Igro-zon.ru

Работа и жизнь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что изучает тифлопедагогика

ТИФЛОПЕДАГОГИКА

Найдено 4 определения термина ТИФЛОПЕДАГОГИКА

Тифлопедагогика

наука о закономерностях обучения и воспитания слепых и слабовидящих. (3)

ТИФЛОПЕДАГОГИКА

специальная педагогика (раздел дефектологии), изучающая процессы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Ее задача — разработка системы всестороннего развития детей с недостатками зрения, вооружение их общеобразовательными знаниями, умениями и навыками, подготовка к участию в общественной жизни и практической трудовой деятельности.

ТИФЛОПЕДАГОГИКА

от греч. typhlos — слепой и педагогика) — наука о воспитании и обучении детей с нарушениями зрения, одна из отраслей коррекционной (специальной) педагогики. Первое учебное заведение для слепых осн. в 1874 во Франции (Париж) В. Гаюи. В 1829 Л. Брайль изобрел наиболее рациональный вариант рельефно-точечного шрифта, получивший распространение во всем мире. В России первая школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807. Развитию Т. способствовали К.К. Грот, А.И. Скребицкий и др. Т. изучает проблемы обучения и воспитания детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Для предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития создана система специального обучения и коррекционно-восстановительной работы. Т. изучает детей с нарушениями зрения; определяет типологию нарушений их психического и физического развития. Осуществляет компенсацию, коррекцию и восстановление нарушенных функций при слепоте и слабовидении. Разрабатывает содержание, методы и организационные формы специального образования, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки учащихся при разных формах нарушения зрения и определяет структуру специальных (коррекционных) образовательных учреждений; научные основы построения специальных учебных планов, программ и учебников, частных методик обучения. Определяет цели и направления формирования личности в процессе общего образования, трудового, эстетического, физического и нравственного воспитания детей с нарушением зрения. Конструирует специальные технические средства. Разрабатывает системы гигиенических мероприятий по охране и коррекции неполноценного зрения у детей (нормативы освещенности в школах, режим зрительной нагрузки учащихся, основы проектирования специальных зданий и др.). Проблемы Т. разрабатываются в Институте коррекционной педагогики РАО, на кафедрах педагогических университетов и институтов. Подготовка учителей для школ слепых и слабовидящих, тифлопедагогов ведется на дефектологических факультетах С.-Петербургского и Нижегородского педагогических институтов.

ТИФЛОПЕДАГОГИКА

от греч. typhlos — слепой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения (частично- и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения).

Первое уч. заведение для слепых было организовано основоположником Т. франц. педагогом В. Гаюи в 1784 в Париже. На рубеже 18—19 вв. школы для слепых созданы в Великобритании, Австрии, Германии, США. В уч. заведениях для слепых учащиеся обучались письму, чтению, счету, примитивным ремеслам и музыке. С сер. 19 в. для письма и чтения слепых повсеместно распространяется созданный Л Брайлем в 1829 вариант рельефно-точечного шрифта.

Из многочисл. рельефных и рельефно-точечных алфавитов, создававшихся для незрячих (Д Галл, Т Лукас, В Мун, И Барбье и др.), шрифт Брайля оказался наиб. рациональным для письма и чтения, обозначения цифровых и нотных знаков Ныне он является осн.кодом для слепых при использовании компьютерной техники и калькуляторов Во мн заруб странах на его базе создается скоропись, т к по сравнению с письмом и чтением зрячих письмо и чтение по Брайлю более замедленны.

В России первая школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807 Развитие Т.н. системы образования слепых в России связано с именами К К Грота, А И Скребицкого и др. Воспитанники школ для слепых получали образование в объеме 3—4 кл ср. общеобразоват. школы и ремесленную подготовку Обучением было охвачено 4—5% слепых детей В СССР. обучение детей с глубокими нарушениями зрения было включено в общегос. систему нар. образования.

В наст. время в Рос Федерации для слепых и слабовидящих создана сеть средних и 9-летних общеобразоват. школ, дающих цензовое образование Интеллектуализация процессов обучения позволила подготовить целую плеяду выдающихся учещлх (Л С Понтрягин, В В Тихомиров, И

С Ладенко и др.). Слепыми освоено ок 70 профессий, связанных с умственным трудом.

Однако слабость системы образования слепых заключалась в недостаточной подготовке детей к жизни в обществе зрячих В связи с этим в школах введены факультативы, работа к-рых направлена на компенсацию и коррекцию недостатков, связанных со слепотой и слабовиде-нием (факультативы по развитию социально-бытовой и пространственной ориентировки, осязания, леч физкультуре, ритмике и развитию остаточного зрения).

Т развивается на основе ведущих положений общей педагогики с учетом особенностей, присущих детям с глубокими нарушениями зрения Наиб. важные задачи Т — рациональное использование и развитие в процессе обучения сохранившихся у детей неполноценных функций зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в психич. и физич. развитии путем специально направленной коррекционно-пед. работы.

Долгое время тифлопед. процесс строился на активном использовании осязательного восприятия, a остаточное зрение, сохранившееся у части учащихся, игнорировалось В 20 в была осознана необходимость охраны и развития остаточного зрения, его рационального использования За рубежом значит. достижением в области развития зрительного восприятия в процессе спец. тренировки явилась работа H Барраги (США). В России разработана система развития зрительного восприятия (Л II Григорьева), включающая в себя методики психофизиол. стимуляции и пси-хол -пед. приемы обучения (Л И Солнцева и др.).

Ведущая роль в процессе обучения отводится развитию мышления, речи, логич. памяти и др. качествам, имеющим существ значение для компенсации и коррекции нарушенных функций при слепоте и неполноценном зрении Методы исследований в Т обобщение пед. опыта, наблюдение за процессами обучения, воспитания, развития детей с нарушенным зрением, обучающий, естественный и лабораторный эксперименты, анализ работ слепых и слабовидящих, беседы, анкетный метод, изучение офтальмологич. и др. данных.

Решая пед. задачи умственного, нравств, физич. и эстетич. воспитания, политехн. образования, подготовки к трудовой деятельности слепых и слабовидящих, Т опирается на комплексное психол -пед, физиол, клинико-офталь-мологич. изучение особенностей их развития, что позволяет реализовать кор-рекционно-компенсаторную направленность всего уч -воспитат. процесса Коррекция развития детей с глубокими нарушениями зрения осуществляется как в ходе общеобразоват. и трудовой подготовки, так и на спец. коррекционных групповых и индивидуальных занятиях.

Читать еще:  Учитель математики вузы

Т разработаны принципы дифференциации детей с глубокими нарушениями зрения на слепых и слабовидящих и спе-цифич методы дифференциров обучения этих групп. Сложились также способы реализации индивидуального подхода к детям, имеющим дополнит нарушения. Умственно отсталые слепые и умственно отсталые слабовидящие обучаются по спец. программам с применением соответствующих методов во вспо-могат классах школ слепых и школ слабовидящих

Методы обучения, применяемые в Т, позволяют учащимся получать общее образование в объеме ср. массовой школы при нек-ром увеличении срока обучения В школах для слепых эффективность обучения достигается применением совр. средств рельефного письма, разнообразных наглядных пособий, воспринимаемых осязательно, а также оптимальным использованием имеющегося у большинства учеников остаточного зрения В школах слабовидящих для обучения общеобразоват. предметам предусмотрены напечатанные крупным шрифтом учебники с переработанными иллюстрациями, в к-рых выделены осн.признаки изображенных объектов, тетради со спец. разлиновкой, наглядные пособия укрупненного масштаба с выделением главного, оптич и техн. средства Большая роль в повышении качества обучения в школах слепых принадлежит тифлографике и тифлотехнике Все методы уч работы предусматривают охрану остаточного и слабого зрения учащихся

Трудовое обучение в спец. школах для слепых организуется на политехн. основе с привлечением тифлотехн. средств, что позволяет давать учащимся этих школ не только простейшую ремесленную подготовку, но и готовить из них специалистов по совр. профессиям (токарей, операторов ЭВМ и др.). Также расширяется круг профессий, по к-рым осуществляется трудовая подготовка слабовидящих детей.

Особое значение в Т придается специ-фич методам физич. воспитания слепых и слабовидящих, к-рое ведется диффе-ренцированно и имеет не только обще-укрепляющее значение, но и служит для коррекции двигат сферы учащихся и ориентировки их в пространстве. В процессе коррекционных занятий, проводящихся в младших классах спец. школ, у детей с глубокими нарушениями зрения воспитываются навыки ориентировки в пространстве и самообслуживания, детям оказывается необходимая логопедич помощь по исправлению недостатков речи, проводятся занятия по развитию остаточного зрения у учащихся школы слепых и по использованию слабого зрения учащихся школы слабовидящих. Учитывая исключительную роль раннего начала коррекционной работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения, в Т повышенное внимание оказывается дошк. воспитанию слепых и слабовидящих детей.

Одна из острых проблем совр. Т — обучение незрячих и слабовидящих в массовой школе Интеграция в массовую школу требует спец. подготовки педагогов, оснащения у ч процесса, создания системы помощи учителю и ученику со стороны специалистов-тифлопедагогов.

Высшее образование учащиеся с нарушением зрения получают во всех высших уч заведениях страны Незрячие принимаются на общих основаниях наряду со зрячими абитуриентами. В Рос Федерации существуют также спец. уч-ще для подготовки слепых массажистов (Кисловодск). и муз. уч-ще (Курск). Решение задач, стоящих перед Т, осуществляется в тесном взаимодействии с общей педагогикой, психологией, физиологией, офтальмологией, шк. гигиеной, дет. психоневрологией.

Проблемы Т разрабатываются в Ин-те коррекционной педагогики РАО, на кафедрах пед. ун-тов и ин-тов Подготовка учителей для школ слепых и слабовидящих, тифлопедагогов для спец. дошк. учреждений ведется на дефектоло-гич ф-тах С -Петербургского и Нижегородского пед. ин-тов

Предмет и задачи тифлопедагогики

Тифлопедагогика(от греч. typhlos — слепой) — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. Тифлопедагогика является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии. Как раздел общей педагогики она развивается на основе диалектико-материалистической философии, принципов гуманистического воспитания и на общедидактических принципах обучения, с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения. Естественнонаучной основой тифлопедагогики является учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с глубокими нарушениями зрения; выяснение типологии нарушений функций зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Важное место занимают: разработка содержания, методов и организация обучения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих; определение типов и структуры специальных учреждений для их обучения и воспитания; разработка научных основ построения учебных планов, программ, учебников, частных методик. Большое внимание уделяется: созданию специальных технических средств, способствующих расширению познавательных возможностей лиц с нарушенным зрением, повышению эффективности их обучения и подготовки к труду в современном обществе; разработке системы гигиенических мероприятий по охране и развитию неполноценного зрения (нормативов освещенности, режима зрительной нагрузки и др.); проектированию специальных зданий для обучения, воспитания и трудовой подготовки.

В качестве методов исследования тифлопедагогика использует наблюдение за процессом обучения, воспитания и развития детей, естественный, обучающий, лабораторный и

психолого-педагогический эксперимент, беседы, анализ ученических работ (письменные работы, образцы разных видов изобразительной и трудовой деятельности и др.). В зависимости от задач исследования используются также методы смежных областей наук. Тифлопедагогика опирается на смежные с ней науки — на общую педагогику, дефектологию, тифлопсихологию, патофизиологию, офтальмологию, школьную гигиену, педиатрию, детскую психоневрологию и др.

Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмы и условия компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного обучения лиц с глубокими нарушениями зрения разного возраста.

В процессе воспитания детей дошкольного возраста осуществляются всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического развития, подготовка к школьному обучению.

В школьном возрасте дети получают общее среднее и политехническое образование в объеме массовой школы, идейно-нравственное, физическое, эстетическое воспитание, социально-психологическую и трудовую подготовку.

Обучение взрослых с нарушением зрения имеет целью повышение уровня образования и социально-трудового статуса. Оно организуется с учетом возраста, сферы производственной занятости, жизненного и практического опыта, уровня общеобразовательной подготовки.

К специальным средствам обучения и воспитания относятся: положения о дошкольных учреждениях и школах, учебные планы и программы, формы, методы, дидактические средства наглядности и тифлотехнические устройства.

Читать еще:  Учитель дефектолог в общеобразовательной школе

Подготовка тифлопедагогов ведется в Ленинградском государственном пединституте им. А. И. Герцена, Киевском государственном пединституте им. А. М. Горького, Одесском государственном пединституте им. К’. Д. Ушинского, Шяуляйском государственном пединституте им. К. Прейкшаса. Выпускники пединститутов должны владеть теорией и практикой обучения и воспитания слепых и слабовидящих.

Повышение квалификации учителей и воспитателей составляет единую, цельную систему непрерывного дефектологического образования. Повышение квалификации работников школ проводится органами народного образования (просвещения) с участием НИИ дефектологии АПН СССР, НИИ педагогики УССР, а также Ленинградского, Киевского, Одесского, Шяуляйского пединститутов, имеющих квалифицированных специалистов по офтальмологии, физиологии, тифлопсихологии и тифлопедагогике.

Подготовка научных кадров по тифлопсихологии и тифлопедагогике ведется во всех названных институтах.

Для работников специальных школ и дошкольных учреждений издаются журналы, монографии, сборники научных трудов, методические пособия. Общесоюзным журналом по вопросам теории и практики обучения и воспитания детей и взрослых с нарушениями в психофизическом развитии является журнал «Дефектология».

Большое значение для совершенствования процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей имеют публикации издательств «Педагогика», «Просвещение», «Радянська школа» и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9822 — | 7504 — или читать все.

Тифлопедагогика

Тифлопедаго́гика (от греч. τυφλός «слепой» + педагогика) — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения; является частью специальной педагогики и одним из разделов дефектологии.

Содержание

История тифлопедагогики

Начало систематического обучения слепых в России и развитие отечественной тифлопедагогики относится к концу 70-х гг. XIX века. Но первый опыт обучения слепых детей возник уже в начале XIX века [1] .

Н. Н. Малофеев так описывает деятельность В. Гаюи:

Мытарства Гаюи в России, неимоверные трудности, испытанные им при создании в Петербурге школы для слепых детей в начале XIX столетия, объяснимы и предсказуемы. Заимствованная европейская модель специального образования, волюнтаристски перенесённая в отечество из продвинутого (третьего периода) эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в умственном и физическом развитии в предыдущий второй период не могла быть жизнестойкой…

Практически всё общество оказалось не готовым к восприятию зарубежной новации, в силу чего вдребезги разбились мечты парижского энтузиаста. Аналог французского института в России создать не удалось, подготовить педагогов преемников из числа коренных жителей не представилось возможным, рельефные книги для слепых оказались ненужными…

… с позиций сегодняшнего взгляда на историю результат должен быть оценён очень высоко. Прецедент был создан, рубеж, отделяющий второй период отношения к лицам с умственными и физическими недостатками от третьего, перейдён [2] .

Во второй половине XIX века на необходимость активного участия общества в организации образования детей с нарушениями зрения указывают Г. Г. Дикгоф, А. И. Скребицкий. Г. Г. Дикгофу и К. К. Гроту удаётся то, что не удалось В. Гаюи в начале века:

Деятельность Грота и Дикгофа по организации обучения слепых, в отличие от Гаюи, оказалась успешной потому, что к концу XIX в. в России изменилось отношение государства и общества к слепым. … набрала силу светская благотворительность, образование начало осознаваться базовой общественной ценностью, а обучение слепых стало пониматься как реализация всеобщего права на образование… В таких условиях Попечительство о слепых ВУИМ сумело открыть более двух десятков учебных заведений. [2]

Ряд известных тифлопедагогов отмечает необходимость общественного образования для слепых. Указывая, что для слепого образование имеет ключевое значение, К. Ф. Лейко пишет: «Только рациональное воспитание и обучение могут сделать слепого гармонически зрелой личностью, способной к практическому выполнению своего гражданского назначения»; А. Н. Колубовский пишет о необходимости решения обществом проблемы образования слепых: «… обучение для слепого нужнее, чем для зрячего, и всеобщее обучение слепых является одной из ближайших задач, которые в настоящее время должны ставить себе правительство и общество».

Учреждения для слепых объединялись под руководством Попечительства о слепых. [3] На рубеже XIX—XX веков в него входили 47 заведений, среди которых 24 училища для слепых детей, а также мастерские для обучения взрослых слепых в Санкт-Петербурге. М. Рейх отмечает: «Во всех 24 губернских училищах ведомства Попечительства воспитывалось и обучалось в 1889 г. — 653 детей». Как и в учреждениях для глухонемых, слепых обучают доступным им ремёслам, что позволяет им в дальнейшем адаптироваться к жизни. Для решения этих задач в училищах организованы ремесленные классы и ремесленные мастерские. После выхода слепых из учебных заведений Попечительство участвует в их социальной адаптации. Оно «… по выходе же слепцов из этих заведений, поддерживает их в новой трудовой жизни, устраивает особые общежития, организуя сбыт изготовленных слепыми изделий и оказывая материальную поддержку тем из них, которые по болезни или другим уважительным причинам не могут зарабатывать на своё пропитание» [4]

До революции были созданы предпосылки для создания системы обучения и воспитания слепых детей.

В советский период была создана дифференцированная система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Были написаны фундаментальные работы по тифлопедагогике:

  • Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности;
  • Муратов Р. С. Компенсация и коррекция дефекта зрения при помощи технических средств в процессе школьного обучения слепых и слабовидящих;
  • Касаткин Л. Ф. Формирование двигательных функций у слепых детей и пути преодоления недостатков физического развития в процессе школьного обучения;
  • Моргулис И. С. Теоретические основы коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых;
  • Агеев Е. Д. Организационно-педагогические основы социально трудовой реабилитации лиц с глубокими нарушениями зрения;
  • Ермаков В. П. Научные основы обучения слепых и слабовидящих учащихся специальной графике и её роль в подготовке к трудовой деятельности;
  • Семёнов Л. А. Педагогические основы совершенствования физического воспитания слепых школьников.

Тифлопедагогика как наука

Как раздел общей педагогики она развивается на основе философии, принципов гуманистического воспитания и на общедидактических принципах обучения, с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения. Естественнонаучной основой тифлопедагогики является учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

Читать еще:  Учитель английского языка киев

Тифлопедагогика является частью дефектологии. Дефектологию можно определить как интегративную науку, на стыке педагогики, психологии и медицины, занимающуюся вопросами изучения, воспитания и обучения человека с отклонениями в развитии. Она включает в себя блоки медико-биологических и психолого-педагогических наук, которые интегрируют полученные в своих сферах знания, ради одной цели — воспитания человека с отклонениями в развитии.

В современных условиях можно условно разделить дефектологию на учения об изучении, воспитании и обучении разных категорий людей с отклонениями в развитии. Одним из таких учений является тифлология, которая объединяет медико-биологические и психолого-педагогические науки, занимающиеся вопросами изучения, обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Среди данных наук можно назвать офтальмологию, невропатологию, психиатрию, нейрофизиологию (медико-биологические науки); тифлопсихологию, тифлопедагогику (психолого-педагогические науки).

Ключевое место в тифлологии занимает тифлопедагогика. На обоснование адекватных способов и методов педагогического воздействия, которые реализуются в тифлопедагогике, направлены все перечисленные медико-биологические и психологические науки.

Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем:

  • психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с глубокими нарушениями зрения; выяснение типологии нарушений функций зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях;
  • пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.

Важное место занимают:

  • разработка содержания, методов и организации обучения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих;
  • определение типов и структуры специальных учреждений для их обучения и воспитания;
  • разработка научных основ построения учебных планов, программ, учебников, частных методик.

Большое внимание уделяется:

  • созданию специальных технических средств, способствующих расширению познавательных возможностей лиц с нарушенным зрением, повышению эффективности их обучения и подготовки к труду в современном обществе;
  • разработке системы гигиенических мероприятий по охране и развитию неполноценного зрения (нормативов освещенности, режима зрительной нагрузки и др.);
  • проектированию специальных зданий для обучения, воспитания и трудовой подготовки.

В качестве методов исследования тифлопедагогика использует:

  • наблюдение за процессом обучения, воспитания и развития детей;
  • естественный, обучающий, лабораторный и психолого-педагогический эксперимент;
  • беседы;
  • анализ ученических работ (письменных работ, образцов различных видов изобразительной и трудовой деятельности и др.).

Тифлопедагогика опирается на смежные с ней науки: общую педагогику, дефектологию, тифлопсихологию, патофизиологию, офтальмологию, школьную гигиену, педиатрию, детскую психоневрологию и др.

Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмы и условия, компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного обучения лиц разного возраста с глубокими нарушениями зрения.

B процессе воспитания детей дошкольного возраста осуществляются всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического характера, подготовка к школьному обучению.

В школьном возрасте дети получают среднее общее и политехническое образование в объёме массовой школы, духовно-нравственное, физическое, эстетическое воспитание, социально-психологическую и трудовую подготовку.

Обучение взрослых с нарушением зрения имеет целью повышение уровня образования и социально-трудового статуса. Оно организуется с учетом возраста, сферы производственной занятости, жизненного и практического опыта, уровня общеобразовательной подготовки.

К специальным средствам обучения и воспитания относятся: положения о дошкольных учреждениях и школах, учебные планы и программы, формы, методы, дидактические средства наглядности и тифлотехнические устройства [5] .

Кто такой тифлопедагог?

Чтобы обучать слабовидящих и слепых детей, требуются знания в области анатомии, психофизики, возрастной психологии, дефектологии. Учитель должен понимать особенности восприятия незрячих, чтобы суметь правильно донести до них информацию. Такими знаниями и навыками обладает тифлопедагог. Что это за профессия, читайте в этой статье.

В специальной педагогике и дефектологии существует такой раздел, как тифлопедагогика. Так называют научную дисциплину, посвященную особенностям воспитания и обучения слепых и слабовидящих людей. Соответственно, тифлопедагог — это учитель, который работает с незрячими детьми, а также взрослыми, нуждающимися в реабилитации.
Таких специалистов готовят в педагогических вузах нашей страны (например, в Московском педагогическом государственном университете или Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена). Стать квалифицированным тифлопедагогом можно, только получив диплом о высшем образовании.

Тифлопедагоги широко востребованы в специализированных образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения, в школах-интернатах и в обычных школах, где работают спецклассы. Также тифлопедагог может работать в реабилитационном центре для незрячих взрослых, потерявших зрение в сознательном возрасте и нуждающихся в социальной и психологической адаптации.
Тифлопедагог может осуществлять разные виды деятельности, при этом основная цель всех его действий — это полноценное развитие ребенка с ограничениями зрения. Специалист в большинстве случаев работает по нескольким направлениям.

  • Он проводит учебную и воспитательную деятельность, которая направлена на коррекцию и компенсацию дефектов зрения. Специалист помогает детям преодолеть эмоциональные и физические сложности, возникающие из-за слепоты.
  • Тифлопедагог обучает незрячих ребят навыкам чтения по шрифту Брайля, учит их обслуживать себя в быту, ориентироваться в пространстве.
  • Одной из важнейших задач тифлопедагога является работа с родственниками слепого ребенка. Специалист дает практические советы по удобному и безопасному оформлению домашнего пространства, общению и взаимодействию с незрячим человеком. Он подсказывает родителям, как лучше обучать ребенка в домашних условиях, помогает выработать общую стратегию развития.

  • Специалист проводит диагностическое исследование ребят с нарушениями зрения, отслеживает динамику развития с учетом исходного уровня, определяет оптимальный путь для воспитания и обучения конкретного ребенка.
  • Тифлопедагог может консультировать других учителей и специалистов, которые занимаются обучением и воспитанием незрячих ребят.
  • Тифлопедагог помогает в профессиональной ориентации с учетом способностей, интересов и особенностей конкретного ребенка. Это имеет огромное значение для незрячих людей, которым довольно сложно реализоваться в профессии.

Получить образование по специальности «тифлопедагогика» сегодня не составляет труда. Но следует понимать, что эта профессия требует не только интеллектуального багажа, но и развитых эмоциональных, нравственных качеств. Хороший тифлопедагог — это человек с развитой склонностью к эмпатии, способный сопереживать, быть терпимым, чутким и внимательным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×