кружок творческого развития, клуб познавательного или научно-исследовательского плана.

Педагог дополнительного образования должен хорошо знать: педагогику, детскую и социальную психологию, дидактику, методики преподавания; возрастную и педагогическую психологию; содержание и принципы организации обучения по преподаваемому предмету; методику профессионального обучения; законодательную базу и обеспечивать ее соблюдение в отношении прав и свобод учащихся; отвечать за безопасность своих воспитанников согласно правилам ТБ и противопожарной защиты; постоянно повышать свою квалификацию.

Педагог дополнительного образования должен обладать такими личностными качествами, как порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.

К профессионально важным качествам специалиста относятся:

  • умение быстро принимать решения;
  • организаторские способности;
  • практицизм;
  • развитая интуиция;
  • любовь к детям;
  • психологическая устойчивость;
  • жизнерадостность;
  • знание иностранных языков:
  • развитый эстетический вкус;
  • высокий уровень культуры;
  • активность.

К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе педагогом дополнительного образования, относятся:

  • нарушения слуха, речи, значительные нарушении зрения;
  • судороги, потери сознания;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
  • расстройства координации движений;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • психические расстройства.

Педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности) готовится к следующим видам деятельности:

  • Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (с указанием области деятельности).
  • Организация досуговых мероприятий, конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок.
  • Методическое обеспечение образовательного процесса.

Требования к результатам освоения программы подготовки

Педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (с указанием области деятельности).

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК 1.5. Анализировать занятия.
ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

Читать еще:  Что значит социальный педагог

Организация досуговых мероприятий.

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.
ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.
ПК 2.5. Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий.

Методическое обеспечение образовательного процесса.

ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

Перспективы карьерного роста репетитора связаны с деятельностью в образовательных организациях (дошкольное, общее, дополнительное образование), а так же с открытием своего дела: частной школы, центра дополнительного образования либо агентства по подбору персонала в области образования и воспитания для работы в семьях.

Найдите нас

Адрес
620026, г. Екатеринбург,
ул. Карла Маркса, д. 5

Часы работы
Понедельник — пятница:
8:30 — 17:00
Суббота: 8:30 — 15:00
Воскресение: выходной

Профессия — воспитатель, педагог дополнительного образования

Выбор профессии воспитателя: плюсы и минусы.
Какие личные качества нужны воспитателю и педагогу дополнительного образования

Воспитатель (или воспитательница) и педагог дополнительного образования – это специалисты по воспитанию и развитию детей младшего возраста. Всем знакомы воспитатели, которые работают в детском саду. Они занимаются уходом, присмотром, воспитанием и образованием детей дошкольного возраста пока родители на работе. Работа воспитателя также востребована в детских домах, школах-интернатах и других учебно-воспитательных учреждениях.

Педагоги дополнительного образования – это специалисты, которые организуют секции, кружки, студии и клубы для дошкольников и младших школьников, где дают углубленные знания по школьным дисциплинами или развивают навыки, выходящие за рамки школьной программы. Педагоги дополнительного образования ведут спортивные секции, танцы, прикладные искусства, театральное мастерство, робототехнику, мультипликацию, мыловарение и тысячи других интересных развивающих занятий для детей.

Если вы хотите стать воспитателем или педагогом дополнительного образования, мы рекомендуем наши бесплатные тесты:

    ✔ Тест на профессию будущего педагога (социально-гуманитарный профиль) >>
    ✔ Профориентационный тест «Личность и профессия» >>

Чем занимается воспитатель на работе:
✎ Ухаживает и присматривает за детьми
✎ Организовывает игры и праздники
✎ Обучает навыкам самообслуживания, правилам поведения за столом, безопасности
✎ Обучает новым навыкам и компетенциям в соответствии со своим профилем (музыка, школьные дисциплины, спорт, ремесла)
✎ Следит за соблюдением режима дня и безопасностью детей
✎ Взаимодействует с родителями и педагогами дополнительного образования
✎ Ведет документацию

Плюсы и минусы работы воспитателя и педагога дополнительного образования
Работа воспитателя — это социально полезный и уважаемый труд. Если вы любите детей, хотите помогать им расти и развиваться, у вас стальные нервы и вы оптимист, то профессия — для вас. Работающие воспитатели выделяют положительные и отрицательные стороны своей работы:

✔ Общение с людьми
✔ Атмосфера детства – веселье, радость, сказки, игры
✔ Возможность научить ребенка хорошему и интересному, повлиять на его будущее
✔ Возможность творить и придумывать вместе с детьми
✔ Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым
✔ Длинный отпуск
✔ Возможность отдать своего ребенка в детский сад без очереди✔ Воспитатель должен быть на работе к 7 утра
✔ Бывают трудные и конфликтные дети
✔ Чаще бывают «трудные» родители 🙂
✔ Приходится решать конфликты между детьми и между
родителями
✔ Небольшая зарплата
✔ Большая ответственность за жизнь и здоровье детей (в том числе
уголовная)
✔ Много рукописной работы

Какие универсальные компетенции нужны воспитателю и педагогу дополнительного образования
Конечно, главное в работе воспитателя и педагога – это любить детей. Но есть компетенции, которые необходимы будущему воспитателю и обязательно помогут ему в ежедневной работе.
✔ Коммуникабельность
✔ Грамотная устная и письменная речь
✔ Умение хорошо рассказывать
✔ Эмоциональный интеллект
✔ Уверенность в себе
✔ Дружелюбие
✔ Позитивный настрой
✔ Способность сопереживать
✔ Хороший внешний вид
✔ Терпеливость
✔ Стрессоустойчивость
✔ Организованность
✔ Умение мотивировать
✔ Креативность
✔ Любознательность

Средняя заработная плата
Воспитатели и педагоги дополнительного образования в государственных учреждениях, к сожалению, имеют невысокие оклады. Зарплата частных педагогов и гувернеров, воспитателей в коммерческих детских садах выше.
15 000 – 70 000 в месяц

Где учиться
Стать воспитателем можно после получения среднего профессионального образования по специальностям: дошкольное образование (44.02.01), педагогика дополнительного образования (44.02.03) и специальное дошкольное образование (44.02.04).
Поступить в колледж можно после 9 или после 11 класса.
Срок обучения на воспитателя после 9 класса составит 4 года, а после 11 класса – 3 года.

Читать еще:  Что делать если не устраивает учитель

Колледжи:
• Гуманитарно-правовой колледж юридического института МГПУ
• Педагогический колледж «Арбат» МГПУ (бывший ПК № 9)
• Педагогический колледж «Дорогомилово» МГПУ (бывший ПК № 6)
• Педагогический колледж «Измайлово» МГПУ (бывший ПК № 8)
• Педагогический колледж «Медведково» МГПУ (бывший ПК № 14)
• Педагогический колледж № 18 «Митино»
• Педагогический колледж «Черемушки» МГПУ (бывший ПК № 4)
• Педагогический колледж № 10
• Педагогический колледж № 15
• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака МГПУ (бывший ПК № 13)
• Социальный колледж РГСУ

Где работать
Воспитатель и педагог дополнительного образования может работать как в государственных учреждениях, так и в частных:
✔ Детские сады (МДОУ)
✔ Коммерческие детские сады (Сад-лицей при содействии ЮНЕСКО «Мир чудес», Классический пансион при МГУ им. Ломоносова, Английский детский сад «Гусёнок», Частный детский сад «Волшебный замок» и др.)
✔ Дома творчества
✔ Дома культуры
✔ Центры дошкольного развития
✔ Работа гувернером, няней

Востребованность
Работа воспитателя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Педагог дополнительного образования

Педагог дополнительного образования (репетитор)

СПО «Педагогика дополнительного образования» (050710)

ВПО «Педагогика» (050700)

Воспитатель, учитель, психолог, педагог, няня

Тип профессии по предмету труда: основная деятельность педагога дополнительного образования связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.

Класс профессии: творческий (эвристический); работа связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений; требует независимого оригинального мышления.

Педагог дополнительного образования (репетитор) – высококвалифицированный специалист в области педагогики и психологии, занимающийся оказанием услуг дополнительного образования.

Основная деятельность педагога дополнительного образования связана с организацией обучения детей вне учебных заведений.

К основным обязанностям работника относятся:

  • обучение по выбранным предметам, с использованием наиболее эффективных форм, методов и средств обучения;
  • формирование у учащихся профессиональных умений и навыков;
  • подготовка учащихся к практической деятельности;
  • формирование у учащихся навыков самостоятельной работы;
  • проверка письменных работ;
  • контроль и оценка уровня знаний учащихся;
  • подготовка учащихся выпускных классов к поступлению в образовательные учреждения высшего образования.

Педагог дополнительного образования должен обладать такими личностными качествами, как порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.

К профессионально важным качествам специалиста относятся:

  • умение быстро принимать решения;
  • организаторские способности;
  • практицизм;
  • развитая интуиция;
  • любовь к детям;
  • психологическая устойчивость;
  • жизнерадостность;
  • знание иностранных языков:
  • развитый эстетический вкус;
  • высокий уровень культуры;
  • активность.

К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе педагогом дополнительного образования, относятся:

  • нарушения слуха, речи, значительные нарушении зрения;
  • судороги, потери сознания;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
  • расстройства координации движений;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • психические расстройства.

Специалист в данной области должен хорошо знать: педагогику, детскую и социальную психологию, дидактику, методики преподавания; возрастную и педагогическую психологию; содержание и принципы организации обучения по преподаваемому предмету; методику профессионального обучения.

Педагог дополнительного образования должен уметь:

  • квалифицированно владеть теми знаниями и приемами, которым педагог обучает учащихся (русский язык, литература, математика, музыка, иностранный язык и т. д.);
  • пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой;
  • уметь вести обучение дистанционно.

В настоящее время профессия педагога дополнительного образования чрезвычайно востребована. Репетиторы могут работать в специализированных компаниях, занимающихся предоставлением образовательных услуг.

Репетиторы могут работать самостоятельно и в коллективе из нескольких специалистов. Бóльшую часть дня они проводят в помещении.

В работе репетиторы используют ручные средства труда и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.

Специальная форма не предусмотрена.

Репетиторы постоянно работают с людьми, поэтому существует вероятность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность репетитора связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.

Для овладения профессией репетитора необходимо среднее профессиональное либо высшее образование в области педагогики.

Образовательные организации среднего профессионального образования:

Образовательные организации высшего образования:

Перспективы карьерного роста репетитора связаны в основном с открытием своего дела: частной школы, центра дополнительного образования либо агентства по подбору персонала в области образования и воспитания для работы в семьях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector