Igro-zon.ru

Работа и жизнь
16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чему учить педагогов

«Я придерживаюсь принципа: раз учишь — учись сам». Педагоги — о том, как оставаться в тренде

О том, как выбирать курсы, искать новые знания и свободное время

Что­бы идти в ногу со вре­ме­нем, необ­хо­ди­мо по­сто­ян­но по­лу­чать но­вые зна­ния: чи­тать про­фес­си­о­наль­ную ли­те­ра­ту­ру, окан­чи­вать кур­сы по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и он­лайн-про­грам­мы. Осо­бен­но это ка­са­ет­ся тех, чья про­фес­сия — учить дру­гих. «Цех» по­го­во­рил с че­тырь­мя учи­те­ля­ми о том, что они де­ла­ют для са­мо­раз­ви­тия, где чер­па­ют вдох­но­ве­ние и по­лу­ча­ют но­вую по­лез­ную ин­фор­ма­цию.

Мы жи­вем в быст­ро раз­ви­ва­ю­щем­ся и кон­ку­рент­ном мире, учить­ся и изу­чать но­вые тех­но­ло­гии нуж­но по­сто­ян­но. Я в свое вре­мя ду­мал, что обой­дусь од­ним выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем, в ре­зуль­та­те по­лу­чил че­ты­ре (кро­ме учи­те­ля ин­фор­ма­ти­ки, у меня ди­плом ин­же­не­ра свя­зи, спе­ци­а­ли­ста по ана­ли­ти­ке и со­ци­аль­ным ма­ни­пу­ля­ци­ям и ру­ко­во­ди­те­ля об­ра­зо­ва­тель­ной ор­га­ни­за­ции) и окон­чил боль­ше 78 кур­сов. Если бу­дет воз­мож­ность по­лу­чить еще одно выс­шее или прой­ти еще ка­кой-то курс, сде­лаю это с боль­шим удо­воль­стви­ем.

Я ста­ра­юсь идти в ногу со вре­ме­нем, и мне в этом очень по­мо­га­ют не толь­ко ма­стер-клас­сы и фо­ру­мы, но и ин­тер­нет-ре­сур­сы. На­при­мер, на pro­fil.mos.ru все­гда есть ин­фор­ма­ция о ме­ро­при­я­ти­ях об­ра­зо­ва­тель­ных ор­га­ни­за­ций по про­филь­но­му обу­че­нию в Москве, snt.mos.ru поз­во­ля­ет при­ни­мать вме­сте с детьми уча­стие в раз­лич­ных чем­пи­о­на­тах, на stepik.org — огром­ная база бес­плат­ных он­лайн-кур­сов по лю­бым пред­ме­там. А еще я ак­тив­но поль­зу­юсь Мос­ков­ской элек­трон­ной шко­лой — этот ре­сурс очень по­мо­га­ет в под­го­тов­ке к уро­кам, бла­го­да­ря об­шир­ной биб­лио­те­ке элек­трон­ных ма­те­ри­а­лов и сце­на­ри­ев, а так­же поз­во­ля­ет «под­смот­реть» за кол­ле­га­ми. Из необыч­но­го — я од­на­жды аб­со­лют­но слу­чай­но по­пал на кур­сы по управ­ле­нию бес­пи­лот­ны­ми ле­та­тель­ны­ми ап­па­ра­та­ми (сер­ти­фи­кат на обу­че­ние по­да­ри­ли дру­зья), а в ре­зуль­та­те это при­го­ди­лось и в ра­бо­те. В 2016 году мы вме­сте с уче­ни­ка­ми при­ня­ли уча­стие в Чем­пи­о­на­те Ев­ро­пы по этой ком­пе­тен­ции и за­ня­ли пер­вое ме­сто.

Сво­бод­но­го вре­ме­ни у меня прак­ти­че­ски нет, но если вдруг по­яв­ля­ет­ся, я по­свя­щаю его бегу или чте­нию. Из по­след­не­го, что про­чи­тал, по­нра­ви­лась кни­га Сти­ве­на Кови «Семь на­вы­ков вы­со­ко­эф­фек­тив­ных лю­дей». Важ­но, что в ней не про­сто да­ет­ся на­бор от­дель­ных пси­хо­ло­ги­че­ских при­е­мов или но­во­мод­ных ин­стру­мен­тов са­мо­раз­ви­тия, а си­стем­ный под­ход к раз­ви­тию ха­рак­те­ра. Она по­мо­га­ет стать луч­шей вер­си­ей себя. Из всех соц­се­тей боль­ше все­го пред­по­чи­таю youtube, там я под­пи­сан сра­зу на несколь­ко ка­на­лов: Ин­фор­ма­тик БУ, Com­puter Sci­ence Cen­ter, Ака­де­мия Ян­дек­са, Тех­но­ст­рим MAIL­GROUP, Лек­то­ри­ум, Фокс­форд.

По­след­ние годы в Москве про­хо­дит про­цесс мо­дер­ни­за­ции школ. Глав­ное тре­бо­ва­ние к учи­те­лям — мас­со­вое ка­че­ствен­ное об­ра­зо­ва­ние, а для это­го необ­хо­ди­мо вы­стро­ить пра­виль­ную си­сте­му по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и мо­ти­ва­ции учи­те­лей. Рань­ше было мно­го тео­ре­ти­че­ских за­ня­тий и мало по фор­ми­ро­ва­нию прак­ти­че­ских на­вы­ков, сей­час вто­ро­му на­обо­рот уде­ля­ют боль­шее вни­ма­ние, уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­че­ство зна­чи­мых бес­плат­ных про­фес­си­о­наль­ных кон­кур­сов и олим­пи­ад для учи­те­лей. Я уже вто­рой год под­ряд при­ни­маю уча­стие в олим­пиа­де «Но­вый учи­тель для но­вой ин­фор­ма­ти­ки». В про­шлом году стал при­зе­ром по ре­зуль­та­там увле­ка­тель­ных и непро­стых ис­пы­та­ний. Я счи­таю, глав­ное — ни­ко­гда не оста­нав­ли­вать­ся на до­стиг­ну­том.

Но­вые прин­ци­пы си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния по­мо­га­ют на­шим де­тям до­стичь вы­со­ких ре­зуль­та­тов на меж­ду­на­род­ном уровне. Ко­неч­но, мно­гое за­ви­сит от учи­те­ля. Если пе­да­гог не про­дол­жа­ет сам учить­ся и раз­ви­вать­ся по­сле шко­лы, учи­ли­ща или вуза, то и его уче­ни­ки бу­дут огра­ни­че­ны ров­но тем, ка­кие зна­ния он по­лу­чил во вре­мя уче­бы. Важ­но не толь­ко углуб­лять­ся в свою про­фес­си­о­наль­ную об­ласть, но быть раз­ви­тым все­сто­ронне, что­бы уро­ки были ин­те­рес­нее. Мне ка­жет­ся, нуж­но стре­мить­ся к ме­та­пред­мет­ным за­ня­ти­ям: ко­гда на уро­ке, ска­жем, му­зы­ки вспо­ми­на­ют и ис­то­рию, и фи­зи­ку.

Раз­ви­вать­ся и по­вы­шать ква­ли­фи­ка­цию учи­те­лю лю­бой спе­ци­аль­но­сти зна­чи­тель­но по­мо­га­ют ре­сур­сы мос­ков­ско­го об­ра­зо­ва­ния. На сай­те dpo­mos.ru есть всё — от кур­сов ло­го­пе­дии и ра­бо­ты со школь­ной биб­лио­те­кой до кур­сов по управ­ле­нию ор­га­ни­за­ци­ей и под­го­тов­ке к про­вер­ке ГИА (Го­су­дар­ствен­ной ито­го­вой ат­те­ста­ции). При­чем, кур­сы как оф­флайн, так и он­лайн, что очень удоб­но.

В Москве про­во­дят очень мно­го оч­ных ме­ро­при­я­тий. Глав­ное — фо­рум «Го­род об­ра­зо­ва­ния», один из са­мых боль­ших в мире. Там все­гда мно­го по­лез­ных лек­ций, мне в по­след­ний раз за­пом­ни­лась лек­ция о мо­ти­ва­ции уче­ни­ков. По­лу­чен­ные на ней зна­ния очень по­мо­га­ют в ра­бо­те. В ок­тяб­ре РБК так­же ор­га­ни­зо­вы­вал ин­те­рес­ную кон­фе­рен­цию о трен­дах в об­ра­зо­ва­нии.

Моя глав­ная страсть — пу­те­ше­ствия. Мне нра­вит­ся ока­зы­вать­ся в со­вер­шен­но незна­ко­мом ме­сте и узна­вать, чем там жи­вут люди. В сво­бод­ное вре­мя я люб­лю со­би­рать­ся с дру­зья­ми и иг­рать в на­столь­ные игры. Кста­ти, они силь­но про­ка­чи­ва­ют уме­ние по­ни­мать лю­дей — это очень важ­но для лю­бо­го пе­да­го­га. На кни­ги вре­ме­ни прак­ти­че­ски нет, но очень вдох­нов­ля­ют ис­то­рии из со­об­ще­ства «Под­слу­ша­но у учи­те­лей». Там учи­те­ля со­ве­ту­ют­ся друг с дру­гом, за­да­ют во­про­сы, жа­лу­ют­ся на про­бле­мы. Это мо­ти­ви­ру­ет раз­ви­вать­ся, что­бы по­том по­мо­гать дру­гим и ме­нять об­ра­зо­ва­ние к луч­ше­му.

В сфе­ре до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния сей­час про­ис­хо­дит мно­го ин­те­рес­но­го. Ру­ко­вод­ство го­ро­да очень за­ин­те­ре­со­ва­но в раз­ви­тии этой об­ла­сти, по­то­му что во-пер­вых, это по­мо­га­ет луч­ше под­го­то­вить уче­ни­ков в олим­пи­а­дам, ре­зуль­та­ты ко­то­рых вли­я­ют на рей­тинг шко­лы, и в це­лом де­ла­ет жизнь уче­ни­ков ин­те­рес­нее. В том же рей­тин­ге есть та­кой по­ка­за­тель, как «удо­вле­тво­рен­ность об­ра­зо­ва­тель­ной ор­га­ни­за­ци­ей», ко­то­рый за­ви­сит от того, ка­кой про­цент де­тей оста­ет­ся в сво­ей шко­ле. И тут оче­вид­но, что если у ре­бен­ка, по­ми­мо обя­за­тель­ных пред­ме­тов, есть воз­мож­ность по­се­щать ка­кие-то круж­ки, и он по­лу­ча­ет от это­го удо­воль­ствие, то и ро­ди­те­лям не за­хо­чет­ся ни­ку­да его пе­ре­во­дить.

Как го­во­рит Вла­ди­мир Ми­хай­ло­вич Ли­зин­ский (кан­ди­дат пе­да­го­ги­че­ских наук, про­фес­сор ка­фед­ры пе­да­го­ги­ки и пси­хо­ло­гии АП­КиП­ПРО — Прим. «Цеха»): «Учи­тель — это че­ло­век, ко­то­рый учит­ся всю жизнь, толь­ко в этом слу­чае он об­ре­та­ет пра­во учить». Я при­дер­жи­ва­юсь того же прин­ци­па: раз учишь — учись сам.

Во­об­ще, го­род предо­став­ля­ет учи­те­лю огром­ное ко­ли­че­ство воз­мож­но­стей и ре­сур­сов для са­мо­ре­а­ли­за­ции. Так, в 2019 году «Мос­ков­ский центр ка­че­ства об­ра­зо­ва­ния» про­вел ак­цию «5 на 5» — тре­нинг для учи­те­лей в фор­ма­те ЕГЭ по лю­бым пяти вы­бран­ным пред­ме­там. По­бе­ди­те­ли от­пра­ви­лись в Фин­лян­дию об­ме­ни­вать­ся опы­том с за­ру­беж­ны­ми кол­ле­га­ми.

Если учи­тель под­го­то­вил два сце­на­рия уро­ка в МЭШ (Мос­ков­ская Элек­трон­ная Шко­ла — Прим.«Цеха») и по­лу­чил за них грант, то он сме­ло мо­жет по­да­вать за­яв­ку на по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ци­он­ной ка­те­го­рии. Во­об­ще МЭШ — это один из са­мых успеш­ных про­ек­тов за по­след­нее вре­мя, он даже во­шел в 100 луч­ших про­ек­тов в мире. Там есть аб­со­лют­но все, что нуж­но для про­ве­де­ния уро­ка, по­это­му на под­го­тов­ку те­перь ухо­дит ми­ни­мум вре­ме­ни. И глав­ное, что ав­то­ры всех уро­ков, учеб­ных по­со­бий, при­ло­же­ний и те­стов —прак­ти­ку­ю­щие учи­те­ля.

Что­бы быть ак­ту­аль­ным и оста­вать­ся в кур­се глав­ных тен­ден­ций в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния, я ста­ра­юсь по­се­щать раз­лич­ные ма­стер-клас­сы сво­их кол­лег, ве­би­на­ры, фо­ру­мы — на­при­мер, «Го­род об­ра­зо­ва­ния», ко­то­рый про­во­дят в Москве каж­дый год. Недав­но я за­кон­чил кур­сы от МЦРК­ПО «Аз­бу­ка управ­ле­ния» — о том, как на­чи­на­ю­ще­му ру­ко­во­ди­те­лю об­ра­зо­ва­тель­но­го учре­жде­ния стать успеш­ным. За­ня­тия про­во­ди­ли ди­рек­то­ра, за­ме­сти­те­ли и со­труд­ни­ки де­пар­та­мен­та об­ра­зо­ва­ния.

Ра­бо­та с под­рас­та­ю­щим по­ко­ле­ни­ем тре­бу­ет от пе­да­го­га же­лез­ной вы­держ­ки, гиб­ко­сти, быст­ро­ты ре­ак­ции и пси­хо­ло­ги­че­ской гра­мот­но­сти. Что ка­са­ет­ся по­след­не­го, я по­се­тил пси­хо­ло­ги­че­ские тре­нин­ги во вре­мя все­рос­сий­ско­го фо­ру­ма «Учи­тель бу­ду­ще­го» в 2013 году. Он ока­зал­ся очень по­лез­ным, на нем вы­сту­па­ли из­вест­ные в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния люди, ав­то­ры-со­ста­ви­те­ли ма­те­ри­а­лов ЕГЭ. Мно­гие сред­ства, при­е­мы и но­ва­тор­ские ме­то­ди­ки я успеш­но при­ме­няю в сво­ей ра­бо­те и по сей день.

Меня вдох­нов­ля­ет моя ра­бо­та, я каж­дый день от­кры­ваю для себя что-то но­вое. Осо­бен­но в де­тях, ко­то­рых обу­чаю: их по­бе­ды, улыб­ки и про­стое «спа­си­бо». Ради это­го сто­ит при­хо­дить на ра­бо­ту.

Что ка­са­ет­ся соц­се­тей, я за­ре­ги­стри­ро­ван в ин­ста­гра­ме и фейс­бу­ке, но ис­поль­зую их в ос­нов­ном для об­ще­ния с кол­ле­га­ми, уче­ни­ка­ми и вы­пуск­ни­ка­ми. Мно­го чи­таю, но в ос­нов­ном, клас­си­че­скую ли­те­ра­ту­ру — бла­го­да­ря ей, я при­об­ре­таю для себя го­раз­до боль­ше, чем ко­гда чи­таю на­уч­ные, мо­ти­ва­ци­он­ные или пси­хо­ло­ги­че­ские кни­ги. На­при­мер, недав­но пе­ре­чи­тал «Ге­роя на­ше­го вре­ме­ни» Лер­мон­то­ва.

Быть учи­те­лем — зна­чит ни на ми­ну­ту не пе­ре­ста­вать учить­ся са­мо­му. В на­ча­ле де­каб­ря я за­щи­ти­ла ма­ги­стер­скую дис­сер­та­цию по пе­да­го­ги­ке и уже по­ду­мы­ваю над сле­ду­ю­щим об­ра­зо­ва­ни­ем по спе­ци­аль­но­сти ме­недж­мент в об­ра­зо­ва­нии, оста­лось толь­ко опре­де­лить­ся с ву­зом. Кста­ти, со­вре­мен­ные тех­но­ло­гии — то, что поз­во­ля­ет сде­лать уро­ки бо­лее ин­те­рес­ны­ми, по­лез­ны­ми и вдох­нов­ля­ю­щи­ми. Я поль­зу­юсь пор­та­лом МЭШ и раз­ны­ми при­ло­же­ни­я­ми, на­при­мер, Words, Duol­ungo или flu­entU для уче­ни­ков по­стар­ше.

Во­об­ще, к са­мо­раз­ви­тию и са­мо­мо­ти­ва­ции учи­те­лей под­тал­ки­ва­ет сама об­ра­зо­ва­тель­ная си­сте­ма — в 2020-м всту­пят в силу оче­ред­ные об­нов­ле­ния в схе­ме по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции. Так, для оцен­ки ком­му­ни­ка­тив­ных и пси­хо­ло­ги­че­ских на­вы­ков пе­да­го­гам пред­ло­жат за­пи­сать ви­део-урок по план-кон­спек­ту и вы­пол­нить кейс — со­ста­вить план дей­ствий на ос­но­ве вы­мыш­лен­ной си­ту­а­ции, на­при­мер, со­ци­а­ли­за­ции де­тей из небла­го­по­луч­ных се­мей.

Читать еще:  Учитель физкультуры где получить образование

Я каж­дый ме­сяц хожу на тре­нин­ги и фо­ру­мы, ак­тив­но участ­вую в про­ек­те «Управ­лен­че­ская сре­да мо­ло­до­го пе­да­го­га», в на­ча­ле но­яб­ря по­се­ти­ла тре­нинг по профори­ен­та­ции для школь­ни­ков, а в ап­ре­ле пла­ни­рую прой­ти курс ора­тор­ско­го ма­стер­ства в шко­ле «Ко­роль го­во­рит». Мне было важ­но по­нять, что тайм-ме­недж­мен­ту сей­час надо на­чи­нать обу­чать уже в школь­ном воз­расте. Даже при со­став­ле­нии пла­на уро­ка пре­по­да­ва­те­лю сто­ит ду­мать о том, сколь­ко вре­ме­ни уче­ник за­тра­тит на вы­пол­не­ние того или ино­го за­да­ния. А еще вме­сте с клас­сом я ре­гу­ляр­но по­се­щаю «Суб­бо­ты мос­ков­ско­го школь­ни­ка», на­при­мер, на оче­ре­ди у нас — по­се­ще­ние Mosobr.TV.

Меня все­гда вдох­нов­ля­ли учи­те­ля, ко­то­рые «го­рят» сво­им де­лом и ко­то­рым есть, чем по­де­лить­ся с кол­ле­га­ми и уче­ни­ка­ми. Сей­час я со­стою в несколь­ких груп­пах во «ВКон­так­те», в том чис­ле Teaches who care и Ege ex­pert, где мы об­ме­ни­ва­ем­ся ин­фор­ма­ци­ей и со­зда­ем ве­би­на­ры. На оче­ре­ди — ве­би­нар по под­го­тов­ке к ЕГЭ. Кста­ти, если го­во­рить о со­вре­мен­ных тех­но­ло­ги­ях, я ста­ра­юсь ис­поль­зо­вать их и во вре­мя уро­ков. Это поз­во­ля­ет сде­лать их бо­лее ин­те­рес­ны­ми, по­лез­ны­ми и вдох­нов­ля­ю­щи­ми. Я поль­зу­юсь пор­та­лом МЭШ и раз­ны­ми при­ло­же­ни­я­ми, на­при­мер, Words, Duol­ungo или flu­entU для уче­ни­ков по­стар­ше.

Еще я под­пи­са­на на Ted Talks и Teen Talks в youtube и мно­го чи­таю. Из по­след­не­го очень за­пом­ни­лась кни­га на­род­но­го учи­те­ля Рос­сии Ю. В. За­вель­ско­го «Еще раз об учи­те­ле. Мыс­ли враз­брос» про смысл пе­да­го­ги­ки. Ее точ­но бу­дет ин­те­рес­но про­чи­тать пе­да­го­гам, ру­ко­во­ди­те­лям об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний и во­об­ще всем, кто нерав­но­ду­шен к про­бле­мам вос­пи­та­ния.

Ма­те­ри­ал опуб­ли­ко­ван при под­держ­ке Де­пар­та­мен­та об­ра­зо­ва­ния и на­у­ки го­ро­да Моск­вы.

Педагогическое эссе «Чему учит и чему учится современный педагог»
материал на тему

Педагогическое эссе «Чему учит и чему учится современный педагог»

Скачать:

ВложениеРазмер
педагогическое эссе24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Каплий Татьяна Егоровна

«Чему учит и чему учится современный педагог»

Каплий Татьяна Егоровна,

учитель православной культуры,

МОУ «Пролетарская средняя

общеобразовательная школа №2»

«…Если учитель соединяет

в себе любовь к делу и к ученикам,

он — совершенный учитель». Л.Н. Толстой.

Современный учитель.… Каким он должен быть? Вопрос интересный. Он должен быть родным и таким учитель должен быть всегда: и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что он учитель! Труд его должен быть оценен по достоинству, должен быть востребованным! «Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру», так говорил Д.С. Лихачев.

Чтобы добиться этого учитель должен обладать такими характеристиками:

  • любит детей и проявляет к ним интерес;
  • знать психологию учащихся разных возрастов;
  • ценить личность ребенка;
  • уметь наблюдать за поведением детей и делать выводы;
  • оценивать интеллектуальный потенциал и строить стратегию индивидуального развития ребенка;
  • легко общаться с детьми, добиваться их любви и уважения;
  • успешно руководить детским коллективом;
  • глубоко знать свой предмет;
  • быть готовым к инновациям и стремится развиваться.

На наших глазах меняется страна, меняется и школа, меняется и жизнь современного ученика. И учитель не должен отставать от этой бурлящей жизни, поэтому современный педагог должен быть требовательным, но справедливым и всегда давать право ученику ответить, реализовать себя. Конечно, для этого необходимо быть опытным специалистом, настоящим профессионалом своего дела. Но что главное в работе учителя? Главное – показать ребенку мир, какой он есть на самом деле. Какой он, современный учитель? Современный человек — это тот, кто понимает своеобразие детей нашего времени, выявляет самые лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощряет детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний.

Вот главные особенности, присущие современным ученикам:

  • легкое восприятие информации;
  • высокий интеллектуальный потенциал и разнообразие его проявлений;
  • умение быстро осваивать электронные новинки;
  • прагматичность;
  • слабая ориентация в проблемах реального мира;
  • невысокий уровень двигательной активности;
  • недостаточный самоконтроль;
  • снижение учебной мотивации .

Такие разные характеристики современных детей создают особые предпосылки для учительского творчества. Изучая новые подходы и сохраняя педагогические находки прошлых лет, современный учитель строит свою систему обучения, он должен быть интересен каждому ребенку. Поэтому современный педагог просто обязан быть гибким.

Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. Я думаю, что эти слова Льва Николаевича актуальны и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Главной задачей работы учителя в настоящее время является: помогать детям получать новые знания, используя современные информационные технологии и эффективные методы обучения, уметь сформировать у ученика информационную компетентность, развивать у учащихся любознательность, познавательный и творческий интерес.

Говоря другими словами, современный учитель не просто передает имеющиеся у него знания, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение, уважать мнение других людей, используя знания, полученные на занятиях в школе.

Учитель, прежде всего, должен любить детей. Это значит, что общение с детьми будет ему интересно, суждения школьников не покажутся ему глупыми и скучными, их дела будут его искренне интересовать и волновать. Это значит видеть в детях – личность, наделенных определенными характерами, с которыми следует считаться. Учитель должен входить в класс с улыбкой на лице показывая этим, что он рад видеть своих учеников, рад общению с ними, он должен чувствовать, что его опыт, его знания ведут за собой учащихся. Он учит школьника трудиться, думать, творить, стремится, чтобы его ученик был соавтором: спорил, делился мнением, выступал, высказывал свою точку зрения. Настоящий учитель обращается к истокам народной культуры, которые обогащают человека, облагораживают его душу, учат его ценить прошлое и настоящее. Роль учителя в развитии общества является важной, так как они передают знания из поколения в поколение.

Мне кажется, что настоящий учитель должен быть отзывчивым, понимающим и умеющим поддержать школьника, подбодрить его в трудную минуту, но с другой стороны — педагог должен быть строг и справедлив, это дисциплинирует детей и учит быть ответственными. На протяжении всей своей профессиональной деятельности современный педагог сам учится, совершенствует свое мастерство, делится опытом работы со своими коллегами, проводит мастер-классы, открытые уроки, участвует в различных конкурсах, пишет статьи, проводит семинары. Учитель — это личность, которая умеет не только учить детей, но и сама способна учиться у своих учеников. Наш мир находится в постоянном движении. Имеет ли право учитель оставаться прежним? Вряд ли такой педагог будет полезен обществу, лишь тот, кто сам способен освоить и оценить новую информацию, сможет вести за собой активных, познавательных, и обладающих потенциалом детей.

Какие же учителя 21 века должны быть? Они должны быть: энергичные, образованные, легко адаптирующиеся к изменениям люди, это педагоги, глубоко знающие свой предмет и желающие передать свои знания детям.

Меняется мир, совершенствуется система образования , на смену устаревшим требованиям к учителю приходит современный стандарт педагога. Он содержит профессиональные и личностные характеристики, необходимые специалисту для работы с детьми, это качества, которые позволят педагогу создать развивающую среду и помочь детям осознать новую информацию, освоить важные для них знания, умения и навыки.

Уровень современного педагога позволит проектировать и моделировать ситуации и события, которые обогатят эмоции и ценностные ориентации детей. Такой ребенок будет готов преодолеть все жизненные трудности и сможет реализовать себя даже в сложных условиях. Профессиональный стандарт содержит требования государства к педагогу.

Какой же он, современный учитель? Каждое поколение ищет ответ на этот вопрос и создает образ идеального педагога, а это означает, что профессия учителя не утратила своего значения для общества

Таким образом, учитель, как и 100 лет назад, должен быть широко образованным, добрым, интеллигентным, красивым, понимающим детей, быть всегда интересен, потому, что УЧИТЕЛЬ большую часть своего времени профессионально занимается воспитанием и обучением детей.

Я считаю, свою работу очень важной и горжусь своими детьми, так как в каждом из них заложен большой творческий потенциал, который предстоит мне раскрыть. Учитель, педагог — сколько в себе таят эти слова! Я — учитель! И это звучит гордо!

«Ты каждый день ставишь оценки, но боишься, что кто-то оценит тебя». Как и чему учить педагогов в 2020 году

«Ты каждый день ставишь оценки, но боишься, что кто-то оценит тебя». Как и чему учить педагогов в 2020 году

Чтобы современные дети услышали, поняли учителя, поверили ему и захотели вместе двигаться дальше, педагогу недостаточно просто знать свой предмет. Что еще ему нужно для успешной работы? Эксперты в области образования и команда сервиса «Яндекс.Учебник» обсудили этот и другие вопросы на круглом столе «‎Компетенции современного учителя»‎. А мы записали главные тезисы.

«Знаем теорию, но не можем показать, как это работает на практике»

Сегодня в профессиональной среде практически отсутствуют специалисты, которые могли бы научить педагогов проектной работе, целеполаганию, планированию своего времени, работе в рамках метапредметности — в общем, тем гибким навыкам, которым сами преподаватели впоследствии должны учить школьников и студентов.

Марина Вайндорф-Сысоева, профессор МПГУ, руководитель магистерской программы «ЭОТ»:

«Первая проблема, которая возникает при формировании гибких навыков, — это подготовка методистов. Тех, кто мог бы обучать всему этому будущих педагогов в вузах. Причем не только теоретически. В пединституте мы сами говорили преподавателям: «Вы рассказываете нам о технологии погружения, но лучше покажите, как это делается».

Сегодня история продолжается: все мы можем отлично знать теорию, хорошо ее объяснять, а надо же показать аудитории, как это работает на практике. Но для этого нужны методические объединения в вузах, необходимы квалифицированные кадры.

Плюс, говоря о гибких навыках, важно по-новому посмотреть на систему повышения квалификации учителей. Если мы учим педагога развивать современные компетенции, мы должны поддерживать его и далее, после курса. Да, учитель должен быть в первую очередь хорошим предметником. Все остальное — надстройки. Но в этих надстройках важно поддерживать его непрерывно.

Оставленный один на один с проблемами и постоянно меняющейся действительностью, педагог не сможет полноценно развиваться и идти в ногу со временем».

Чего же не хватает учителям? Исследование «Яндекс.Учебника»

1. Какие свои навыки учителя хотели бы развивать?

  • выстраивать индивидуальные образовательные траектории;
  • обеспечивать профилактику собственного выгорания;
  • работать с цифровыми инструментами в образовании.

2. Три фактора, которые, по мнению педагогов, оказывают наибольшее влияние на образовательный результат:

  • использование заданий, учитывающих уровень ученика;
  • регулярная обратная связь ученикам;
  • совместная работа учителей по методикам обучения.

3. Два фактора, которые оказывают наибольшее влияние на создание доверительных отношений с ученикам:

  • учитель создает в классе справедливую и позитивную атмосферу;
  • видит свою цель в том, чтобы ученики доверяли ему и друг другу.

«Педагог — профессия, где без качественной коммуникации не обойтись»

Современные педагоги достаточно коммуницируют с коллегами, учениками, родителями. Но как правильно выстраивать отношения с детьми, решать проблемы в коллективе, работать в команде, договариваться? Все это вопросы, ответы на которые в профессиональном сообществе только начинают искать.

Наталья Тарасова, директор НИИ социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук, доцент:

«Педагог — профессия, где без качественной коммуникации обойтись невозможно. Но наши исследования показывают: большая часть учителей озабочена скорее контролирующими функциями. Это не осознанный выбор, на их плечи просто ложится огромное количество нагрузки. И вместо того чтобы задуматься и осознать, что время изменилось, дети стали другими, общаться нужно по-новому, приходится формализовывать бесконечные структуры и планы, действовать по шаблону.

Если посмотреть на рейтинговые школы с высокой успеваемостью, то можно отметить: секрет их успеха в том, что там выстроена совершенно особая модель взаимодействия — не контролирующая, а формирующая. Услышать другого, получить обратную связь, выстроить отношения внутри коллектива и, конечно, с детьми, организовать внутреннюю систему поддержки, наставничества — все это очень важно.

Но коммуникация — это то, что сложно насадить сверху, заниматься ею нужно изнутри школы, постоянно, то есть уйти от формальностей, шаблонов, гиперконтроля

Мы часто пытаемся ликвидировать проблемы в предметных знаниях педагогов, но забываем про все остальное. А при этом современному учителю крайне необходима еще и методическая, технологическая компетентность. Ведь что такое те самые гибкие навыки? Это умение решать сложные задачи. Но не задачи по математике, физике или химии. Имеются в виду психолого-педагогические задачи, с которыми современные педагоги, увы, часто не справляются».

«Дефицит профессиональной рефлексии»

Действующая система повышения квалификации учителей безнадежно устарела, она не позволяет поддерживать актуальные компетенции, а базируется на предметных знаниях и программах, разработанных 10–20 лет назад. И мотивация учителя сводится к получению очередной корочки, а не к новым знаниям.

Анна Хамардюк, директор Департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования:

«В рамках национального проекта «Образование» сейчас меняется система оценки качества работы учителей. В регионах, например, создаются ЦОКи (Центры оценки квалификации), где будут выявлять профессиональные дефициты педагогов и далее выстраивать обучение так, чтобы можно было быстро и эффективно их ликвидировать. Причем эта оценка, повышение квалификации не связаны с обязательностью, это принцип добровольности, который зафиксирован в законодательстве.

Самый серьезный дефицит, который есть у действующего педагогического состава в нашей стране, — это дефицит профессиональной рефлексии («Меня еще не оценили, а я уже боюсь»). Ты каждый день ставишь оценки, но что, если кто-то начнет оценивать тебя? Да, мы не можем выйти в рефлексивную позицию, нас этому просто не научили. И практика работы не способствовала тому, чтобы эта способность сформировалась.

Поэтому и оценка квалификации должна осуществляться не внутри системы, а извне, по принципу того же ЕГЭ. Тогда педагог будет не просто приходить за очередной корочкой раз в пять лет, у него появится мотивация отрефлексировать свои профессиональные дефициты, подтвердить или повысить квалификацию, утвердиться в том, что он профессионально чего-то стоит, что его работа действительно важна».

«Учитель редко видит, где его точки роста»

Даже современные учителя не всегда могут объективно оценить свою компетенцию, осознать, в какую именно сторону им следует двигаться. При этом тема профессионального развития не теряет актуальности. Как совместить две эти задачи?

Марина Шалашова, профессор, директор института дополнительного (непрерывного) образования МГПУ:

«Проблема с выявлением дефицита у учителя, действительно, есть. Сами педагоги редко видят свои точки роста. Но, как правило, дефицит не в предмете. Он в методике и — наибольший — в психолого-педагогических компетенциях.

Как решать эту проблему? Мы разработали диагностику профессиональных дефицитов, которую проходят перед программами повышения квалификации. На основе результатов этой диагностики можно выстроить персонифицированные программы повышения квалификации. Цель — запустить профессиональную рефлексию. Учитель не всегда задумывается, почему он поступает именно так или иначе, а мы, смоделировав типичные ситуации, призываем проанализировать это.

Плюс в зависимости от задачи в профессиональном коллективе могут появляться новые образовательные программы: внутри школ, например, можно развивать корпоративное образование. Работать над решением метапредметных задач каждому учителю по отдельности неэффективно, важно делать это в коллективе. Однако при этом необходимо учитывать, что у учителей есть и личные запросы, личные дефициты — и ликвидировать их точечно. Для этого уже тоже существуют механизмы».

«Педагогу надо дать безопасное пространство для рефлексии»

Да, но как именно педагогам понять, где могут быть точки роста? Часто учителей отправляют на повышение квалификации без учета его реальных потребностей, просто по принципу «Все едут, ты тоже поедешь».

Ирина Савицкая, эксперт «Яндекс.Учебника»:

«Несмотря на то что «Яндекс» — это IT-компания, мы считаем, что в любом образовательном сценарии фигура учителя — главная. Когда мы стали заниматься курсами и вебинарами для учителей, то решили делать это системно и опросить их самих. Задали простой вопрос: «Чего вам не хватает, если вы задумываетесь о повышении квалификации?» Он вызвал у педагогов ступор. Кто-то вообще не был готов к ситуации выбора, кто-то отправил нас к директорам — ведь обычно именно они рекомендуют курсы повышения квалификации.

Так мы поняли, что нужно идти сразу по двум направлениям: опрашивать учителей, создавая карту их проблем, а также предложить легкую диагностику, чтобы они сами могли понять свои слабые места, а потом ещё и получить практические рекомендации.

Именно такую диагностику «Компетенции современного учителя» мы запускаем 10 марта. Она основана на отобранных нами компетенциях Джона Хэтти, известного специалиста, занимающегося метаанализом критериев успешности учеников.

В нашу диагностику мы включили только те факторы, которые зависят конкретно от учителя, а не от социальной среды, родителей или самого ученика. Мы выделили шесть компетенций, разработав по ним 24 кейса, дав любому педагогу простую и безопасную форму профессиональной рефлексии, результат которой виден только ему самому. Причем в этом результате будет не только оценка навыков, но и показатель относительно подобной ему группы (например, педагог средней школы, гуманитарное направление, стаж).

В результате будут также рекомендации по работе над теми самыми навыками. Для них мы отобрали все лучшие курсы и ресурсы, которые есть на рынке и связаны с каждой конкретной компетенцией. Так у учителя появляется его персональный набор возможностей, которым он может воспользоваться в любой момент, чтобы узнать чуть больше о себе самом».

С 11 марта по 11 апреля в онлайн-тесте «Я учитель» смогут поучаствовать педагоги всей страны. Для бесплатного участия в интенсиве нужно зарегистрироваться на сайте проекта.

Фотографии предоставлены Московским образовательным телеканалом

«Век живи – век учись или чему мы можем научиться у своих учеников»

«Учитель лишь до тех пор остается учителем,

пока сам учится. Как только он перестает

учиться, он перестает быть учителем»

Профессия педагога одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят от компетентности учителя, его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя…

Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремления к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Роль учителя – «стоять не над, а рядом», «я помогу, я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «дать каждому ребенку возможность проявить себя». Ученик – это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь.

Наша профессия требует постоянного совершенствования. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, нужно постоянно идти вперед, постоянно находиться в творческом и профессиональном поиске, чтобы быть успешным и интересным для своих учеников. И тогда ученики начинают воспринимать такого учителя иначе – как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству. Да и учителю самому нужно быть немножко ребенком, чтобы чувствовать., чем именно он может заинтересовать детей, что им близко и понятно.

Что значит для меня быть учителем? Не возможность учить чему-то детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя что-то новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей, находить в этом радость и удовлетворение, думать о своих учениках, любить их. Да, для меня «учитель» не профессия, не работа. Быть учителем – это и значит жить.

Таким образом, я не работаю учителем, я живу им. Живу для детей. Моя цель – научить детей любить учиться, заинтересовать их, а дальше они сами найдут свой путь. Жизнь учителя – это прежде всего творчество, которое может выражаться не только в постоянной потребности к самосовершенствованию. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Ум учителя, соединенный с его добротой, есть мудрость, которая приносит учителю доброе имя, спокойную совесть и прочное счастье.

Если рядом с учеником будет педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать что-то новое, то он становится неинтересен учащимся. «Век живи, век учись» – это старая поговорка как никогда актуальна. Сегодня ее надо понимать в прямом смысле. И нам, педагогам, нужно учиться быть современными. Учителем быть прекрасно, почетно, но при условии, если педагог может создавать такую жизнь, в которой будет комфортно всем участникам учебного процесса.

Мне ясно, что хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний,» — эти слова В.А.Сухомлинского мне близки.

Учитель- это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнаний ученика и вместе с ним совершить восхождение. Именно учитель открывает ребенку дверь в мир, и от того, как он это сделает, зависит многое.

Учитель не боится трудностей. Учить и учиться для нас естественный процесс. Мы учимся на курсах, готовимся к урокам, усваиваем новинки педагогической мысли, проверяем тетради… И это только малая доля того, что делает учитель. Но в этом весь смысл нашей жизни. Мы не из тех, кто боится трудностей.

Наша профессия сродни актерскому мастерству, ведь актер каждый спектакль проживает по-разному, совершенствуясь и находя новые грани своего героя. Так учитель каждый свой урок, свою каждую тему пытается довести до совершенства. А это очень не просто. Ты не только должен красиво и в полном объеме преподнести материал, но дать его настолько легко и доступно, чтобы даже самый слабый ребенок в твоем классе усвоил пройденную тему. Но ведь надо еще суметь преподнести его так, чтобы у ученика появилось желание самому узнать что-то новое. А как учитель может достичь такого совершенства? Опять же, только учась.

На Востоке говорят: «Настоящий учитель — это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик — тот, кто видит в каждом своего учителя». Что уж говорить о наших детях? Это – наши лучшие учителя. Немного найдется профессий, в которых ежедневно можно учить и учиться. Чему же все-таки могут научить нас наши дети? Дети учат любить нас искренне, нежно, бескорыстно. Любить просто так, так же, как, например, они любят родителей.

Еще в первой половине XIX века К.Д. Ушинский писал: «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения и только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества». Поэтому учитель, как и ребенок, должен быть источником любви, излучать только свет и тепло, так как никакая сумма знаний без доброты и порядочности не принесет знаний. Только настоящий профессионал может зажечь в сердце ребенка искорку знаний. Такие учителя надолго остаются в памяти и в сердце учеников. И дети даже через много лет помнят своих учителей, которые не только передали им знания и опыт, но подарили свою любовь, тепло и заботу, поддержку и вдохновение.

Дети для нас — источник радости и стимул постоянно развиваться, идти в ногу со временем. Мы учимся у детей открытости, светлому взгляду на жизнь, умению видеть красоту и гармонию мира. Мы учимся у них непосредственности, честности, интуиции, естественности и простоте. Многому можно научиться у своих учеников. И мы благодарны им за это. Иногда бывает очень полезно взглянуть на обычные вещи глазами ребенка и увидеть мир совершенно в ином свете. А мысли наших учеников? Они очень часто отличаются от прописных истин взрослых своей глубиной. Ш.А.Амонашвили писал: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

Быть современным учителем трудно , но возможно. Главное, учителю надо учиться быть самому счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья:, они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Учитель — не только связующее звено между поколениями, не только посредник между культурой и учеником, но, прежде всего – посредник между ребенком и человечностью. Мы учимся у своих учеников искреннему проявлению человечности, иначе не сможем двигаться вперед и, соответственно, вести их за собой. Учитель — это не простая профессия, это – особая миссия, особый склад души и ума, особое сердце, открытое детям.

Мы учимся все отведенное нам педагогическое время. И это прекрасно! Человеку интересно жить, пока он кому-то приносит пользу, пока деятелен и успешен. Наша профессия помогает нам быть активными людьми. Желание учиться – это признак надежды, что в будущем ты передашь свои знания молодому поколению. А значит, будешь нужен своей стране, своей школе, своим любимым детям.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector