Чему учить педагогов
«Я придерживаюсь принципа: раз учишь — учись сам». Педагоги — о том, как оставаться в тренде
О том, как выбирать курсы, искать новые знания и свободное время
Чтобы идти в ногу со временем, необходимо постоянно получать новые знания: читать профессиональную литературу, оканчивать курсы повышения квалификации и онлайн-программы. Особенно это касается тех, чья профессия — учить других. «Цех» поговорил с четырьмя учителями о том, что они делают для саморазвития, где черпают вдохновение и получают новую полезную информацию.
Мы живем в быстро развивающемся и конкурентном мире, учиться и изучать новые технологии нужно постоянно. Я в свое время думал, что обойдусь одним высшим образованием, в результате получил четыре (кроме учителя информатики, у меня диплом инженера связи, специалиста по аналитике и социальным манипуляциям и руководителя образовательной организации) и окончил больше 78 курсов. Если будет возможность получить еще одно высшее или пройти еще какой-то курс, сделаю это с большим удовольствием.
Я стараюсь идти в ногу со временем, и мне в этом очень помогают не только мастер-классы и форумы, но и интернет-ресурсы. Например, на profil.mos.ru всегда есть информация о мероприятиях образовательных организаций по профильному обучению в Москве, snt.mos.ru позволяет принимать вместе с детьми участие в различных чемпионатах, на stepik.org — огромная база бесплатных онлайн-курсов по любым предметам. А еще я активно пользуюсь Московской электронной школой — этот ресурс очень помогает в подготовке к урокам, благодаря обширной библиотеке электронных материалов и сценариев, а также позволяет «подсмотреть» за коллегами. Из необычного — я однажды абсолютно случайно попал на курсы по управлению беспилотными летательными аппаратами (сертификат на обучение подарили друзья), а в результате это пригодилось и в работе. В 2016 году мы вместе с учениками приняли участие в Чемпионате Европы по этой компетенции и заняли первое место.
Свободного времени у меня практически нет, но если вдруг появляется, я посвящаю его бегу или чтению. Из последнего, что прочитал, понравилась книга Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей». Важно, что в ней не просто дается набор отдельных психологических приемов или новомодных инструментов саморазвития, а системный подход к развитию характера. Она помогает стать лучшей версией себя. Из всех соцсетей больше всего предпочитаю youtube, там я подписан сразу на несколько каналов: Информатик БУ, Computer Science Center, Академия Яндекса, Технострим MAILGROUP, Лекториум, Фоксфорд.
Последние годы в Москве проходит процесс модернизации школ. Главное требование к учителям — массовое качественное образование, а для этого необходимо выстроить правильную систему повышения квалификации и мотивации учителей. Раньше было много теоретических занятий и мало по формированию практических навыков, сейчас второму наоборот уделяют большее внимание, увеличивается количество значимых бесплатных профессиональных конкурсов и олимпиад для учителей. Я уже второй год подряд принимаю участие в олимпиаде «Новый учитель для новой информатики». В прошлом году стал призером по результатам увлекательных и непростых испытаний. Я считаю, главное — никогда не останавливаться на достигнутом.
Новые принципы системы образования помогают нашим детям достичь высоких результатов на международном уровне. Конечно, многое зависит от учителя. Если педагог не продолжает сам учиться и развиваться после школы, училища или вуза, то и его ученики будут ограничены ровно тем, какие знания он получил во время учебы. Важно не только углубляться в свою профессиональную область, но быть развитым всесторонне, чтобы уроки были интереснее. Мне кажется, нужно стремиться к метапредметным занятиям: когда на уроке, скажем, музыки вспоминают и историю, и физику.
Развиваться и повышать квалификацию учителю любой специальности значительно помогают ресурсы московского образования. На сайте dpomos.ru есть всё — от курсов логопедии и работы со школьной библиотекой до курсов по управлению организацией и подготовке к проверке ГИА (Государственной итоговой аттестации). Причем, курсы как оффлайн, так и онлайн, что очень удобно.
В Москве проводят очень много очных мероприятий. Главное — форум «Город образования», один из самых больших в мире. Там всегда много полезных лекций, мне в последний раз запомнилась лекция о мотивации учеников. Полученные на ней знания очень помогают в работе. В октябре РБК также организовывал интересную конференцию о трендах в образовании.
Моя главная страсть — путешествия. Мне нравится оказываться в совершенно незнакомом месте и узнавать, чем там живут люди. В свободное время я люблю собираться с друзьями и играть в настольные игры. Кстати, они сильно прокачивают умение понимать людей — это очень важно для любого педагога. На книги времени практически нет, но очень вдохновляют истории из сообщества «Подслушано у учителей». Там учителя советуются друг с другом, задают вопросы, жалуются на проблемы. Это мотивирует развиваться, чтобы потом помогать другим и менять образование к лучшему.
В сфере дополнительного образования сейчас происходит много интересного. Руководство города очень заинтересовано в развитии этой области, потому что во-первых, это помогает лучше подготовить учеников в олимпиадам, результаты которых влияют на рейтинг школы, и в целом делает жизнь учеников интереснее. В том же рейтинге есть такой показатель, как «удовлетворенность образовательной организацией», который зависит от того, какой процент детей остается в своей школе. И тут очевидно, что если у ребенка, помимо обязательных предметов, есть возможность посещать какие-то кружки, и он получает от этого удовольствие, то и родителям не захочется никуда его переводить.
Как говорит Владимир Михайлович Лизинский (кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии АПКиППРО — Прим. «Цеха»): «Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить». Я придерживаюсь того же принципа: раз учишь — учись сам.
Вообще, город предоставляет учителю огромное количество возможностей и ресурсов для самореализации. Так, в 2019 году «Московский центр качества образования» провел акцию «5 на 5» — тренинг для учителей в формате ЕГЭ по любым пяти выбранным предметам. Победители отправились в Финляндию обмениваться опытом с зарубежными коллегами.
Если учитель подготовил два сценария урока в МЭШ (Московская Электронная Школа — Прим.«Цеха») и получил за них грант, то он смело может подавать заявку на повышение квалификационной категории. Вообще МЭШ — это один из самых успешных проектов за последнее время, он даже вошел в 100 лучших проектов в мире. Там есть абсолютно все, что нужно для проведения урока, поэтому на подготовку теперь уходит минимум времени. И главное, что авторы всех уроков, учебных пособий, приложений и тестов —практикующие учителя.
Чтобы быть актуальным и оставаться в курсе главных тенденций в сфере образования, я стараюсь посещать различные мастер-классы своих коллег, вебинары, форумы — например, «Город образования», который проводят в Москве каждый год. Недавно я закончил курсы от МЦРКПО «Азбука управления» — о том, как начинающему руководителю образовательного учреждения стать успешным. Занятия проводили директора, заместители и сотрудники департамента образования.
Работа с подрастающим поколением требует от педагога железной выдержки, гибкости, быстроты реакции и психологической грамотности. Что касается последнего, я посетил психологические тренинги во время всероссийского форума «Учитель будущего» в 2013 году. Он оказался очень полезным, на нем выступали известные в сфере образования люди, авторы-составители материалов ЕГЭ. Многие средства, приемы и новаторские методики я успешно применяю в своей работе и по сей день.
Меня вдохновляет моя работа, я каждый день открываю для себя что-то новое. Особенно в детях, которых обучаю: их победы, улыбки и простое «спасибо». Ради этого стоит приходить на работу.
Что касается соцсетей, я зарегистрирован в инстаграме и фейсбуке, но использую их в основном для общения с коллегами, учениками и выпускниками. Много читаю, но в основном, классическую литературу — благодаря ей, я приобретаю для себя гораздо больше, чем когда читаю научные, мотивационные или психологические книги. Например, недавно перечитал «Героя нашего времени» Лермонтова.
Быть учителем — значит ни на минуту не переставать учиться самому. В начале декабря я защитила магистерскую диссертацию по педагогике и уже подумываю над следующим образованием по специальности менеджмент в образовании, осталось только определиться с вузом. Кстати, современные технологии — то, что позволяет сделать уроки более интересными, полезными и вдохновляющими. Я пользуюсь порталом МЭШ и разными приложениями, например, Words, Duolungo или fluentU для учеников постарше.
Вообще, к саморазвитию и самомотивации учителей подталкивает сама образовательная система — в 2020-м вступят в силу очередные обновления в схеме повышения квалификации. Так, для оценки коммуникативных и психологических навыков педагогам предложат записать видео-урок по план-конспекту и выполнить кейс — составить план действий на основе вымышленной ситуации, например, социализации детей из неблагополучных семей.
Я каждый месяц хожу на тренинги и форумы, активно участвую в проекте «Управленческая среда молодого педагога», в начале ноября посетила тренинг по профориентации для школьников, а в апреле планирую пройти курс ораторского мастерства в школе «Король говорит». Мне было важно понять, что тайм-менеджменту сейчас надо начинать обучать уже в школьном возрасте. Даже при составлении плана урока преподавателю стоит думать о том, сколько времени ученик затратит на выполнение того или иного задания. А еще вместе с классом я регулярно посещаю «Субботы московского школьника», например, на очереди у нас — посещение Mosobr.TV.
Меня всегда вдохновляли учителя, которые «горят» своим делом и которым есть, чем поделиться с коллегами и учениками. Сейчас я состою в нескольких группах во «ВКонтакте», в том числе Teaches who care и Ege expert, где мы обмениваемся информацией и создаем вебинары. На очереди — вебинар по подготовке к ЕГЭ. Кстати, если говорить о современных технологиях, я стараюсь использовать их и во время уроков. Это позволяет сделать их более интересными, полезными и вдохновляющими. Я пользуюсь порталом МЭШ и разными приложениями, например, Words, Duolungo или fluentU для учеников постарше.
Еще я подписана на Ted Talks и Teen Talks в youtube и много читаю. Из последнего очень запомнилась книга народного учителя России Ю. В. Завельского «Еще раз об учителе. Мысли вразброс» про смысл педагогики. Ее точно будет интересно прочитать педагогам, руководителям образовательных учреждений и вообще всем, кто неравнодушен к проблемам воспитания.
Материал опубликован при поддержке Департамента образования и науки города Москвы.
Педагогическое эссе «Чему учит и чему учится современный педагог»
материал на тему
Педагогическое эссе «Чему учит и чему учится современный педагог»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогическое эссе | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Каплий Татьяна Егоровна
«Чему учит и чему учится современный педагог»
Каплий Татьяна Егоровна,
учитель православной культуры,
МОУ «Пролетарская средняя
общеобразовательная школа №2»
«…Если учитель соединяет
в себе любовь к делу и к ученикам,
он — совершенный учитель». Л.Н. Толстой.
Современный учитель.… Каким он должен быть? Вопрос интересный. Он должен быть родным и таким учитель должен быть всегда: и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что он учитель! Труд его должен быть оценен по достоинству, должен быть востребованным! «Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру», так говорил Д.С. Лихачев.
Чтобы добиться этого учитель должен обладать такими характеристиками:
- любит детей и проявляет к ним интерес;
- знать психологию учащихся разных возрастов;
- ценить личность ребенка;
- уметь наблюдать за поведением детей и делать выводы;
- оценивать интеллектуальный потенциал и строить стратегию индивидуального развития ребенка;
- легко общаться с детьми, добиваться их любви и уважения;
- успешно руководить детским коллективом;
- глубоко знать свой предмет;
- быть готовым к инновациям и стремится развиваться.
На наших глазах меняется страна, меняется и школа, меняется и жизнь современного ученика. И учитель не должен отставать от этой бурлящей жизни, поэтому современный педагог должен быть требовательным, но справедливым и всегда давать право ученику ответить, реализовать себя. Конечно, для этого необходимо быть опытным специалистом, настоящим профессионалом своего дела. Но что главное в работе учителя? Главное – показать ребенку мир, какой он есть на самом деле. Какой он, современный учитель? Современный человек — это тот, кто понимает своеобразие детей нашего времени, выявляет самые лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощряет детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний.
Вот главные особенности, присущие современным ученикам:
- легкое восприятие информации;
- высокий интеллектуальный потенциал и разнообразие его проявлений;
- умение быстро осваивать электронные новинки;
- прагматичность;
- слабая ориентация в проблемах реального мира;
- невысокий уровень двигательной активности;
- недостаточный самоконтроль;
- снижение учебной мотивации .
Такие разные характеристики современных детей создают особые предпосылки для учительского творчества. Изучая новые подходы и сохраняя педагогические находки прошлых лет, современный учитель строит свою систему обучения, он должен быть интересен каждому ребенку. Поэтому современный педагог просто обязан быть гибким.
Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. Я думаю, что эти слова Льва Николаевича актуальны и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Главной задачей работы учителя в настоящее время является: помогать детям получать новые знания, используя современные информационные технологии и эффективные методы обучения, уметь сформировать у ученика информационную компетентность, развивать у учащихся любознательность, познавательный и творческий интерес.
Говоря другими словами, современный учитель не просто передает имеющиеся у него знания, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение, уважать мнение других людей, используя знания, полученные на занятиях в школе.
Учитель, прежде всего, должен любить детей. Это значит, что общение с детьми будет ему интересно, суждения школьников не покажутся ему глупыми и скучными, их дела будут его искренне интересовать и волновать. Это значит видеть в детях – личность, наделенных определенными характерами, с которыми следует считаться. Учитель должен входить в класс с улыбкой на лице показывая этим, что он рад видеть своих учеников, рад общению с ними, он должен чувствовать, что его опыт, его знания ведут за собой учащихся. Он учит школьника трудиться, думать, творить, стремится, чтобы его ученик был соавтором: спорил, делился мнением, выступал, высказывал свою точку зрения. Настоящий учитель обращается к истокам народной культуры, которые обогащают человека, облагораживают его душу, учат его ценить прошлое и настоящее. Роль учителя в развитии общества является важной, так как они передают знания из поколения в поколение.
Мне кажется, что настоящий учитель должен быть отзывчивым, понимающим и умеющим поддержать школьника, подбодрить его в трудную минуту, но с другой стороны — педагог должен быть строг и справедлив, это дисциплинирует детей и учит быть ответственными. На протяжении всей своей профессиональной деятельности современный педагог сам учится, совершенствует свое мастерство, делится опытом работы со своими коллегами, проводит мастер-классы, открытые уроки, участвует в различных конкурсах, пишет статьи, проводит семинары. Учитель — это личность, которая умеет не только учить детей, но и сама способна учиться у своих учеников. Наш мир находится в постоянном движении. Имеет ли право учитель оставаться прежним? Вряд ли такой педагог будет полезен обществу, лишь тот, кто сам способен освоить и оценить новую информацию, сможет вести за собой активных, познавательных, и обладающих потенциалом детей.
Какие же учителя 21 века должны быть? Они должны быть: энергичные, образованные, легко адаптирующиеся к изменениям люди, это педагоги, глубоко знающие свой предмет и желающие передать свои знания детям.
Меняется мир, совершенствуется система образования , на смену устаревшим требованиям к учителю приходит современный стандарт педагога. Он содержит профессиональные и личностные характеристики, необходимые специалисту для работы с детьми, это качества, которые позволят педагогу создать развивающую среду и помочь детям осознать новую информацию, освоить важные для них знания, умения и навыки.
Уровень современного педагога позволит проектировать и моделировать ситуации и события, которые обогатят эмоции и ценностные ориентации детей. Такой ребенок будет готов преодолеть все жизненные трудности и сможет реализовать себя даже в сложных условиях. Профессиональный стандарт содержит требования государства к педагогу.
Какой же он, современный учитель? Каждое поколение ищет ответ на этот вопрос и создает образ идеального педагога, а это означает, что профессия учителя не утратила своего значения для общества
Таким образом, учитель, как и 100 лет назад, должен быть широко образованным, добрым, интеллигентным, красивым, понимающим детей, быть всегда интересен, потому, что УЧИТЕЛЬ большую часть своего времени профессионально занимается воспитанием и обучением детей.
Я считаю, свою работу очень важной и горжусь своими детьми, так как в каждом из них заложен большой творческий потенциал, который предстоит мне раскрыть. Учитель, педагог — сколько в себе таят эти слова! Я — учитель! И это звучит гордо!
«Ты каждый день ставишь оценки, но боишься, что кто-то оценит тебя». Как и чему учить педагогов в 2020 году
«Ты каждый день ставишь оценки, но боишься, что кто-то оценит тебя». Как и чему учить педагогов в 2020 году
Чтобы современные дети услышали, поняли учителя, поверили ему и захотели вместе двигаться дальше, педагогу недостаточно просто знать свой предмет. Что еще ему нужно для успешной работы? Эксперты в области образования и команда сервиса «Яндекс.Учебник» обсудили этот и другие вопросы на круглом столе «Компетенции современного учителя». А мы записали главные тезисы.
«Знаем теорию, но не можем показать, как это работает на практике»
Сегодня в профессиональной среде практически отсутствуют специалисты, которые могли бы научить педагогов проектной работе, целеполаганию, планированию своего времени, работе в рамках метапредметности — в общем, тем гибким навыкам, которым сами преподаватели впоследствии должны учить школьников и студентов.
Марина Вайндорф-Сысоева, профессор МПГУ, руководитель магистерской программы «ЭОТ»:
«Первая проблема, которая возникает при формировании гибких навыков, — это подготовка методистов. Тех, кто мог бы обучать всему этому будущих педагогов в вузах. Причем не только теоретически. В пединституте мы сами говорили преподавателям: «Вы рассказываете нам о технологии погружения, но лучше покажите, как это делается».
Сегодня история продолжается: все мы можем отлично знать теорию, хорошо ее объяснять, а надо же показать аудитории, как это работает на практике. Но для этого нужны методические объединения в вузах, необходимы квалифицированные кадры.
Плюс, говоря о гибких навыках, важно по-новому посмотреть на систему повышения квалификации учителей. Если мы учим педагога развивать современные компетенции, мы должны поддерживать его и далее, после курса. Да, учитель должен быть в первую очередь хорошим предметником. Все остальное — надстройки. Но в этих надстройках важно поддерживать его непрерывно.
Оставленный один на один с проблемами и постоянно меняющейся действительностью, педагог не сможет полноценно развиваться и идти в ногу со временем».
Чего же не хватает учителям? Исследование «Яндекс.Учебника»
1. Какие свои навыки учителя хотели бы развивать?
- выстраивать индивидуальные образовательные траектории;
- обеспечивать профилактику собственного выгорания;
- работать с цифровыми инструментами в образовании.
2. Три фактора, которые, по мнению педагогов, оказывают наибольшее влияние на образовательный результат:
- использование заданий, учитывающих уровень ученика;
- регулярная обратная связь ученикам;
- совместная работа учителей по методикам обучения.
3. Два фактора, которые оказывают наибольшее влияние на создание доверительных отношений с ученикам:
- учитель создает в классе справедливую и позитивную атмосферу;
- видит свою цель в том, чтобы ученики доверяли ему и друг другу.
«Педагог — профессия, где без качественной коммуникации не обойтись»
Современные педагоги достаточно коммуницируют с коллегами, учениками, родителями. Но как правильно выстраивать отношения с детьми, решать проблемы в коллективе, работать в команде, договариваться? Все это вопросы, ответы на которые в профессиональном сообществе только начинают искать.
Наталья Тарасова, директор НИИ социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук, доцент:
«Педагог — профессия, где без качественной коммуникации обойтись невозможно. Но наши исследования показывают: большая часть учителей озабочена скорее контролирующими функциями. Это не осознанный выбор, на их плечи просто ложится огромное количество нагрузки. И вместо того чтобы задуматься и осознать, что время изменилось, дети стали другими, общаться нужно по-новому, приходится формализовывать бесконечные структуры и планы, действовать по шаблону.
Если посмотреть на рейтинговые школы с высокой успеваемостью, то можно отметить: секрет их успеха в том, что там выстроена совершенно особая модель взаимодействия — не контролирующая, а формирующая. Услышать другого, получить обратную связь, выстроить отношения внутри коллектива и, конечно, с детьми, организовать внутреннюю систему поддержки, наставничества — все это очень важно.
Но коммуникация — это то, что сложно насадить сверху, заниматься ею нужно изнутри школы, постоянно, то есть уйти от формальностей, шаблонов, гиперконтроля
Мы часто пытаемся ликвидировать проблемы в предметных знаниях педагогов, но забываем про все остальное. А при этом современному учителю крайне необходима еще и методическая, технологическая компетентность. Ведь что такое те самые гибкие навыки? Это умение решать сложные задачи. Но не задачи по математике, физике или химии. Имеются в виду психолого-педагогические задачи, с которыми современные педагоги, увы, часто не справляются».
«Дефицит профессиональной рефлексии»
Действующая система повышения квалификации учителей безнадежно устарела, она не позволяет поддерживать актуальные компетенции, а базируется на предметных знаниях и программах, разработанных 10–20 лет назад. И мотивация учителя сводится к получению очередной корочки, а не к новым знаниям.
Анна Хамардюк, директор Департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования:
«В рамках национального проекта «Образование» сейчас меняется система оценки качества работы учителей. В регионах, например, создаются ЦОКи (Центры оценки квалификации), где будут выявлять профессиональные дефициты педагогов и далее выстраивать обучение так, чтобы можно было быстро и эффективно их ликвидировать. Причем эта оценка, повышение квалификации не связаны с обязательностью, это принцип добровольности, который зафиксирован в законодательстве.
Самый серьезный дефицит, который есть у действующего педагогического состава в нашей стране, — это дефицит профессиональной рефлексии («Меня еще не оценили, а я уже боюсь»). Ты каждый день ставишь оценки, но что, если кто-то начнет оценивать тебя? Да, мы не можем выйти в рефлексивную позицию, нас этому просто не научили. И практика работы не способствовала тому, чтобы эта способность сформировалась.
Поэтому и оценка квалификации должна осуществляться не внутри системы, а извне, по принципу того же ЕГЭ. Тогда педагог будет не просто приходить за очередной корочкой раз в пять лет, у него появится мотивация отрефлексировать свои профессиональные дефициты, подтвердить или повысить квалификацию, утвердиться в том, что он профессионально чего-то стоит, что его работа действительно важна».
«Учитель редко видит, где его точки роста»
Даже современные учителя не всегда могут объективно оценить свою компетенцию, осознать, в какую именно сторону им следует двигаться. При этом тема профессионального развития не теряет актуальности. Как совместить две эти задачи?
Марина Шалашова, профессор, директор института дополнительного (непрерывного) образования МГПУ:
«Проблема с выявлением дефицита у учителя, действительно, есть. Сами педагоги редко видят свои точки роста. Но, как правило, дефицит не в предмете. Он в методике и — наибольший — в психолого-педагогических компетенциях.
Как решать эту проблему? Мы разработали диагностику профессиональных дефицитов, которую проходят перед программами повышения квалификации. На основе результатов этой диагностики можно выстроить персонифицированные программы повышения квалификации. Цель — запустить профессиональную рефлексию. Учитель не всегда задумывается, почему он поступает именно так или иначе, а мы, смоделировав типичные ситуации, призываем проанализировать это.
Плюс в зависимости от задачи в профессиональном коллективе могут появляться новые образовательные программы: внутри школ, например, можно развивать корпоративное образование. Работать над решением метапредметных задач каждому учителю по отдельности неэффективно, важно делать это в коллективе. Однако при этом необходимо учитывать, что у учителей есть и личные запросы, личные дефициты — и ликвидировать их точечно. Для этого уже тоже существуют механизмы».
«Педагогу надо дать безопасное пространство для рефлексии»
Да, но как именно педагогам понять, где могут быть точки роста? Часто учителей отправляют на повышение квалификации без учета его реальных потребностей, просто по принципу «Все едут, ты тоже поедешь».
Ирина Савицкая, эксперт «Яндекс.Учебника»:
«Несмотря на то что «Яндекс» — это IT-компания, мы считаем, что в любом образовательном сценарии фигура учителя — главная. Когда мы стали заниматься курсами и вебинарами для учителей, то решили делать это системно и опросить их самих. Задали простой вопрос: «Чего вам не хватает, если вы задумываетесь о повышении квалификации?» Он вызвал у педагогов ступор. Кто-то вообще не был готов к ситуации выбора, кто-то отправил нас к директорам — ведь обычно именно они рекомендуют курсы повышения квалификации.
Так мы поняли, что нужно идти сразу по двум направлениям: опрашивать учителей, создавая карту их проблем, а также предложить легкую диагностику, чтобы они сами могли понять свои слабые места, а потом ещё и получить практические рекомендации.
Именно такую диагностику «Компетенции современного учителя» мы запускаем 10 марта. Она основана на отобранных нами компетенциях Джона Хэтти, известного специалиста, занимающегося метаанализом критериев успешности учеников.
В нашу диагностику мы включили только те факторы, которые зависят конкретно от учителя, а не от социальной среды, родителей или самого ученика. Мы выделили шесть компетенций, разработав по ним 24 кейса, дав любому педагогу простую и безопасную форму профессиональной рефлексии, результат которой виден только ему самому. Причем в этом результате будет не только оценка навыков, но и показатель относительно подобной ему группы (например, педагог средней школы, гуманитарное направление, стаж).
В результате будут также рекомендации по работе над теми самыми навыками. Для них мы отобрали все лучшие курсы и ресурсы, которые есть на рынке и связаны с каждой конкретной компетенцией. Так у учителя появляется его персональный набор возможностей, которым он может воспользоваться в любой момент, чтобы узнать чуть больше о себе самом».
С 11 марта по 11 апреля в онлайн-тесте «Я учитель» смогут поучаствовать педагоги всей страны. Для бесплатного участия в интенсиве нужно зарегистрироваться на сайте проекта.
Фотографии предоставлены Московским образовательным телеканалом
«Век живи – век учись или чему мы можем научиться у своих учеников»
«Учитель лишь до тех пор остается учителем,
пока сам учится. Как только он перестает
учиться, он перестает быть учителем»
Профессия педагога одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят от компетентности учителя, его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя…
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремления к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Роль учителя – «стоять не над, а рядом», «я помогу, я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «дать каждому ребенку возможность проявить себя». Ученик – это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь.
Наша профессия требует постоянного совершенствования. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, нужно постоянно идти вперед, постоянно находиться в творческом и профессиональном поиске, чтобы быть успешным и интересным для своих учеников. И тогда ученики начинают воспринимать такого учителя иначе – как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству. Да и учителю самому нужно быть немножко ребенком, чтобы чувствовать., чем именно он может заинтересовать детей, что им близко и понятно.
Что значит для меня быть учителем? Не возможность учить чему-то детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя что-то новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей, находить в этом радость и удовлетворение, думать о своих учениках, любить их. Да, для меня «учитель» не профессия, не работа. Быть учителем – это и значит жить.
Таким образом, я не работаю учителем, я живу им. Живу для детей. Моя цель – научить детей любить учиться, заинтересовать их, а дальше они сами найдут свой путь. Жизнь учителя – это прежде всего творчество, которое может выражаться не только в постоянной потребности к самосовершенствованию. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Ум учителя, соединенный с его добротой, есть мудрость, которая приносит учителю доброе имя, спокойную совесть и прочное счастье.
Если рядом с учеником будет педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать что-то новое, то он становится неинтересен учащимся. «Век живи, век учись» – это старая поговорка как никогда актуальна. Сегодня ее надо понимать в прямом смысле. И нам, педагогам, нужно учиться быть современными. Учителем быть прекрасно, почетно, но при условии, если педагог может создавать такую жизнь, в которой будет комфортно всем участникам учебного процесса.
Мне ясно, что хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний,» — эти слова В.А.Сухомлинского мне близки.
Учитель- это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнаний ученика и вместе с ним совершить восхождение. Именно учитель открывает ребенку дверь в мир, и от того, как он это сделает, зависит многое.
Учитель не боится трудностей. Учить и учиться для нас естественный процесс. Мы учимся на курсах, готовимся к урокам, усваиваем новинки педагогической мысли, проверяем тетради… И это только малая доля того, что делает учитель. Но в этом весь смысл нашей жизни. Мы не из тех, кто боится трудностей.
Наша профессия сродни актерскому мастерству, ведь актер каждый спектакль проживает по-разному, совершенствуясь и находя новые грани своего героя. Так учитель каждый свой урок, свою каждую тему пытается довести до совершенства. А это очень не просто. Ты не только должен красиво и в полном объеме преподнести материал, но дать его настолько легко и доступно, чтобы даже самый слабый ребенок в твоем классе усвоил пройденную тему. Но ведь надо еще суметь преподнести его так, чтобы у ученика появилось желание самому узнать что-то новое. А как учитель может достичь такого совершенства? Опять же, только учась.
На Востоке говорят: «Настоящий учитель — это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик — тот, кто видит в каждом своего учителя». Что уж говорить о наших детях? Это – наши лучшие учителя. Немного найдется профессий, в которых ежедневно можно учить и учиться. Чему же все-таки могут научить нас наши дети? Дети учат любить нас искренне, нежно, бескорыстно. Любить просто так, так же, как, например, они любят родителей.
Еще в первой половине XIX века К.Д. Ушинский писал: «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения и только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества». Поэтому учитель, как и ребенок, должен быть источником любви, излучать только свет и тепло, так как никакая сумма знаний без доброты и порядочности не принесет знаний. Только настоящий профессионал может зажечь в сердце ребенка искорку знаний. Такие учителя надолго остаются в памяти и в сердце учеников. И дети даже через много лет помнят своих учителей, которые не только передали им знания и опыт, но подарили свою любовь, тепло и заботу, поддержку и вдохновение.
Дети для нас — источник радости и стимул постоянно развиваться, идти в ногу со временем. Мы учимся у детей открытости, светлому взгляду на жизнь, умению видеть красоту и гармонию мира. Мы учимся у них непосредственности, честности, интуиции, естественности и простоте. Многому можно научиться у своих учеников. И мы благодарны им за это. Иногда бывает очень полезно взглянуть на обычные вещи глазами ребенка и увидеть мир совершенно в ином свете. А мысли наших учеников? Они очень часто отличаются от прописных истин взрослых своей глубиной. Ш.А.Амонашвили писал: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».
Быть современным учителем трудно , но возможно. Главное, учителю надо учиться быть самому счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья:, они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Учитель — не только связующее звено между поколениями, не только посредник между культурой и учеником, но, прежде всего – посредник между ребенком и человечностью. Мы учимся у своих учеников искреннему проявлению человечности, иначе не сможем двигаться вперед и, соответственно, вести их за собой. Учитель — это не простая профессия, это – особая миссия, особый склад души и ума, особое сердце, открытое детям.
Мы учимся все отведенное нам педагогическое время. И это прекрасно! Человеку интересно жить, пока он кому-то приносит пользу, пока деятелен и успешен. Наша профессия помогает нам быть активными людьми. Желание учиться – это признак надежды, что в будущем ты передашь свои знания молодому поколению. А значит, будешь нужен своей стране, своей школе, своим любимым детям.